Гос бюджет характеризуется тем что

Государственный бюджет

Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.

Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.

Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.

Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.

Источник

Государственный бюджет

Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть фото Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть картинку Гос бюджет характеризуется тем что. Картинка про Гос бюджет характеризуется тем что. Фото Гос бюджет характеризуется тем что

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет — это главный финансовый документ доходов и расходов государства, который утверждается парламентом на следующий год. В нем принято указывать все источники доходной и расходной части бюджета.

Другими словами, государственный бюджет — это текущий счет, на который поступают доходы и с которого оплачиваются расходы.

Функции государственного бюджета:

Цель государственного бюджета — финансировать проекты государственного значения, обеспечивать национальную безопасность.

Структура государственного бюджета состоит из таких уровней:

Государственный бюджет и учет федеральных внебюджетных фондов.

Фонды субъектов Российской Федерации и учет территориальных внебюджетных государственных ресурсов.

Бюджеты местного самоуправления (муниципальные).

Госбюджет по странам мира

Государство

Национальная валюта (тикер)

Доходы ($ млрд)

Расходы ($ млрд)

Дефицит или профицит (%, 2017 год)

Австрия

Евро (EUR)

197,8

201,9

Бельгия

Евро (EUR)

249,7

Беларусь

Белорусский рубль (BYN)

22,54

Болгария

Болгарский лев (BGN)

19,53

20,31

Великобритания

фунт стерлингов (GBP)

Банк Англии

1077

1120

Венгрия

Венгерский форинт (HUF)

НБ Венгрии

63,63

66,96

Германия

Евро (EUR)

1598

1573

Греция

Евро (EUR)

95,36

98,08

Дания

Датская крона (DKK)

НБ Дании

173,5

175,5

Эстония

Евро (EUR)

Ирландия

Евро (EUR)

85,41

87,22

Испания

Евро (EUR)

492,4

535,9

Италия

Евро (EUR)

884,5

927,8

Исландия

Исландская крона (ISK)

ЦБ Исландии

Кипр

Евро (EUR)

Латвия

Евро (EUR)

10,13

10,43

Литва

Евро (EUR)

21,18

21,63

Люксембург

Евро (EUR)

27,38

Мальта

Евро (EUR)

Молдова

Молдавский лей (MDL)

НБ Молдовы

Нидерланды

Евро (EUR)

344,8

340,2

Норвегия

Норвежская крона (NOK)

Норвежский банк

214,3

Португалия

Евро (EUR)

92,99

96,83

Польша

Злотый (PLN)

НБ Польши

102,2

-12,55

Румыния

Румынский лей (RON)

НБ Румынии

65,54

-12,03

Россия

Российский рубль (RUB)

Банк России

253,9

287,5

-13,23

Словакия

Евро (EUR)

37,09

38,52

Словения

Евро (EUR)

20,97

Украина

Гривна (UAH)

38,91

Финляндия

Евро (EUR)

136,8

140,7

Франция

Евро (EUR)

1334

1412

Черногория

Евро (EUR)

-20,37

Чехия

Чешская крона (CZK)

НБ Чехии

83,62

83,93

Хорватия

Хорватская куна (HRK)

Хорватский НБ

25,79

26,92

Швеция

Шведская крона (SEK)

Банк Швеции

274,8

269,9

Швейцария

Швейцарский франк (CHF)

НБ Швейцарии

223,5

222,1

Океания

Австралия

Австралийский доллар (AUD)

РБ Австралии

484,9

Новая Зеландия

Новозеландский доллар (NZD)

РБ НЗ

Азия

Азербайджан

Азербайджанский манат (AZN)

ЦБ АР

Армения

Армянский драм (AMD)

ЦБ Армении

-15,01

Вьетнам

Вьетнамский донг (VND)

ГБ Вьетнама

54,59

69,37

-27,07

Гонконг

Гонконгский доллар (HKD)

КДУГ

66,19

62,86

Грузия

Лари (GEL)

НБ Грузии

-13,84

Израиль

Шекель (ILS)

Банк Израиля

92,82

102,1

Индия

Индийская рупия (INR)

РБ Индии

544,4

725,0

-33,17

Индонезия

Индонезийская рупия (IDR)

Банк Индонезии

130,6

154,8

-18,52

Ирак

Иракский динар (IQD)

ЦБ Ирака

63,97

76,35

-19,35

Иран

Иранский риал (IRR)

