Горгулья в ливадийском дворце для чего
Тайны крымских дворцов: мистические послания, сатанинские символы и странные обряды
Планировать летний отпуск и путешествия выходного дня можно уже с начала нового года. Многие зарубежные страны до сих пор закрыты из-за пандемии коронавируса, а это значит, что отдыхать в 2021 году туристы продолжат у себя на родине. Так, например, уже в новогодние праздники полуостров Крым наравне с Сочи побил все рекорды по числу туристов. И не удивительно. Крым – это историко-культурный заповедник. На его территории находятся самые красивые дворцы мира – Ливадийский, Воронцовский, Массандровский, «Ласточкино гнездо». Чем знамениты эти дворцы и почему они так привлекают туристов со всего мира?
ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ
Ливадийский дворец в поселке Ливадия, в трех километрах от Ялты, стал настоящей летней резиденцией российских императоров. Когда-то здесь были густые леса и большие поляны. В переводе с греческого «ливадон» – это «луг, лужайка». Сначала во дворце жил Александр II с семьей. В это время были построены: Малый дворец, Свитский дом, кухня, Крестовоздвиженская церковь. Кстати, именно здесь император и умер в 1894 году.
О мистических свойствах дворца начали шептаться еще в 1900 году, когда император Николай II, прибыв в Крым, заболел тифом. Коварная болезнь протекала у царя с осложнениями, даже начались разговоры о престолонаследнике. Но когда царь выздоровел чудесным образом, все заговорили о сверхъестественной помощи, оказанной императору в Ливадийском дворце.
В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Краснова был построен новый Белый дворец для Николая II. Побывав в гостях у короля Италии, Николай приказал построить дворец с похожей архитектурой. На стройку ушло не менее 4 миллионов золотых рублей, для сравнения – учитель тогда зарабатывал примерно 25 рублей в месяц.
Строительство не обошлось без странных обрядов и мистических обстоятельств. Так, например, на стройке трудились только православные рабочие. Перед работой был совершен духовный молебен, в специальное место в фундаменте опущен стеклянный цилиндр с запаянным в него пергаментом с текстом. Стройка дворца сопрягалась с трудностями: сначала оказалось, что материковые породы в восточной части залегают слишком глубоко, поэтому пришлось дренажировать всю площадь под зданием дворца. Когда эту проблему разрешили, возникла новая: в 1910 году в Крыму вспыхнула эпидемия холеры. Чтобы рабочие не заболели, ежедневно проводили медицинские осмотры, выдавали медикаменты, построили изоляционные бараки и баню, установили котлы для кипятка. Огромными усилиями строительство все-таки удалось закончить вовремя – 14 сентября 1911 года. В завершение снова был проведен праздничный молебен, а работникам выдали подарки и памятные жетоны.
Ливадийский дворец скрывает немало загадок. Например, там нашли изображение Бафомета – символа Сатаны. Оно находится над нишей с изображением Афина Паллады в восточной части Белого зала. Как оно там появилось, никто не знает, однако это обстоятельство крайне странно, так как император с женой были глубоко верующими людьми. Помимо этого, на территории комплекса множество скульптур химер и горгулий, «колдовские» растения и ритуальная графика. Множество изображений во дворце исполнены в соответствии с семиотикой – наукой и символах – и являются оберегами.
После революции Ливадийский дворе стал собственностью Советского Союза, и в 1921 году здесь открыли санаторий для рабочих. А в 1945-ом ко дворцу вернулась былая слава – здесь состоялась Ялтинская конференция с участием Сталина, Рузвельта и Черчилля. Именно она определила ход истории на ближайшие 50 лет. Готовилась конференция очень тщательно, а враги не раз пытались ее сорвать. В стенах дворца были подписаны секретные соглашения. Сегодня в задней части перед дворцом стоит большой памятник трем мировым лидерам.
ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Самый красивый и посещаемый замок полуострова был построен в труднопроходимой зоне, где на момент строительства не было ничего, кроме горы Ай-Петри и живописных пейзажей. Построили его для генерал-губернатора Михаила Воронцова, который был пленен красотой окружающей природы. Замок славится уникальной архитектурой – одна часть построена в восточном стиле, другая – в западном. Воронцовский стал единственным дворцом в мире, где плиты фундамента построек залиты свинцом, повышающим сейсмоустойчивость. Кроме того, это было первое здание в России, которое оснастили канализацией и водопроводом с горячей и холодной водой.
Отдельный вид искусства – это Алупкинский дворцовый парк, над которым трудилось множество художников, скульпторов и садовников. На строительство ушло 20 лет: на гористой местности рабочие сначала засыпали землю и лишь потом сажали редкие кустарники и деревья. На территории парка разбили искусственные водоем, фонтаны и даже водопад – и все это в XIX веке. Граф Воронцов выписал известного немецкого садовника Карла Кебаха, чтобы тот разбил настолько оригинальный парк, насколько хватит фантазии. Кстати, в те времена подобные парки для аристократов были предметом хвастовства, как сегодня машины класса «люкс». Чтобы представить масштабы парка, стоит сказать, что его площадь больше 40 гектаров.
В убранстве Воронцовского дворца можно увидеть множество масонских символов, например, высота башен на входе совпадает с высотой мистических храмов, еще один яркий символ масонства – каменная пирамида в озере. Во время Великой Отечественной войны замок разграбили и даже хотели сжечь, но его спас директор музея Сергей Щеколдин, в закрытом замке на свой страх и риск он провел несколько дней. Он также организовал несколько тайников, где спрятал картины и другие культурные ценности и даже убедил фашистов покинуть музей. Однако после войны советское руководство обвинило Щеколдина в сотрудничестве с немцами, ему дали десять лет лагерей.
В 1955 году советское руководство решило превратить Воронцовский дворец в санаторий. Все ценные книги отправили в Москву, где они пылились в подвалах. Освободившийся на тот момент Щеколдин в очередной раз нашел раритеты и вернул их в замок. Надо сказать, что красота дворца пленила советское руководство, поэтому дворец недолго был народным достоянием, превратившись вскоре в дачу генсеков.
Еще один интересный факт: во время Ялтинской конференции в Воронцовском дворце разместили Уинстона Черчилля. Британский премьер долгое время не хотел ехать в Ялту, считал советский народ диким и необразованным. Однако после проживания во дворце его мнение изменилось. В своих мемуарах он писал, что был приятно удивлен, а Воронцовский дворец напомнил ему старую добрую Англию. На сегодняшний день в музее сохранилось меню политиков, которое состояло из десяти блюд ежедневно.
МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Строительство этого дворца начал Семен Воронцов в 1881 году. Местность считалась святой, недалеко находился храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. А рядом с храмом был источник, к которому сходились паломники со всей страны. Здание дворца задумывалось в стиле Людовика XIII, а разрабатывал его французский архитектор Этьен Бушар. Однако меньше, чем через год архитектор скончался, а спустя несколько месяцев умер и сам князь Воронцов, строительные работы прекратились.
Спустя восемь лет имение приобрело Удельное ведомство для императора Александра III. В 1892 году дворец начали строить заново, однако стройка снова была под угрозой – меньше, чем через два года умер Александр III. В 1902 году внешние работы все же завершили, однако во дворце не было внутренней отделки, мебели и освещения. Спустя несколько лет Николай II распорядился закончить строительство, планировалось, что Романовы будут останавливаться здесь во время поездки в Массандру. Но впоследствии императорская семья была во дворце лишь несколько раз и даже никогда здесь не ночевала.
Сегодня территорию Массандровского дворца называют миниатюрным Версалем. Он построен из местного желто-коричневого камня, а крыша сделана из чешуйчатого графитного шифера. В архитектуре присутствуют две башни, что делает дворец похожим на средневековый замок. Правда, из нескольких десятков скульптур на фасаде здания сохранились лишь несколько. Но даже с учетом этого Массандровский дворец сохранился лучше других, так как находится в труднопроходимой горной лощине.
В советское время во дворце открыли санаторий для больных туберкулезом, однако, как и Воронцовский, Массандровский дворец оставался народным достоянием недолго. Советское правительство превратило его в сталинскую дачу, где в разные годы отдыхали Сталин, Брежнев и Хрущев. Новую жизнь дворец приобрел в 1990-ом году, когда здесь открыли музей, посвященный императорской семье.
ЗАМОК «ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО»
Пожалуй, самый не характерный для российской архитектуры замок «Ласточкино гнездо» находится в поселке Гаспра на Южном берегу полуострова. Многим этот замок уже знаком. Именно здесь снимали известную советскую экранизацию романа «Десять негритят». На фоне «Ласточкиного гнезда» в 90-х годах даже снимался легендарный актер Джеки Чан.
Туристы нередко отмечают, что это место обладает особой силой и притяжением. Это и не удивительно, еще задолго до строительства замка здесь находился средневековый монастырь Ай-Тодор, который принадлежал греческой церкви. Кстати, первой владелицей земель в начале XIX века была баронесса Варвара Юлия фон Крюденер, чья мать была известной проповедницей мистического христианства.
История замка началась в 1877 году, когда неизвестный генерал возвел на мысе свое имение, дав ему название «Генералиф» или «Замок любви». После него дом приобрел московский миллионер Сергей Рахманов. С помощью известного скульптора Николая Шервуда в 1912 году он перестроил замок в каменный, в этом виде он и сохранился до наших дней. Комнаты замка последовательно располагались в двухэтажной башне над скалой. Впоследствии здесь жила дочь Рахманова с семьей, однако им пришлось покинуть страну в связи с политической ситуацией.
Долгое время «Ласточкино гнездо» пустовало, замок разграбили, исчезли ценные предметы искусства. А в 1927 году случилось землетрясение, вызвавшее трещину в скале, на которой стоит замок. На момент землетрясения в замке действовал ресторан, и каким-то чудом до катастрофы публика успела разойтись по домам.
«Публика разошлась всего за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Камни, которые падали на балкон, разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда могли попасть посетители, если бы они оказались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовалось 2 бреши, будто ее прошило огромное ядро», – так описано землетрясение в книге «Крымские землетрясения».
Восстановлением занялись лишь в 60-е годы, именно тогда «Ласточкино гнездо» стало символом Крыма. В начале XXI века в замке снова открыли ресторан, однако в 2013 году его закрыли, началась реставрация замка, которая продолжается до сих пор. Таким образом, увидеть «Ласточкино гнездо» сегодня туристы могут только снаружи. Еще несколько лет назад можно было спуститься к подножью замка и прогуляться у моря, однако сейчас этот проход закрыли. По словам местных жителей, связано это с тем, что одного генерала в сильный шторм смыло волной и он погиб.
Крымская магия Романовых: секреты символов Ливадийского дворца
Последний российский император Николай Романов за 18 лет до революционных событий и красного террора в России. В Ялте он неожиданно для всех заболел брюшным тифом. И сразу же вокруг его болезни появились всевозможные слухи – шептались о проклятии и говорили о покушении. Уже всерьез обсуждали наследника престола. Но вдруг произошло чудо — император исцелился…
. В середине сентября 1900 года российский император Николай II с семьей в очередной раз прибыл в свое южнобережное имение Ливадия, дабы провести среди лечебного ялтинского климата и гармонии покоя несколько месяцев.
Погода, как писал тогда Николай своей матери, стояла прекрасная — теплая и тихая. Обстановка благоприятствовала отдыху и самодержец увлеченно совершал частые прогулки и поездки по окрестностям. Как вдруг, 26 октября, Николай Александрович, еще накануне полный энергии, почувствовал себя плохо. Недомогание усиливалось с каждым часом, а присутствовавший при государе лейб-медик Гирш поставил диагноз — инфлюэнца — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Шли дни, однако предписанное лечение эффекта не давало, и состояние императора продолжало резко ухудшаться. Тогда из Петербурга был срочно вызван профессор Военно-медицинской академии Попов. И как только профессор прибыл, осмотрел больного, был поставлен новый диагноз — брюшной тиф. Болезнь коварная, тяжелая, зачастую с непредсказуемым течением. А Николаю становилось все хуже и хуже…
«Теория заговора» в Ливадийском дворце
О серьезности обстоятельств может говорить, хотя бы тот факт, что тогда же в высших кругах правительства и Синода действительно началось обсуждение проблемы престолонаследия в случае смерти Николая II. Конечно же, в этой ситуации нужно воздать должное таланту врачей, спасших Николая Александровича. Однако, часть приближенных ко двору лиц, склонных, скажем так, к альтернативному мировосприятию, шепталась о другом — о мистической, сверхъестественной помощи, полученной Романовыми за счет особой сакрализации пространства Ливадийского дворца. К сожалению, дворец в котором происходили вышеописанные события и создававшийся поэтапно стараниями нескольких архитекторов, начиная с первой половины 19 века, не сохранился — на его месте в 1911 году построили новый, тот, который мы и сейчас можем видеть в Ялте. Соответственно, и о деталях так называемой сакрализации его убранства можем лишь догадываться. Новый Ливадийский дворец, построенный знаменитым архитектором Николаем Красновым в 1911 году на месте старого, оказался наполнен мистическими деталями. Здесь и химеры с горгульями, и колдовские растения, и ритуальная графика, и демон Бельфегор, взирающий на место обычного собрания семьи за общим столом… Из графического символизма особенно выделяется на стенах и потолках Ливадийского дворца так называемый свастический меандр, который следует трактовать в положительном смысле, так как он венчает декор помещений и тем самым олицетворяет древний солярный символ, доминирующий над окружающей обстановкой, ясный и полезный, словно само Солнце.
фото Дмитрия Смирнова
Архивные данные свидетельствуют, что в разработке проекта этого нового дворца императорская чета принимала самое непосредственное участие.
фото Дмитрия Смирнова
Хотя какой-либо реальный демонизм здесь, возможно, и не при чем, особенно принимая во внимание искреннюю набожность Николая II и императрицы Александры Федоровны. Ведь нужно учитывать общие тенденции времени, в которое создавался дворец, диктовавшие специфическую моду на сверхъестественное. Да и сверхпопулярный тогда архитектурный стиль модерн, заметно повлиявший на вид императорский резиденции, заигрывал с «алхимической романтикой».
Кроме того, различные чудовища и графика расположены и выполнены так, что, согласно семиотике — науке о символах — находятся в подчинении у божественных сил, изображений которых тоже здесь хватает. Таким образом, определенную часть этих изображений можно трактовать, как обереги. Правда, не столь явные, как, например, обереги, запечатленные за несколько лет до появления Ливадийского дворца тем же самым архитектором Красновым в имении князей Юсуповых «Аскерин», расположенном в селе Коккозы — нынешнее село Соколиное, Бахчисарайского района.
Проклятие Юсуповых и их «Аскерин»
Род Юсуповых в дореволюционной России был одним из знатнейших — многие представители этой династии, как по мужской, так и по женской линии в разное время оставили значительный след в истории страны. К примеру, еще в 16-м веке сам царь Иван Грозный за преданность и союзничество одарил ногайского мурзу Юсуфа, основателя династии, своей личной ладанкой. Юсуповы на протяжении всей истории были несметно богаты, владели огромной недвижимостью, а молодой князь Феликс Юсупов, известный впоследствии, как убийца Распутина, породнил свою семью с императорской, женившись на великой княжне Ирине Александровне — племяннице Николая Второго. Казалось, всеми благами земными был обеспечен этот род, но тяготело над ним старинное проклятие, подлинность которого зафиксировано многими источниками.
фото Дмитрия Смирнова
Так и произошло, роковая цифра 26 буквально преследовала Юсуповых, унося жизни молодых мужчин этой семьи из поколения в поколение.
Вот и старший брат Феликса Юсупова, Николай, как считается, пал жертвой проклятия — летом 1908 года он погиб на дуэли в Петербурге, немного не дожив до 26-летия. В этом же году они посвящают себя созданию новой усадьбы «Аскерин», в переводе с тюркского — принадлежащий воину, близ села Коккозы нынешнего Бахчисарайского района. И, похоже, одной из целей при создании архитектурного ансамбля этого имения было — оградиться в нем от древнего проклятия. Для проектировки и строительства усадьбы был приглашен ялтинский архитектор Николай Краснов, который на тот момент уже имел за спиной множество крупных проектов.
фото Дмитрия Смирнова
Кроме этого, во множестве элементов усадьбы был воплощен, и довольно прямолинейно, образ «голубого глаза», ставший визитной карточкой «Аскерина». К сожалению, в настоящее время, после множества реконструкций, от первоначального вида мало что сохранилось. Но известно, что символ глаза украшал башню, фонтан, витраж, внутреннее убранство помещений и даже фарфоровый сервиз. Но почему именно этот образ, или, скорее, символ? Согласно официальной версии — голубой глаз в символике появился из-за того, что он связан с топонимикой местности: название Коккозы, в переводе с тюркского и означает «голубой глаз». Например, исследователь Крыма Иван Пузанов сто лет назад считал, что название местности пошло от вида здешней долины, в которой река, словно оправлена в лесную зелень, наподобие глаза. Другие же краеведы отмечали, что это было связано с цветом глаз местного населения — результат ассимиляции татар с проживавшими здесь же потомками готов и римлян…
Тайны крымских дворцов: ЛИВАДИЙСКИЙ ДВОРЕЦ
Ливадийский дворец в поселке Ливадия, в трех километрах от Ялты, стал настоящей летней резиденцией российских императоров. Когда-то здесь были густые леса и большие поляны. В переводе с греческого «ливадон» – это «луг, лужайка». Сначала во дворце жил Александр II с семьей. В это время были построены: Малый дворец, Свитский дом, кухня, Крестовоздвиженская церковь. Кстати, именно здесь император и умер в 1894 году.
О мистических свойствах дворца начали шептаться еще в 1900 году, когда император Николай II, прибыв в Крым, заболел тифом. Коварная болезнь протекала у царя с осложнениями, даже начались разговоры о престолонаследнике. Но когда царь выздоровел чудесным образом, все заговорили о сверхъестественной помощи, оказанной императору в Ливадийском дворце.
В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Краснова был построен новый Белый дворец для Николая II. Побывав в гостях у короля Италии, Николай приказал построить дворец с похожей архитектурой. На стройку ушло не менее 4 миллионов золотых рублей, для сравнения – учитель тогда зарабатывал примерно 25 рублей в месяц.
Строительство не обошлось без странных обрядов и мистических обстоятельств. Так, например, на стройке трудились только православные рабочие. Перед работой был совершен духовный молебен, в специальное место в фундаменте опущен стеклянный цилиндр с запаянным в него пергаментом с текстом. Стройка дворца сопрягалась с трудностями: сначала оказалось, что материковые породы в восточной части залегают слишком глубоко, поэтому пришлось дренажировать всю площадь под зданием дворца. Когда эту проблему разрешили, возникла новая: в 1910 году в Крыму вспыхнула эпидемия холеры. Чтобы рабочие не заболели, ежедневно проводили медицинские осмотры, выдавали медикаменты, построили изоляционные бараки и баню, установили котлы для кипятка. Огромными усилиями строительство все-таки удалось закончить вовремя – 14 сентября 1911 года. В завершение снова был проведен праздничный молебен, а работникам выдали подарки и памятные жетоны.
Ливадийский дворец скрывает немало загадок. Например, там нашли изображение Бафомета – символа Сатаны. Оно находится над нишей с изображением Афина Паллады в восточной части Белого зала. Как оно там появилось, никто не знает, однако это обстоятельство крайне странно, так как император с женой были глубоко верующими людьми. Помимо этого, на территории комплекса множество скульптур химер и горгулий, «колдовские» растения и ритуальная графика. Множество изображений во дворце исполнены в соответствии с семиотикой – наукой и символах – и являются оберегами.
После революции Ливадийский дворе стал собственностью Советского Союза, и в 1921 году здесь открыли санаторий для рабочих. А в 1945-ом ко дворцу вернулась былая слава – здесь состоялась Ялтинская конференция с участием Сталина, Рузвельта и Черчилля. Именно она определила ход истории на ближайшие 50 лет. Готовилась конференция очень тщательно, а враги не раз пытались ее сорвать. В стенах дворца были подписаны секретные соглашения. Сегодня в задней части перед дворцом стоит большой памятник трем мировым лидерам.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни. Девочки! Посмотрите, какую чудо-бродилку п.
Распакованный скрап-набор «Винтажная шкатулка» Распакованный скрап-набор «Винтажная шкату.
Нет, дорогие мои! Я ничего не забыла и честно продолжу серию очерков по истории русского кос.
Учим деток рисовать. Учим деток рисовать. 1. 2. 3. 4.&nbs.
—Метки
—Рубрики
—Ссылки
—Музыка
АНГЛИЯ
—Всегда под рукой
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Статистика
Тайна ливадийского дворца.
liontour
Тайна Ливадийского дворца еще не раскрыта
Толковый словарь Даля по поводу смысла слова «чудо» говорит: «Чудо — всякое явленье, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы». Есть ли в Ливадии это самое-то, что нельзя объяснить? — Конечно. И именно это иррациональное влечет сюда многие годы и «сильных мира сего», и не очень сильных. Здесь находятся ворота в Историю. Физически. Мы нашли их. И даже несколько…
То, о чем мы бу дем говорить, покажется вам — особенно тем, кто хорошо знает историю Ливадии — и дворца, и места, точки на карте — фантастикой.
Впрочем, многое в этом мире считалось и фантастикой, и ересью. Неведомое, как и несбывшееся, умеет хранить свои тайны.
Некая часть загадки… — конечно же, собственно в архитектуре. Почему мы так думаем? — потому что только сопротивлением Неведомого можно объяснить тот факт, что многие десятки исследователей, многие десятки лет, пытаясь рассказать нам с вами о Ливадийском дворце, ходят по заколдованному кругу архитектурных терминов. Историзм, модерн, ренессанс… Так недолго дойти и до уровня послереволюционной терминологии большевиков — «музей быта последней династии Романовых»…
Мы уверены, что только сам Николай Краснов знал или догадывался — что на самом деле он строил в этом месте. И, может быть, он строил не совсем царский дворец или не только дворец?
Чтобы понять замысел — нужно понять человека. Один из возможных ключей к загадке Ливадийского дворца не может не быть связан с личностью его создателя.
И вот здесь начинаются проблемы. Мы много знаем о технологии и организации строительства. Мы знаем десятки сохранившихся в Ялте и в Югославии архитектурных шедевров Краснова. Мы знаем и о той неограниченной, почти царской, власти, которую получил архитектор, став руководителем строительства. Мы читаем его проекты, сметы, счета и отчеты. А человека за ними почти не видим.
Краснов всю жизнь как бы прячется — и от современников, и от потомков — за сухими казенными и профессиональными регламентами. В них нет его голоса…
Такое бывает, когда речь идет о людях сухих, неинтересных. О тех, кого называют «ходячими формулярами». Но ведь он — человек очень творческий.
Несколько отрывочных фактов и свидетельств только усиливают догадку — вероятно, он был человеком замкнутым и не очень разговорчивым. Иначе до нас дошли бы — История лукава — хотя бы какие-то его слова, высказывания, реплики. Значит, он что-то носил в себе…
А отрывочные факты таковы. Царская семья, любившая Краснова — вспомните Алису Гессенскую, Александру Федоровну с её сложной мистической натурой… — частенько приглашала его на чай в кругу семьи… По ее просьбе (!) он учил детей рисованию… Она допустила его к детям…
И, благодаря этому, мы узнаем, что этот немолодой уже человек, известнейший архитектор, заказчиками которого была вся верхушка дома Романовых и русской знати, руководитель большой стройки, сотен рабочих, мастеров и инженеров (а ну-ка, вызовите из памяти психологический портрет любого директора крупного строительства — они вряд ли изменились…), этот волевой и сильный человек, по свидетельству княгини Юсуповой и великой княгини Ксении, оказывается, начинал «смешно заикаться» и краснеть от смущения при разговоре с обеими знатными дамами, чем немало их веселил.
Поблагодарим ялтинского исследователя Марину Земляниченко за этот штрих и продолжим. Чем могли ввести в краску и довести до заикания 45-летнего архитектора две великосветских дамы? — Уж, конечно, не фривольной болтовней — не тот собеседник. Разумеется, они болтали с ним об архитектуре, о его деле. И, возможно, в своей игривой болтовне, сами того не зная, подходили слишком близко к его тайне?
Но сначала — еще об одном факте биографии Краснова, дающем ключ к пониманию — не его замысла, но его характера…
Для более «выпуклого» анализа приведем факт, упоминаемый ялтинскими исследователями Азой Пальчиковой и Наталией Лозбень. Речь о том, что в 1911 году Краснов вызывает из харьковской «субподрядной организации» старшего мастера по укладке плитки Мирского. Но эта поездка не состоялась — Мирского не пустили в Ялту, так как приезд в Ялту и пребывание в городе евреев были воспрещены…
Заметим, что период официального государственного антисемитизма в Российской империи практически совпадает с временем жизни и активной работы Краснова. Но дело даже не в Мирском…
Ялтинский краевед З. Г. Ливицкая — подтверждая, заметим, наши допущения о замкнутости натуры Краснова своим выводом, что сведения о его семье крайне скудны — рассказывает:
в ноябре 1888 Краснов женился на ялтинской девице Анне Фарбштейн — дочери еврейского купца, принявшей православие ради жениха в день их венчания в Аутской церкви.
Для нашего экспромта важность представляет не столько сам этот факт, сколько его контекст.
Вдумайтесь: 23-летний выпускник знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, крестьянский сын из подмосковной Коломны — о родителях он тоже никому не рассказывает… — в августе 1888 получает блестящее перспективное назначение городским архитектором Ялты.
И первое, что он делает — через два месяца женится на еврейке. С точки зрения неписаных правил приличия — нонсенс… К слову заметим, правда, что в следующем году у него рождается первая дочь, и её крестными родителями — в церкви Иоанна Златоуста на Поликуровском холме — становятся князь Дмитрий Голицын и жена гвардейского офицера…
К чему мы об этом? — Безрассудство… Сильный, даже отчаянный, характер. Способность к решительным шагам ради чувства. К шагам, способным поломать карьеру. По-русски махнуть рукой — будь что будет.
А теперь снова перенесемся на 20 лет — в начало прошлого века. Успешнейший архитектор, великокняжеский и царский любимец. В расцвете лет. За спиной — десятки дворцов и вилл.
Он не мог не понимать, что этот дворец в Ливадии — венец его творчества на Южном берегу Крыма. Большего он в этом месте не сделает, серьезнее заказа не получит — куда уж серьезнее.
Как руководитель проекта — никому, кроме царя, не подотчетен, в деньгах на строительство не стеснен. За 20 лет жизни в Ялте — несомненно, блестящее знание не только геологии, но и истории Крыма…
И конечно, у такого человека и в такой ситуации просто не мог не возникнуть особый замысел. О котором он никому не говорил. Судя по всему — он вообще мало раскрывался, даже близким…
Есть версия, что Николай II в. качестве прототипа для Ливадийского проекта рекомендовал ему один из итальянских дворцов….. Так он его и послушал! Сделал вид, в лучшем случае… Сильный человек на пике творческого восхождения, карьеры и доверия не мог копировать! Это было бы унизительно для художника, уверовавшего в свой «момент истины».
Но если так, то что мог задумать Краснов?
В таких ситуациях ключ к разгадке почти наверняка нужно искать в детстве и юности. В нашем случае — в сложном, возможно, полуголодном и унизительном детстве и тяжелой учебе. С мечтой выбиться в люди, с мечтой об успехе и богатстве. О Синей Птице. О невероятном чуде…
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества учили 12 лет. Учили очень хорошо. И Краснов просто обязан был досконально знать древнюю историю, мифологию, историю архитектуры, физику, геометрию, астрономию, математику. Древние мыслители должны были быть друзьями его детства…
И, конечно, он не мог не мечтать о том, чтобы в качестве прототипа, в качестве творческого толчка взять — ни больше, ни меньше — одно из чудес света. Либо — чудес архитектуры…
Наш поиск в этом направлении принес результат почти сразу. Возможно, потому, что искавшие не были архитекторами или знатоками архитектурных стилей. Меньше сомнений — больше доверия ощущениям…
Старинный рисунок-реконструкция исчезнувших Висячих садов Семирамиды и мотивы сохранившейся знаменитой Альгамбры в Гренаде — вот что из известных ему шедевров древней архитектуры могло вдохновить Краснова… Но и это ещё не все…
Мог ли архитектор, находящийся в той же творческой и личностной фазе, что и Краснов, ставить перед собой только задачу копирования? Пусть даже и одного из чудес света? — Вряд ли.
Он, наверняка, считал себя способным на большее. Вспомним о дарованной ему полной свободе творчества и организационно-финансовых возможностей.
Мы понимали, что подобные гипотезы вплотную подходят к области мистики, и поэтому пошли бродить по дворцу, заглядывая в самые неожиданные его уголки. Мистика нас не пугала. В Крыму, и особенно на Южном берегу — от Ялты до Севастополя — мистики, в смысле историческом, больше, чем где бы то ни было…
Как вам нравится, например, что через несколько лет после смерти Краснова улицу в Белграде, где находится кладбище — место последнего упокоения автора Ливадийского дворца — назвали именем президента США Рузвельта?
По старой металлической лестнице в лифтовой башне мы поднялись на крышу дворца, в сооружение, называемое «солярий», и все пятеро, как потом оказалось, испытали одинаково непонятные ощущения.
Солярий — две белоснежные колоннады и белая деревянная решетка сверху. Физическое ощущение объема и парения. И в то же время — бесконечности этой решетчатой галереи, уходящей на юг, в синюю бездну вечного моря.
Виды Ялты в проемах между колоннами — как выставка картин в белоснежных рамах на сплошных стенах… Решетчатые конструкции балюстрад, опоясывающих совершенно не плоские, как представляется снизу, крыши. Непреодолимое желание пройти по ним — и недоступность этих прямоугольных площадок. Косые тени от верхней решетки солярия на колоннах…
Кто-то сказал то, о чем примерно подумали все, особенно любители фильмов о звездных войнах: «Конец галереи, сплав неба и моря — шлюз в другое измерение»
Геометрическая простота форм — это, наверное, самое бесхитростное по архитектуре сооружение дворца — и вдруг такой эффект. Не хочется уходить. Хочется парить…
На западной стороне «солярия» — кажущаяся бездонной узкая шахта колодца маленького арабского дворика. Говорят, он придуман для освещения жилых комнат — ну-ну… А спустившись на балкон, опоясывающий «колодец» итальянского дворика, и взглянув наверх, в сторону шахты лифта и солярия, сразу у нескольких любителей телеканала «Дискавери» возникла аналогия.
Дворец — это ступенчатая пирамида…. Только вместо ступеней — столбики балюстрад, опоясывающих крыши в другой плоскости…
И еще одна — более спорная аналогия — английский Стоунхендж.
В мире до сих пор спорят о предназначении ступенчатых пирамид в Мексике и Перу. При разных вариациях — от храмов до обсерваторий. Но о смысле конструкции, заложенной в основу проекта Ливадийского дворца, сомнений не оставалось.
Николай Краснов проектировал и строил «ворота в историю»… И это ему, кажется, удалось — не правда ли?
Полгода назад профессор политологии Дмитрий Выдрин в свойственной ему афористической манере сказал, что.
. Крым, являясь, в общем то, провинцией, обладает мистической способностью «притягивать историю». И не просто историю, а поворотные события, определяющие ход мирового развития на многие годы.
На памяти живущего поколения таких событий было целых два — Ялтинская конференция и «Форосское сидение» Михаила Горбачева, за которым последовал распад СССР. Но эта тема — как и роль в ней того места, на котором стоит Ливадийский дворец Николая Краснова, и собственно дворца — заслуживает отдельного большого исследования. И сейчас речь не о нем.
Скажем только, что в крымском факте «притяжения истории» не хватало материального объекта — такого как Ливадийский дворец. И на его роль не могли претендовать другие — по меньшей мере не менее красивые, памятники архитектуры Южного берега.
И, конечно, дело здесь совсем не в том, что это дворец последнего царя. Хотя, с учетом мученической кончины его обитателей, кто знает…
Может быть, здесь не обошлось без секрета формулы раствора, которым покрыли желтеющий в обычных условиях Инкерманский камень? Кремний все-таки. Основа современных информационных технологий…
И родилось ещё одна формула: «Белый дворец отталкивает черные замыслы…»
Ливадийский дворец — самостоятельное звено в цепочке исторических процессов. Он продолжает выполнять свою миссию… Это не памятник. Это действующий объект.
Все фото современного дворца — Михаила РОЗЕНШТЕЙНА, «Я»