Горький в людях о чем произведение
Горький «В людях» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Одним из произведений автора является повесть «В людях», написанная в 1916 году.
Краткое содержание
Главные герои
1) Алексей – мальчик, которому в конце повести 15 лет, добрый, тянущийся к знаниям, переживший много трудностей, старается зарабатывать себе на жизнь.
Читайте по теме:
Главная мысль
Можно пережить множество тягот и лишений, но сохранить доброту, человечность и тягу к знаниям.
Чему учит?
Повесть учит быть добрым и отзывчивым, трудиться, любить знания, быть терпеливым и старательным, принимать людей какими они есть.
Пословицы
1) Терпенье и труд – все перетрут.
2) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
3) Ум без книги, как птица без крыльев.
Отзыв
«В людях» очень интересная и немного печальная повесть. Удивительно было узнать, что эта повесть является автобиографией писателя. Она рассказывает о его детстве, о том сколько трудностей пришлось пережить мальчику, как тяжело пришлось зарабатывать на жизнь, как узнавал о том, какими разными бывают люди, как развивалась его любовь к чтению и получению знаний.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса, 7 класса, 8 класса.
«В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
В магазине он подметал пол, готовил чай, ходил домой за обедом, но главной обязанностью его было встречать покупателей. Он не хотел стоять с приклеенной улыбкой, как приказчики, и Саша твердил, что его за это «погонят».
Алеша недолюбливал кухарку, «странную бабу», но после ее неожиданной смерти сблизился с Сашей, который боялся покойников. Саша показал ему свой сундучок и сводил в «часовню», которую устроил для воробья, задушенного им, чтобы тот стал святым и из его тела получились мощи. Алеша был потрясен и в порыве буйства выбросил все из пещеры и завалил ее, но Саша пригрозил колдовством, которое и началось с утра: во всех сапогах оказались иголки. Алеша уколол палец, и ему стал мерещиться мертвый воробей.
Мальчик решил бежать, но опрокинул судок с горячими щами себе на руки и попал в больницу. Ему было плохо, руки жгло и рвало; хотел написать письмо бабушке, сбежать, но его успокоил знакомый солдат. Он сообщил бабушке, и та утром забрала Алешу домой.
У дедушки жизнь стала хуже – он разорился. Бабушка замаливала грехи, разнося вместе с Алешей «тихую милостыню» ночью, когда никто не видел.
На улице печальные вести: Вяхирь умер, Хаби ушел в город, а у Язя отнялись ноги. Кострома рассказал, что появились новые соседи, у которых дочь хромая, но очень красивая, из-за нее они с Чуркой дерутся.
Алеша познакомился с ней, пытаясь забинтованными руками подать ей костыли. Потом они подружились, вместе читали, Алеша даже помогал ей по дому. Бабушка эту дружбу поощряла.
Кострома рассказал про охотника Калинина, которого не зарыли после смерти, а оставили в черном гробу, и теперь он якобы каждую ночь встает из гроба. Сын лавочницы предложил за двугривенный сидеть на гробу до утра. Чурка вызвался, но испугался, а Алеша согласился. Бабушка сказала читать молитвы. Мальчику даже удалось уснуть. В итоге он стал «героем» улицы.
Дед собрался в лес за дровами, а бабушка за травами. Алеша помогал деду, но сбежал к бабушке и наблюдал, как она точно хозяйка ходит по лесу, всё видит и всех хвалит.
Они стали ходить в лес каждый день. Однажды Алеша упал в пустую медвежью берлогу и распорол бок, но бабушка его вылечила. В другой раз он увидел собаку, которая оказалась волком. А как-то раз охотник случайно всадил в мальчика дробь. Бабушке нравилось, что он терпит боль.
Осенью дед отправил его к Матрене, бабушкиной сестре, чтобы Алеша стал чертежником.
Алеша когда-то был здесь с матерью. Матрена была криклива. Ее сыновья совсем разные. Старший женат. Женщины в семье ругались, их заботили только еда и сон. Хозяева считали себя лучшими в городе и всех обсуждали, что раздражало Алешу. Спасением для него стала работа, но чертежному искусству учиться было некогда. Бабушка же очень надеялась, что ему заплатят за работу.
По выходным ходили в церковь, Алеша боялся исповеди, но признался во всех грехах. Отец Доримедонт все простил, не придав значения тяжести содеянного. Алеша ушел, чувствуя себя обманутым, а деньги на причастие потом проиграл. При этом он всем сердцем полюбил богородицу по рассказам бабушки, и когда привезли в дом икону Владимирской богоматери, поцеловал ее в губы и долго ждал наказания свыше.
Ночью Алеше не спалось: его волновала красота ночи. Он смотрел на баржу с арестантами, которая плыла на буксире следом, вспоминал, как ехал из Астрахани с матерью и бабушкой. Пароход шел медленно, все пассажиры казались одинаковыми. Они все время ели и пачкали много посуды: приходилось мыть весь день.
Слушатели часто ссорились, но боялись Смурого: он не пьянел, обладал нечеловеческой силой, с ним часто беседовала жена капитана. Она дала ему томик Гоголя, и повару понравилась повесть «Тарас Бульба»: он даже плакал.
Буфетной прислуге не нравилось, что Алеша читает, а не работает. Однажды пьяные Сергей и Максим потащили мальчика «жениться» к подвыпившей женщине. Смурый отнял Алешу и с горечью сказал, что он пропадет в этом «свином стаде».
Вскоре Максим ушел с парохода, а на его место взяли вятского солдатика. Его послали резать кур, он распустил их по палубе, после чего расплакался. Пассажиры над ним издевались: привязали сзади ложку и дико хохотали. Алеша мучительно размышлял, почему люди жестокие.
Однажды что-то лопнуло в машине. Это вызвало панику среди пассажиров. Трижды за лето видел Алеша такое, и каждый раз паника была вызвана не опасностью, а страхом перед ней. В третий раз поймали двух воров и забили до бесчувствия.
Все это мучило мальчика, и он стал спрашивать у Смурного. Тот посоветовал читать книги: в них люди поступали правильно. Алеша убеждался, что повар хорошо разбирался и в книгах. Смурый считал, что Алеше надо учиться. Вскоре мальчика рассчитали за то, что позволял Сергею таскать посуду и продавать пассажирам. На прощанье Смурый подарил бисерный кисет.
Алексей решил заняться ловлей птиц. Это стало прибыльным делом, но больше нравилось чувство свободы. Охотничья страсть и желание заработать денег побеждали жалость к птицам.
Дед считал: надо выбиваться в люди. Алеше казалось, что лучше всего живут казаки и солдаты. Он бегал с солдатами на учения, они угощали его махоркой, но однажды подсунули сигарету, которая обожгла лицо и руки. Это очень обидело мальчика. Но позже он испытал нечто более поразительное.
Когда выпал снег, Алешу вновь отправили к Матрене. У хозяев скука стала гуще. Он жил в тумане отупляющей тоски и, чтобы побороть ее, больше работал. Теперь он ходил на ключ полоскать белье вместе с прачками. Они осмеивали его, но потом привыкли.
Они хорошо знали жизнь города, и было интересно слушать их рассказы. Алексей часто слышал хвастливые и лживые рассказы мужчин о победах над женщинами. А женщины говорили о мужчинах насмешливо, но без хвастовства.
В свободное время он колол дрова в сарае, куда приходили денщики. Алеша писал им письма в деревни, записки возлюбленным. Они поведали историю о жене закройщика. Она читала книги и два раза в неделю выходила в библиотеку. А офицеры затеяли с ней злую игру: писали ей записки о любви. Она отвечала им, просила оставить в покое, а они читали ее ответы и смеялись.
Алеша все ей рассказал, она дала ему серебряную монету, но он не взял. Потом долго вспоминал светлую комнату и женщину в голубом платье. Он пришел, чтобы попросить книгу и увлекся чтением. Хозяева же заметили, что много свечей теперь жжется, а потом и книгу обнаружили. Пришлось соврать, что это книга священника.
Боясь испортить дорогие книги, стал брать их у лавочника по копейке за прочтение. Если хозяйка их находила, то рвала в клочья. Алеша оказался должен лавочнику и хотел украсть деньги из кармана Виктора, но не смог. Рассказал ему про долг, и Виктор дал полтинник, но попросил не брать в лавке книги, лучше с нового года выписать хорошую газету.
Вечерами Алеша стал читать хозяевам «Московский листок». Ему не нравилось читать вслух, но слушали с благоговением. Потом предложил читать толстые журналы, давно лежавшие в спальне. Чувствовал, как расширяется представление об окружающем мире. Во время Великого поста запретили читать, и Алеша стал вялым, ленивым, ведь не было стимула быстрей закончить работу.
Один раз ребенок вытащил кран из самовара, вся вода вытекла, и самовар распаялся. Попало за это Алексею: старуха избила его пучком сосновой лучины. Было не больно, но осталось множество заноз. У доктора жаловаться не стал, за что все в семье были благодарны и разрешили брать книги у закройщицы. Так ему удалось прочитать хорошие французские романы, но там было много о любви. О закройщице во дворе говорили все хуже, и весной она уехала.
В доме поселилась молодая женщина с дочерью и старухой-матерью. Дама была красива, и Алеша невольно сравнивал ее с героинями исторических романов. Ее постоянно окружали мужчины.
Алеша подружился с дочкой: она засыпала на руках, когда он рассказывал сказку. Мать девочки хотела что-нибудь подарить, но отказался. Тогда она стала давать ему книги. Познакомила со сказками и поэмами Пушкина, стихами русских поэтов, и Алеша понял, что поэзия богаче прозы в выражении чувств.
Свои чувства к молодой даме он выразить не мог. Мальчик называл ее про себя Королева Марго. Она жила в облаке вражды к ней, но Алеша был уверен, что те пошлости, которые говорят о любви, ее не касаются. Однажды застал ее с мужчиной и несколько дней чувствовал себя потерянным. Спасли книги.
Перед Троицей вспухли веки, и все испугались, что Алеша ослепнет. Веки прорезали изнутри, он лежал с повязкой и думал, как страшно потерять зрение. Потом его зря обвинили в краже денег у солдата, и ему так и не пришлось больше увидеться с Королевой Марго.
Снова посудник на пароходе «Пермь» с заработком 7 рублей в месяц. На этот раз повар по прозвищу Медвежонок – щеголь, маленький, полненький. Самый интересный человек на пароходе – кочегар Яков Шумов. Постоянно играл в карты, по вечерам рассказывал про себя байки. Алешу он удивлял своим обжорством. При этом всегда спокоен, даже если его ругал капитан.
Деньги забавляли Якова, но он был не жаден. Научил Алешу играть в карты. Алексей оказался так горяч, что проиграл пять рублей, поддевку и новые сапоги. Яков сказал сердито, что ему играть нельзя, все вернул, а себе взял рубль за науку.
Отталкивало в Якове равнодушие к людям. Другие считали его безобидным, а Алеше он казался запертым сундуком. Яков даже свои байки передавал без всяких чувств. А Алеша коротко рассказывал ему все, что прочитал в книгах, сложив в бесконечную историю. Осенью кочегар ушел в Перми с каким-то незнакомым человеком, так и оставшись для героя загадкой.
Часто иконы и старинные книги покупали у стариков за бесценок. Алеше было жалко их, ведь потом их продавали богатым старообрядцам в десятки раз дороже. Оценивал стоимость начетчик Петр Васильевич. Он крестился, вызывая уважение у верующих, но с приказчиком говорил на особом языке, чтобы не поняли обмана.
Этот жилистый старик чем-то напоминал Якова Шумова. Он обманывал людей, но тепло относился к Богу. Были и другие начетчики, они даже дрались друг с другом из-за выгоды. В итоге Алеша понял правду жизни: от жизни не убежишь.
В иконописной мастерской за работой пели тягучие песни. Создание росписи на иконе делилось на этапы: можно было увидеть икону без лица или рук, что было неприятно.
Росписью занимались разные люди, но все подчинялись Ларионычу. Кому-то для творчества нужны были песни. А Жихарев, лучший личник, после того, как заканчивал икону, уходил в запой: приносил в мастерскую закуски, пиво и вино. А после застолья начиналась пляска – русская, удалая. Донской казак Капендюхин напоминал своей пляской Цыганка.
В мастерской все были неграмотными, и Алеша читал каждый вечер вслух. Порой его изумляла разница между книгой и жизнью. В книгах не было таких людей, какие его окружали в последнее время. Книги было трудно доставать – Алеша выпрашивал их всюду как милостыню.
Подружился с Павлом Одинцовым, и они вместе старались развлечь мастеровых – разыгрывали спектакли, смешили. Еще одним развлечением были кулачные бои. Капендюхин не мог одолеть мордвина – положил свинец в перчатки. Ситанов не дозволил убийства и вступил в схватку сам. Одолел не силой, а ловкостью.
Люди много говорили о Боге, но когда Алеша с Павлом вымыли в бане умирающего Давидова, их обсмеяли: все равно скоро помрет.
В день именин Алеше подарили икону с образом Алексия. Но уже сразу настроение было испорчено очередной стычкой с приказчиком. Он постоянно издевался над мальчиком, давал ему грязную работу, подкидывал серебряные деньги, чтобы поймать на воровстве, и унижал в глазах остальных. О малейшей провинности докладывал хозяину.
Поддержки от деда не было, бабушка все время работала, а при редких встречах убеждала терпеть. Но Алеше не давалось терпение, он с ужасом думал, что так и будет барахтаться в какой-то грязной каше.
Он решил уехать в Астрахань и оттуда сбежать в Персию. Встретил бывшего хозяина Василия, племянника бабушки. Тот позвал к себе. В мастерской весть об уходе восприняли с грустью, особенно Павел. А хозяйка спьяну заявила, что если бы он не ушел – его бы выгнали.
Торговые ряды все время затапливало, и каждый год строили новые лавки. Алеша возил на лодке хозяина, в свободное время много читал. Хозяин рассказывал о первой любви очень печально, без хвастовства. А Алеша, влюбившись в барышню Птицыну, хотел покатать на доске по пруду, но доска перевернулась, и зеленая тина пруда уничтожила красоту барышни.
Хозяину стал помогать отчим Максимов. Он был болен, но много ел, и хозяев это раздражало, ведь он обречен. С Алешей разговаривал на «вы». Не верил в Бога и перед смертью не разрешил привести священника. Посоветовал Алеше учиться в школе. В больнице у кровати отчима увидел плачущую девушку, но на похороны не пришел и больше ее не видел.
Каждый день Алеша работал на Ярмарке, где встречался с интересными людьми. Больше всех нравился штукатур Шишлин, даже просился к нему в артель. Пока же в обязанности Алеши входило следить, чтобы люди не воровали материалы со стройки. Его смущало, что он еще мал, но Осип поддержал.
Денег платили мало, и Алеша жил впроголодь. Работники его подкармливали. Иногда оставался ночевать прямо на стройке, и они с рабочими вели разговоры. Ефимушка говорил в основном о женщинах, Григорий – о Боге. Алеша прочитал мужикам «Плотничью артель», многих задели описанные события, и они обсуждали всю ночь.
XVIII.
Теперь Осип больше всех занимал воображение Алеши. Он казался умнее многих людей и подкупал твердостью характера. Еще выделялся Фома. Он умел заставить работать других, а сам работал без охоты. Когда-то собирался в монахи, потом хотел удачно жениться, но ушел в трактир половым. Бывшие товарищи его презирали, а через 4 года он был арестован за кражу со взломом.
Еще воображение Алеши поразила история каменщика Ардальона. Он любил свою работу, но вдруг пропал. Оказалось, загулял, спился, а потом переселился на Миллионную улицу, к нищим. Однажды Алеша встретил там знакомую прачку Наталью, тоже спившуюся и «гулящую». Алеша узнал, что Ардальон со своим приятелем избили женщину, и больше сюда не приходил.
Иногда встречал Павла, узнавал о жизни в мастерской и понял, что пути назад нет.
Три года Алеша прожил «десятником», наблюдая, как рабочие осенью ломают пустые лавки, а весной строят заново. Это казалось глупым, как и вся жизнь. В 15 лет герой чувствовал себя пожилым человеком. Все люди на земле казались чужими, кроме бабушки и Королевы Марго.
Встретил дядю Якова, который давно разорился, чуть не попал в тюрьму, а теперь жил на средства сына и призывал веселиться. Алеша понял, что нужно что-то делать с собой, пока не пропал, и осенью уехал в Казань, чтобы пристроиться учиться.
Краткое содержание Горький В людях
Повесть знакомит нас с историей мальчика, который стремиться выйти в люди.
С первых страниц произведения происходит знакомство с Алексеем, который работает помощником в магазине, где продают обувь. Помог ему туда устроиться дедушка, который стал опекуном для мальчугана после смерти его родителей.
Алеша кроме работы в лавке, трудился по дому, он выполнял все обязанности. Поднимался он ежедневно практически с рассветом, вместе с поварихой, которую недолюбливал его брат Александр, и сразу же начинал чистить одежду хозяина.
Вскоре женщина умерла, и Саша стал командовать над мальчиком. Порой он пугал его и грозился побить его. Друзей у Алеши не было, и играть ему было не с кем. Но как бы братья не ссорились друг с другом, они всегда играли вместе.
Алеше вся эта жизнь надоела, и он надумал бежать, однако, вечером, когда он разогревал рыбный суп, то перевернул себе на руку чугунок. Получив сильный ожог, он попадает в больницу.
В лазарете ему было скучно и страшно. Сильно болели руки, и мальчик хотел убежать, но на следующий день пришла бабушка и забрала внука. По дороге домой она помянула свою дочь Варвару, и поздравляла знакомых с Вербным воскресением.
Когда наступили холода, то дедушка вновь заставил его ехать в город на работу. Мальчику же хотелось остаться с бабушкой и с девочкой, которая ему очень нравилась.
Новый хозяин был не лучше первого, но мальчику пришлось выполнять все поручения, которые ему давали. Он старался осваивать чертежное мастерство, так как не мог огорчить бабушку. Хоть они и находились в родстве с бабушкой, все равно гулять его не пускали, а по воскресениям и в праздники ходили в храм.
Когда закончилась зима, Алеша сбежал, он скитался на пристани, смотрел, как работают крючники. Наконец его заметили мужчины, которые посоветовали ему идти на судно «Добрый» мыть посуду, и наконец, его взяли работать на корабле. Пока он трудился, то узнал, что люди бывают подлые, грубые и жестокие. Он был разочарован в том, что оказывается, в литературе, которую он читал, персонажи представлялись храбрыми, умными и мужественными. В действительности все оказалось наоборот.
Работа здесь мальчику не принесла много денег и радости, поэтому он стал ловить птиц. Но, в зимнее время, этот бизнес совсем не шел, и опять Алеше пришлось идти на поклон к бабушкиной сестре. Вскоре он завел знакомство с супругой портного, которую в доме считали полоумной, и ничего не умела делать по хозяйству. Она давала мальчику книги. Он читал их с огромным удовольствием, но родственники не разрешали тратить его время на чтение, и считали, что в них пишут про недопустимые для его возраста истории. Алеша, же, все больше узнавал из зарубежной литературы о людях в других странах и сделал для себя вывод, что всех умных и доброжелательных персонажей ожидают одни несчастья и преследования.
После отъезда этих постояльцев, приехали другие жильцы. Это была красивая дама с девочкой. Именно она привила ему любовь к произведениям русских поэтов. По выходным он приходил к ней и рассказывал ей о прочитанных книгах. Потом наш герой встретите через много лет будучи, имея супруга-жандарма.
Недолго Алеша пробыл у хозяев, его снова манила свободная жизнь, и он попал опять на теплоход. Там он познакомился с кочегаром, который научил его играть в карты.
Вскоре Алексей устроился работать «десятником», он очень старался заработать обещанные пять рублей, но рабочие пытались обмануть его и когда приходили ремонтировать что-нибудь, то утаскивали, то ручку от двери или разные мелкие вещи. И вообще у нового хозяина было много лишних вещиц, которые мешали и загромождали комнаты. Алеше все это строительство казалось глупым, так как каждый год начиналось половодье, и все вокруг затапливало. Жизнь вокруг казалось такой скучной и грязной. Ничего хорошего он и не видел. Там, где он трудился, его окружали порочные люди, у которых не было чистой любви к близким и окружающим. Только бабушка и женщина, которую он прозвал Королева Марго, были для него душевными и близкими.
Совсем недавно ему исполнилось пятнадцать лет, а он чувствовал себя человеком, прожившим целую жизнь. Тогда Алексей принимает решение поступить учиться в Казанский университет.
Повесть учит нас, как можно, пройдя тяжелый путь разочарований и тягостных испытаний, не потерять веру в людей и стремиться к лучшему.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Горький. Все произведения
В людях. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Мало найдется мальчишек и девчонок, которые в свое время не засматривались и не зачитывались произведениями Ф. Купера про индейцев. В этих произведениях рассказывается о жизни необычного народа
Главный герой – молодой человек, который рассказывает о своей жизни. Над ним с самого детства смеялись потому, что считали его странным и не таким, как все.
В книге рассказывается о существовании лисы-оборотня, которая жила в начале 21 столетия в Москве. Лису звали А Хули. Ей недавно исполнилось 2000 лет. Она занималась самообразованием
Произведение философа посвящено рассмотрению характерных черт высокоразвитых европейских стран конца двадцатого века, сложившихся в общество потребления.
«В людях» — краткое содержание повести Максима Горького
Произведение Максима Горького «В людях» было написано в 1914 году. Это вторая часть его автобиографической трилогии. В центре сюжета подросток, столкнувшийся с трудностями самостоятельной жизни и вынужденный ютиться у незнакомых ему людей, зарабатывая на жизнь всеми доступными способами. Краткое содержание «В людях» М. Горького поможет понять идею повести, провести анализ сюжета, познакомиться с характеристиками главных и второстепенных персонажей.
Основные персонажи
В своей истории автор определяет несколько основных персонажей, а также главного героя, Алексея Пешкова. Это мальчик подросткового возраста, который стремится учиться, отличается добротой и честностью, но ввиду тяжелых жизненных обстоятельств вынужден зарабатывать себе на жизнь всеми доступными способами.
Несмотря на наличие центрового персонажа, повесть косвенно затрагивает жизни других людей. Также героями произведения выступают:
Сюжет произведения
Произведение «В людях» повествует о судьбе подростка, семья которого обеднела. Мальчик остается на воспитание бабушки, которая направляет его на обучение к дальним родственникам, не отличающихся добротой и чистосердечностью.
Главный герой недолго терпел невежественное отношение со стороны родственников. Он попытался освоить множество видов работ:
После нескольких неудач с работой, получив наставление бабушки, которая любила его всем сердцем, Алексей уехал из Нижнего Новгорода и отправился исследовать просторы страны, побывав в Перми и многих других городах.
Краткое содержание
История подростка Алеши Пешкова начинается с его неинтересной и однообразной работы помощником в магазине обуви. Мальчику помогал его бабушка, которая после смерти родителей, была признана опекуном. Алексей был трудолюбивым подростком, который, помимо работы в магазине, был полностью занят домашними делами: чистил одежду, помогал повару.
Спустя некоторое время бабушка Алеши умирает, и мальчик остается со своим старшим братом Александром и сварливой сестрой бабушки Матреной. Она командовала подростком, пугала его и угрожала. Играть Алексею было не с кем, поэтому единственным «другом», несмотря на плохое отношение, был только его брат Сашка.
Долгое время Алеше приходилось работать в городе, чтобы быть полезным для своей семьи. Однако не всегда достойное обращение и грубость вынудили его сбежать, и если в один день мальчик не обжег руку о чугун и не попал в больницу, то ему бы это удалось.
После неудачного завершения работы на пароходе из-за вороватого официанта Алексею ничего не оставалось, как вернуться к сестре бабушки. Там он знакомится с женой одного портного, которая хоть и кажется всеми сумасшедшей, но дает мальчику много интересных книг. Алеша погружается в различные истории, изучает зарубежную литературу, однако родственники не поддерживают это увлечение, ведь произведения кажутся им не подходящими для возраста Пешкова.
Вскоре Алексей устает от такой жизни с родственниками, которым он не нужен, и он снова сбегает и попадает на корабль, где учится играть в карты. После этого мальчику подворачивается удача, и он получает работу в иконописной мастерской. Там он находит особое место среди мастеровых — рассказывает им о своей жизни на пароходе, бывших приключениях и истории из книг. Большой интерес неграмотные работники проявили к рассказу о Демоне, герое поэмы Лермонтов. Мальчик стал в мастерской кем-то вроде рассказчика и чтеца, который развлекал людей, работавших в скуке.
Но там же он снова сталкивается с меркантильной и подлой человеческой натурой. Хозяин забирал серебряные вещи, книги и кресты даром у старых женщин и мужчин, которые приносили ему их. Это был обман с целью наживы.
Алексей еще долго пытается найти свое место, меняет работу, старается заработать денег, но в итоге только натыкается на обман. Однако это не лишает его веры в себя и даже в людей, поэтому в итоге он решает поступать в Казанский университет. Образ Алексея Пешкова в этой истории учит читателя, что каким бы ни был путь, не следует терять веру в людей, а нужно только стремиться к лучшему.
Краткий пересказ повести дает представление о ее героях и сюжете. Однако для более подробного исследования представленной темы следует читать полный текст, который доступен онлайн. В произведении двадцать глав. Повествование ведется от первого лица, представляя своего рода дневник главного героя, что упрощает читательское восприятие и позволяет полностью окунуться в атмосферу произведения.