Государственное казенное учреждение что это значит

Государственное казенное учреждение что это значит

ГК РФ Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

П. 5 ст. 123.22 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 12.05.2020 N 23-П).

П. 5 ст. 123.22 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного или автономного учреждения по обязательствам в связи с причинением вреда гражданам распространяется на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

П. 6 ст. 123.22 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного или автономного учреждения по обязательствам в связи с причинением вреда гражданам распространяется на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Источник

Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать?

«Руководитель бюджетной организации», 2011, N 3

В чем состоят сходство и различия казенного учреждения с другими типами государственных и муниципальных учреждений? Кто принимает решение об оказании платных услуг? Каковы особенности налогообложения казенных учреждений?

В целом казенное учреждение по своим признакам представляет собой то, чем было раньше бюджетное учреждение (его даже можно назвать «старобюджетным» учреждением), однако с некоторыми новшествами и особенностями. В данной статье рассматриваются и анализируются характерные признаки казенных учреждений, условия превращения бюджетных учреждений в казенные, а также возможные последствия этого превращения для учреждения.

Функциональный статус казенного учреждения

Часть 2 ст. 120 ГК РФ.
Части 2 и 3 ст. 764 ГК РФ и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Часть 19 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.

Часть 10 ст. 161 БК РФ.

Ответственность казенного учреждения по своим обязательствам

Абзац 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ.
Часть 7 ст. 161 БК РФ.

Распоряжение имуществом казенного учреждения

Часть 4 ст. 298 ГК РФ.

Финансирование казенного учреждения из бюджета

Статья 6 (определение понятия «казенное учреждение») и ч. 2 ст. 161 БК РФ.
Статья 220.1 БК РФ.

Внебюджетные доходы казенного учреждения

Часть 3 ст. 161 БК РФ.
Абзац 4 ч. 3 ст. 41 БК РФ.
Часть 3 ст. 161 БК РФ и абз. 2 ч. 4 ст. 298 ГК РФ.

Часть 22 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.

Особенности налогообложения казенного учреждения

Пункт 33.1 ч. 1 ст. 251 НК РФ.

Пункт 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ.

Как и бюджетные, казенные учреждения не вправе работать по упрощенной системе налогообложения (ст. 346.12 НК РФ). Как и любые государственные или муниципальные учреждения, казенные учреждения не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст. 346.2 НК РФ).

Пункт 17 ч. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Пункт 4 ч. 6 ст. 346.2 НК РФ.

Казенное учреждение и государственное или муниципальное задание

Абзац 2 ч. 3 ст. 69.2 БК РФ.

Открытость деятельности казенных учреждений

Части 3.3 и 3.4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ. Вступают в силу с 1 января 2012 г.

Часть 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Часть 5 ст. 33 Закона N 83-ФЗ.

Пункт 6 ч. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Пункт 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Каким бюджетным учреждениям лучше стать казенными?

Во-первых, необходимо понимать, что в отличие от «правил игры» при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения, где для такой трансформации требуется инициатива или согласие самого учреждения, решение о создании казенного учреждения принимается исключительно его учредителем и никакие инициативы и согласия самого учреждения здесь, по крайней мере формально, никакой роли не играют. Поэтому стать казенным учреждение может, только убедив в необходимости этого своего учредителя. Нужно надеяться, что учредители при принятии данного решения будут рассматривать предложения учреждений.

Часть 2 ст. 13 Закона N 7-ФЗ.

Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Пункт 1 ч. 2 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Часть 2 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ.

Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р.

Во-первых, в казенные учредителю необходимо переводить те муниципальные и государственные учреждения, которые должны выполнять функции распорядителей бюджетных средств.

Части 3 и 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.

В-третьих, безусловно, в статус казенных имеет смысл перевести те государственные и муниципальные учреждения, руководство которых пока не готово или не способно к увеличению своей финансово-хозяйственной самостоятельности в статусе бюджетного или автономного учреждения, а кадровый ресурс для замены этого руководства отсутствует.

Часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

Источник

Статья 123.22 ГК РФ. Государственное учреждение и муниципальное учреждение (действующая редакция)

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Комментарий к ст. 123.22 ГК РФ

1. В зависимости от формы собственности на имущество, закрепленное за учреждением, выделяются виды учреждений (государственное, муниципальное, частное), а государственные и муниципальные учреждения подразделяются также на типы, в зависимости от степени имущественной обособленности учреждения от собственника, а, следовательно, и степени хозяйственной самостоятельности учреждения. Также есть определенные различия в целях создания каждого типа учреждений.

Выделяются три типа государственных и муниципальных учреждений: автономное, бюджетное, казенное (ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Автономные и бюджетные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Так, согласно п. 3 ст. 24 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ Правительством РФ от имени РФ может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет».

Наибольшей самостоятельностью в гражданском обороте обладают автономные учреждения. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом. Порядок отнесения имущества к особо ценному установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Согласно п. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. При этом учитываются расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. На федеральном уровне порядок финансирования выполнения бюджетным или автономным учреждением функций государственного органа определяется Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления». Порядок финансирования при выполнении государственного задания определен Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Основы финансового обеспечения казенного учреждения установлены БК РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением данного требования при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ).

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет общее для всех юридических лиц правило, исключающее ответственность организации по обязательствам учредителя. Хотя в данном случае учредитель остается собственником имущества учреждения, тем не менее это имущество обособлено, и пока оно закреплено за учреждением, на него нельзя обратить взыскание по долгам учредителя.

4. Пункт 4 устанавливает общее правило о самостоятельной ответственности казенного учреждения по своим обязательствам, что является необходимым свойством любого юридического лица. Однако ответственность казенного учреждения ограничивается лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. Кроме того, казенное учреждение выполняет функции, возложенные на него учредителем-собственником имущества, направляя полученные средства в бюджет, а потом получает средства в порядке сметного финансирования. Поэтому законодатель устанавливает субсидиарную ответственность собственника имущества по обязательствам казенного учреждения. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).

5. Пункты 5, 6 комментируемой статьи содержат положения об ответственности бюджетных и автономных учреждений. Автономные и бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за такими учреждениями собственником этого имущества или приобретенного указанными учреждениями за счет выделенных собственником средств. Порядок отнесения имущества к особо ценному установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества». Различия в возможности обращения взыскания между автономными и бюджетными учреждениями касаются недвижимого имущества. На недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником или приобретенное автономным учреждением за счет средств, предоставленных собственником, не может быть обращено взыскание по долгам учреждения. Однако взыскание можно обратить на недвижимость, приобретенную за счет собственных доходов автономного учреждения. На недвижимое имущество бюджетного учреждения взыскание не может быть обращено, независимо от того, по каким основаниям и за счет каких средств это имущество приобретено. Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений не несут ответственность по обязательствам этих учреждений, за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам.

6. Пункт 7 комментируемой статьи допускает преобразование государственных и муниципальных учреждений только в некоммерческую организацию и только в случаях, прямо предусмотренных законом. Кодекс конкретных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться государственное и муниципальное учреждение, не устанавливает, ограничиваясь указанием, что это должна быть некоммерческая организация. Отсутствие общего дозволения преобразования определяется тем, что любое преобразование государственного или муниципального учреждения означает прекращение права собственности публичного образования на имущество учреждения, поскольку все иные виды некоммерческих организаций признаются собственниками принадлежащего им имущества.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. Государственное или муниципальное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов (п. п. 1, 4 ст. 17.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Источник

Государственное казенное учреждение — что это такое

Государственное казенное учреждение что это значит. Смотреть фото Государственное казенное учреждение что это значит. Смотреть картинку Государственное казенное учреждение что это значит. Картинка про Государственное казенное учреждение что это значит. Фото Государственное казенное учреждение что это значитЗдравствуйте, как хорошо вы понимаете отличие казенного учреждения от бюджетного?

А ведь мы постоянно работаем с двумя организациями, поэтому сегодня в статье, когда размещала информацию про казенные предприятия, также рассмотрела и вопрос отличий.

Вы знаете, что казенное предприятие может быть частными? Например я об этом не задумывалась.

Также, казенное учреждение может получать доход от своих услуг или существовать на добровольной основе.

Для меня эта информация была достаточно неожиданной, так как я считала, что такие предприятия должны существовать только на бюджетной основе. Подробнее о казенных учреждениях — читайте в статье.

Правовое положение казенных государственных предприятий

В свою очередь, государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные, а с 01.01.2011 еще и на казенные.

В общем порядке бюджетные учреждения отличаются от казенных тем, что доходы, приносящие от осуществляющей ими деятельности будут использовать по своему усмотрению, не перечисляя их в доход бюджета.

Отличия в основных направлениях деятельности заключаются в том, что казенное учреждение оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции, в то время, как бюджетное выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Следует отметить субсидиарную ответственность учредителя в казенном учреждении, в бюджетной субсидиарной ответственности нет.

Говоря об ответственности перед кредиторами, казённое отвечает денежными средствами, а бюджетное отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств.

В бюджетном учреждении крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия учредителя. Заключение контрактов происходит от своего имени, в то время, как в казённом учреждении контракты заключаются от имени учредителя.

Казенные учреждения – новый тип государственных (муниципальных) учреждений

Какие учреждения будут относиться к казенным, каковы особенности их правового положения, кем будут осуществляться функции и полномочия их учредителей? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст. 6 БК РФ).

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка N 539*(1)), которое должно содержать:

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п. 22 Порядка N 539).

Особенности правового положения казенных учреждений

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:

Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;

Органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие функции и полномочия учредителей для подведомственных им казенных учреждений.

Критерии для определения типа государственного (муниципального) учреждения

В соответствии с этими рекомендациями в целях определения типа муниципального учреждения применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа муниципального учреждения.

А также дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.

Среди основных критериев следует назвать:

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей (п. 11 Методических рекомендаций):

Устав казенного учреждения

После принятия правового акта об изменении типа федерального государственного учреждения на казенное необходимо внести эти изменения в его устав, в котором должны содержаться (п. 33 Порядка N 539):

Общие положения, устанавливающие в том числе:

2. Предмет и цели деятельности казенного учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

3. Раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;

4. Раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:

5. Сведения о филиалах и представительствах учреждения;

6. Иные разделы – в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, своим правовым актом утверждает изменения, вносимые в устав федерального учреждения (п. 32 Порядка N 539). И. Зернова,эксперт журнала «Казенные учреждения:бухгалтерский учет и налогообложение»

Форма управления имуществом государственного казенного предприятия

Но это не так. В статье рассмотрим действия, связанные с изменением типа учреждения. Т. В. Саакян,заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Характерные признаки казенного учреждения

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

Как видим, статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011 года, с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет.

Вместе тем существуют серьезные вопросы в отношении казенки и в части принятия решения о том, какие подведомственные учреждения целесообразно отнести к данному типу, и касающиеся особенностей функционирования казенного учреждения после окончания переходного периода, так как Закон № 83-ФЗ установил серьезное отличие для этих учреждений по сравнению со старым бюджетным учреждением в виде дополнительного ограничения в части зачисления с 2012 года всех доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

В данной статье предлагается рассмотреть этот тип учреждения в сравнении с бюджетным и автономным, а также особенности его функционирования в переходный период и после его завершения.

Какими же нормами регулируется деятельность казенного учреждения с учетом положений Закона № 83-ФЗ, уточнивших положения Бюджетного и Налогового кодексов, Закона № 94-ФЗ и других законов, обеспечивающих создание правовых основ для функционирования казенных учреждений?

Имущественные отношения

Государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества, в отличие от автономного и бюджетного учреждений, чьи полномочия расширены в отношении определенной части имущества:

Порядок согласования распоряжения федеральным казенным учреждением любым объектом имущества, находящимся у него на праве оперативного управления, регулируется пунктом 3 Положения № 537.

Согласно подпунктам «к» и «л» вышеуказанного пункта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении федерального государственного учреждения (далее — орган-учредитель), согласовывает распоряжение всем имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду.

В случае не поступления от Росимущества соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом-учредителем, решение считается согласованным. Орган-учредитель обязан уведомить Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.

Аналогичные нормы рекомендуются Минфином России в модельном акте субъекта Российской Федерации, размещенном на сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе, посвященном Закону № 83-ФЗ.

Субсидиарная ответственность

Учитывая, что из всех типов государственных (муниципальных) учреждений норма о сохранении статуса участника бюджетного процесса сохранилась исключительно в отношении казенного учреждения, то и субсидиарная ответственность государства и муниципального образования распространяется на обязательства только казенных учреждений, в отличие от бюджетных и автономных.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества в лице главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Так, согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса при неисполнении федеральным казенным учреждением-должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства, в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не ­исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, такой исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом.

Рассмотрим ситуацию с судебными исками в отношении бюджетного учреждения, установленную подпунктом 11 пункта 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

К такому имуществу относится движимое имущество бюджетного учреждения, не отнесенное в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу.

При этом принудительное взыскание обращается на имущество должника — автономного учреждения в соответствии с законодательством об исполнительном производстве в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу.

Обратите внимание! Требования об отсутствии субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного и автономного учреждений вступили в силу по обязательствам, принятым этими учреждениями с 1 января 2011 года, независимо от даты окончания переходного периода с учетом особенностей, связанных с принятием отдельных обязательств бюджетным учреждением в 2011 году.

Гражданско-правовой договор

Исключением из правила являются случаи, предусмотренные нормативными актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, когда при осуществлении в течение 2011 года мероприятий, предусмотренных указанными нормативными и правовыми актами, положения, установленные Бюджетным кодексом применительно к получателю бюджетных средств, распространяются на бюджетные учреждения.

Эта норма вытекает из пункта 13 статьи 31 Закона № 83-ФЗ и действует до 1 января 2012 года. Закон № 83-ФЗ не ограничивает область регулирования актов, содержащих указанную норму, устанавливая только то, что это должны быть акты высших органов власти. Примером ее реализации на федеральном уровне служит постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1204, утверждающее порядок предоставления бюджетных инвестиций федеральным бюджетным и автономным учреждениям в 2011 году.

Указанные положения распространяются с 1 января 2011 года и на те бюджетные учреждения, в отношении которых еще не принято решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидии из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания.

Обеспечение выполнения функций и полномочий казенных учреждений включает

Как видим, еще одним отличительным признаком казенного учреждения от других типов учреждений является его право не только оказывать государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы, но и осуществлять отдельные функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Хотя законодательство не содержит прямой нормы об отличии государственной услуги или работы от функции, можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными отношениями, контролем, надзором, утверждением нормативных актов и т. д.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ № 314) определяет функцию органа власти по контролю и надзору как:

Орган власти (местного само­управления) при передаче казенному учреждению исполнения своих отдельных функций и полномочий, не связанных с властными действиями, закрепляет их в уставе учреждения.

Если рассматривать функции по принятию нормативных актов, то понятно, что они не могут быть переданы учреждению, так как в соответствии с Указом № 314 даже не все органы власти могут их осуществлять, но подготовку аналитических материалов, необходимых для разработки проектов актов, можно поручить казенному учреждению.

К полномочиям, которые с большой вероятностью можно передать казенному учреждению, можно отнести функции органов государственной власти или местного самоуправления по предоставлению государственных услуг, если эти услуги (работы) выполняются в интересах органа власти (общества в целом), например, осуществление функций дирекции — заказчика строящегося объекта.

Главное, из чего следует исходить при приятии решения, — целесо­образность выбора именно этого варианта реализации расходного обязательства публично-правового образования.

Возможные варианты предоставления государственных услуг

Рассмотрим такой пример. До принятия Закона № 83-ФЗ одним из основных видов деятельности больницы, являющейся бюджетным учреждением, был отбор на конкурсной основе организаций на поставку и (или) хранение, отпуск лекарственных средств (изделий медицинского назначения) в рамках оказания отдельным категориям граждан дополнительной бесплатной медицинской помощи с последующим заключением с ними договоров (контрактов).

Возможно ли сохранить такой порядок закупки и хранения лекарственных средств, когда бюджетное учреждение перейдет на новый порядок финансового обеспечения, или необходимо передать реализацию этого полномочия органа государственной власти казенному учреждению?

Учитывая, что данный вид деятельности осуществляется в интересах органа государственной власти субъекта Российской Федерации (общества в целом), при переводе больницы с бюджетной сметы на субсидию целесообразно эту работу осуществлять самому департаменту здравоохранения либо поручить ее осуществление подведомственному казенному учреждению для размещения государственного заказа для нужд субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о закупках товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд.

В государственном задании должны быть определены перечень лекарственных средств (изделий медицинского назначения), которые должны быть приобретены учреждением, требование об их отпуске в порядке, установленном департаментом здравоохранения, и другие условия в целях защиты имущественных интересов субъекта Российской Федерации от отчуждения или обременения в результате проведенных больницей сделок (например, требование о том, что все приобретенные лекарственные средства и изделия включают в установленном порядке в состав особо ценного движимого имущества, которым больница не вправе распоряжаться без согласия департамента здравоохранения).

Рассмотрим еще один аспект соответствия полномочий казенного учреждения и органа власти, который является финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Казенное учреждение и финансовый орган

В дополнение к этим «строгостям» пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса определено, что положения, установленные этой статьей, распространяются на органы государственной власти и местного самоуправления (муниципальные органы).

Данная норма, судя по вопросам, поступающим на горячую линию, очень беспокоит финансовые органы, составляющие и организующие исполнение местных бюджетов, имеющие право на проведение всех необходимых для бюджетного процесса действий: привлекать и предоставлять бюджетные кредиты, размещать бюджетные средства в установленных статьей 236 Бюджетного кодекса случаях 1

При исполнении бюджетной сметы финансовые органы попадают под ограничения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса, то есть не могут предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, получать субсидии для финансового обеспечения своей деятельности как учреждения.

Таким образом, ограничения, налагаемые законодательством на казенное учреждение, не препятствуют финансовому органу в выполнении его функций по составлению и организации исполнения соответствующего бюджета.

Необходимо отметить, что Минфин России подготовил и направил в Правительство РФ соответствующие поправки к статье 161 Бюджетного кодекса и статье 41 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), уточняющие содержащиеся в них нормы.

Так, пункт 11 статьи 161 будет дополнен положением о том, что нормы, установленные указанной статьей, распространяются на государственные, муниципальные и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов, а в пункте 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ исключена содержащаяся в ней норма о том, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями, так как этот вопрос регулируется Бюджетным кодексом со всеми вышеуказанными особенностями.

О централизованной бухгалтерии

По мнению автора, ответ будет зависеть от того, в каких целях создается это учреждение:

Кроме того, на основании пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса для казенного учреждения можно не формировать государственное (муниципальное) задание, так как оно устанавливается не для всех, а только для тех учреждений, которых определил своим решением главный распорядитель бюджетных средств.

Уточнение типа учреждения

Например, пунктом 19 статьи 31 Закона № 83-ФЗ устанавливается запрет на создание (в том числе изменением типа) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, в форме казенных учреждений.

Кроме того, статья 31 Закона № 83-ФЗ определяет федеральные бюджетные учреждения, которые могут действовать в силу закона исключительно в типе казенных.

Аналогичная норма установлена для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований пунктом 2 указанной статьи, согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было поручено принять до 1 декабря 2010 года нормативно-правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативно-правовых актов, с указанием в них перечня казенных учреждений.

Возможно ли уточнить данный перечень казенных учреждений, изменение типа которых проведено в силу закона, позволяющего осуществлять этот процесс в более удобном, «упрощенном» режиме, то есть без принятия дополнительных решений, связанных с изменением типа?

Согласно пункту 2 статьи 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) изменение типа бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального учреждения) в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), к утверждению которых в силу пункта 14 статьи 33 Закона № 83-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) необходимо приступить со дня официального опубликования названного закона.

Кроме того, необходимо принимать во внимание еще одно важное положение Закона № 83-ФЗ, установленное подпунктом 4 пункта 2 статьи 31, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации.

Таким образом, рассматривая в совокупности указанные нормы, можно сделать следующий вывод: если бюджетное учреждение субъекта Российской Федерации признано казенным в силу закона (акта, определенного пунктом 2 статьи 31 Закона № 83-ФЗ), но еще не внесены в установленном порядке изменения в его устав, очевидно, возможно сохранить за таким учреждением тип «бюджетное», исключив его из перечня казенных учреждений путем внесения изменений в названный акт.

Расширять данный перечень включением в него казенных учреждений после 1 декабря 2010 года нельзя, так как право на упрощенную процедуру изменения типа действовало до указанной даты.

Именно соблюдение интересов потребителей услуг и упрощение организационных процедур в деятельности учреждения преследует поправка в статью 14 Закона № 7-ФЗ, устанавливающая, что указание на тип учреждения в его наименовании, не является обязательным. Указание типа, безусловно, должно быть в уставе государственного (муниципального) учреждения, но исключение требования указывать его в наименовании учреждения позволяет провести все связанные с изменением (при необходимости) его типа процедуры, не влияя на процесс оказания государственных услуг.

Казенное учреждение — получатель бюджетных средств

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н, в который приказом Минфина России от 30 июля 2010 г. № 84н были внесены соответствующие поправки.

Кроме поправок, заменяющих наименование типа «бюджетное» учреждение на «казенное», существенной является норма об установлении единой формы бюджетной сметы для всех государственных и муниципальных казенных учреждений. Эта поправка потребует уточнения нормативных актов главных распорядителей бюджетных средств, утверждающих порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений.

Неизменным остается положение о том, что бюджетная смета устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств, вводя для казенного учреждения жесткое ограничение на принятие бюджетных обязательств, на осуществление расходов по их оплате пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, самостоятельность казенного учреждения в использовании бюджетных средств сведена к минимуму, более того, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом казенному учреждению в органе Федерального казначейства или финансовом органе, отсутствует показатель «деньги», их заменяют лимиты бюджетных обязательств, определяющие заданные конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, и их размеры.

Правда, Бюджетный кодекс не запрещает расширить самостоятельность казенного учреждения в определении расходов бюджета, которые оно вправе определить самостоятельно в пределах «укрупненных» лимитов бюджетных обязательств, когда на основании пункта 4 статьи 217 Бюджетного кодекса порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи утверждение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств может осуществляться по кодам расходов классификации операций сектора государственного управления дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.

В этом случае лимиты бюджетных обязательств могут быть доведены до казенного учреждения, например, по коду КОСГУ 20 «Оплата работ, услуг», и само учреждение вправе при исполнении бюджетной сметы определять, на какую сумму ему необходимо принять и исполнить обязательства по транспортным услугам, связи, аренде и прочим услугам.

Необходимо иметь в виду, что казенное учреждение осуществляет операции со средствами бюджета на основании бюджетной сметы, а не плана финансово-хозяйственной деятельности, как это установлено для бюджетных и автономных учреждений.

Вместе с тем требование о составлении отчета о результатах деятельности и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества распространяется на все типы государственных (муниципальных) учреждений, включая и казенные учреждения.

Указанный отчет составляется и утверждается в отношении казенного учреждения главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 114н (вступает в силу с 1 января 2012 года).

Приносящая доход деятельность

Аналогичная норма установлена статьей 161 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Напоминаем, что эта же статья устанавливает важную норму о том, что доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем согласно пункту 8 статьи 33 Закона № 83-ФЗ, положения абзаца 2 пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса, абзаца 4 пункта 3 и пункта 5 статьи 41, пункта 1 статьи 51, абзаца четвертого части 1 статьи 57 и абзаца четвертого части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса (в части зачисления в соответствующий бюджет доходов от оказания казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 года, если законом субъекта Российской Федерации или актом органа местного самоуправления не установлено иное в отношении указанных доходов соответствующих казенных учреждений.

Минфин России предлагает дополнить пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса поправкой, уточняющей полномочия органа-учредителя (главного распорядителя бюджетных средств) о необходимости установлении порядка определения платы при осуществлении приносящей доход деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, осуществление казенным учреждением приносящей доход деятельности зависит от решения органа-учредителя.

В случае принятия положительного решения о возможности оказания казенными учреждениями услуг на платной основе, органу-учредителю необходимо определить источник финансового обеспечения осуществления казенными учреждениями указанной деятельности.

Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения

Правовые основания определения источника финансового обеспечения указанной деятельности установлены пунктами 21 и 22 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, на основании которых на очередной финансовый год бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, планируются с учетом расходов, осуществляемых указанными учреждениями в предыдущем финансовом году в соответствии со сметой доходов и расходов от приносящей доход деятельности.

Данная норма не противоречит бюджетному законодательству, так как в соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленным статьей 35 Бюджетного кодекса, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, то есть когда эти доходы, например от платной деятельности казенных учреждений, впервые становятся доходами бюджета.

Установление такой нормы как постоянно действующей противоречит Бюджетному кодексу, но согласимся, что в ней уже и нет такой надобности, так как отчетный год позволяет получить базу для расчета бюджетных ассигнований на последующие планируемые финансовые периоды.

Добровольные пожертвования

В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим предприятиям в соответствии с законом.

Таким образом, законодательство разрешает и казенному учреждению, осуществляющему указанные виды деятельности, получать такой источник расходов, соответствующих целям, на достижение которых физические и юридические лица предоставляют добровольные взносы и пожертвования.

Правда, при этом указанные средства должны поступать в соответствующий бюджет и, исходя из положений Федерального закона, источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенным учреждением после 1 января 2012 года, является соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

При этом на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства Российской Федерации, при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации добровольных пожертвований и безвозмездных поступлений сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств на осуществление целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.

Переходный период

Более того, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать по сути в прежнем правовом режиме (в частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет, переназначение руководителя и иных работников учреждения не требуется, все лицензии и иные разрешительные документы, оформление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации, продолжают действовать до окончания срока их действия).

К числу важных документов, регулирующих деятельность казенных и новых бюджетных учреждений, относится генеральное разрешение главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями (далее — Генеральное разрешение) и разрешение на осуществление приносящей доход деятельности (далее — Разрешение).

Установлено, что казенное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов.

Положения Порядка осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, согласно пункту 5 приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н, устанавливаются для федеральных казенных учреждений и распространяются на федеральные бюджетные учреждения — получателей бюджетных средств.

Таким образом, нецелесообразно до окончания срока действия Генерального разрешения и Разрешения вносить в данные документы изменения в связи с указанием в наименовании подведомственного учреждения его типа в табличной части раздела «Источники формирования и направления использования средств от приносящей доход деятельности» Генерального разрешения и заголовочной части Разрешения.

Поэтому необходимо воспользоваться возможностями переходного периода и еще раз взвесить все принятые решения в отношении соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения и разработки всех необходимых нормативных актов, учитывающих особенности учреждений и создавших их учредителей — публично-правых образований. По материалам журнала «Бюджетный учет»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *