Госпел что это такое в музыке
Госпел
афроамериканская музыка, христианская музыка
первая четверть XX века, США
современный городской госпел, южный госпел
Го́спел, госпелз (англ. Gospel music — евангельская музыка ) — жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX века в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей американского Юга.
Содержание
История жанра
Белый госпел
Белый госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрёл полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920-30-е гг. пользовались большой популярностью.
Негритянский госпел
Госпел в популярной сценической музыке
В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями как Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Литл Ричард, Джонни Кэш.
См. также
Литература по тематике
We are Americans, Praise the Lord | |
Исполнение: Bertha Houston and her congregation. Также включает в себя несколько строк, относящихся к периоду Второй мировой войны. |
Death Come a-Knockin’ |
ПримечанияСсылкиПрофессиональные организацииВнешние медиа |
Roots and Beginnings | Хорал • Гимн • Спиричуэлс • Sacred Harp • Shape note • Jesus music | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Жанры и поджанры | Современная христианская музыка • Современная богослужебная музыка • Госпел | ||||||
Fusion genres | Христианский рок • Христианский хардкор • Христианский металл • Южный госпел • Традиционный чёрный госпел • Христианский альтернативный рок • Христианский панк • Христианский ска • Христианский кантри • Прогрессивный южный госпел • Христианский хип-хоп • Госпел блюз • Городской современный госпел | ||||||
Пение |
| ||||||
Списки | Христианские группы и исполнители по жанрам • Christian country artists • Christian electronic/dance artists • Christian folk/folk rock artists • Gospel artists • Christian instrumental/jazz/swing artists • Christian metal bands • Christian punk bands • Christian vocal artists • Christian record labels • Gospel musicians | ||||||
Другие темы | Христианство • Christian media • Christian music industry • Christian music festivals | ||||||
Портал • Категория |
Полезное
Смотреть что такое «Госпел» в других словарях:
госпел — сущ., кол во синонимов: 1 • госпелс (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
госпел — (госпел сонг; англ. gospel song евангелическая песня), жанр духовной музыки афроамериканцев; евангелическая (некультовая) сольная песня. В отличие от спиричуэл имеет установленных авторов (среди композиторов Т. Дорси, поэтов Л. Хьюз).… … Энциклопедический словарь
госпел — м. 1. Жанр духовной музыки афроамериканцев. 2. Евангелическая (некультовая) песня, близкая балладе, блюзу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
госпел — г оспел, а и г оспелс, нескл., мн. ч … Русский орфографический словарь
госпел — (анг. gospel song) верска музика на американските Црнци што извршила значајно влијание и врз композиторите на џез и врз пејачите … Macedonian dictionary
Госпел Хилл — Gospel Hill Жанр … Википедия
ГОСПЕЛ-СОНГС — [англ. gospel songs Словарь иностранных слов русского языка
госпел сонгс — невідм., мн. Сольні одноголосні духовні гімни північноамериканських негрів баптистів на сюжети Євангелія … Український тлумачний словник
Джексон, Махалия — Махалия Джексон … Википедия
Джексон махалия — Махалия Джексон Дата рождения 26 октября 1911 Место рождения Новый Орлеан Дата смерти 27 января 1972 Место смерти Чикаго Страна … Википедия
Госпел, музыка веры и радости
Сохранить и прочитать потом —
Неделю назад, рассказывая вам о новой звезде кантри-музыки, я вдруг задумался о том, что есть и иные жанры, не очень понятные и принятые в России – но жанры прекрасные и интереснейшие. И стоит о них поговорить подробнее. Если кантри – это непонятная нам белая музыка, то есть, к примеру, еще и госпел — музыка, играющая огромную роль во всей афроамериканской культуре – роль, которую нельзя недооценить.
Госпел — одно из тех явлений, которые тесно связывают светскую и религиозную жизнь – ведь госпелы исполняются в негритянских баптистских церквях, но в них нет места ни сухости, ни заунывности, ни традиционно связываемой с религией строгости и запретам. Наоборот, госпел брызжет радостью и энергией, госпел зажигателен и даже танцевален, как мы это видели в великом фильме Джона Лэндиса «Братья Блюз», где роль священника исполнял великий Джеймс Браун (а среди хористок замечена великолепная певица Чака Хан).
Госпел родился в среде методистских церквей американского Юга. В 20-е годы – в период Депрессии, в протестантских, особенно в баптистских и других неортодоксальных церквях, во время службы пение евангелических текстов или простых молитв стало сопровождаться ритмическим аккомпанементом на фортепиано или органе, прихлопыванием и притоптыванием. Госпел стал музыкальным действом, где все присутствующие были исполнителями. В его основу легли спиричуэлы, религиозные гимны, рожденные в среде чернокожих рабов и бывшие для них упованием на грядущее избавление – так, рабство в них сравнивалось с пленением Египетским; а еще — светские производные спиричуэла: блюз и соул. Между прочим, один госпел все мы знаем. Помните, Луи Армстронг пел, обращаясь от имени Моисея к фараону – «Отпусти народ мой»?
Сейчас стиль госпел – это искусство; это метод произнесения текста, требующий серьезных вокальных навыков и техники; он, как и джаз, спонтанен и интуитивен. С одной стороны, коллективная импровизация в свободном стиле, исполняемая прихожанами, с другой – риторическая декламация проповедника. И неизменные, повторяющиеся хором слова — Yes, Lord!, O, Jesus, Hallelujah, Preach it, Brothers!
Формальным создателем стиля считается пианист Томас Дорси. Антрепренер, любитель джаза и регтайма, он начал писать популярные энергичные религиозные песни, вложив в тексты евангельскую весть о спасении. Слово «госпел» вообще-то означает «Евангелие», и «если уж эта весть благая, то благая для всех, в какой форме бы ее ни преподносили», — говорил он в интервью. — «В моих песнях есть ритм, темп и эта весть. И даже неграмотный человек может понять, что к чему». Не используя сложных для понимания текстов и формулировок, госпел доносил смысл веры до каждого, апеллируя к понятным вещам и духовным ценностям.
Занятно, что у госпела нет формальных границ – он принимает и впитывает поп-музыку, не становясь ею, но используя ее в религиозных целях. Раньше все было наоборот: в 1955 году госпел My Jesus is All the World to Me в исполнении Рэя Чарлза превратился в абсолютно светский хит I’ve Got a Woman, за что Рэя, кстати, осуждал блюзмен Биг Билл Брунзи – а теперь вот старинный лирический хит I Want To Know What Love Is абсолютно белой рок-группы Foreigner в исполнении New Jersey Mass Choir может стать натуральным госпелом!
В Москве несколько раз бывал с гастролями Harlem Gospel Choir — один из самых значительных американских госпел-хоров. Созданный в 1986-м Алленом Бейли, он стал фактически представлять госпел во всем мире. В его составе – лучшие голоса хоров из разных церквей Гарлема, нью-йоркского района, который олицетворяет черную Америку. Harlem Gospel Choir активно гастролирует от Англии до Новой Зеландии, от Кореи до Чили; он выступал в Ватикане перед папой Иоанном Павлом II, перед лидером борцов с апартеидом Нельсоном Манделой, был замечен на концертах Гарри Белафонте, Синди Лаупер, Авриль Лавинь, групп U2 и Gorillaz! Более того, хор поет песни из репертуара Стиви Уандера и Майкла Джексона, Лайонела Ричи и Ар Келли, которые отлично уживаются с религиозными гимнами. Когда хор отмечал 20-летие, тогдашний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг провозгласил 15 января днем Harlem Gospel Choir.
«Музыка госпел несет облегчение страдающим. Все мы знаем, что такое страдание, особенно если учитывать все проблемы современного мира. И люди ждут облегчения – а наша музыка приносит им его», — говорил Аллен Бейли во время московских гастролей. Это музыка веры, а вера в госпеле всегда означает радость – искреннюю, живую, полнокровную радость от возможности славить бога, отдавая ему всего себя, но при этом оставаясь собой, а не делая постную рожу святоши, не лукавя и не лицемеря, как это часто бывает. Ну и как просто музыка, госпел прекрасен – ярок, радостен, добр и могуч.
Gospel: как музыка рабов пережила четыре эпохи и сломала границы между христианством и миром
Библия буквально заполнена упоминаниями о пении и музыке, более 550 раз в 44 из 66 книг Библии. Термин «музыка» (и музыкант», «музыкальный» и т.д.) появляется в Библии 75 раз, «песня» — 98 раз, а «пойте» (пение, певец, и т.д.) — 196 раз. Очевидно, что Бог любит прославление и радостное пение. Многие части Библии содержат духовные песни! Организованное музыкальное служение было важной частью системы служения Старого Завета. Также как и музыка Gospel стала неотъемлемой частью современной христианской культуры. Как она появилась, чем отличается и что общего имеет с рабством? Разбираемся.
Музыка африканских племен
Музыка африканских племен IV века назад отличалась от европейской и американской белой музыки в своем фундаментальном аспекте: в африканской традиции не существовало светской музыки. Европейцы, помимо религии, пели о любви, войне, об исторических событиях окрестных деревень, о далеких землях. Даже если во многих из этих песен в той или иной мере упоминался Бог, все же речь идет о музыке популярной (говоря нашим современным языком) и светской — сельской или деревенской.
Вся же африканская музыка была священной по природе, и концепция светской музыки ей была чужда. Она должна была служить четырем основным аспектам повседневной жизни: религия, плодородие земли и женщины, охота и война. В этом смысле африканская музыка имела больше точек соприкосновения с музыкой американских аборигенов, чем с музыкой европейцев, учитывая, что пение использовали, как средство для взаимодействия с природой и вселенной.
Практикуемый музыкальный стиль, что был ввезен в Америку в века рабства, между 1600 и 1865 годами — это схема зова и ответа, в которой лидер поет строфу (аналог нашего запева) и остальные ему вторят. В другие стилистические особенности входило использование бубнов и барабанов для ритмического, довольно сложного, аккомпанемента. Пример такого стиля зова и ответа с синкопированным ритмом продемонстрировал Рэй Чарльз в «What’d I Say».
На самом деле очень распространено путать между собой или же называть одним и тем же именем различающиеся музыкальные виды (пусть и одного стиля), как спиричуэлз (ударение на первом слоге) и госпел. Между этими двумя видами, которые, несмотря на происхождение от общих корней, претерпели такие разные примеси и влияния и выступали в таких разных социальных и культурных контекстах, имеется существенная разница, которая дала истоки музыкальным продуктам отчетливо разнящегося «вкуса».
Спиричуэлз можно определить следующим образом — это религиозные песнопения, сочиненные черными, не записанные и не опубликованные, но передаваемые из рода в род с добавлениями и вариациями, в связи с различными обстоятельствами.
То, что характеризует спиричуэлз помимо их религиозного характера (или же с такой тенденцией) — это устный и народный характер, то есть отличающийся от музыки госпел. Первые упоминания, описывающие исполнение спиричуэлз, относятся только к XIX веку и были написаны людьми, которым удалось разделить опыт лично и поучаствовать в исполнении наравне с черной диаспорой.
Впоследствии было опубликовано много томов с текстами, мелодическими линиями и аннотациями, среди которых наиболее полный и точный, собравший материалы из различных коллекций, выпущен в 1867 году.
История Gospel музыки
Верная транскрипция этого слова – именно госпел, а не госпелз, что часто можно встретить в русскоязычных текстах. Слово «госпел» дословно переводится со староанглийского как «Добрая» или «благая весть».
Госпел родился в методистских церквях Южной Америки. Уилли Рафф, профессор музыки университета Yale афро-английского происхождения, утверждает, что музыка госпел имеет ту же структуру, что и псалмы шотландской пресвитерианской церкви.
Данная структура или форма, называемая lining out, родилась благодаря тому, что в церкви использовалась только одна копия Библии на всех. Священник пел строчку псалма группе прихожан, и они отвечали ему, перепевая эту строчку и обогащая ее своим тембром и эмоциями. Ruff утверждает, хотя многие его критикуют за академический расизм, что данная форма песнопения была услышана афро-американскими рабами в церквях их хозяев и развита в новый, свой и персональный стиль.
Чтобы держать рабов в подчинении или же, возможно, из-за боязни, американские рабовладельцы не разрешали черным пользоваться их традиционными музыкальными инструментами, равно как и не разрешали им петь свою народную музыку. Постепенно многие тексты и мелодии были забыты и исчезли в пространствах Северной Америки.
Именно в результате этого запрета, касающегося родовых корней, был рожден новый вид афроамериканской музыки. Были написаны новые песни, с использованием традиционных африканских гармоний, зова и ответа, ритмики, смешанные, однако, с традиционной европейской гармонией и с использованием музыкальных инструментов.
Необходимо понимать, что на протяжении 2,5 веков ситуация не могла оставаться неизменной. Во всем мире прогресс развивался, свобода постепенно отвоевывала один плацдарм за другим. Сами США (пока только 13 северных штатов) стали независимыми от английской короны в 1789 году, начав распространять республиканские идеи Франции на американском континенте.
Взаимопроникновение существовало, и белые плантаторы-феодалы все же становились другими со временем. Далеко не все из них не считали негров людьми, и многие допускали религию в их диаспору, позволяя богослужения. А богослужения там и тогда могли быть только христианскими!
Гимны госпел, созданные черными, использовали христианские темы, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики. Церковь стала святилищем для выражения чувств чернокожих рабов. Она была единственным местом, где группы рабов могли собираться без страха надзора со стороны белых рабовладельцев.
Естественно, у тех рабовладельцев, которые не считали рабов животными, наверняка, и «режим» для них был менее жестоким, а информация об этом распространялась среди чернокожих и способствовала росту их стремления к христианству. Человек так устроен – ему всегда нужна надежда. Но, поскольку всё же не все рабовладельцы благоволили религиозному обучению и молитвам рабов, часто собрания проходили секретно.
Однако когда и как именно зародился госпел неизвестно, поскольку первоисточники не сохранились.
Записи госпел прослеживаются в последних тридцати годах XIX века, когда начали выпускать сборники гимнов для использования их в «черных» церквях. Эти гимны включали в себя религиозные песни различных видов, с текстами и мелодией.
Первый такой сборник гимнов был опубликован главой методистской церкви Marshall W.Taylor в 1882 году. Между 1880 и первыми годами XX века были заложены основы дальнейшего развития музыки госпел, благодаря работе композиторов-афроамериканцев, наиболее известным из которых является Charles Albert Tindley (1859-1933) Он — автор знаменитых гимнов, по-прежнему исполняемых в церквях, таких как «I’ll Overcome Someday», «Stand by Me», «We’ll Understand It Better By and By», «The Storm is Passing Over», «What are they Doing in Heaven?».
Музыка Gospel обычно подразделяется на белый и чёрный. Белый госпел появился раньше чёрного, в конце девятнадцатого века. Тогда это была сугубо религиозная музыка, сочетание народных мотивов и традиционных христианских гимнов. Уже в начале двадцатого века госпел стал частью музыкальной индустрии, вышел на большую сцену. У истоков жанра можно вспомнить группу Carter Family: их записи были популярны в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.
Примерно в это же время появился жанр чёрного, негритянского госпела. Он вышел из христианских церквей в массы благодаря Махалии Джексон, королеве чёрного госпела. Она была внесена в Зал Славы рок-н-ролла, как певица, которая стала своеобразной «предтечей» рока. Те годы, когда Махалия Джексон сотрудничала с Томасом Дорси, принято считать «Золотой эпохой госпел». Именно в это время стиль стал светским, вышел за рамки религии.
Махалия Джексон: «Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: „Пойте громко и радостно Богу“. Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости».
До второй мировой войны были популярны большие хоры, исполнявшие госпел. Такие коллективы включали до 150 участников. После войны хоры превратились в квартеты, особенно популярны были мужские. Музыка стала коммерческой. Самый популярный «госпел квартет» того времени – Soul Stirrers. Они были первыми, кто использовал в качестве аккомпанемента только гитару. Влияние группы Soul Stirrers сказалось на мужских роковых и поп-коллективов шестидесятых, а так же на стиль соул.
Джеймса Кливленда называют «Луи Армстронгом музыки госпел». В пятидесятые годы, работая вокалистом, продюсером и композитором, он сделал многое для популяризации жанра госпел, а в 1968 году открыл Gospel Music Workshop. Так же госпел известен благодаря многим другим исполнителям. Стиль госпел стал основой для формирования таких жанров, как джаз, ритм-энд-блюз, соул и фанк.
Среди исполнителей Gospel, получивших образование в церковных хорах, следует назвать Сэма Кука и Клайда Макфаттера — именно они способствовали проникновению Gospel в поп-музыку. Триумфальный взлет соул в шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в Gospel певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.
В ходе преобразований Грэмми в 2012 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи ввела категорию «Лучший госпел-альбом» (Best Gospel Album award). Она объединила в себе ранее существовавшие номинации «Лучший современный R&B-госпел-альбом» (1991—2011, до 2007 называлась Best Contemporary Soul Gospel Album), «Лучший рок или рэп-госпел-альбом» (1991—2011) и «Лучший традиционный госпел-альбом» (1991—2011; ранее известная как «Лучший традиционный соул госпел-альбом»; в 1978—1983 была «Лучшее соул госпел-исполнение, традиционное»). В неё вошли жанры урбан-госпел и соул-госпел (Urban Gospel, Soul Gospel).
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Госпел что это такое в музыке
Го́спел, госпелз (англ. Gospel music) — жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX века в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей американского Юга.
Белый госпел как жанр сугубо религиозной музыки развился в конце XIX века из смешения народных мелодий и христианских гимнов. Со временем госпел обрёл полноправную нишу на рынке музыкальной индустрии. Одними из первых успешных исполнителей госпел был коллектив Carter Family, чьи пластинки в 1920-30-е гг. пользовались большой популярностью. В популярной музыке госпел исполнялся также такими исполнителями как Элвис Пресли, Литл Ричард, Джонни Кэш.
Жанр негритянского госпел развился в 1930-е гг. в афро-американской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс. От последнего госпел отличается живостью, иногда используются танцевальные ритмы. Больше спонтанных реплик, больше импровизации.
Лучшие госпел-альбомы мира
Госпел в переводе с английского означает «евангельская музыка». Это язык, на котором исполнители обращаются к Богу в своих песнях. Представляем вам 6 самых известных альбомов в стиле госпел
Госпел – это особое направление в церковной музыке, получившее широкое распространение по всему миру и миллионы вдохновленных последователей. Эта музыка отражает жизнь, как она есть – со всеми взлетами и падениями. Лучшие госпел-альбомы – это трогательные произведения о связи с Богом.
Госпел, как густой тягучий бальзам, который проливается на раны, и они затягиваются, как целебный отвар, успокаивающий после тяжелого дня. В списке представлены фавориты этого течения, музыка которых перевернула мир.
Лучшие госпел-альбомы
Aretha Franklin – Amazing Grace
Первую сточку рейтинга лучших госпел альбомов всех времен занимает незабвенная американская певица Арета Франклин. Она доказала, что Бог в сердце – даже если уходишь из церкви, то находишь его внутри себя.
Альбом Amazing Grace стал триумфальным возвращением Ареты в госпел. Это один из самых главных релизов в ее творческой карьере. Мощное меццо-сопрано Франклин в сочетании с хором Южной Калифорнии, преподобным Джеймсом Кливлендом и еще десятком участвующих превращается в единый Божий голос. Кажется, что ангелы спустились с небес, чтобы послушать Precious Lord (Take My Hand)/You’ve Got a Friend и How I Got Over.
Kirk Franklin – Hello Fear
Кирк Франклин – заметная фигура в христианской музыке. Он вырос с глубоко религиозной тетей, которая сподвигла его на занятия музыкой. Знаменитый исполнитель стал яркой звездой на современном госпел-небосклоне и выпустил свою одиннадцатую работу в 2011 году.
Альбом изобилует голосами и инструментами: во время записи использовались клавишные, ударные, гитара, перкуссия, виолончель, скрипка, труба, саксофон, флейта. Звучный баритон Кирка Франклина с аккомпанементом многоголосого вокального ансамбля – это просто услада для слух. Это музыка, которая звучит в унисон с мелодией твоей души. Неспроста Кирка Франклина называют королем американского госпела.
Слушайте Hello Fear — Kirk Franklin на Яндекс.Музыке
God’s Property from Kirk Franklin’s Nu Nation
На третьем месте снова Кирк Франклин, на этот раз в коллаборации с музыкальным ансамблем. Совместная работа Кирка Франклина и God’s Property представляет лучшие госпел-альбомы с 1997 года.
Mary Mary – Thankful
Лучшие госпел-альбомы далее пополняет пластинка Mary Mary под названием Thankful. Дебютный альбом американского дуэта под говорящим названием состоит из смеси современного госпела и городских музыкальных течений – хип-хопа, соула и RnB.
Он не похож на классические госпел-работы, но в этом кроется его прелесть. Mary Mary впитали в себя вакханалию музыки начала XXI века и выдали шедевр, аналога которому не найти. Альбом был высоко оценен критиками и слушателями: престижная премия «Грэмми» в 2001-м, восторженные отзывы критиков и платиновый статус. Успешные синглы I Sings и Shackles (Praise You) стали мировыми хитами.
Слушайте Thankful — Mary Mary на Яндекс.Музыке
Marvin Sapp – Thirsty
Пятая строчка нашего хит-парада достается Марвину Саппу – американскому исполнителю, который точно знает, о чем поет. Он не только автор прекрасных госпел-работ, но и пастор в церкви Lighthouse Full Life Center Church.
Седьмой альбом Thirsty («Жажда») побил рекорды популярности, получив золотой сертификат от Американской Ассоциации Звукозаписывающих Компаний. Сингл Never Would Have Made It, написанный, как утверждает певец, божественным вдохновением, стал мировым хитом.
Работа, посвященная умершему отцу исполнителя, никого не оставит равнодушным. Альбом подкупает лиричным вокалом Саппа в обрамлении многоголосого ансамбля, откровением, которым он делится со слушателями.
Слушайте Thirsty — Marvin Sapp на Яндекс.Музыке
Chapters I & II, Fred Hammond – Pages of Life
Замыкает лучшие госпел-альбомы еще один творческий союз – Фреда Хэммонда и музыкального ансамбля Radical for Christ. Фрэд Хэммонд – не последняя фигура в госпел-музыке, он более 20 лет выступает с песнями о Боге.Исполнитель вырос в набожной семье и с раннего детства пел в церковном хоре, что стало определяющим фактором для начала его творческой карьеры.
Альбом Pages of Life – Chapters I & II – откровение музыканта-пастора. Он обладает всеми качествами, необходимыми для хита – сильный вокал Хэммонда, оттененный сладкоголосым хором, запоминающиеся мотивы и пронзительные тексты.
Работа музыкантов была оценена по достоинству – альбом достиг платинового статуса, а заглавная композиция Let The Praise Begin, восхваляющая Иисуса, обрела всемирную славу.