Гостиничный бизнес что это
Гостиничный бизнес простыми словами
Гостиничный бизнес — один из наиболее привлекательных сегодня видов предпринимательской деятельности. При грамотном подходе, привлекательном соотношении «цена-качество», верной рекламной подаче и пр., гостиничное дело может показать отличный уровень рентабельности и окупаемости.
С начала 2000-х годов в России, ровно, как и во многих западных странах, количество фирм и людей, занятых в данной сфере, возросло и продолжает увеличиваться. По показаниям официальной статистики, за последние 15 лет число предприятий гостиничной сферы в РФ выросло на 30%. При этом в России в большинстве регионов наблюдается нехватка отелей бизнес и премиум класса, а вариантов эконом-класса с достойной репутацией — и того меньше.
Что значит гостиничный бизнес — простыми словами
Гостиничный бизнес — это сфера предпринимательской деятельности, целью которой является получение прибыли за счет предоставления услуг размещения гостей в специальных помещениях и определенного сервиса. Согласно букве закона в РФ, данный вид деятельности выделен в отдельный ОКВЭД — код номер 55 «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания» и его подкатегории.
Гостиницы, отели и хостелы классифицируются по международной системе стандартов, простыми словами, по количеству звезд у заведения. В России указанная классификация также актуальна. В некоторых восточных странах действует иная система классификации по баллам. В РФ звезды присваиваются, исходя из количества баллов, набранных предприятием по утвержденным нормативам.
Категории звездности гостиниц и уровня сервиса:
Чтобы изучить бальную систему и основные требования к площади номеров, количеству средств ухода, полотенец, интенсивности освещения, наполнению комнат и прочие нормативы, следует почитать ГОСТ 51185-98 и «Порядок классификации объектов туристской индустрии» от 11.07.2014 г. № 1215.
Актуальность инвестирования в гостиничный бизнес в России
В 2005-2006 годах в стране ожидали настоящего туристического бума. Ориентация государственных органов на внешний и внутренний туризм дарила инвесторам уверенность в привлекательности инвестиций в данную сферу. Однако кризисный 2008 год изменил планы и настроения во всем мире, а в России особенно. Туристская сфера была одной из тех отраслей, что пострадали в числе первых. Многие предприниматели тогда не выдержали конкуренции и отсутствия гостей. В течение следующих лет количество предприятий для размещения туристов, туристических фирм неумолимо сокращалось. Помещения перепрофилировались под офисы, пивные заведения и пр.
На сегодняшний момент ситуация на рынке размещения изменилась кардинально. Несмотря на кризисное время, привлекательность внутреннего туризма в России подкрепляется многосторонне.
Рассмотрим основные причины развития гостиничной отрасли в РФ:
Риски, сопутствующие гостиничному бизнесу
Как и во всех отраслях экономики, инвестиции в туристское направление сопряжено с рядом сдерживающих факторов. Специалисты туристской индустрии отмечают, что прежде чем принять решение об организации подобного предприятия, непременно необходима консультация профессионала данной отрасли, способного взвесить и указать на привлекательность и недостатки того или иного направления.
Финансовое планирование начинается с оценки бюджета. В зависимости от его величины, принимается решение о типе предприятия, количестве предполагаемых постояльцев и степени наполнения предметами быта и услугами. Когда основное направление определено, необходимо тщательным образом оценить предложения рынка, существующие и функционирующие на сегодняшний момент: степень их загруженности, сезонность, ценовую политику и т.д. В зависимости от полученных результатов, принимается решение о создании гостиницы подобного типа, либо рассмотрении других вариантов.
Финансовое планирование включает в себя оценку предполагаемого развития данной отрасли на период окупаемости заведения. К примеру, если согласно вашим расчетам, окупаемость составляет в среднем 10 лет, нужно изучить финансирование региона на грядущие годы, планируемые крупные мероприятия (фестивали, деловые конференции, спортивные соревнования и т.д.), предполагающие наличие туристического потока.
Не стоит забывать и то том, что для запуска гостиничного бизнеса и занимания им своей уверенной позиции на рынке, как правило, нужно учесть затраты на качественную рекламную компанию, предусмотреть акции и скидки для привлечения гостей.
Какие виды гостиниц наиболее распространены
Для успешности гостиничного дела не обязательно делать ставку на отели премиум класса 4 и 5 звезд. Комфортабельные гостиницы, отвечающие требованиям четырех и пятизвездочных заведений, предоставляющие ряд эксклюзивных услуг, собственных теннисных кортов, тренажерных залов и изысканную кухню, нередко становятся убыточными. Вне зависимости от бюджета, залогом успеха предприятия является грамотное поэтапное планирование, профессиональное управление и спрос в определенных географических и рыночных условиях.
Как открыть гостиницу в городе
Гостиничный бизнес входит в число самых доходных направлений предпринимательской активности. Порядка 55-60% отелей выходят на самоокупаемость за 2-3 года работы (с учетом активного маркетингового продвижения). Проект потребует крупных инвестиционных вложений и тщательного планирования. Приведенный ниже готовый бизнес-плане по открытию гостиницы с расчетами окупаемости поможет детальнее разобраться в теме. Мы рассмотрим основные этапы работы, опишем важные для учета моменты дела, а также приведем примерный расчет выхода отеля на точку безубыточности.
Обзор рынка гостиничных услуг
Гостиничный бизнес – привлекательное направление работы в России, даже несмотря на кризисные явления в экономике. Так, с января по сентябрь 2019 г. отели в стране заработали 205 млрд. руб., обслужив более 54 млн. туристов. Объем выручки немаленький, однако он меньше оборота в 2018 году на 6,9%. При всем при этом количество туристов выросло на 11%, и большинство из них оказались внутренними – сами россияне активнее путешествовали по стране, останавливаясь в различных отелях в Москве и регионах.
Гостиничное хозяйство в стране имеет большие перспективы к развитию. Наиболее привлекательны для людей комфортабельные и не слишком дорогие 2-3-звездочные отели. В рынок РФ активно вкладываются международные гостиничные сети. Они действуют напрямую либо используют франчайзинг: в 2018 году открылось 24 новых отелей под международными брендами.
Перспективы гостиничной отрасли
Выделяют несколько тенденций на российском гостиничном рынке.
Крупные городские агломерации РФ – центры ведения деловой активности. Рост этой активности повышает спрос на гостиницы. Несмотря на достаточно высокую конкуренцию в своей отрасли, в половине больших городов России не хватает гостиниц и отелей. Растет спрос на бизнес-отели, оборудованные коворкинг-центрами, конференц-залами и т.д. В этом плане можно выделить эконом-сегмент: в городах работает недостаточно 2- и 3-звездочных отелей.
Сфера туризма в стране развивается с каждым годом. Количество туристов (россиян и иностранцев) растет; особенно это касается выходцев из стран Азии. Это требует создания инфраструктуры, включая полноценные и мини гостиницы. Государство оказывает поддержку начинающим отельерам. В 2020 году ожидается выделение более 120 млрд руб. на эти цели.
Формат гостиницы
Предприниматель на стадии проекта выбирает подходящий для себя формат гостиницы.
Последние два варианта предполагают крупные капиталовложения в проект, а также тщательное согласование с городскими властями и госорганами.
Настоящий бизнес-план предполагает открытие гостиницы среднего масштаба с 15 номерами.
Гостиничный сервис
Необходимо вкратце коснуться, какие услуги будут оказываться в отеле.
Во-первых, это проживание. Двери гостиницы круглосуточно открыты для заселения; посетителей селят в чистые, комфортабельные для проживания и отдыха помещения.
Во-вторых, питание. Чаще всего клиентам предлагается шведский стол с набором стандартных блюд, дополнительные услуги уже идут за отдельную плату.
В стандартном наборе услуг:
Из платных услуг клиентам можно предлагать следующее:
Как открыть отель и что для этого нужно
Самые крупные статьи расходов среди первоначальных инвестиций связаны с помещением отеля, его арендой и подготовкой. Объект должен находиться на выгодном месте; необходимо сделать современный и комфортабельный интерьер.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия цветочного магазина.
Аренда помещения (250 кв. м)
Ремонт и подготовка
Оборудование и инвентарь
Заработная плата, 8 чел.
Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн. чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, маркетинг и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.
Какие документы оформить
В начале необходимо выбрать юридическую форму собственности своей компании. Основных вариантов два – ИП или ООО как наиболее простая форма юридического лица. Перед выбором конкретной формы нужно проконсультироваться с юристом.
Код ОКВЭД при открытии гостиницы – 55.1 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания». Другие коды указываются в зависимости от дополнительных услуг. При организации дела нужно исходить из требований ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования». Все гостиницы обязаны проходить процедуру классификации согласно российскому Положению о классификации гостиниц для получения «звездной» категории (от 1 до 5 «звезд»).
Также улаживаются все вопросы с Пожарной службой и СЭС (наличие договоров по дезинсекции, дератизации, вывозу мусора, ведение программы производственного контроля и пр.).
Выбор помещения: аренда или покупка?
По требованиям ГОСТ, в отеле должно быть проведено электричество, иметься водоснабжение, вентиляция, связь и другие коммуникации, а также распределенные на определенные площади номера (то есть перепланировка). И, конечно, нужно сделать хороший ремонт.
Выбор – покупка или аренда – помещения зависит только от возможностей бизнесмена. Конечно, объект лучше иметь в своей собственности, но имеющийся капитал не всегда позволяет купить здание или заняться его строительством.
Арендовать помещение у собственника или у городских властей; в любом случае важно правильно составить договор. Заключать его следует на срок не менее 5-10 лет. Все инвестиции в ремонт должны окупить себя. Кроме того, разрешить вопрос с индексацией арендной платы – оптимально указать в договоре максимальный процент, насколько может подорожать аренда за год.
Расположение объекта
Место, где будет располагаться отель, нужно выбирать тщательно. От этого напрямую зависит спрос на услуги и ценообразование. Располагать объект в промышленной зоне города либо в отдаленном спальном районе нерентабельно. При выборе места нужно сразу обратить внимание на три фактора: уровень человекопотока и инфраструктуры, транспортная доступность.
Перспективные места для расположения гостиницы:
Если мини отель открывается в курортном городе, то делать это лучше ближе к пляжу.
Укомплектование номеров
При оснащении номерного фонда учитываются требования ГОСТ. Температура воздуха в номерах должна быть не ниже 18,5°C. Следует провести холодную и горячую воду, электричество, установить телевизор и телефон, обустроить вентиляцию.
Есть требования по укомплектованию помещений мебелью и предметами интерьера. По мнению опытных отельеров, покупать качественную и адекватную по цене мебель можно в магазинах типа IKEA, Leroy Merlin и т.д.
В номерах должно быть следующее:
Как рассчитать загрузку гостиницы с учетом сезонности
При расчете эффективности работы гостиницы используют несколько показателей, и процент загрузки – один из ключевых. Он высчитывается из отношения занятых номеров на их общее количество за расчетный период. Обеспечить 100% загрузку непросто даже известным отелям, учитывая конкуренцию на рынке, количество клиентов и зависимость от сезона. Также загрузка зависит и от общей экономической ситуации в стране.
К примеру, средняя загрузка всех отелей заметно упала после 2015 года, но сейчас показатель постепенно восстанавливается. По данным консалтинговой компании JLL, в июне-августе 2019 года в крупных городах России загрузка выросла на 2-15% в сравнении с 2018 г. Во время сезона (летом, на крупные праздники) загрузка составит 70-85%. Вне сезона показатель может упасть до 40-50%.
Необходимый персонал
Работать в гостинице должен квалифицированный персонал, поскольку от качества его работы зависит долгосрочный успех и репутация заведения. Всякий клиент хочет вернуться или порекомендовать отель, в котором чисто и комфортабельно, хорошо обслуживают. Для работы в гостинице на 15 номеров достаточно будет 7-9 работников.
С чего начать гостиничный бизнес: теория и практика
Чаще всего вопросом с чего начать гостиничный бизнес задаются предприниматели, имеющие в своем распоряжении подходящую недвижимость или, как минимум, стартовый капитал на ее покупку. Однако это не основное условие для успеха в этой сфере и намного важнее иметь хорошую идею, а также уметь правильно проанализировать ее потенциал в условиях выбранной для открытия отеля местности. Также важно знать, какие организационные вопросы имеют первостепенное значение, а что можно отложить на будущее.
Планирование и теоретическая модель гостиничного бизнеса
Современные гостиницы становятся все разнообразнее, и сегодня это намного больше, чем просто место для ночевки. Для успеха они должны воссоздавать определенную атмосферу, соответствовать образу мышления и жизни своих постояльцев.
Популярные виды гостиниц
Идея для гостиничного бизнеса в первую очередь определяется типом средства размещения, которых на сегодняшний день достаточно много:
Анализ рынка и расчет бизнес-плана
Выбранный формат бизнеса предварительно анализируется в конкретных условиях рынка. Для этого вам необходимо изучить конкуренцию, которая разделяется на три группы:
В каждой категории вы должны определить слабые и сильные стороны, а также сопоставить их с показателями спроса и общим уровнем туризма в регионе. Все это учитывается при разработке подробного бизнес-плана вашего отеля и определяет будет ли он востребованным и прибыльным.
Антураж и разработка концепции
Следующим этапом в решении задачи как открыть гостиницу с нуля является создание узнаваемого бренда и корпоративной политики. Они разрабатываются под выбранную целевую аудиторию и определяют следующие моменты:
Практический этап открытия гостиницы
После того как модель отельного бизнеса будет построена в теории и подтверждена финансовыми расчетами, можно переходить к практике.
Подбор недвижимости и получение разрешительных документов
Первым практическим шагом в вопросе как начать гостиничный бизнес является подбор недвижимости, которая должна соответствовать выбранной концепции. Подходящее помещение можно арендовать или купить, при этом от получения ипотеки лучше сразу отказаться, поскольку в этом случае окупаемость бизнеса увеличится не на один год. Если у вас есть недвижимость, но она плохо подходит для выбранных целей, лучше сдать ее в аренду другому бизнесу, что позволит компенсировать затраты на съем более подходящего места.
Выбор недвижимости и легализация бизнеса проводится одновременно, поскольку вы не сможете начать ремонт в конкретном помещении без соответствующих разрешительных документов. Примерный план действий на этом этапе выглядит следующим образом:
При проведении ремонтных работ в отеле необходимо помнить, что к подобным объектам предъявляются строгие технические требования:
Обучение персонала и закупка оборудования
Мебель для отелей должна быть исправной и чистой. Для гостиниц класса от четырех звезд она изготавливается исключительно на заказ. Для типовых отелей закупку можно сделать оптом, напрямую с фабрик, что позволит сэкономить на стартовых вложениях. Для семейных отелей и лоджи допускается разнообразие, что позволяет использовать отреставрированные б/у изделия. К мебели также предъявляются технические стандарты:
Матрасы и текстильные изделия при открытии гостиницы всегда должны быть новыми, пригодными для частой чистки и максимально устойчивыми к выгоранию, истиранию и воздействию бытовой химии. Их также лучше заказывать оптом на фабриках или мини-производствах. Это позволит сэкономить, а главное выбрать наиболее подходящую цветовую гамму и нанести логотипы гостиницы. На периоды спада сезонности для мебели должны использоваться защитные чехлы, предотвращающие накопление пыли.
Для персонала изготавливается униформа, которая должна обеспечивать возможность комфортно выполнять обязанности и при этом не дискриминировать ни сотрудников, ни постояльцев. Непосредственно перед открытием гостиницы весь персаонал должен пройти подробный инструктаж о корпоративных правилах поведения, стандартах общения с посетителями, действиях в экстренных ситуациях, приемах самозащиты и оказании первой помощи.
Завершающим этапом в вопросе с чего начать гостиничный бизнес является реклама отеля. Продвигать услуги еще не открытого заведения будет крайне грубой ошибкой, ведь вы можете не справится в срок и постояльцы, забронировавшие номера, сформируют о вас нелестное мнение. А потому привлекать самых первых клиентов лучше всего через туристические агентства, которым можно дать сигнал на бронирование номеров накануне открытия. И только после начала работы, станет возможным запуск полноценной маркетинговой компании.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
Гостиничный бизнес в России
Стоит ли открывать гостиницу
По формуле EBITDA, рентабельность отеля бизнес-класса равна 20–30%. Средняя окупаемость 4–5 лет. Хостелы и мотели окупаются гораздо быстрее.
Сфера гостиничного бизнеса в России в 2021 году хорошо развита и имеет высокий уровень конкуренции. По данным Росстата, в стране насчитывается почти 22 тысячи отелей, большинство из них сосредоточены в крупных городах, на курортах и в местах проведения прошедшего Чемпионата мира по футболу.
Это не означает, что гостиничная индустрия перенасыщена. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы ожидается активное развитие туризма в Крыму и Краснодарском крае. Недорогие придорожные мотели будут востребованы практически в любом городе, где проходят важные магистрали и транспортные узлы. А бюджетные хостелы только начинают развиваться и имеют большой потенциал. Сегодня мы рассмотрим особенности гостиничного бизнеса и алгоритм, который позволит открыть собственный отель с нуля.
Типы гостиниц и отелей
Рассмотрим наиболее актуальные для России форматы отелей.
Какой формат лучше выбрать? Во-первых, это зависит от размера инвестиций. Гостевые домики, мотели и хостелы потребуют относительно небольших сумм и окупятся быстрее, а вот крупные отели станут серьезным испытанием для бюджета. Во-вторых, необходимо учитывать специфику региона. Вряд ли в небольшой горной деревушке есть смысл строить большой отель – тут идеально впишется формат гестхауса. Вообще, бизнес-отели и крупные отели лучше всего строить в городах с населением от миллиона жителей.
С чего начать организацию гостиничного бизнеса
Как и любое дело, гостиничный бизнес начинается с тщательного анализа рынка в вашем городе. Для этих целей необходимо воспользоваться услугами финансовых аналитиков и маркетологов. Они оценят риски, проанализируют состояние дел у конкурентов, потенциал и цены. Далее на основании полученных выводов можно составлять бизнес-план с индивидуальными расчетами.
Алгоритм открытия отеля состоит из нескольких шагов:
Очень важно изучать специальную литературу, посещать тренинги и онлайн-курсы – все про обучение гостиничному бизнесу (особенно если у вас нет опыта в этой сфере). Капитал не прощает ошибок, поэтому любое действие должно быть выверенным и спланированным.
Как выбрать место
Гостиничный и туристический бизнес тесно связаны между собой, поэтому лучше всего выбирать такие места:
Если у вас в планах организация мотеля, то лучше всего подобрать место у автозаправки или на автотрассе.
Какие документы нужны для открытия
Чтобы открыть гостиничный бизнес с нуля, необходимы следующие документы и разрешения:
Данный список может быть расширен – например, если вы планируете продавать посетителям алкогольные напитки, потребуется лицензия.
Подбор персонала
Персонал отеля состоит из управляющего, администратора, горничных и охранника. Также необходимы специалисты, которые будут заниматься бухгалтерией и кадровым делопроизводством, но это могут быть приходящие сотрудники, работающие по трудовому договору. Если в гостинице будет работать бар, позаботьтесь о поиске официантов и барменов. Соответственно, для заведений с ресторанами требуются повар, посудомойщица и официанты.
Помните, что от персонала в большой степени зависит то, какое впечатление сложится у посетителей. Поэтому при подборе сотрудников уделяйте внимание опыту работы, уровню коммуникабельности и внешнему виду кандидатов. Желательно, чтобы они знали английский на разговорном уровне.
Еще один совет по менеджменту гостиничного бизнеса: учитывайте сезонность. В период «низкого сезона» можно держать минимальный штат, а перед началом активного периода – нанимать временных работников.
Выбор помещения
Начать гостиничный бизнес стоит с выбора помещения. В этом вопросе нужно учитывать важные требования от контролирующих органов:
Обычно для будущей гостиницы выкупают коммерческую недвижимость, которая соответствует нормам безопасности. Вот несколько наиболее удачных вариантов для бизнеса.
Особенности налогообложения
Деятельность гостиничного бизнеса, как и любое другое предпринимательство, попадает под налогообложение. Какое именно? Тут может быть несколько вариантов:
Есть еще вариант с общей системой налогообложения (ОСНО), но его выбирают крайне редко из-за невыгодности и трудозатратности. Владельцы находят любые пути для того, чтобы перейти на «упрощенку» или ЕНВД.
Реклама отеля
Современный гостиничный бизнес – это сфера с высокой конкуренцией, поэтому реклама должна быть обязательным пунктом в расходах. Эксперты не рекомендуют ограничиваться только одним или двумя видами рекламы. Пользуйтесь всем доступным инструментарием маркетинга.
Наружная реклама
Наружная реклама – это не только яркая вывеска (хотя она важна и нужна). Для привлечения гостей хорошо работают рекламные щиты на дорогах, со стрелками и указанием расстояния до отеля. Можно даже написать минимальные цены, например, номер от 1000 рублей. Еще один хороший способ – реклама в аэропортах и на вокзалах.
Собственный сайт и страницы в соцсетях
Те, кто бронируют номера заранее, обязательно захотят посмотреть фото интерьера. Поэтому создайте сайт с галереей и подробным описанием услуг. Хорошо, если снимки сделает профессиональный фотограф. Акцент лучше делать на главных козырях, например, это может быть красивый вид из окна.
Соцсети тоже нельзя игнорировать, т. к. по подсчетам маркетологов через них приходит более 50% посетителей, которые узнают об отеле из интернета. Не забывайте регулярно публиковать интересные посты: рассказы о достопримечательностях города, советы, что взять с собой в поездку, фото фирменной кухни края и пр.
Контекстная и таргетированная реклама
Где жители других городов ищут гостиницы? Правильно, в интернете. Поэтому имеет смысл инвестировать в контекстную рекламу от Гугл и Яндекс. Работает она примерно так: человек из другого населенного пункта вводит запросы, связанные с посещением вашего города, покупает билеты и пр. А контекстная реклама сразу же выводит объявления о том, что в вашем отеле сдаются номера. Похожим образом работает и таргетированная реклама, только объявления будут показываться в социальных сетях.
Сервисы бронирования
Для поиска отелей многие люди посещают сервисы бронирования или каталоги, поэтому ваше заведение тоже должно быть зарегистрировано на данных ресурсах. Чтобы попасть в ТОП рейтинга, необходимо договориться о высокой комиссии за бронирование через сервис.
Сколько нужно денег для старта бизнеса
Организация и развитие отельного бизнеса требует солидных инвестиций. Впрочем, конкретная сумма будет зависеть от нескольких факторов:
Последний пункт – недвижимость – наиболее важный в расчетах. Если есть возможность, советуем между арендой и покупкой здания выбирать второй вариант. Такой шаг позволит вам быть независимым от условий арендодателя. К тому же собственная недвижимость – это выгодное вложение.
Пример бизнес-плана гостиницы с расчетами (формат классического отеля)
Первый шаг в расчете – помещение (аренда, проектирование, дизайн). Пример взят для Москвы, по данным компании, которая специализируется на обустройстве заведений «под ключ».
Статья расходов | 5 номеров (цена в рублях) | 20 номеров (цена в рублях) | 40 номеров (цена в рублях) |
Проектирование | 125 000 | 350 000 | 575 000 |
Дизайн | 200 000 | 450 000 | 850 000 |
Отделка | 1 150 000 | 2 500 000 | 6 000 000 |
Аренда (за год) | 8 000 000 | 18 000 000 | 40 000 000 |
Итого | 9 475 000 | 21 300 000 | 47 475 000 |
Это цены на коммерческую недвижимость, которую можно арендовать без отделки. Вариант самостоятельной застройки требует более солидных вложений:
Отдельная статья затрат – покупка земли и строительство. Цены стартуют от 10 млн рублей и варьируются в зависимости от региона.
В смету необходимо включить зарплатный фонд для сотрудников. Если это небольшая гостиница, достаточно персонала из 10 сотрудников – в таком случае ежемесячные расходы стартуют от 300 000 рублей в месяц до вычета НДФЛ.
К сопутствующим расходам следует отнести:
На непредвиденные расходы эксперты рекомендуют заложить около 20% от общих трат. В итоге, в гостиницу площадью 170 м², построенную самостоятельно, придется инвестировать минимум 25 млн рублей. Если заведение расположено в арендованном здании, то объект аналогичной площади «потянет» на 15 млн.
В бизнес-план не включены затраты на маркетинг – рекламу, развитие бренда и пр. Цены тут тоже значительно отличаются, ведь каждый владелец находит свои способы привлечь клиентов. Кто-то нанимает маркетолога, кто-то запускает рекламу на радио, раздает буклеты, вешает билборды. Стратегия зависит от многих факторов – уровня конкуренции, типа отеля и т. д. Такие вопросы необходимо обсуждать отдельно, и лучше всего – со специалистами.
Рентабельность гостиничного бизнеса
Традиционно туризм и гостинично-ресторанный бизнес считаются прибыльными сферами. Но вложения окупаются не быстро, ведь речь идет о солидных суммах.
По аналитической формуле EBITDA (объем прибыли без учета налогов, расходов, амортизации и пр.) рентабельность традиционного отеля бизнес-класса равна 20–30%. Поэтому капиталовложения в лучшем случае окупятся за 2–3 года, но обычно за 5–6 лет. Это усредненные данные для стандартных гостиниц. Хостелы и мотели окупаются намного быстрее. Также многое зависит от расположения объекта, типа недвижимости (собственная или арендованная), умения вести бизнес (необходимо четкое знание технологии управления гостиничным бизнесом). Отель – не самый удачный вариант для бизнесменов без опыта, поскольку здесь необходимо уметь быстро решать задачи и учитывать многие нюансы. Но для опытных «акул» с хорошим стартовым капиталом это станет отличным вложением средств.