Гоголь женитьба что это

Краткое содержание Гоголь Женитьба

Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле, рассказывает ему о купеческой дочери Агафье Тихоновне Купердягиной. Девушка хочет в мужья непременно дворянина и Фекла Ивановна, на жалея хвалебных слов, расписывает достоинства невесты.

В это время в комнате Подколесина появляется его приятель Илья Фомич Кочкарев. Поначалу он пытается ругать сваху за свою женитьбу, но узнав, что та устраивает сейчас судьбу Подколесина, быстро меняет настроение и горячо поддерживает Ивана Кузьмича в его желании жениться. Начиная соблазнять друга картинами семейной жизни, домашнего уюта и детей, похожих на Подколесина, убеждает его ехать к невесте тотчас же.

Пока друзья собираются, Фекла Ивановна успевает придти в дом невесты и начинает рассказывать ей о том, каких женихов для нее нашла. В этот момент раздается стук в дверь. Приходит один из женихов и Агафья Тихоновна убегает переодеваться. Один за другим приходят несколько человек, желающих жениться на купеческой дочери, Среди них и Подколесин с Кочкаревым. Последний бесцеремонно начинает подсматривать за Агафьей Тихоновной в замочную скважину, чтобы убедиться, что невеста хороша собой. Девушка выходит к претендентам со свахой и своей тетей Ариной Пантелеймоновной. Завязывается общий разговор, который так смущает невесту, что она сбегает в другую комнату, за ней следуют обе женщины. Потенциальные женихи озадачены и начинают обсуждать девушку. Одному не нравится ее нос, другой сомневается в ее умении изъясняться по-французски. Слушая их, Подколесин приходит к выводу, что Агафья Тихоновна ему не нравится и уже готов отказаться от своих намерений, но Кочкарев убеждает его, что прочие женихи специально наговаривают на невесту, чтобы избавиться от конкурента.

Илья Фомич показывает себя знатным интриганом, начиная сам оговаривать Купердягину, приписывая ей различные недостатки. Все женихи разбегаются, кроме Подколесина и еще одного претендента, уверенного, что у него с Агафьей сложится все замечательно. Тем временем Кочкарев убеждает невесту, что лучшая партия для нее именно Подколесин, а остальных нужно прогнать, очерняет их, придумывая им различные пороки. Последний жених, услышав этот разговор, возмущается и оскорбленный покидает купеческий дом.

Кочкарев делает Агафье Тихоновне предложение от лица Подколесина и получает ее согласие. Он уходит организовывать венчание, невеста удаляется переодеться в свадебное платье. Подколесин, оставшись в комнате один, сначала радуется тому, как все устроилось, но потом начинает сомневаться в правильности предстоящей женитьбы. Он уже готов уйти, но стесняется слуг, которые могут спросить его, куда он собрался. Жених сбегает через окно.

Главная мысль рассказа Женитьба

Основная мысль произведения в том, что необходимо иметь собственное мнение и уметь нести ответственность за свои действия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Женитьба. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В своем романе «Эмиль, или воспитание», Руссо изложил теорию воспитания ребенка. В книге он описал особенности формирования физического, морального и умственного воспитания ребенка на разных этапах его развития.

Мистер Марлоу директор акционерной компании и владелец яхты «Нелли». Он рассказывает историю, которая произошла с ним в Центральной Африке.

Москва. 1682 год. В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб

В молодости паромщик Филипп Тюрин все общественные вопросы принимал близко к сердцу. Да, он был ярым общественником: во время выборов, например, он всегда работал на избирательных участках.

Здесь рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге.

Источник

Женитьба (пьеса)

«Жени́тьба или Соверше́нно невероя́тное собы́тие в двух де́йствиях» — пьеса Николая Гоголя. Написана в 1833—1835 гг, опубликована в 1842 году. [1]

Содержание

История создания

Гоголь начал работу над этой комедией, называвшейся первоначально «Женихи», в 1833 г. В мае 1835 г. он читал М. П. Погодину отрывки из пьесы «Провинциальный жених» (действие происходило в деревне, но уже были намечены основные герои и сюжетные линии). Примерно в то же время комедия приобрела окончательное название «Женитьба», и её действие было перенесено в Петербург.

Осенью 1835 года и весной 1836 года Гоголь намеревался отдать её на сцену, однако, занявшись «Ревизором», передумал. Пьеса была закончена за границей в 1841 году для готовившегося собрания сочинений. Премьера состоялась 9 декабря 1842 г (в Петербурге) и 5 февраля 1843 г. (в Москве, в бенефис М. С. Щепкина) Оба спектакля не имели успеха. «Женитьба» опережала своё время: как признавали позднейшие критики, она предвещала драматическую манеру Островского.

Сюжет

Дворянин, надворный советник, экспедитор Иван Кузьмич Подколесин хочет жениться. С этой целью он обращается к свахе Фёкле Ивановне (старухе). В то же время 26-летняя [2] купеческая дочь Агафья Тихоновна Купердягина решает выйти замуж. Но ей важно, чтобы жених был дворянином. Она тоже обращается к Фёкле Ивановне. Тётушка невесты (отец и мать Агафьи Тихоновны умерли [3] ) против такого неравного брака и предлагает ей жениха из её среды, «хорошего торговца», а Фёклу называет лгуньей. Фёкла решает поженить героев, но Подколесин всё никак не может решиться и дальше разговоров не идёт.

В один прекрасный момент к Подколесину приходит его друг, Илья Фомич Кочкарёв и, застав Фёклу у Подколесина (Фёкла в своё время женила Кочкарёва [4] ), узнаёт о планах своего друга. Ему захотелось немедленно женить Подколесина. Тогда Кочкарёв узнаёт у свахи необходимую информацию о невесте, отправляет сваху восвояси и убеждает Подколесина поехать знакомиться.

Тем временем обиженная сваха обегает всех своих клиентов, которые были у неё на примете в качестве женихов, и приводит их на смотрины к Агафье Тихоновне. Фёкла успела позвать четырёх женихов, но пришли только трое: коллежский асессор Иван Павлович Яичница, отставной пехотный офицер Никанор Иванович Анучкин и отставной моряк, лейтенант Балтазар Балтазарович Жевакин. Кроме того, в этот день приходит ещё и намеченный тётушкой Агафьи Тихоновны жених: купец Алексей Дмитриевич Стариков. В результате смотрин женихи до того «исконфузили» Агафью Тихоновну, что та не выдержала и убежала. Чтобы замять происшествие, сваха приглашает женихов «вечеру де на чашку чая чтоб пожаловали». Женихи расходятся, а Стариков уходит совсем, не собираясь возвращаться. Кочкарёв предлагает Подколесину воспользоваться моментом, «изъясниться и всё кончить», но тот боится соперничества и хочет, чтобы невеста сама выбрала. Кочкарёв берётся спровадить всех женихов за обещание Подколесина после этого жениться.

Ближе к вечеру Агафья Тихоновна терзается, кого бы ей выбрать. Все вроде бы не дурны и хороши, но у каждого есть и недостатки. В результате она пытается кинуть жребий, но её останавливает пришедший раньше всех и назвавшийся родственником Кочкарёв. Он наговаривает на других женихов и убеждает Агафью Тихоновну выбрать Подколесина, а других женихов прогнать. В это время начинают приходить другие женихи, каждый хочет прийти немного пораньше, чтобы поговорить с невестой наедине, но в результате только друг другу мешают. В конце концов Агафья Тихоновна, загнанная в угол, решает воспользоваться советом Кочкарёва, прогоняет их («Пошли вон! Ах, боже мой! что я такое сказала?») и сама убегает. Пришедший Кочкарёв под видом родственника рассказывает о ней различные нелицеприятные вещи, такие как «Она дура», «За ней приданного никакого нет», «[Она не знает по французски] Ни бельмеса» (Очень важно для Анучкина). Женихи сначала хотят проверить, но когда приходит сваха не выдерживают и вместо «строжайшего допроса» ругаются на неё и уходят, убеждённые, что Кочкарёв сказал правду. Остаётся один Жевакин, полный рыцарских идеалов, что милым рай и в шалаше. Его Кочкарёв просто обманывает и выставляет за дверь.

После этого Кочкарёв приводит Подколесина, теперь уже единственного жениха, к Агафье Тихоновне и оставляет их вдвоём, чтобы Подколесин сделал ей предложение. Но Подколесин не решается, и после небольшой беседы ни о чём уходит. Кочкарёв в ужасе: ведь уже всё готово, нужно уже через час ехать в церковь. Они разругались, и Подколесин уходит.

Тем временем Агафья Тихоновна мечтает о будущей замужней жизни и переживает, что это Подколесин «так долго мешкается». Кочкарёву каким-то образом удаётся помириться с Подколесиным, снова привести его к Агафье Тихоновне и почти заставить сделать предложение. Но Подколесин в последнюю секунду передумывает, так что предложение за него делает Кочкарёв. Агафья Тихоновна бежит одеваться, чтобы ехать в церковь. Подколесин на эмоциональном подъёме благодарит Кочкарёва. После этого Кочкарёв на несколько минут уходит проверить, всё ли убрано, на всякий случай забирая шляпу Подколесина, чтобы тот не удрал. В одиночестве Подколесин осознаёт непоправимость женитьбы («На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего — всё кончено, всё сделано.»), и решает как-нибудь уйти. Но нельзя, потому что в доме везде стоят люди, «ну, спросят: зачем?». В результате он выпрыгивает в окно и уезжает домой.

Тем временем Агафья Тихоновна с Фёклой и Ариной Пантелеймоновной не могут понять, куда делся Подколесин. Прибежавший Кочкарёв тоже поражён исчезновению друга. Дворовая девка Дуняшка рассказывает, что «оне-с выпрыгнули в окошко…». Женитьба расстроена, тётушка, ругая дворян и Кочкарёва в частности, уводит Агафью Тихоновну, а Фёкла мстительно отчитывает Кочкарёва и прогоняет. Оставшись одна Фёкла ехидно замечает: «Еще если бы в двери выбежал — ино дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!»

Персонажи

Гоголь женитьба что это. Смотреть фото Гоголь женитьба что это. Смотреть картинку Гоголь женитьба что это. Картинка про Гоголь женитьба что это. Фото Гоголь женитьба что это

Гоголь женитьба что это. Смотреть фото Гоголь женитьба что это. Смотреть картинку Гоголь женитьба что это. Картинка про Гоголь женитьба что это. Фото Гоголь женитьба что это

Внесценические персонажи

Гоголь в своих произведениях часто описывает персонажей, которые сами не появляются и не участвуют в действии, однако наделены яркими чертами. Примерами могут служить учитель по исторической части в «Ревизоре», про которого жалуется Городничий («Оно конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?»), или некий чиновник из «Шинели», пошутивший над Акакием Акакиевичем и после этого совершенно преобразившийся.

В «Женитьбе» тоже имеются подобные персонажи:

Выдуманные персонажи

В «Женитьбе» упоминаются персонажи, которые были выдуманы другими персонажами:

Игры с именами

Постановки в театрах

Впервые пьеса «Женитьба» была поставлена 9 декабря 1842 года в Александринском театре: Агафья Тихоновна — Сосницкая, Арина Пантелеймоновна — Бормотова, Фёкла — Гусева, Подколесин — Мартынов, Кочкарёв — Сосницкий, Яичница — П. Г. Григорьев, Анучкин — Беккер, Жевакин — П. И. Григорьев, Степан — Фалеев. [13]
Исполнители последующих постановок Александринского театра: (1864, 1892, 1901, 1909 и др.): Левкеева, Линская, Савина (Агафья Тихоновна); Стрельская (Фёкла); Давыдов, Свободин (Подколесин); Варламов (Яичница); П. В. Васильев, Марковецкий, Сазонов, К. Яковлев (Кочкарёв).

В Москве пьеса впервые была поставлена в Малом театре 5 февраля 1843 года, в бенефис Щепкина, на сцене Большого театра: (Агафья Тихоновна — Орлова, Арина Пантелеймоновна — Сабурова 1-я, Фёкла — Кавалерова, Подколесин — Щепкин (затем П. Садовский), Кочкарёв — В. Живокини (затем Щепкин), Яичница — П. Степанов, Анучкин — П. Садовский, Жевакин — Орлов, Стариков — В. Степанов, Степан — Шуберт).
Последующие постановки: (1848, 1867,1893, 1909): Никулина, Рыжова (Агафья Тихоновна); Акимова, О. Садовская, Турчанинова (Фёкла); В. И. Живокини, Макшеев, Падарин, Рыбаков (Подколесин); Правдин, Шумский, К. Н. Яковлев (Кочкарёв); Лошивский, Парамонов (Яичница); И. Рыжов, Худолеев (Анучкин); Горев, Н. Музиль, Лебедев (Жевакин).

«Женитьбу» многократно ставили многие провинциальные театры Российской империи: в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Минске, Киеве, Харькове, Одессе, Иркутске. Часто пьеса использовалась и в учебных постановках, например в 1886 году в Тифлисской частной гимназии роль Агафьи Тихоновны исполнял Котэ Марджанишвили. [13]

«Женитьбу» Гоголя используют И. Ильф и Е. Петров в сюжете романа «Двенадцать стульев». Пьесу ставит театр «Колумб» на стихи М. Шершеляфамова.

