Международная организация по стандартизации (ИСО) Об ИСО Как ИСО разрабатывает стандарты Подробно о стадиях разработки международных стандартов
Об ИСО
Члены ИСО
Документы ИСО
ТК/ПК ИСО
Подробно о стадиях разработки международных стандартов
Международный Стандарт представляет собой результат соглашения между комитетами-членами ИСО. Его можно использовать как таковой или внедрить путем принятия в качестве национальных стандартов в различных странах.
Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами (ТК) и подкомитетами (ПК) ИСО с использованием процесса из шести стадий
▪ Стадия 1:стадия предложения ▪ Стадия 2: подготовительная стадия ▪ Стадия 3: стадия комитета ▪ Стадия 4: стадия обсуждения ▪ Стадия 5: стадия одобрения ▪ Стадия 6: стадия публикации
Визуальное представление стадий см. таблицу кодов стадий.
Ниже приведено краткое обобщение по каждой из шести стадий.
Более подробные сведения о том, как разрабатываются стандарты ИСО, содержатся в Директиве ИСО/МЭК, Часть 1, Процедуры технической работы. О работе в области информационных технологий см. Директивы Соединенного технического комитета (СТК) 1 ИСО/МЭК.
Стадия 1: стадия предложения
Первым шагом в разработке международного стандарта является подтверждение необходимости данного стандарта. Предложение о новой рабочей теме представляют на голосование члены соответствующего ТК или ПК для решения вопроса о включении рабочей темы в программу работ. Предложение принимается, если большинство Р-членов ТК/ПК проголосуют “за” и если не менее пяти Р-членов заявят о своем обязательстве активно участвовать в проекте. На этой стадии, как правило, назначается руководитель проекта, который несет ответственность за рабочую тему.
Стадия 2: подготовительная стадия
Обычно для подготовки рабочего проекта ТК/ПК создает рабочую группу специалистов, председателем (координатором) которой является руководитель проекта. Последующие рабочие проекты могут разрабатываться до тех пор, пока рабочая группа не будет удовлетворена созданным проектом как наилучшем техническим решением рассматриваемой проблемы. На этой стадии проект направляется комитету – создателю рабочей группы, и начинается следующая стадия, стадия достижения консенсуса, которая называется стадией комитета.
Стадия 3: стадия комитета (достижения консенсуса)
Стадия 4: стадия обсуждения
Стадия 5: стадия одобрения
Стадия 6: стадия опубликования
Как только окончательный Проект Международного Стандарта утвержден, в его текст вносят минимальные редакционные изменения, если и когда они необходимы. Окончательный текст отправляют в Центральный Секретариат, который публикует Международный Стандарт.
Пересмотр международных стандартов (подтверждение, пересмотр, отмена) Все Международные Стандарты пересматриваются, по меньшей мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого пересмотра всеми странами-членами ИСО. Большинство Р-членов ТК/ПК решает, что следует предпринять относительно данного Международного Стандарта, подтвердить его, пересмотреть или отменить.
ГОСТ, ГОСТ Р, ДИН, ИСО, ОСТ, ТУ: разбираемся в стандартах
Осуществляя поиск крепёжных изделий в Интернете, вы, наверняка, не раз сталкивались с аббревиатурой ГОСТ. Если в заявке на поставку крепежа не указать эти четыре буквы, то первым вопросом менеджера по продажа будет: «Крепеж какого именно стандарта вам нужен?». Выходит, что не имея информации о стандарте, вы не cможете получить необходимый метиз. Так ли это и какие стандарты бывают, мы разберем в этой статье.
В нашей стране вы можете столкнуться со следующими стандартами: ГОСТ, ГОСТ Р, ДИН, ИСО, ОСТ, ТУ.
ГОСТ — это государственный стандарт, который включает в себя требования государства к качеству продукции, его геометрические размеры, отклонения от эталона и т.д. Система ГОСТ была разработана ещё во времена СССР и действовала на всей его территории. Часть из этих стандартов используются и сегодня. Всем известная обычная машиностроительная шестигранная гайка описывается стандартом ГОСТ 5915 или ГОСТ 5915-70.
В современной Российской Федерации возникли новые требования к стандарту, и на замену ГОСТ с 1992 года пришли обозначения ГОСТ Р. Такие стандарты признаны национальными и в название добавляются обозначения Р. Это не означает, что продукция выпускаемая по ГОСТ или ГОСТ Р стала хуже, требования к изделиям системы ГОСТов устанавливаются на основе применения современных достижений науки, практического опыта и технологий, т.е. они адаптируются и используют все новинки имеющиеся на сегодняшний день.
ОСТ — это стандарт, разработанный на основе ГОСТ, но устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Например, когда на предприятии посчитали, что болт по ГОСТ7798 должен иметь длину резьбы отличную от стандарта, они вводят ОСТ. Такие стандарты очень часто используются в автомобилестроении или авиационной технике.
Предприятие может регламентировать производство своего продукта, тогда оно вводит у себя ТУ (технические условия). Они не попадают под действие ГОСТа, но не могут противоречить ему. Такие ТУ являются собственностью предприятия производителя. ТУ вносятся предприятием, когда необходимо изменить технологию производства изделия.
ДИН — это технические нормы и геометрические размеры изделий, которые разрабатываются Немецким институтом по стандартизации (Deutsches Institut für Normung e.V. сокращенно DIN). Стандарты ДИН не являются обязательными для применения на территории РФ. Но все не так просто:
DIN — национальный стандарт Германии
DIN EN — европейский стандарт, все члены ЕС или СEN обязаны обеспечить использование его в национальной системе норм.
DIN EN ISO — стандарте, принятый Международной организацией по стандартизации ISO
DIN ISO — международный стандарт, включенный Немецким институтом по стандартизации в своем неизменном виде.
И возвращаясь к самой обычной шестигранной гайке, такой знакомой и родной, данное изделие может быть стандартизировано по ДИНу как ДИН934.
Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. С этого самого момента на территории РФ начали внедрятся стандарты ГОСТ Р ИСО и ГОСТ ИСО. И снова вернёмся к шестигранной гайке, которая теперь стандартизируется как ГОСТ ИСО 4032.
ГОСТ Р ИСО – расшифровка аббревиатуры. ГОСТ и ГОСТ Р в чем разница?
ГОСТ Р ИСО – расшифровка этой аббревиатуры важна для всех, кому по работе приходится сталкиваться с получением сертификатов. Данные обозначения еще со времен Советского Союза применяются для требований и стандартов, которые так и не были заменены новыми нормативами.
Система сертификации
ГОСТ – это расшифровка, хорошо знакомая любому потребителю, независимо от его возраста. Это межгосударственный стандарт, утвержденный советом по стандартизации СНГ.
Изначально он появился еще на заре существования советской власти. В 1925 году был учрежден комитет по стандартизации, целью работы которого стала разработка и внедрение рекомендуемых стандартов в самых разных отраслях и сферах.
ГОСТ ИСО – расшифровка аббревиатуры дословно следующая «Государственный общесоюзный стандарт». Примечательно, что со временем аббревиатура превратилась вполне в конкретный термин, так как в наши дни она уже обозначает межгосударственный стандарт, так как никакого союза давно нет.
Статус межгосударственного стандарта
История трансформации этого понятия в универсальный термин активно начала развиваться после распада Советского Союза. Когда это произошло, экономические связи между отдельными республиками удавалось сохранять только частично.
Однако были необходимы какие-нибудь общепринятые стандарты и нормы, чтобы упростить общение между деловыми партнерами при заключении и оформлении производственных и торговых сделок. Подчеркнем. Что ГОСТ в качестве определенной системы стандартизации принят исключительно в странах Содружества Независимых Государств.
Существует большое количество категорий в классификаторе:
Это далеко не полный перечень существующих категорий. Он охватывает все без исключения сферы народного хозяйства.
ГОСТ и ГОСТ Р
На практике многим приходится сталкиваться с вариантами этой аббревиатуры. Важно понять, в чем принципиальное отличие. ГОСТ и ГОСТ Р, в чем разница.
Это схожие понятия. ГОСТами называют стандарты, которые были сформулированы и разработаны в советские времена, а после 1991 года было решено, что они до сих пор остаются актуальными, поэтому можно ничего не менять. ГОСТ Р носят только те из стандартов, которые были приняты в Российской Федерации, то есть после 1991 года. Таким образом, буква Р обозначает страну Россия.
Если мы углубимся в изучение этого вопроса, то придем к выводу, что совсем не обязательно производить замену старых ГОСТов на новые. Например, относительно продуктов питания. К изготовлению продуктов в советские времена выдвигались достаточно жесткие требования, поэтому они до сих пор остаются вполне актуальными.
Данная система сертификации является единственной в нашей стране для обязательной оценки соответствия. Данное понятие охватывает отработанные процедуры и методы для осуществления сертификационной экспертизы.
Особое место в системе играет координационный центр. Его функции в настоящее время распределены между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (его еще называют Росстандартом) и Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация).
Действующая нормативная база регулирует назначение всей системы ГОСТ Р, детально описывает ее структуру, принципы, формы документов, а также конкретную стоимость.
Получите бесплатную консультация прямо сейчас.
Международный стандарт
На практике приходится сталкиваться с еще одним понятием, сопровождающим сертификаты. ИСО – аббревиатура, постоянно сопровождающая всевозможные обозначения ГОСТов.
Чтобы верно пользоваться данным термином, сначала разберемся с его значением. ИСО – это расшифровка английских слов International Organization for Standardization. Для ИСО расшифровка в переводе на русский язык Международная организация по сертификации. Например, ИСО 9001-2018, посвященный системе менеджмента качества.
Она существует с 1946 года, хотя методы регулирования качества тех или иных товаров и продуктов появились еще задолго до этого. Но начиная именно с этого времени начала вестись системная работа, стандарты начали разрабатывать по всем без исключения направлениям деятельности. Многие именно тогда начали интересоваться, ISO, как расшифровывается.
В 1987 году разработка стандартов ИСО вышла на качественно новый уровень. Появилась серия 9000, которая по своей востребованности и популярности превзошла все существовавшие ранее стандарты. Дело было в их универсальности, так как разработчики прописали оптимальную модель системы менеджмента качества, применимую совершенно к любой организации. С тех пор все стали ее оформлять, ведь наличие такого документа сразу свидетельствовало о высоком профессиональном уровне предприятия. Партнеры стали интересоваться, как проверить сертификат ИСО, так как нечистоплотные компании тут же начали пользоваться подделками. Многие желают получить знак ISO 9001 в векторе, что является гарантом успешности компании.
Стали появляться другие известные стандарты, с тех пор ИСО – расшифровка аббревиатуры ни для кого не была секретом. Сейчас актуален вариант ISO 9002, также относящийся к менеджменту качества.
Преимущества работы с нашей компанией
Если разобравшись с понятием ISO, расшифровка его больше не представляет для вас нечто непонятное, наоборот, вы осознаете, что вам такой сертификат необходим, обращайтесь в компанию «СертРФ».
Мы специализируемся на выдаче деклараций и сертификатов любых направлений, проконсультируем вас по особенностям стандартов ИСО, проведем внутренний или внешний аудит, анализ производства, необходимые испытания.
Многие сертификаты универсальны для многих бывших советских республик. Например, СТБ используется в Беларуси, где признается российская сертификационная система.
Сертификация ISO – это документальное подтверждение того, что система менеджмента качества в компании полностью соответствует определенному набору стандартов.
Системы менеджмента качества позволяют осуществлять контроль на всех этапах производства или оказания услуг, начиная от подготовки документации и проверки сырья и заканчивая реализацией готового продукта. Наличие сертифицированной СМК на предприятии – это не только повышение авторитета на отечественном и зарубежном рынках, но и возможность отслеживать результаты развития компании и поставить управление предприятием на новый уровень. В некоторых случаях процедура сертификации является обязательной.
Сертификация ISO выводит управление предприятием на новый уровень
Преимущества сертификации ISO:
Наиболее часто сертификацию производят по следующим стандартам:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
Данный стандарт содержит основные требования к системе менеджмента качества на предприятии. Он подробно описывает действия на всех этапах производственных процессов, начиная от проектирования и закупки сырья и заканчивая контролем состояния оборудования и оценкой компетентности персонала.
Особое внимание уделяется ориентации производства на потребителя, достижению высокого уровня качества. На сегодняшний день внедрение и использование СМК, соответствующей стандарту ISO 9001:2015, является одним из наиболее действенных способов повышения конкурентоспособности предприятия и качества услуг или продукции.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015)
Фокус внимания данного стандарта направлен на системы экологического менеджмента организации. Он устанавливает требования к поддержанию экологической безопасности производственного процесса и готовой продукции или услуг, методы оценки экологических показателей и уровня готовности к аварийным ситуациям.
Сертификация ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Данный стандарт предназначен для оценки и сертификации систем управления охраной труда. Стандарт позволяет оценить потенциальные опасности на предприятии, уровень их риска, определить меры управления. Также он вводит требования и предоставляет рекомендации по мониторингу результативности профессионального здоровья и безопасности, оценке подготовленности к возникновению аварийных ситуаций.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 22000-2007
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все предприятия, имеющие отношение к производству и реализации пищевой продукции, должны иметь сертифицированную систему менеджмента безопасности, построенную на основе принципов ХАССП.
Данная система позволяет обеспечить безопасность продуктов на всей цепи их создания до стадии конечного употребления.
Сертификация ГОСТ Р 51705.1-2001
Данный стандарт дополняет предыдущий. Получение подтверждающей документации необходимо, если предприятие планирует принимать участие в тендерах, заключать контракты с иностранными компаниями-партнерами, если необходимо разместить маркировку ХАССП на упаковке товара или на странице корпоративного сайта.
Сертификация интегрированных систем менеджмента
Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) представляют собой совокупность сразу нескольких систем менеджмента, которые функционируют как единая система управления. Наиболее распространенным является сочетание систем менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2015, экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-2016 и управления охраной труда по ГОСТ Р 54934-2012.
Данное решение обеспечивает согласованность и структурированность бизнес-процессов, объединяет преимущества нескольких систем менеджмента и позволяет наиболее эффективно реализовать требования по повышению качества продукции, экологичности и охраны здоровья.
Интегрированные системы менеджмента качества – популярное и удобное решение для обеспечения соответствия предприятия международным стандартам
Центр сертификации «Гарант» аккредитован на сертификацию систем менеджмента в соответствии со всеми существующими стандартами ISO, как перечисленными выше, так и другими, в том числе специализированными. Например, ГОСТ Р 52249-2009 Правила производства и контроля качества лекарственных средств, ГОСТ Р 52549-2012 Система управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудования, ISO/IEC 90003:2004 Разработка программных продуктов и т. д. Получить консультацию специалиста вы можете, связавшись с нами любым удобным способом.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Введение
0.1 Общие положения
Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:
a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;
b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;
c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;
d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.
Настоящий стандарт не предполагает необходимость:
— единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;
— согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;
— использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.
Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.
Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие.
Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.
Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей (А.4).
Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например, такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация.
В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:
— «должна» указывает на требование;
— «следует» указывает на рекомендацию;
— «могло бы» указывает на разрешение;
— «может» указывает на способность или возможность.
Информация, обозначенная как «Примечание», носит характер руководящих указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.
0.2 Принципы менеджмента качества
Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.
Принципы менеджмента качества:
— ориентация на потребителя;
— принятие решений, основанных на свидетельствах;
0.3 Процессный подход
0.3.1 Общие положения
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.
Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.
Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов.
Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:
a) понимать и постоянно выполнять требования;
b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
c) достигать результативного функционирования процессов;
d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.
Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков.
Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рисунок 2 иллюстрирует как разделы 4-10 могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.
Цикл PDCA можно кратко описать так:
0.3.3 Риск-ориентированное мышление
Риск-ориентированное мышление (А.4) необходимо для достижения результативности системы менеджмента качества. Концепция риск-ориентированного мышления подразумевалась в предыдущей версии настоящего стандарта, включая, например, выполнение предупреждающих действий, направленных на исключение потенциальных несоответствий, анализ любых несоответствий, которые возникают, и принятие мер по предотвращению их повторения, соответствующих последствиям несоответствия.
Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта организации необходимо планировать и внедрять действия, связанные с рисками и возможностями. Направление усилий на риски и возможности создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращение неблагоприятных последствий.
Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата, например, как совокупность обстоятельств, позволяющих организации привлекать потребителей, разрабатывать новую продукцию и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия в отношении возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков. Риск это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям.
0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента
В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента (см. приложение А.1).
Настоящий стандарт позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.
Настоящий стандарт связан со стандартами ИСО 9000 и ИСО 9004 следующим образом: