Господь мне помощник и не убоюсь что сотворит мне человек
Псалом 117 «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Псалом 117 читать:
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом Израилев; яко благ, яко в век милость eго. Да речет убо дом ааронь; яко благ, яко в век милость eго. Да рекут убо вси боящiися Господа; яко благ, яко в век милость eго. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне помощник, и не убоюся; что сотворит мне человек? Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо eсть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека; благо eсть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко oгнь в тернiи; и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прiят мя. Крепость моя и пенiе мое Господь, и бысть ми во спасенiе. Глас радости и спасенiя в селенiих праведных; десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды; вшед в ня, исповемся Господеви. Сiя врата Господня; праведнiи внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Камень, eгоже небрегоша зиждущiи, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей, и eсть дивен во oчесех наших. Сей день, eгоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в oнь. О, Господи, спаси же, О Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне; благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам; составите праздник во учащающих до рог oлтаревых. Бог мой eси ты, и исповемся тебе; Бог мой eси ты, и вознесу тя; исповемся тебе, яко услышал мя eси и был eси мне во спасенiе. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость eго.
Псалом 117 на русском:
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Израилев: Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Ааронов: Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его. Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы сот, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением. Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя, буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Псалом 117 слушать:
Псалом представляет еврейский народ ликующим. События, описанные в нем (освобождение от врагов, окончание постройки, несмотря на тяжелые обстоятельства) указывают на возвращение евреев из плена вавилонского и окончание построения второго храма, по поводу освящения которого и написан псалом.
Изъяснение псалма 117-го.
«Аллилуия». И сию песнь приносят в дар Богу улучившие спасение. Ибо когда, по возвращении Иудеев, все соседние народы собрались вместе, завидуя прежнему их благоденствию, призвали себе на помощь и другие народы, даже варварские, но по пророчеству Иоиля, Иезекииля, Михея и Захарии ниспосланными от Бога казнями были истреблены; тогда спасенные принесли Богу сию благодарственную песнь. поелику же в том, что было с Иудеями, преднаписано совершившееся с нами; то песнопение сие приличествует паче уверовавшим из язычников, которые, многими начальствующими и подначальными, народами и народоправителями, царями и военачальниками, быв гонимы, мучимы и терзаемы, претерпев тысячи различных смертей, оказались победителями враждуюших. И Иудеям и сим уверовавшим благодать Духа в песнопении сем предложила учение.
«Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Воспойте Благаго и Подателя благ; потому что милость Его непреложна, и всегда оказывает Он милость имеюшим в ней нужду.
«Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его». «Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его»: Об Иудеях упомянув раздельно, об уверовавших из язычников делает общее упоминание.
«Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его». Божие человеколюбие, говорит Пророк, все песнословьте: и от Израиля ведущие род, хвалящиеся прародительским благочестием, даже сподобившиеся между ними священства, и вы, происшедшие от различных народов, но избавившиеся нечестия предков; потому что Бог всех один, и всем оказывает различныя благодеяния, и просящим являет милость. Потом Пророк яснее говорит о Божием промысле.
«От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство». Ибо не воспрепятствовал приразиться ко мне бедствиям, но показал опасности, и немедленно разсеял их. Сие сказал Пророк и в четвертом псалме: «в скорби распространил мя еси» ( Псал. 4, 2 ), то есть, доставил мне утешение большее и самой скорби.
«Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек». «Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя»; потому что, Владыку всяческих имея помощником, не боюсь нападения врагов. Надеюсь же, что, пользуясь Его помощию, весьма скоро увижу погибель их. Потом Пророк благочестивую мысль сию подкрепляет благими помыслами.
«Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека». «Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи». Он благ, человеколюбив, хочет добра, может сделать все, что хочет, и власть Его негиблема. А люди и по природе тленны, и в мыслях превратны, часто не хотят добра; а иногда хотят, но не могут защитить обиженных; если и начальствуют, то начальство их временно; и царская власть у людей не прочна, но продолжается малое время. Поэтому лучше оставить человеческую помощь, и взыскать помощи Божией.
«Вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им». На Церковь нападали все народы, а на Иерусалим не все, только некоторые. Посему об Иудеях слово сие произносится преувеличенно, о Церкви же истинно; потому что во всяком народе уверовавшие терпели от неверных возстания и беды. Впрочем и Иудеи и уверовавшие, возложив упование на Бога, препобеждали сопротивников.
«Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им». А Симмах перевел так: окружили меня, и снова вокруг обступили меня, то есть, непрестанныя делали нападения, осаждали со всех сторон. Но, оградившись призыванием имени Божия, разсыпал я полчище их.
«Обыдоша мя яко пчелы сот». Как пчелы, нашедши сот, высасывают медовую влагу: так и они, говорит Пророк, покушались отнять у меня бывшую во мне сладость благочестия.
«И разгорешася яко огнь в тернии». Надеялись же; что весьма легко преодолеют меня, как огонь скоро истребляет терние.
«И именем Господним противляхся им». Но ожидая сего, обманулись в надежде, побежденные моею надеждою; потому что всем им противопоставил я Своего Владыку, и Им приобрел победу.
«Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя». Сие приличествует и уверовавшим и Иудеям. Ибо и первые подверглись бы совершенной гибели, если бы не пользовались Божиею благодатию; и последние впали бы в нечестие, если бы не поддержала их Божественная сила.
«Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Поэтому Бог для нас – и сила, и победа, и источник песнопения; потому что, от Него прияв блага, с благодушием приносим в дар Ему песнь.
«Глас радости и спасения в селениих праведных»; потому что после победы, избавившись от прежняго плача, предались веселию и благохвалениям, песнословя Бога.
«Десница Господня сотвори силу». «Десница Господня вознесе мя». «Десницею», как говорили мы многократно, Пророк называет благую действенность. Делающие же добро не себе самим приписывают победу, не на свою ревность и силу возлагают надежду, но взывают, что прияли это по Божией благодати.
«Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». Господь, отечески вразумляя меня, попустил приразиться ко мне горестям, но разсеял мрачное их облако, и совершенно избавил меня от угрожавшаго мне вреда.
«Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви». Пророк «вратами правды» называет не врата храма, но различные виды добродетели, при которых можно достойным образом песнословить Бога всяческих. И сие яснее дал видеть в присовокупляемом; потому что как бы дает ответ на вопрос, и говорит:
«Сия врата Господня: праведнии внидут в ня». Так и юноше, пожелавшему узнать путь к вечной жизни, Господь сказал: «заповеди веси: не прелюбы твори: не укради, чти отца твоего и матерь твою» ( Лк. 18, 20 ); «возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» ( Матф. 19, 19 ). Так и Себя, как путеводителя и учителя добродетели, Владыка наименовал дверию. Ибо говорит: «Аз есмь дверь овцам: Мною аще кто внидет, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» ( Иоан. 10, 9 ). Сие и здесь изрекло пророческое слово: «сия врата Господня: праведнии внидут в ня».
«Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение». Посему воспеваю Тебя, приявшаго прошение мое и даровавшаго спасение.
«Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла». Хотя бы тысящекратно с безстыдством утверждали Иудеи, но сие не может приложено быть к кому-либо иному. Ибо, если разделенными коленами древле и управлял Зоровавель; то правление его было не продолжительно. А Владыка Христос две стены, стоявшия прямо одна против другой, – разумею уверовавших, как из Иудеев, так и из язычников, и одних порабощенных злочестию, а других влекущих иго закона, сведя во едино, совокупил разстоявшее, и из тех и других составил единую Церковь, подобно некоему углу, связуюшему и одну с другою взаимно совокупляющему две сии стены. Сей-то Камень бывшие древле зиждущими, фарисеи и саддукеи, иереи и книжники, пренебрегли и распяли: но «бысть во главу угла», или по переводу Симмаха, стал краеугольным. О сем-то Камне и устами Пророка Исаии предвозвестил Бог: «се полагаю в Сионе камень многоценен, избран, краеуголен, честень, в основание ему, и всяк веруяй в онь, не постыдится» ( Ис. 28, 16 ). Сие сказал и блаженный Павел: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Ефес. 2, 20 ). Сей-то Камень и Блаженный Даниил видел отсеченным без рук, научаемый сим неискусомужному рождению Девы, – видел, что Он сокрушил тело, то есть, суету жизни, и «бысть гора велика», и покрыл Собою вселенную ( Дан. 2, 34–35 ).
«От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». Податель же сей благодати – Бог; и мы дивимся неизглаголанному Его человеколюбию.
«Сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь». Пророк называет от Бога сотворенным тот день, в который Камень сей, по страдании, воскрес; потому что вскоре по воскресении повелел священным Апостолам идти и научить все народы. Но Пророк сказал, что день сей преимущественно создан Богом; потому что в оный в начале сотворил Бог свет; и он же, прияв воскресение нашего Спасителя, лучи Солнца правды излиял на целую вселенную. Бог, создав свет, назвал свет – днем, и ничего инаго не творил в тот день. По этому и сей единый день, подобно дню первому, приял создание света. Ибо в день вторый сотворил Бог твердь, в день третий растения и семена, и также в дни другие создал все прочее: но в первый день сотворил свет, и свет назвал днем. По этому справедливо сказал Пророк: «сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь», как приявшие в оный источники благ.
«О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же». И в последующее время подавай спасение, Владыка, и ведущий к Тебе путь соделывай легким и удобошественным.
«Благословихом вы из дому Господня». Так говорят победившие возлюбленным ими: приносим вам благословение от того Камня, который соделался домом сущаго в нем Бога Слова. Ибо сказано: и «Слово плоть бысть, и вселися в ны» ( Иоан. 1, 14 ). И Господь сказал Иудеям: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» ( Иоан. 2, 19 ).
«Бог Господь, и явися нам». Здесь Пророк Владыку Христа ясно исповедал Богом. Ибо Кого нарек выше Камнем, и потом благословенным и грядущим во имя Господне, Того же наименовал и Господом и Богом, совершившим пришествие Свое и даровавшим спасение уверовавшим.
«Составите праздник во учащающих до рог олтаревых.» Поэтому соберитесь все, и празднуя собственное свое спасение, совершите такое великое торжество, чтобы стеснившееся множество достигало до самаго жертвенника. Пророк сказал: «во учащающих», то есть, столпившись и теснясь от многолюдства.
«Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе: Бог мой еси Ты, и вознесу Тя». Тебя знаю Бога моего, Тебя знаю Владыку моего, Тебя Благодетеля буду песнословить во всю жизнь.
«Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение». «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Себя самих, как предпоставленные другим, первых подвигнув к славословию, потом и других убеждают песнословить благаго Владыку, как всем обильно отверзающаго источники милости. Надлежит же знать, что и Иудеям, когда окружили их оные народы, спасительно было познать Того, Кто от них произойдет по плоти, и всем дарует спасение. Ибо сие делало их более отважными против нападаюших, ободряя верою в скрывавшееся в них благословение.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 117
Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.
Пс.117:2–4 Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его.
Этими словами пророк объясняет, кто именно должен исповедовать милость и благость Божию. Яко благ, яко в век милость Его – это должен сказать, и не сказать только, а постоянно говорить, во-первых – дом Израилев, т.е. весь израильский народ; затем то же самое должен говорить и дом Ааронов, то есть все колено священническое, или левитское; наконец, сюда же присовокупляет всех боящихся Господа, т.е. всех истинных чтителей Бога, и говорит: «Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его» (пер. с евр.). Таким образом, призывает к хвалению Бога всю Церковь, составленную из иудеев и язычников, обращенных к вере во Христа, – говорит, чтобы все верные исповедовали непрестающую милость Божию к тем, которые приносят покаяние, потому что все они, в то или другое время, постоянно и различными способами получали благодать и милость Божию.
Пс.117:5 От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство.
Здесь пророк представляет в примере самого себя. Случалось мне, и неоднократно, как бы так говорит он, впадать в трудные обстоятельства и испытывать скорби: тогда я обращался с молитвою к Богу (от скорби призвах Господа), и Он не только услышал меня, но «и на пространное место вывел меня» (пер. с евр.) (услыша мя в пространство). Подобное сему выражение есть в 4-м псалме (ст. 2): в скорби распространил мя еси, т.е. помог, утешил. Распространять в скорби значит: «освобождать душу от гнетущей скорби, от тесных, сжигающих душу обстоятельств». По изъяснению св. Афанасия Александрийского, «не только, говорит, извел меня из тесных обстоятельств, но и помог стать на великой широте» [3, с. 49]. А по словам блж. Феодорита: «доставил мне утешение большее в самой скорби» [6, с. 565].
Пс.117:6–7 Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя.
Здесь пророк, говоря о помощи Божией, всегда готовой для человека, призывающего эту помощь, противопоставляет ей самонадеянность человеческую, когда люди, забывая о помощи Божией, в случаях опасности от врагов или от скорбных и тесных обстоятельств, выражают опасения подвергнуться этим обстоятельствам и принимают какие-либо средства к ограждению себя от вражеских напастей или угрожающих обстоятельств. Существует, например, такая поговорка у людей: «На Бога-то надейся, но и сам не плошай». Этой поговоркой люди обыкновенно выражают ту мысль, что, при надежде на Бога, не нужно упускать из вида и те охранительные средства, какие имеются в наших руках, при встречающихся затруднительных обстоятельствах. Как будто не отвергается надежда на Бога; но в то же время допускается самонадеянность, которая часто и у многих людей совсем вытесняет из сердца надежду на помощь Божию. Против такой самонадеянности пророк самого себя ставит в пример другим, говоря так «Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник – буду смотреть на врагов моих» (пер. с евр.). По поводу сей речи пророка св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Видишь ли высоту духа? Видишь ли, как ум его стал выше человеческой немощи? Видишь ли, с какой высоты смотрит на всю природу? Сие не только мы должны просто петь, но и делами осуществлять. Не сказал: ничего со мною не случится, но: не убоюсь, что сделает мне человек. И хотя случится, не боюсь, говорит, что и Павел (апостол) говорит: «Если Бог за нас, то кто против нас?» ( Рим.8:31 ) [5, с. 356].
Пс.117:8–9 Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи.
Человек маловерный, притом же всегда преданный житейской суете и разным страстям, обыкновенно не видит и не понимает, в чем заключается его истинное благо, или счастие. Остановив внимание наше на изречениях предыдущих стихов о помощи Божией, имеющей столь благотворное влияние на судьбу людей, прибегающих к этой помощи, пророк выводит заключение, что великое счастие или благо человека состоит в том, когда он надеется на Господа, и здесь опять берет пример с самого себя, так как часто он обманывался, когда надеялся на своих друзей, но никогда не оставался без благополучного успеха, когда надеялся на Бога. И потому он как бы так говорит: счастлив тот человек, который надеется на Господа, счастлив, когда он. уповает больше на Бога, нежели на людей, или на князей, т.е. начальствующих в мире. Согласно сему и премудрый Сирах говорит: «Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? Или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? Или кто взывал к Нему, и Он презрел его?» ( Сир.2:10 ) А если бы кто сказал, что он и надеялся на Бога, но не получил того, чего ожидал, тот пусть знает, что он надеялся не вполне, не так, как должно, а – или с примесью самонадеянности, или с надеждою больше на человека, чем на Бога. А Сам Господь, чрез пророка Иеремию, говорит: «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер.17:5 ).
Пс.117:10–13 Вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя.
Царствование Давида было воинственное; со всех сторон нападали на него враги, и потому он справедливо мог жаловаться, что все народы окружили и обступили его (обышедше обыдоша мя) и угрожали покорением его царства; особенно так было в начале его царствования, по той причине, что предшественник его, оставленный Богом Саул, довел до расслабления царство Израильское, и на Давида часто нападали соседние враждебные народы. Но Господь видимо помогал Давиду, и с этой помощью Божией он покорил своей власти моавитян, сирийцев, аммонитян и другие народы и отнял несколько городов у филистимлян. Вспомоществуемый силою Божией, он необинуясь мог говорить: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их. Обступили меня, окружили меня; но именем Господним я низложил их» (пер. с евр.). Сознание помощи Божией, которую пророк непосредственно получал от Самого Бога и о которой он говорит выше (ст. 6–10), глубоко проникало все существо его, и потому последнее выражение о сопротивлении всем врагам своим ничем иным, как только силою Божией, он повторяет здесь до трех раз. Выражение: именем Господним противляхся им, – конечно, не то означает, чтобы самое имя Божие противодействовало врагам Давидовым, как лжемудрствуют новейшие еретики Афона, а то, что всемогущая сила Божия, на которую Давид надеялся и которую призывал во всякой скорби, не оставляла его без своей помощи и способствовала ему покорять и низлагать врагов. Он сравнивает силу и ярость врагов его с множеством пчел, окружающих пчелиный сот, и с огнем горящаго терновника, но и в таких случаях, когда враги его казались особенно сильными и яростными, он с помощью Божией отражал и низлагал их. Доходило иногда до того, что он казался уже низриновенным и близким к падению (превратихся пасти), но и тогда, говорит, Господь прият мя, т.е. поддержал и спас меня.
Пс.117:14–18 Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.
Пс.117:19–21 Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение.
С особенною ревностью пророк стремится к скинии, или храму Господню, чтобы в нем воздать должное благодарение Богу за Его милости и благодеяния. Вот он стоит пред вратами правды, называя так двери скинии, в которой хранились законы и оправдания Господни; он повелевает священникам и левитам отворить ему эти врата: «Отворите мне врата правды: войду в них и прославлю Господа» (пер. с евр). Врата эти он называет потом вратами Господними и поясняет, что праведники войдут чрез них в Царствие Божие. Св. отцы Церкви изречения о вратах изъясняют в высшем, духовном значении. Св. Иоанн Златоуст говорит; «врата Господня – это врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые, они отверзаются тем, которые чрез наказания удаляются от грехов. Итак, кто наказан, тот смело может говорить: отворите мне врата правды. Ибо слова сии надобно принимать в высшем значении, и под вратами разуметь небесные врата, которые затворены для злых, и в которые должно стучать посредством добродетели, милостыни и правды» [5, с. 360–361]. По словам блж. Феодорита, в высшем значении вратами правды называет пророк различные виды добродетели и благоуспешность о них; и ими входят те, которые переносили по временам скорби И он же (блж. Феодорит) к сему прибавляет: «врата Господня есть Сам Господь, по реченному Им: «Аз есмь дверь» ( Ин.10:9 ) [6, с. 568]. А св. Афанасий Александрийский говорит: «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца?» [3, с 365]. Пророк Давид, всегда молившийся о чистоте сердца ( Пс.50:12 ), мог со дерзновением и благодарным сердцем говорить пред Богом: Исповемся Тебе, Господи, «славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» (пер. с евр.).
Пс.117:22–23 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших.
В изречениях о камне, не имеющих, по-видимому, никакой связи с предыдущими изречениями, можно усматривать такую связь: выше (ст. 16–17) пророк говорит, что он желает возблагодарить и прославить десницу Господню за то, что она явила силу свою пред его врагами, искавшими смерти его. Он повелевает отворить ему врата правды, чтобы там, за этими вратами, прославить Господа. Он и благодарит Его за то, что спас его, преследуемого врагами, от смерти, которой добивались эти враги, – хотя и подвергал его наказаниям, но смерти не предал. Далее, он исповедует, что искавшие его погибели враги его, по ненависти и злобе, презирали его, отвергали всякое значение его, как покровительствуемого Богом царя Израильского, но Господь Бог, наказывая и щадя его, устроил нечто дивное в судьбе его и всего человечества. И здесь, по вдохновению свыше, пророк переносит слово свое от себя лично и говорит о Другом некоем, называя его камнем и выражая то, чего не мог сказать о себе лично. Вот эти изречения о камне и заключают в себе пророчество о Христе, Сыне Божием, Который Сам эти слова псалмопевца о камне отнес к Своему лицу, после того, как предложил иудеям притчу о виноградарях, убивших наследника хозяина виноградника (см. Мф.21:42 ). К лицу того же Спасителя относили слова сии и св. апостолы ( Деян.4:11 ; 1Пет.2:7 ; Еф.2:20 ). «Зиждущими, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк назвал иудеев: законоучителей, книжников и фарисеев, которые отвергли Его (небрегоша). Но этот отвергнутый камень явился столь полезным, что сделался главою угла. Не всякий камень пригоден для угла, но только самый лучший, который может соединить стены с той и другой стороны» [5, с. 561]. Итак, смысл слов пророка следующий: отвергнутый и униженный иудеями камень оказался столь дивным, что не только вошел в состав здания, но и соединил две стены его. Какие же стены? Уверовавшие из иудеев и язычников ( Еф.2:14–15,20 ). «Подобными же словами выражает эти мысли и блж. Феодорит: «Христос Господь совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т.е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальше одною верою и составил из обоих одну Церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исайю ( Ис.28:16 ): «Се, Аз полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, во основание ему». То же сказал и блж. Павел: «Бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил ( Дан.2:34–35 )» [6, с. 568–569]. Все это от Господа и есть дивно в очах наших. «Кто не ужаснется, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто не удивится тому, что там покланяются Христу, где Он распят? И распявшие Его в бесчестии, а покланяющиеся во славе. И сие слово распространилось по вселенной, совокупляя своею истиною всех. Оно дивно и тем, которые сколько-нибудь испытывают его, но гораздо достовернее для верующих. Потому-то и прибавил: «в очах наших». Ибо сие дело не было человеческое и не состояло во власти кого-либо из людей, и ни ангелы, ни архангелы не могли совокупить таковый угол. Никто не мог: ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел, совершить сие, но только Сам Бог. Это исключительно Его дело» [7, с. 930–931].
Пс.117:24–25 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же.
Говоря о дне, пророк разумеет здесь, очевидно, не обычный день, обозначаемый течением солнца, а какой-либо особенный день в судьбах мира и домостроительства Божественного спасения людей, и словом сей указывает на связь и отношение его к тому камню, о котором говорит в предыдущих стихах. По мнению св. отцев Церкви, и этим словом день он также пророчествует о славных делах, о благах и победах, произведенных Господом нашим Иисусом Христом в день воскресения. Св. Афанасий Александрийский говорит: «сей день – какой это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый камень сделался главою угла? т.е. день воскресения Спасителя, названный так от имени Его: (греч.: «Господним») воскресным» [3, с. 365]. А по словам блж. Феодорита, «пророк именует днем, сотворенным от Бога, тот, в который Камень Сей востал, по страдании Своем. Ибо вдруг, по воскресении, повелел апостолам научить все народы» [6, с. 569]. Сей день, егоже сотвори Господь, и проч., по замечанию св. Иоанна Златоуста, «сей стих и в его время пел народ и приходил от него в восторг, особенно во время праздника Пасхи» [5, с. 353], как и ныне поется он в сей великий праздник А этим Св. Церковь ясно дает знать, что под сим днем она разумеет день воскресения Христова. Пригласив верных чад Божиих возрадоваться и возвеселиться в сей спасительный день, пророк научает их молиться, а с ними вместе и сам молится Господу Богу о спасении и благопоспешении в доброй христианской жизни и благочестии такими словами: «О, Господи, спаси же! о, Господи, споспешествуй же!»
Пс.117:26 Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня.
Словами первой половины сего, 26-го, стиха: Благословен грядый во имя Господне, – встретили Давида священники, когда отворили ему врата правды, и он, вшедши в эти врата, возблагодарил Господа словами: «Славлю Тебя, Господи, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» (ст. 21), а потом, теми же словами, приветствовал Господа Иисуса Христа народ, предшествовавший и сопровождавший Его, когда Он, пред страданиями и смертию Своей, торжественно входил в Иерусалим: Благословен грядый во имя Господне. Слова эти означают, что благословен Богом тот, кто идет во имя Господне не только спасать людей, но и судить их. Сам Спаситель относит сии слова к Себе, когда внушает неверующим иудеям, что настанет время, когда они, увидя Его, идущим на облаках судить людей, невольно выскажут эти слова, т.е. признают Его Мессией и Господом ( Мф.23:39 ). Словами же следующей половины стиха: благословихом вы из дому Господня, – выразили приветствие и благословение свое, по заповеди Божией ( Чис.6:23–24 ), священники, при выходе царя и народа из скинии. По словам св. Иоанна Златоуста, «пророк разумеет здесь весь верный народ, получающий благословение в доме Божием» [5, с. 363]. А по св. Афанасию, эти слова говорят пророки уверовашим во Христа, т.е. «блаженными вас назовем за то, что стали вы домом духовным; потому что в вас обитает Господь» [3, с. 366].
Пс.117:27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых.
Здесь еще пророчество о Христе, и псалмопевец изрекает его по причине особой торжественности, которую желает придать случаю своего пришествия ко вратам храма (врата правды), для изъявления благодарности Богу. При отверзении дверей храма, он пророческим духом предусматривает пришествие в мир Христа Спасителя, явившегося во плоти и воссиявшего в виде утренней звезды. Так именно смысл сего стиха и выражается при чтении его по переводу с еврейского: «Бог Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника». По свойству выражения пророческих речений в прошедшем времени, вместо будущего, здесь сказано: явися, вместо: «явится», или «воссияет». По изъяснению св. Иоанна Златоустого, «явлением называет воплощение и удивляется, что будучи Богом Господом и будучи таков по существу Своему, удостоит нас Своего явления. Потому-то мы, говорит, и будем благословлять Тебя за то, что получили такой дар. На сие-то и Христос указывает, когда говорит: «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:17 ) [5, с 364]. По причине такого, имеющего некогда совершиться, события, пророк приглашает верных составить праздник, со множеством жертвоприношений, так, чтобы празднующие наполнили храм до тесноты, приводили бы во множестве агнцев привязанных (во учащающих, т.е. учащенных, умноженных в числе) до самых «рогов жертвенника». Под рогами олтаревыми разумеются особого рода металлические крючки, устроявшиеся по углам жертвенника, в виде рогов, для привязывания за них животных, предназначавшихся для жертвоприношения.
Пс.117:28–29 Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе: Бог мой еси Ты, и вознесу Тя: исповемся Тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
Высказав вдохновенные ему свыше пророчества о Христе Спасителе, псалмопевец снова исповедует и прославляет Бога: «Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя. Буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением». Для усиления хвалы и благодарения Богу он повторяет свои прежние хвалебные молитвы к Богу (ст. 21) и заканчивает псалмопение теми же хвалами, какими и начал его (ст. 1 и 29).
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8