Другие постановки пьесы

Экранизации

Интересные факты

Главный герой пьесы Подколесин был упомянут Фёдором Достоевским в его романе «Идиот» (часть 4, глава 1).

Примечания

Ссылки

Гоголь женитьба что это. Смотреть фото Гоголь женитьба что это. Смотреть картинку Гоголь женитьба что это. Картинка про Гоголь женитьба что это. Фото Гоголь женитьба что это

Гоголь женитьба что это. Смотреть фото Гоголь женитьба что это. Смотреть картинку Гоголь женитьба что это. Картинка про Гоголь женитьба что это. Фото Гоголь женитьба что это Произведения Николая Васильевича Гоголя
ПоэмыГанц Кюхельгартен · Мёртвые души
Повести и
рассказы
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (Сорочинская ярмарка · Вечер накануне Ивана Купала · Майская ночь, или Утопленница · Пропавшая грамота · Ночь перед Рождеством · Страшная месть · Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка · Заколдованное место) · «Миргород» (Старосветские помещики · Тарас Бульба · Вий · Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем) · «Петербургские повести» (Невский проспект · Нос · Портрет · Шинель · Записки сумасшедшего) · Коляска
ДраматургияЖенитьба · Ревизор · Игроки · Утро делового человека · Тяжба · Лакейская · Отрывок · Театральный разъезд после представления новой комедии
ПублицистикаЖенщина · «Борис Годунов», поэма Пушкина · О поэзии Козлова · Скульптура, живопись и музыка · О средних веках · О преподавании всеобщей истории · Взгляд на составление Малороссии · Несколько слов о Пушкине · Об архитектуре нынешнего времени · Ал-Мамун · Жизнь · Шлёцер, Миллер и Гердер · О малороссийских песнях · Мысли о географии · Последний день Помпеи · О движении народов в конце V века · О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году · Петербургские Записки 1836 года · Рецензии из «Современника» · Рецензии, не вошедшие в «современник» · Рецензия для «Москвитянина» (Утренняя заря) · О Современнике · Выбранные места из переписки с друзьями · О сословиях в государстве · Авторская исповедь · Размышления о Божественной Литургии
Несохранившееся
и отрывки
Владимир третьей степени · Рим · Ночи на вилле · Альфред · Гетьман · Страшный кабан (малороссийская повесть) · Отрывки на неизвестных пьес · Наброски плана драмы из украинской истории · Страшная рука · Фонарь умирал · Дождь был продолжительный · Рудокопов · Семён Семёнович Батюшек · Девицы Чабловы · Что это?
ПрочееИталия · «Арабески» · Приложения к «Ревизору» · Учебная книга словесности для русского юношества · Письма
Связанные статьиГоголь в музыке и кинематографе · Гоголь в нумизматике · Гоголь в филателии · Памятники Гоголю в Москве · Василий Гоголь-Яновский · Афанасий Гоголь-Яновский · Гоголь-Яновские

Полезное

Смотреть что такое «Женитьба (пьеса)» в других словарях:

Женитьба — Свадьба Женитьба (пьеса) пьеса Н. В. Гоголя Женитьба (опера) опера М. П. Мусоргского «Женитьба» балет Александра Журбина на сюжет пьесы Н. В. Гоголя Женитьба фильм 1909 года, режиссёр Пётр Чардынин Женитьба Бальзаминова… … Википедия

Женитьба Бальзаминова — Женитьба Бальзаминова: Женитьба Бальзаминова (пьеса) пьеса Александра Николаевича Островского. Женитьба Бальзаминова (фильм, 1964) фильм режиссёра Константина Воинова, снятый в 1964 году. Женитьба Бальзаминова (фильм, 1986) … Википедия

Женитьба Бальзаминова (значения) — Женитьба Бальзаминова (пьеса) пьеса Александра Николаевича Островского Женитьба Бальзаминова (фильм) фильм режиссёра Константина Воинова снятый в 1964 году Женитьба Бальзаминова (фильм, 1989) фильм балет режиссёра… … Википедия

Женитьба Бальзаминова (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Женитьба Бальзаминова (значения). За чем пойдёшь, то и найдёшь. Женитьба Бальзаминова Жанр: комедия Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский … Википедия

Женитьба Фигаро (пьеса) — Титульный лист первого издания 1785 г. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» пьеса Бомарше, вторая из трилогии о Фигаро. Содержание 1 История создания 2 Действу … Википедия

Женитьба Фигаро — Титульный лист первого издания 1785 г. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» пьеса Бомарше, вторая из трилогии о Фигаро. Содержание 1 История создания 2 Действу … Википедия

Женихи (пьеса) — «Женитьба» или Совершенно невероятное событие в двух действиях пьеса Николая Гоголя. Написана в 1833 1835 гг, опубликована в 1842 году.[1] Содержание 1 Персонажи 2 Сюжет 3 Постановки в театрах … Википедия

Безумный день, или Женитьба Фигаро (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Безумный день, или Женитьба Фигаро. Безумный день, или Женитьба Фигаро La Folle Journée, ou le Mariage de Figaro … Википедия

Лес (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лес (значения). Лес Жанр: комедия Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания … Википедия

Источник

Анализ комедии «Женитьба» (Н.В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь был одним из выдающихся русских писателей, драматургов, критиков. Одним из главных произведений Гоголя является пьеса «Женитьба». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения «Женитьба» по плану ниже.

История создания

Произведение Николая Васильевича «Женитьба» имеет весьма необычный заголовок : “Совершенно невероятное событие в двух действиях”. Автор его использовал, чтобы привлечь внимание читателя. Кликбейт сработал: произведение стало популярным еще при жизни автора.

Известно, что над созданием своей пьесы Гоголь трудился на протяжении девяти лет. Работу над ней писатель начал в 1833 году. Изначально комедия носила название «Женихи». Гоголь задумал создать пьесу, состоящую из трех актов. При этом события происходили не в северной столице, а в деревенской среде. Но в 1835 году появилась совершенно другая редакция комедии. Теперь произведение стало называться «Женитьба». Из-за работы над созданием произведения «Ревизор» Николай Васильевич был вынужден прервать работу на пьесой. Её писатель возобновил лишь в 1836 году. Произведение «Женитьба» было закончено в 1842 году. Уже в этом году состоялись первые постановки пьесы в Александринском театре.

Жанр, направление

Произведение Николая Гоголя «Женитьба» по праву считают первой бытовой комедией в отечественной литературе. Описывая своих персонажей, автор правдоподобно изобразил образ жизни Петербурга в тридцатые годы. По мнению многих критиков и исследователей, пьеса Гоголя написана в реалистическом направлении. Они утверждали, что Подколесин был прямым предшественником главного персонажа романа Гончарова — Ильи Обломова. Герой мог даже отказаться от собственного счастья, лишь бы ничего не делать. Однако качества Ильи Обломова определяются его воспитанием и жизненными условиями. А вот почему Подколесин является таким робким, читатель понять не может.

Произведение «Женитьба» представляет собой сатирическую комедию. В своей пьесе Гоголь высмеивает не только характеры персонажей, но и конкретные общественные явления. Так, например, к ним относится женитьба по расчету, которая представляет собой возможный способ улучшить социальный статус. Автор подверг осмеянию брак, который лишен чувств и взаимной ответственности.

Смысл названия

Название произведения «Женитьба» несёт в себе глубокий смысл. Именно в заглавии заключена основная тема данной комедии. Автор высмеял женитьбу, выступающую в роли коммерческого предприятия и сделки.

Слово «женитьба» имеет иронический подтекст и уже намекает на то, что читатель не найдет в пьесе истинных чувств и честных мотивов.

Композиция

Комедия «Женитьба» имеет довольно гармоничную структуру. Произведение построено по четкому плану. Николай Васильевич придерживался принципа единства ситуации, вокруг которой и происходили события. Действие происходит вокруг женитьбы и соперничества женихов. Также комедию пронизывает мотив страха перед какими-либо изменениями.

Пьеса состоит из двух действий. В первом действии 21 явление, а во втором 25.

Можно заметить, что композиция произведения «Женитьба» является кольцевой. Началу и финалу произведения присущи одни и те же элементы. По мнению автора, именно закольцованность способна в полной мере отразить русскую действительность.

Дворянин Подколесин, ленивый и апатичный человек, никак не может решить, хочет он жениться или нет? С одной стороны, он уже заказал фрак, нашел сваху, подготовился к поискам невесты, а с другой, уж очень ему страшно менять свою жизнь. Но вот приходит сваха и говорит, что невеста найдена. Подколесина интересует больше всего ее приданое. Купеческая дочь сулит ему большую выгоду, и он соглашается на женитьбу. Только вот на каждом шагу он колеблется и отступает, поэтому изводит сваху своими придирками. Но тут в его дом вламывается Кочкарев — друг. Он тут же решает организовать свадьбу, зная медлительность и нерешительность своего друга. Оба героя отправляются к невесте.

Агафья желает выйти замуж за дворянина, ведь она очень хочет стать дворянкой. Героиня долго не может найти себе подходящего мужа. Все пришедшие кандидаты ее не устраивают. Но Кочкарев умело манипулирует девушкой и ее гостями. Он отговаривает других женихов, настраивает против саму невесту, а Подколесина выставляет самым лучшим женихом из всех. Однако сам жених в процессе теряет решимость. Подколесин обладает очень нерешительной натурой, он не желает никаких перемен. В результате, молодой человек убегает от невесты, а Кочкареву приходится выслушать брань от свахи и невесты.

Читатель замечает, что Подколесин и его невеста из разных кругов. По этой причине герои не понимают друг друга в важных вопросах, что выглядит очень комично.

Главные герои и их характеристика

Можно заметить, что система персонажей произведения «Женитьба» построена по принципу парных образов. Так, в качестве первой пары выступают Подколесин и Агафья. Они имеют схожие цели в жизни и даже похожи между собой своей нерешительностью. Вторую пару представляют Фекла и Кочкарев. Герой, в отличие от свахи, не понимал, для чего он занимается женитьбой товарища. Видимо, ему было обидно, что он один мучается в браке. Третья пара представлена в образах Подколесина и Кочкарева. Это герои-антиподы: Кочкарев активный и целеустремленный, а Подколесин пассивен и нерешителен.

Тематика пьесы «Женитьба» представлена в списке:

Проблемы

Проблематика пьесы «Женитьба», как и тематика, может быть дополнена. Если нужно ее расширить, напишите об этом в комментариях Многомудрому Литрекону, он все сделает.

Основная идея

Смысл пьесы «Женитьба» — высмеивание брака по расчету и без любви. Герои ищут в супружестве лишь удовлетворение своих пороков. Агафья хочет стать дворянкой и потешить свое тщеславие, а Подколесин желает получить приданое побольше и обогатиться. Писатель резко критиковал брак без ответственности и искренних чувств.

В своем произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Главная мысль пьесы «Женитьба» заключается в том, что жениться нужно по любви, а не ради выгоды. Ведь брак, основанный на корыстных побуждениях, никогда не принесёт счастья. Пример тому — семейная жизнь Кочкарева. Он винит сваху в том, что она его женила. Видимо, друг Подколесина тоже заключил брак только ради денег, а теперь мучается. Н.В. Гоголь в пьесе «Женитьба» заставляет задуматься о том, что к поиску спутника жизни нужно подходить более ответственно.

Художественное своеобразие

Гипербола является основным средством выразительности, использованным в знаменитой комедии. Именно этот троп создаёт художественный мир произведения. Так, в образе Анучкина представлен чрезвычайно субтильный человек, а Яичница слишком широк. Кроме того, писатель сильно преувеличил и качества персонажей пьесы. Например, очень комично выглядит деловитая натура Яичницы и слабость характера Подколесина.

Говорящие фамилии тоже создали комический эффект в произведении. Например, главный герой действительно оказывается «под колесом» своего друга, который давит на него своей инициативой.

Таким образом, Николаю Васильевичу удалось создать социальную комедию, которая отображает пороки его времени.

Критика

Обратимся к критике пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба». Многие обозреватели осуждали произведение за то, что оно было лишено глубины и причинно-следственных связей.

«Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия…» (газета «Северная Пчела», 12 декабря 1842 г., № 279)

Далеко не все критики признавали произведение комедией, потому что им не хватило юмора:

…нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге…» (критик, цензор А. В. Никитенко)

Также рецензенты отметили, что сюжет слишком уж невероятный и далекий от действительности. Художественная условность свела на нет весь комический эффект.

Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией… собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в «Женитьбе» нет ни того ни другого. журнал «Репертуар и Пантеон», 1842 г. XXIV, «Театральная хроника»)

Но есть и более положительные отклики:

…Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий…. Что за веселость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный. О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых! (М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)

Знаменитый критик Белинский отметил, что критики сами оторваны от действительности, ведь почему-то не замечают, как часто люди заключают брак по расчету и попадают в ситуацию, описанную Гоголем.

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью — бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство. » (В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *