Госпожа бовари чему учит
Анализ романа Госпожа Бовари Флобера
Роман «Госпожа Бовари» занимает и по сей день определенное место в литературе. Стиль романа больше относится к психологическому и драматическому жанру, он хорошо продуман и прост в восприятии, где каждое слово является совершенством. Сильно отражен дух реализма, когда в те времена вовсю освещались романтика и лирика того времени, несмотря на войны и революции.
Флобер пошел наперекор всему серому и обыденному. Он идеально подчеркнул стиль французской действительности и яркий и запоминающийся образ персонажей своего романа: здесь патриотизм и в тоже время отторжение любого новаторства и современности, любовь и сострадание вперемешку с серой обыденностью и равнодушием.
И именно это и является причиной гибели героини. Она не видит смысла в дальнейшей своей судьбе, вокруг вранье, ложь и обман. Нет того, что она так упорно и долго искала – идеальной жизни, которая была описана в монастырских книжках, а горькая реальность так ужасна и отвратительна. Богатое воображение выращенное в закрытых стенах монастыря, закрывшие ее от реалии мира, породили склонность к нелепым грезам и не способности приспособится к реалиям.
Мещанская жизнь в романе полна расчетливости и лжи: Эмма была выбрана в жены по сухому расчету своей свекрови; Утаивание Шарлем мужем Эммы семейного дохода, в виде дополнительного заработка; местный аптекарь Гомэ под блистательной маской благочестия скрывает мелочность, нарочитость, чревоугодие и похождения на сторону.
Актуальность романа отражение некоторых черт людей, которые живут по принципу начну новую жизнь в «понедельника», и все наладится и все будет хорошо. Образ Эммы, заключен в неумении решать проблемы, приложить максимум усилий для создания своей земной идеальной жизни, а не воображаемой. Даже материнство не спасает ее, ведь дети смысл жизни любой матери.
2 вариант
Произведение относится по жанровой направленности к психологической драме, изображающей жизнь французской провинции девятнадцатого века. Идея написания романа возникает у писателя в результате услышанной истории о семействе Деламар, в которой жена решается на самоубийство. Именно Дельфина Деламар, жаждавшая для себя лучшей жизни, выступает в качестве прототипа ключевой фигуры романа Эммы Бовари. При этом сам писатель неоднократно упоминает о том, что все герои произведения являются плодом его литературной фантазии.
Эмма Бовари представляется автором в образе романтической натуры, мечтающей блистать в высших кругах, но при этом являющейся плохой супругой для своего мужа Шарля. Молодая женщина характеризуется крайней противоречивостью, выражающейся в ее неоднозначных поступках, причина которых кроется в иллюзорном мире героини, поддавшейся влиянию книжной романтики. Эмма пытается найти в жизни идеал мужчины, а также красивого существования, но ее попытки не увенчаются успехом, поскольку делает это она неразумно и глупо, полностью отрываясь от реальной действительности.
Композиционная структура романа отличается длинной экспозицией, позволяющей более точно раскрыть психологическую мотивацию поступков главной героини, и также тщательными авторскими зарисовками характерных черт героев произведения и деталей их бытовой жизни.
Сюжетная линия романа повествует о трагической судьбе молодой женщины, которая благодаря собственным иллюзиям создает себе несчастную жизнь, при этом писатель использует метод беспристрастного детального изложения событий без лирических авторских отступлений, передающих его точку зрения, применяя исключительно средства художественной выразительности.
Писатель демонстрирует в романе негативные признаки мещанской провинциальной жизни в виде пошлости, отсутствия рефлексии, наличием низменных страстей и амбиций, а также грубого, убогого материализма.
Отличительной особенностью романа является своеобразная атмосфера, в которой отсутствуют положительные и отрицательные персонажи, а также авторская позиция по отношению к героям произведения. Писатель отдает читательской аудитории право суждения о каждом персонаже романа.
Роман воссоздает колоритную картину бездушной буржуазной провинциальной жизни того периода времени, выглядевшей внешне довольно добропорядочной и правильной.
Анализ 3
Для Эммы он как герой из книги, а для Родольфа она лишь очередная любовница. Она тяжело переживает измену мужу, как и все романтические героини, едва не умирает от тоски. Однако не может себя контролировать и отдается чувствам.
Муж Эммы как будто не замечает все любовные похождения своей жены, он ей слепо верит и вообще обожает жену. С ней он счастлив, но он никогда не интересовался, что думает она, счастлива ли. Возможно если бы он больше проявлял внимания к жене, то у них были бы хорошие отношения. Каждый раз, когда Эмма искала что-то хорошее в муже, он постоянно ее разочаровывал. Шарль черствый, бездарный врач. Госпожу Бовари это выводило из себя.
Госпожа Бовари запуталась в своих чувствах, сначала она начала приобретать вещи для себя, чтобы немножко отвлечься. Думала, что таким образом приблизиться к лучшей жизни. Затем она начала делать дорогие подарки своим любовникам, обустраивала квартиру для своих любовных утех. Когда наступает финансовый крах, то для Эммы это еще и крах в нравственном смысле. Эмма чувствует что не может так дальше жить, не может жить в мире, где не нашла своего счастья. И сознательно расставаться с жизнью. Шарль же, в свою очередь, прощает измену жены. Он все же любит ее, несмотря ни на что. И решает умереть вслед за ней, потому что жизнь без нее это не жизнь.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ романа Госпожа Бовари Флобера
Популярные сегодня темы
Произведение проникнуто философскими размышлениями автора о строящейся по коммунистическим проектам новой жизни. Его главный странный герой не только ищет счастье и истину, в своих странствиях он встречается с разными гранями новой жизни.
Стремление к своей цели, к своему желанию является главным смыслом жизни человека. А не имея своей цели, своей мечты – то вовсе и нет человека, как нет птицы без крыльев.
Произведение «Демон» Михаил Юрьевич Лермонтов писал в течение десяти лет. Ее сюжетом, предполагается, стала часть жизни самого писателя
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
Рецензия на книгу «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера
«Мадам Бовари» (в других переводах «Госпожа Бовари») — это роман о провинциальной жизни 19 века, в частности, трагическая история одной семьи. Почему роман по-особенному трогает читателей? Потому, что у главных героев есть прототипы из реальной жизни, а такое не может оставить равнодушным.
Сюжет «Мадам Бовари»
Молодая красивая девушка очень любит читать романы. «Ничего плохого в этом нет», — скажете Вы, но именно этот момент важен во всей истории, запомните его.
Девушку зовут Эмма, она живет с отцом и провинциальная жизнь кажется ей до ужаса скучной. Как и все девушки в её возрасте она мечтает о замужестве, красивом муже, дорогих украшениях и платьях; ей хочется ходить на баллы, танцевать и чувствовать себя королевой.
Однажды жизнь знакомит Эмму с Шарлем Бовари, местным доктором. Он не принц на белом коне, но очень заботливый, честный и добрый человек. Дабы разнообразить свою жизнь Эмма принимает предложение Шарля и становится мадам Бовари.
У нее есть многое: муж, отличная усадьба, слуги. Влюбленный Шарль не отказывает ей ни при каких условиях. И вот однажды мечта Эммы осуществилась, — она побывала на настоящем баллу. Танцевала, купалась в красоте и роскоши… только больше Эмма никогда не попадала в подобные места, ведь её муж — обычный доктор.
Чтобы прокормить семью Шарль пропадал с утра до ночи на работе, ездил верхом по окрестностям и лечил всех нуждающихся. Замученный, вечно уставший муж перестает интересовать Эмму, а ведь она так жаждет настоящей страстной любви.
Вот тут мы и вспоминаем про романы-ширпотребы, которые Бовари читала сутками. У нее в голове сложился такой себе «идеал» мужчины и отношений с ним. Следуя этому «идеалу» она заводит себе сначала одного, а потом второго любовника. С ними она могла осуществить задуманное, прочувствовать все, чего никогда не было с простаком Шарлем.
Она плюет на своего мужа и его любовь, ей безразлично, что у них подрастает маленькая девочка, все, о чем она может думать — о подарках для своего любовника и новой мечте, уехать с ним в любовное приключение. Только денег у Эммы нет, и она влазит сначала в один долг, потом в другой.
Побег с любовником откладывается на неопределенный период; от горя госпожа Бовари чувствует недомогание. А долги тем временем растут, как на дрожжах.
Заканчивается история грустно. Муж, пытаясь поправить здоровье жены, влазит в еще большие долги, и выхода из них нет, придется продавать усадьбу. Мадам Бовари просит помощи у прошлых любовников, умоляет их продать какие-то вещи, заплатить за нее, но никому её проблемы не нужны. Не находя разумного выхода, боясь признаться во всем мужу, она решать отравиться мышьяком.
Личное мнение
Автор книги Гюстав Флобер, французский писатель эпохи реализма, в своих произведениях выдвинул теорию «точного слова». Как вы знаете, талантливые люди имеют свои бзики и навязчивые идеи, у Флобера была именно эта теория.
Писатель стремился к идеалу, совершенству речи, формы текста, чтобы прочитанное завораживало читателей. И это ему удалось, невероятно красивые сравнения и описания действительно радуют глаз, текст читается легко, несмотря на то, что это классическое произведение.
Гюстав Флобер (1821-1880)
На создание романа у автора ушло 10 лет жизни, а после выхода романа в свет, Флобера судили, так как общество посчитало роман оскорбительным. Плюс ко всему, автор использовал совершенно новый прием в литературе того времени — натурализм (описания мучительной смерти Эммы от мышьяка и правда было очень натурально и неприятно). Также Флобер не поддерживает ни одного из героев, нет разделение на плохой или хороший, все одинаковые и читатель может сам решить кого стоит осуждать и за какие поступки.
Лично меня книга заставила совершенно по-новому посмотреть на человеческие взаимоотношения, семью, любовь и честность. Я в некотором роде даже не считаю Эмму виноватой. Она читала книги, но какие это были книги? Они совершенно не расширяли ее кругозора, она мечтала только о богатстве и муже красавчике. А теперь прочитайте предыдущее предложение еще раз. Ничего не напоминает?
Этот роман можно перенести на наш современный испорченный мир. Время идет, а человек все так же остается человеком. Сейчас дамы ходят выйти замуж, сидеть на шее у мужа, бриллиантов, машину хотят, квартиру, постоянно тусить и ногти наращивать. И такой сорт девушек, как мадам Бовари, к сожалению стал не исключением, а правилом (никого не хочу обидеть).
Я осуждаю её за надменный эгоизм, а ещё я осуждаю её за измены. Что было ошибкой мадам Бовари? Вы скажете, что уже достаточно неправильных решений. А я добавлю еще одно. У этой женщины был любящий муж, была дочь, уютный дом и вкусный ужин. У нее было то, чего нет у многих людей, которые мечтают об этом. Вот, в чем её беда.
Вывод
Если не брать проблему измены в этой книге и причин, что к ней привели, главная мысль — это умение ценить то, что у тебя есть, ведь завтра это могут у тебя забрать. А мечты иногда должны оставаться мечтами, иногда это просто миражи, за которыми ты бежишь и к которым не приближаешься. Ведь именно мадам Бовари показала нам, что в наши худшие моменты рядом лишь самые близкие люди, самые родные, а это стоит дороже платьев и бриллиантов.
«Госпожа Бовари» как социально-психологический обличительный роман
Роман «Госпожа Бовари» занимает и по сей день определенное место в литературе. Стиль романа больше относится к психологическому и драматическому жанру, он хорошо продуман и прост в восприятии, где каждое слово является совершенством. Сильно отражен дух реализма, когда в те времена вовсю освещались романтика и лирика того времени, несмотря на войны и революции.
Флобер пошел наперекор всему серому и обыденному. Он идеально подчеркнул стиль французской действительности и яркий и запоминающийся образ персонажей своего романа: здесь патриотизм и в тоже время отторжение любого новаторства и современности, любовь и сострадание вперемешку с серой обыденностью и равнодушием.
Позиция автора — в романе хорошо показана позиция автора, непредвзятости к любому персонажу романа, он дает возможность каждому читателю самому оценить действия и поступки всех действующих лиц романа. Он же лишь освящает ту действительность и самобытность мещанства в глухой французской провинции. Беспочвенные иллюзии о счастливой жизни героини, скорое ее разочарование в семейной жизни, обманщик-муж, слишком заурядные и безответственные любовники – все настолько лишено романтизма в романе, что даже любовная сцена происходит ни где-то в уютном и милом местечке, а просто какая то выставка. Все сухо надменно и без лишних эмоций.
И именно это и является причиной гибели героини. Она не видит смысла в дальнейшей своей судьбе, вокруг вранье, ложь и обман. Нет того, что она так упорно и долго искала – идеальной жизни, которая была описана в монастырских книжках, а горькая реальность так ужасна и отвратительна. Богатое воображение выращенное в закрытых стенах монастыря, закрывшие ее от реалии мира, породили склонность к нелепым грезам и не способности приспособится к реалиям.
Мещанская жизнь в романе полна расчетливости и лжи: Эмма была выбрана в жены по сухому расчету своей свекрови; Утаивание Шарлем мужем Эммы семейного дохода, в виде дополнительного заработка; местный аптекарь Гомэ под блистательной маской благочестия скрывает мелочность, нарочитость, чревоугодие и похождения на сторону.
Актуальность романа отражение некоторых черт людей, которые живут по принципу начну новую жизнь в «понедельника», и все наладится и все будет хорошо. Образ Эммы, заключен в неумении решать проблемы, приложить максимум усилий для создания своей земной идеальной жизни, а не воображаемой. Даже материнство не спасает ее, ведь дети смысл жизни любой матери.
Анализ 3
Проблематика романа непосредственно связана с образом главной героини — Эммы Бовари. Она училась в монастыре, все время мечтает, но в жизни сталкивается с повседневностью, простотой. Одним из первых разочарований стала ее свадьба. Фантазируя о романтическом, незабываемом празднике, все что она получила это, была фермерская гулянка, а вместо медового месяца — бытовые дела по обустройству нового дома. Даже материнство не приносит ей радости, она очень хотела сына, но радела дочь. Эмма очень хотела бы покупать красивую одежду для малыша, но средств ей не хватает. Эмма пытается полюбить своего мужа, а вместе с ним и дочь на протяжении целого романа.
Однажды она влюбилась в помощника нотариуса, юноши по имени Леон. И когда она осознает о своих чувствах к нему, то пытается не поддаваться им и остаться в семье, соблюдая правила морали. Люди восхищались ее сдержанностью и рассудительностью. Но когда Леон едет в Париж, Эмма грустит. Затем она встречает своего первого любовника — Родольфа Буланже.
Для Эммы он как герой из книги, а для Родольфа она лишь очередная любовница. Она тяжело переживает измену мужу, как и все романтические героини, едва не умирает от тоски. Однако не может себя контролировать и отдается чувствам.
Через несколько лет госпожа Бовари встречает свою первую любовь — Леона Дюпюи. В настоящее время уже никакие моральные принципы и угрызения совести их не останавливают, они становятся любовниками. Они наслаждаются своей любовью, но не долго.
Муж Эммы как будто не замечает все любовные похождения своей жены, он ей слепо верит и вообще обожает жену. С ней он счастлив, но он никогда не интересовался, что думает она, счастлива ли. Возможно если бы он больше проявлял внимания к жене, то у них были бы хорошие отношения. Каждый раз, когда Эмма искала что-то хорошее в муже, он постоянно ее разочаровывал. Шарль черствый, бездарный врач. Госпожу Бовари это выводило из себя.
Госпожа Бовари запуталась в своих чувствах, сначала она начала приобретать вещи для себя, чтобы немножко отвлечься. Думала, что таким образом приблизиться к лучшей жизни. Затем она начала делать дорогие подарки своим любовникам, обустраивала квартиру для своих любовных утех. Когда наступает финансовый крах, то для Эммы это еще и крах в нравственном смысле. Эмма чувствует что не может так дальше жить, не может жить в мире, где не нашла своего счастья. И сознательно расставаться с жизнью. Шарль же, в свою очередь, прощает измену жены. Он все же любит ее, несмотря ни на что. И решает умереть вслед за ней, потому что жизнь без нее это не жизнь.
Анализ романа Г.Флобера «Госпожа Бовари»
До сих пор наши примеры реалистического романа XIX века относились к ранним стадиям его развития. Со второй половины века реализм, уже выполнивший задачу каталогизации, научной систематизации общественной жизни, все больше сосредоточивается на изображении отдельной личности, углубляется внимание реалистов к внутреннему миру человека, новое, более точное представление о психических процессах ведет к выработке новых приемов изображения реакций личности на предлагаемые обстоятельства. Соответственно в реализме второй половины века уходит принцип панорамности и уменьшается объем романа, намечается тенденция к ослаблению значения внешнего сюжета. Роман все дальше отходит от романтической красочности, сосредоточивается на изображении заурядной личности в самых типичных обстоятельствах. Параллельно с «усреднением» романного материала идет процесс утончения его художественного инструментария, выработки все более изощренной формы, которая перестает восприниматься как «форма», то есть нечто внешнее по отношению к содержанию, а, полностью совпадая с задачами «содержания», становится его прозрачной оболочкой. Величайшим новатором в этой реформе романа, в утверждении романа как жанра, эстетически ни в чем не уступающего поэзии или драматургии, был французский писатель Гюстав Флобер (1821–1880 гг.).
Гюстав Флобер принадлежал к числу тех французских художников, которые в своей оценке современности не разделяли позитивистской веры в обновляющую общественную роль науки и техники. Это неприятие Флобером основного пафоса позитивистской доктрины ставит его на совершенно особое место в развитии французской литературы второй половины века и служит серьезным аргументом против литературоведческих тенденций представить Флобера как предшественника натурализма. Писатель не отрицает науку как таковую, более того, ему кажется, что многое из научного подхода к явлению может и должно перейти в искусство. Но в отличие от позитивистов он не согласен абсолютизировать роль науки в жизни общества и рассматривать ее как некий субститут религии и социальных убеждений. Не приемля позитивистского биологизма натуралистов и ряда их других эстетических положений, Флобер остается верным традициям реализма, однако реализм в его творчестве предстает в новом качестве и характеризуется и рядом достижений, и определенными утратами по сравнению с первой половиной XIX в.
Служению искусству Флобер посвятил всю свою жизнь. Творчество — постоянный предмет его раздумий, одна из главных тем его обширной переписки. В одном из писем к Жорж Санд (апрель 1876 г.) он писал: «Я помню, как билось мое сердце, какое сильное я испытывал наслаждение, созерцая одну из стен Акрополя, совершенно голую стену… Я спрашивал себя, не может ли книга, независимо от ее содержания, оказывать такое же действие? Нет ли в точном подборе материала, в редкостности составных частей, в чисто внешнем лоске, в общей гармонии, нет ли здесь какого-то существенного свойства, своего рода божественной силы, чего-то вечного как принцип?»
Подобные размышления во многом соприкасаются с тем культом «чистого искусства», который был распространен во Франции этих лет и которому определенным образом не был чужд и Флобер. Ведь не случайно он говорил, что мечтает о создании произведения ни о чем, которое держалось бы только на стиле. В неутомимых поисках совершенства формы, в изнуряющей и нескончаемой работе над стилем был источник и силы и слабости Флобера. Его поиски новых художественных приемов, его убежденность в том, что существует только один-единственный способ повествования, адекватный выражаемой идее, повлекли за собой целый ряд художественных открытий. Размышления Флобера о содержательной форме, о взаимообусловленности Идеи и Стиля обогатили теорию и практику реализма. В то же время сосредоточенность на формальных поисках, надежда на то, что спасение от ненавистной действительности можно обрести в «чистом искусстве», ограничивали кругозор Флобера, и это не могло не сказаться на его творчестве. Тем не менее, преклонение перед формой никогда им не абсолютизировалось; обрекая себя на мучительную работу над словом, он никогда не превращал эту работу в самоцель, а подчинял ее высшей задаче — выразить глубинное содержание духовной и общественной жизни своей эпохи.
Эта задача блистательно решена в романе «Госпожа Бовари» (журнальная публикация — 1856, отдельное издание — 1857). В предшествующем творчестве Флобера осуществляется своего рода подготовка, поиски форм и решений, определение круга проблем, к которым так или иначе он будет неизменно обращаться впоследствии.
1. История создания романа «Госпожа Бовари».
Долго искал Флобер такой сюжет для романа, который дал бы ему возможность осуществить одно из ведущих положений своей теории: оставаться бесстрастным по отношению к тому, что он изображает, «не вкладывать себя» в свое произведение.
Один знакомый Флобера напомнил ему о семейной драме, происшедшей несколько лет назад в семье одного руанского врача. Флобер заинтересовался этим сюжетом. Над романом «Мадам Бовари» Флобер начинает работать в 1851 году и заканчивает в 1856 году. Это был первый крупный обличительный роман Флобера — роман из времен Второй империи. Решая главную задачу — обличение скудости, моральной и духовной деградации буржуа, Флобер пытается решить также очень важную эстетическую задачу.
По выходе романа один из друзей Флобера упрекнул его в том, что сюжет является слишком обыденным и малопоэтичным. Флобер ответил так: «Неужели вы думаете, что меня не тошнит, так же как и вас, от этой гнусной действительности? Если бы вы больше знали меня, то поняли бы, что обыденная жизнь мне ненавистна. Лично я всегда старался как можно дальше от нее уйти, но на этот раз, единственный раз, захотел углубиться в нее с эстетической точки зрения».
Эстетическая задача неотделима, таким образом, от основной обличительной задачи писателя.
Роман назван по имени главной его героини. Но она выступает на широком общественном фоне, названном в подзаголовке: «Провинциальные нравы». Затхлый провинциальный мещанский мирок беспощадно разоблачен Флобером.
2. Идейный замысел романа
Второй этап развития Французский реализм 19 столетия (50-70-е годы) связан с именем Флобера. Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера — «Госпожа Бовари» (1856).
Громадные творческие трудности стояли перед ним: прежде всего они состояли в крайней тривиальности коллизии, в пошлости характеров, в бесконечной обыденности сюжета, вполне способного уместиться в нескольких газетных строчках отдела смеси. То и дело испускает Флобер вопли отчаяния в письмах:
И еще: «…то, что я теперь пишу, рискует обернуться Поль де Коком, если я не вложу сюда глубоко литературной формы. Но как добиться, чтобы пошлейший диалог был хорошо написан?» Писателям, которые во все вкладывают себя, свои чувства, свой личный опыт, легко работать. Ну, а если стремишься, «чтобы в книге не было ни одного движения автора, ни одного его собственного размышления», если «нужно в любую минуту быть готовым влезть в шкуры людей для меня глубоко антипатичных», если «нужно думать за других так, как они сами думали бы, и заставить их говорить…».
Но вместе с тем, какое огромное удовлетворение приносит этот каторжный труд!
«Все равно — плохо ли, хорошо ли, но какое это чудо — писать, не быть больше собой, а находиться в том мире, который ты создаешь. Сегодня, например, я был одновременно мужчиной и женщиной, любовником и любовницей; осенним днем я прогуливался верхом по лесу, среди пожелтевших листьев. И я был и лошадьми, и листьями, и ветром, и словами, которые произносили влюбленные, и багровым солнцем, от которого жмурились их глаза, полные любви».
Так, в жестоких творческих мучениях и в восторгах творческих свершении создавался флоберовский шедевр, так возникало произведение, которое должно было стать «написанной действительностью» и которое стало крупнейшей вехой в развитии реалистического романа.
3. Основные образы романа.
Итак, роман «Госпожа Бовари» изображает гримасничающую, уродливую и грустную современность, повествуя о провинциальном адюльтере.
Флобер не хочет выражать дешевое негодование перед лицом этой трагической проблемы. Он не становится не на сторону жены, ни на сторону мужа, так как причины трагедии лежат, по его мнению, вне их воли. Он не смеется над непонятой женщиной, так как понимает ее, и не надеется средствами утопического социализма разрешит роковой вопрос.
Роман «Госпожа Бовари» является предметом социального исследования и характеристикой современности. При написании романа Флобер использует «объективный метод», он изучает развитие характера своей героини и поэтому — согласно всем принципам своего научного мировоззрения — обращает внимание на воздействие внешней среды.
Эмма Бовари не принимает этой среды, всем своим нелепым бытием, всей своей тоской и самой своей судьбой она против нее протестует. Каждый аспект провинциальной жизни вызывает ее отвращение и ненависть. Что может удовлетворить ее в той действительности, которая создана современными буржуа? И сквозь все иллюзии и обманы она проходит со своей неукротимой мечтой и великой непримиримостью, как обвинительный акт против затопившей мир несказанной пошлости.
Наградив свою героиню фаустовским беспокойством, Флобер не сделал ее ни менее реальной, ни менее современной. Ведь такое беспокойство и тоска — явление типично современной для эпохи Флобера.
Ни довольства, ни наслаждения материальным благополучием не было у мадам Бовари. Это подчеркнуто в разговоре Эммы со священником на тему: «не единым хлебом…». Ее радикальная «непосредственность к счастью» должна была казаться Флоберу, может быть, единственным, но не малым ее достоинством. Это была та «искра божья», которая угасла в каждом добропорядочном буржуа, преданном полезным занятиям, погрязшем в «прогрессе» и комфорте. В этой неспособности к счастью, в этой непримиримости, в категорическом и окончательном протесте против довольства и покоя заключалось в глазах Флобера великое оправдание пошлой и невежественной, самой обыкновенной, бесталанной, неудачливой и смешной женщины.
Образ Эммы Бовари приобретает громадную силу обобщения. Он становится символом современности. Одним из тех «гигантских» образов, которые, по мнению Флобера, воплощают целые эпохи и идеи. «Современная» тоска, разрывающая в жалком адюльтере, столь глубоко характеризует современную буржуазную жизнь, что Флобер мог бы быть удовлетворен, если бы это чувство было для него доступно: он создал нечто подобное играм Рабле, Шекспира или Сервантеса, образ и простой, и сложный по содержанию и структуре.
Но самой яркой, типической фигурой того самого мира, в котором живет мадам Бовари, является аптекарь Омэ. В образе Омэ Флобер создал жесточайшую сатиру на буржуазные понятия культуры, прогресса, демократии, на буржуазный либерализм, превратившийся в звонкую и лживую фразу — в удобное прикрытие для эгоистической деятельности. С образом Омэ в романе тесно связано разоблачение фальши и лицемерия общественной деятельности буржуа, которые раскрываются особенно наглядно в знаменитой сцене открытия сельскохозяйственной выставки6. Таким образом, аптекарь Омэ — это яркий тип того беспринципного буржуа, который был опорой трона Второй империи, который мог менять свои принципы ежедневно, мог принимать любое обличье в угоду власти. Это типичная фигура, сам Флобер писал: «Все аптекари Нижней Сены, узнав себя в Омэ, хотели прийти ко мне и надавать мне пощечин».
Героиня романа Эмма Бовари имеет нечто общее с романтическими героинями. Она красива, не лишена известной утонченности, жаждет больших чувств. В ней живет стремление к иной жизни, но ее «возвышенные» идеалы, почерпнутые из бульварных романов Мюссе и Лафонтена, ложны и фальшивы. Банальные образы, штампованные представления о красоте и изяществе наполняют воображение Эммы. С детства она жила мечтой о прекрасном, однако первый жизненный шаг толкнул ее в объятия посредственности. Ее муж Шарль Бовари туп и бездарен. Флобер все время подчеркивает крайнюю заурядность его натуры. Эмма тщетно пытается внести поэзию в их семейные отношения — на деле они оказываются такими же пошлыми, как и все окружающее.
Образ Шарля Бовари — герой не блещет ни умом, ни остроумием, ни образованием, не стремиться к более высокому положению, не рвется в Париж, не читает романов. Он — заурядный провинциальный лекарь, он счастлив тем, что имеет. И все же это герой высоких душевных качеств. У него тоже ест своя мечта, есть и свой долг, которого не ощущала госпожа Бовари, жаждавшая только своего личного счастья. Он нашел свое счастье в Эмме и потерял его вместе с нею. В течение всего романа он переживает это счастье в полном удовлетворении жизнью — и в полном противоречии со своей женой, так и не нашедшей удовлетворения ни в чем. Шарль Бовари трогателен в своей вере и любви, он готов на любую жертву ради жены, — и вместе с тем смешон своей удовлетворенностью, ограниченностью и убожеством мысли.
4. Эмма Бовари — центральный образ романа
Отношение автора к героине двойственно. Когда Флобер исходит из оценки той среды, в которой задыхается мадам Бовари и которую сам Флобер тоже ненавидит, он ей сочувствует. Эмма Бовари, хотя и непоследовательно и по-своему, протестует против окружающей обстановки: она не может ужиться с этим миром. Вот почему Флобер сказал однажды: «Бовари — это я сам».