ЦБ Ирана

77,22

86,26

-11,70

Казахстан

Тенге (KZT)

НБ РК

34,13

37,89

-11,01

Киргизия

Сом (KGS)

НБ КР

-12,19

Китай

Китайский юань (CNY)

НБ КНР

3312

3787

-14,34

Кувейт

Кувейтский динар (KWD)

ЦБ Кувейта

52,87

61,39

-16,11

Малайзия

Малайзийский ринггит (MYR)

51,23

60,26

-17,62

Дирхам ОАЭ (AED)

ЦБ ОАЭ

83,44

112,4

-34,70

Пакистан

Пакистанская рупия (PKR)

ГБ Пакистана

45,64

59,28

-29,88

Республика Корея

Южнокорейская вона (KRW)

Банк Кореи

351,6

Саудовская Аравия

Саудовский риял (SAR)

АДО СА

294,9

-13,42

Сингапур

Сингапурский доллар (SGD)

ДКУС

56,49

Таджикистан

Сомони (TJS)

НБ Таджикистана

Таиланд

Тайский бат (THB)

Банк Таиланда

82,00

107,00

-30,48

Туркмения

Новый туркменский манат (TMT)

ЦБ Туркмении

Турция

Турецкая лира (TRY)

ЦБ ТР

173,9

190,4

Узбекистан

Узбекский сум (UZS)

ЦБ РУ

20,11

19,92

Филиппины

Филиппинское песо (PHP)

ЦБ Филиппин

44,74

53,55

-19,69

Шри-Ланка

Шри-ланкийская рупия (LKR)

ЦБ ШЛ

12,64

16,66

-31,80

Япония

Японская йена (JPY)

Банк Японии

1678

1888

-12,51

Северная Америка

Доминиканская Республика

Доминиканское песо (DOP)

ЦБ ДР

11,18

12,77

-14,22

Канада

Канадский доллар (CAD)

Банк Канады

623,7

657,4

Куба

Кубинское песо (CUP)

ЦБ Кубы

52,36

60,57

-15,67

Мексика

Мексиканское песо (MXN)

Банк Мексики

292,8

314,9

Панама

Бальбоа (PAB)

НБ Панамы

13,56

Доллар США (USD)

6028

6807

-12,92

Южная Америка

Аргентина

Аргентинское песо (ARS)

ЦБ АР

123,3

161,1

-30,65

Бразилия

Бразильский реал (BRL)

ЦБ Бразилии

618,8

779,5

-25,96

Чили

Чилийское песо (CLP)

ЦБ Чили

56,73

64,89

-14,38

Африка

Алжир

Алжирский динар (DZD)

Банк Алжира

52,08

70,74

-35,82

Египет

Египетский фунт (EGP)

ЦБ Египта

35,54

55,09

-55,00

Марокко

Марокканский дирхам (MAD)

Банк Марокко

26,63

30,71

-15,32

Нигерия

Найра (NGN)

ЦБ Нигерии

13,97

22,15

-58,55

Тунис

Тунисский динар (TND)

ЦБ Туниса

11,61

-23,64

Рэнд (ZAR)

ЮАРБ

92,38

103,3

-11,82

Посмотрим статистику и узнаем, у каких стран самый большой бюджет.

Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!

Топ-10 стран с самым большим бюджетом

Россия находится в этом списке на 15 месте.

Части государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть фото Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть картинку Гос бюджет характеризуется тем что. Картинка про Гос бюджет характеризуется тем что. Фото Гос бюджет характеризуется тем что

Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну: налоги, таможенные сборы, дивиденды госкомпаний, займы от размещения облигаций и др.

Расходная часть бюджета — все расходы, которые финансируются из государственной казны: зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, строительство дорог, расходы на медицину, спорт, армию, полицию и др.

Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть фото Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть картинку Гос бюджет характеризуется тем что. Картинка про Гос бюджет характеризуется тем что. Фото Гос бюджет характеризуется тем что

Узнаем больше, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета

Доход семейного бюджета состоит из зарплаты, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и других факторов.

В целом госбюджет похож на семейный, только его масштабы намного значительней. Для удобства его планируют на год и вносят по мере необходимости корректировки.

Структура доходной части государственного бюджета:

Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и др.

Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности.

Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.

Эмиссия фиатных денег.

Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.

Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.

Прибыль от деятельности государственных компаний.

Расходы государственного бюджета

Классификация расходов по целям:

Из чего состоят расходы государственного бюджета:

Зарплата работников бюджетной сферы (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц).

Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам).

Закупки государством товаров и услуг.

Транзакции из государственного в частный сектор.

Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).

Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).

Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других представительств за рубежом).

Строительство дорог и других объектов инфраструктуры государственного значения.

Пополнение золотовалютных резервов.

Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицитный бюджет — расходы бюджета выше доходов. Дефицит — разность издержек и доходов бюджета.

Профицитный бюджет – доходы бюджета выше затрат. Профицит — разность доходов и издержек бюджета.

Большинство стран тратит больше, чем зарабатывает. Сам по себе дефицит бюджета не так страшен для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны зачастую имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Например, США в минусе почти на 0,9 миллиардов долларов, Китай — на 475 миллиардов долларов.

Внутренние долги — кредиты внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (облигации займа).

Внешние долги — у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

Что делать государству, если возник профицит:

Топ-10 стран с дефицитом бюджета

Удивительно, но даже такие экономические гиганты, как США и Китай, не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо траты своих золотовалютных резервов они выбирают наращивать внешний долг.

При оценке дефицита и профицита бюджета экономисты чаще всего сравнивают параметры с ВВП, чтобы отразить, какую нагрузку он несет для экономики.

Топ-10 стран с бюджетным дефицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):

Топ-10 стран с профицитом бюджета

Топ-10 стран с бюджетным профицитом (в процентах к ВВП за 2017 год):

5-6. Швеция и Исландия +0,9.

7-8. Германия и Новая Зеландия +0,7.

9-10. Южная Корея и Нидерланды +0,6.

Близко к первой десятке расположилась Беларусь (11-е место) с профицитом госбюджета +0,5%.

Госбюджет РФ

В таблице отразили государственный бюджет Российской Федерации.

Фактические доходы в трлн руб.

Фактические расходы в трлн руб.

Дефицит или профицит

За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за три шага:

Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.

Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.

Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.

Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:

24% — доходы нефтегазового сектора;

20% — страховые взносы;

11% — налог на прибыль;

10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

2% — ввозные пошлины.

35% — социальная сфера;

15% — оборона и безопасность;

Зачем нужно знание бюджета

Данные государственного бюджета — это то, на что тратит деньги государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер.

Знание бюджета необходимо:

При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов, фондовых индексов, обыкновенных акций, депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже;

Если обобщить, показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и других перспектив той или иной страны.

Источник

Государственный бюджет. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Социально-экономическая сущность бюджета

Оглавление

Цель — изучить содержание бюджетного устройства Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и бюджетную классификацию. Определить источники доходов бюджета и пути его расходования. Изучить бюджетный процесс.

Задачи

1. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы

С конца XVIII в. бюджетом стали называть весь план предстоящих расходов и доходов государства.

Бюджет, как принято практически во всех странах, — это баланс доходов и расходов государства. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, расходная объединяет все виды производимых властью затрат.

Также термин «бюджет» определяется в экономической литературе как:

«форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти» 1 ;

«основной централизованный фонд денежных средств» 2 ;

«основной финансовый план государства» 3 ;

«. совокупность. денежных отношений. как основной финансовый план. как важнейший финансовый регулятор. » 4

Толковый словарь современных бюджетных терминов 5 дает следующие определения бюджету и государственному бюджету:

Бюджет — «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом».

Государственный бюджет — «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства».

Государственный бюджет утверждается высшими законодательными органами страны. Акт, утверждающий бюджет, называется бюджетным законом.

«Бюджет государства» — наиболее обобщающее финансовое понятие. В нем объединяются, находятся во взаимосвязи все финансовые категории: «доходы», «расходы», «государственные займы». Взаимодействие названных категорий отражается в государственной финансовой политике, а затем в составлении и исполнении бюджета. Сама финансовая политика, а также содержание, социально-экономическая сущность, политическое значение бюджетов определяются способом производства, функциями государства, ролью и формами господства монополий.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет, в свою очередь, является наиболее широкой финансовой категорией, и поэтому ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

Функцию образования бюджетного фонда (бюджетные доходы) выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег (эмиссионный доход).

Функция использования бюджетного фонда (бюджетные расходы) связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Она обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Реализуя все функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе:

Следовательно, «бюджет необходим государству для обеспечения объективных потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и политической функций. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предполагает проявление особого внимания к возможности реализации принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ». 6

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетное устройство — это построение и организация бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время состоит из трех уровней и представлена на рис. 1.

Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть фото Гос бюджет характеризуется тем что. Смотреть картинку Гос бюджет характеризуется тем что. Картинка про Гос бюджет характеризуется тем что. Фото Гос бюджет характеризуется тем что

Рис. 1. Бюджетная система Российской Федерации

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Рассматривая состав бюджетной системы, бюджеты всех ее уровней, также следует дать характеристику понятию консолидированный бюджет. В Бюджетном кодексе Российской Феде рации приведено следующее определение: «Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа».

Различаются следующие консолидированные бюджеты:

Организация бюджетной системы Российской Федерации строится на следующих принципах, изложенных в Бюджетном кодексе РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает:

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает:

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что:

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия означает, что:

9. Принцип гласности означает:

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета

Бюджетные классификации большинства зарубежных стран построены на основе международных стандартов статистики государственных финансов (СГФ), разработанной Международным валютным фондом. В середине 1990-х гг. Россия также перешла на международную систему СГФ.

Бюджетная классификация обеспечивает общероссийскую сопоставимость бюджетных показателей и включает в себя:

Классификация доходов бюджетов РФ это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которая основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются так же по уровням бюджетов, в которые они зачисляются.

Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации, образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений. При этом в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов как разновидность доходов бюджетов.

Изучение доходов бюджетов предполагает, прежде всего, ознакомление с их внутренними и внешними материальными источниками.

Главная роль принадлежит внутренним источникам: национальному богатству, валовому внутреннему продукту (ВВП), национальному доходу.

Внешние источники доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Основной материальный источник доходов государства — ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе пере распределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы: внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшими инструментами перераспределения являются налоги. Налоговые поступления на 8090% формируют бюджета государства.

Налоговые доходы это предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах бюджетов в этой части учитываются предоставленные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговые доходы по форме поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие доходы.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджет ной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны, как правило, составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Налоги выполняют две функции: фискальную и стимулирующую, каждая из которых проявляет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.

Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т. е. материальные условия для жизнедеятельности государства. Эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества.

Стимулирующая функция проявляется в том, что налоги как активный элемент перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.

Неналоговые доходы объединяют невозвратные возмездные и безвозмездные поступления, в том числе:

В состав неналоговых доходов включены также:

Безвозмездные перечисления классифицируются по источнику их получения: от нерезидентов; бюджетов других уровней; государственных внебюджетных доходов; государственных организаций; наднациональных организаций; средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды; прочих безвозмездных перечислений.

В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, операции по которым проведены после утверждения закона о бюджете.

Доходы целевых бюджетных фондов образуются в соответствии с законодательством РФ за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Такие доходы группируются по видам целевых бюджетных фондов.

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Финансовая помощь от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Дотация — безвозвратное денежное пособие, предоставляемое из государственного бюджета организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей.

Субвенция целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату.

Субсидия — безвозвратная помощь в виде денежного пособия или в натуральной форме, предоставляемая местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам. Различают прямые и косвенные субсидии, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета или специальных фондов.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принуди тельном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Направления расходования бюджетных средств классифицируются по трем основным принципам: функциональному, экономическому и ведомственному.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первым уровнем названной классификации расходов являются разделы.

Например, раздел 01 — «Общегосударственные вопросы»; 06 — «Охрана окружающей среды»; 07 — «Образование»; 08 — «Культура, кинематография и средства массовой информации»; 09 — «Здравоохранение и спорт» и др.

Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление бюджетных средств на осуществление деятельности государства в определенной области, которые образуют второй уровень классификации.

Например, раздел 08 — «Культура, кинематография и средства массовой информации»: подраздел 01 — «Культура» (0801); подраздел 02 — «Кинематография» (0802); подраздел 03 — «Телевидение и радиовещание» (0803) и т. д.

Третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ — целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов образуют четвертый уровень указанной классификации, они детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Данная классификация состоит из следующих категорий: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. Эти категории подразделяются на пять уровней: группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент расхода.

Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую текущее функционирование органов государственной власти, и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Капитальные расходы бюджетов — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда входят расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие связанные с расширенным воспроизводством расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности федеральной, субъектов РФ и муниципальных образований.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета группировка расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов конкретного федерального органа исполнительной власти или иных получателей средств федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов (т. е. в соответствии с выполняемыми ими целями и задачами). Перечень главных распорядителей средств последнего утверждается в структуре ведомственной классификации его расходов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств их бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и утверждается их законодательными (представительными) органами. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается правовыми актами органов местного самоуправления.

Элементы функциональной, экономической и ведомственной классификаций взаимоувязаны в единую структуру.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга является группировкой долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетная классификация является документом, не только выполняющим важнейшие организационные функции и позволяющим сводить бюджеты всех уровней бюджетной системы в единый консолидированный бюджет РФ, но и имеющим большое экономическое значение.

3. Бюджетный процесс

3.1. Содержание и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс выступает важнейшей составной частью бюджетного устройства. В общем виде он представляет собой регламентируемую нормами права деятельность субъектов общества по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс — это сложный многоплановый механизм социально-экономической деятельности физических, юридических лиц и государства. Содержание бюджетного процесса строится на принципах бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти.

Бюджетный процесс включает последовательно следующие одна из другой четыре стадии бюджетной деятельности:

1) формирование проекта бюджета;

2) рассмотрение бюджета;

3) утверждение бюджета;

4) исполнение бюджета.

По действующему законодательству управление формированием и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрением и утверждением — функцией представительных органов. Эти процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих ветвей власти. Контроль исполнения бюджетов в большей степени ложится на исполнительные органы. Основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, а конкретные сроки и формы бюджетной отчетности — Минфином РФ.

Бюджетный процесс решает следующие задачи:

Во времени бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету РФ (от Послания Президента РФ до Федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: формирование, рассмотрение и утверждение — 10 месяцев, исполнение — 1 год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета — до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного периода территориальных бюджетов, как правило, меньше.

Особую роль в бюджетном процессе играет формирование бюджета. Оно проходит две стадии: организация и разработка бюджета.

Организация бюджетного процесса включает:

В бюджетном процессе принимают участие все субъекты страны (физические, юридические лица, государственные структуры), а также ряд зарубежных субъектов. Их можно условно подразделить на две группы: пассивные и активные. Пассивные участники — поставщики бюджетных ресурсов (физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т. д.) и конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица).

Группу активных участников бюджетного процесса образуют органы с бюджетными полномочиями. К ним относятся Президент РФ, органы государственного управления, финансовые, денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных полномочий.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса заключаются в следующем:

Важное место в организации бюджетного процесса отводится четкому определению распорядителей и получателей бюджетных средств. Различают главных распорядителей федерального, субъектных и местных бюджетов, просто распорядителей и получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджета — это орган власти, распределяющий средства бюджета по получателям средств.

Получатель бюджетных средств бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств.

3.2. Разработка проекта бюджета

Составление проекта бюджета — это начальная стадия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как:

Составление проекта федерального бюджета основывается:

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют: Минфин РФ; его территориальные органы в субъектах РФ; органы местного самоуправления.

Одновременно на очередной год составляются:

Разработка включает следующие этапы:

Составлению бюджета предшествует разработка прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза сводного финансового баланса, плана развития государственного или муниципального сектора экономики. На базе этих документов готовится Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором излагаются основы бюджетной политики. В качестве основных методов бюджетного планирования используют балансовый, программно-целевой, нормативный, экономико-математические методы.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на базе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития до конца базового года (с 1 января по 31 декабря) и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый г од и предшествует составлению проекта бюджета.

На основании прогноза формируется перспективный финансовый план, который содержит прогнозы бюджета по мобилизации поступлений, привлечению заимствований и финансированию основных расходов. Он разрабатывается для информирования законодательных органов о среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; отслеживания негативных долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Он формируется на базе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год и является основой для составления бюджета.

План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:

При составлении бюджетов особое значение имеют долгосрочные целевые программы. Они разрабатываются органами исполнительной власти в соответствии с прогнозами социально-экономического развития. Долгосрочная целевая программа содержит:

В проекте бюджета указываются основные характеристики бюджета: объем доходов, объем расходов, дефицит (профицит), а также ряд других показателей.

К проекту бюджета на очередной год прилагаются различные документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством. В частности, проект бюджета определяет:

3.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета

Формирование федерального бюджета начинается за 10 месяцев до начала очередного года и осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки разработки проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджета осуществляется представительными органами власти. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджета на следующий год в Госдуму осуществляется Правительством РФ не позднее 29 августа текущего года.

Государственная Дума рассматривает законопроект о федеральном бюджете в четырех чтениях.

В первом чтении, в течение 30 дней со дня внесения, Госдума:

б) принимает или отклоняет указанный законопроект.

В случае принятия Госдумой проекта федерального бюджета на следующий год, в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, при этом Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения законопроекта Госдума может:

В случае возвращения проекта закона о Федеральном бюджете на доработку Правительство РФ:

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается постановление Госдумы о принятии проекта в первом чтении и об его основных характеристиках.

Во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

По итогам рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается постановление Госдумы о принятии во втором чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и о распределении расходов Федерального бюджета на очередной финансовый год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

В случае отклонения во втором чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год Госдума передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на год утверждаются:

В четвертом чтении проекта федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год Госдума рассматривает указанных законопроект в целом; внесение в него поправок не допускается.

Принятый Госдумой федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть федеральный закон о Федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Госдумой.

Права Совета Федерации в части закона о бюджете несколько меньше, чем Госдумы, и его поправки требуют одобрения Госдумы, которая может и отклонить данные поправки.

Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания.

Закон о бюджете вступает в законную силу после его подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

В случае отклонения Президентом РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в которую включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае его непринятия Госдумой до 15 декабря текущего года, а также в случае невступления его в силу по другим причинам до 1 января очередного года, Госдума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года.

В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

3.4. Контроль за исполнением бюджета

Исполнение бюджета — последняя, основная и наиболее ответственная фаза бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов.

При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:

Если на первых трех фазах бюджетного процесса основную работу проводят сугубо государственные службы, то в последней, четвертой, участвуют все министерства, ведомства и большое количество различных организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств. Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов и местных административно-территориальных образований. В своей деятельности они руководствуются Конституцией государства, а также действующим законодательством по гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, уголовным и другим вопросам. В нем определены права, обязанности и ответственность в рамках исполнения бюджетов.

Соответственно задачам исполнение бюджетов включает: исполнение доходной и расходной частей бюджетов; контроль поступлений и расходов бюджетов; учет и отчетность об исполнении бюджетов.

Исполнения бюджета происходит согласно организационным планам, в которых определены мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты РФ исполняются по принципу единства кассы, означающему исчисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета. В соответствии с этим принципом исполнительные органы являются кассирами распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Все поступления зачисляются в доходы конкретных бюджетов. Правильность исчисления и своевременность уплаты контролируется ответственными службами. Доходы, не внесенные в установленный срок или внесенные не полностью, взыскиваются в принуди тельном порядке. За несвоевременность уплаты и неправильное исчисление налогов применяются санкции (взыскания, пени, штрафы).

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи — документе о поквартальном распределении расходов бюджета между получателями бюджетных средств и складывается из санкционирования и финансирования.

Санкционирование состоит из этапов:

Все доходы и расходы бюджета подлежат обязательному учету, проводимому органами, исполняющими бюджет. На базе учета все бюджетные организации, исполнительные финансовые органы власти составляют отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности производятся уполномоченным исполнительным органом. Отчеты об исполнении бюджета представляются в представительные и контрольные органы власти. Годовой отчет рассматривается Счетной палатой и утверждается Федеральным Собранием РФ.

Выводы

Таким образом, в теме рассмотрено понятие бюджета, раскрыта его социально-экономическая суть, проявляющаяся через основные функции. Раскрыто понятие бюджетной системы и бюджетного устройства. Определены основные принципы, на которых строится бюджетная система.

Также здесь рассмотрена бюджетная классификация, которая действует в соответствии с Бюджетным кодексом и включает в себя:

Также приводится подробная характеристика доходов федерального бюджета и расходов по трем основным принципам:

Раскрыто содержание бюджетного процесса, задачи, которые он решает, а также приведена характеристика участников бюджетного процесса.

Рассмотрена характеристика каждой из стадий разработки проекта бюджета и порядок рассмотрения и принятия бюджета на очередной финансовый год. А также контроль за исполнением бюджета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *