Государственные символы могут рассказать о чем история чего страна
Государственные символы России — герб, флаг, гимн, их описание и значение
Государственные символы России – это отличительные знаки страны, которые представляют РФ внутри и за её пределами. Поскольку в гербе, флаге и гимне выражается суверенитет страны и её многовековая история, законодательство Российской Федерации берёт их под свою охрану. Дети знакомятся с основными знаками ещё с начальной школы. В этой статье кратко рассказывается о главных символах. Информация нужна учащимся младших классов.
Герб Российского государства
Герб – это эмблема, созданная в соответствии с требованиями геральдики, которая служит отличительным знаком для семьи, рода, династии, города или целой страны. На гербе страны отражается её история и культура.
Современным гербом страны является изменённое изображение, существовавшее ещё в годы правления Александра II. На гербе Российской Федерации орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны, держит скипетр и державу, являющиеся знаками власти, а также единства всего государства. Орёл с двумя главами ещё со времён Римской империи ассоциируется с властью. Россия переняла эту традицию у Византии, которая была преемником Рима.
Но в российском варианте орёл дополнен и другими деталями. Над головами орла расположены три короны. Они во времена Петра I обозначали его власть над целой страной и отдельными её частями и сейчас по-прежнему означают единство российской власти.
Значок, на котором всадник одерживает победу над драконом, находится на груди орла. Это является символическим изображением борьбы доброго начала со злым и защиты своей Отчизны от зла. Герб содержит в себе продолжение традиции разных исторических эпох в новом тысячелетии и выглядит торжественно.
Флаг России — описание и значение цветов
Хотя современный триколор возник при Алексее Михайловиче, Пётр Великий может считаться основателем этой традиции. Он перенял с Запада трёхцветную композицию флага. Когда короновали Елизавету, был создан флаг с чёрной, жёлтой и белой полосками, употреблявшийся помимо бело-сине-красного. Но при Александре Третьем, в 1883 году, разрешался только старый триколор.
Во время Гражданской войны этот флаг символизировал движение Белых. Оппозиционные организации эмигрантов использовали этот флаг в то время, как в СССР было красное знамя. После распада СССР этот красивый триколор торжественно взмыл над Белым домом.
Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость.
По другой версии, белый цвет связан с Белоруссией, синий – с Украиной, а красный – символ Великой Руси, собственно России, всё вместе говорит об единстве этих народов. Но профессиональные геральдисты считают оба толкования просто эмоциональной трактовкой на уровне высоких чувств гордости за страну. Комиссия, работавшая при Николае II, трактовала синий и красный цвета как цвета народных костюмов, а белый обозначал холодную зиму.
Без флага невозможно представить себе ни один из военных парадов и государственных праздников.
Гимн России — текст, история написания
Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова.
В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально.
По закону РФ, к гимну надо относиться с почтением. Первоначально после перестройки планировалось написать гимн на музыку Михаила Глинки, но ни один из многочисленных предложенных текстов не подошёл, несмотря на то, что со всей страны прислали почти шесть тысяч разных текстов. Поэтому лучшим вариантом стал тот гимн, который используется сейчас. В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.
Неофициальные символы России
Неофициальные символы – это вещи, которые ассоциируются со страной в повседневном быту. Среди этих символов можно упомянуть дерево – берёзу, цветок – ромашку, животное – медведя. Они изображаются на открытках, когда надо обозначить в общих чертах русскую природу.
Берёза – дерево, увидев которое, русский на чужбине сразу вспоминает о своей стране. Медведя, обитающего на просторах России, знает весь мир.
Среди культурных символов можно назвать Красную площадь, матрёшку, варежки, самовар, посуду с росписью гжель или хохлома, балалайку. На Руси пили чай из самовара по несколько раз в день, дети собирали и разбирали матрёшки, музыканты играли на балалайке, и всё это создавало национальный колорит, совершенно неповторимый.
Хохлома и гжель представляют собой роспись, в которой на картинках отражается целый культурный багаж русского народа, включая сказочных птиц, русские узоры и другие романтичные черты русского прикладного искусства. Эта традиция существует уже много веков.
Зачем нужны символы государства
Символы государства нужны для того, чтобы указывать на его суверенитет и представлять его во всех внутренних и внешних отношениях. Спортсмены чувствуют гордость, когда они побеждают на соревнованиях и в воздух взвивается флаг их страны, а на всём стадионе звучит гимн. Тогда весь мир обращается мыслями к этой стране, и люди вспоминают о том, что они слышали о Красной площади, русской зиме, великодушных русских людях и многом другом. В посольствах любой страны за рубежом невозможно обойтись без флага, который гордо реет над крышей здания и даёт понять, что с этой страной надо считаться.
Итак, государственные символы являются отличительной чертой страны. В них отражается история и культура всей нации. Поэтому к символам государства надо относиться уважительно.
Классный час 4 класс. Символы государства
Классный час – 4 класс
Сценарий классного часа для 4 класса
Цели: рассказать о современной государственной символике; способствовать воспитанию патриотизма.
Подготовительная работа: попросить учащихся подготовить выразительное чтение стихотворений.
Оборудование: изображения флага и герба России; музыкальная запись гимна Российской Федерации; плакат со словами гимна; бело-сине-красные полоски для составления флага.
План классного часа
I. Вступительная беседа «Что такое символ?».
II. Информационный блок.
III. Творческая работа.
IV. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Вступительная беседа «Что такое символ?»
Классный руководитель. Мы с вами живем в огромной стране, которая называется. (Россия).
(Дети высказывают предположения.)
Обратимся к толковому словарю. В переводе с греческого это слово означает «знак», «опознавательная примета».
— Приведите свои примеры символов. (Дети отвечают.)
Еще существуют государственные символы. Это отличительные знаки конкретного государства. Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядят герб, флаг, слышали гимн России.
II. Информационный блок
1. Российский флаг
Классный руководитель. Каждое государство имеет свой флаг. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос.
— Почему же флаг России состоит именно из этих цветов?
(Просит ученика по порядку снять полоски и прочитать на обратной стороне символику цвета.)
Классный руководитель. Наш трехцветный флаг существует уже более 300 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Сначала флаг с полосами таких цветов использовался только на кораблях российского флота. Это было еще при императоре Петре I. Гораздо позже, в конце XIX в., наш триколор стал официальным символом Российского государства по указу императора Александра III, но оставался им недолго. Вскоре после революции 1917 г. официальный флаг нашей страны заменили на красный, и только с 1991 г. государственным символом России снова стал бело-сине-красный флаг.
— Знаете ли вы, когда поднимают флаг? Где вы могли видеть государственный флаг Российской Федерации?
Классный руководитель. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах во время торжественных праздников.
2. Гимн России
(Учащиеся встают. Звучит музыкальная запись первого куплета гимна.)
3. Герб России
(Учитель демонстрирует ученикам крупное цветное изображение герба Российской Федерации.)
— Где мы можем увидеть изображение герба Российской Федерации? <На флагах, монетах, печатях, на государственных документах.)
— Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете? (Дети высказываются.)
Итак, на российском гербе изображен христианский воин. Всадник, поражающий копьем змея, олицетворяет победу добра над злом.
III. Творческая работа
В Европе в Средние века (в эпоху рыцарей) гербы получили очень большое распространение. Гербы имели не только правители, но и отдельные знатные роды, а также и города. Свой герб могли иметь даже объединения купцов или ремесленников. Гербы изображали не только на монетах, но и на одеждах, доспехах и щитах рыцарей, а также на стенах городов и замков.
(Учитель раздает листки, просит подписать их, написать, герб чего изображен.)
IV. Подведение итогов
Люблю тебя, мой край родной,
За ленту речки голубой,
За темный и красивый лес,
Люблю за синеву небес,
И за сережки на березе,
И за бушующие грозы,
И за калины красный цвет.
Родной мой край, дороже нет.
Я помню долг свой пред тобой, Россия,
Я не забуду никогда о нем.
Всего, чего просил и не просил я,
Ты вдоволь мне дала в краю родном.
В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги, и скажи ей: «Мать!
Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!
С тобою жить, с тобою умирать!»
Люби ее! Клянись, как наши деды,
Горой стоять за жизнь ее и честь.
Чтобы сказать в желанный час победы:
И моего тут капля меда есть!
— Как вы думаете, почему важно знать государственные символы?
— Что значит проявлять неуважение к символам своего государства?
— Как вы думаете, будут ли уважать государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике?
Примерные ответы детей:
— В государственных символах отражена история государства. Мы должны знать о величии нашей Родины, о ее героях и гордиться ими.
— Никто не будет уважать такое государство. Проявление неуважения к символам своего государства означает неуважение к себе самому.
Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность»
Шелковникова Надежда Борисовна
Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность»
Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна.
— сформировать у учащихся патриотизм и гражданственность;
— познакомить с историей развития государственных символов РФ: герба, флага, гимна;
— показать какие изменения происходили в символике в ходе истории;
— научить искать материал, используя интернет-ресурсы.
— презентация к классному часу;
Форма: классный час-беседа.
Ход классного часа.
Эпиграф: «Свет добра, величие и силу
Сквозь века несла народом Русь.
Жизнь моя, любовь моя, Россия,
Я твоей судьбой горжусь.
Славлю путь твой благородный,
Твой неповторимый путь. Вечно
будь, страна моя, свободной. И
счастливой вечно будь.
Наш классный час посвящен символам нашего государства, среди которых мы живем, которые нас окружают. Мы сегодня узнаем смысл главных символов государства, их значение для каждого из нас.
Что такое символ? (учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог.В словаре о нем сказано: символ- это условный знак или изображение, имеющее для человека или целого народа очень важное
значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы- символы США.
Какие символы России вы можете назвать?
(учащиеся предлагают свои варианты)
Информация к размышлению. Символы России нужны как воплощение ее истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.
Скажите, какие символы мы называем государственными?
(учащиеся высказывают свои мнения)
Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означает наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает это слово. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
Сообщение подготовленного ученика об истории российского герба.
Педагог. Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создает сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е. И. Ухналев.
Задание для учащихся.
1) Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности.
ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г.,
большой государственный герб Российской империи 1882г.,
первое изображение герба Советской России,
Государственный герб РСФСР,
Государственный герб СССР,
Государственный герб Российской Федерации.
2) Определите, какие изменения происходили с гербом в разные времена.
3) Опишите современный российский герб.
Педагог. У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.Например:
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко. (красным)
Сообщение подготовленного ученика об истории Российского флага.
Педагог. Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Это интересно: чтобы легко запомнить расположение цветов на флаге, нужно всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный).
Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага?
1)древнее понимание строения мира: внизу – физический, выше – небесный, ещё выше – мир божественный.Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь;
2) белый – воздух, синий – вода, красный – огонь;
3) Красный – символ мужества и отваги, голубой – символ Богоматери, белый – мир, чистота, благородство.
Педагог. Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.
22 августа – День Государственного флага РФ.
Кто из вас знает, что такое государственный гимн?
(учащиеся высказывают свое мнение)
Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.
Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
(следуют ответы учащихся)
Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России
Сопровождение прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.
Сообщение подготовленного ученика об истории Российского гимна.
Педагог. Текст гимна утвержден указом Президента России В. В. Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России?
2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн?
ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов.
Педагог. Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.
Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа.
Возможные выводы классного часа:
— Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
— Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
— Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.
— Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
Конспект занятия «Государственные символы России — флаг, герб, гимн» Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в подготовительной группе на тему: «Государственные символы.
«Государственные символы России». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Государственные символы России». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию Цель: 1. Обобщение и расширение знаний о символах России.
Классный час для 10–11 классов «Дружба, любовь, семья» Классный час на тему «Дружба. Любовь. Семья.» Цели и задачи: 1. Расширить представления о понятиях дружбы, преданности, любви как важнейшей.
Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.
Классный час для 1–4 классов, посвященный Дню 8 марта Классный час, посвященный Дню 8 марта для 1 – 4 классов Учитель: Талалай О. Н. Цель: воспитывать уважение к женщине, матери; к труду.
Конспект интегрированного занятия «Государственные символы России» для детей подготовительной группы Данное мероприятие направлено на формирование патриотических чувств у детей на основе беседы о родной стране и включает в себя изучение.
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Государственные символы России» Цель: создать условия для социально-коммуникативного развития детей через знакомство с символикой России. Задачи: Образовательные: обобщить.
Конспект занятия «Государственные символы России» в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» в подготовительной группе. Цель: формировать элементарное представление о символике нашей страны,.
Исследовательская работа: «Роль и значение символов Российской Федерации в жизни страны»
1. История и значение флага России………………………………………………..4-8
1.1. Функции государственного флага……………………………………..…4
1.2. История появления флага России…………………………………………4-8
1.3. Значение флага Российской Федерации…………………………….…….8
2. История создания и использование герба России……………………………. 9-14
2.1. Основные этапы истории герба России……………………………………9-13
2.2. История современного герба России………………………………………13
2.3.Значение герба в жизни страны……………………………………………..13-14
3.Государственный гимн Российской Федерации………………………………. 15-22
3.1.История создания гимна России………..…………………………………..21-22
3.2 История современного гимна Российской Федерации……………………22
3.3.Значение использования гимна………………………………………..……22
4. Социологическое исследование и его результаты……………………………. 23-24
Актуальность исследования связана с таким требованием времени, как воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей культуры, нравственности. Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории создания этих символов, понимания их смыслового значения.
Приступая к работе, я поставил основную цель : провести исследование истории возникновения символов России: герба, гимна и флага; выявить значение государственных символов в жизни страны, граждан.
В соответствии с целью выделил следующие задачи:
1) извлечь как можно больше полезной информации из исследуемых источников;
2) изучить этапы становления государственных символов Российской Федерации;
3) провести социологический опрос учащихся 5-11 классов с целью выявления знаний о символах России;
4) распространять знания о государственных символах страны и их значении среди учащихся школы.
Объект моего исследования – Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.
Предметом исследования является история, смысл и значение государственных символов Российской Федерации.
Методы исследования:
1. Метод теоретического, сравнительного и системного анализа научной и познавательной литературы по проблеме.
2. Метод накопления и отбор фактов.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно применить на уроках Отечественной истории и права, на уроках обществознания для воспитания патриотизма и других важных гражданских качеств личности подростков.
Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих по три параграфа, социологического исследования, заключения, списка источников и литературы и приложения.
1. История и значение флага России
1.1. Функция государственного флага
Что такое флаг, людям было известно достаточно давно. Императоры, военачальники, торговые объединения так или иначе использовали такую форму для собственной идентификации. Так что, говоря о том, что такое флаг, прежде всего, следует сразу обозначить, что это некий опознавательный материальный знак. По существу, он является полотнищем определенной формы, которое имеет определенный цвет (или комбинацию цветов), иногда с помещенными на него изображениями различных фигур. Такое полотнище в обязательном порядке является выражением некой символики и выполняет функцию идентификации своего владельца. Флаги бывают разные.
1.2. История появления флага России
Автор «Очерков русской морской истории» Ф.Ф. Веселаго считает, что «из цветов материй, употребляемых на флаге корабля «Орёл», и из того, что при вооружении его главными вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной». Для своего сына, Петра, Алексей Михайлович повелел шить трёхполосные бело-сине-красные флаги.
А.А.Усачев выдвинул гипотезу, согласно которой Пётр I в 1693 году сам сделал флаг для своей яхты из уцелевшего флага «Орла» с крестом. Он вырезал из него кусок, так как флаг «Орла» был слишком большим. Оригинал этого старейшего из сохранившихся общерусских флагов я сам видел в Центральном военно-морском музее в городе Санкт-Петербурге.
В 1699—1700 годах Петр I ввел новый штандарт. В 1699 году корабль «Крепость» отправился в Константинополь. Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.
20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг.
Пётр I разработал много флагов: штандарт царя Московского, варианты Андреевского флага, штандарт Императора Всероссийского, гюйсы, но государственный флаг Российской империи он не установил.
