Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Горсть чего бросают перед выходом на ковёр борцы сумо: семечки или соль?

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Перед выходом на ковер борцы сумо бросают на него горсть СОЛИ. Такое действо является символом изгнания бесовских духов со спортивной площадки. Только после проведения этой процедуры борцы сумо присаживаются последний раз,упираются кулаками в ковер и начинают борьбу.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Правильный ответ в игре выбирайка : соль.

Они именно соль бросают. Такая традиция у борцов сумо означает готовность к борьбе, честность. Бросив горсть соли они показывают свою готовность к состязанию.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Калининград конечно последним встречает Новый Год. Или точнее уже и не встречает, потому как пока с Петропавловска-Камчатский через Владивосток он придет в Калининград, уже 150 рюмок успеешь опрокинуть, пока звона курантов дождешься-). Жители Калининграда, не обижайтесь на мои слова, я знаю вы терпеливые и знаете когда за новогодний стол присаживаться-)

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Что-то не помню я, чтобы в «Монополии» можно было купить Нефтяную вышку. Там всё больше были объекты недвижимости, которые приносили прибыль за аренду. А какая аренда может быть за использование Нефтяной вышки?

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

А это пропагандистский плакат военного времени:

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

На нём написано: «Помни Пёрл-Харбор. Работай. Сражайся. Жертвуй» (в смысле не деньги, а жертвуй собой). «Мы будем помнить, и ты с Божьей помощью, тоже не забудешь» (перевод не дословный, а литературный).

Возможно, что это не собственно плакат, а эскиз к нему.

Источник

Ритуалы

В сумо, как и в других традиционных боевых искусствах Японии, сохраняют и чтят ритуалы и этикет.

Ритуалы состоят из рицу-рей (поклон стоя), тиритедзу (очищение водой) и сикири (изготовка).

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Тиритедзу выполняется обоими борцами одновременно при выходе на дохё. Они опускаются на корточки в позу соноке, балансируя на носках. Пятки оторваны от пола, туловище и голова держатся прямо, руки опускаются на колени. Борцы опускают руки вниз и кивают друг другу. Затем спортсмены сводят вытянутые руки на уровне груди, разводят их в стороны ладонями вниз и вновь сводят спереди с хлопком ладонями, выпрямляют руки и разводят их в стороны параллельно земле ладонями вверх, а в завершение ритуала поворачивают ладонями вниз.

Подобно дохё-ири, ритуалы перед поединком имеют традиционные символические значения, уходящие корнями в синтоистские верования. Для каждого дивизиона существуют свои временные рамки этих ритуалов. В большинстве случаев на ритуал уходит больше времени, чем на сам по-единок. После дохё-ири борцы возвращаются в ситаку-бэя, или раздевалку, где они снимают кэсё-маваси и надевают обычные маваси. В раздевалке они ожидают своего поединка. Там нет стульев — только подвесные татами. Два телевизора, которые свешиваются с потолка, дают атлетам возможность следить за поединками. Когда подходит его очередь выступать, борец начинает свой проход по ханамити. За два поединка до его собственного выступления он занимает место около помоста. Если он из дивизиона макуути, ему разрешается сидеть там на своей собственной подушке, которую для него выносит цукебито. Когда наступает его время, йобидаси (помощник на арене), с веером в руке, специально поставленным высоким голосом нараспев произносит имена двух борцов, которые будут выступать следующими. После того как йобидаси покидает дохё, на помост выходят борцы, кланяются друг другу и направляются прямо к своим углам. Затем гёдзи снова объявляет имена борцов, которые в этот момент уже начали предваряющие поединок ритуалы. В своих углах борцы хлопают в ладоши и делают два сико (притопывания ногами, сначала правой, а затем левой ногой), чтобы отогнать злых духов, а также для разминки ног. Если это матч уровня дзюрё или выше, тогда сэкитори получит тикара-мидзу (воду, придающую силу). Эта вода предназначена для очищения, и ее не проглатывают, но используют только для того, чтобы прополоскать рот и потом выплюнуть. Только борец, который выиграл предыдущий поединок, может подать воду следующему борцу. Поэтому, на одной стороне, воду подает победитель предыдущего поединка, а на другой стороне — участник следующего поединка (поскольку, так как он еще не боролся, то еще и не проиграл и, следовательно, не может принести неудачу). После полоскания рта борец вытирает его, а иногда и все тело тикара-гами (бумажным полотенцем, придающим силу). Так как считается, что поединки происходят в присутствии богов, тело и дух борца должны быть чистыми. Всякий раз, когда он вступает на дохё, он бросает пригоршню соли. Согласно синтоистским верованиям, соль отпугивает злых духов и обладает очищающей силой.

Перед поединком
Борцы выстраиваются в колонну, когда ожидают своей очереди прохода по ханами-ти. Йобидаси красиво поставленным голосом выкрикивает имена тех, которые примут участие в следующем поединке. Когда борцы исполняют свои ритуалы перед поединком, шествуя по кругу, можно увидеть йобидаси, который держит баннеры (свитки) размером 61 х 122 см, символизирующие кэнсё-кин, «поощрительные деньги», подаренные компаниями или спонсорами победителю поединка.

Борцы должны вместе, синхронно выполнять свои ритуалы. Понаблюдайте, как они всегда хлопают в ла-доши, делают сико и вместе вступают на дохё.

Кэнсё-кин для сильного сэкитори могут быть очень щедрыми. Каждый баннер символически равен 600 долларам. Победитель получает все конверты, подаренные на поединок, но каждый конверт включает только 300 долларов. Ассоциация сумо берет 50 долларов, чтобы покрыть стоимость изготовления баннеров, а еще 250 долларов остаются в резерве и выдаются борцу в конце года, чтобы помочь с выплатой налогов. В 1995 году йокодзуна Таканохана выиграл 525 флажков, стоимостью 157500 долларов! Рекорд самой большой суммы кэнсёкин за один по единок принадлежит матчу Таихо Тотиноуми в 1964 году и равен 26.

НИРАМИАИ
Борцы подходят к центру дохё. Там в положении на корточках они упираются в землю костяшками пальцев и начинают пристально смотреть друг на друга, состязаясь в психологическом поединке, называемом нирамиаи. Это психологическое сражение, пред-шествующее самому поединку, может быть очень напряженным. Борцы поднимаются, возвращаются в свои углы, бросают пригоршню соли и затем возвращаются на стартовые линии, все время пристально глядя друг на друга. Они делают это три или четыре раза. Часто вы можете предсказать победителя матча только по его мимике и уверенному виду.

Нирамиаи: голова к голове Для некоторых иностранцев ритуалы и повторяющиеся нирамиаи могут показаться скучными или лишними, но многие поединки психологически выигрываются именно во время этого пристального визуального контакта. Нетерпение постепенно нарастает, пока борцы готовятся к поединку. Иногда они возбуждаются, что решают начать поединок до того, как закончится время. Так как борцы не могут говорить друг с другом, решение о досрочном начале схватки принимается исключительно посредством визуального контакта.

РИТУАЛЫ ПОСЛЕ ПОЕДИНКА
После матча оба борца занимают свои места на дохё напротив друг друга и кланяются. Независимо от того, выиграл рикиси или проиграл, он обязан сдерживать свои эмоции. Проигравший покидает круг, а победитель остается, присев, когда рефери вносит на своем гумбай (веере) конверты, в которых лежат кэнсёкин (призовые деньги). Прежде чем взять конверты, борец выражает благодарность богам, правой рукой трижды рассекая воздух над конвертами. Этот жест называется тэгатана окиру (движение руки, похожее на движение мечом). Если нет конвертов, борец благодарит богов, быстрым движением проводя правой рукой по воздуху. С конвертами или нет, борец покидает дохё и ожидает в углу, чтобы поднести тикара мидзу следующему борцу своей стороны.

Ритуалы являются неотъемлемой и важной составной частью сумо и должны выполняться без спешки, достойно и спокойно, подчеркивая гармонию и величие сумо.

Источник

Сумо – религия Японии. Правда ли, что там только толстяки? Что за пояс между ног у мужчин? И как их защищают длинные волосы?

Самые популярные виды спорта в Японии – бейсбол и фигурное катание (Загитову и Медведеву тут, кажется, знают все), но сумо – нечто большее. Это любовь, душа и сердце японского народа, который пережил яростные войны и патриархат.

Разобраться в феномене сумо нам помогла мастер спорта международного класса, 9-кратная чемпионка мира Олеся Коваленко, которая уже 5 лет живет в пригороде Токио и познает местную культуру.

Что это вообще за странное слово – сумо? Если дословно – «борьба». Но сами японцы уверяют, что традиции исходят от двух древних слов: «сумахи» – танец вдвоем и «сумафу» – меряться силами.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

По легенде два бога поспорили, кому достанется Япония. Они встретились на импровизированном дохё (глиняной площадке, посыпанная песком – Sports.ru), и победитель, бог грома и меча Такэмикадзути, стал первым владыкой. И одновременно первым чемпионом по сумо.

Почему сумо так любят в Японии?

– Это традиции, а здесь даже некоторые законы не меняются по 300 лет. Когда я тренировалась у Александра Яковлева, своего учителя сумо, он нам рассказывал, что сумо занимались императоры и самураи.

Японцы не называют сумо видом спорта, а бусидо или сокращенно будо – «путь воина». Важно не только развивать силу и гибкость, но и пройти духовный путь – познать тело и душу.

В сумо реально все толстые?

– Ой, неправда! Это миф, что сумоисты – толстые и неповоротливые. Было даже исследование, что средний процент жира среди всех бойцов-суматори меньше, чем у взрослого населения Японии. Я и сейчас, хотя и крупного телосложения, практически могу сесть на продольный шпагат, занимаюсь фитнесом и дайвингом.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Сумо – это только для мужчин?

– Профессиональное сумо – однозначно. Женщин в древние времена даже не пускали в качестве зрителей, но сейчас нет проблем.

Мы как-то с мужем ходили на профессиональный турнир (басё). Там волшебная атмосфера! Спортсмены, а их еще называют рикиси (сильные воины), выступают только в маваси – такие специальные пояса, которые обматывается вокруг тела и между ног и закрепляют за спиной узлом. Судьи (или гёдзи) одеты в необычную одежду – придворного стиля периода Муромати (XIV – XVI вв), они выполняют роль священнослужителей. Так, по крайней мере, было раньше – и сейчас это дань традиции.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

В зале почти театральная обстановка, но борьба настоящая. Такие страсти, крики, аплодисменты. Задача – вытолкнуть соперника из дохё, опрокинуть его или заставить коснуться ринга. Запрещено бить кулаками или ногами – только открытой ладонью, нельзя хватать за волосы и душить.

Какие ритуалы перед боем? Зачем сумоисты носят длинные волосы?

– И в любителях были ритуалы, а в профессионалах все серьезно. Там дохё – это священное место, которое, как написано в мифах, нужно оберегать от злых духов. Перед схваткой песок окропляется солью – традиционный символ очищения у синтоистов. А еще обязательно приветствовать соперника поклоном стоя. Это уважение и достоинство (хинкаку)!

Длинные волосы – тоже традиция. Дело в том, что мальчики, которые мечтают вырасти в профессиональных сумоистов, поступают в школу и живут почти в спартанских условиях – небольшие комнаты, общий зал и телевизор, кухня. Четкая иерархия, ранний подъем, 5-часовые тренировки, подчинение младших старшим (например, готовят еду и моют посуду), тренер-отец – оякато, чье слово – закон.

Такую дедовщину прошли и наши ребята – Коля Иванов и Толя Михаханов, которые успешно выступали в профи. И волосы они тоже отращивали – специальные хвосты, за которыми ухаживали парикмахеры (токояма). Они собирают волосы перед схватками, фиксируют их воском из дубильного вещества, которое получают из семян лакового дерева. Смотрится очень красиво!

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Анатолий Михаханов или Орора Сатоси – самый тяжелый сумоист, его максимальный вес – 293 кг

Длинные волосы, к слову, напоминают шлем, чтобы при падении голова была защищена.

Волосы остригаются только тогда, когда борец, добившийся успеха, уходит из сумо.

И еще несколько цифр, чтобы понять сумо чуть лучше:

• В сумо проходят всего 6 профессиональных турниров (басё) в году – все проводятся в Японии. Среди суматори достаточно много выходцев из Монголии.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Борцам сумо запрещено водить автомобиль: а) живот и комплекция мешает управлять машиной, б) в нулевые участились аварии, когда виновниками ДТП были сумоисты.

• Борцам низших лиг, которые живут в специальных комнатах в школах, запрещено иметь мобильные телефоны и жить с женщинами. Уклады настолько закрытые и секретные, что мастера часто злоупотребляют своими полномочиями – в частности, чемпион Хакухо рассказывал, что его часто били в наказание и без. Но в основном спортсмены хранят кодекс молчания.

Источник

Борьба сумо: история, правила, особенности техники и самые интересные факты

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкаются в маленьком круге, а предварительная церемония обычно продолжительнее самого боя. Однако, копнув немного глубже, можно обнаружить уникальный и техничный спорт с богатой историей и борцами, чей строгий режим тренировок и самоотверженность не могут не впечатлить.

Сумо – вид борьбы, который уже давно является национальным видом спорта в Японии. Ее происхождение восходит к периоду Яей (около 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.). Она включает множество элементов синтоистской религии в виде различных ритуалов и церемоний, которые обычно длятся намного дольше самого поединка. До сих пор соревнования в этом виде спорта считаются священным событием, а павильон, в котором совершаются поединки, приравнивается к синтоистскому храму.

Происхождение и развитие

Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.

Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.

Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.

Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.

Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.

Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Синтоистские ритуалы

Взрывному физическому удару в борьбе сумо предшествует длинная серия ритуалов и поз, которые происходят от древних поединков и синтоистской религии. Один из таких ритуалов заключается в том, что участник соревнования поднимает одну ногу и несколько раз сильно ударяет ею по земле. Он происходит из архаичной практики воинов, совершавших такие движения перед битвой, чтобы напугать врага, которая носит название «сико». Этот же ритуал совершала богиня Аматэрасу, когда она столкнулась с непослушным братом Сусаноо в мифологии Синто.

Также борцы перед боем хлопают в ладоши. Это еще одна синтоистская традиция: верующий хлопает, чтобы обозначить начало и конец молитвы.

Другой ритуал заключается в том, что спортсмены периодически разбрасывают соль. Это акт очищения, который практикуется в синтоистских святынях, чтобы прогнать злых духов.

Наконец, судья матча сумо сам по себе является поразительным зрелищем, поскольку одет в халат, похожий на те, которые носили в средневековые времена в императорском дворе Японии, и которые сегодня одевают синтоистские священники.

Площадка для борьбы

Два борца смотрят друг на друга, стоя на поднятой квадратной платформе из утрамбованной глины, покрытой слоем песка. Площадка для борьбы сумо в ширину имеет размеры ровно 5,7 м с каждой стороны и 34–60 см в высоту. Ринг или дохе представляет собой идеальный круг диаметром 4,57 м, отмеченный плетенками из рисовой соломы. После каждых соревнований площадка разбирается. Высоко над платформой поднят навес с цветными кистями, свисающими с 4-х его углов, и весь ансамбль имеет статус священной святыни Синто, которую он близко напоминает.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Победитель схватки должен либо вытолкнуть своего оппонента из соломенного круга, либо заставить его опуститься. Если какая-либо часть тела борца, кроме его ног, касается глиняного пола, то он проигрывает. Спортсмены с волосами, связанными сложным узлом в подражание средневековым самураям, носят «маваси» или большой пояс, за который может схватиться противник, чтобы бороться или поднимать его обладателя, выталкивая его за пределы круга или сбивая с ног. В самых быстрых схватках на выполнение этой задачи может уйти всего несколько секунд, но сложность заключается в огромном размере борцов. Многие сумоисты весят 150 кг, но масса отдельных гигантов может превышать 200 кг.

Организация

Некоторые борцы сумо в Японии являются суперзвездами, особенно победители турниров, которые получили престижное звание «екодзуна» или великого чемпиона. Однако участие в этом виде спорта не ограничивается только японцами, поскольку некоторые екодзуна родились в Монголии и на Гавайях. Даже менее известные сумоисты пользуются популярностью, так как их часто приглашают в частные дома в конце зимы, чтобы избавить дом от плохих духов или «они» в церемонии, известной как «сецубун» («второй день, второй месяц»). Борец сумо бросает бобы и неоднократно выкрикивает фразу «они ва сото, фуку ва ути», что означает «демоны прочь, удача приди».

Сумоисты на японском языке называются «рикиси». Два иероглифа, образующих это слово, означают «силу» и «воина». В 6 лигах – маку-ути, дзуре, макусита, санданме, дзонидан, дзонокути – насчитывается около 650 рикиси.

Маку-ути (включает 42 лучших спортсмена), естественно, получает наибольшее внимание средств массовой информации. На вершине находится екодзуна, великий чемпион. Эту позицию обычно занимают, выигрывая два хон-басе (крупных турнира, которые определяют рейтинг) подряд. Ежегодно проходит 6 хон-басе (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке), по одному в каждый нечетный месяц, и они продолжаются 15 дней. К 2018 году в истории спорта было всего 72 екодзуна, что должно дать представление о том, как сложно добиться этого титула. Рикиси из двух лучших дивизионов (известных как «секитори») борются в каждом крупном турнире.

Предварительный ритуал

Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.

По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Поединок

Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.

Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными. Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом. Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.

Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.

Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.

Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Общий выход на ринг

Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.

Правила боя

Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.

Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.

Участие иностранцев и женщин

Хотя исторически в этом виде спорта доминировали японцы, в последнее время привычными участниками соревнований по сумо все больше становятся иностранцы. Рикиси, который одержал самые крупные победы в турнирах, – монгольский спортсмен по имени Хакухо Се (Мунхбатын Давааджаргал). В настоящее время иностранцы (из которых большая часть являются монголами) составляют около 5% от общего числа сумоистов.

В профессиональной борьбе сумо женщины участвовать не могут. Но этот запрет не распространяется на любителей. Центром женской борьбы сумо считается Бразилия.

Интересные факты

Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Смотреть картинку Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Картинка про Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер. Фото Горсть чего бросают борцы сумо выходя на ковер

Самый длинный матч сумо продолжался 32 минуты, включая 2 мидзу-ири (короткими перерывами, которые объявляются, когда поединок заходит в тупик).

Наибольшее количество побед подряд – 69 – одержал Футабаяма Сададзи (1912-1968).

Самым тяжелым борцом сумо в истории был Орара Сатоси – российский спортсмен из Республики Бурятия, граничащей с Монголией, который весил 271 кг.

Базовое вознаграждение сумоиста определяется его рангом. Екодзуна получает около 2,8 млн иен в месяц, а борцы дзюре – около 1 млн.

После серьезной автокатастрофы с участием спортсмена Митоидзуми Ассоциация сумо запретила сумоистам сидеть за рулем автомобиля.

Судьи гедзи, подобно борцам, вступают в профессию с 16 лет и остаются в ней до выхода на пенсию. Их традиционная одежда строго зависит от ранга, и по мере профессионального роста они получают почетные звания. Гедзи наивысшего ранга берет себе имя Кимура Сеносукэ, но, в отличие от екодзуна, носить его может только один.

У каждого судьи есть короткий меч танто длиной 15–30 см. С его помощью он должен совершить ритуальное самоубийство в случае принятия неверного решения.

В соответствии со строгими правилами, регламентирующими их жизнь, сумоистам запрещено выбирать себе одежду. Они должны отращивать волосы, чтобы можно было завязать их в узел тен-магэ, подобный тому, который был у самураев в период Эдо. Такую прическу, как и традиционную одежду, борцы сумо должны носить постоянно. При этом одежда начинающих сумоистов должна быть сделана из дешевого хлопка, а на ногах у них обязательно должны быть деревянные сандали гета, даже зимой. С повышением ранга борцам позволяется иметь все более дорогую одежду и даже выбирать ее самому.

Описывая борьбу сумо, нельзя не упомянуть основной рацион сумоистов – тянко-набэ. Это богатое белками японское рагу, состоящее из рыбы, мяса и овощей в курином бульоне, специально разработанном для того, чтобы помочь рикиси набрать вес. Не обязательно быть борцом, чтобы его попробовать – есть рестораны, которые специализируются на этом блюде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *