Горький детство чем понравилось
«Детство» — читательский дневник по повести М. Горького
Произведение Максима Горького «Детство» — первая повесть в автобиографической трилогии писателя, впервые опубликована в 1913 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Максим Горький
Название произведения: Детство
Жанр: повесть
Год написания: 1913
Издательство: Просвещение
Год издания: 2012
Главные герои и их краткая характеристика
Алексей Пешков – одиннадцатилетний мальчик, которому после смерти отца пришлось пережить немало невзгод.
Варвара Васильевна Пешкова – мать Алексея, безвольная, забитая, уставшая от жизни женщина.
Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, добрая, любящая, заботливая.
Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, владелец прибыльного дела, злой, жадный, жестокий старик.
Яков и Михайло Каширины – старшие сыновья Василия Васильевича, глупые, завистливые, жестокие люди.
Иван Цыганок – девятнадцатилетний юноша, подкидыш-воспитанник в семье Кашириных, добрый и веселый.
Время и место сюжета
Поскольку данное произведение является автобиографичным, можно сделать вывод, что действие повести происходит примерно в 1871-1879 гг., в Нижнем Новгороде, где прошли детские годы осиротевшего писателя.
Краткое содержание и сюжет
Алексей рос в любящей, дружной семье. Когда от холеры скоропостижно скончался его отец, мать от пережитого горя родила раньше времени, однако младенец не выжил. Осиротевший Алексей и его мать Варвара на пароходе отправились в Нижний Новгорода, в семью деда Василия Каширина. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с женами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренек, подкидыш Иван Цыганок.
Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был очень трудолюбивым, прижимистым, требовательным старичком, и за долгие годы тяжелого труда нажил приличное имущество. Вот только семья его была совсем недружной: братья постоянно ссорились, требуя от отца раздела его добра. Однако дед старший Каширин видел, что сыновья – никудышные хозяева, и не спешил отдавать им наследство. Алеше пришелся по душе лишь Иван Цыганок, с которым он быстро сдружился. Юноша отличался добродушным, покладистым характером и готовностью прийти на помощь окружающим. Однако вскоре единственный друг Алеши умер, и он остался один в ненавистном семействе.
Алексею было сложно привыкнуть к жизни в доме, где постоянно слышалась ругань, а дети подвергались суровым телесным наказаниям. Однажды его засекли до потери сознания, и после того случая Алексей глубоко разочаровался в матери, которая даже не попыталась встать на его защиту. Спасала мальчика от страшного отчаяния только доброта бабушки, которая жалела его, и при каждом удобном случае старалась побаловать.
Спустя некоторое время Варвара под отцовским нажимом вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошел в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом.
Герой был вынужден вернуться к деду. Когда старший Каширин узнал о смерти Варвары, он не стал держать на иждивении родного внука, и отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.
Очень краткое содержание для читательского дневника
План пересказа
Основная мысль
Детство – важная пора в жизни каждого человека, ведь именно тогда закладываются жизненные приоритеты, отношение к себе и окружающему миру.
Чему учит
Повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.
Что понравилось
Мне больше всего в повести понравился тот эпизод, в котором описывается знакомство Максима и Варвары, родителей Алеши. Наверно, это потому, что это один из немногочисленных светлых эпизодов повести, ведь большинство из них — темные, мрачные.
Этот эпизод наполнен счастьем, улыбками, сулит прекрасное будущее. Здесь счастливы все, даже бабушка и дедушка в итоге, потому что в семье появилась настоящая любовь, а она несет радость.
Вывод и мое мнение
Цитаты из текста
«…Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми…»
«…Человечью ласку на базаре не купишь…»
«…Правил у нас много, а правды нет…»
«…А хороший указчик дороже десяти работников…»
«…Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут…»
«…Скорлупы у нас много; взглянешь – человек, а узнаешь, – скорлупа одна, ядра‑то нет, съедено…»
Словарь новых и незнакомых слов
Фуксин – ярко-красная анилиновая краска, названная по сходству с окраской цветов фуксии.
Целковый – серебряная монета достоинством в один рубль.
Косушка – бутылка водки емкостью в четверть литра.
Расточаться – безрассудно, бессмысленно тратить что-либо.
Каменка – печь, сложенная из камня и не имеющая трубы наружу.
Поземок – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.
Риза – верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения.
Псалтырь – книга Ветхого Завета, сборник молитв.
Скоромное – продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных (птиц и млекопитающих).
Рецензии на книгу «Детство» Максим Горький
. суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением.
Заглавием своей книги Горький явно кивает Толстому, дружески, но чуть насмешливо.
Передо мной лежат две книги, очень похожие: посреди однотонной обложки крупно написано слово «Детство». Одна книга библиотечная, заклеена скотчем, даже имени автора не видно. Так что просто — детство. Два детства лежат передо мной.
Кладу руку на книгу Толстого, и кажется, что она гладкая, как весенний лист, как старинная полированная столешница, как тёплый лошадиный бок или рукав шёлкового платья. Счастливая, невозвратимая пора.
Трогаю книгу Горького. Ой, больно! Жжёт и колется. Раскалённое железо, щёлочь, мокрой розгой наотмашь. Невольно задаёшься вопросом: а было ли детство? А может, детства-то и не было?
Однако самая главная разница между этими настолько разными «Детствами», мне кажется, вот в чём. Повествователь у Толстого — взрослый, он оглядывается на прошлое затуманенным слезой умиления взором и себя самого видит как бы издалека и сверху. Повествователь у Горького — и есть сам ребёнок, Лексей, Олёша, Лёня, пермяк-солёны уши, голуба душа. Именно и только его чистый взгляд, неутомимый интерес к людям, тонкое сочувствование даже такому, чего пока не понять умишком, освещает всю эту тараканью тьму удивительным светом. Так и выходит, что детство — это не уходящая пора слёз умиления, шалостей и сластей по праздникам, а нечто большее, особое состояние, девство души и сознания. Состояние, когда вокруг не люди, а сказочные богатыри, царевичи, говорящие медведицы — большие, удивительные, сильные существа, несмотря на всю их ничтожность, уныние и слабость.
А ещё: представляете ли вы себе, сколько на самом деле в этой книге скрыто детств?
«Я сама на всю жизнь сирота!» — это мать.
«Я, гляди, на четырнадцатом году замуж отдана, а к пятнадцати уж и родила» — это бабушка.
«Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал!» — дед-мучитель.
Рядом с ребёнком все большие становятся по-детски открытыми, настоящими, отпускают на волю исстрадавшуюся душу и рассказывают то, чего самим себе говорить побоялись бы. Тут в этой маленькой книге открывается ещё один потайной простор: невольно окидываешь взглядом всех, о ком здесь рассказано, а мыслью охватываешь всех, о ком не рассказано, — и понимаешь, что всякий и каждый из этих тёмных и злых людей вырос из собственного детства, которое, поди, тоже было не менее тёмным и злым.
Ох ты, Русь, мутный взгляд исподлобья. Что всё это за грязь? Откуда вся эта боль? К чему вся эта сила?
Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Как долго я ходила вокруг этой книги. На полке для ближайшего прочтения книга пролежала у меня три года! Наконец добралась и прочитала я ее взахлёб. Ах, если бы в школе проходили «Детство», а не «На дне» или «Старуху Изергиль» (кстати, надо бы перечитать), у автора сегодня было бы намного больше читателей. Я конечно подозревала, что Горький гений (в школе скучнее Горького, был разве что Чехов), но прочувствовать действие его прозы на себе мне раньше не удавалось. Повесть «Детство» меня прошибла до глубины души. Книга по истине гениальная.
Я не читала других автобиографических произведений русских классиков об их детстве и юности (теперь буду это исправлять, мне очень понравилось читать такие книги), и очень рада, что начала именно с произведения Горького. Это не счастливое дворянское детство Толстого, эта книга о тяжёлой жизни не только конкретного ребенка, а целого пласта населения страны. Но герой книги Алексей Пешко́в не жалуется на свою судьбу, он так живёт, но принимает решение когда-нибудь что-то изменить. Он верит в доброе и светлое не смотря ни на что. Мне кажется, начинать знакомство с творчеством автора нужно именно с этой книги, чтобы понимать его, а не читать потом его прозу и удивляться «это вообще о чём?» Но «Детство» это далеко не детская книга. Она как минимум для старшего школьного возраста и конечно для взрослых.
Самым удивительным для меня в этой книге было то, что книга хоть и мрачная, но не беспросветная. Здесь есть место и забавным событиям, и добру, и надежде. С удовольствием продолжу читать автобиографическую трилогию автора.
«Свинцовые мерзости дикой русской жизни»
Поразительно, что эту книгу относят к литературе для детей, хотя она поднимает мрачные, тяжелые и сложные темы, открывает малоприятные страницы нашей истории.
В данной книге содержится все то, что я не люблю: избиение детей и женщин, оскорбления и драки родственников, махровая религиозность, которая отнюдь не делает людей добрее или чище, скорее, одних призывает безропотно терпеть, а других уверяет в праве наказывать.
При этом Горький подчеркивает, что есть и светлое в людях, на примере положительных персонажей он описывает любовь к ближним, самоотдачу, желание защитить и готовность помогать, всепрощение и щедрость души.
В общем, мой вывод, что эту вещь надо прочесть, она та «классика», мимо которой не стоит проходить, несмотря на мрачность событий, которые в ней описаны.
В подростковом возрасте без конца читала и перечитывала. И сейчас перечитываю иногда и сама не знаю, почему? Разве можно получать удовольствие от чувства свинцовой тяжести, засасывающей, как болотная трясина, тоски? Никто из русских классиков не оставляет такого давящего ощущения, как Горький. Беспросветность, мутная беспросветность, столь типичная для российской действительности. Как несчастная Варвара, мать маленького Лексея бросает в тоске: «Если б не он, ушла бы я, уехала! Не могу больше жить в аду этом. » Да куда уедешь-то от такой жизни? Замуж, в другую семью, в другую область? А будет ли там что-то иное, чем беспробудное пьянство, избиения, ругань, измывательства на женщинами и детьми, дикие буйные выходки? Никакой радости нигде, никакой любви друг к другу. И религия тоже не приносит света и умиротворения.
Прочитав произведение Максима Горького «Детство», я узнала о жизни людей дореволюционного времени. Я узнала об этих свинцовых мерзостях дикой русской жизни. И об этом стоит говорить, об этом нельзя молчать, потому что эта живучая подлая правда и она по сей день не издохла.
Очень трогательно описывается как мальчик вступает в новую для него пору в жизни, знакомясь со своей семьей, переживая горечь утраты отца и затем матери. Окружающий его мир кажется непомерно жестоким и непривычно грубым. Все предшествующие представления рушатся под свинцовой мерзостью русской жизни.
Из всех книг про детей именно в «Детстве» Горького полнее всего прописан процесс становления ребенка с его печалями и радостями, с его увлечениями и провалами. Мальчик очень живо откликается на все происходящее вокруг, пропуская каждое событие через себя и никогда не оставаясь равнодушным.
Дедушка со своим богом, грозным и наказывающим, противостоит всепрощающему богу бабушки. Дед, как его бог, зол и жесток. Еще он скуп, бессмысленно груб, но иногда и в нем проступают хорошие черты, приоткрывая как бы все самое лучшее, что еще в душе у того не иссохла. И, может, дед и был бы хорошим человеком, если бы его не стали ломать в детстве, как он начал ломать маленького Алешу.
С каждой страницей кажется, что свинцовая мерзость не осталась в прошлом. И сейчас еще можно углядеть многое, что так удивляет в книге. Люди поменялись, но не настолько, чтобы эту бессмысленную жестокость убрать до конца.
Всякий раз, когда я соприкасаюсь с чей-то историей, увековеченной и засведетельственной как автобиографическое повествование, я не раз думаю о том, что это хороший, терапевтический способ, еще раз открыться самому себе, увидеть себя и свою историю со стороны, еще раз проанализировать, а возможно и переосмыслить отношения с родными и близкими; а главное, высвободить свои страхи, болезненные переживания, лишив их таким способом силы воздействия на восприятия и формирования себя, своей идентичности, а может и принадлежности. Иными словами, автобиографическое намерение рождается в результате или на фоне ощущения некоторой неестественности своего положения в мире, ощущения «болезни выхода» из привычной среды. Написание воспоминаний выступает средством излечения, средством возвращения в свой мир, в свою среду. Через оформление воспоминаний происходит определенное очередное примирение с миром и самим собой, человек проходит очередной этап социализации, и такое «свидетельствование о себе» часто выступает попыткой выйти из личностного кризиса.
Применимо ли такое размышление к повести Горького «Детство»? Думаю «да», хотя не вполне уверена, что именно такую цель преследовал писатель, однако не сомневаюсь в том, что автор ясно понимал характер того кризиса, который толкнул его к бумаге. Основу повести, как вы уже поняли, составили факты из жизни М. Горького, а именно детской ее части, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему довелось вырасти и пройти не по-детски взрослую школу жизни.
Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) воспитывался в семье, изначально основанной на взаимном уважении и любви, но вскоре, после смерти отца, Алешина жизнь превратилась в беспокойную и нестабильную, и, начиная с трехлетнего возраста, он впервые соприкасается с таким понятием как вражда между родными. Дом деда, куда его привела бабушка вместе с мамой, оказался местом неприязни и раздора; здесь он впервые сталкивается со злом. Он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
Но не только суровый дед шокирует Алёшу. Сильным потрясением было для него знание о том, что его покойный отец был неугоден деду, что мать вышла замуж вопреки родительской воле. Естественно, для впечатлительной детской души слушать, как дедушка пренебрежительно отзывается об отце, только что умершем и потому еще более любимом, было невыносимо больно. Тем более, мальчик не мог понять причины такого отношения. Страх и одиночество, которое Алеша испытывал отныне, еще больше подавляли его чувства, а ощущение неудовлетворенности в самых первостепенных базовых потребностях ребенка, как то любовь, признание, уважение и безопасность закладывали фундамент внутреннего неблагополучия, замкнутости, неуверенности в себе и собственных силах.
В школе, несмотря на успеваемость, Алеша так же столкнулся с отверженностью со стороны одноклассников. Они не принимали его в свой круг лишь потому, что он был «нищ». А из-за того, что бедность не позволяла приобрести учебник, Алеша не мог попасть на урок. Так он лишился дружбы своих сверстников.
Разумеется, все эти переживания оставляли на детской душе глубокие отпечатки. Даже такому сложному детству не пришлось продлиться положенное время. Из-за недостатка дед отказывается обеспечивать юного внука и отправляет его «в люди» (Алеше было всего 11 лет). Но стоит отметить, что за этот период, Алеша стал свидетелем не только бесчеловечности и жестокости, но и познакомился с людьми, безгранично добрыми и открытыми для других (бабушка Акулина Ивановна, мужик по прозвищу Хорошее Дело, подмастерье Цыганок). Он тянулся к ним всем сердцем, впитывал «крохи тепла и заботы», проявленными с их стороны. Но особая роль была все же отведена была бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.
Возможно, именно эти люди и помогли Алеше Пешкову (Максиму Горькому) противостоять «свинцовым мерзостям» и вырасти человеком светлым, не мирящимся со злом.
Читательский дневник по повести «Детство» Максима Горького
В произведении М. Горького «Детство» описывается непростая жизнь мальчика по имени Алеша. Он рано потерял отца, его воспитанием занимались родители мамы, дедушка и бабушка. Именно они старались сделать все для своего внука, чтобы в будущем он был счастливым. С родной матерью у него были тяжелые и напряженные отношения. Она была молчаливой и строгой женщиной, не растрачивала на него свою любовь и ласку. В дом часто приходили друзья и родственники. Каждый из них по своему относился к мальчику. В будущем общение с ними, оставило свой отпечаток на жизненный путь Алеши, его взгляды и характер.
Повесть «Детство» является небольшой автобиографией самого автора. Через мальчика Алешу, Горький вспоминает свои детские годы, о характере, мыслях и поведении в тот период. Он вспоминает о событиях, происходящих с ним в те времена. То он через Алешу переживает о происходящем, то является судьей своему детству.
В жизни мальчика были сложные и трудные времена. Его детство нельзя назвать безоблачным. Пока он был совсем маленьким, в его семье был достаток. Но перед тем, как Алеша должен быть пойти учиться в первый класс все кардинально поменялось. Бедность стала большим препятствием к счастливому детству Алеши. В классе его обижали и смеялись за то, что его родители не в состоянии были купить ему учебник. Дома постоянно скандалили, дед бил бабушку, вымещая на ней свою злость. У мамы мальчика были братья, которые постоянно ругались и никак не могли поделить наследство между собой. Мальчика неоднократно били, а он, по доброте своего сердца и слабости не мог им на это ответить.
Все эти события оставляют свой отпечаток на будущем Алеши. В конечном итоге, дед не желает кормить своего внука и выгоняет его из дома. Мальчику приходится самому добывать себе хлеб, чтобы прокормиться. Но, несмотря на всю ненависть и жестокость, Алеша не обозлился на все, что его окружает. Он остался добрым и отзывчивым человеком.
Суть произведения – показать взрослым, что дети такая же личность, как и они. Ребенок – это отдельный элемент общества с характером, отдельными взглядами на жизнь. Именно поэтому, чтобы его будущее было безоблачным, важно вкладывать в него любовь, нежность, доброту. Обязательно помогать своим близким и не отказывать ему самому в помощи. Здоровые отношения в семье, уважение друг к другу – это важнейший аспект для нормального развития ребенка.
История создания
Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.
Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:
Краткое содержание «Детство» для читательского дневника
ФИО автора: Горький Максим
Название: Детство
Число страниц: 74. Максим Горький. “Детство. В людях. Мои университеты”. Издательство “АСТ”. 2021 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1913 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Направление и жанр
«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.
Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.
Композиция и конфликт
Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.
Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.
Отрывок, характеризующий Детство (Горький)
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.
С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.
Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.
Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.
Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.
Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди».
Смерть отца
В Астрахани у главного героя и его родителей была спокойная и счастливая жизнь. Но однажды из-за холеры скончался его папа, а потом мама родила мальчику маленького брата. Оставшаяся без средств к существованию, женщина решила переехать в Нижний Новгород к родственникам. К сожалению, по пути ее новорожденный младенец умер.
Семейство Кашириных проживало в большом доме. В его главе находился старик Василий, который был владельцем красильной мастерской и очень уважаемым человеком.
В доме Кашириных проживал подкидыш. Мальчик быстро подружился с 19-летним Цыганком. Из беседы с работником мастерской он узнал страшный секрет, что его дядя недавно до смерти забил собственную жену. В начале зимы Яков и Иван понесли массивный крест на могилу женщины, однако им насмерть придавило подкидыша. В его гибели окружающие винили лишь дядю и Михаила.
Жизнь Алексея в этой семье с каждым днем становилась все невыносимее. Он постоянно думал о побеге из этого жестокого дома. Однажды в жилище случился сильный пожар, но благодаря четким инструкциям пожилой женщины его удалось быстро локализовать. Затем у тетки Натальи начались преждевременные роды, и она погибла.
Через некоторое время дедушка купил новый дом, и семья разделилась. В нем старик поселил многочисленных квартирантов, но мальчику тяжело смириться с сильным шумом от чужих людей. Мать Алексея приезжала нечасто и ненадолго, поэтому дед решил обучить мальчика грамоте.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в повести «Детство» Многомудрый Литрекон выставил в виде таблицы. Если он кого-то забыл, напишите в комментариях.
Приезд матери
Вскоре верный работник дедушки Григорий потерял зрение, и жестокий руководитель незамедлительно выгнал бедолагу на улицу. Мужчина начал просить милостыню, а добрая бабушка и чуткий мальчик жалели и подкармливали его. Алексей никак не мог понять, как старик смог оставить рабочего без помощи, а просто выкинул на улицу, словно ненужную вещь.
Когда главный герой подружился с одним из квартирантов, его за это жестоко выпорол дед. В итоге он выгнал жильца, и мальчик стал сильно тосковать по товарищу.
Потом Алексей сблизился с еще одним молодым человеком по имени Петр, который постоянно рассказывал увлекательные истории и учился в университете. Однако со временем Алексей заметил подозрительное поведение приятеля и начал отдаляться от него. По этой причине между ними началась сильная вражда. Через некоторое время мальчик подружился с соседскими детьми, но встречался с ними тайком, потому что взрослые были против их встреч.
Затем вернулась мать главного героя и стала обучать его. Когда мальчик в очередной раз увидел, как дедушка избивал свою жену, он решил отомстить ему и испортил его любимые иконы, а также самовар. За это старик хотел высечь внука, но за него заступилась мама. Кроме того, пожилой мужчина захотел выдать Варвару замуж за богатого часовщика, однако та была категорически против этого.
Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.
Проблемы
Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.
Несчастья в семье
Проявив сильный характер, мать мальчика смогла стать авторитетом в семье. Когда Алексей пошел в школу, ему там было неуютно. Через некоторое время он заболел оспой и в приступе бреда спрыгнул с чердака. Несколько месяцев мальчик не мог передвигаться. В это время бабушка постоянно рассказывала ему о жизни покойного папы, который был очень добрым мужчиной.
Мама Алексей снова вышла замуж за дворянина Максимова, но тот сильно проигрался в карты и обрек собственную семью на нищету. В это же время разорился и дедушка. Мальчик хорошо учился в начальной школе, но постоянно проказничал. Вскоре у матери родились дети. Это были Николай и Саша, который умер практически сразу после родов. Новый супруг изменял женщине и часто ее избивал. В один из дней Алексей решил вмешаться и заступился за маму, бросившись на мужчину с ножом.
Разорившийся старик не хотел больше обеспечивать семейство. По этой причине им приходилось зарабатывать самостоятельно. Мальчик собирал и продавал старую ветошь, а также воровал со склада древесину. Он очень подружился с остальными нищими детьми и бросил школу. После опасного заболевания его мать скончалась, и дедушка решил отправить сироту выбиваться в люди. Так всего в 11 лет Алексей начинает собственную самостоятельную жизнь.
Основная идея
Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.
Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.
Чему учит?
Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.
Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».
Отзывы читателей
Повесть «Детство» очень впечатлила меня. У нее довольно простой и понятный сюжет, поэтому ее легко читать. У главного героя была трудная жизнь, в течение которой он познакомился со многими людьми. Они оставили разные воспоминания о себе: как положительные, так и негативные. Если кратко, то меня восхитила стойкость мальчика, который не потерял свою доброту после многочисленных неприятностей.
В своем произведении автор подробно описывает собственные детские годы. Оно насыщенно довольно печальными событиями. Всем советую прочитать эту повесть, потому что в ней рассказывается о быте и тяготах того времени. Литературный стиль Горького никого не оставит равнодушным.
Сергей, Воронеж