Гостях платформа что это
Правительство дало зеленый свет «Гостеху», суперплатформе интеграции государства, граждан и бизнеса
Глава Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о старте пилота по созданию единой платформы взаимодействия госорганов, граждан и бизнеса «Гостех». В финальной версии документа разработчик и оператор системы не прописан. Его вскоре определит тендер в формате аукциона.
Старт создания «Гостеха»
Правительство России утвердило параметры и сроки проведения эксперимента по созданию, переводу и развитию госинформсистем и их компонентов на единой цифровой платформе «Гостех». Соответствующее постановление, проект которого был разработан Минцифрой и подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным 12 октября 2020 г., появилось на официальном портале правовой информации.
В соответствии с положениями документа, пилот пройдет с 1 ноября 2020 г. по 31 мая 2022 г. Напомним, в ранних версиях проекта постановления сроки были иными — с 1 июня 2020 г. по 31 декабря 2021 г. Также претерпели изменения и некоторые формулировки и положения.
Эксперимент будет касаться перехода на «Гостех» госинформсистем, обеспечивающих взаимодействие граждан, госорганов и коммерческих организаций. В частности он затронет сферы учета и управления госимуществом (в ведении Росимущества), обязательного медицинского страхования (ФОМС), кадастровой деятельности, сделок с недвижимостью и предоставления аналитики на основе сведений из ЕГРН, фонда данных государственной кадастровой оценки и пр. (Росреестр).
Другие сферы и информсистемы определят Минцифры — по предложению госорганов, являющихся участниками эксперимента. Эти предложения должны быть согласованы с АНО «Аналитический центр при Правительстве» и одобрены президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Эксперимент должен ответить на множество вопросов, включая удобство подобного подхода, необходимость внесения изменений в действующее законодательство и др. По окончании эксперимента Минцифры совместно с другими его участниками должно представить доклад о его итогах в Правительство.
По словам замглавы Минцифры Дмитрия Огуряева, эксперимент по «Гостеху» нацелен на достижение прогресса по пяти основным направлениям: «скорости реализации цифровых решений, надежности и безопасности, затратам на государственные информсистемы, качество в самых разных аспектах».
Платформу «Гостеха» создаст победитель тендера
Операторами создаваемых или развивающихся в рамках эксперимента ИТ-систем в сферах своей ответственности станут упоминавшиеся выше ФОМС, Росимущество, Росреестр, Минспорта, Минкультуры, Ростуризм и «Российский экспортный центр».
Что касается поставщика (создателя) и оператора платформы «Гостеха», то, как сообщили CNews в Минцифре, он будет определен позднее на конкурентной основе, причем в результате не конкурса, а аукциона. Отметим, что на аукционе единственным критерием оценки заявок выступает сумма предложения. На конкурсах заказчик вправе установить нестоимостные критерии, связанные, например, с опытом и ресурсами соискателя.
Напомним, вопрос того, кто именно должен стать разработчиком и оператором «Гостеха», на ранних этапах формирования проекта однозначного ответа не имел. В начале июня 2020 г. CNews писал о том, что заинтересованность и готовность принять участие в разработке «Гостеха» выразили ВТБ, «Ростелеком» и «Почта России». Они предложили использовать для платформы наработки «Государственной единой облачной платформы» (ГЕОП, «Гособлако»), и не создавать «две системы, дублирующие функциональность».
В середине июня 2020 г. CNews описывал предложении Минцифры (на тот момент Минкомсвязи) по проведению экспериментального запуска «Гостеха» на базе технологий Сбербанка и назначении его единым оператором системы. При этом стоит помнить, что инициатором создания единой цифровой платформы госсервисов стал именно Сбербанк, который впервые продемонстрировал Правительству концепцию «Гостеха» в середине апреля 2020 г. В ее разработке также принимали участие Минкомсвязи и «Аналитический центр при Правительстве.
Впрочем, уже к концу июня 2020 г. стало ясно, что безальтернативно (без конкурентного отбора) «Гостех» Сбербанку не достанется.
Гостях платформа что это
Москва, 15 октября 2020 года. — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает, что эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе «ГосТех» пройдет с 1 ноября 2020 года по 31 мая 2022 года. Постановление Правительства Российской Федерации №1674 от 12 октября 2020 года, регламентирующее проведение пилота, опубликовано на портале правовой информации правительства.
В рамках эксперимента будет апробировано создание, перевод и развитие государственных информационных систем и их компонентов, которые обеспечивают комплексное взаимодействие между гражданами, государством и бизнесом на платформе «ГосТех». Платформа будет создана поставщиком, которого определят позднее в результате аукциона.
Участниками эксперимента являются Минцифры России, Минспорта, Росреестр, Росимущество, ФОМС, Аналитический центр при Правительстве РФ, Российский экспортный центр и другие.
«Цифровизация представляет собой радикальное изменение процессов и ИТ-автоматизацию. Очевидно, что одно не работает без другого. Никакое ИТ не спасет ошибки в проектировании. «ГосТех» в нашем понимании — это комплексный производственный процесс, покрывающий весь цикл от идеи до реализации и эксплуатации. Образно говоря, это рельсы, двигаясь по которым, сложно свернуть на обочину. В этой связи было бы ошибочно рассматривать «ГосТех» исключительно как ИТ-платформу. Мы закладываем гораздо больший смысл в этот проект, вплоть до изменения нормативного регулирования этой области», — прокомментировал замглавы Минцифры России Дмитрий Огуряев.
Он уточнил, что эксперимент по «ГосТеху» нацелен на достижение прогресса по пяти основным направлениям: скорость реализации цифровых решений, надежность и безопасность, затраты на государственные информсистемы, качество в самых разных аспектах.
«В разных индустриях время от времени рождаются конвейеры, позволяющие совершить прорыв в своих отраслях. Это «Форд» в автомобильной промышленности, «МакДоналдс» в сегменте быстрого питания, «Ситибанк» в финансовой сфере. Реализация «ГосТеха» позволит сделать конвейер в области государственной цифровизации», — отметил замглавы Минцифры России.
«Гостех» станет обязательным с 2024 года
Правительство сделает обязательным использование платформы «Гостех» региональными и федеральными властями с 2024 г. Для тех, кто в период с 2022 г. по 2024 г. будет создавать свои системы на этой платформе, предусмотрены субсидии в размере 600 млн руб. Однако ведомства должны будут делиться типовыми решениями с другими регионами, которые смогут подключиться к платформе и сразу их использовать.
Внедрение «Гостеха»
Облачная платформа по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем (ГИС) «Гостех» с 2024 г. станет обязательной для использования федеральными и региональными органами власти. Об этом на конференции в координационном центре Правительства сообщил глава Минцифры Максут Шадаев.
По его словам, в 2022-2024 гг. Правительство выделит 600 млн руб. субсидий на внедрение региональными властями готовых типовых сервисов на платформе «Гостех». Однако при условии, что сервисы в дальнейшем могут использоваться и другими регионами. Средства будут распределены на конкурсной основе до 1 марта 2022 г. Также, если региональные и федеральные власти будут запрашивать дополнительное финансирование на создание своих систем, приоритет будут иметь те органы, которые готовы реализовать эти системы на «Гостехе», подчеркнул Шадаев.
«”Гостех” позволит нам перейти к модели, когда заказчик будет платить только за то, что использует, — подчеркивает Максут Шадаев. — Разработанный сервис должен быть доступен для других заказчиков в минимальные сроки с учетом обеспечения безопасности. Региональные ведомства, которые не располагают необходимыми ресурсами, смогут подключиться к платформе и использовать уже готовые сервисы».
Проблемы ГИС
Расходы на владение региональными и федеральными информационными системами составляют примерно 460 млрд руб., отметил заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко. На разработку ГИС федеральными органами власти из бюджета выделено (без аппаратной части) 170 млрд руб. И еще 118 млрд руб. на дополнительные сценарии развития, подчеркнул он.
Чернышенко также отметил, что проблемы ГИС, которые сейчас активно используются, заключается в отсутствии возможности переиспользования (переиспользованием Чернышенко называет практику, при которой цифровые решения, созданные для одной организации, применяются в других организациях). 85% функциональности всех ГИС совпадают, и ведомства каждый раз «изобретают велосипед», разрабатывая ГИС с нуля, подчеркнул заместитель председателя Правительства.
На данный момент ГИС в среднем разрабатывается 1,5-2 года. «Гостех» обещает сократить этот процесс до трех–пяти месяцев и буквально нескольких недель для создания новых клиентских сервисов.
Подробности о госплатформе
«Гостех» — это облачное платформенное решение для федеральных, региональных органов власти и бизнеса с единой средой разработки, сервисными системами, а также маркетплейсом с возможностью переиспользования компонентов. С 2020 г. в России проходит эксперимент по созданию, переводу и развитию ГИС на платформе «Гостех». Он продлится до конца мая 2022 г. В эксперименте участвуют Минцифры, Минспорта, Росимущество, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.
В ближайшее время Минцифры сформирует тестовые стенды для заказчиков и разработчиков – с целью ознакомления, какие инструменты уже перенесены на платформу. До конца 2021 г. будет проведена большая конференция для разработчиков.
Создать «Гостех» российским властям предложил Сбербанк. Именно ему принадлежит идея по созданию единой платформы для госсервисов и органов власти, концепцию которой он продемонстрировал Правительству еще в апреле 2020 г.
Оператором платформы в итоге выступил Сбербанк. Тогда интерес к «Гостеху» проявили ВТБ, «Почта России» и «Ростелеком». Руководители этих организаций еще 9 июня 2020 г. направили российскому премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором предложили не ограничиваться одними только наработками Сбербанка при создании «Гостеха». Однако Сбербанку удалось остаться единственным оператором «Гостеха». Минцифры провело тендер по отбору кандидатов, в котором банк одержал победу. Сделать это оказалось проще простого, потому что Сбербанк был единственным участником этого конкурса.
Гостях платформа что это
Единая цифровая платформа
Гостех – платформа, на которой можно быстро и эффективно создавать государственные цифровые сервисы и информационные системы
О Гостех
Платформа Гостех – это набор сквозных технологических решений, развернутых на облачной инфраструктуре. Создание единой цифровой платформы государства позволит не только увеличить скорость разработки цифровых сервисов государства, а также вывести сервисы на принципиально новый уровень клиентского опыта.
Благодаря платформе государство и разработчики могут сфокусироваться на дизайне качественных сервисов для граждан, не беспокоясь о выборе инструментов для разработки или поддержании инфраструктуры.
Из чего состоит платформа?
Каналы
Приложения, реализующие
продукты и услуги для клиентов:
например, Единый портал
госуслуг
Прикладные сервисы
Прикладные сервисы общего назначения,
используемые сразу несколькими ведомствами:
например, единый профиль клиента,
нормативно-справочная информация
Технологические сервисы: например,
аудит, журналирование, поддержка
выполнения моделей, интеграция
Данные
Инфраструктура
Управление вычислительной инфраструктурой
в облаке: например, сервисы облачных провайдеров
Прикладные сервисы
Прикладные сервисы общего назначения,
используемые сразу несколькими ведомствами:
например, единый профиль клиента,
нормативно-справочная информация
Данные
Цикл создания сервиса
ведомства на Платформе Гостех
Платформа ГосТех станет основным инструментом цифровой трансформации, внедрение которой будет также сопровождаться трансформацией процессов, стандартов, нормативно-правовых актов, а также культуры и компетенций в ГосИТ.
Текущее законодательство не позволяет в полной мере использовать преимущества гибких методологий – например, Постановление Правительства Российской Федерации №676 закрепляет «водопадный» подход в разработке государственных информационных систем, а приказ ФСТЭК №17 обязывает проводить аттестацию перед выходом в ПРОМ для каждого сервиса.
Об эксперименте
Эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе ГосТех был запущен Постановлением Правительства Российской Федерации №1674 в октябре 2020 года. Данный цифровой эксперимент продлится с 1 ноября 2020 года по 31 мая 2022 года, а первыми пилотными ведомствами стали Фонд обязательного медицинского страхования, Росимущество и Минспорт России.
Решение об участии в эксперименте принимается Правительством Российской Федерации.
Что такое ГосТех и как он развивается в России
Об эксперте: Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners, венчурный партнер Skolkovo Ventures.
С точки зрения цифровизации государственных услуг Россия точно не является отстающей — сейчас наша страна занимает 32 место по показателю индекса электронных государств EGDI от ООН и входит в число стран-лидеров. Однако вызовы случившейся пандемии показали необходимость массовой цифровизации взаимодействия государства и граждан, оцифровки сфер здравоохранения, государственной безопасности, транспорта, логистики, налогообложения, отношений с бизнесом.
ГосТех на Западе
ГосТех подразумевает разработку технологических решений для разных направлений: такие проекты могут взять на себя модернизацию оказания государственных услуг, сделать госуправление более эффективным, сократить технологическое отставание государства от других сфер жизни.
Решения классического определения ГосТех разделяются на два направления:
Правительства многих стран активизировались как заказчики подобных технологий, сделав сферу ГосТех одной из самых прибыльных на горизонте трех-пяти лет.
На зарубежных рынках ГосТех-стартапы появляются ежегодно, и уже есть ряд кейсов, когда частные компании успешно развиваются на венчурные деньги и становятся поставщиками технологических решений для государства.
Сегменты ГосТех аналитики объединяют в условные четыре группы:
Драйверы рынка ГосТех в России
В России стоит определять этот рынок через призму заказчиков, формирующих спрос на ГосТех+ решения. Категорий заказчиков можно выделить три:
Что касается первых двух групп заказчиков, вопросы цифровизации государства призван решить национальный проект «Цифровая экономика» до 2024 года, на который был выделен бюджет в ₽1,8 трлн.
Cпрос на решения ГосТех в России подтверждается и планами на цифровизацию различных ведомств: МВД попросило ₽55 млрд, ФСИН — ₽25 млрд, а Росгвардия — ₽10,8 млрд в 2021–2023 году. Например, ₽6,7 млрд Росгвардия планирует потратить на поддержку существующей инфраструктуры и запуск новых сервисов (например, на перевод государственных услуг в электронный вид, подключение 50% росгвардейцев к электронному документообороту).
В случае с государственными корпорациями и компаниями с госучастием почвой развития ГосТеха+ является курс на импортозамещение. Государственные компании уже переходят на отечественное ПО. Например, «Росатом» готов потратить на российские ОС и их поддержку ₽820,2 млн. Корпорация планирует перейти на ОС Astra Linux. Пенсионный фонд тоже решил адаптировать модуль, связанный с электронными подписями и шифрованием, под работу с отечественными ОС Astra Linux.
В начале 2021 года Минцифры опубликовало новый проект указа о переходе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования. Внедрить российское ПО необходимо до 1 января 2023 года, оборудование — до 1 января 2024-го.
Необходимость создания отечественных платформ в разных сегментах может быть обоснована ростом санкций (например, Microsoft не продлил лицензии на закупку ПО для МГТУ им. Баумана) и требованиями обработки данных на серверах, находящихся на территории РФ. Из-за этих требований, например, такие сервисы для видеоконференцсвязи как Zoom и Google, могут стать недоступны для использования российскими госкомпаниями, что толкает государство стать заказчиком собственных систем ВКС. Ростелеком и Mail.ru уже объявили о запуске сервиса видеосвязи для школьников для внедрения его в российских школах.
Государство все чаще выступает заказчиком ИТ-решений. Так, компания «КСОР» внедрила автоматизированную систему бесконтактного мониторинга состояния водителя на основе компьютерного зрения для ГУП «Мосгортранс», что помогло снизить аварийность на общественном транспорте города Москвы на 26%.
РЖД, в которой работает около 500 информационных систем, внедрила роботизированные решения платформы RPA ROBIN. По итогам 2020 года в компании было внедрено в эксплуатацию более 1000 таких решений, с их помощью автоматизировано свыше 980 операций. По итогам 2020 года роботы обработали 500 тыс. обращений пользователей информационных систем РЖД.
Для кого открыты двери
В России отрасль ГосТех скорее развивается по «закрытому сценарию», когда необходимые технологические решения по заказу государства и органов самоуправления разрабатывают крупные ИТ-компании, вендоры внутри правительства на эксклюзивных условиях.
На данный момент рынок основан на коллаборации властей с крупными технологическими компаниями, такими как «Яндекс», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского». Рынок будет расти, но большую часть бюджетов, выделенных на цифровизацию, освоят крупнейшие ИТ-вендоры: производители отечественного ПО уже увеличили свои продажи вчетверо в 2020 году.
Стартапам пока что не на что рассчитывать, потому что зайти в большой государственный заказ по разработке той или иной платформы практически невозможно.
Например, «Сбербанк» выиграл тендер Минцифры на создание единой государственной цифровой платформы «ГосТех» (компания была единственным участником конкурса, «Ростелеком» и «Почта России» отказались). Платформа должна стать единой средой для всех ИС от разных вендоров.
Если небольшой компании и удастся прикоснуться к такому заказу, то только если она будет частью какой-то большой системы такого проекта. Каждый такой комплексный проект по заказу большой государственной кросс-платформы состоит из многих компонентов, которые могут быть реализованы стартапами, имеющими на текущий момент самое продвинутое решение.
Условия роста рынка в России
Рынок ГосТех+ в России раскроет свой потенциал при соблюдении нескольких условий:
Разработку частей больших проектов могут точечно реализовать частные технологические компании и команды стартапов, но их продуктом должна быть новая сильная технология. Оплата штрафов, запись в МФЦ, создание приложений — это не самые сложные части таких проектов. Не решены еще такие масштабные задачи как идентификация пользователей, безопасность личных данных, синхронизация информационных баз, хранение данных и их резервное копирование. Стартапам стоит ориентироваться на разработку технологических решений, встраиваемых в большие системы, учитывая необходимость обработки, анализа данных, прогнозирования в масштабе страны, чтобы получить возможность стать лидером национального рынка и получить самых больших заказчиков в России.
Рынок ГосТех+ всегда характеризуется небольшим числом клиентов и очень долгим циклом продаж. Сложно внедрить передовое решение, если только на процесс согласования уходят месяцы работы бюрократической машины.
Позитивный сценарий развития рынка для государственных заказчиков и поставщиков в лице ИТ-гигантов, а также для отечественных стартапов и их инвесторов — это поиск точки пересечения интересов. Ответом на этот вызов является использование M&A — покупки крупными компаниями технологических стартапов. «Сбербанк», Mail.ru и другие корпорации уже несколько лет реализуют стратегию слияний и поглощений, что положительно сказывается на развитии рынка инновационного предпринимательства в России. Через работу с вендорами технологические стартапы смогут получить клиентов в лице государственных заказчиков и предложить лучшие решения для цифровизации всех услуг, которыми мы пользуемся ежедневно.
Переход к такой политике — это, с одной стороны, возможность для отечественных компаний предложить свои решения для государственных и корпоративных задач большого масштаба. С другой стороны, это риск, что курс в дальнейшем может смениться. Я бы рассматривал текущую ситуацию как шанс не стать отстающими и догоняющими, а выйти на передовую и сделать решения лучше существующих.