Гост для добровольного применения что значит
ФАУ «ФЦС» «Об обязательной и добровольной основе применения нормативных документов».
Письмо ФАУ «ФЦС» «Об обязательной и добровольной основе применения нормативных документов».
Требования TP носят обобщенный характер и конкретизируются на техническом уровне посредством требований стандартов и сводов правил. Поэтому ставить вопрос об их независимом применении, по мнению ФАУ «ФЦС», некорректно.
Оба названных перечня включают нормативные документы или их части, которые подтверждают соответствие требованиям техрегламента, и поэтому для проектировщика и заказчика проектной документации фактически являются одинаково обязательными, как Вы справедливо отмечаете в своем письме.
Вопрос 3 о достаточности «добровольного» Перечня. К настоящему моменту данный Перечень по организационно-техническим причинам далеко не полон, в силу чего не может считаться достаточным. При оценке соответствия на добровольной основе следует ориентироваться на совокупность требований, содержащихся в действующих нормативных документах по строительству и не вошедших в «обязательный» Перечень.
Вопрос 4 о взаимоотношениях между Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений и Техническом регламентом о требованиях пожарной безопасности в настоящее время не имеет официального решения. Между ними, по мнению ФАУ «ФЦС», нет существенных противоречий. Соблюдение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности также является обязательным при проектировании и строительстве.
Письмо Минэкономразвития России «О техническом регулировании в области обеспечения безопасности зданий и сооружений» № 06/08 от 09.08.2011 г.
Минэкономразвития России рассмотрело обращение ООО «ИТБ» по вопросу разъяснения норм законодательства о техническом регулировании в области обеспечения безопасности зданий и сооружений и сообщает следующее.
Согласно пункту 12.4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
Также следует отметить, что согласно Положению о Минэкономразвития России поставленные в обращении вопросы не относятся к компетенции Министерства.
Одновременно обращаем внимание, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, является Минрегион России (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40), в сфере обеспечения пожарной безопасности МЧС России (пункт 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868).
Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 46 закона № 184-ФЗ со дня его вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к процессам проектирования и строительства, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.
При этом действие указанных обязательных требований прекращается со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (часть 7 статьи 46 закона № 184-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 42 закона № 384-ФЗ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079 был утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона № 384-ФЗ.
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 закона № 184-ФЗ применение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента.
Для всех технических регламентов, за исключением закона №384-ФЗ, добровольность применения «взаимосвязанных» с техническим регламентов стандартов означает возможность использования вместо них иных стандартов, а также собственных доказательств (протоколы испытаний и др.) для подтверждения соответствия требованиям технического регламента.
При этом неприменение добровольных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов (часть 4 статьи 16.1 № 184-ФЗ).
Следует отметить, что 26 октября 2011 г. вступают в силу поправки в закон № 184-ФЗ, которыми уточняется возможность неприменения «взаимосвязанных» с техническим регламентом добровольных стандартов и сводов правил при условии применения предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Однако статьей 5.1 закона №184-ФЗ, как справедливо отмечено в обращении, было установлено, что Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливаются особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В связи с этим Технический регламент о безопасности зданий и сооружений коренным образом отличается от других технических регламентов: в соответствии с частью 3 статьи 42 закона № 384-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применение которых стало обязательным.
При этом следует отметить, что добровольность применения установленных вышеуказанным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии требований также достаточно условна.
Так, согласно части 2 статьи 5 закона № 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования и строительства обеспечивается посредством соблюдения требований данного закона и требований стандартов и сводов правил, включенных и в «добровольный», и в «обязательный» перечни (или посредством соблюдения требований разрабатываемых в исключительных случаях специальных технических условий).
И хотя законом №184-ФЗ предусмотрена возможность отказа от применения «взаимосвязанных» с техническим регламентом стандартов и сводов правил с использованием вместо них иных документов для проектирования и последующего подтверждения соответствия 5 технического регламента (часть 4 статьи 16.1, часть 2 статьи 24 закона № 184-ФЗ), Технический регламент о безопасности зданий и сооружений такой возможности проектировщику не предоставляет.
Более того, 29 сентября 2011 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 606451-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в части совершенствования правового регулирования обеспечения пожарной безопасности с учетом практики применения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)», которым уточняется вышеуказанная возможность отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Учитывая вышеизложенное, по существу поставленных в обращении вопросов представляется возможным отметить следующее: Требования документов в области стандартизации, вошедших в перечень, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079, должны выполняться при разработке проектной документации.
Следует отметить, что ФГУ «Главгосэкспертиза России» письмом от 9 декабря 2008 г. № 14-2/2507 обращало внимание филиалов данного учреждения на возможность разработки СТУ в исключительных случаях: если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.
2. Обязательным является выполнение требований как документов, включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1047-р перечень, так и документов, включенных в перечень, утвержденный вышеназванным приказом Ростехрегулирования.
3. Требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений обязательны для исполнения.
4. Выполнение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является обязательным, так как частью 5 статьи 3 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений предусмотрено, что дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования могут устанавливаться иными техническими регламентами, равно как частью 1 статьи 1 и частью 2 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности предусмотрено существование иных технических регламентов, устанавливающих требования пожарной безопасности
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Добровольный сертификат
Что такое добровольный сертификат
Добровольный сертификат – документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям стандартов, технических условий и других документов по выбору заявителя. Как следует из названия – не обязателен для оформления.
Добровольный сертификат можно оформить на любую продукцию.
Цель добровольной сертификации
Основной целью добровольной системы сертификации является обеспечение конкурентоспособности продукции (работ, услуг).
Добровольная сертификация помогает участвовать в выставках, тендерах, государственных конкурсах продукции, работе СРО. При участии во всем этом, подтверждение соответствия стандартам требуется в обязательном порядке. Добровольные сертификаты повышают имидж предприятия, убеждая заинтересованных в его работе лиц в том, что руководство стремится соответствовать самым высоким стандартам качества, безопасности, надежности.
Добровольная сертификация не является заменой обязательной, а может проводиться в качестве дополнительной оценки качественных характеристик продукции.
Системы добровольной сертификации
Добровольная сертификация
Правила проведения добровольной сертификации не отличаются от правил, установленных для обязательной сертификации: подается заявка, выбирается схема (кроме схемы 9), в зависимости от схемы предоставляются документы и образцы продукции для испытаний. На основании испытаний принимается решение о соответствии или несоответствии указанным требованиям и решение о выдаче сертификата.
Правила по проведению добровольной сертификации продукции (работ, услуг) на соответствие требованиям государственных стандартов определены в ГОСТ 54659-2011, который утвержден Росстандартом от 13 декабря 2011 г. и переиздан в 2019 г.
Для добровольного сертификата существует отдельный бланк и знак соответствия, которым можно маркировать товарную упаковку только в случае прохождения процедуры сертификации.
Знак добровольной сертификация
В каждой системе добровольной сертификации установлены свои изображения знаков соответствия.
Знаком добровольной сертификации «Национальная система сертификации» является знак РСТ (такой же, какой и был в системе ГОСТ Р). Знак ставится на товаре, прошедшем добровольную сертификацию. От знака РСТ для обязательной процедуры он отличается надписью «добровольная сертификация», нанесенной по контуру.
Получить добровольный сертификат
Сертификация проводится аккредитованным органом. На основании результатов испытаний продукции, принимается решение о выдаче подтверждающего документа или отказе в выдаче.
Если у вас возникли вопросы по процедуре оформления добровольного сертификата на продукцию, обращайтесь к нашим специалистам для консультации, написав нам на почту info@novotest.ru или позвонив по телефону +7 (495) 989-29-25.
Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.
И снова об «обязательных»
и «добровольных»
стандартах.
Их обязывают вместо СТО применять стандарты только из правительственного или росстандартовского перечня (утвержденных, соответственно, постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 и приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365), либо разрабатывать специальные технические условия.
Чем плоха такая «обязаловка»?
Не снижается поток информации и о том, что некоторые органы государственного строительного надзора, стараясь не отстать от госэкспертизы, незаконно штрафуют строителей по ст.9.4 КоАП РФ за нарушения требований стандартов добровольного применения из перечня Росстандарта. При этом и госэксперты, и госинспекторы дружно ссылаются на норму ч. 2 ст. 5 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (ФЗ-384) о том, что безопасность зданий и сооружений должна обеспечиваться посредством соблюдения требований ФЗ-384, а также требований стандартов, включенных в соответствующие перечни, или требований специальных технических условий.
По их мнению, данная норма носит прямой исчерпывающий характер, и из нее вытекает «обязательность» всех стандартов, включенных и в правительственный, и в росстандартовский перечни, — т.к., якобы, только их применением выполняется наш строительный Технический регламент. Если же в указанных стандартах необходимые требования отсутствуют, то обязательно надо, оказывается, разрабатывать специальные технические условия.
Наверное, такие представители госвласти считают свою позицию вполне аргументированной, логичной и удобной, но на самом деле это — ошибочная позиция, основанная на вырванном из контекста бюрократическом понимании нормы ч.2 ст.5 ФЗ-384. Одновременно их точка зрения является еще и деструктивной, поскольку из-за нее строительное сообщество, будучи «втиснутым» в некое прокрустово ложе перечней стандартов, фактически лишается права творчески-профессионально применять стандарты всей совокупности системы нормативных документов в строительстве. По сути, госчиновники отказывают строительной отрасли в праве применять исторически накопленные знания в области строительства, аккумулированные в строительных стандартах, а также в праве применять собственные стандарты организаций, содержащие инновационные решения.
Ошибочная интерпретация «обязательности» и «добровольности» применения стандартов в строительстве приобрела столь массовый характер, что профессиональная общественность, обреченно махнув рукой, уже почти и не возражает. А зря. И поскольку данная проблема существует, то ее надо «разруливать». Предлагаемая статья является попыткой рассмотрения проблемы требований обязательного и добровольного применения.
О «добровольности» забыли?
Для начала надо поподробнее сформулировать указанное выше широко распространенное ошибочное мнение: итак, «обеспечение безопасности объектов должно обеспечиваться только обязательным выполнением требований:
— Технического регламента о безопасности зданий и сооружений,
— стандартов из правительственного перечня (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521),
— стандартов из росстандартовского перечня (утв. Приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365),
— специальных технических условий, если в указанных выше стандартах необходимых норм нет, либо их недостаточно для обеспечения надежности и безопасности, либо требуется от таких требований отступить».
Данная формулировка условий обязательности применения норм настолько похожа на правду, что их невыполнение при проектировании считается вполне достаточным основанием для формулирования замечаний госэкспертизы, а невыполнение таких условий при строительстве влечет наложение госстройнадзором административных наказаний на строителей.
Так в чем же кроется ошибочность и деструктивность такого мнения? Рассмотрим.
Итак, в соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ-384, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ-384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в соответствующие перечни (со ссылкой на чч.1 и 7 ст. 6) или требований специальных технических условий. Следует иметь в виду, что эта норма в техническом регулировании не единственная, имеются и другие нормы, связанные с ч.2 ст.5 ФЗ-384, игнорирование которых как раз и приводит к ошибочным суждениям.
В двух ссылочных связанных нормах — в ч.1 ст.6 ФЗ-384 и ч.7 ст.6 ФЗ-384 — указывается, что Правительство РФ утверждает перечень стандартов (их частей), применяемых на обязательной основе, а Росстандартом утверждается аналогичный перечень, но применяемый на добровольной основе.
В результате логического сложения связанных ч.2 ст.5, ч.1 и ч.7 ст.6 получается, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством соблюдения требований самого ФЗ-384, соблюдения на обязательной основе требований стандартов, включенных в правительственный перечень, а также соблюдения на добровольной (на добровольной, а не обязательной, как трактуют чиновники!) основе требований стандартов, включенных в росстандартовский перечень.
Обязанность применения стандартов из правительственного перечня не вызывает ни у кого сомнений.
А вот о правилах использования стандартов добровольного применения госэксперты и инспекторы почему-то не знают. Ниже пойдет разговор и об этом, но прежде надо уточнить контекст нормы о специальных технических условиях (СТУ).
Так, в ч.8 ст.6 ФЗ-384 указываются все случаи, когда подготовка проектной документации и строительство объекта осуществляются в соответствии с СТУ, а именно:
а) когда необходимо отступить от требований, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе (согласно ссылке на ч.1 ст.6),
б) когда недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе,
в) когда необходимые требования к надежности и безопасности в стандартах вообще не установлены.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о необходимости разработки специальных технических условий (или отсутствии такой необходимости) следует прежде провести анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта и, при необходимости, — в отношении конкретного проектного решения. Проведение такого анализа обуславливается п.6 «Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (утвержден приказом Минрегиона от 1 апреля 2008 г. № 36). Представим по пунктам возможную последовательность его проведения.
Разложим по полочкам…
В первую очередь надо определить, имеются ли в обязательных стандартах, включенных в правительственный перечень, необходимые для принятия конкретных проектных решений требования. Здесь могут быть два варианта ответа.
Вариант первый: такие требования в обязательных стандартах имеются. В этом случае далее следует рассмотреть три возможных пути (см. пп. 1-а, 1-б и 1-в).
Путь 1-а: надо выяснить, есть ли необходимость отступления от таких требований. В данном контексте имеется в виду выяснение возможности снизить (или облегчить) уровень требований, предусмотренных обязательными нормами, либо вообще ими пренебречь. Чаще всего такой вариант применяется из экономических соображений. В случае, если — да, то следует разрабатывать СТУ для обоснования указанной возможности.
Путь 1-б: надо дать оценку степени достаточности требований обязательных норм для обеспечения надежности и безопасности. Следует иметь в виду, что здесь речь идет не о достаточности видов таких требований, а о достаточности уровня таких требований. Если выяснится, что уровень требований для обеспечения надежности и безопасности следует повысить (или ужесточить), то следует разрабатывать СТУ. В этом случае СТУ необходимы не столько для обоснования ужесточения требований, сколько для обоснования необходимости повышения затрат при строительстве для обеспечения такого ужесточения. Как видно, и здесь главенствуют экономические соображения.
Путь 1-в: имеющихся требований в обязательных стандартах вполне достаточно для принятия проектного решения. В этом случае СТУ не разрабатывается.
Вариант второй: в обязательных нормах стандартов из правительственного перечня отсутствуют требования, необходимые для принятия проектного решения.
Важно: в данном случае речь идет об отсутствии необходимых видов требований, а не об их уровне. И не следует сразу бросаться разрабатывать СТУ, надо сначала исчерпать правовые возможности, предоставляемые ч.2 ст.5 ФЗ-384: безопасность зданий и сооружений должна и может обеспечиваться посредством соблюдения требований стандартов не только из правительственного перечня или СТУ, но и стандартов из росстандартовского перечня.
Следовательно, при отсутствии в обязательных нормах необходимых видов требований надо их искать в стандартах, применяемых на добровольной основе, включенных Росстандартом в свой перечень.
Теперь пора вспомнить о правилах применения стандартов, применяемых на добровольной основе, которые установлены только в одном месте законодательства о техническом регулировании — в ч.4 ст.16.1 ФЗ-184. Поэтому такими (и только такими!) правилами надлежит пользоваться всем, кто намеревается руководствоваться стандартами на добровольной основе.
В соответствии с такими правилами оценка соответствия требованиям технического регламента может осуществляться на основании подтверждения их соответствия стандартам из перечня добровольного применения, что вполне согласуется с нормами ч.2 ст.5 и ч.7 ст.6 ФЗ-384. При этом выбор норм добровольного применения осуществляется при отсутствии необходимых видов требований в нормах обязательного применения.
Эти правила учитывают и случай, когда в стандартах добровольного применения, включенных в перечень Росстандарта, необходимые виды требований отсутствуют. И надо помнить о том, что неприменение таких стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, т.е. их неприменение не несет никаких правовых последствий (о чем часто забывают проверяющие чиновники). В этом случае правилами установлено, что надо выбирать нормы, в которых имеются необходимые виды требований: либо предварительные национальные стандарты, либо стандарты организаций, и (или) иные документы (ч.4 ст.16.1 ФЗ-184), например, стандарты системы нормативных документов в строительстве.
И только лишь в случае, если необходимых видов требований для обеспечения надежности и безопасности вообще в стандартах не установлено, то можно вспомнить о разработке СТУ. Либо разработать свой стандарт организации.
Таким образом, предложенный алгоритм анализа имеющейся нормативной базы позволяет представить детальную картину обязательных и добровольных требований стандартов для их правильного использования при проектировании в отношении конкретного объекта и в отношении конкретных проектных решений.
Сергей Коноплев,
эксперт НП «Союз производителей бетона»,
Гост для добровольного применения что значит
Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия
1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган по сертификации:
осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, в которых указывается, что подтверждение соответствия данных объектов осуществляется в рамках системы добровольной сертификации в случае, если выдача сертификатов соответствия установлена правилами системы добровольной сертификации;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.
3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации, см. в Приказе Ростехрегулирования от 25.02.2005 N 27-ст.
Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. В случае, если указанный документ не представлен лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, по собственной инициативе, сведения, содержащиеся в нем, представляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи;
изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;
документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.
Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.
4. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 3 настоящей статьи, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.
5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.
Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.