Гордыня грех и в чем проявление

Почему грех гордыни считается самым страшным в православии

Что такое гордыня

Гордыня стала тем грехом, который поразил Люцифера, после чего он возжелал занять место Бога. Упиваясь своей силой и могуществом, он собрал войско и восстал против создателя. Однако был повержен архангелом Михаилом и сброшен в ад – место, заключенное во тьме и лишенное Божьей благодати.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление Одно из определений смертного греха

Поэтому гордыня считается смертных грехом, а людям, подвластным ее влиянию, суждено отправиться в преисподнюю. Ослепленный непомерной любовью к себе и своим достижениям человек начинает переходить границы дозволенного, оскорблять и принижать достоинство других людей. Все достижения он считает исключительно своей заслугой, а помощь со стороны воспринимает как должное.

Признаки

Изменения в личности происходят постепенно и не сразу ассоциируются с греховным падением, так как принимаются за одну из особенностей характера. Чем дольше человек остается слеп, тем хуже становится ситуация. Чтобы спасти душу, нужно понять, в чем именно выражается порочное поведение:

Гордыня не знает границ, она может проявиться в абсолютно разных ситуациях и поразить тех, кто, казалось, никогда не вознесет свое «я» выше других людей. В современном обществе существует несколько разновидностей гордыни:

Причины

Выделяют следующие факторы, дающие человеку чувство возвышенности над другими:

Зарождение гордыни часто происходит в детские годы, когда родители прививают неправильные жизненные ценности.

Плоды гордыни

Последствия негативных мыслей и действий, которые провоцирует греховное падение, проявляются в ухудшении внутреннего состояния и поведения. Человеком руководит злоба, агрессия, зависть и жадность, нередко появляется обида из-за непонимания со стороны других людей.

В итоге гордецу суждено познать одиночество, так как никто не захочет постоянно находиться рядом с грубым и эгоистичным человеком.

Видео «Гордыня – смертный грех»

В этом видеосюжете представлено определение смертного греха.

Гордыня в православии

Многие задаются вопросом, почему гордыня в православии является самым страшным грехом. Дело в том, что этот порок порождает другие пороки, которые овладевают человеком, например, жадность и злость. В православном вероисповедании спасение души возможно только в том случае, если человек осознает, что Господь превыше всего.

Также важной является любовь к своему ближнему и готовность пожертвовать личными интересами ради его блага. Именно поэтому гордыня – смертный грех, так как она обесценивает божью волю и не позволяет человеку смиренно следовать ей.

Методы борьбы с опасной страстью

Гордыня – смертный грех, от которого необходимо избавиться. Если человек осознает, что оказался во власти порока и пожелает победить его, то придется пройти долгий путь и смиренно принимать испытания, ниспосланные Творцом.

Осознайте проблему

Это первый и самый важный шаг на пути к исцелению. Его трудно сделать, но без осознания проблемы невозможно найти решение. Придется научиться анализировать свои поступки, мысли и прорабатывать самооценку.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление Осознание – первый шаг к исцелению от греха

Рассмотрите горизонты

В мире существует много людей, которые занимают высшую ступеньку в обществе. Если вы смотрите на других сверху вниз, то и другие могут относиться также пренебрежительно к вашим достижениям.

Общайтесь с более успешными людьми

Полезным опытом будет общение с людьми, которые достигли значительных высот не только в карьере, но и в личной жизни. Нужно наблюдать, как они выстраивают общение с деловыми партнерами, коллегами, друзьями и родственниками. Если оценка достижений других оставляет неприятный осадок в душе, то стоит задаться вопросом, почему этот человек успешен, а вы еще не перешагнули на новую ступень развития.

Постоянно меняйте хобби

Постоянное стремление к саморазвитию и познанию нового откроет глаза на то, что есть еще много чему учиться и к чему стремиться. Достигнув вершины в одном, ищите новое хобби и постарайтесь стать профессионалом в нем.

Работайте с собственными недостатками

Горделивый человек не видит собственных недостатков и не умеет с ними работать. Поэтому пригодится чистый лист бумаги, на котором следует выписать все свои недостатки. Если их трудно определить самостоятельно, то стоит вспомнить слова окружающих людей. Составленный список должен находиться перед глазами, чтобы появилось осознание количества недостатков.

Критикуйте сами себя

Самокритичность – очень важное и полезное качество, которое поможет останавливать горделивые позывы вовремя. Замечания могут быть в голове, записаны на бумаге или диктофоне, а также проговорены вслух. Главное, не бояться и не давать себе поблажек.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление Самокритичность позволяет останавливать горделивые позывы вовремя

Попросите критику у близкого человека

Грех гордыни затуманивает трезвость мышления и не позволяет критически оценить свои поступки. Обратитесь к людям, которым действительно доверяете, с просьбой назвать три главных недостатка вашей личности. Услышанное необходимо обдумать, а когда придет осознание правоты собеседника, то можно приниматься за работу.

Человек – очень эмоциональное создание, но он может достигнуть всего, чего захочет, если приложит должное усилие и будет уповать на милость Творца. Однако, достигнув вершины, многие предаются гордыне, забывая, что она разрушит все достижения и не позволит открыть для себя новые горизонты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Самый страшный грех: гордыня

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Она возглавляет список смертных грехов в православии

Гордыня, сребролюбие, блуд, чревоугодие, зависть, гнев, алчность и уныние — вот список семи смертных грехов. Что из себя представляет первая, наиболее опасная для человека страсть?

Описание

Гордыня – это явление достаточно многоликое и многообразное. Уж если она одна из некоторых ангелов сделала бесов, то тем более в разных видах особенно присуща падшему роду человеческому. Конечно, определение того, что она собой представляет, и как с ней бороться – это задача христианской аскетики.

Впрочем, данный исследуемый грех далеко выходит за рамки последней. Так, к примеру, есть национальная гордыня и, как уже было сказано, другие ее виды. Однако во всех этих своих последних она также вполне подчиняется законам православной аскетики.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Фарисей и мытарь из евангельской притчи

Итак, по определению святых отцов, гордыня – это видение своих добродетелей (реальных или мнимые), услаждение ими, возношение ими, а также осуждение других, якобы, эти добродетели не имеющих. Типичный евангельский пример сего – фарисей, который в храме:

Толкователи Священного Писания говорят, что добродетели этого фарисея были достаточно высокими, даже выходящими за рамки требований Моисеева закона. Который повелевал поститься лишь в определенные посты, а тот ревнитель постился еще да раза в неделю. Закон требовал платить десятину лишь с некоторых продуктов, а фарисей давал ее со всего, что приобретал.

Полезные материалы

Но все эти добрые дела съела его гордыня – видение их, услаждение ими и возношение ими, а также осуждение мытаря. Который, может быть, и не имел таких «духовных богатств», но зато имел и самое низкое мнение о своих добродетелях: всего лишь «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18: 13).

И что же, по слову Господа:

Как видим, мытарь, при видимом отсутствии добрых дел, имел, однако, одну самую важную, противоположную гордыни и искореняющую ее, добродетель смирения, которая перекрыла все посты и десятины фарисея! Ибо, как сказал преподобный Иоанн Лествичник:

Как не возгордиться, исполняя заповеди

И вот тут-то вырисовывается самая главная аскетическая проблема нынешних православных. И именно, как же это смирение стяжать?! Для многих из нас оное превратилось в некий призрак и зачастую заменяется, так называемым, смиреннословием.

Этот аскетический термин означает человека, который не имеет истинного смирения, но всячески на словах уничижает себя, называя себя ничтожеством, последним грешником, повинным во всех грехах, но… Но все это проверяется обличением от других. Стоит такого смиреннословного зацепить, так он такую гордую, величавую песнь о себе и от себя воспоет, что только диву даешься. Не зря святитель Василий Великий сказал:

Помню один такой клинический случай. Во времена моей христианской молодости на почве общей веры познакомился с одной женщиной, назовем ее Полина. Регулярно посещающей храм и весьма отличающейся этим самым смиреннословием, а также его проявлениями. Ибо стоило ее зацепить, то… (см.вышесказанное).

Последний раз я видел ее уже будучи преподавателем Одесской духовной семинарии и по весьма интересному случаю. Она явилась к инспектору ОДС и потребовала, чтобы он вернул ей 10000 рублей. Учитывая, что время еще было советское, — сумма довольно значительная.

На вопрос инспектора, откуда же взялась последняя? Она ответила, что 10 лет ходила в храм, жертвовала, вот и набежало. А ее неверующий муж сказал ей, что, если Церковь вернет им эти деньги, он станет верующим. Но самое интересное было потом. Разговорившись с нами, она начала предостерегать нас, уговаривала бежать из Одессы, которая вскоре погибнет, ибо в ней не нашлось ни одного праведника.

На ехидно-риторический вопрос инспектора: «Как же так, Полина, что в Одессе нет ни одного праведника – ведь ты-то же живешь здесь»? Она дала совершенно неожиданный, поистине сакраментальный ответ, достойный анналов: «Конечно, это так, но я скоро отсюда уеду», — так что берегитесь «тараканы»! Комментарии, как говорится, излишни. Вот такое оно, смиреннословие, — дичайшая гордыня, прикрытая фиговым листком словесно- «смиренной» мишуры!

Но почему же православным так туго приходится в стяжании добродетели смирения? Это связано с общей иудаизацией церковного учения о спасении. Как известно, иудеи до сих пор рассчитывают спастись чрез соблюдение закона Моисеева. Хотя согласно Священному Писанию «От дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним» (Рим.3: 20; Гал.2: 16).

Спасение не через добрые дела, а в Крестной Жертве Христовой

Православие же, если оно, конечно, настоящее, в основу учения о спасении полагает догмат Искупления. Нравственная суть которого состоит в том, что мы спасаемся не нашими добрыми делами, сколь хорошими бы они ни были. Ибо это в сущности и есть иудейская попытка спастись чрез соблюдение закона добрых дел. Но мы спасаемся не чрез них, не как иудеи, а чрез Крестную Жертву Христову, принесенную за нас и искупающую нас от наших грехов.

Правда, святые отцы говорят, что и христианин всегда начинает свое дело спасения как иудей, думая спастись чрез закон доброделания. Но в процессе своей христианской жизни он постепенно убеждается, что это невозможно, ибо, как уже было сказано: «От дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним» (Рим.3: 20; Гал.2: 16).

Тогда-то он и начинает искать иной путь спасения во Христе и чрез Христа, почему тот же ап.Павел и говорит, что «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал.3: 24). А этот путь лежит единственно чрез православное исповедание догмата Искупления и нравственной жизни согласно сему догмату.

Таков обычный, нормальный путь спасения. Но… в наше смутное время он весьма затруднен из-за уже более вековых непрестанных нападок на сей догмат. Который безосновательно и ложно объявляют «юридической теорией; католическим или заимствованным у католиков, противоречащим святоотеческому учению» и т.д. и т.п. Все это сказывается на церковном учительстве, будь то в духовных семинариях и академиях, будь то с амвона.

Народ все учат строить свой дом добродетели из одних добродетелей, таким образом, исполняя закон оных, подобно иудеям. Забывая, что святые отцы об этом доме учили иначе: он должен быть основан на смирении; его стены – это действительно добродетели, а крыша – любовь Божия. А вот как положить основание, т.е. смирение, об этом мало кто говорит. А оно, как я уже сказал, проистекает из православного исповедания догмата Искупления и нравственной жизни по сему догмату.

Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим проблематику, возникающую при попытках спастись чрез соблюдение закона добродетелей. Когда христианин, подобно иудею, думает спастись именно чрез них, то он неминуемо впадает в одну из двух, вроде бы, взаимоисключающих зол – гордость и отчаяние.

И действительно, если он думает спастись чрез свои добрые дела, то обязательно должен видеть их, знать, что они у него есть, радоваться им, услаждаться ими, незаметно от этого возносясь — что выше и было определено как гордость. Ибо если он, думая спастись чрез свои добрые дела, искренне решит, что их у него нет, то впадет в отчаяние. Ведь тогда выходит, что без них он и не может спастись и пойдет в ад! Вот почему смирение у таковых заменяется смиреннословием!

Это прекрасно знают бесы, которые и разыгрывают с такими новоначальными иудействующими христианами своего рода нравственно-аскетическую комедию. Сначала внушают им гордость, как, якобы, «великим исполнителям закона добродетели», а затем, лишив их последней, внушают им отчаяние, как не могущим спастись и уже погибшим. Итак, они по слову Библии:

Как конкретно это бывает также объясняет Священное Писание. Господь сказал:

«Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7: 24-27).

Думаю, мы не ошибемся, если скажем, что надежное каменное основание сего дома души есть смирение, а ненадежный песок – это множество добрых (без смирения) дел, на котором сие жилище не устоит. А что же это за духовные ветры, дожди и реки, которые устремляются на дом сей? Это объясняет уже апостол Павел:

«Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7: 7-25).

Когда христианин, скажу так, прельстившись тем, что «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра», пытается чрез это спастись, он, по слову ап.Павла неминуемо сталкивается с тем, что хотя «по внутреннему человеку находит удовольствие в законе Божием; но в членах своих видит иной закон, противоборствующий закону ума его и делающий его пленником закона греховного, находящегося в членах его».

Этот закон греховный и есть те, упомянутые в Евангелии, «ветры, дожди и наводнения, ниспровергающие дом души». Ибо он, при содействии бесовском, неминуемо, постоянно и периодически ввергает новоначального христианина в какой-то тяжкий и очевидный грех, чаще всего блудный. И вот тут-то посмотрим на действия в нем двух православных. Одного, построившего дом своей добродетели на камне веры в Искупителя; и другого, того, кто думает спастись, уповая на дела закона.

И тому, и другому бес лжет: «Ты пал и пропал; все твои дела оказались тщетными, и ты не спасешься, но пойдешь в ад». И уповающий на свои дела верит этому, впадая в отчаяние. Ведь он думал спастись чрез свои добрые дела, а они рухнули, подобно дому без основания, из-за его тяжкого грехопадения.

А вот православно исповедующий догмат Искупления, верующий в Искупителя, а не в свои дела, отвечает врагу: «Да, я потерял добродетель, впав в грех, но я и не думал чрез нее спастись, я спасаюсь чрез Крестную Жертву Спасителя, принесенную и за меня».

Но еще перед этим вражина и тому, и другому, как уже было сказано, внушает гордость, чтобы впоследствии усугубить падение. И основывающийся на делах закона клюет на эту удочку, ибо без них и ее (гордости) ему, как он думает, не спастись. А верующий в Искупителя удобно учится презирать свое и бесовское самомнение об этих делах, ведь он думает спастись не чрез них, а по милости Искупителя чрез веру в Него.

А как же дела, ведь вера без них мертва?! Однако вера в Искупителя и есть сама по себе добродетель, притом великая! Более того, она порождает другие добродетели. Ибо когда пребывающий в ней так мужественно (в отличие от отчаявшегося) отвечает врагу, он стяжал добродетель мужества. Когда же постоянно упражняется в этом делании, то постепенно обретает смирение, состоящее в не видении своих добродетелей, хотя они у него явно есть.

Вот почему все святые, проходя величайшие добродетели, совершая великие чудеса, хотя все сие знали, но по своему смирению всего этого не хотели видеть и помнить. Искренне считая и называя себя рабами ничего не стоящими. И делали они это отнюдь не по смиреннословию, а от всей души своей и чувства сердечного.

Или как очень хорошо об этом сказано в житии авы Иоанна Персиянина:

«Некто сказал ему: столько мы трудились ради Царства Небесного; будем ли мы наследниками его? Старец отвечал: «Верую, что буду наследником горнего Иерусалима, написанного на небесах; «верен бо есть Обещавый» (Евр.10: 23). И почему мне не надеяться: Я был страннолюбив, как Авраам; кроток, как Моисей; свят, как Аарон; терпелив, как Иов; смирен, как Давид; жил в пустыне, как Иоанн; плакал, как Иеремия; был учителен, как Павел; верен, как Петр; мудр, как Соломон. И как разбойник, верую, что Тот, Который по Своей благости даровал мне все сии дары, дарует и Царствие».

Да, он знал свои великие и многие добродетели. Но по своему смирению, во-первых, вменял их не себе, а принимал как дар Божий. А, во-вторых, в деле спасения уповал не на них, но надеялся спастись так же даром, лишь по милости Божией, подаваемой нам ради Его Крестной Жертвы. Подобно тому, как лишь этим даром Божиим спасся благоразумный разбойник. Ибо:

Источник

Азбука гордости

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Отец Сергий, что такое гордость? Про нее постоянно говорят, ее называют началом всех пороков. В «Откровенных рассказах странника» даже говорится, что всегда на исповеди надо каяться в гордости, потому что она присутствует в каждом человеке, и победить ее нельзя в принципе. Что же это вообще такое?

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Протоиерей Сергий Николаев

– Гордость называют демонской твердыней и фундаментальной страстью. Она – основание всех грехов. Гордостью согрешил одаренный от Творца величайшими достоинствами бесплотный дух, когда счел себя равным Богу и не захотел смириться перед Ним. Был ангелом, а стал демоном.

И сколько же сразу от гордости родилось деток! Если перечесть из книги Бытия сцену искушения дьяволом-змием Евы у древа познания добра и зла, то встретим там немало порождений гордости. Это зависть демона участи людей, коварство, клевета на Бога (подлинно ли, что Бог запретил вам есть от всякого дерева?), ложь и лукавство.

Семена искушений всходят в душе Евы грехами недоверия Богу, Его благому попечению о человеке (что-то скрыл, чего-то недодал); тщеславия (будете, как боги), любопытства, своеволия, непослушания и нарушения заповеди Божией. Да еще и чревоугодия; плод был увиден женщиной новыми глазами, как весьма приятный для пищи.

При внимательном рассмотрении всякий грех свое родословие ведет от гордости. Так как основывается на предпочтении своего Божьему. Своего видения и понимания, своей воли, своих желаний закону Божию, церковным заповедям и голосу совести. Святитель Феофан Затворник называет гордость самоценом. Говорит, что ей свойственна всяческая самость.

Гордость есть превозношение себя, преувеличенное представление о своей значимости. Это состояние противоположное смирению, недостаток смирения или отсутствие его. Кого называют гордым? Человека высокомерного, спесивого, зазнающегося, превозносящегося перед другими, самодовольного.

Хотя, понимать свою значимость – нормально, потому что человек сотворен по образу и подобию Божию и является уникальным существом на земле. Как сказано у Пророка: «Господи, … что есть человек? не много Ты умалил его перед Ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твои; все положил под ноги его…» (Пс. 8,17).

До грехопадения человек, будучи в трезвом, не омраченном грехом, разуме, понимал и принимал свою ограниченность и зависимость от Бога. И это было правильное, трезвое понимание. А когда грех исказил человеческую личность, исказилось и понятие человека о себе.

Казалось бы, человек грешный должен был считать себя ущербным и более зависимым, чем прежде. А в результате умопомрачения стал считать себя более значимым и независимым. Разве не безумен поступок Адама, когда после грехопадения он прячется от Всевидящего Бога среди листвы? Уж он-то, по опыту должен был знать, что от Бога нигде нельзя скрыться. И, тем не менее, прячется, как дитя с несовершенным разумом. А потом еще и дерзко обвиняет в своем проступке самого Бога.

Как он отвечает на вопрос, не ел ли он плода с заповедного дерева? Понимая, что Господь все знает, он не говорит просто: «да» или «ел». Он свой ответ начинает словами: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». То есть, не – «я виноват», а, «во-первых, Ты виноват, что дал мне эту жену, во-вторых, жена виновата, что прельстилась плодом и предложила мне его, а уж потом – чуть-чуть виноват и я». Преп. Иоанн Лествиничник гордости присваивает эпитет безумная.

Некоторые ученые происхождение слова «гордый» определяют от латинского «gurdus» –глупый, тупой. Гордость действительно сродни безумию и глупости. Мы понимаем, что у гордого человека понятие о себе далеко не соответствует истине. Внешне это порой выглядит даже смешно. В одном из рассказов Фазиля Искандера есть описание некого рыбака, в частности, маленький штрих: «У него было такое горделивое лицо, которое бывает только у очень глупых людей».

Когда говорят, что от гордости невозможно освободиться окончательно, имеют в виду, что невозможно полностью победить свою греховность. Безгрешен только Господь, а человек остается грешным до последнего вздоха. Великие святые находили, в чем каяться и на смертном одре, и покидали этот мир в трепете. А коль корни всякого греха – в гордости, то, значит, она своими детьми и внуками присутствует в нас.

О великом подвижнике, преподобном Марке Фраческом, который словом заставил гору сдвинуться с места и перейти в море, известно, что перед смертью он успокаивал трепещущую в ожидании мытарств душу. Святой, вспоминая свои подвиги, говорил ей: «Душа, мы хорошо потрудились здесь». За эти слова душа преподобного была задержана при восхождении на целый час.

Мы можем сказать о ком-то, что этот человек негордый, но это не означает, что в нем нет гордости, а лишь то, что она в нем незаметна. Или то, что он с ней борется. Кстати, гордость не часто заметна вовне. «Она не вовне, она – в настроении» – писал о гордости преподобный Феофан Затворник. Это внутреннее состояние, и ему бывают свойственны самые различные, и даже противоположные проявления.

Человек может быть внешне добрым, а внутренне гордым. Есть такая форма жалобы или упрека: «Сколько я добра им делала, и то, и это». Далее – целый список добрых дел и участия и горькое продолжение: «А они не ценят». А как хочется, чтобы оценка ближних совпадала с личной оценкой своей доброты!

Или бывает, человек вроде и кается, бичует себя на исповеди. Но стоит духовнику признать хоть малейшую частицу его греховности, указать на причину или дать совет, как настроение самобичевания у кающегося пропадает, и он переходит к жесткому, не терпящему критики самооправданию и поучению духовника. Вроде как – «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»

Борьба с гордостью – это процесс и дело всей жизни. И конечно, этот процесс должен иметь поступательное движение. Если с гордостью не бороться, не отслеживать ее и не контролировать, то она овладевает человеком, и Бог становится ему не нужен.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Как же научиться замечать за собой гордость? Если я купила дорогие туфли и ноутбук круче, чем, может, мне надо, и я рада по этому поводу – это гордость? Или, скажем, — вот я запостила фотографии из отпуска в фейсбук. Что же, нельзя порадоваться и рассказать друзьям? Считаю, сколько человек лайки мне поставили – это гордость?

– Святитель Григорий Двоеслов считал, что гордость имеет двенадцать дочек. Первой он называет тщеславие. То есть стремление к тщетной (бесполезной) славе, искание похвалы, желание возвыситься в глазах других людей, а также и в своих.

Святитель Игнатий Брянчанинов определяет тщеславие, как «искание славы, хвастовство, желание земных почестей, любление красивых одежд … внимание к красоте своего лица, приятности голоса, качеству тела, расположение к искусствам и наукам гибнущим и искание в них успеха для славы, стыд исповедовать свои грехи, лукавство самооправдание».

По Игнатию Брянчанинову, если тебе нравится красиво одеваться, значит, ты тщеславишься. Это тонкая вещь, сложная, потому что все вокруг говорят о моде, об умении одеваться красиво. Тут сложно удержаться и надо применять какие-то приемы.

Англичане, до тонкости определившие стиль, считают, что следует одеваться так, чтобы тебя не было заметно среди других людей. То есть можно и о моде помнить, но не бежать впереди нее и не слишком отставать. Не покупать вещей, не соответствующих твоему достатку. Слишком дорогая (не соответствующая доходу) вещь обличает тщеславие и суетность своего владельца.

Но тщеславиться можно и дешевыми, и старыми вещами. Долли Облонская (из романа Толстого «Анна Каренина») тщеславилась заплатками и заштопанными местами на домашней блузе, потому что они свидетельствовали об ее умении экономно вести хозяйство.

Когда Сократ заметил, что его ученик все время поворачивается к публике так, чтобы были видны дыры на его одежде, он сказал ему: «Перестань тщеславиться!» А кто-то тщеславится равнодушием к одежде. «Мне (подразумевается, что в отличие от других) вообще все равно, что носить».

Что касается Интернета, то сегодня он предоставляет огромную всемирную площадку для тщеславия и хвастовства. Тем, разумеется, кому она нужна. «Мнение о нас других людей – вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения» – сказано у одного духовного автора прошлого века. Сегодня это зеркало не имеет границ. Человек, порой незаметно для себя, представляет в сети не себя, а свой придуманный образ. Чуть покрасивее, чуть поумнее, чуть поостроумнее или порядочнее.

В жертву тщеславию приносится и искажается его истинная неповторимая и единственная в мире личность. Какие там, в этой сети все одинаковые и предсказуемые! Заметьте, что в путешествиях или на зрелищных мероприятиях многие сегодня смотрят на происходящее не собственными глазами, а камерой мобильного телефона или планшета. Их забота – не увидеть, а – заснять.

Люди лишают себя истинных впечатлений. Ради чего? Чтобы запустить свое «и я там был» в Интернет.

А хвалить других можно?

– Это дело опасное, можно, но в исключительных случаях. Например, когда человек находится в унынии, как лекарство. И то нужно знать дозу такого лекарства, опытные духовники за этим очень внимательно смотрят. Поэтому слова похвалы обычно звучат только на именинах или, когда человека поздравляют с какой-то наградой. И сам объект этих похвал, если он человек верующий, обычно испытывает большую неловкость и неудобство, потому что он чувствует, что похвалы ранят душу.

Святые отцы рекомендуют, когда тебя хвалят, помалкивать и вспоминать свои грехи, все доброе приписывать Богу, вспоминая слова «без Меня не можете творити ничесоже». А если при похвалах человек говорит: «да нет, я на самом деле не такой, я плохой», это означает, что похвала принята, человек доволен, что его так чествуют.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

В чем разница между гордостью и чувством собственного достоинства? Синонимом слова гордость в словаре ставятся такие слова, как честь и достоинство, почему?

– Эти слова стали синонимами не так давно. В словаре Даля гордость – безусловно отрицательное качество. Ведь что такое достоинство в человеке? Достоинство человека в том, что он обличен образом и подобием Божиим. Исходя из этого, он должен соответственно и жить, так, чтобы это достоинство поддерживать, не уподобляться своей жизнью бессловесным животным.

Достоинство подразумевает ответственность и обязанность. Это, прежде всего, постоянный труд приведения себя хоть в какое-то соответствие с Божиим замыслом. Такой труд требует видения и осознания своих грехов, покаяния и исправления жизни. Апостол говорит: «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь». Наше достоинство определяем не мы, а Господь. Тот, кто именно так понимает свое достоинство, тот ближе к смирению, чем к гордости.

Что касается чести, то и честь – от Господа. В псалме поется: «славою и честию венчал его». Господь почтил человека перед всеми земными существами, поставил над всем творением Своим.

До грехопадения весь земной мир был в подчинении у человека. Животные слушались его голоса. Стихии были послушны его слову. Вот таким венцом славы и чести был увенчан Творцом человек. Грех лишил его прежней славы и чести. Звери стали его бояться, а некоторые – преследовать. Послушные некогда воды, горы и земля сделались противниками. Но не окончательно и не навсегда.

Мы знаем, что в святости утраченная грехом честь, иногда возвращалась. Святым, посвящавшим свою жизнь стяжанию благодати Святаго Духа, возвращалось утраченное человечеством достоинство.

Преподобная Мария Египетская ходила по водам, поднималась во время молитвы на воздух, преподобный Марк Фраческий словом переставил гору. Преподобного Сергия Радонежского навещал дикий медведь, в Саровском лесу медведь жил рядом с преподобным Серафимом. Иорданский лев, можно сказать, сдружился с преподобным Герасимом. Честь – это не повод гордиться, а повод трудиться над ее восстановлением.

Если посмотреть на святых – княгиня Ольга, Александр Невский – они не были тюфяками, которые со всем мирились, они были с чувством собственного достоинства и жесткие люди. Разве они не были гордыми?

– Твердость в принятии решений для государственного человека необходима. Это большой труд и душевное напряжение, когда хочешь быть милостивым, а нужно проявить твердость.

Мы знаем, что князь Владимир до крещения был довольно жестоким человеком. А когда крестился и крестил Русь, он настолько изменился, что даже не мог наказывать преступников. Считал, что не имеет на это права. Духовенству пришлось побуждать его к твердости в этом вопросе, говорить, что нужны законы, чтобы другим не повадно было.

Жесткость государственных людей проявлялась не ради своих личных интересов и амбиций, а для общего блага. Принципиальность, твердость для руководителя – необходимость и его крест, так как трудно ущемлять чьи-то интересы, выбирать ради пользы и общего блага. Видимо, поэтому начальники часто страдают от сердечно-сосудистых заболеваний.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Гордость. Деталь монумента, посвященного Данте

Как же бороться с гордостью? Что с ней делать? Поститься-молиться-и…?

– Как бороться с гордостью? Прежде всего – молиться Богу и просить помощи. Помощи в том, чтобы научиться видеть в себе гордость, то есть собственно – видеть свои грехи. И в том, чтобы никого не осуждать. «Даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего». Это слова из молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» Осуждает тот, кто не видит своих грехов. Можно вспомнить Евангельскую притчу о сучке и бревне.

Хорошо бы поставить себе за правило – не осуждать никого. Даже самых явных злодеев. Это вовсе не значит соглашаться с грехом или оправдывать его. Человека осуждать нельзя. Когда мы кого-то осуждаем, мы как бы говорим этим, что сами на такое неспособны. То есть гордимся своей чистотой хотя бы в этом случае.

Но такая самоуверенность обычно наказывается тем, что человек впадает в тот же грех, за который осудил другого. Может быть, не в том масштабе, в других обстоятельствах.

Припоминается давний случай. Пожилая женщина говорила о себе, что прожила жизнь без абортов. Она словно ставила себя в пример тем, кто совершил этот грех: «Я сразу сказала, что не пойду на это». Она была человеком церковным, начитанным и знала, что за осуждение Господь может попустить впасть в тот же грех. Чтобы человек на собственном опыте познал свою слабость.

Но она была в возрасте, и в этом отношении чувствовала себя в безопасности. Но случилось, что забеременела ее дочь. Да так, по-житейски, не ко времени, что новость воспринялась, как трагедия. Рушилось сразу множество семейных планов. Какую внутреннюю борьбу переживала бедная мать! Правильное решение было принято сразу, однако призрак возможности еще долго мучил. Зато у нее был опыт: не осуждать ни за какой грех.

Гордость имеет очень много проявлений, пронизывает всю нашу жизнь. Их нужно знать и отслеживать. Хотя именно гордость и не дает нам увидеть свои грехи. Одна из областей гордости – самость или обращенность на себя. Вот некоторые формы ее:

Самолюбие. Человек не переносит укоры, замечания. Как сказал один из оптинских старцев: «самолюбие только тронешь, оно вопит – шкуру дерут!»

Самолюбию свойственна обидчивость. Обида появляется там, где оценка самого себя чрезмерно высока. Обидчивость – коварная штука. Порой нам кажется, что мы имеем право на обиду. Что раз с нами поступили не честно, то наша обида законна. Есть семьи, в которых разбор взаимных обид длится десятилетиями. «Не позволю, чтобы об меня ноги вытирали!», «что я – половая тряпка, чтобы все прощать?», «я знаю, она мне все на зло делает, что же – молчать?» Жизни уходят на отстаивание своего воображаемого достоинства.

Если чувствуете, что обижаетесь, то лучшее лекарство – вспоминать свои грехи. Обида и пройдет. И все же, может быть обида законной? Однажды в конфликтной ситуации, где со мной поступили явно нечестно, мне понадобился совет, и я обратился к опытному человеку.

«А ты сделай вид, что обиделся» – сказал он. Не посочувствовал: мол, да, такой поступок стоит обиды. А предложил только сделать вид, будто обиделся. Для того чтобы у обидчика пробудилась совесть. А вот, когда мы действительно обижаемся, то наша обида, прежде всего, угнетает и разрушает нас самих, а обидчика лишь раздражает, в большей или меньшей степени.

Завышенная самооценка – это то, что сейчас культивируется в обществе и пришло к нам с Запада, понятие прямо противоположное христианскому духу смирения. Человеку внушается, что его недостатки – из-за заниженной самооценки, вроде бы из-за этого неправильно формируется личность.

Но какая личность? Та, чьи интересы ограничиваются здешним миром. Та, которая хочет добиться успеха только в этой земной жизни. Христианство же учит, что личность нужно формировать для жизни будущей. Для Царства Небесного. Такая личность формируется благодатью Божией, которая дается за смирение. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» – говорит Апостол.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Гордость, деталь колонны в Венеции

Еще для самолюбия характерна мнительность. Человеку кажется, что почти все окружающие его люди о нем думают, обсуждают, делают какие-то выводы из его слов и поступков. Что-то против него замышляют.

Он привык сосредотачиваться на себе, длительно разбираться и переживать свои слова и действия. Но не перед совестью, а как бы в глазах других людей. «Не надо было этого говорить», «Лучше бы я …», «Теперь обо мне подумают…» Поэтому ему кажется, что и другие люди сосредоточены на нем. Это крайне мучительное состояние, граничащее с болезнью.

Самолюбивому трудно просить прощения. Вообще трудно чего-либо просить. Если это есть в характере, надо себя пересиливать. Первому просить прощения. Не слишком охранять свою независимость и просить близких об одолжении, когда это бывает нужно. Жизненная позиция – «Я никогда никого не просил и не попрошу» – от гордости.

Самолюбию сопутствует самомнение. Самомнение видно из привычки перебивать чужую речь. «Послушайте, а вот я скажу», «я вам сейчас все объясню», «да вы не понимаете». В споре такой человек слышит только себя или то, что совпадает с его мнением. Если же встречает несогласие, то злится и может начать дерзить.

Самонадеянность. Господь говорит: Без Меня не можете творить ничего. А самонадеянный человек думает, что его знания и опыт – залог непременного успеха задуманного дела. Большинство несчастных кредитных историй, о которых мы слышим, – результат самонадеянности. Множество несчастных браков, заключенных по страсти или слишком поспешно – тоже результат самонадеянности. У Пророка читаем: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54,23). А мы как-то чаще надеемся на свои силы, здоровье, деньги, связи.

Самодовольство. Это состояние души, которое заметно даже со стороны. Человек самодовольный, как правило, выглядит смешно, в большей или меньшей степени. Самодовольный человек всегда считает себя правым, а ведь такого просто не может быть. Типичные выражения: «Я же предупреждал», «я всегда говорил», «я всегда так думал», «вот не послушали меня…».

Самоволие. Состояние совершенно недопустимое в обществе, в работе, когда деятельность подчинена определенному плану, и каждый должен делать свое дело. Своеволие проявляется там, где нет ответственности перед старшим, перед начальником. В армии, на государственной службе, в Церкви, в семье – своеволие разрушительно для системы.

Гордому человеку трудно подчиняться другим. А смиренный понимает необходимость подчинения людям и обстоятельствам и проще переносит свою зависимость.

О тщеславии уже говорилось, но можно добавить. С ним связано самохвальство и хвастовство. Все знают, что хвастаться неприлично. А как порой хочется повеличаться! Так ведь не обязательно ногу задирать: «А у меня новые туфли!» Можно рассказать, что на днях пришлось пять часов ходить по магазинам (или по делу), так что все ноги стерла. И при этом глазами указать на эти самые ноги, обутые в обновку. Можно, обсуждая распродажу в магазинах, вздохнув вспомнить, как вам трудно подобрать готовую вещь. «Всегда приходится в талии ушивать».

Иногда кажется, что сообщая о своих успехах и благополучии, мы как бы приглашаем порадоваться вместе с нами. Может быть и так. Но это уместно лишь с очень близкими людьми. И все же лучше поменьше говорить о себе.

И вообще поменьше говорить. Многословие тоже родня гордости и тщеславию. В многословии видна уверенность в личном превосходстве. Уверенность в праве на чужое время и внимание.

Многословие – это примитивный процесс самообнаружения. Как просто выставить себя умным, начитанным, знающим. Дать полюбоваться собой! «Вы, конечно, читали у такого-то», «как, помните, сказано у…». И при случае удивиться – «Не читали? Как же вы?» Немножко превознести себя, незаметно унизив собеседника: «Да это всем давно известно!» или «Мне про это еще десять лет назад рассказывали».

Если для тщеславия привычно многословие, то смирение – молчаливо. Один мой друг как-то подвозил из Троице-Сергиевой Лавры в Москву троих молодых людей – двух девушек и молодого человека. У девушек с моим другом завязался разговор. Разговаривали о чем-то духовном. Было интересно, был интересен опыт другого человека. Только к концу путешествия они заметили, что молодой человек не сказал ни слова. «А ты то, что молчишь?» – спросили его. Он ответил: «Христианин должен вести себя так, чтобы его вообще не было слышно, если его не спрашивают». Вот такое смирение.

Иногда тщеславие проявляется как жеманство, кокетство и лицемерие. То есть, как отсутствие простоты в поведении.

А еще тщеславие воровато. Оно похищает награду за добрые дела. Спаситель говорит, что добрые дела не следует творить напоказ. Те, кто творит милостыню перед людьми, уже получают награду свою. По слову Спасителя добрые дела надо скрывать даже от себя. Не созерцать их внутренне, не вспоминать, не услаждаться мыслью о содеянном. «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». И тогда «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Другое дитя гордости – любопытство. Человек распространяет свое внимание повсюду. Кажется, что ему необходимо знать и об одном, и о другом, и о третьем. Но не в поисках истины, а как привычное занятие для мозгов. Апостол говорит о таковых, как о всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Гордость. Деталь орнамента собора в Метце

Самооправдание. Когда слишком больно видеть свой грех, как он есть, нам хочется прибавить «потому что». То есть часть своей вины, или даже всю вину, возложить на обстоятельства.

На деле самооправдание – это самообман. Лукавство перед самим собой, по словам Феофана Затворника, самое злое из всех лукавств. Душевную боль и стыд от видения своих грехов можно использовать для возбуждения ненависти к самому греху. И тем облегчить себе войну с ним.

Проявлениям гордости следует противопоставлять смирение. Для этого смирение нужно полюбить. Смирение от слова мир. А гордость подразумевает постоянное противление, вражду и недовольство. Причем не только людьми, но и обстоятельствами. Гордость досадует и на погоду, и на неодушевленные предметы. К примеру, на сломавшийся пылесос: «Чтоб тебя…»

Но откуда взять это смирение? Святые отцы говорят, что самолюбие (гордость) врачуется внешним поношением. Один человек каялся в гордости и спросил своего духовника: «Что мне делать? Как избавиться от гордости?» И опытный духовник ответил: «Ты молись, чтобы Господь послал человека, который будет тебя обижать и унижать несправедливо, это тебе будет полезно». Современная история.

Можно вспомнить и более древнюю, про одного монаха, которого не любили и поносили в монастыре. Он решил уйти в другой монастырь. А там еще больше монахов его невзлюбили. Он опять ушел, но по дороге подумал: «А что если там еще хуже будет, дело-то не во внешних обстоятельствах, а во мне». Взял он хартию и написал: «Все буду терпеть ради Христа». Пришел в монастырь, и когда ему было тяжело, заглядывал в хартию, читал надпись и успокаивался.

Братия заподозрила, что он колдун – они его ругают, а он куда-то заглядывает и не реагирует. Настоятель потребовал объяснения, посмотрел хартию и сказал другим: «Поучитесь у него, этот брат приобрел смирение. Терпя незаслуженные обиды, он приобрел покой».

Еще надо учиться уступать. Смирять свою волю перед волей другого человека. Можно заметить, что ссоры, споры и разногласия в большинстве своем – попусту. Мир неизмеримо важнее. Не страшно даже если вначале смирение и уступчивость будут неискренними, а чисто внешними. От ума.

Как в старом семинарском анекдоте: Повздорили о чем-то два семинариста, дело дошло до рукопашной. Мальчишки. Пришлось вмешаться инспектору. «Вы же христиане! Должны уметь смиряться друг перед другом». «Хорошо, – тяжело дыша, сказал один. – Я смирюсь. Но ему не жить!» Со временем «самопринудительная» уступчивость станет привычной, откроются ее полезные и приятные свойства. Особенно то, что Бог смиренным дает благодать.

Смирение перед объективностью – это смирение перед Господом. Потому что все, что с нами происходит, происходит не без Его участия и направлено к нашей пользе. Жил один монах с келейником, оба были строгими постниками. Однажды старец заболел, и келейник решил сварить ему каши с медом, но перепутал горшки и вместо меда влил в кашу испорченное масло.

А старец отвечает: «Друг мой, не огорчайся, если бы Господу было неугодно, ты бы этого не сделал. Это было нужно для моей пользы». Так же и нам надо верить, что приходящее извне, разные обстоятельства Господь попускает для нашей пользы.

Значит ли это, что не нужно выражать своего мнения? А если нападают на веру, Родину?

– Если мы молчим, когда кто-то хулит Христа или Его Церковь, то нас можно назвать предателями. Здесь уместно выражение: «молчаньем предается Бог». Митрополит Филарет Дроздов сказал: «прощай врагов своих, гнушайся врагами Христовыми и поражай врагов Отечества». Иногда возникает необходимость засвидетельствовать свою позицию, свое отношение к происходящему независимо от того, спрашивают нас или нет. И касательно веры, и касательно государства.

Но наше отношение к вере (а также гражданскую позицию) выражают не только слова. Иоанн Шаховской писал: «Неверующие люди не могут опровергнуть веры, а верующие могут, если не живут по своей вере». Вот такая на нас ответственность. Если мы живем по вере, то и нападок на нее – меньше, а защищать и отстаивать ее легче.

Вообще, в конфликтных ситуациях нужно доброжелательно разговаривать со всякими людьми. Ведь не всегда тот, кто нападает на веру и Церковь, делает это сознательно. Большинство – от глупого самомнения, от неграмотности, по злому наущению, заблуждаясь. Если с таким человеком поговорить, может быть и не один раз, то его мнение о предмете переменится.

Н.В. Гоголь называл слово величайшим даром Бога человеку. Им надо пользоваться во славу Божию. Но, повторю, только доброжелательно и с любовью к собеседнику.

Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть фото Гордыня грех и в чем проявление. Смотреть картинку Гордыня грех и в чем проявление. Картинка про Гордыня грех и в чем проявление. Фото Гордыня грех и в чем проявление

Адольфо Вильдт. Гордость

А что такое смирение?

– С этого желаемого свойства души начинаются заповеди блаженства, произнесённые Христом во время Нагорной проповеди. Эти заповеди являются определением моральных норм жизни христианина, ведут к правильному формированию души, способности жить в Царствии Небесном.

Первая заповедь гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Нищие духом – это те, кто осознают, что не имеют никаких духовных дарований и в нравственном отношении ничего из себя не представляют, но нуждаются в этих дарованиях и поэтому просят их у Бога, то есть молятся.

Вот в этом и состоит смирение. Осознание своего несовершенства и желание исправления с помощью Божией, понимая, что без Бога сам человек ничего сделать не может. Как показывает практика, человек хочет жить по Евангелию, но через некоторое время убеждается в своей немощи, это не значит, что стараться дальше не надо, ведь дело смирения – это активный жизненный процесс.

В Евангелии мы читаем: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится», что имеется в виду, как можно возвыситься через унижение?

– Человек будет возвышен Богом. Здесь как раз имеются в виду слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Кто себя смиряет, унижает, тому дастся благодать, причем уже здесь, на земле Господь дает человеку залоги будущей вечной радости: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

Смиренные, скромные люди уже здесь вкушают райскую радость. Как, например, Серафим Саровский, который все время чувствовал Пасху и всех приветствовал словами: «Христос воскресе, радость моя!».

А если у меня два высших образования, хорошее воспитание, манеры, почему я должна считать, что я ничем не лучше вот этого конкретного дворника, работающего у нас во дворе, например? Разве это правильно?

– В смысле образования, да, лучше. Но и только, да и то не факт. Как-то мы шли с одной женщиной мимо сидящего на ступеньках бомжа, она ему подала милостыню и рассказала мне: «Вы знаете, это необыкновенно образованный человек, он был раньше корабельным конструктором, у него речь очень интеллигентного человека, с ним интересно общаться».

Вот, пожалуйста, да и по духовным качествам человек может быть гораздо лучше и благороднее, чем мы. Некоторые люди в результате беззакония нашей жизни просто попали в такое положение, что стали бомжами, как говорит пословица: «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», каждый может оказаться на его месте. Мы не можем унижать таких людей, человек, который терпит трудную жизнь бомжа может быть формирует свою душу. Об этом говорит Спаситель: «терпением вашим стяжите души ваши».

В книге воспоминаний митрополита Вениамина Федченкова есть эпизод, когда он вместе с мамой отправился на крестьянское кладбище, где были похоронены их предки, и мама сказала ему: «Сколько же здесь святых!» Он удивился: «Почему?» «Потому что они так много терпели» – ответила она.

А я вспоминаю, как однажды летом мы вышли после службы с отцом Геннадием Огрызковым из храма, и к нам подошел человек, бомж и попросил на хлеб, при этом он был без ботинок. Я говорю: «А где ж твои ботинки?» Он отвечает: «Да, снял кто-то пока я спал». Я возмутился: «Кто же снял! Кто мог сделать такое!» А он говорит: «А, наверно такой же бродяга, как я». Без всякого осуждения, с сочувствием, что кому-то ботинки оказалась нужнее.

Вот как такого человека презирать? Я сразу почувствовал, что я бы так благородно сказать не смог. Нужно помнить, что одно дело суд человеческий, а другое – суд Божий. У нас нет никаких оснований считать себя лучше, по образованию может быть – да, и то неизвестно, а в духовном плане – и подавно.

Сейчас часто можно услышать, что нужно любить себя, что любовь к себе — наилучшая мотивация для самосовершенствования. Как соотнести это с советами святых возненавидеть и отвергнуться себя или со сказанным в Евангелии: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25)? Ведь одновременно Христос говорит: «возлюби ближнего, как самого себя». Как это совместить – себя надо любить и себя отвергнуться, бороться с гордостью?

– Современный человек понимает фразу «любить себя» как предпочитать себя другим людям, то есть считается естественным, что человек любит себя больше других. По-христиански «любить себя» – это не значит, что нужно любить жизнь с ее удовольствиями и стремиться к материальным благам, ставить это целью своей жизни.

Евангелие учит нас тому, что мы не должны превозноситься надо другими людьми, а должны как раз ближнего считать выше себя и ему служить. Сам Господь подает нам пример такого служения с самого Своего воплощения и до самой смерти.

Человек же существо грешное, он по своей греховности сам не может решить задачу спасения, и поэтому Евангелие говорит, что он должен отвергнуться себя, то есть отвергнуться своего представления о правильности жизни, о смысле ее, а взять на вооружение то, чему учит Господь.

Отвергнуться себя – значит нести свой крест, не бегать от трудностей, слушать, чему учит нас Спаситель, Евангелие, церковь, следовать за Христом и исполнять Его заповеди. Тогда человек становится последователем Христа и наследником вечной жизни. И это есть истинная, нормальная любовь к себе, потому что такой человек действительно сохраняет свою душу, приобретает ее для вечной жизни.

То есть здесь нет никакого противоречия. Обе цитаты говорят об одном и том же?

– Противоречия нет. Христианин должен любить себя и свою душу, ведь: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Господь заботится о душе, о благе ее, но только о благе вечном и бесконечном. Как говорит апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» – он увидел то, что невозможно выразить.

Евангелие как раз нас учит любви к себе через любовь к ближнему и через правильное понимание того, что есть благо для каждого из нас.

А что такое эгоизм?

– Эгоизм – та же гордость. Человек ставит себя в центр жизни. Предпочитает себя во всех обстоятельствах другим людям. Хочет, чтобы слушали и слушались только его, требует уважения, делая что-то, думает только о своей пользе.

А как нужно относиться к таким людям? Бывает так, что в рабочем коллективе вдруг кто-то начинает «идти по головам», продвигать себя ценой блага других, что делать, просто уступить дорогу?

– Хорошо, конечно, терпеть, имея высшую цель, вспоминая слова «претерпевый до конца, спасется». Но у каждого своя мера, может, у человека и не получится на данном этапе формирования терпеть рядом эгоистичного человека.

И может быть важно, чтобы человек не забывался, выговорить ему, объяснить недопустимость его действий. Указать и сделать укорот, чтобы человек дальше не вредил другим. В любом случае это нужно делать с любовью, потому что без любви слушать никто не будет.

Никакие даже самые правильные и умные вещи даже самым умным человеком не будут приняты без доброжелательности.

