Горизонт в карьере что это

Горизонт (в горном деле)

Смотреть что такое «Горизонт (в горном деле)» в других словарях:

горизонт — В горном деле совокупность горных выработок, расположенных на одном уровне [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN level DE Horizont FR horizonniveau … Справочник технического переводчика

Горизонт — I Горизонт (греч. horízon, родительный падеж horízontos, от horízo ограничиваю) часть земной поверхности, видимая глазом наблюдателя на открытой местности. Видимым Г. называют линию, по которой небо кажется граничащим с земной… … Большая советская энциклопедия

ГОРИЗОНТ — в горном деле совокупность горных выработок, располож. на одном уровне и предназнач. для ведения определ. видок горных работ. По назначению в шахте различают Г.: откаточный (для транспортирования грузов и передвижения людей), вентиляционный (для… … Большой энциклопедический политехнический словарь

ГОРИЗОНТ — в горном деле совокупность горных выработок, расположенных на одном уровне (Болгарский язык; Български) хоризонт; равнище (Чешский язык; Čeština) horizont; obzor; patro (Немецкий язык; Deutsch) Horizont (Венгерский язык; Magyar) szint… … Строительный словарь

Подземная разработка — твёрдых полезных ископаемых, совокупность работ по вскрытию, подготовке месторождения и выемке полезного ископаемого (руд, нерудных полезных ископаемых и углей). Иной технологией отличается П. р. при помощи буровых скважин (например, при… … Большая советская энциклопедия

Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

ГОРНОЕ ДЕЛО — область практической деятельности человека, связанная с извлечением полезных ископаемых из недр Земли. Обычно под горным делом понимают добычу рудных полезных ископаемых, содержащих в качестве ценных компонентов металлы. Однако горная… … Энциклопедия Кольера

Ломоносов, Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Ломоносов Работа неизвестного художника. Масло[1] … Википедия

Электротехника — Электротехникой называют отрасль прикладных знаний, имеющих целью изучение средств и способов для применения электрической энергии в технике и промышленности. Выросшая на почве научных исследований в области электричества и магнетизма и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОБЛАСТЬ ВЛИЯНИЯ — 1. В горном деле область в окружающем выработку массиве горных пород, в которой перераспределяются напряжения вследствие проведения выработки. 2. В гидрогеологии область влияния водозабора на водоносный горизонт … Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

Источник

Горизонт горный

ГОРИЗОНТ ГОРНЫЙ (а. mining level; н. Sohle; ф. niveau, horizon minier; и. nivel minero) — совокупность горных выработок, расположенных на одном уровне; характеризуется абсолютными или относительными отметками. По назначению различают горизонты горные: основные, концентрационные, промежуточные, буровые, вторичного дробления, грохочения, скреперования, подсечки.

Основной горизонт горный (откаточный) предназначен главным образом для транспортирования полезных ископаемых к шахтному стволу. Основной горизонт горный, на который перепускают полезные ископаемые с нескольких этажей, называется концентрационным. По такому горизонту горному также транспортируется руда, перепускаемая по капитальным рудоспускам в случае одновременной разработки нескольких рудных тел, расположенных на разных уровнях.

Промежуточный горизонт горный служит для подготовки выемочных участков (блоков и т.п.), вентиляции, водоотлива, доставки полезных ископаемых и оборудования, а также перепуска полезных ископаемых на основной горизонт по вертикальным или наклонным выработкам. Из выработок на буровом горизонте горном производится бурение шпуров или скважин и последующее их заряжание.

Горизонт горный вторичного дробления может быть представлен горизонтами грохочения, скреперования или отдельными камерами вторичного дробления (располагают непосредственно в кровле откаточных выработок).

Горизонт горный грохочения состоит из камер грохочения, оборудованных грохотами, расположенными в надштрековом целике; камеры соединены между собой ортами или штреками; доставка полезных ископаемых к откаточным сосудам осуществляется под действием силы тяжести или с использованием виброустройств, устанавливаемых в устье выпускных выработок на откаточном горизонте.

Горизонт горного скреперования предназначен для скреперной доставки отбитого полезного ископаемого к месту его перепуска на основной горизонт горный или погрузки в откаточные сосуды; расположен над откаточным горизонтом горным с оставлением целика или без него.

Горизонт горный подсечки применяется для обнажения снизу участка массива полезного ископаемого для последующей его отбойки или обрушения; расположен в основании подлежащего к выемке массива.

Источник

ГО́РНЫЙ ГОРИЗО́НТ

Том 7. Москва, 2007, стр. 455

Скопировать библиографическую ссылку:

ГО́РНЫЙ ГОРИЗО́НТ, рас­по­ло­жен­ная на од­ном уров­не сис­те­ма гор­ных вы­ра­бо­ток для ве­де­ния гор­ных ра­бот и вы­ем­ки по­лез­ных ис­ко­пае­мых (ПИ). Ка­ж­дый Г. г. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся аб­со­лют­ной или от­но­си­тель­ной вы­сот­ной от­мет­кой. При под­зем­ной раз­ра­бот­ке ПИ в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния раз­ли­ча­ют Г. г.: ос­нов­ной, кон­цен­тра­ци­он­ный, про­ме­жу­точ­ный, бу­ро­вой, вто­рич­но­го дроб­ле­ния, вы­пус­ка, гро­хо­че­ния, под­сеч­ки, скре­пи­ро­ва­ния. Ос­нов­ной (от­ка­точ­ный) го­ри­зонт слу­жит в осн. для транс­пор­ти­ро­ва­ния ПИ и по­ро­ды к шахт­но­му ство­лу. Кон­цен­тра­ци­он­ный Г. г. – это осн. го­ри­зонт, на ко­то­рый по ка­пи­таль­ным ру­дос­пус­кам по­сту­па­ют ПИ с др. эта­жей. По не­му транс­пор­ти­ру­ют об­щий (объ­еди­нён­ный) по­ток ПИ. Про­ме­жу­точ­ным на­зы­ва­ют го­ри­зонт для под­го­тов­ки вы­емоч­ных уча­ст­ков (бло­ков и т. п.), вен­ти­ля­ции, во­до­от­ли­ва, дос­тав­ки ПИ на осн. го­ри­зонт. Бу­ро­вым при­ня­то на­зы­вать Г. г. для бу­ре­ния шпу­ров или сква­жин с их по­сле­дую­щим за­ря­жа­ни­ем и взры­ва­ни­ем с це­лью об­руше­ния или от­бой­ки ПИ. На­зна­че­ние ос­таль­ных Г. г. со­от­вет­ст­ву­ет их на­зва­нию. При от­кры­той раз­ра­бот­ке ПИ Г. г. сов­па­да­ет с го­ри­зон­таль­ной или сла­бо­на­клон­ной по­верх­но­стью, ог­ра­ни­чи­ваю­щей ус­туп по вы­со­те. На Г. г. рас­по­ла­га­ет­ся вы­емоч­но-по­гру­зоч­ное, бу­ро­вое и транс­порт­ное обо­ру­до­ва­ние.

Источник

Элементы карьера

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

Геометрические параметры карьера характеризуются размерами в плане, глубиной и объемом.

В процессе работ по выемке вскрышных пород и добыче полезных ископаемых образуется выработанное пространство.

На поверхности земли выработанное пространство ограничивается границами карьерного поля. По глубине выработанное пространство ограничивается дном карьера. На момент отработки карьера его называют подошвой карьера или нижним контуром. Боковые поверхности выработанного пространства, называются бортами карьера.

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что этоборта

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

L, В, м – длина и ширина карьера по верху

l, и, м длина и ширина карьера по низу

Нк, м конечная глубина карьера

Vк, м 3 объем карьера

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это карьер округлой формы

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что этокарьер вытянутой формы

Размеры дна карьера обычно определяются размерами рудного тела.

Наклонные поверхности, ограничивающие карьер со стороны выработанного пространства, называется бортами.

Борта карьера представляют собой совокупность уступов.

Уступы в карьере разделяются на рабочие и нерабочие. Уступы, на которых ведутся горные работы, называются рабочими, не ведется – нерабочими.

Борта карьера, сложенные рабочими уступами, называются рабочими бортами, нерабочими уступами – нерабочими бортами.

1-5, 2-5 – нерабочие борта.

