Голофрейм что это такое
Голофрейм что это такое
Homo Immortalis
Группа: Members
Сообщений: 55184
Регистрация: 21.11.2008
Пользователь №: 51679
Спасибо сказали: 308
Репутация: -367
Фильм-катастрофа как жанр априори претендует на определенную долю серьезности, ибо, как минимум, в нашем обществе не принято к широкомасштабным бедствиям относится с иронией, тем паче — юмором. Однако эта самая пресловутая серьезность не создается только проблематикой и/или суровым выражением лица главного героя. Здесь средства нужны гораздо посущественнее, чем те, что были использованы в картине «Геошторм» Дина Девлина, не так давно вышедшей в российский прокат.
Уже изначально лента настораживала. С одной стороны, вбуханные 120 миллионов долларов в производство говорили о том, что действо обещает быть грандиозным, но, с другой, то, что фильма была отправлена на переделку, на которую ушло еще 15 миллионов, — сводило это обещание чего-то значительного, если не на нет, то очень близко к этому. Что мы не знаем, что ли, примеров, когда солидный бюджет, выступающий, как правило, гарантом качественного зрелища (о настоящем кино здесь никто не говорит), не оправдывал своего назначения? Да, знаем, конечно, и предостаточно. За примерами далеко ходить не надо. Тут же всплывает «И грянул гром» Питера Хайамса, «Красная планета» Энтони Хоффмана, «Сахара» Брека Эйснера, «Тринадцатый воин» Джона МакТирнана и прочие, прочие. И то, что «Геошторм» пополнит этот список вероятность была очень высока. И, как показал сам фильм, совершенно оправдана.
Итак, Земля в преддверии глобальной экологической катастрофы. Конечно, такое положение дел не могло не встревожить научный мир, плодом трудов которого стала Международная космическая станция с сетью спутников, которые назвали «Голландец» — в честь Ганса Бринкера, героя повести «Серебряные коньки», о голландском мальчике, который заткнул плотину своим же пальцем. Которому даже воздвигли памятник — без указания имени, правда, просто голландцу. Однако в случае с «Геоштормом» появляется другая ассоциация — с тем, который «Летучий»…
Но — вернемся к сюжету. Постройкой этой махины, призванной контролировать на Земле климат, руководил ученый и инженер Джейк Лоусон (Джерард Батлер), отличавшийся крайне строптивым характером, точнее, бескомпромиссным, не делающий никаких уступок и не вступающий в соглашения с бюрократами. Что сразу удивляет: не таков наш мир, чтоб не воспринимать мнение чиновников всерьез. Это понятно и ребенку. Дипломатия и только дипломатия. Но Джейк не таков — видимо, чтоб целиком и полностью соответствовать образу романтического героя, эдакого нового рыцаря. Тем более что у него есть младший брат, Макс (Джим Стерджесс), который благополучно разрешает все конфликты и «сложные» ситуации старшего братца. Но, как оказалось, до поры до времени. Неуступчивость Джейка подвела его под монастырь, и брат ничего не смог поделать. Точнее, смог: занял его место. Понятно, братья разругались в пух и прах. Но беда вновь их сплотила.
Дело в том, что система стала давать сбои. Разумеется, диверсия. Связанная с крупными амбициями и с не менее крупными претензиями. Ни больше ни меньше — на мировое господство с соответствующим уничтожением всех врагов, непокорных и вообще сомнительных элементов — с чем прекрасно справится геошторм, цепная реакция из природных катаклизмов, которая запуститься при определенном программировании системы. И вот один брат рванул на МКС, понятное дело, Джейк, а Макс остался на земле — распутывать конспирологический клубок с помощью своей невесты Сары Уилсон (Эбби Корниш), работающей в охране президента Соединенных Штатов.
Однако ж не будем стоять на месте. Чем эта картина еще отличилась, так это логическими нестыковками. Когда люди замерзают прямо на ходу, мгновенно — как-то не вписывается в современную физику. Все эти накаливания тротуаров, цунами, поднимающиеся как по взмаху волшебной палочки, ледяные дожди — были бы приемлемыми в фантастической картине о супергероях, да. Там они смотрелись бы адекватно и вопросов бы не вызвали, но в фильме-катастрофе — увольте. Если уж фантастика, то качественная. Сами подумайте, коли уж прогресс зашел так далеко, что с космических спутников на землю спокойно отлетают шатлы без всякой там шумихи и оваций, то есть как нечто само собой разумеющееся, то почему на матушке-Земле все зависло, а? Кроме, голофреймов, что пришли на смену смартфонам, никакого развития не наблюдается. Это — практически современный мир, а никакое не ближайшее будущее. Что не просто странно, но вопиюще, до абсурдности.
К тому же сама композиция фильма — точно лепили наспех. Две параллельные линии пересекаются крайне неуклюже и притянуто. Плюс еще эта странная попытка драматургии в отношениях братьев и старшего с его дочерью (Талита Бейтман), что в фильм, который должен потрясать спецэффектами, ну совершенно не вписывается. Будто пришили плюшевой игрушке, какому-нибудь там зайцу, третью лапу. Так это, сообщу я вам, уже не заяц, а мутант какой-то! Впрочем, «Геошторм» далеко от этого определения не ушел. Но, может, все-таки есть за что зацепиться? Ну хоть какая-нибудь малость?
Малость? Может быть… Чего мы еще не коснулись? Как говорится, не сюжетом единым… А, ну конечно! Есть еще актерская игра, которая в «Геошторме» практически на ноле, так что создается впечатление, что все деньги ушли исключительно на спецэффекты и актерам ничего не досталось, на что они очень обиделись и решили играть с деревянными лицами, по принципу «чем меньше эмоций — тем лучше». В общем, сценки из жизни манекенов. Хотя, стоит признаться, последние смотрелись бы куда эффектнее. Но — приглядимся. И проранжируем.
Первое место, конечно, за Эбби Корниш — такое чувство, что она и вовсе задалась целью сыграть женщину-киборга — посоперничать с самим Арнольдом в роли терминатора! На почетном втором месте — исполнитель роли главного героя, Джерард Батлер. С его послужным списком («300 спартанцев», «Рок-н-рольщик», «Законопослушный гражданин») сыграть так — это ни в какие ворота не лезет. Тут, видимо, еще дело в подборе актеров: ну какой из Батлера ученый-инженер? Да никакой. Это ясно с первого взгляда. То же самое касается и Джима Стерджесса — все его потуги, а он вроде как пытался что-то там изобразить, могут вызвать лишь смех: ну не его это роль. Где вы видели такого чиновника? Только в «Геошторме». Посему — почетное третье место. Можно было бы сказать, что Эд Харрис хорошо справился со своей ролью, но тому, по сути, нечего было играть. Как, впрочем, и всем. Ну разве что, кроме Зази Битц. Вот шутки хакерши Даны били точно в цель. Единственные живые моменты во всем фильме. Мертвом. От которого, в лучшем случае, могут остаться несколько сцен в космосе и то — благодаря 3D.
В общем, ничего, что отвечало бы понятию не только качественного кино, но и крепкого зрелища. Стопроцентная халтура, рассчитанная на то, чтобы собрать кассу на заявленных в трейлере спецэффектах. И лучше бы они на этой заявке и затормозили бы — трейлер вышел куда лучше фильма. Что, в последнее время, входит в какой-то тренд, вспомним ремейк «Мумии» или «Темную башню», когда фильм создается, кажется, исключительно для того, чтобы выкорчевать тот корень интереса, интриги и проч., что закладывается в зрительское сознание трейлером.
Такое кино нам не нужно. Рецензия на «Геошторм»
Само провидение было готово уберечь меня от «Геошторма». Днем в четверг оказалось, что больше никто на киносеанс не пришел. Премьерный показ были готовы отменить, но, к сожалению, в последнюю минуту все испортила подоспевшая парочка — можно заряжать катушку с пленкой! Эх, если бы знать заранее, что предстояло увидеть в следующие полтора часа.
Ближайшее будущее. Людям надоели стихийные бедствия, поэтому они решили покончить с симптомами глобального потепления. Крупнейшие ученые со всего мира пораскинули мозгами и не придумали ничего лучше, чем опоясать весь земной шар сетью спутников, которые умеют регулировать температуру, влажность и давление. Координировать деятельность самых мозговитых представителей рода человеческого доверили слегка помятому и дерзкому Джейку Лоусону. События картины начинаются с того, что за своеволие и непокорность ни капельки не похожего на ученого ученого отстраняют от работы…
Снимать фильмы-катастрофы очень сложно. В первую очередь потому, что речь идет о зрелище, для создания которого не обойтись без гигантского бюджета. Но даже несколько вагонов бумажек с портретами американских президентов не гарантируют хорошее кино. Вспомните выдающиеся фильмы-катастрофы. Таких нет. За всех пытается отдуваться Роланд Эммерих со своими «Послезавтра», «2012» да «Днем независимости». У остальных попытки в лучшем случае заканчиваются чем-то наподобие «Разлома Сан-Андреас».
Автор «Геошторма» Дин Девлин (продюсер, сценарист и режиссер в одном лице) в 1990-х плотно работал с Роландом Эммерихом, а в прошлом году помог другу снять провальный «День независимости: Возрождение». Почувствовав в себе не только желание творить, но и силы, Дин взялся за собственный фильм-катастрофу, с глобальными бедствиями и персонажами широкой души. Для этого потребовалось 120 миллионов долларов, несколько подзабытых актеров и шариковая ручка.
Последней явно на коленке записывался сценарий. Дин Девлин хорошо усвоил уроки Роланда Эммериха, особое внимание уделив клише. Этот материал он сдал на твердую десятку. В «Геошторме» есть все штампы, которые когда-либо были в кино о глобальных катастрофах. Записывайте: жертвенность, неожиданное спасение, не менее неожиданное возвращение, плачущая и страдающая от вечной занятости отца дочь, замирающий на последних секундах счетчик апокалипсиса, жизненно важный компьютер, рычаг для выключения жизненно важного компьютера, код для разблокировки рычага для выключения жизненно важного компьютера, глупый злодей, объясняющий мотивы глупого злодея умный хакер.
Для «Геошторма» хочется придумать отдельный жанр — фильм-фейспалм. Это нечто среднее между комедией и трэшем, сделанным с серьезным выражением лица. Тогда никто не посмотрит на вас косо, если будете хохотать над высосанной из пальца интригой, изнасилованной создателями ленты физикой, натужной драмой, угадывающимся на десятой минуте злодеем и главным героем, который использует шаттл как такси — пришел, сел, пристегнулся и полетел.
Ближе к середине «Геошторма» в картине все становится настолько плохо, что начинаешь подозревать — уж не добрался ли до режиссерского кресла кто-нибудь из российских кинотворцов? Федор Бондарчук? Сарик Андреасян? Странно, но в титрах никого похожего нет.
Однако почерк человека, который очень хочет снимать кино, но не умеет этого делать, виден четко. К чертям летит монтаж, индийские дети в трущобах плачут от смеха над сюжетом, медведи раньше времени укладываются в спячку, чтобы случайно где-нибудь не увидеть игру здешних актеров. Как? Как можно было сделать все настолько плохо, что уже почти хорошо? Чтобы адекватно воспринимать «Геошторм», в кино надо изначально идти как на трэшовую комедию абсурда — только тогда есть шанс досидеть сеанс до конца.
Фильм могли бы спасти спецэффекты. В конце концов, «2012» тоже не бог весть каких художественных достоинств лента, но она хотя бы развлекает масштабными разрушениями. Однако даже этот сверхважный для любого фильма-катастрофы элемент то ли пал жертвой доработок, то ли изначально задумывался как трейлерный довесок к глупой истории. Как бы то ни было, но спецэффектов здесь не наберется и на пять минут. Причем все они есть в трейлерах. Остальное время посвящено заштампованной по самые уши истории о раскрытии мирового заговора без четких мотивов и с умиляющими своей простодушностью диалогами.
Фреймы
Термин «фрейм» пришел к нам из английского языка. В переводе это слово означает «рамка» и представляет собой отдельную область окна. По своей структуре такой участок является полностью законченным HTML-документом.
Отдельные фреймы делят окна браузера на участки, которые размещаются рядом. При этом внутрь каждого из фреймов загружается собственная полноценная страница. Фреймовая технология до сих пор вызывает много споров, но нужно сказать, что пик ее популярности уже прошел. В данный момент эта технология считается устаревшей, и обычные фреймы больше не поддерживаются в HTML5.
История технологии
Сегодня можно констатировать, что решение об отходе от работы с фреймовой технологией окончательно принято. На сайте https://www.w3.org/TR/html5-diff/#obsolete-elements четко указано, что обычные теги для создания такой структуры frame, frameset и noframes являются устаревшими. В качестве аргумента приводятся данные о том, что использование такой структуры отрицательно отражается на юзабилити сайтов и их доступности в сети.
Но современные технологии поддерживают элемент IFRAME. Его использование позволяет вставлять фреймы в текстовые блоки на страницах. При этом такие элементы имеют возможность выравнивания относительно самого текста. Важный момент: изменять размеры встроенных фреймов нельзя в принципе. У них отсутствует соответствующий атрибут для изменения размеров.
В будущем без скачкообразных изменений технологии дальнейшее применение фреймов маловероятно. И стоит помнить, что ведущая организация по стандартизации интернет-технологий – W3C – явно указала на то, что такие структуры не должны использоваться разработчиками сайтов.
То есть фреймы в принципе не должны применяться для структуры страниц при создании новых ресурсов. А вот при поддержке и доработке имеющихся сайтов знание особенностей технологии и их использование будет весьма полезным и продуктивным.
Преимущества фреймов
Среди преимуществ фреймовой технологии – простота использования, высокая скорость работы, возможность точного позиционирования информации в определенных местах окна.
Применение фреймов обеспечивает экономию на объеме передаваемого трафика в процессе работы с сайтом. Ведь при обращении к другому разделу информации обычно происходит обновление только одного участка страницы, а не всего ее кода.
Такая структура обеспечивает интересные возможности навигации по контенту ресурсов. Ведь внутри окна браузера в соседних фреймах можно просматривать различные информационные блоки. Пользователям важно знать, что поиск по фрейму равнозначен выполнению такой операции на отдельной странице.
В процессе работы с сайтом можно динамически менять размеры отдельного участка, что тяжело реализовать с использование других технологических решений.
Возможные недостатки
Проблемы работы сайтов с использованием фреймов накапливались постепенно, но на сегодня они достигли порогового значения. Среди основных недостатков выделяют:
Индексирование фреймов поисковиками
Информация, которая поступает из поисковых систем, однозначно говорит нам, что сайты с фреймами индексируются заметно медленнее. При этом часто возникают ошибки, связанные с самой структурой. Ведь в каждом из фреймов отображается полноценная интернет-страница. И в базу индексации может попадать именно такая часть сайта.
Негативный момент такой индексации – при переходе на внутреннюю часть страницы пользователь обычно не видит меню и другие навигационные механизмы. И это неудивительно. Нужно понимать, что обновить фрейм – это не решение проблемы в данном случае. Ведь все навигационные механизмы размещаются в другом контейнере.
Еще одна проблема заключается в том, что часто основная страница контейнерной структуры содержит только заголовок, описание метатегов и тег FRAMESET. И это вроде бы логично – ведь осмысленное содержание размещается в отдельных документах. Именно их посетитель сайта увидит на странице в рамках.
Но вот поисковый робот такую страницу практически никогда не индексирует. Он не находит на ней содержания, полезного для посетителей. Поисковые боты настроены таким образом, что они стараются получить и проиндексировать информацию, размещенную внутри тега body. Именно там происходит поиск полезного для пользователя контента. А на фреймовой странице такого тега нет, он заменяется на FRAMESET.
Частично эту проблему можно решить с применением NOFRAMES. Но на многих сайтах при обращении к нему отдается только информация о том, что браузер не поддерживает фреймы. И для просмотра страницы нужно использовать другую программу.
Такие случаи создают много проблем пользователям, которые при переходе на сайт не видят меню и другую информацию, которая должна отображаться. В случае размещения на сайте фреймов его параметры с точки зрения SEO снижаются. При этом статистика поведения пользователей говорит о том, что авторитет ресурса у поисковых систем падает. Это однозначно отрицательно сказывается на посещаемости сайтов.
Особенно тяжело поисковым системам и индексирующим ботам обрабатывать вложенные и множественные кадровые структуры. Тот факт, что каждый контейнер имеет все признаки отдельного документа, но не содержит полноценную навигационную и другую информацию, дополнительно усложняет ситуацию.
Облегчить работу поисковых систем можно за счет применения правильной перелинковки на страницах. В этом случае необходимо продублировать все ссылки меню, чтобы их можно было найти внутри каждой отдельной части страницы. Но это заметно усложняет и замедляет работу по оптимизации сайта и обновлению информации на нем.
Опыт многих оптимизаторов и вебмастеров также говорит о том, что страницы на фреймах не получают высоких мест в поисковой выдаче. Это происходит даже в том случае, если они попадают в базу индексации.
Особенности продвижения сайтов во фреймах
Некоторые системы поиска неправильно или очень некорректно индексируют файлы с фреймовой структурой. В результате индексная база заполняется не адресами родительских ресурсов (так, как должно было быть), а ссылками на дочерние сайты.
Чтобы минимизировать проблемы индексации сайтов, основанных на фреймах, при их описании применяются специальные теги и параметры. Основным элементом контейнерной структуры является frameset. Именно он заменяет в исходном коде стандартный body;. Каждый отдельный контейнер в структуре описывается frame. Его количество в коде страницы отвечает числу отдельных участков, отображающихся в окне браузера при просмотре.
Указанные теги стоит расположить на главной странице сайта, а затем продублировать содержание внутри каждого из них.
В сети Polkadot запущен первый общественный парачейн. Что это значит
20 декабря разработчики Polkadot объявили, что обновили парачейн Shell до уровня Statemint в основной сети. Это означает, что Shell стал первым парачейном, запущенным в основной сети Polkadot. Разбираемся, что такое парачейны и зачем они нужны.
Polkadot и парачейны
Polkadot — это система, которая объединяет разные блокчейны и позволяет им взаимодействовать. Основная цель проекта — создание единого финансового пространства без границ в рамках мультиблокчейна. Разработчики Polkadot реализовали возможность создавать независимые сети на базе системы, называемые парачейнами.
Парачейны — это независимые от основной сети Polkadot блокчейны со своими токенами и возможностью реализовать практически любой необходимый функционал. Также парачейны имеют все преимущества основной сети Polkadot, то есть могут взаимодействовать с другими блокчейнами.
Как запускают парачейны
Разработчики Polkadot создали систему аукционов, чтобы сообщество могло определять, какие проекты запустить в основной сети. В сети для парачейнов есть всего 100 свободных слотов. Чтобы занять один из них проекту необходимо получить поддержку от держателей токенов DOT. У владельцев DOT есть возможность поддержать проект, передав ему определенное количество токенов. За это они могут получать вознаграждение уже после того, как проект будет запущен в основной сети.
Первый парачейн-аукцион в Polkadot начался 11 ноября и продлился до 17 декабря. После этого в сети альткоина стартовал период аренды слотов. Это означает, что проекты-победители будут занимать слоты до 20 октября 2023 года.
Основное отличие парачейн-аукционов от модели ICO (initial coin offering) заключается в том, что средства пользователей, которые они направляют на поддержку проектов, возвращаются к ним спустя некоторое время. Разработчики парачейнов не имеют доступа к токенам, которые блокируются в сети Polkadot.
Тестовая сеть Kusama
У разработчиков Polkadot есть специальная сеть Kusama, где проходит тестирование всех обновлений перед их интеграцией в основную сеть. В тестовой сети также функционирует система парачейн-аукционов, однако она отличается от аналогичной системы в основной сети периодом аренды слотов.
В сети Kusama проект занимает слот на 48 недель, в отличие от Polkadot, где этот период составляет 96 недель. Kusama практически отделилась от основной сети Polkadot и теперь управляется сообществом.
Перспективы Polkadot
Сеть Polkadot вызывает у инвесторов фундаментальный интерес, поскольку проект в данный момент выглядит перспективнее своего прямого конкурента Ethereum, считает ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков. По его мнению, ожидать значительного роста токенов DOT стоит во второй половине 2022 года.
Polkadot — интересное решение, призванное масштабировать криптоиндустрию и сделать ее бесшовной, пояснил директор сервиса по обмену криптовалюты Alfacash Никита Сошников.
«Пожалуй, наиболее интересным из проектов экосистемы Polkadot мне показался Moonbeam — проект по оффлайн-масштабированию платежной мощности сети биткоина. Это тоже решение по развертыванию платежных каналов, похожее на Lightning, но с рядом технических отличий», — добавил эксперт.
Возможные риски
В данный момент нельзя однозначно утверждать, что проекты, которые запускаются в рамках парачейн-аукционов, будут представлять долгосрочный интерес для инвесторов, предупредил Першиков. По его мнению, большинство проектов, победивших в первом парачейн-аукционе, направлены на улучшение самой экосистемы и относятся к DeFi-сегменту.
«DeFi-смегмент в целом сейчас довольно конкурентен и новому проекту «выстрелить» будет трудно», — добавил Першиков.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Что такое NFT и почему они приносят миллионы
Все говорят о сделках с NFT на сотни тысяч и миллионы долларов. Что там продают?
С помощью NFT можно продать почти любой виртуальный объект — изображения, музыку, тексты, 3D-модели. Но чаще всего речь идет об объектах цифрового (или оцифрованного) искусства.
Аукционный дом Christie’s продал работу художника именно в виде NFT. За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT.
Участие Christie’s и итоговая сумма сделки подогрели хайп вокруг нового инструмента. На следующий день после аукциона Christie’s российский художник Покрас Лампас сделал свой NFT. Оригинал работы был написан на холсте, затем оцифрован и спроецирован на бетонные сооружения Чиркейской ГЭС — крупнейшей гидроэлектростанции Северного Кавказа. После этого художник перевел фото проекции в токен и выставил на продажу.
Работа высмеивает коллекционеров, тратящих большие деньги на предметы искусства. На трафарете изображен аукцион: его участники борются за картину с надписью I canʼt believe you morons actually buy this shit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
Илон Маск тоже не мог остаться в стороне от шумихи. Он спродюсировал трек про NFT и объявил в своем Twitter, что собирается его продать как токен.
Как цифровые объекты превращаются в NFT?
Это происходит на специальных платформах, работающих с NFT. Есть несколько популярных площадок — например, Rarible, Mintable, OpenSea. Последняя — самая крупная. Все они являются одновременно NFT-маркетплейсами и NFT-мастерскими.
Для создания токена понадобится кошелек в системе Ethereum (криптовалюта и блокчейн-платформа, созданные выходцем из России Виталиком Бутериным. — РБК Тренды), а также файл с цифровым контентом. Обычно алгоритм действий похож на работу с виртуальным фотоальбомом. Просто создаете коллекцию и добавляете в нее медиафайл (или файлы) в любом из доступных форматов — от PNG до MP4. Каждому файлу нужно придумать название и, желательно, описание.
Теперь остается только нажать кнопку Create. Площадка сама создает токен и отправляет его на верификацию. Некоторые платформы делают это с отсрочкой: токен создается уже после того, как на медиаконтент нашелся покупатель.
Схема монетизации у платформ разная: одни берут комиссию с покупателей NFT, другие — с автора (продавца). Размер комиссии тоже отличается — от десятых долей процента до 10% и более процентов от суммы сделки.
Так что такое NFT?
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сам по себе блокчейн фактически является реестром записей. Например, биткоин или эфир — записи в блокчейне. NFT — тоже. Такие токены, как и любую криптовалюту, можно хранить в своем криптокошельке и совершать с ними транзакции, покупать и продавать.
Но есть важное отличие. Биткоины, эфиры, прочие цифровые валюты и даже реальные деньги легко заменяют друг друга и делятся на части. Скажем, 0,1 биткоина или 0,1 эфира, как и 0,1 руб. — неуникальны. Их можно поменять на любые другие 0,1 биткоина, 0,1 эфира или 0,1 руб.
NFT нельзя разделить на части или заменить на аналогичный токен. С этой точки зрения NFT обладает всеми свойствами уникального предмета в физическом мире.
Понятнее не стало. У NFT есть четкое определение?
Единого и четкого определения для уникальных невзаимозаменяемых токенов нет и, вероятно, не появится. Попробуем привести более приземленный пример.
Когда вы покупаете квартиру в России, запись об этом появляется в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Эта запись регистрирует и доказывает ваши права на объект. Там указаны ваши личные данные и параметры квартиры. Так реальный объект недвижимости связывается с записью, подтверждающей права на него.
NFT — тоже реестровая запись, но в блокчейне. Она содержит в себе сам цифровой объект, например, картину Everydays: The First 5000 Days, информацию о создателе произведения (так NFT помогают защищать авторские права) и данные о владельце, а именно — номер его кошелька в системе Ethereum.
Кроме того, в NFT вшит определенный набор прав владельца. Обычно это разрешение на свободную демонстрацию изображений или проигрывание музыки и видео. Но иногда продавцы включают в токен весь набор авторских прав.
Таким образом, NFT — цифровое имущество (картины в формате JPG, аудиодорожки, видео, фотографии и много другое) плюс набор определенных прав на него. И с технической точки зрения неважно, идет ли речь о настоящем искусстве или о случайно созданном файле.
Откуда такой хайп вокруг NFT и такие суммы сделок? Люди сошли с ума?
Ажиотаж вокруг NFT только на первый взгляд кажется безумным. Давайте сделаем несколько шагов назад.
Ни о каких уникальных токенах или авторских правах речь здесь не идет: пользователи платят реальные деньги за кусок кода и картинку на экране. Причем принадлежит все это разработчикам — Valve в случае с Dota 2 и Team Fortress 2 или Blizzard в случае с Diablo 3.
Изображение T206 Honus Wagner легко найти в интернете. Посмотреть на него может каждый. Но оригиналом бейсбольной карты владеет тот, кто за нее заплатил. Так и с NFT, которым стала, к примеру, фотография проекции работы Покраса Лампаса на ГЭС. Фотография доступна всем, у кого есть доступ в Сеть. На нее можно посмотреть в Instagram художника. Но NFT с этим фото — уникальный цифровой объект, и он хранится в криптокошельке единственного владельца.
Если принять во внимание все эти факты, то NFT-бум уже не кажется чем-то странным. Почва для него давно была подготовлена геймерами и коллекционерами.
А причем тут котики?
«Криптокотики» (CryptoKitties) — популярная игра на блокчейне Ethereum, запущенная в конце 2017 года. Здесь пользователи создают, покупают, продают и разводят виртуальных котят.
Получается, NFT — это дорогая игрушка для геймеров и коллекционеров?
NFT, как и блокчейн с криптовалютами, — это всего лишь инструмент. Использовать его можно по-разному. Теоретически, в NFT можно упаковать что угодно, любой цифровой объект.
Сейчас NFT как инструмент активнее всего используют для распространения цифровых коллекционных предметов. Криптокотики, карточки с покемонами, работы Покраса Лампаса, Бэнкси и Beeple прекрасно оцифровываются и, с одной стороны, удовлетворяют тягу людей к коллекционированию, с другой — поддерживают создателей искусства.
Но использование уникальных токенов не ограничивается одним только коллекционированием.
Так, в 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Как и в случае с криптокотиками, такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах.
Дальше виртуальная обувь начинает жить своей жизнью. Владельцы уникальных токенов с цифровыми кроссовками смогут скрещивать пары (да, опять как в CryptoKitties), и получать потомство, но уже в виде реальной обуви. Впрочем, новостей о CryptoKicks с 2019 года не было: похоже, пока эти планы остаются на бумаге.
Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT — проект Crypto Stamp австрийской почтовой службы. Это почтовые марки, привязанные к токенам. Их используют для отметки реальных почтовых отправлений. При этом каждая марка сохраняется на блокчейне и может быть частью цифровой филателистической коллекции.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники. Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.