Желание состояться в этой жизни, желание признания – насколько это опасно для человека, почему? Чем именно плохо то, что я получу признание? А моя работа? А если мои дети получат признание?

– Человек просто обязан реализовать свои способности. Вспомним притчу о талантах. Но нужно быть очень внимательным. Таланты можно реализовывать по-разному. Можно писать иконы или картины реализуя и развивая призвание и талант во славу Божию. А можно искать славы только для себя самого. А это уже неверно. По слову Апостола, все нужно делать во славу Божию.

Похвала и признание редко остаются без нашего сердечного внимания. Незаметно для себя человек начинает тщеславиться. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». А тщеславие может разорить не только ворону, но и талант.

Когда вас хвалят, нужно вспоминать про себя свои грехи. Тогда похвала не окажет разорительного действия. И нужно вспоминать, что все от Господа. «Всяк дар совершен свыше есть». Без Бога, сами собой, мы ничего не можем. И пусть совсем победить тщеславие мы не можем, но постараемся держать его под контролем, бороться с ним. Победа уже в самом процессе.

А что такое женская гордость?

– Правильнее было бы говорить «женская честь». Честь – это совокупность высших морально-этических принципов личности. То есть: честность, порядочность, добросовестность, благородство, великодушие и так далее. Честь может быть женской, офицерской, дворянской, но отражает одно – нравственное состояние человека, которое может быть оценено людьми тоже нравственными.

Для девушки – это скромность, невинность; для женщины, супруги – верность. Это не превозношение перед другими, а достоинство, которое определил Господь и труды, чтобы его сохранить.

Одним из последствий гордости является прелесть, что это за состояние?

– Состояние прелести – когда человек льстит себе, оно тоже связано с гордостью. В христианском понимании прелесть – это самообман. Когда человек считает, что он обладает какими-то духовными дарованиями и этим гордится.

Состояние духовной прелести часто проявляется в тщеславии: человек любит славу, превозносится над другими, любит учительствовать, не выносит критики и поучений. Это явление опасно тем, что люди, даже достигшие духовных высот, падали и помрачались, будучи охвачены прелестью. Они проглядели нападки тщеславия, оказались беспечными, забыли, что нужно с гордостью не ослабевая бороться.

Преподобный Амвросий Оптинский, прослышав об одном чудотворце, решил его посетить. Придя к нему, он спросил, каким образом тот получает откровения, он ответил, что ему ангел с неба говорит. Тогда Амвросий сделал ему замечание, чтобы он был осторожен с этими видениями, ведь известно, что бес может принимать вид ангела света.

А тот раздражился: «Я думал ты пришел меня послушать, поучиться, а ты меня укоряешь!» И Амвросий сказал ему: «Друг, ты ничем лучше не доказал, что ты в состоянии прелести находишься, как этими словами. Я тебе ничего особенного не сказал, а ты уже так раздражился».

Покинул его и сказал окружающим, чтобы они приглядывали за ним, как бы чего не случилось. Не успев доехать до Оптиной пустыни, преподобный Амвросий узнал, что тот удавился. Вот что делает прелесть, это было явно бесовское действие.

А есть ли практические способы побороть гордость: учеба, например?

– Учиться можно у смиренного человека, у духовника или друга, просто наблюдая за ним и подражая ему. Самое лучшее воспитание, учеба – пример ближнего. Также надо читать святых отцов, отечник, там указаны практические приемы, которые применяют святые, чтобы научиться смирению.

Например, пришли к одному старцу монахи, чтобы услышать от него поучение, а рядом с ним бегают мальчишки-арабы и сквернословят. Они удивились: «Что же ты им не сделаешь замечание?» А он отвечает: «Я подумал, если я не смогу терпеть это малое искушение, то как же вытерплю искушение гораздо большее» – такая тренировка.

Мы часто реагируем на что-то из ложного чувства справедливости, но как правило нами руководит просто нелюбовь. А тут человек занимается самим собой. И таких примеров масса, нужно только читать и учиться.

А могу ли я быть не согласна с мнением начальства или, например, духовника?

– Бывает, конечно, что духовник ошибается, а начальник не прав, но нужно знать свою меру и помнить, что послушание – проявление смирения в жизни. Так же, как и терпение. Это качества, которыми формируется душа, причем это не пассивные состояния, а именно активные, в результате которых воспитывается в человеке такое же мужество, как у воина. Мы понимаем, что воин человек закаленный, опытный, он может больше, чем другой человек, вот также нужно закалять душу.

Если уж мы выбрали духовника, важно его слушать, ведь подразумевается, что в отличие от начальства духовник обладает какой-то духовностью. А вообще, если что-то не так, с людьми надо уметь разговаривать, уважительно и разумно.

А вы лично знаете людей, которых можно назвать негордыми? Расскажите про них?

– Да, могу сказать, что знаю таких людей. Гордость, в какой-то степени, есть у всех, но есть люди, у которых она внешне никак не проявляется. Обычно они мало говорят, только по существу, они просты и с ними легко, доброжелательны, готовы уступить и сделать по-твоему.

У меня был друг, погибший отец Алексий Грачев. За много лет между нами не было ни одной ссоры и даже малейшего неудовольствия. И все только потому, что он всегда уступал. «Хорошо. Как ты скажешь». И таким он был не только со мной, а со всеми. Хотя сам был очень инициативным и темпераментным. Но всегда смирялся перед желанием другого человека.

Есть люди от природы негордые или от воспитания. Можно сказать, по наследству – ведь существуют как семейные грехи, так и семейные добродетели. Но ценность имеет то, что является результатом духовной работы. У отца Алексия было хорошее воспитание, но была видна и работа. Когда при нем осуждали кого-то, или даже какое-то явление, он замолкал, как бы отрешался от происходящего. Никакой реакции, словно его и нет.

В Церкви мы нередко видим, как человек меняется к лучшему. Вспоминаю Валентина С., его уже тоже нет рядом. По природному характеру он был крайне не смиренный. В жизни во всем руководствовался только своим мнением. Неизбежно, у него были конфликты. В семье, с приятелями и… с законом.

В Церковь он пришел, уже имея криминальный опыт и навык жить по своим законам. Но как-то быстро принял церковную жизнь. Бескомпромиссно подчинил себя церковному уставу. Стал регулярно исповедоваться и причащаться. Приезжал на приход, чтобы поговорить, у него всегда было много вопросов. Он заметно менялся и менял свою жизнь. Свою трудовую деятельность построил в рамках закона. Много читал, и у него появились духовные авторитеты.

Конечно, не все назвали бы Валентина образцом смирения. Но те, кто знал его до воцерковления, удивлялись колоссальной перемене. Важны усилия, работа над собой, пройденный путь.

Примеров множество. Они, если быть внимательными, есть на любом приходе. Хвалить человека не полезно, даже за глаза, а вот про себя иногда подумаешь: «Каким он стал, как изменился!» Или – стала, изменилась. Радуешься, что эти люди наши современники, мы можем их видеть, можем с ними общаться, можем от них учиться преодолевать себя на пути следования за Христом. Можем вдохновляться их примером.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *