Гончаров что внес в литературу

Гончаров что внес в литературу

ЗНАЧЕНИЕ ГОНЧАРОВА

Творческая деятельность Гончарова продолжалась несколько десятилетий. Гончаров был свидетелем и активным деятелем литературной эпохи, обнимавшей почти весь XIX в. Юность его была озарена ослепительными лучами славы «солнца русской поэзии»-А. С. Пушкина. Когда Гончаров был студентом, вышло первое издание бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» (1833). На глазах Гончарова ярко вспыхнула звезда поэзии Лермонтова. Одновременно с Гончаровым жили и писали Белинский, Гоголь, Герцен, Тургенев, Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, А. Островский, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой. Гончарову довелось слышать смех Чехова, выступившего со своими первыми рассказами за одиннадцать лет до смерти автора «Обломова». Какие имена в истории русской литературы! А в Западной Европе одновременно с Гончаровым творили Бальзак (1799-1850) Флобер (1821-1880), Диккенс (1812-1870).

Свободно владея французским, немецким и английским языками, Гончаров был в курсе всех крупнейших литературных явлений своего времени. Однако одно из них, своё, родное, захватило его глубже всего, поразило и навсегда подчинило своему об аянию. Это поэзия Пушкина. Гончаров вырос и воспитался в атмосфере пушкинского реализма. Прелесть, строгость и чистота поэзии Пушкина покорили Гончарова и сделали Пушкина его великим учителем.

Влияние «натуральной школы» Гоголя с её «воспроизведением действительности во всей истине», со всеми отрицательными сторонами будничного быта сказалось у Гончарова прежде всего в критическом подходе к отдельным явлениям жизни, в тщательности изображения бытовых сцен, в тщательной обработке деталей.

Согретый творчеством Пушкина и Гоголя, выросший в крупное литературное явление, созрел реализм Гончарова, достигнув своей вершины в изображении обломовщины.

Произведения Гончарова получили широкую известность у русских читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман «Обломов».

Обломовщина, как проявление лени, праздной мечтательности и неумения работать, встречалась и встречается в характере и быту многих людей. Крепостное право давно исчезло, сошло с общественной сцены и дворянство, но пережитки обломовщины как наследия прошлого ещё встречаются иногда и в нашем быту.

Значение художественной литературы Гончаров определял примерно так же, как Н. Г. Чернышевский.

Чернышевский считал художественную литературу «учебником жизни», а Гончаров называл романы «школой жизни». Роман «Обломов» и явился своеобразным учебником жизни, школой, которая учила читателей критически всматриваться в жизнь и её отрицательные явления.

В борьбе за новые формы коммунистического труда образ Обломова, созданный Гончаровым, и в наше время продолжает показывать, как не нужно жить, как нельзя работать.

Источник

Иван Александрович Гончаров (1812-1891). Обзор творчества

Джентльмен с душою чиновника, без идей и с глазами варёной рыбы,
которого Бог будто на смех одарил блестящим талантом.
Ф.М. Достоевский

В литературном процессе 19 века творчество Гончарова занимает особое место: произведения писателя – связующее звено двух эпох в истории русской литературы. Продолжатель традиций Гоголя, Гончаров окончательно закрепил позиции критического реализма как метода и романа как ведущего жанра второй половины 19 века.

За свою долгую жизнь Гончаров написал всего лишь три романа :
 «Обыкновенная история» (1847)
 «Обломов» (1859)
 «Обрыв» (1869)
Все три романа объединяет общий конфликт – противоречие между старой, патриархальной, и новой, капиталистической Россией. Болезненное переживание героями смены общественного уклада в России – сюжетообразующий фактор, определяющий становление центральных персонажей романов.

Сам писатель занимал консервативную позицию по отношению к назревавшим переменам и был противником ломки старых устоев и революционных настроений. Старая Россия, несмотря на экономическую и политическую отсталость, привлекала особой духовностью человеческих отношений, уважением к национальным традициям, а нарождающаяся буржуазная цивилизация могла привести к необратимым нравственным потерям. Гончаров утверждал, что «творчество может явиться только тогда, когда жизнь установится; с новою нарождающеюся жизнию оно не ладит». Поэтому свою писательскую задачу он видел в том, чтобы в переменчивом потоке открыть нечто устойчивое и «из долгих и многих повторений явлений и лиц» сложить устойчивые типы.

В творческой манере Гончарова необходимо особо выделить его авторскую объективность : он не склонен поучать читателя, не предлагает готовых выводов, Скрытая, явно не выраженная авторская позиция всегда вызывает споры, приглашает к дискуссии.

Гончаров склонен также к неторопливому, спокойному повествованию, к изображению явлений и характеров во всей их полноте и сложности, за что был назван критиком Н.А. Добролюбовым «объективным талантом».

И.А. Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье Александра Ивановича и Авдотьи Матвеевны Гончаровых. Литературой увлёкся в детстве. Закончил Московское коммерческое училище (срок обучения в нём составлял 8 лет), затем – в 1834 году – словесное отделение Московского университета, где учился одновременно с критиком В.Г. Белинским и писателем А.И Герценом.

По окончании университета возвращается в Симбирск, где служит в канцелярии губернатора. При этом Симбирск, куда Гончаров приехал после долгого отсутствия, поразил его тем, что в нём ничего не изменилось: всё напоминало «сонную деревню». Поэтому весной 1835 писатель переезжает в Санкт-Петербург и работает в министерстве финансов. Одновременно входит в литературный кружок Николая Майкова, сыновьям которого – будущему критику Валериану и будущему поэту «чистого искусства» Аполлону – преподаёт литературу и выпускает вместе с ними рукописный альманах. Именно в этом альманахе Гончаров размещает свои первые произведения – несколько романтических стихотворений и повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Пишет серию очерков, но не желает их публиковать, считая, что заявить о себе нужно по-настоящему значительным произведением.

Пройдя курс морских наук, Гончаров, к удивлению близких знакомых, знавших его как человека малоподвижного и неэнергичного, отправился в двухлетнюю кругосветную экспедицию в качестве переводчика и секретаря адмирала Путятина. В обязанности Гончарова входило ведение путевого журнала. Гончаров побывал в Англии, Японии, на Филиппинах. Задачей экспедиции было установление экономических связей с закрытой в то время для иностранцев Японии. Экспедиция высадилась в Нагасаки, где и были подписаны договоры России и Японии.

Результатом путешествия стала вышедшая в 1854 году книга очерков «Фрегат Паллада». По окончании путешествия Гогчаров, высадившись у Охотского моря, по суше проехал через всю Россию и вернулся в Петербург.

По возвращении в Петербург Гончаров приступил к работе над романом «Обломов», отрывок из которого был напечатан в «Современнике» ещё в 1849 году. Однако завершён был роман лишь в 1859 году, опубликован в журнале «Отечественные записки» и тут же вышел отдельной книгой.

С 1856 года Гончаров служит в министерстве народного просвещения цензором. В этой должности он проявил гибкость и либерализм, посодействовав разрешению издания произведений многих талантливых писателей, например, И.С. Тургенева и И.И. Лажечникова. С 1863 года Гончаров служит цензором уже в Совете по делам книгопечатания, но теперь его деятельность носила консервативный, антидемократический характер. Гончаров выступает против доктрин материализма и коммунизма. В качестве цензора он доставил немало неприятностей некрасовкому «Современнику», участвовал в закрытии литературного журнала Д.И. Писарева «Русское слово».

Через восемь лет третий роман Гончарова был завершён и опубликован полностью в журнале «Вестник Европы» (1869). Первоначально роман мыслился как продолжение «Обломова», однако в итоге концепция романа претерпела значительные изменения. Главный герой романа Райский первоначально трактовался как вернувшийся к жизни Обломов, а демократ Волохов – как герой, страдающий за свои убеждения. Однако в ходе наблюдения за общественными процессами в России Гончаров изменил трактовку центральных образов.

В 1870-е и 1880-е гг. Гончаров пишет ряд мемуарных очерков: «Заметки о личности Белинского», «Необыкновенная история», «В университете», «На родине», а также критические этюды: «Мильон терзаний» (о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»), «Лучше поздно, чем никогда», «Литературный вечер», «Заметка по поводу юбилея Карамзина», «Слуги старого века».

В одном из критических этюдов Гончаров написал: «Никто не увидел теснейшей связи между всеми тремя книгами: «Обыкновенной историей», «Обломовым» и «Обрывом»… вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеей » (выделено – М.В.О). Действительно, центральные персонажи трёх романов – Александр Адуев, Обломов, Райский – родственны друг другу. Во всех романах присутствует сильная героиня, и именно требовательностью женщины определяется общественная и духовная ценность Адуевых, Обломова со Штольцем, Райского с Волоховым.

Гончаров скончался 15 (27) сентября 1891 года от воспаления лёгких. Похоронен в Александро-Невской лавре, откуда его прах был перенесён на Волково кладбище.

Источник

Жизнь и творчество Гончарова. Произведения Гончарова

Гончаров Иван Александрович: Российская империя, Симбирск: 18.061812 – 27.09.1891

Романы Гончарова И. А. оставили весомый след в истории российской литературы. Они раскрывают такую свойственную для русской души борьбу между «реализмом» и «романтизмом», которая была и остается значимой для русского человека. Возможно, именно поэтому произведения автора все также читаемы, а книга Гончарова «Обломов» даже вошел в школьную программу, что обеспечило ему высокую популярность и высокое место в нашем рейтинге топ 100 книг.

Биография Гончарова И. А.

Родился Гончаров в семье купцов. Его отец достаточно рано умер и в основном его воспитанием занимался крестный отец – отставной морячек. По настоянию матери в 10 лет мальчик был отдан на обучение в коммерческое училище. Здесь Иван провел восемь лет свой жизни, много читая и с восторгом вспоминая свое первое знакомство с произведением «Евгений Онегин». Но обучение ему давалось сложно, и он упросил мать написать прошение об исключении из училища.
Но юному Гончарову требовалось образование и исходя из своей любви к сочинительству в 19 лет он поступает на словесный факультет Московского университета. Здесь ему довелось учиться с Лермонтовым, Тургеневым и многими другими в будущем знаменитыми личностями. После окончания университета он возвращается на родину и становится секретарем губернатора. Но такая работа претит ему, поэтому он отправляется в Петербург.

Здесь то и появляется первый роман Гончарова. Он называется «Обыкновенная история» и получает массу восторженных отзывов от критиков. В дальнейшем как представитель департамента финансов на фрегате «Паллада» он отправляется в Японию для налаживания торговых связей. Это путешествие легло в основу произведения «Фрегат Паллада». После возвращения из путешествия Гончарову предложили должность цензора, которая была достаточно хлопотной, но позволило написать роман «Обломов». Роман Гончарова «Обломов» был настолько благосклонно воспринят читателями, что в обиход даже вошло слово «обломовщина».

Практически всю оставшуюся жизнь Гончаров работал над романом «Обрыв», который стал его последним произведением. На его написание ушло около 20 лет и по словам самого автора «куча исписанной бумаги». Тем не менее, после себя автор оставил значимый след в истории, а его произведения актуальны и в нынешнее время.

Значение творчества Гончарова для русской литературы

Четыре дня в квартире писателя не прекращался поток почитателей таланта Гончарова, которые пришли отдать ему свой последний долг.

Среди них были все видные деятели литературы, студенты, чиновники, офицеры, совершавшие с писателем кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». 19 сентября состоялись похороны. Ближайшие друзья вынесли гроб с телом покойного и поставили его па траурную колесницу. Толпы людей провожали Гончарова в последний путь.

Перед смертью Гончаров просил друзей похоронить его в Алексаидро-Невекой лавре, где-нибудь на возвышенности, у обрыва… Друзья, М. М. Стасюдевич и А. Ф. Кони, выполнили ату просьбу.

«На новом кладбище Александро-Невской лавры течет река; один из берегов которой круто подымается вверх. Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья… выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор Оломова… на краю обрыва».

Художественный метод Гончарова исчерпывающе охарактеризовал Добролюбов: «В… уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова». Уже в первом романе — «Обыкновенная история» — определились отличительные особенности таланта Гончарова, которые во всей полноте выступили в других его произведениях — широкий охват и типическое изображение жизни, отображение в литературе существенных сторон действительности. «Если образы типичны,- писал он в статье «Лучше поздно, чем никогда», — они непременно отражают на себе — крупнее или мельче — и эпоху, в которую живут, оттого они и типичны, то есть на них отразятся, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт». Гончаров всегда стремился к раскрытию, как он говорил, «сути жизни, ее коренных основ».

Большой вклад внес Гончаров в развитие русского литературного языка. По определению Белинского, язык Гончарова «чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся». Тургенев восхищался языком «Обло-мова» и «Обыкновенной истории», а Горький причислял Гончарова к той плеяде «великанов литературы нашей», которые «писали пластически, слова у них — точно глина, из которой они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана…»

Уже первые произведения Гончарова «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» направлены против отживавшего романтического направления. В трех романах — особенно в «Обломове» — он мастерски показал губительное влияние крепостного строя. Но ни один из созданных Гончаровым образов не сыграл такой большой роли в развитии русской литературы, как Обломов.

Романы Гончарова на сайте Топ книг

На сайте Топ книг Гончаров представлен в нашем рейтинге топ 100 авторов. При этом интерес к произведениям этого автора в последнее время растет и можно ожидать занятие им более высоких позиций уже в ближайших рейтингах. Также в рейтинге топ 100 книг представлен роман Гончарова «Обломов», который занимает достаточно высокое место. И хотя большую часть читателей этого произведения составляют школьники, для которых роман «Обломов» читать следует согласно школьной программы, интерес к произведению достаточно высок.

И.А. Гончаров: «Обломов»

Гончаров что внес в литературу. Смотреть фото Гончаров что внес в литературу. Смотреть картинку Гончаров что внес в литературу. Картинка про Гончаров что внес в литературу. Фото Гончаров что внес в литературу

Романы Гончарова продолжает «Обломов». Замысел его пришел к писателю еще в сороковые годы. И во время вышеописанной экспедиции прообраз Ильи Ильича сильно его занимал. Возьмем для примера первую главу первой книги «Фрегат «Паллада». Здесь противопоставляется занятой, деятельный, торопливый англичанин русскому барину, спокойному и ленивому. Описание жизни барина очень напоминает описание Обломова.

«Обломов» — это целый новый этап, в который вступили жизнь и творчество Гончарова. Таблица его биографии и творчества не обходится без упоминания 1857 года. В этом году во время отдыха на водах в Киссингене было дописано данное произведение, задуманное еще в сороковые годы.

Жизнь и творчество Гончарова с выходом этого романа открывают новый этап. Сразу же после публикации произведение стало настоящей сенсацией, о нем говорили и спорили во всех без исключения лагерях. Двое лучших критиков — Добролюбов и Писарев — посвятили «Обломову» свои остроумные критические статьи. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» поставила Обломова в один ряд с самыми знаменитыми героями времени — Печориным, Онегиным, Бельтовым, Рудиным. «Обломовка есть наша прямая родина», — пишет Добролюбов, который приравнял в своей статье всю русскую интеллигенцию к обломовскому типу. Для Николая Александровича обломовщина – это, прежде всего изнеженность, барская лень, которой потворствуют множество слуг. Конечно, Добролюбов не выражает ни малейшей симпатии ни к главному герою, ни к обломовщине в целом.

Писарев в своей статье гораздо больше места уделяет психологической характеристике, отмечая губительное влияние умственной апатии, вызванной самыми разными причинами. Сам Гончаров отметил, что статья Писарева — лучшее из всего, что было написано о его романе, поскольку он описал всю сложность такого, казалось бы, элементарного обломовского типа. Ведь герой, оказывается, был больным человеком, как отмечает Гончаров. Обломов не просто не хочет работать, а боится труда, поскольку он приносит ему физические муки. И ведь он иногда способен к активной деятельности, хоть и под чужим влиянием. Ольге удалось побудить его к активности, различным занятиям.

Герой трепещет буквально на протяжении всего произведения Гончарова, кроме, пожалуй, самых последних его страниц. Он опасается всего: сырости, движения, сквозного ветра, любви, приличий, громкого слова. А этот страх — характерный симптом атрофии воли, психиатрической болезни.

Кроме того, Обломов всегда находится между двумя противоположностями: он был воспитан в старорусской манере и обстановке, привык к бездействию и роскоши, удовлетворению собственных прихотей. Детство его прошло под неустанным, бездумным надзором родственников, таких же вялых и пассивных, как и он.

Гончаров что внес в литературу. Смотреть фото Гончаров что внес в литературу. Смотреть картинку Гончаров что внес в литературу. Картинка про Гончаров что внес в литературу. Фото Гончаров что внес в литературу

Его нежили и баловали, старались подавлять порывы активности и резвости, естественные для юного возраста, а также любознательность и интерес к чему бы то ни было. Плоды такого воспитания известны — лень, принявшая свою крайнюю форму, а также страх перед любыми изменениями и требованиями жизни.

Болезнь эта, по мнению Гончарова, коренится во всей русской жизни и истории. В этом смысле Обломов был подлинным воплощением барской России дореформенного времени. Однако можно ли считать, что после отмены крепостного права ситуация так уж кардинально изменилась? Действительно ли умер Илья Ильич?

Нет, он не может умереть. Именно поэтому этот роман сейчас, как и всегда, остается актуальным.

«Обломов», понятый как обличительный роман, высмеивающий барство и русскую лень, имел огромный читательский успех. Гончарова даже сравнивали с Гоголем.

Вернувшись из кругосветного путешествия, Иван Александрович вновь занялся государственной службой, работая все в том же департаменте внешней торговли в должности столоначальника. Однако вскоре, в 1858 году, он поступил на службу в цензурное ведомство при министерстве народного просвещения. В 1862 году он стал редактором выходившей тогда «Северной почты», официального журнала. Служил Гончаров добросовестно и достиг значительных успехов в службе: его несколько раз повышали в должности — от цензора до члена главного управления по делам печати.

И.А. Гончаров: роман «Обрыв»

Романы Гончарова публикацией «Обломова» не заканчиваются. В 1868 году на страницах журнала «Вестник Европы» появился его следующий после «Обломова» роман — «Обрыв». Задуман он был практически одновременно с «Обломовым», однако на написание этого произведения Гончарова ушло более 20 лет! За эти годы сменилось целое поколение, целая эпоха. Из мрачного периода николаевского правления Россия перешла к возрождению и обновлению. Но взгляд Гончарова все еще был устремлен в прошлое, откуда он черпал свои образы и характеры. Критика не оценила этот роман, возможно, этому способствовала и неопределенность времени, когда он появился. К этому периоду были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», а критика лишилась лучших своих представителей, в том числе Писарева. «Отечественные записки» еще только вставали на ноги. В журналистике господствовал сумбур в настроениях и умах. И вдруг в это смутное время появляется на свет произведение, проникнутое определенным взглядом на жизнь, причем, можно сказать, взглядом оптимистическим… Гончаров признает все старое сильным, здоровым и правильным, надеется на примирение старого с новым. Естественно, в то время такая позиция не могла иметь сторонников.

Скажем вкратце о двух центральных фигурах романа — Райском и бабушке. Райский борется против старого порядка, изнеженности, однако спит на удобной постели и не отказывает себе ни в чем, разрешает даже Егорке снимать с себя сапоги. Он живет все еще в эпоху крепостного права, а борется с ним лишь только на словах, не подкрепленных делом: просто советует своей бабушке отпустить на волю крепостных, но сам в это дело не хочет вмешиваться, хотя имение принадлежит ему. Эта нерешительность весьма типична, характерна для всего русского общества в то непростое время, как и для любой переходной эпохи.

Бабушка же намного деловитее своего внука. Она говорит на языке предков, словами пословиц, старинной мудрости. Сквозь эту устаревшую мудрость у нее просматривается гораздо больше здравого смысла, нежели у Райского. Это была упорная, твердая, властная женщина, не любящая уступать, хотя в глубине души и понимающая зачастую, что Райский прав. Однако, несмотря на всю ее уверенность и убежденность в своей правоте, в ней все же нет самолюбивого неприятия нового. Просто она довольна старым, а нового боится, но при необходимости уступает ему.

Так через весь роман проходит эта тема: борьба отжившего с новым. Гончаров не встает на защиту ни одной из сторон, он стремится лишь к их примирению и объединению.

Интересные факты об Иване Гончарове

Среди прочих выдающихся российских литераторов нельзя не упомянуть Ивана Гончарова. Будучи настоящим мастером слова, он в течение жизни успел зарекомендовать себя в качестве талантливого публициста и прозаика, а его живой ум, по отзывам современников, делал его желанным гостем и собеседником. При этом он был отважным человеком, рискнувшим отправиться с экспедицией в Японию для установления торговых отношений, несмотря на то, что по японским законам тех лет чужестранцев казнили на месте.

Факты из биографии И. Гончарова

Начальное образование получил дома

Гончаров что внес в литературу. Смотреть фото Гончаров что внес в литературу. Смотреть картинку Гончаров что внес в литературу. Картинка про Гончаров что внес в литературу. Фото Гончаров что внес в литературу
Свое первоначальное образование маленький Ваня получил у себя дома. После его отправили в частый пансион. В 10 лет уехал учиться в Москву в коммерческое училище. На тот момент, в нем обучался старший брат.

Около восьми лет Ваня пробыл в Москве, учеба ему была не очень интересна. Но нравственное и духовное воспитание для него шло своим чередом. Он много читал отечественной литературы.

Очень часто сам писатель говорил, что в эти тяжелые годы, он питался знаниями Карамзина, Озерова, Державина и многих других. Очень хорошо Ваня отзывался о Пушкине и его «Евгении Онегине».

Источник

Иван Александрович Гончаров (биография)

И. А. ГОНЧАРОВ (1812-1891)

Иван Александрович Гончаров – один из самых ярких представителей золотого для русской литературы XIX века. Его романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» внесли значительный вклад в становление жанра русского романа. Имя И. А. Гончарова стоит в одном ряду с именами крупнейших русских писателей XIX века. Современник Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Гончаров глубоко и полно отразил в своём творчестве сложную, противоречивую эпоху 40-х-60-х годов XIX века.

И.А.Гончаров родился 18 (6) июня 1812 года в Симбирске в купеческой семье. Отец, Александр Иванович, выбирался городским головой, вел хлебную торговлю. Он скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием детей занималась мать, Авдотья Матвеевна. Первоначальное образование Гончаров получил дома под руководством крёстного отца, капитан-лейтенанта в отставке Н.Н.Трегубова.

В 1820-22 годах И.А.Гончаров учился в пансионе священника Ф.С.Троицкого в с. Архангельском Ставропольского уезда Симбирской губернии.

В 1822 году он был отправлен учиться в Московское коммерческое училище, где провёл восемь лет.

По окончании университета с лета 1834 до весны 1835 он жил в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора А.М.Загряжского. О службе в Симбирске И.А.Гончаров написал в очерке «На родине» (1888).

В мае 1835 года И.А.Гончаров переехал в Петербург, где прошла большая часть его жизни. Тем не менее, Гончаров никогда не терял связи с родным городом, несколько раз приезжал в Симбирск повидаться с родными. Симбирские впечатления и наблюдения отразились во всех трёх романах писателя и в очерке «На родине». В 1870-е годы он писал: «Я сам и среда, в которой я родился, воспитывался, жил – и всё это помимо моего сознания, само собой отразилось силой фантазии у меня в воображении».

Первые десять лет жизни в столице Гончарову пришлось служить мелким чиновником Министерства финансов. Эти годы принесли пользу ему как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе, которая продолжалась тридцать лет, Гончаров всегда вспоминал с отвращением; «все свободное время от службы посвящал литературе».

В 1838 и 1839 в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н.А. Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

Осенью 1852 И.А.Гончаров отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника дипломатической миссии вице-адмирала Е.В.Путятина. Гончаров стал участником важных исторических событий – установления русско-японских отношений. За два с половиной года он побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием «Фрегат Паллада» (1858).

По возвращении в Петербург, в 1856-1860 годах И.А.Гончаров становится цензором, проявляя на этом поприще сочувственное отношение к прогрессивным явлениям литературы: способствовал новому изданию запрещенных в течение нескольких лет «Записок охотника» Тургенева, сборника стихотворений Некрасова, разрешил к печати роман Писемского «Тысяча душ». В 1860 году, когда вновь стали усиливаться цензурные гонения на литературу, Гончаров подает в отставку.

В 1862 году И.А.Гончаров специально приезжал в Симбирск работать над романом «Обрыв». Он провёл в Симбирске два месяца, это был последний приезд писателя в родной город.

Третий роман Гончарова «Обрыв», появившийся в печати в 1869 году, явился плодом двадцатилетней работы. В этом романе писатель отразил эпоху реформ 60-х годов XIX века, создал ёмкие и вечные образы, которые стали символами своего времени. Писатель сознавал, что это его последнее крупное произведение. Этот роман был очень дорог ему: «… любимое дитя моего сердца и моей фантазии»,- писал он об «Обрыве». Роман получился многоплановым и многосюжетным, в нем автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России и надежды на её будущее. В июне 1868 года, работая над четвёртой частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессознательно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…».

В 1870-80-е И.А.Гончаров выступает как талантливый критик. Статьи «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского» и сегодня являются эталоном умного и серьёзного анализа художественного произведения и деятельности выдающейся личности.

И.А. Гончаров умер 15/27 сентября 1891года. Похоронен в Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В родном городе И. А. Гончарова бережно хранят память о нём. Дом-памятник Гончарову, беседка-памятник И.А.Гончарову, музей И.А.Гончарова, Всероссийские гончаровские праздники в Винновской роще, Международные гончаровские конференции, Дни памяти И.А. Гончарова – всё это дань любви и уважения земляков великому русскому писателю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *