Госзакупки что нужно знать
Госзакупки с нуля: пошаговая инструкция для новичка
Как участвовать в тендерах:
Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговую инструкцию, как работать по 44-ФЗ в 2021 году.
Перед началом
Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках, — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить время впустую и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по участию в тендерах для начинающих с нуля в 2021 году.
Шаг 1. Подготовка необходимых документов
Пошаговая инструкция по участию в тендерах для начинающего ИП (индивидуального предпринимателя) и ООО (общества с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки документов. Вот что нужно для участия в госзакупках по 44-ФЗ:
Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Шаг 2. Оформление ЭЦП и регистрация в ЕИС
Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры. Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа подают заявку в удостоверяющий центр и предоставляют комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.
С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:
Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».
Для малых закупок до 600 000 рублей по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика разработали специальные платформы. Мы подготовили пошаговые инструкции, как работать в электронных магазинах по 44-ФЗ, таких как ЕАТ «Березка», портал поставщиков г. Москвы.
Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации
Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по 44-ФЗ о закупках для чайников являются оптимальными процедурами. Это быстрые тендеры, в них необязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать участие и обучение госзакупкам с этих процедур.
При помощи сервиса «Все параметры» найдете подходящие тендеры по установленным критериям. Рекомендуем установить такие параметры:
При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.
Мы подготовили пошаговые инструкции по участию в электронных торгах в 2021 году, используйте их:
Шаг 4. Открытие спецсчета
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками, принятыми в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.
В 2020 году открывают отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, с него же списывают и плату за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Читайте об этом в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция» или смотрите видео.
Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия
Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы заверяются уполномоченным лицом участника и содержат достоверную информацию. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к участию в тендере не допускаются. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на специальный счет в банке.
Еще пригодится инструкция по участию в торгах на электронных площадках с нуля в видеоформате.
Цель участия — заработок. Мы подготовили онлайн-семинар «10 способов, как зарабатывать на госзакупках» и подробные инструкции, используйте их в работе:
Шаг 6. Подписание контракта
После победы работа с документами не закончена. Заказчик направляет проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:
В ст. 83.2 44-ФЗ указано, что поставщик вправе один раз отправить протокол разногласий, но меняют не все положения. Не забывайте, что, подавая заявку, вы соглашаетесь со всеми условиями закупочной документации, в т. ч условиями исполнения контракта.
Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах
44‑ФЗ простым языком. Часть 1
Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Заказчик
Поставщик
Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:
15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
ЭТП
Федеральные органы власти
Что регулирует 44-ФЗ?
Что не регулирует 44-ФЗ?
Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации
Принципы контрактной системы
Важные определения
Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,
Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.
Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.
Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.
Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.
Единая Информационная Система (ЕИС)
Сейчас содержит
Появится в 2021 году
Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.
Организация ЭДО
Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:
Национальный режим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.
Способы проведения закупок
В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.
Планирование
Основной документ заказчика — п лан-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.
Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.
В описании каждой закупки есть:
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.
Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.
Начальная цена контракта
Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.
Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:
44-ФЗ для чайников
Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.
Что такое 44-ФЗ простыми словами
№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:
Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.
Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ
Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:
Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:
Кто имеет право участвовать в госзакупках
Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.
Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.
Требования к участникам госзакупки
Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:
Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.
Преференции участникам
Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.
Виды госзакупок
Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:
Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.
Площадки для проведения госзакупок
Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:
Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.
Снижение начальной цены госконтракта на 25%
Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.
Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.
Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)
Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.
Часто задаваемые вопросы
Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?
Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.
Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?
Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.
Кто выступает участником госзакупок?
Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.
Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?
Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.
Как предпринимателю получить госконтракт
И попасть на электронную торговую площадку
Я занимаюсь социологическими исследованиями и иногда работаю для государственных заказчиков.
В конце 2018 года мои заказчики сказали: «Если хочешь и в следующем году с нами работать, подавай заявку через электронную торговую площадку». Я понятия не имел, как это делается.
Пришлось разбираться с нуля. Оказалось, что на электронной торговой площадке нельзя просто взять и зарегистрироваться. Я потратил много времени, сделал несколько ошибок и чуть не опоздал с заявкой. В итоге все-таки успел — и победил в конкурсе.
Я получил уже пять госконтрактов через систему электронных закупок. Если вы предприниматель и собираетесь работать с государственными структурами, но не хотите метаться, как я, эта статья для вас. Расскажу, что и в какой последовательности делать ипшнику, чтобы участвовать в электронных торгах.
Что такое госзакупки
Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны — мебель, канцтовары, электричество. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, школы привлекают частные охранные предприятия, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.
Организации или предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, — это поставщики. Сами госорганы — заказчики, а вся система — госзакупки.
Государственные и муниципальные предприятия не вправе просто выбрать поставщика, который им больше понравится. Поставщиков определяют через систему госзакупок по закону о госзакупках — 44-ФЗ. Например, заказчик объявляет конкурс или аукцион, поставщики подают заявки — и побеждает лучшая.
До 2019 года я тоже участвовал в конкурсах и иногда побеждал. Но это были бумажные заявки. С 2019 года госструктуры обязаны проводить закупки в онлайне при помощи электронных торговых площадок — ЭТП, или операторов. Исключение — закрытые способы определения поставщиков: они не всегда проходят в электронной форме.
ЭТП — это сайт, где заказчики размещают объявления о конкурсах, а поставщики подают заявки на участие. Там же подводят итоги и объявляют победителя торгов. Похоже на биржу, где малый и средний бизнес предлагает свои услуги по заявкам госструктур.
По 44-ФЗ в России работают восемь электронных площадок:
Чтобы работать с государством, нужно попасть на такую площадку. Предприниматель может искать подходящие конкурсы только на одной или на всех площадках сразу. Для этого обязательно там аккредитоваться.
Сначала я думал, что просто зайду на сайт оператора и создам личный кабинет. Оказалось, что так нельзя. Аккредитацию дают автоматически на всех площадках, но только после прохождения нескольких шагов. Расскажу каких.
Первое условие для работы на госзакупках — сертификат электронной подписи, ЭП. Подходит не любая ЭП, а именно электронная подпись для торгов. Если у вас есть электронная подпись, которой вы подписываете декларацию для налоговой, не факт, что она подойдет.
Электронную подпись для торгов не дают бесплатно. Ее надо покупать в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, УЦ. Аккредитацию, или разрешение на работу, центрам дает Министерство связи. У них работает специальный сайт, где перечислены все аккредитованные УЦ. Но не все из них готовы сделать для ИП электронную подпись для торгов — надо уточнять на сайте или по телефону.
Для изготовления ЭП нужно подать заявку. УЦ вышлет форму заявления и счет. Сертификат отдают лично в сервисном центре.
Если за ключом поедет представитель по доверенности, ему необходимо взять с собой оригинал паспорта и заверенную печатью ИП доверенность на получение сертификата ключа подписи.
Если не доплачивать за срочность, электронную подпись делают за 1—3 рабочих дня. Лучше начинать процесс аккредитации на ЭТП именно с получения подписи: она понадобится в дальнейшем.
Сертификат электронной подписи дадут в виде флешки. Чтобы работать с ним, нужно вставить флешку в компьютер и настроить его. У меня часть настройки прошла автоматически, а потом я звонил в УЦ — они удаленно подключались к моему компьютеру и что-то там настраивали.
Мои ошибки при изготовлении ЭП. У меня уже была электронная подпись, которой я подписывал налоговую декларацию. Я думал, что ее будет достаточно, поэтому заранее ничего не делал. В последний момент выяснилось, что моя подпись не подходит.
Я не мог поверить, что за ЭП нужно платить. Слышал, что их делают бесплатно, искал и нашел где. Оказалось, что УЦ «Главное управление информационных технологий и связи» бесплатно делает электронные подписи для госструктур, муниципалов и общественных организаций. Для предпринимателей — нет. В итоге только потратил время.
я заплатил за электронную подпись
Я чуть не переплатил. Первый УЦ выставил мне счет на 5950 Р за годовой сертификат. У меня уже оставалось мало времени, поэтому я хотел его оплатить. Решил все-таки сравнить цены: автоматический подбор на сайте другого УЦ предложил мне 5900 Р за год. Я позвонил им, и в процессе разговора менеджер предложила вариант за 4500 Р без ненужных мне функций.
Как избежать ошибок. Выбирайте УЦ, у которого есть сервисный центр в вашем городе. Проверьте, делает ли этот УЦ подписи для предпринимателей.
Перед покупкой уточните у менеджера, можно ли выпустить электронную подпись дешевле — без ненужных опций. Но сначала сверьтесь со своими планами. Электронная подпись также требуется для участия в закупках коммерческих организаций по 223-ФЗ, в закупках РЖД, закупках малого объема и имущественных торгах. Если сейчас возьмете сертификат только для работы по 44-ФЗ, он может не подойти для других площадок.
Например, я сказал менеджеру, что мне ничего не нужно, кроме участия на площадке закупок по 44-ФЗ, а сейчас уже работаю на площадке «Электронный магазин» — это закупки малого объема, они проходят по другим правилам. Хорошо, что моя подпись подошла для этого и не пришлось выпускать еще одну.
ЕСИА — это Единая система идентификации и аутентификации. По-простому ЕСИА — госуслуги. Если у вас нет там учетной записи, придется ее создать и подтвердить. Сделать это можно при помощи электронной подписи.
Руководство пользователя ЕСИА:
создание и подтверждение учетной записи — с. 17—55,
регистрация как ИП — с. 82—85
На основе подтвержденной учетной записи физлица необходимо зарегистрироваться на госуслугах как ИП. Одновременно автоматически появится личный кабинет на сайте госзакупок, но после все равно придется туда зайти и зарегистрироваться в качестве участника закупки.
ЕСИА и ЕИС не одно и то же, хоть и связаны между собой. ЕИС — это Единая информационная система, попадают в нее через сайт госзакупок.
После регистрации в ЕСИА личный кабинет на госзакупках уже создан автоматически, но туда надо войти и заполнить регистрационные данные. Войти не так просто, и здесь обязательна электронная подпись.
Личный кабинет открывается не в любом браузере: мне удается войти только через Internet Explorer. Это вообще основной браузер для госзакупок.
Сначала нужно настроить рабочее место. Я кое-как сделал это самостоятельно, а потом узнал, что настройку за меня мог сделать специалист УЦ, где я купил электронную подпись. Это входит в ее цену.
Если в обслуживание по ЭП настройка не входит, придется скачивать и устанавливать программы «Криптопро CSP» и «Криптопро ЭЦП Browser plug-in». Это делается в процессе выполнения «Инструкции по настройке рабочего места». Еще у системы госзакупок работает техническая поддержка, но они ни разу не взяли трубку. Поэтому вместе с электронной подписью стоит покупать пакет техподдержки, чтобы все технические вопросы переложить на профессионалов.
Когда настроите рабочее место, сможете попасть в личный кабинет участника закупок. Часть данных заполняется автоматически — они переходят из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Остальное нужно заполнить вручную. Потом нужно подписать эту информацию электронной подписью — и вы автоматически попадете в Единый реестр участников закупок, ЕРУЗ.
Мои ошибки при регистрации в ЕИС. Я думал, что ЕИС и ЕСИА — одно и то же. У меня была учетная запись физлица на госуслугах, но я не сделал личный кабинет ИП, а пытался сразу зарегистрироваться на госзакупках. Это у меня не получалось, я менял настройки, скачивал инструкции, нервничал и долго не мог понять, почему от меня требуют зарегистрироваться в ЕСИА, если я этим и занимаюсь.
Если бы догадался сразу обратиться в свой удостоверяющий центр, они удаленно сделали бы всю настройку за меня и я бы не тратил время и силы.
Как избежать ошибок. Проверьте предварительно, стоит ли у вас Internet Explorer. Лучше сразу работать в нем, чем мучиться, настраивая привычный браузер, и потом все равно установить Internet Explorer. Почему-то госорганы отдают предпочтение именно ему.
Всегда обращайтесь за консультациями в свой удостоверяющий центр. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы все работало. Ведь срок действия электронной подписи истечет, и в следующий раз вы можете купить сертификат в другом месте — там, где лучше сервис.
И не путайте ЕСИА и ЕИС, хотя они и похоже звучат.
После регистрации в ЕИС можно войти на выбранную торговую площадку. Логин и пароль создавать не нужно, вместо этого необходимо вставить флешку с электронной подписью. Авторизация пойдет через ЕСИА, поэтому потребуется пароль от госуслуг.
У сайта ЭТП тоже трудности с работой в большинстве браузеров. Я могу зайти в личный кабинет на своей торговой площадке тоже только из Internet Explorer. И даже это получилось не сразу — пришлось опять обращаться в техподдержку моего удостоверяющего центра. Специалист снова удаленно подключился к моему компьютеру, сначала настраивал сам, потом советовался с коллегами, что-то скачивал, и через час проблема вдруг решилась. На радостях специалист признался, что он все испробовал, не знал, что делать дальше, и даже не понял, что в итоге привело к успеху. Спасибо ему за упорство.
После выбора ЭТП можно искать закупки, но при цене контракта от 1 млн рублей потребуется обеспечение заявки: это сумма, которая вносится на специальный банковский счет. Там ее временно заблокируют, и заявку допустят к участию. Счет такого типа так и называется — специальный счет участника закупок.
Спецсчета имеют право вести не все банки, а только те, что есть в перечне, утвержденном правительством. Обратитесь в один из них.
Когда я делал себе спецсчет, Тинькофф-банка еще не было в этом перечне. Поэтому основной счет ИП у меня в Тинькофф, а спецсчет — в Сбере. Чтобы его открыть, пришлось сначала сделать в Сбербанке обычный расчетный счет, а потом дополнительно к нему — специальный. Денег за это не взяли, обслуживание спецсчета тоже бесплатное.
Через некоторое время после открытия спецсчета он появится в личном кабинете на ЭТП: банк сам передаст сведения.
Что и где сделать, чтобы участвовать в госзакупках
Я разбирался во всем сам, делал ошибки, терял время, поэтому весь процесс аккредитации на электронной торговой площадке занял у меня месяц. На самом деле можно быстрее.
Что сделать для участия в госзакупках
Шаг | Где | Цена | Срок |
---|---|---|---|
Электронная подпись | Удостоверяющий центр | 4500—6000 Р на год | 1—3 рабочих дня |
Регистрация в ЕСИА | Госуслуги | Бесплатно | Моментально |
Регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП | Сайт госзакупок | Бесплатно | 2 рабочих дня |
Спецсчет | Банк из перечня | По тарифам банка | В день обращения |
Запомнить
Olesya, со стороны поставщика еще хуже
5-й пункт из того что нужно запомнить: через пол года половина этой статьи будет не актуальной)))
Елена, это я утрирую. Точно не скажу что поменяется. На практике там много нюансов которые постоянно меняются. Например 2018 год. Федеральные площадки в начале года перешли на квалифицированную электронную подпись (ЭП), летом обратно, и ближе к зиме снова на простую. А ЭП выпускается на 1 год минимум. Следовательно кто к концу 2017 года сделал себе простую подпись, вынуждены были менять их на квалифиц-ую. А это опять оплата, приезд в УЦ, возня с документами. И еще при этом в разных УЦ подписи выпускают немного по разному. Кому то не пришлось менять, кому пришлось если подпись выпущена на ООО а не ИП. Многие меняли ЭП, а затем летом опять. Затем еще и корневой сертификат менялся у удостоверяющих центров, нужно было клиентам переустанавливать его. В течение года некоторые площадки перестали работать со старыми версиями крипто-про, необходимо было менять. Закупки оборонки перешли на специализированную площадку где сначала нужно подать заявку на регистрацию, ждать неделю, потом оплатить счет, и хорошо если бухгалтер заметит что счет наполовину с НДС а наполовину без и оплатит правильно. Потом площадка спецсвязью отправляет документы и диск с супершифрующей программой, ибо нельзя для военкомата даже бумагу продавать через простую площадку. Этот диск с документами привозят два бугая с спецсвязи. Один караулит другой оформляет бумаги. Потом сложный процесс заполнения этих документов и регистрации какого либо копмьютера под эту программу. Потом нужно подать заявку на аккредитацию и ждать опять 5 дней. Затем ближе к осени участники должны были открывать спецсчета в банках и регистрироваться в еис. Поменялись немножко требования к заявкам по 44 фз, и требования к поставщикам, изменился порядок предоставления деклараций. Отменили бумажные закупки. Появилось несколько новых федеральных площадок. И это только часть из того что изменилось. Написал что вспомнил. Еще много изменений сто стороны заказчиков было вроде как. И это я опустил великое множество мелочей которые всплывают в самый неожиданный момент. Поэтому, эта статья скорее подойдет чтобы поверхностно понять принцип работы в закупках.
Елена, да всё, дармоеды заняты перекладыванием из пустого в порожнее.