Гордость к чему приводит
Что такое гордыня: понятие, примеры, причины появления
Приветствую Вас, друзья!
Гордыня – это отрицательная черта личности, не вызывающая симпатии и осуждаемая большинством религий. В отличие от гордости, которую обычно отождествляют с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, самоуважением и моральными принципами, гордыню ассоциируют с заносчивостью, высокомерием и эгоистичной самовлюблённостью. Сегодня мы подробно разберём, что она собой представляет, как проявляется, почему возникает и как от неё избавиться.
Что такое гордыня?
Гордыней называется черта характера, проявляющаяся в непомерной гордости, убежденности в собственном превосходстве над другими, высокомерии и постоянной жажде похвалы. Горделивый человек значительно переоценивает свои заслуги и достоинства, но при этом склонен принижать чужие положительные качества.
В голове у такого человека все знакомые выстраиваются в определенной иерархии. На самом верху находится он сам, а «старшинство» остальных определяется тем, как он воспринимает их достоинства. Разумеется, выше всех в этой пирамиде находятся те, кого он сам уважает и кто демонстративно уважает его в ответ, регулярно хваля и превознося его заслуги.
Смежным понятием является тщеславие – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, постоянно слышать лесть и похвалу. Разница заключается в том, что тщеславный человек нуждается в лестном отношении, горделивый же и так уверен, что он лучший. Гордыня – это потребность чувствовать своё превосходство, а тщеславие – желание выглядеть лучшим в глазах окружающих.
Гордыня подразумевает неадекватную оценку собственной личности. Человек абсолютно убежден, что он лучше большинства людей. Он думает, что у него отличные спортивные данные, высокий интеллект, а в его голову постоянно приходят потрясающие идеи. И если бы у него были финансовые возможности, он давно обогнал бы по успехам Илона Маска. К сожалению, из-за неадекватной самооценки горделивые люди часто совершают ошибки или топчутся на месте, полагая, что успех скоро придёт к ним сам благодаря их талантам.
Признаки гордыни
Горделивый человек не замечает у себя данной особенности. Окружающие могут осуждать его высокомерие, чванливость и прочие негативные черты характера. Но именно он является тем, кто больше всего страдает от своей гордыни. Поэтому важно уметь вовремя обнаружить эту особенность и по возможности ослабить её влияние на свою жизнь.
Основные признаки гордыни:
Причины гордыни
Формирование данной черты характера всецело зависит от воспитания и жизненного опыта человека. При этом наибольшее значение имеют такие факторы как:
Независимо от того, по каким причинам сформировалась гордыня, такой человек обычно не очень приятен в общении. Демонстрируя свои сильные стороны, он может произвести хорошее впечатление при знакомстве. Однако хорошим другом, с которым хочется проводить время, ему не стать.
Отличия гордыни от гордости
Чтобы лучше понять, что такое гордыня, необходимо разобраться, чем она отличается от гордости. Это однокоренные слова, но их смысл сильно отличается. Если гордыня считается отрицательным явлением, производящим неприятное впечатление на окружающих, то гордость – это скорее положительное переживание. Чтобы лучше понять, чем гордыня отличается от гордости, сравним их по нескольким направлениям:
Объект на который направлено чувство. Гордость можно испытывать за себя, за проект в котором участвуешь, за достижения своих детей, учеников и друзей. При этом гордость не отрицает скромность. Гордыня всегда связана только с собственными достоинствами, как правило, сильно преувеличенными.
Сопутствующие эмоции и черты характера. Гордость связана с самоуважением, высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и твердыми моральными принципами. Гордыня обычно сопровождается лицемерием, завистью и лживостью.
Эмоциональный эффект. Гордость мотивирует, вдохновляет, повышает веру в себя и свои идеалы, помогает двигаться вперёд. Гордыня не мотивирует. Как правило, горделивый человек менее старателен и склонен преувеличивать свои успехи на словах вместо того, чтобы в действительности добиваться большего.
Чем так плоха гордыня?
Гордыня – это разрушающее чувство, которое отравляет душу и делает человека малоприятным для дружеского общения. На него нельзя положиться, с ним не хочется быть откровенным. Если приятель делится с ним своими успехами, горделивый человек сразу же переходит к критике и умалению его заслуг. Такую реакцию вряд ли можно назвать дружеской.
Если же кто-то посетует на проблемы, гордец обязательно порадуется, что вокруг одни неудачными, а он так успешен и самодостаточен, что никогда не жалуется. Он не склонен к эмпатии и не способен к сочувствию. Потешаясь над близкими людьми, горделивый человек даже не чувствует, как отталкивает их от себя.
Как избавиться от гордыни?
Разобравшись, что такое гордыня, мы можем с уверенностью сказать, что это отрицательная черта личности, от которой необходимо избавляться как можно быстрее. Для этого можно воспользоваться несложной программой из нескольких шагов:
Методично выполняя перечисленные упражнения, можно значительно ослабить влияние гордыни на свою жизнь, а со временем и вовсе избавиться от данной черты характера. Это поможет значительно улучшить взаимоотношения с семьей, друзьями и коллегами.
Заключение
Гордыня разлагает психику, меняет представления о морали и нравственности, мешает строить хорошие отношения. Если вы признали наличие у себя данной черты, значит, вы сделали первый шаг на пути её искоренения, ведь фактически это признание своего несовершенства. Теперь остаётся только методично выполнять рассмотренные упражнения, и со временем можно стать по-настоящему душевным человеком, с которым всем и всегда будет приятно общаться.
Все болезни от гордыни?
В христианской религии это чувство относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти. Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций.
Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо или ниже, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком). Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора.
Критика — это одна из производных от гордыни.
Люди, которые постоянно кого-то критикуют или ругают, хотят, чтобы другие соответствовали их представлениям о мире и морали, о жизни. Они думают, что их мнение самое правильное. Но они ошибаются. Такие люди просто забывают или не знают, что живут только в своём мире. И своими критическими мыслями они выражают несогласие с миром другого человека. Претензии можно предъявлять к кому угодно: к близким, к правительству, к себе, к прошлому, к судьбе, к Богу.
Всё очень просто. Выражая недовольство окружающим миром (а окружающий мир — это ваш мир), вы выражаете недовольство по поводу самого себя. Направляя агрессию на окружающий мир, вы направляете агрессию на самого себя, запуская тем самым механизм саморазрушения.
Недовольство, претензии к окружающему миру могут привести к серьёзным заболеваниям.
Известно, что у тех, кто имеет склонность к критике, часто болят суставы и горло. Ревматизм — это болезнь людей, которые постоянно выражают претензии и недовольство, критикуют себя и других. Это от того, что такие люди непреклонны, жёстки в своих суждениях и не принимают чужого мнения. Чувство собственной важности раздуто у них до неимоверных размеров.
Составьте для себя программу освобождения от гордыни.
Научитесь принимать любую ситуацию в своей жизни — без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались. Все знают поговорку: «Всё что Бог даёт — к лучшему». Просто нужно научиться находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из неё извлекли, приходит позже.
В Библии, в Новом Завете, есть такая молитва, которая нейтрализует гордыню самым лучшим образом, — это «Отче наш». Читайте её каждый день, но читайте не бездумно, а стремитесь понять её смысл.
Есть и ещё одна сторона гордыни, которая часто остаётся незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня — это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но это ещё и принижение себя самого, неправильное отношение к себе самому, также порождающее агрессию. Различные религиозные школы учат правильному отношению к другим людям, к окружающему миру, но мало уделяют внимания правильному отношению к самому себе. Многое в их учениях основано на чувстве вины, страхе и наказании за грехи. Они учат любить Бога, Первопричину всего сущего, а любовь к Богу начинается с любви к себе, как частице Бога. Ведь Бог находится в душе каждого из нас. И если человек, например, ругает себя за какое-то действие, то он ругает Бога, а это уже проявление гордыни. «Возлюби ближнего своего, как себя самого», — так учил Иисус Христос. Поэтому постигать окружающий мир и вселенские законы нужно с изменения отношения к самому себе, а через самоизменение и самосовершенствование — и к окружающему миру.
Если вы хотите изменить другого человека, то начните с себя.
Как избавиться от гордыни: 6 изречений святых и преподобных
Гордыня в православии — большой грех, который приводит человека в полное духовное забвение
Православие считает, что гордыня — грех, который приведет человека к полному духовному забвению. Она разъедает человека изнутри, имеющий такой грех, человек будет обречен на верную гибель.
Самое ужасное, грех гордыни в человеке полностью им овладевает, тем самым усугубляя ситуацию. Как избавиться от гордыни, и как помочь окружающему в этой проблеме? Для этого, нужно знать, какие признаки гордыни у человека присутствуют.
Проявление гордыни в человеке:
источник негативных мыслей и эмоций, которые пагубно влияют на состояние человека
К чему приводит гордыня? В большинстве случаев гордыня — источник негативных мыслей и эмоций, которые очень пагубно влияют на состояние, а также на поведение человека. По-другому можно сказать, что гордыня человека не дает ему нормально жить.
Все эти признаки, появившиеся у человека в результате его гордыни, приведут к полному разрушению здоровой психики человека, а значит и сознания.
Гордость и гордыня — разные понятия, но в то же время довольно близкие
Очень часто гордость путают с гордыней. Гордость грех, такой же, как и гордыня, но эти два понятия довольно близки. Гордость и гордыня, не совсем одно и то же, ведь гордость — это страсть, а гордыня — некое проявление этой страсти в конкретном человеке. В этом вся и разница.
А чем же отличается гордыня и тщеславие? Считается, что тщеславие менее грубый человеческий порок, чем гордыня. В тщеславии личность может осознать свою пагубность, а вот в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя.
Гордыня — один из семи смертных грехов, стоящее на самом первом месте
Гордыня считается тяжким грехом не только в православии, но в других мировых религиях.
Так что же это – гордость: чувство или эмоция
В первую очередь, конечно эмоция. Вы гордитесь достижениями страны, ребенка, соседа. Гордитесь и тем, что смогли путем большого труда достичь вершин в творчестве, науке.
Почему бы не гордиться – вложены желание быть лучшим и знающим. Важно не перешагнуть границы между гордостью и гордыней, не потерять чувства меры, когда ваша истинная гордость просто перерастет в зазнайство и чванливость.
Будучи по-настоящему гордым, вы будете защищать свои достижения, постараетесь помочь ближнему. Стать участником большого дела – тоже великая удача.
Но как только вы становитесь эгоистом и перестаете уважать мнение окружающих, вот тут рождается гордыня. Человек мнит себя всезнающим, теряет собственное достоинство, ценит лишь себя и свои достижения.
Это нужно не просто понять, но и прочувствовать на себе – как только вы начнете считать себя правым во всем, перестанете учиться и слушать собеседника – рождается непонимание и теряются справедливость и Честь.
Как избавиться от гордости писали святые — 6 изречений
Как избавиться от гордости и как побороть этот тяжкий грех? побороть его очень тяжело, но возможно. Многие обращаются к советам святых и преподобных.
Смирение — стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему. Им очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие, торжествуют сражающиеся, увенчиваются победители.
Подлинно весьма высоко и величественно смирение. Блажен, кто пламенно возлюбил его, стремится вослед за ним и преуспевает в нем. Все сокровища заключены в смирении, все блага, все духовные богатства можно найти в нем.
Строчки из Святой Библии:
Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
Что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем.
епископ Сербской православной церкви
Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
священник Русской православной церкви
Когда придет тебе в голову безрассудная мысль — сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет.
…Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? «Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все – плохо, где все – дисгармония?»
Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю «смиренна», речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: «Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь». Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место.
Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием.
епископ Православной российской церкви
Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош.
Также многие святые как справиться с гордостью писали о том, что нужно просить прощения не только у Бога, но и перед теми людьми, которых вы обидели.
Детский эгоизм
Все начинается с детского эгоизма. Он проявляется в личной выгоде, становлении своих интересов выше интересов других людей.
Формы детского эгоизма:
Негативные последствия эгоизма не только распространяются на окружающих, но и мешают жизни самого ребенка, так как в дальнейшем ему будет трудно контактировать с другими людьми.
Как бороться с детским эгоизмом, знают не все. Следует соблюдать следующее:
Если не пресечь развитие эгоизма в детстве, то он наложит отпечаток на жизнь уже взрослого человека, который решит создать семью.
Как избавиться от гордости простому человеку — советы и рекомендации
Подведем небольшие выводы по всему вышесказанному. Как же бороться человеку с грехом гордости:
О гордости, и том, как с ней бороться простому человеку рассказывает священник Андрей Ткачев:
Проблемы высокомерия
Гордыня – общесоциальная и внутриличностная проблема. Горделивый человек создает дискомфорт тем, кто находится рядом с ним. Сначала его избегают друзья, а после даже новые знакомые. Он не получает поддержки и понимания.
Вокруг гордеца будут только те люди, которые имеют низкую самооценку, готовы всегда жертвовать собой ради других, ищут унижения. В союзе с теми, кто считает себя идеальными, они найдут гармонию. Но стоит отметить, что такое общение не приведет ни к чему хорошему. Оно только усилит проявление отрицательных качеств и тех, и других.
Внутриличностная проблема состоит в том, что человек все равно знает свои недостатки. О них ему напоминает внутренний голос. Чем чаще звучат такие напоминания, тем хуже гордец относится к окружающим. Он презирает, оскорбляет, осуждает их. Он не хочет исправлять свои ошибки. Вместо этого ищет изъяны в других, постоянно указывая на них.
Возможен и другой вариант развития событий. Представьте, что горделивый человек столкнулся с жестокой реальностью. Внезапно он осознал, что его достижения и успехи – это всего лишь фантазии. Тут начинается самоуничижение. И снова возможность оценить реальное положение вещей исчезает.
В случаях, когда горделивые люди так и не видят, что происходит на самом деле, гордыня прогрессирует. Это приводит к распаду семьи, одиночеству, моральному и физическому истощению, а также внутриличностному кризису.
Существует молитва от гордыни — преподобному Алексию, человеку Божию
Существует молитва от гордыни преподобному Алексию, человеку Божию, которую можно читать в любое время.
В порыве злобы или вспыльчивости и ненависти можно прочитать молитву от гордыни преподобному Алексию, человеку Божию
Можно читать молитву перед иконой святого:
О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояяй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Часть 12. Гордыня
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.
Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.
Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.
Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».
Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.
Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».
Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».
Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.
Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.
В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.
Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.
Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.
Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.
В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.
Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.
Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.
Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.
Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.
Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть.
Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.
Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.
Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.
Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?
Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая большая из страстей борется наивысшей добродетелью.
Как стяжать любовь к ближнему?
Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).
Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает, а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.
Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.
Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.
Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.
Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).
Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»
Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.
Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.