Городской романс это что

Городской романс

Городской романс это жанровая разновидность русского романса, формирующаяся во второй половине 19 века на основе традиций русской народной песни, канта 18 века и так называемой «российской песни» — произведений для голоса в сопровождении, главным образом, фортепиано, написанных на русские поэтические тексты, обычно лирического содержания. Впервые термин «романс» начал использоваться в России в конце 18 века и обозначал музыкальное, поэтическое произведение для голоса в сопровождении фортепиано, реже арфы или гитары, причем оба термина «песня» и «романс» существовали параллельно, часто подменяя друг друга. Во второй четверти 19 века наметилась тенденция к разветвлению жанра романса на две ветви: «классический» («профессиональный») и «городской» («любительский»). Городской романс создавался любителями музыки на тексты народных песен, на собственные стихи или стихи малоизвестных авторов, реже — значительных поэтов и предназначался для домашнего и публичного исполнения. Присущие городскому романсу обнаженность лирической темы, простота и доступность ее выражения, открытость чувств, доверительность интонации, незатейливость и напевность мелодии, близкой к народно-песенной и потому легко запоминающейся, обусловили его популярность у неподготовленной в музыкальном отношении аудитории. Создателями городских романсов второй половины 19 — начала 20 века были композиторы А.А.Алябьев, А.Е.Варламов А.Л.Гурилев, П.П.Булахов, A.И.Дюбюк, С.Л.Донауров. Среди наиболее популярных произведений этого жанра, бытовавших в те годы в России, — «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит…», 1853) Я.И.Полонского, «О, говори хоть ты со мной…»(1857) А.А.Григорьева, «Под душистою ветвью сирени…»(1857) В.В.Крестовского, «Дышала ночь восторгом сладострастья…» (1900) В.Мазуркевича, «Гори, гори, моя звезда…»(1930-е) В.П.Чуевского, «О, если б мог выразить в звуке…» (1920-е) Г.А.Лишина, «Только вечер затеплится синий…»(1916) А.Н.Будшцева.

В начале 20 века складывается разновидность городского романса — «жестокий романс», получивший свое название за ярко выраженный мелодраматизм и вобравший в себя интонации как русской народной песни, так и песни цыганской, с присущими ей динамичными ритмами и особенностями ладово-гармонической музыкальной структуры («Пара гнедых», 1870е, А.Н.Апухтина, «Дремлют плакучие ивы…», 1830е, А.Тимофеева). Традиция «самостоятельного распевания» поэтических текстов, захватившая второю половину 19 и начало 20 века, вызвала к жизни плеяду популярных исполнителей русского городского романса (Ю.Морфесси, B.Зорин, Саша Давыдов, Варя Панина, А.Д.Вяльцева, Н.В.Плевицкая). Их песенноромансовый стиль, отличающийся теплотой, задушевностью, эмоциональной наполненностью, продолжили впоследствии П.Лещенко, В.Козин, И.Юрьева, Т.Церетели, Н.Брегвадзе, М.Шишков, В.Агафонов. В жанре городской романс, сочинял свои произведения А.Н.Вертинский, оригинальная исполнительская манера которого (декламационный стиль пения) оказала существенное влияние на развитие русского романса второй половины 20 века и песенного творчества поэтов, писавших свои стихи для исполнения под гитару (Б.Окуджава). Во второй половине 20 века городской романс во многом приобретает черты романса «салонного», исполняющегося «для себя», «для близкого круга».

Источник

Городской романс

Городско́й рома́нс (бытовой) — разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор и характерные для него шаблонные каденции и секвенции, включая «золотую секвенцию».

История жанра

Истоки городского романса находятся в «высоком» русском романсе и в городском фольклоре второй половины XIX века, в том числе так называемом жестоком романсе. Более поздние формы городского романса испытали влияние цыганского романса, оперетты и клезмера.

Городской романс послужил почвой для развития блатной песни, его традиции также творчески развиваются в авторской песне. В XXI веке термин «городской романс» стал употребляться как эвфемизм для обозначения русского шансона.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Городской романс» в других словарях:

ГОРОДСКОЙ РОМАНС — ГОРОДСКОЙ РОМАНС, СССР, Одесская киностудия, 1970, ч/б, 10 ч., 2744 м., ш/э, 100 мин. Мелодрама, городской романс. Молодой врач Женя знакомится со студенткой педучилища Машей. Спустя некоторое время девушка переезжает жить к Жене, однако для него … Энциклопедия кино

городской романс — см. романс … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Городской романс (фильм) — Городской романс Жанр мелодрама Режиссёр Пётр Тодоровский В главных ролях Евгений Киндинов Мария Леонидова … Википедия

Романс (музыка) — У этого термина есть и другие значения, см. Романс Романс в музыке вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Содержание 1 История романса 2 Черты вокального романса … Википедия

романс — (исп. romance) небольшое стихотворное и музыкальное произведение лирического содержания для сольного пения с аккомпанементом. Рубрика: роды и жанры литературы Антоним/коррелят: песня Род: лирические жанры Вид: городской романс … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Романс народный — жанр нар. песнетворчества, возникший в России в XVIII в. и активизировавшийся на рубеже XIX XX вв. Р.Н. отражает новую эпоху отечественной культ. традиции: переход от России патриархальной к России капиталистической. На У. Р.Н. получил шир.… … Уральская историческая энциклопедия

Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия

Русский романс — Исполнительница романсов Изабелла Юрьева (1899 2000) Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад … Википедия

Жестокий романс — Это статья о музыкальном жанре. О фильме см. Жестокий романс (фильм) … Википедия

Источник

Городской романс это что

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались балладами. Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.

В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.

Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.

Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.

В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.

Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *