Горельеф и барельеф в чем разница
Разница между барельефом и горельефом
Рельеф в скульптуре имеет несколько разновидностей. Среди них выделяются барельеф и горельеф. Их общим признаком является присутствие выступающих над фоновой поверхностью фрагментов. Но существует и то, чем отличается барельеф от горельефа. Рассмотрим подробней каждый вид такого изображения и выясним разницу между ними.
Определение
Барельеф
Барельеф как вид скульптурного творчества создается из камня, дерева, пластичной глины. Применяя лепку или резьбу, мастера так преобразуют материал, что получается объемный сюжет.
Подобным искусством люди пытались овладеть еще в каменном веке. Рабочей поверхностью были тогда могучие скалы. Обратившись к культуре Древнего мира, мы также можем заметить, какое важное место занимали там барельефы. Ими, к примеру, украшались фронтоны храмов, что являлось свидетельством величия таких сооружений.
Искусство барельефа не прекратило свое существование и в Средние века, о чем свидетельствуют сохранившиеся образцы. И в наше время, когда высоко ценится любое ручное творчество, есть мастера, способные обычную поверхность, будь то постамент памятника или часть фасада здания, превратить в изысканное произведение искусства.
Барельеф
Горельеф
Для создания горельефа нужны те же материалы и техники, что и для барельефа. Его первые образцы тоже появились очень давно – еще в античном искусстве. В Древнем Риме объемная лепка и резьба часто использовались для украшения триумфальных арок. И в Новое время можно обнаружить дублирование такого применения горельефа – великолепные сюжеты предстают перед нами при взгляде на Триумфальную арку (Париж).
Сравнение
А теперь перейдем к главному и выявим отличие барельефа от горельефа. О нем можно судить по вторым названиям этих разновидностей скульптурного изображения – низкий рельеф (барельеф) и, соответственно, высокий рельеф (горельеф).
Их главным отличительным критерием является соотношение рабочего фона и объема изображаемых элементов. Если представить себе полный объем фигур, то в барельефе он выступает над фоном максимум наполовину, а зачастую и меньше. Горельеф же более выпуклый – зрителю видна значительная (больше половины) часть собственного объема элементов. А некоторые фигуры могут и вовсе существовать самостоятельно, полностью отделившись от фона. Это и считается практически единственным, но определяющим отличием.
Итак, мы выяснили, в чем разница между барельефом и горельефом. В остальном эти виды изображения являются очень похожими.
Отличия горельефа и барельефа
Отличия горельефа и барельефа
Рельеф представляет собой композицию, состоящую из сочетания плоского общего фона с выпуклыми объемными элементами. Самыми популярными среди них является горельеф и барельеф.
Барельеф – вариант рельефа, в котором объемные элементы выделяются наполовину или меньше. Создается впечатление оставшейся позади фона части всего объема.
Особенности барельефа:
Барельефы не всегда соблюдают правильную анатомию фигур, чтобы избежать их сильного отрыва. В результате люди, животные, могут казаться слегка сплюснутыми.
Этот вид рельефа обычно создается из глины, различных пород камня, некоторых сортов дерева и других материалов. Иногда происходит комбинирование разного материала для достижения большего эффекта. Объем элементов создается лепкой, фигурной резьбой, филигранной обтеской.
Горельеф – вид рельефа, предусматривающий выделение объемных частей над общим фоном более чем наполовину.
Фигуры на рельефе даже могут стоять отдельно, при условии частичного погружения других элементов. Такой вид рельефа требует высокого мастерства и опыта автора.
Отличительные особенности:
Часто такая техника рельефа применяется для создания сложных скульптурных композиций, включающих несколько действующих лиц. Рельеф прекрасно отображает пейзажи с передачей нужной перспективы.
Единство двух видов рельефа:
Отличия горельефа и барельефа:
Примечательно, что современные авторы, несмотря на отличие горельефа и барельефа, иногда допускают сочетание обеих техник для более эффектного общего вида интерьера.
В чем отличие горельефа от барельефа?
БАРЕЛЬЕФ
— вид рельефной скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема.
Барельеф используется для украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства. Изготавливается барельеф обычно из гипса, глины, камня, металла, следовательно, все элементы барельефа имеют один цвет.Осада Тулузы. Эпизод из альбигойской войны. Каменный барельеф из церкви в Каркассоне. Деталь. XIII в.
Часть «Арки Константина» длиной 30метров
Хеттские древности, Барельеф с изображением царской охоты
ГОРЕЛЬЕФ
— в скульптуре разновидность выпуклого рельефа. В отличие от барельефа, в горельефе изображения (фигуры и предметы) возвышаются над плоскостью фона более чем наполовину своего объема и даже могут восприниматься почти как полнообъемные, лишь соприкасающиеся с плоскостью. Горельефы часто используются в архитектуре.
Донской монастырь грандиозные горельефы, спасенные в 30-е годы из Храма Христа Спасителя перед взрывом
Горельеф «Возвращение Одиссея»
2 век до нашей эры
Релье́ф — вид изобразительного искусства. Делится на несколько видов:
Барелье́ф (фр. bas-relief) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горелье́ф (фр. haut-relief) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Наиболее известный пример горельефа — Пергамский алтарь.
Барельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи.
Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф» ) — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа.
Горельеф и барельеф отличия контррельеф
Помимо отдельно стоящих круглых скульптур в искусстве выделяются и другие объемные произведения — рельефы. Рельефы — это композиции, где плоский фон сочетается с объемными элементами. Наиболее популярными типами рельефа являются барельеф и горельеф. В чем их отличия?
Что это такое?
Начнем с определения слова «рельеф». Оно образовалось от латинского «relevo», что переводится как «поднимаю».
Первые произведения искусства с использованием техники рельефа создавали еще в эпоху палеолита, более 10 тыс. лет назад. Наибольшее развитие данное направление искусства получило в античные времена.
Существует 5 типов рельефа, но наибольшее распространение получили горельеф и барельеф.
Барельеф
Барельеф — вид искусства, в котором объемная часть выдается на половину или менее. Можно привести аналогию с песком. Круглую скульптуру погрузили в него наполовину или более. Именно так и будет выглядеть барельеф — как будто большую часть объема оставили за фоном.
Отличительные особенности барельефов:
Само слово «барельеф» переводится как «низкий рельеф». Произношение взято от французского bas-relief», но корни слова уходят к итальянскому bassorilievo.
Данные типы рельефов могут создаваться из глины, разных видов камня, дерева и других материалов. Для придания объема используют техники лепки, резьбы, обтески. Методики и материалы могут быть и скомбинированы: так, в античном искусстве встречаются образцы из камня и бронзы, золота и гипса.
Барельефами любили украшать фронтоны храмов в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Красочные скульптурные композиции были визитной карточкой здания. Но стены — не единственный фон для барельефов. Они могут возвышаться и над колоннами, частями круглой скульптуры.
Если отойти от архитектуры, bas-relief используют даже при чеканке коллекционных и декоративных монет.
Горельеф
С французского haut-relief слово переводится как «высокий рельеф». Такая скульптурная композиция выдается над плоскостью более чем на 50%. В изображении наблюдается перспектива, анатомией иногда пренебрегают, но встречается такой прием реже.
Фигуры на горельефе могут даже стоять отдельно от плоскости (при условии, что другие элементы будут частично «утопать»). Может сильно выдаваться рука человека, морда лошади или дерево. Горельефы используют также с древних времен, они встречались еще в Персии, Ассирии, Древней Индии. Однако техника появилась позже, чем барельефы, ведь требует большего мастерства от скульптора.
Отличительные черты горельефа:
Горельеф используют для создания сложных композиций с множеством действующих лиц. Подходит техника и для отображения пейзажей, если в них нужно передать перспективу.
Горельефы встречаются на колоннадах, триумфальных арках, древних и современных храмах, алтарях. Круглые статуи, которые физически не связаны со стеной, но плотно приставлены к ней вплоть до создания единой композиции — это тоже горельефы.
Сравнение
Между горельефами и барельефами есть и отличия, и сходства. Единство заключается в следующих чертах:
Но разница между произведениями искусства куда больше. Следует рассмотреть каждое отличие подробно.
Материалами и инструментами создания данные рельефы не отличаются. И тот, и другой подтип могут быть созданы из глины, гипса, мрамора, дерева.
Интересно, что техники могут сочетаться. В современном интерьере используют прием, при котором часть скульптуры едва выдается над стеной, а часть сохраняет более 50% объема.
Красивые примеры
Рельефные скульптуры создавались в Древнем Египте, Древней Греции, Риме. В Средневековье наблюдался спад популярности рельефов, но в эпоху Ренессанса полуобъемные скульптуры вернулись в моду. Поэтому примеры барельефов и горельефов можно найти в любой стране.
Самый известный пример горельефа — Пергамский алтарь. Его основание украшено объемными изваяниями богов и титанов. Сюжет классический — битва между противоположными сторонами. Алтарь был создан в промежутке между 228 г. до н. э. и 170 г. до н. э. и посвящен победе пергамского царя Аталла I над варварами. На восточной стороне алтаря изображены олимпийские боги, на других сторонах — боги стихий.
Периметр памятника архитектуры настолько длинный, что делится на несколько самостоятельных рельефов. Так, выделяют «Битву Зевса с Порфирионом» и «Битву Афины с Алкионеем». В настоящее время алтарь находится на реставрации в Берлине, откроется для публики в 2023 году.
Барельефы и горельефы продолжают использовать современные архитекторы. Ими украшают фасады домов, комнаты, скульптуры. Различные вариации рельефов можно увидеть на выставках современного искусства.
Чем отличается горельеф от барельефа смотрите в следующем видео.
Скульптура. Классификация и разновидности
Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры — фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).
Круглая скульптура
Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением.
Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия — рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
К станковой скульптуре относятся:
Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.
Статуэтка — вид мелкой пластики — статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.
Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.
Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
К монументальной скульптуре относятся:
Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой и природным ландшафтом. Она служит для оформлением фасадов и интерьеров зданий, включается в садово-парковый ансамбль.
Монументально-декоративная скульптура служит опорой в архитектурной конструкции:
Атлант — колонна в виде мужской, скульптурной фигуры, поддерживающей карниз, балкон и т.л. |
Канефора (от лат. canephoros — несущая корзину)- органично вписанное в архитектуру здания скульптурное изображение женской фигуры с корзиной на голове. Конструктивно канефоры выполняют функции колонн. |
Кариатида (от греч. karyatis, букв. — жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) — скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой балки в здании. Обычно кариатиды прислонены к стене или выступают из нее. |
Консоль (от фр. console) — тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. |
Протома (от греч. — морда, голова) — скульптурное изображение передней части быка, коня, другого животного или человека. |
Монументально-декоративная скульптура служит для украшения здания:
Акротерий (от греч. akroterion — вершина, край) — скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера. |
Бига — скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми на здании или на арке. |
Десюдепорт (от фр. dessus de porte, буквально «над дверью») — живописное или скульптурное панно, расположенное над дверью и связанное с ней общим декоративным оформлением. |
Капитель (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. |
Маскарон (фр. mascaron, итал. mascherone — большая маска) — выполненная в виде головы или маски рельефная скульптурная деталь. Маскарон помещается на замковых камнях арок дверных и оконных проемов, на консолях, стенах и т.д. |
Метопа (от гр. пространство между глазами) — прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Метопы часто украшались рельефами, реже — живописью. |
Пандатив, парус (от фр. pendentif)- скульптурное лепное украшение, расположенное в вершине свода. |
Пилястр, пилястра (от итал. pilastro от лат. pila — колонна, столб) — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. |
Плафон (фр. plafond — потолок) — лепной орнамент на потолке в виде живописного или лепного орнамента, изображения или композиции из архитектурно-декоративных мотивов. |
Портал (от лат. porta — ворота) — архитектурно оформленный вход в здание. |
Розетка, розетта — живописный или скульптурный орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка или одинаковых по форме листьев, симметрично расположенных и радиально расходящихся из сердцевины. |
Фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. |
Фронтон (от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. |
Монументально-декоративная скульптура служит для украшения парков и садов:
Рельеф
Рельеф (от итал. rilievo — выступ, выпуклость, подъем) — скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.
Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.
Барельеф (от фр. bas-relief — низкий рельеф) — низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема.
Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Барельеф и горельеф: в чём разница, разберёмся на примерах скульптуры и ювелирных изделий XV-XVI веков
В XV и XVI веках мастера создавали горельефные и барельефные скульптуры. Одна из известнейших — «Царское место» Ивана IV находится сейчас в Успенском соборе Кремля. На примере некоторых работ того времени разберем подробнее различие горельефа и барельефа.
Вкратце: «Горельеф» — это скульптурное изображение, выступающее более чем на половину своего объёма на плоской поверхности, а «Барельеф» — это скульптурное изображение, выступающее менее чем на половину своей толщины на плоской поверхности.
Василий Дмитриевич Ермолин — известный скульптор и зодчий создавал прекрасные горельефы в XV веке. Так, в 1462-1462 годах он в своих мастерских выполнил два каменных горельефа для Фроловских (сейчас Спасских) ворот Кремля.
На одном горельефе изображен Георгий пронзающий копьём змея, а на другом — Дмитрий Солунский (христианский святой). До наших дней дошел фрагмент горельефа с изображением Георгия. Фрагмент представляет собой круглую раскрашенную скульптуру.
Деталь резьбы «Мономхова трона». Молельное место Ивана Грозного. 1551 г.
Деталь резьбы «Мономхова трона». Молельное место Ивана Грозного. 1551 г.
В XVI веке более популярным стал барельеф: плоская резьба по дереву. Пример: «моленное» или царское место Ивана IV в Успенском соборе в Кремле (1551). На рельефах изображена легенда о преемственности власти русских царей от византийских императоров.
Царское место (молельное место) Ивана Грозного. 1551 г. Успенский собор Московского Кремля
Царское место (молельное место) Ивана Грозного. 1551 г. Успенский собор Московского Кремля
Подобие барельефа: чеканка по золоту и серебру использовалась совместно со сканью, эмалью и украшением из драгоценных камней при создании ювелирных украшений XVI века.
Женское украшение. Серебро. Драгоценные камни, позолота. XVI век. Владимир.
Женское украшение. Серебро. Драгоценные камни, позолота. XVI век. Владимир.
Крест. серебро. Драгоценные камни. Позолота. XVI век. Владимир.
Крест. серебро. Драгоценные камни. Позолота. XVI век. Владимир.
Русские ювелиры славились на весь мир. Известно, что в 1581 году из Мюнхена в Тулу приезжал немецкий ювелир, чтобы учиться в России ювелирному искусству.
Большое золотое блюдо (1561) — образец ювелирного искусства XVI. Его Иван IV подарил Троицкому монастырю. По середине блюда: двуглавый орёл, выполненный черню, по краям — невероятно красивый орнамент.
Золотое блюдо. 1561 г.
Золотое блюдо. 1561 г.
Тему украшений завершу историей русского шитья XVI века. Художественное шитье того времени создаётся в живописном стиле, в нём всё больше начинают добавляться золотые и серебряные нити, драгоценные камни и жемчуг. Подвесная пелена (1499): основу этой работы (прорись) создавал иконописец высокой квалификации. На пелене изображен вынос иконы Богоматери из Успенского собора. Плащаница (1561) вышита мастерицами мастерской князей Старицких. Она характеризуется трагической напряженностью образов. На ней сочетаются сложные оттенки и полутона.
Плащаница. Вклад Старицких. 1561 г.
Плащаница. Вклад Старицких. 1561 г.
О дальнейших этапах развития русской скульптуры и декоративно-прикладного искусства я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#искусство #арт #скульптура #история искусства #россия