П. И. Белавенец описывает распространение как государственных двух флагов: бело-сине-красного русского и чёрно-жёлтого императорского штандарта. В своей работе он подчеркивает, что о национальном флаге «ещё не было и речи»[5]. Исследователь отмечает, что при Александре I «по занятии Парижа были выставлены флаги бело-сине-красные, которые все посчитали как национальные российского государства»[5].
После Февральской революции император Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича, передавшего власть Временному правительству. 1 (14) сентября 1917 года Россия была провозглашена демократической республикой. Тогда широко использовался красный флаг. Юридическое совещание 25 апреля 1917 года предложило оставить в качестве национального бело-сине-красный флаг. 6 мая 1917 года Временным правительством вопрос о государственном гербе и национальном флаге был отложен до «разрешения Учредительным собранием». Бело-сине-красный флаг продолжал быть государственным символом России до апреля 1918 года.
После 1917 года оба российских флага оказались под фактическим запретом. Гражданская война придала им новое значение: теперь эти цвета ассоциировались с белым и просто антисоветским движением. Государственные символы России использовались многими противниками СССР, желавшими вопреки классовой идеологии подчеркнуть свою национальную принадлежность. Во время Великой Отечественной войны бело-сине-красный флаг эксплуатировался власовцами (а Андреевский флаг – некоторыми другими коллаборационистами). Так или иначе, но, когда настал момент распада СССР, россияне вновь вспомнили о петровском полотнище. Судьбоносными в этом смысле стали дни Августовского путча. В августе 1991 года противники ГКЧП массово использовали бело-сине-красные цвета. После поражения путчистов эта комбинация была принята на федеральном уровне.
В Советском Союзе же в 1924-1991 гг. официальным считался красный флаг с серпом и молотом. РСФСР параллельно имела собственный опознавательный знак. В 1918-1954 гг. это был красный флаг с надписью «РСФСР». Затем буквы исчезли. В 1954-1991 гг. использовалось красное полотнище с серпом, молотом, звездой и синей полосой по левому краю.
Затем, 25 декабря 1991 года название государства «РСФСР» было заменено на «Российская Федерация (Россия)». Перед принятием Конституции 12 декабря 1993 года, установившей современное государственное устройство Российской Федерации, 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации и признано утратившим силу Положение о Государственном флаге РСФСР, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1955 года. В январе 1998 года от имени президента в Государственную думу был внесен законопроект о законодательном утверждении существующих флага и герба, который не устраивал депутатов-коммунистов, считающих этот герб монархическим.
Специальный ГОСТ Р 51130-98 «Флаг Государственный Российской Федерации. Общие технические условия» был введен с 1 января 1999 года. 8 декабря 2000 года по предложению президента РФ Владимира Путина депутаты Госдумы приняли законы о гербе, гимне и флаге.
День Государственного Флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утверждён в 1994 году указом президента Российской Федерации.
1.3. Значение флага Российской Федерации
В древние времена определить на большом расстоянии принадлежность воинов, населенного пункта, судна к той или иной стране было большой проблемой. Для ее решения создали флаг. Тогда вознесенное на видном месте полотнище ярких цветов стало служить лучшим средством идентификации. Флаг страны как государственный символ исключительно важен для воспитания патриотизма, любви к своей родине, ощущения кровного и духовного единства с предыдущими поколениями, людьми, защитившими ее суверенитет. Он связывает жизнь каждого гражданина с судьбой своей страны и имеет большое значение в международных отношениях. Многие россияне задаются вопросом о том, что означает флаг Российской Федерации. Однозначного официального толкования по этому поводу нет. Предпринимаются попытки связать его цвета со значениями, принятыми в давние времена, событиями последних веков на территории, которую занимала Российская империя, а также процессами, произошедшими недавно.
Государственная символика страны имеет некоторую аллегорию. Описание флага Российской Федерации следует начинать с его расцветки. Давайте рассмотрим, что она означает. Когда-то белый цвет ассоциировали с благородством и откровенностью. Синий – с честностью и верностью, безупречностью и целомудрием. Красный символизировал мужественность, смелость, великодушие и любовь. Позже распространилось толкование алого цвета как символа неразрывности, солидарности славянских народов. История флага Российской Федерации сохранила свидетельства различных вариантов объяснения выбора цветов триколора. Согласно одному из них, он показывал единение православной церкви, государевой власти и народа, где белая полоса была символом веры, синяя – власти, а красная символизировала русских людей. В начале прошлого века бытовало мнение, что первая полоса означала свободу, вторая указывала на покровительство Богородицы, а последняя обозначала державу.
Сегодня, как и ранее, высказываются суждения о том, что цвета флага российского связаны с такими понятиями, как вера, надежда и любовь.
Роль флага России чрезвычайно важна для жизни современного государства и его будущего общественно-политического развития, позиционирования страны в мире. Он выполняет важную задачу и является символом патриотизма. Особое место занимает история флага Российской Федерации, кратко отображающая проходящие в обществе социально-политические процессы. Символ страны – это не статичное понятие, а важный элемент ее суверенитета, имеющий свою логику развития. Поэтому история возникновения флага Российской Федерации требует постоянного ее изучения специалистами по геральдике, учеными, общественностью.
2. История создания и использование герба России
2 .1. Основные этапы истории герба России
Я узнал, что исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел был известен и древнеегипетской, и ассирийской, и древнеперсидской культуре и государству Птолемеев, и служил он знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания и бдительности.
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России .
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле». Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест. Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.
Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.
Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.
Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.
В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.
2.2. История современного герба России
Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР (а до того герб СССР) в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи кроме Андреевского ордена, однако большинство царских символов лишены в президентской республике какого-либо смысла. В 2000 году был принят новый закон «О Государственном Гербе Российской Федерации», устанавливающий описание и порядок использования герба.
Итак, что же он представляет собой в современной Российской Федерации? Чем примечателен? В законе сказано, что это четырехугольный, обладающий закругленными нижними углами, красный геральдический, заостренный в оконечности щит с изображением золотого двуглавого орла, поднявшего вверх свои распущенные крылья. Указанная птица увенчана двумя малыми коронами. При этом над данными коронами наличествует еще одна большая корона, соединенная лентой. Примечательно, что в правой лапе орла располагается скипетр, а в левой находится держава. На груди птицы, в обрамлении красного щита, изображен серебряный всадник, одетый в синий плащ. Рыцарь нарисован на серебряном коне, человек поражает черного попранного конем змея, опрокинутого навзничь, серебряным копьем. Для того чтобы полностью понять сущность символа, надо разобраться, почему герб России – двуглавый орел? Честь и совесть, прекрасная птица и гордый всадник, короны и мечи. Все это государственный герб Российской Федерации!
Следует отметить, что современное воспроизведение Государственного герба Российской Федерации вполне допускается и без так называемого геральдического щита. То есть фактически остается главная фигура: двуглавый орел, обладающий атрибутами, которые были перечислены ранее. Кроме этого, допускается одноцветный вариант символа.
2.3. Значение герба в жизни страны
Интересно, что золотой двуглавый орел, расположенный на красном материале, символизирует обычно историческую преемственность непосредственно в цветовой гамме символов конца пятнадцатого-семнадцатого веков. Рисунок этой птицы, которой обладает герб Российской Федерации, восходит к изображениям, которые располагаются на памятниках эпохи Петра Первого. Что касается трех корон над головами орла, то это три исторические короны самого Петра Великого. То есть они символизируют суверенитет нашего Отечества – Российской Федерации – и суверенитет ее частей, а значит, субъектов Федерации. Какова роль скипетра и державы? Их значение просто огромно! Скипетр и держава, которые находятся в лапах орла, являются символом государственной власти, а также единого отечества.
Следует отметить, что изображение всадника, который поражает копьем огнедышащего дракона, на груди воинствующей птицы является одним из наиболее древних символов непрестанной борьбы света с тьмой, добра со злом, защиты Родины. Этим примечателен герб Российской Федерации. Существует специальный нормативно-правовой акт, который регламентирует изображение герба как главного символа нашего Отечества.
современный герб Российской Федерации – это уникальный символ, который позволяет любому иностранцу понять, насколько сильна наша держава, насколько непоколебим народ. Мало понимать расшифровку понятий, нужно помнить значение. Сегодня можно везде увидеть герб Российской Федерации, фото его размещены в Интернете и постоянно «мелькают» по телевизору. Поэтому изучить его не только несложно, но и просто необходимо. Знать свою историю, ощущать свое единство, испытывать здоровый патриотизм и понимать значение символов очень важно. Современный герб соответствует существующей стране, но и отражает прошлое, что безусловно ценно.
Что же означает современный Государственный герб России с позиций геральдики? Современное толкование двуглавости: единство консерватизма и прогресса. Символична структура крыльев: 12 маховых перьев на каждом из них отображают священный союз и равенство субъектов Федерации. 3 ряда перьев воплощают Добро, Истину и Красоту. Красный щит ассоциируется с отвагой, героизмом, русской исторической традицией, золотой цвет орла – с достоинством, славой и вечностью. Скипетр является символом суверенитета, держава – могущества и целостности. Три короны нынче трактуют, в светском понимании, как единство законодательной, исполнительной и судебной власти. Таков он, древний и современный, величественный герб России, целостный по своему содержанию и глубокий по воплощенной в нем исторической традиции символ великой державы.
3. Гимн Российской Федерации
3.1.История создания гимна России
Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны. Гимн (от греч. hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов, появление которых можно отнести ко второй половине XVIII–XIX веков. Однако в XIX веке еще не все страны, обладающие гербом и флагом, имели также и гимн.
Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну стали возникать в России в XVIII веке. В царствование Петра I (1682–1725 гг.) неизвестным композитором был создан «Преображенский марш». Он очень часто исполнялся на различных церемониях и, не являясь по сути своей государственным гимном – ассоциировался у иностранцев именно с Россией.
В царствование императрицы Екатерины II композитором О.А. Козловским на стихи Г.Р. Державина был написан полонез «Гром победы, раздавайся», впервые исполненный 28 апреля 1791 года в Петербурге на торжествах в честь взятия крепости Измаил. Впечатление было столь велико, что его решили повторять в важнейшие моменты государственных церемоний и стали называть «русским победным гимном».
Гром победы, раздавайся! (1791–1816)
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.
Стон Синая раздаётся,
Днесь в подсолнечной везде,
Зависть и вражда мятется
И терзается в себе.
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.
Зри, премудрая царица!
Что Твой взгляд, Твоя десница
Наш закон, душа одна.
Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры
Первым же государственным гимном России можно по праву назвать «Коль славен наш господь в Сионе», Музыка Д.С. Бортнянского, стихи М.М. Хераскова. Император Павел I повелел написать его для церемоний всех уровней. Важнейшим моментом церемоний было присутствие на них императора. Появление монарха говорило о том, что происходят события государственной важности и этому появлению предшествовала торжественная музыка. Данный гимн исполнялся с 1797-98 годов до 1816 года.
«Коль славен наш господь в Сионе» (1997-1816)
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам:
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.
О Боже, во твое селенье
Да внидут наши голоса,
Да взыдет наше умиленье,
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебя, Господь, поем и славим!
В 1816 году на параде в Варшаве для встречи императора был впервые исполнен английский гимн «God save the King». Мелодия была несколько искажена, а хор пел на русском языке. Александру I гимн понравился и за ним был закреплен статус официального государственного гимна. Название было дано «Молитва русских», а слова (измененный перевод с английского) написал поэт В.А. Жуковский. Музыка обработана, возможно, придворным скрипачом Антонио Лакоста. Данный гимн исполнялся с 1816 по 1833 год.
Николай I, как сторонник всего русского, поручил создание нового гимна. А.Ф. Львов написал музыку и попросил В.А. Жуковского написать стихи. Стихи «Молитва русского народа» были написаны, и в ноябре 1833 года гимн был впервые исполнен. 31 декабря 1833 года Николаем I отдан приказ №188 по войскам гвардии, которым «Молитва русского народа» под названием «Боже, царя храни!» официально утверждалась в качестве российского государственного гимна. Гимну была уготована жизнь в 83 года.
«Боже, храни короля »