Вп– призма возможного обрушения (ширина)

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

dy = 45-60 о

Процесс придания углу откоса устойчивого значения называется заоткоской.

Нерабочий борт карьера имеет следующие площадки:

1) бермы безопасности (9)– предназначены для сбора остающихся кусков породы.

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

Вп,м – ширина бермы безопасности

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

2) площадки очистки (10) – устраиваются через 2-3 нерабочих уступа и предназначены для механизированной очистки уступов от обрушенных кусков породы.

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что этом – ширина

3) транспортные бермы (8) – предназначены для транспортирования горной массы (вскрышные породы и полезное ископаемое).

В = 10 – 30 м и зависит от габаритов транспортных средств.

4) на рабочем борту карьера располагаются рабочие площадки, на которых ведутся горные работы (7).

Площадка, на которой размещается выемочное, транспортное и другое горное оборудование необходимое для обеспечения технологического процесса, называется рабочей площадкой. Ширина рабочей площадки определяется расчетным путем, исходными данными для которого являются физико-механические свойства пород, габариты оборудования их размещение. Обычно ширина рабочей площадки уступа составляет 35 – 80 м при транспортировании горной массы автотранспортом и 80 – 100 м при работе железнодорожного транспорта.

5) углы рабочего и не рабочего бортов: разделяются на рабочие и не рабочие.

Угол между линией, соединяющей верхнюю бровку уступа с бровкой нижнего уступа и горизонтальной плоскостью, называется углом откоса рабочего (не рабочего) борта карьера.

Углы зависят от ФМС породы.

Открытая горная выработка, имеющая в поперечном сечении трапециевидную форму, называется траншеей, треугольную форму – полутраншеей.

При вскрытии месторождения проходят капитальные траншеи, обеспечивающие доступ транспорта с поверхности к рудному телу (угольному пласту и пр.). Для создания фронта работ и размещения горного оборудования проходят разрезные траншеи.

Участок месторождения, планируемый к отработке одним карьером, называют карьерным полем (полем разреза, прииска). В соответствии с нормативными материалами на участок первоочередной отработки карьерного поля оформляют горный отвод (рис.3). Горный отвод отмечается на плане поверхности и на разрезах. По верхнему контуру, на характерных точках границы карьерного поля, горный отвод закрепляется специальными знаками. В пределах горного отвода и осуществляются вскрышные работы и добыча полезных ископаемых. По мере углубления карьера площадь горного отвода уменьшается (рис.3).

Участки земной поверхности, занимаемые горным предприятием, для хозяйственной деятельности называются земельными отводами. Горный отвод и карьерное поле входят в состав земельного отвода. Земельный отвод отмечается специальными знаками. На земельные отводы оформляется межевые дела, в которых отмечается их площадь, координаты межевых знаков и. т.п..

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

В процессе работ по выемке вскрышных пород и добыче полезных ископаемых образуется выработанное пространство.

На поверхности земли выработанное пространство ограничивается границами карьерного поля. По глубине выработанное пространство ограничивается дном карьера. На момент отработки карьера его называют подошвой карьера или нижним контуром. Боковые поверхности выработанного пространства, называются бортами карьера.

Насыпь горных пород, перемещенных из карьера в процессе вскрытия рудного тела (угольного пласта) называется породным отвалом или отвалом вскрышных пород.

В пределах горного отвода выемку горной массы осуществляют горизонтальными слоями, реже наклонными, вследствие чего профиль карьера имеет ступенчатую форму. Называют эти горизонтальные слои горизонтами карьера. Отдельные участки горизонтов карьера, которые разрабатываются самостоятельными средствами рыхления, выемки и перемещения называются уступами. Его высота устанавливается с учетом физико-механических свойств горного массива и определяется проектом. На рис. 3 представлены элементы уступа. Горизонты карьера имеют отметки абсолютные, относительно уровня Балтийского моря, или условные, относительно постоянной абсолютной отметки поверхности карьера. Обычно горизонт обозначают по отметке нижней площадки уступа. Например, горизонт + 245 м. Отработка верхнего горизонта всегда опережает отработку нижнего (рис. 3)

Иногда уступ разбивают на подуступы, которые отрабатываются самостоятельно, но обслуживаются общим для уступа транспортом.

Основные элементы уступа – площадки, откос, бровки (рис 3). Площадкой уступа называется горизонтальная поверхность, ограничивающая уступ по высоте. Различают верхнюю и нижнюю площадки уступа. Отметка нижней площадки уступа совпадает с отметкой горизонта.

Откосом уступа называется наклонная поверхность, ограничивающая уступ со стороны выработанного пространства между верхней и нижней площадками уступа. Угол, образуемый откосом уступа с горизонтальной плоскостью, называется углом откоса. Угол откоса уступа зависит от категории пород, крепости и определяется проектом.

Верхняя и нижняя бровки уступа соответственно – линии пересечения верхней и нижней площадок с откосом уступа.

Часть уступа по ширине, разрабатываемая выемочными средствами в сочетании с транспортом, называется заходкой уступа, торец заходки называется забоем. Заходку по длине разбивают на блоки, имеющие самостоятельный забой с горным оборудованием, что позволяет отрабатывать уступ несколькими забоями.

Заходка уступа характеризуется шириной В, высотой h и длиной L. Высота обычно соответствует высоте уступа, длина – длине фронта работ уступа. Ширина принимается в соответствие применяемому оборудованию. Обычно фронтом работ уступа называется часть уступа, подготовленная для горных работ. Подготовка фронта работ заключается в основном в подводе транспортных путей и линий электропередачи. Обычно одновременно в работе находятся несколько уступов.

Различают площадки уступа рабочие, не рабочие и предохранительные.

Площадка, на которой размещается выемочное, транспортное и другое горное оборудование необходимое для обеспечения технологического процесса, называется рабочей площадкой. Ширина рабочей площадки определяется расчетным путем, исходными данными для которого являются физико-механические свойства пород, габариты оборудования их размещение. Обычно ширина рабочей площадки уступа составляет 35 – 80 м.

Боковые поверхности, ограничивающие карьер и его выработанное пространство, называют бортом карьера. Если на нем ведутся горные работы, то он называется рабочим бортом. Рабочий борт карьера формируется благодаря проходке траншей на нижележащем горизонте. Не рабочий борт карьера формируется в период его подхода к границе карьерного поля. Борт карьера состоит из откосов и площадок уступов.

Рабочие площадки уступов соединяются между собой бермами (рис. 3). Площадка между уступами, оставляемая на не рабочем борту карьера служит для задержания осыпающихся кусков породы, устойчивости борта и называется предохранительной бермой. Если эта площадка служит для размещения транспортных коммуникаций, то ее называют транспортной бермой.

Совокупность уступов, находящихся в одновременной отработке, называется рабочей зоной карьера.

Линия пересечения бортов карьера с земной поверхностью называется верхним контуром карьера. Линия пересечения бортов карьера с дном карьера называется нижним контуром карьера. Условная поверхность, проходящая через нижний и верхний его контуры, называется откосом борта карьера.

Угол, образованный линией откоса борта карьера и ее проекцией на горизонтальную плоскость называют углом откоса борта карьера.

Открытая горная выработка, имеющая в поперечном сечении трапециевидную форму, называется траншеей, треугольную форму – полутраншеей.

При вскрытии месторождения проходят капитальные траншеи, обеспечивающие доступ транспорта с поверхности к рудному телу (угольному пласту и пр.). Для создания фронта работ и размещения горного оборудования проходят разрезные траншеи.

2.2. Общие сведения о технологии разработки месторождений открытым способом.

Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом заключается в создании доступа к полезному ископаемому, удалению пустых пород, покрывающих или вмещающих полезное ископаемое, и самой добыче полезного ископаемого.

Термин «технология» в общем случае обозначает совокупность знаний, основных характеристик и правил о способах, средствах и организации выполнения каких – либо производственно-технических работ.

Технология открытого способа добычи полезного ископаемого рассматривается по двум направлениям. Это собственно технология открытых горных работ и технология производственных процессов.

Технология открытого способа затрагивает общие вопросы организации строительства и развития горных работ в карьере, параметры элементов карьера в их динамике, организацию и планирования горных работ, способы и средства управления качеством продукции.

Технология производственных процессов заключается организации основных видов работ по подготовке горных пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспортирование, перегрузку, складирование и разгрузку горной массы на основе комплексной механизации.

Источник

Вскрытие рабочих горизонтов при разработке наклонных и крутых рудных залежей

При разработке наклонных и крутых залежей происходит изменение рабочей зоны карьера, что в свою очередь вызывает изменение схемы вскрытия рабочих горизонтов. Локальные изменения схемы вскрытия происходят постоянно в период эксплуатации карьера и связаны со вскрытием новых горизонтов, изменением расстановки оборудования, сооружением новых и ликвидацией старых вскрывающих выработок. Значительные изменения в схеме вскрытия чаще всего происходят при реконструкции карьера. Все эти изменения должны укладываться в общую концепцию системы вскрытия, заложенную при проектировании карьера.

Формирование схем вскрытия на действующем карьере ведется с учетом следующих положений:

1. Транспортные коммуникации должны иметь возможно более продолжительный срок существования или укладываться в стационарное положение, что обеспечивает высокую их пропускную способность, большие скорости движения транспорта и снижение затрат на их содержание и ремонт.

2. Схема вскрытия должна обеспечивать создание систем специализированных грузопотоков по видам карьерных грузов (рудных, скальной и рыхлой вскрыши, попутных полезных ископаемых и др.), и зонам карьера (с целью сокращения расстояний перемещения грузов), не допускать или сводить к минимуму скрещивание грузопотоков.

3. При изменении схемы вскрытия должна максимально использоваться существующая транспортная схема. Сформированная система грузопотоков должна соответствовать пропускной способности транспортных коммуникаций и раздельных пунктов, приемной способности пунктов приема горной массы (отвалов, перегрузочных пунктов и др.).

4. При создании новых грузопотоков транспортная схема в них должна быть рассчитана на максимальную мощность этого грузопотока. Реализация расчетной схемы производится при создании грузопотока или этапами по мере наращивания его мощности.

5. При формировании схемы вскрытия следует стремиться к упрощению формы трассы за счет сокращения числа изменений ее направлений.

6. С целью сокращения расстояния транспортирования в схеме вскрытия рационально предусматривать дополнительные транспортные выходы с рабочих горизонтов за счет создания временных траншей и съездов, транспортных перемычек.

7. Схема вскрытия должна учитывать возможность ее последующего изменения при развитии горных работ, то есть создаваться с учетом перспективы работы карьера.

В систему капитальных траншей, обеспечивающую вскрытие всех рабочих горизонтов карьера, могут входить траншеи, различающиеся их расположением относительно контура карьера, числом уступов, вскрываемых данной траншеей, стационарностью трассы, глубиной заложения. В зависимости от размеров карьера в плане, его текущей глубины, вида транспорта и других факторов трассы капитальных траншей могут иметь различную форму.

Вскрытие рабочих горизонтов нагорных месторождений чаще всего осуществляется системой общих или групповых полутраншей внешнего заложения. В схеме вскрытия в качестве элементов могут использоваться рудоспуски, рудоскаты, подземные горные выработки (более подробно см. в главе 12).

При разработке месторождений нагорно-глубинного типа вскрытие нагорной зоны осуществляется системой полутраншей, чаще внешнего заложения. Вскрытие рабочих горизонтов глубинной зоны карьера осуществляется системой внутренних траншей, автономной от полутраншей нагорной части. Для вскрытия глубинной зоны внешнее заложение траншей используется редко.

Для вскрытия верхних горизонтов карьеров, расположенных в равнинной местности, целесообразно использование внешних траншей. К достоинствам вскрытия с использованием внешних траншей относится высокая пропускная способность трассы, упрощение формы трассы системы капитальных траншей, независимость производства работ по проведению траншеи и ведению горных работ в период строительства.

Рациональная глубина заложения внешних траншей определяется производительностью и размерами карьера. Она составляет для карьеров небольшой производительности 15-20 м, средней — 25-30 м и большой — 40-50 м. Увеличение этих глубин заложения внешних траншей целесообразно в случае упрощения трассы за счет углубления внешней траншеи на 1 горизонт, при разработке месторождения очередями и расположении внешней траншеи по границе контура второй очереди и при большой мощности малоустойчивых наносов, когда внешней траншеей вскрывается залежь полезного ископаемого.

На крупных карьерах внешние траншеи предусматривается проходить на значительные глубины, сосредотачивая в них мощные грузопотоки горной массы. Так на Первомайском карьере (Украина) южная внешняя траншея заложена на глубину 60 м, имеет 5 железнодорожных путей и рассчитана на грузопоток в 40 млн т в год. Юго-восточная траншея Сарбайского карьера (Казахстан) при глубине 60 м имеет 6 путей, что обеспечивает годовую мощность грузопотока 60 млн т.

В проекте разработки Канарского месторождения вскрытие рабочих горизонтов предусмотрено с проведении двух внешних траншей (рис. 9.1). Западная траншея имеет глубину заложения 58 м и уклон 57%. Восточная траншея пройдена на глубину 124 м и рассчитана на грузооборот 50 млн т в год. Эти две внешние траншеи обеспечивают вскрытие всех горизонтов с железнодорожным транспортом прямыми заездами. Нижние горизонты вскрыты внутренними автомобильными съездами.

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

Ниже отметки заложения внешних траншей рабочие горизонты вскрывают внутренними траншеями. При однобортовой продольной системе разработки трассу внутренних траншей формируют на нерабочем борту, что обеспечивает ее стационарность. При железнодорожном транспорте скользящими съездами вскрывается только нижняя часть рабочей зоны в пределах 1-2 горизонтов, заведение железнодорожных путей на которые затруднено из-за малого радиуса кривой в торцевой части карьера. В некоторых случаях из-за сложности заведения железнодорожных путей на нижний уступ его отрабатывают с верхней погрузкой, что исключает устройство скользящих съездов.

При двухбортовой продольной системе разработки стационарная трасса внутренних траншей формируется только при постановке бортов в конечное положение. Внутри же рабочей зоны вскрытие рабочих горизонтов осуществляется временными или скользящими съездами.

Скользящие съезды применяют при железнодорожном транспорте. Ширина скользящего съезда принимается больше, чем стационарного и рассчитывается из условия размещения на нем развала взорванных пород, погрузочного экскаватора и дополнительного погрузочного пути. По сравнению со стационарными, на скользящих съездах уменьшается величина уклона, что обусловлено необходимостью ведения погрузочных работ на съезде, возможностью трогания состава с места на уклоне и общим ухудшением условий эксплуатации подвижного состава. Переменная высота уступа в границах съезда усложняет ведение буровзрывных работ, увеличивается объем путепереукладочных работ. Эти недостатки приводят к увеличению затрат на горные работы в границах съезда на 25-30%.

Временные съезды используются для вскрытия горизонтов в рабочей зоне карьера при двухбортовой и кольцевой системах разработки. В отличие от скользящих съездов они проводятся по взорванной горной массе. При необходимости переноса на расстоянии 50-200 м создается новый съезд, а старый отрабатывается. Чаще всего временные съезды используются при применении на карьере автомобильного транспорта. Учитывая малые затраты на строительство съезда обычно на горизонте их устраивают несколько, что позволяет максимально сократить расстояния транспортирования. Срок службы временных съездов небольшой и обычно не превышает 0,5 года. Поэтому временные съезды не имеют специального дорожного покрытия. Уклон временных съездов делается на 20-50% меньше, чем на стационарных съездах. При однобортовой системе разработки на нерабочем борту формируется стационарная трасса вскрывающих выработок. Однако среднее расстояние транспортирования по горизонту до съезда на постоянном борту в 2-4 раза больше, чем до временного съезда на рабочем борту. Поэтому часто в целях сокращения расстояний транспортирования наряду со стационарной трассой на рабочем борту устраивают временные съезды. Эффективность временных съездов тем выше, чем больше длина карьера. При вытянутых карьерных полях рационально формировать в рабочей зоне несколько временных трасс, что позволяет сократить расстояние перевозок в рабочей зоне в 1,5-2,2 раза.

При небольшой глубине карьера трасса капитальных траншей простая. При увеличении глубины карьера длина борта становится недостаточной для размещения капитальной траншеи и вскрытие рабочих горизонтов осуществляется при сложной форме трассы.

При продольных системах разработки и использовании железнодорожного транспорта изменение направления трассы чаще производится за счет устройства тупиков. Длина тупиковых площадок примыкания определяется из условия размещения на них поезда и возможности торможения его перед остановкой и составляет 250-600 м. К достоинствам тупиковой формы трассы относится надежность в эксплуатации, возможность ведения горных работ на нескольких горизонтах, простота при строительстве и эксплуатации. Недостатки тупиковой формы трассы связаны со снижением ее пропускной способности.

Петлевая форма трассы имеет более высокую пропускную способность по сравнению с тупиковой, но на устройство петли требуется большая площадка, при сооружении которой выполняются значительные объемы вскрышных работ. Поэтому петлевые формы трассы нашли преимущественное применение при автомобильном транспорте.

Спиральная форма трассы получила распространение при вскрытии рабочих горизонтов на округлых карьерных полях. При веерной рассредоточенной системе разработки спиральная трасса формируется на конечном контуре карьера, поэтому в начальный период работы карьера ее применяют редко. При кольцевой центральной системе разработки формирование стационарной трассы ведется при достижении горными работами конечного контура. Нижние уступы в рабочей зоне вскрываются временными съездами, которые чаще всего продолжают стационарную спиральную трассу.

На ряде крупных карьеров при длительном сроке их существования получило распространение проведение вспомогательных траншей для вскрытия группы верхних горизонтов. Вспомогательные траншеи рациональны при разработке карьерного поля очередями в том случае, когда на верхних горизонтах сосредоточены значительные объемы вскрышных пород. Вспомогательные траншеи могут иметь различное расположение относительно контура карьера. По отношению к контуру 1 очереди карьера они имеют, как правило, внешнее заложение. Желательно их располагать в контурах последующих очередей развития карьера, что позволит избежать выполнения дополнительных объемов законтурной вскрыши. Варианты расположения вспомогательных траншей для карьера первой очереди Качарского карьера показаны на рис. 9.2.

Горизонт в карьере что это. Смотреть фото Горизонт в карьере что это. Смотреть картинку Горизонт в карьере что это. Картинка про Горизонт в карьере что это. Фото Горизонт в карьере что это

Вспомогательные траншеи обеспечивают ускоренный ввод в работу железнодорожного транспорта на верхних горизонтах карьера и позволяют организовать грузопотоки вскрышных пород в наиболее целесообразном направлении. Кроме того, вспомогательные траншеи могут снять часть нагрузки с основных вскрывающих выработок в наиболее напряженный период работы карьера.

Глубина заложения вспомогательных траншей определяется на основе технико-экономического расчета и может достигать 100 метров. Уклон вспомогательных траншей принимают на 10-20% меньше, чем уклон стационарных капитальных траншей, что позволяет увеличить полезную массу поезда при транспортировании вскрышных пород с верхних горизонтов, повысить производительность горного и транспортного оборудования и создавать мощные породные грузопотоки.

Строительство вспомогательных траншей возможно вести с использованием железнодорожного или автомобильного транспорта, а также скреперов.

В практике открытых горных работ вспомогательные траншеи нашли применение на ряде железорудных карьеров: Стойленском, Соколовском, Сарбайском, Канарском и других.

Планирование и корректировка схем вскрытия производится по этапам развития горных работ. В зависимости от динамики развития горных работ величина этапа может составлять от 5 лет до 1 года. Исходным материалом для планирования схем вскрытия являются планы горных работ по этапам их развития. Для каждого отдельного календарного контура рассматривают возможные схемы вскрытия, оценивая их по величине транспортной работы. Трудоемкость многовариантных расчетов значительно уменьшается при использовании приближенных способов определения расстояний транспортирования. Благодаря этому возможна многовариантная оптимизация схем вскрытия. Близкие по показателям рациональные схемы вскрытия оценивают по косвенным показателям давая предпочтение схемам с большей протяженностью постоянных коммуникаций, меньшим количеством изменения направления движения.

При использовании автотранспорта рациональный порядок схем вскрытия за многолетний этап развития горных работ обеспечивается вскрытием в рабочей зоне нижних горизонтов одним съездом и последовательным увеличением их количества на один-два на каждый вышележащий рабочий горизонт. В нерабочей зоне карьера количество съездов уменьшается до числа приемных пунктов на поверхности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *