Горловое пение что это такое

Как самостоятельно научиться горловому пению

Горловое пение – разновидность расщепления голоса. Голос певца расщепляется на основной звук низкой частоты и обертон, т.е. высокий голос. Оно включает звукоподражание. С помощью голоса исполнитель может передать шум воды, рычание животного, свист птицы и т.д. Техника горлового пения характерна для народов Дальнего востока. Ее использование можно услышать у тибетцев, бурятов и др. Эта техника характерна для народных исполнителей, но нередко ее используют и на эстраде, например, фолк-рок музыканты. Научиться этой технике можно на уроках вокала для взрослых.

Физиология горлового пения

Исполнитель набирает в легкие большое количество воздуха и пропускает его через дыхательное горло и горловинку, получая чистый и ясный звук. Горловик образует свистковый призвук, необходимый для этой техники. Вход в гортань должен быть сужен. Он, как и горловик, участвует в образовании свиста, добавляющегося к основному низкочастотному звуку. Помимо горловика и входа в гортань, исполнитель задействует ротовые полости. Они выступают в роли резонатора. Губы и язык напряжены.

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое

Приступая к исполнению, вокалист расслабляет нижнюю челюсть. Он начинает ровно и глубоко дышать, прислушиваясь к себе и входя таким образом в медитативное состояние. Расслабив мышцы нижней челюсти, певец выдыхает воздух, делая это с шумом – звуком, который необходимо пропеть. Это могут быть гласные и согласные звуки, требующие большего напряжения, или мычание, подразумевающееся как отдых. Исполнитель сам выбирает необходимую для него высоту и громкость звука, ориентируясь на свои ощущения и мастерство.

Упражнения для самостоятельного обучения

Техника горлового пения является одной из самых сложных техник расщепления голоса. Изучать ее лучше сразу с педагогом по вокалу для взрослых, чтобы избежать ошибок и травм. Начать можно с хоомея – базовой разновидности. Человек, решивший освоить горловое пение, начинает обучение с упражнений для голоса, цель которых – разогреть речевой аппарат и подготовить его к исполнению. Одним из лучших упражнений является протяжное пропевание гласных звуков. Певец выбирает любой гласный звук, например, «а», и поет: «ааа». Во время упражнения он концентрируется на голосе и мысленно направляет его в точку, находящуюся на значительном расстоянии.

После этого можно переходить непосредственно к исполнению. Для этого певец расслабляет нижнюю челюсть. Его рот приоткрыт, внимание сосредоточено на корне языка. Он ищет определенный угол, под которым должен быть открыт рот, и для этого поет гласные звуки, как делал это во время упражнения для разогрева речевого аппарата. Когда угол найден, певец чувствует, что его горло не передавлено и звук выходит объемный и не зажатый.

Педагоги разделяют мужское и женское горловое пение и считают, что мужчины могут использовать эту технику без ограничений, а женщины – только определенные стили (например, хоомей), т.к. из-за вибрации органов речевого аппарата могут возникнуть проблемы с гормональным фоном.

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое

Виды горлового пения

Виды исполнения различаются в зависимости от места их появления и функционирования – Сибирь, Монголия, Канада, Африка. Особенно интересны каргыраа, хоомей, сыгыт, борбаннадыр и эзенгилээр.

Где возникло и как применяется

Эта техника расщепления голоса возникла на Дальнем востоке и в Сибири. Изначально она представляла собой искусство шаманов и тибетских монахов. Тибетское горловое пение применялось для исполнения буддистских молитв, шаманское – для связи с духами природы. Также оно использовалось различными народами, населяющими дальневосточные и сибирские земли и входило в их культурное наследие. Горловое пение тибетских монахов можно услышать и сейчас, отправившись в буддистский монастырь в Тибете. Особого внимания заслуживают алтайское горловое пение и якутское горловое пение, которые отличаются национальным колоритом. Монгольское горловое пение напоминает бурятское горловое пение, но включает в себя специфические звукоподражания, нацеленные передать природу степей Монголии.

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое

На сегодняшний день эта техника используется не только в национальной традиции, но и в эстрадном вокале. На уроках эстрадного вокала начинающих певец может столкнуться с приемами из горлового пения. Технику можно услышать в композициях фолк-рок коллективов, у отечественной фолк-рок группы Мельница. Также она используется в хип-хопе. Наложенная на бит, она создает интересный и своеобразный эффект, который можно услышать в треках Ethnic Zorigoo. Некоторые исполнители, в том числе Тюргэн Кам, сочетают ее со звуками электрогитары. Это сочетание исполнения, пришедшего из глубины веков, и современной традиции весьма актуально и отсылает к истокам. Интересно, что к такому исполнению обращаются музыканты, имеющие якутские, тувинские и др. корни народов Дальнего востока и Сибири.

Источник

Горловое пение: уникальное расщепление голоса – сокровища народной культуры

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такоеГорловое пение, или «двухголосное соло», преимущественными обладателями которого являются народы Саяно-Алтайского региона, Башкирии и Тибета пробуждает в человеке множество смешанных эмоций. Одновременно хочется грустить и радоваться, думать и медитировать.

Уникальностью данного вида искусства является специфическое гортанное пение, при котором у исполнителя четко слышно два музыкальных голоса. Один тянется бурдоном, другой (мелодия) совершает звуковые амплитуды.

Взгляд на истоки

Древних мастеров-исполнителей на творчество всегда вдохновляла природа. Ценилось умение не только подражать ей, но и проникать в сущность. Существует предание, которое гласит, что в очень давние времена горловое пение было распространено именно среди женщин, а не среди мужчин. Спустя столетия, всё перевернулось наоборот, и сегодня такое пение стало сугубо мужским.

По поводу его возникновения есть две версии. Первая настаивает, что в основе лежит далмаистская религия. Только вот монгольские, тувинские и тибетские ламы гортанным звуком пели гармоническое многоголосие по партиям, то есть не расщепляли свой голос! Вторая, наиболее правдоподобная, доказывает, что горловое пение родилось в форме текстов песен, лирических и любовных по содержанию.

Стили «двухголосного соло»

По звуковым качествам различают пять видов этого дара природы.

Исцели себя сам

О музыкотерапии и о влиянии музыки на организм человека известно многим. Занятия горловым пением благоприятно влияют на здоровье и душевное состояние человека. Впрочем, как и слушание его. Ведь не зря такая музыка была инструментом медитации, с помощью которой приобщались к языку природы. Это качество также использовали шаманы в своих обрядах. Издавая гармонизирующие звуковые вибрации, они как можно ближе придвигались к «здоровой» частоте больного органа и излечивали человека.

Популярность горлового пения сегодня

С давних времён этот вид вокального искусства сопровождал праздники, обряды, отображался в героических сказаниях и сказках, которые бережно хранились и передавались от поколения к поколению на протяжении столетий.

Теперь столь необыкновенное явление, как горловое пение, достойно окутывает собой крупные и малые залы России, стран СНГ, будоражит просторы Канады и зрелищные площадки Америки, удивляет европейцев и завораживает азиатов. Мастера-исполнители достойно пропагандируют своё творчество, создавая музыкальные коллективы, и обучают молодёжь древнему ремеслу.

Послушать горловое пение:

Источник

Древнее искусство горлового пения.

Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь.

Горловое (гортанное) двухголосное пение – это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Большинство исследователей вопроса происхождения горлового пения сходятся на том, что оно является реликтом древних эпох, когда происходило формирование человеческой речи по схеме: хрип и свист – голосо-свист – речь. Анатомическое строение гортани первобытного человека отличалось от современного.

Горловое пение представляет собой особый тип пения, при котором исполнитель извлекает два звука одновременно: сверхнизкий (бас) и сверхвысокий (свист). Бас (бурдон) является опорным, и его высота, как правило, постоянна; свист образует мелодию, высота которой изменяется по желанию певца. Между бурдоном и обертоном выявляется промежуточный сонорный фон (третий голос). Низкий тон может колебаться в пределах от 60 до 220 Гц, а высокий – от 2000 до 4000 Гц, в зависимости от стиля горлового пения. В звукообразовании опорного голоса участвуют голосовые связки, а свист обуславливается смыканием ложных голосовых складок у входа в гортань.

В древности горловое пение было распространено повсеместно, и поэтому его нельзя рассматривать как принадлежность той или иной этнической группы. На сегодняшний день горловым пением в совершенстве обладают тувинцы и монголы, но его применение можно встретить и у других народов – алтайцев, хакасов, бурятов, башкиров, калмыков, якутов, тибетцев (Китая и Индии), чукчей, коряков, ительменов и др. Остаточные явления бытовавшего когда-то сакрального свиста сохранились у саами, финнов, славян, прибалтов, индийцев, а так же у некоторых народов Южной и Северной Африки.

Источник

Горловое пение

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое

Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).

Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.

Наиболее известным является тувинское горловое пение, использующее технический приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Туве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое

Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (тувинцы, алтайцы, башкиры, хакасы, саха (якуты), казахи, киргизы) и монгольских (монголы, буряты, калмыки) народов. У алтайцев и хакасов распространён стиль кай, хай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу. А у Саха оно имеет название «хабарҕа ырыата», что в переводе означает «горловое пение». По звучанию и технике исполнения этот древний якутский стиль идентичен с тувинским стилем «каргыраа».

У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.

Известно также горловое пение южноафриканского народа ко́са и канадских инуитов.

Из европейских народов техника горлового пения есть в культуре ирландцев.

Содержание

Виды горлового пения

Певцы горлового пения

Литература

Ссылки

Горловое пение что это такое. Смотреть фото Горловое пение что это такое. Смотреть картинку Горловое пение что это такое. Картинка про Горловое пение что это такое. Фото Горловое пение что это такое Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Полезное

Смотреть что такое «Горловое пение» в других словарях:

Пение — Патти Смит поёт в микрофон. Пение … Википедия

Кай (пение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кай. Кай горловое пение, распространённое среди коренных жителей Алтая (в частности, народа теленгитов). Существуют различные разновидности техник пения начиная от вибрирующего и рычащего и… … Википедия

Узляу — (башк. өзләү, тамаҡ ҡурай, вост. башк. һоҙҙау, ҡайҙау) горловое пение у башкир, национальный стиль, родственный горловому пению других тюркских и монгольских народов. Единственная традиция горлового пения среди тюрков, исповедующих ислам. Другие… … Википедия

Хоомей — Хоомей общеупотребительное название тувинского горлового пения (тув. Хөөмей). Хоомей один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. Для наименования именно тувинской техники звукоизвлечения используется научный… … Википедия

Aldyn Dashka — Студийный альбом Ят ха Дата выпуска 2001 Записан 2000 Жанр фолк рок … Википедия

Народная музыка — музыкальный фольклор (англ. Folk music, нем. Volksmusik, Volkskunst, франц. Folklore musical) вок. (преим. песенное, т. е. муз. поэтическое), инстр., вок. инстр. и муз. танц. творчество народа (от первобытных охотников, рыболовов,… … Музыкальная энциклопедия

Duo Zikr — Эта статья о вокальном дуэте; другие значения: Зикр (значения). Duo Zikr (Дуо Зикр) Жанры вокальная импровизация, этническая музыка, зикр, горловое пение, мантры Годы … Википедия

Токэ-Ча — Основная информация … Википедия

Группа Токэ-Ча — Токэ Ча Токэ Ча Годы с 2001 по наши дни Страны … Википедия

Источник

Горловое пение — музыка вибраций души

Происхождение горлового пения

Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение — это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.

Тувинское горловое пение

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение — хоомей — заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей — каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей — думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы — причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

Легенды и сказания, связанные с горловым пением

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение — хрипеть, издавать хриплые звуки; бурлить (при кипении, например, каши).

Также существует тувинское предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей, и они назвали это пение «хоомей».

В сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Монгольское горловое пение

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства монголов, тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *