Гото предестинация что это означает
Ныне о тех временах напоминает недавно воссозданный корабль-музей «Гото Предестинация» («Божье предвидение», от немецкого «Gott» и латинского «praedestinatio»), пришвартованный у Адмиралтейской площади. Это действующая историческая копия линкора времён Петра I. Познакомимся с кораблём поближе и узнаем судьбу петровского «Гото». Она была не такой уж и весёлой, но обо всём по порядку.
1. Петровская «Гото Предестинация» была спущена на воду в мае 1700 года на воронежской верфи. Первый российский линейный корабль с парусами и 58 пушками строился по проекту самого Петра I. Царь лично участвовал в постройке, а потом и в спуске корабля на воду
2. Корабль был оборудован не только по последнему военному слову того времени, но и был красив внешне. Детали можно рассматривать очень долго
3. Только давайте сменим погоду) О-па!
5. Поднимемся на борт, осмотрим музей. Вообще, статус нынешней «Гото» довольно интересный. Это и музей, и действующий корабль с экипажем. Пускают, разумеется, только в музейную часть
6. Детали воссозданного судна петровского времени я уже отметил. Ещё бросается в глаза и яркость корабля. Здесь светло и уютно
7. Правда я не уверен, что все детали восстановили с исторической точностью. Что-то скорее всего додумали, но это не играет особо важной роли
8. Сейчас трудно представить, но приблизительно здесь с 1696 по 1711 года было построено более 200 военных кораблей!
9. Каюта капитана. Примерно так ходил Пётр в военные походы
10. Такую роскошь, как кровать на корабле, мог себе позволить лишь царь (он же капитан). Но и то она была выполнена вовсе без монаршего комфорта: Петр I спал в ней сидя, подкладывая при этом под спину подушки
12. Украшение каюты капитана
14. А теперь посмотрим на быт и условия служащих. Моряки «Гото» отдыхали в подвешенных гамаках. Мест всем не хватало, корабль был тесноват, так что спали по очереди
15. Тут же и кормились
16. Выглянул и на миг представил морские волны.
После неудачного для России исхода войны на юге Пётр хотел, чтобы «Гото Предестинация» и ещё несколько кораблей прошли через пролив Дарданеллы. Это был бы красивый и почётный прощальный манёвр русского флота. Однако переговоры с турецким султаном по этому поводу зашли в тупик и Стамбул согласился лишь купить эти корабли.
Думаю, что пойдя на удовлетворение желания Петра, султан бы знатно уронил престиж своей страны и уважение подданных
17. Гостям «Гото» покажут устройство военного корабля петровских времён и расскажут, как он воевал. Кстати, тут же висели и гамаки для сна, которые мы видели чуть выше
18. Любителям истории и военного дела я рекомендую посещать корабль-музей обязательно с экскурсией. Рассказывают здесь про всё подробно и захватывающе, не упуская множества деталей
19. Если ничего не понимаете в морской военной науке, можете полюбоваться красотой военных мундиров времён Петра
20. Не удивляйтесь, если одеяния товарища вам покажутся уж больше европейскими. Ведь при Петре иностранные специалисты активно привлекались на работу в Россию и не только в военную сферу
21. Есть тут и копия посмертной маски Петра Великого. Напомню, царь-реформатор умер в возрасте всего лишь 52 лет, страдая множеством болезней (в том числе и почечнокаменной)
22. Мне очень понравился макет-реконструкция морских боёв
23. Выполнено всё очень детально
24. Заметили необычный флаг?
25. Это одна из разновидностей Андреевского флага, под которым ходили петровские корабли
Пушек тоже меньше, чем было на историческом корабле: всего 32. Сначала хотели установить 58 орудий, но потом решили освободить место под выставочные залы.
За первые два года судно выходило в водохранилище всего лишь один раз, на день открытия. Из знаменитостей, посещавших корабль, я вспомню только актёра Пьера Ришара. Может быть, на борт поднимался и ещё кто-то, но я не в курсе.
«Гото Предестинация» – Божие Предведение
Поиски и находки | С тех пор, когда на акватории Воронежского водохранилища появилась действующая копия одного из первых линейных кораблей Российского военно-морского флота времён Петра I, началась путаница, связанная с его необычным именем.
Разного рода его интерпретации на родном, русском, языке порой обескураживают. Причём особенно часто встречается такой вариант наименования, как «Божие Предвидение». Поэтому назрела необходимость разъяснить, хотя бы в рамках этой статьи, предысторию появления этого имени.
Юрий ПОПОВ,
кандидат исторических наук
Во время Русско-турецкой войны 1686-1699 годов царь Пётр провёл два Азовских похода с целью овладения турецкой приморской крепостью Азов. Первый из них, осуществлённый в 1695 году, закончился неудачей. Гарнизон осаждённой крепости получал всё необходимое для успешной обороны от регулярно приходивших турецких кораблей, чему русские противодействовать не могли. Пётр, находившийся в это время в рядах участвовавших в штурме войск, убедился, что взять Азов без участия собственного флота, который блокировал бы крепость с моря, невозможно. Поэтому царь, используя все имеющиеся ресурсы, организовал в межсезонье 1695-1696 гг. массовую постройку небольших судов разного назначения, основным боевым типом из которых являлись галеры. Намечалось построить два крупных парусных судна, четыре брандера, не менее двух десятков военных галер, 1300 стругов, 500 лодок и сто плотов. В декабре того же года последовал указ царя о мобилизации 27800 работных людей на «корабельное строение». В качестве главной базы для строительства был выбран Воронеж – ввиду его удачного географического положения.
В мае 1696 года около 1500 построенных судов вместе с посаженными на них войсками вышли из города и по реке Дон двинулись в сторону Азова. Вскоре началась и его вторая осада, но на этот раз она увенчалась успехом. Новопостроенный русский флот не допустил подхода турецких кораблей к крепости. 19 июля 1696 года в результате совместных боевых действий русской армии и флота гарнизон Азова вынужден был капитулировать. Россия получила выход к Азовскому и Чёрному морям. Именно тогда Пётр укрепился в мысли, что «всякой Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». 20 октября этого же года Боярская дума постановила «Морским судам быть…». Поэтому этот день является датой рождения регулярного отечественного Военно-морского флота, а Воронеж – его родиной.
Практически сразу же в Воронеже и на организованных вблизи верфях начинаются закладка и строительство крупных артиллерийских кораблей большого водоизмещения. Но поскольку опыт рациональной организации массовой постройки больших кораблей и её финансирования отсутствовал, то первоначально было решено для этих целей создать ряд частных компаний, так называемых «кумпанств», и за их счёт начать соответствующую работу. Но по ходу строительства кораблей выяснилось, что все эти частные компании по-разному понимают поставленные им задачи. В основном они ориентировались на экономию собственных денежных средств и придерживались формального соблюдения сроков постройки. А отсюда следовали разного рода ухищрения, связанные с использованием чертежей, строительных материалов, наймом рабочей силы и т.п. В результате в большинстве своём построенные корабли не отвечали нормам, предъявляемым к ним, и нуждались в переделке. В связи с этим стало понятным, что частные компании не могут обеспечить строительство в России сильного регулярного флота. В полной мере решить данную задачу может только государство, сосредотачивая в своём распоряжении все необходимые ресурсы.
Поэтому Пётр I принимает решение продолжить строительство кораблей, но уже полностью силами государства. Закладка этих кораблей, получивших название «казённых», началась с конца 1697 года В расчётах и создании чертежей одного их них, ставших впоследствии типовыми, принял непосредственное участие и сам царь. В ноябре 1698 года он лично руководит его закладкой, а впоследствии участвует и в его постройке. В его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера – Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Это был первый корабль подобного класса, который строился без участия западных корабелов. Сам Пётр оценивал построенный им корабль так: «…весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный».
Спуск корабля на воду состоялся 27 апреля 1700 года при большом стечении сановной публики. Фактически этот 58-пушечный красавец стал первым казённым кораблём, построенным исключительно за счёт сил и средств государства. В короткий срок Петру вместе со своими сподвижниками удалось создать Азовский флот, историческое значение которого недооценить просто невозможно. Кораблю было дано имя «Гото Предестинация», в русском варианте звучавшее как «Божие Предведение».
В чём же заключалась причина подобного наименования? Время царствования Петра I можно охарактеризовать как эпоху великих преобразований, изменивших облик России. Строительство флота, как составной части грандиозных реформ, велось невзирая ни на какие трудности. Но эти преобразования встречали сильное сопротивление со стороны оппозиции, имевшейся во всех социальных слоях общества того времени. Для борьбы с разного рода саботажем Пётр использовал крайне жёсткие меры, вплоть до смертной казни. Но наряду как с противниками курса реформ, так и с его сторонниками, были и сомневающиеся в его успехе. Пётр I прекрасно понимал и необходимость вместе с мерами принуждения использовать и меры убеждения в отношении непонимающих и сомневающихся, донесения до сознания этих людей целей идущих преобразований. А для этого Пётр активно претворял в жизнь различными средствами идею изменения различных сторон жизни страны для дальнейшего превращения Московской Руси в Российскую империю. И вот таким пропагандистским средством решения имперской идеи, а именно – такой её ипостаси, как обладание мощным Военно-морским флотом, её вещественным воплощением стало присвоение кораблю указанного имени.
Не вдаваясь в историю учения о предопределении в христианстве, необходимо сказать, что это один из сложных пунктов восточно-западного богословия, по-разному понимаемый в Православии, католиками и протестантами. Но в данном случае заметим, что царь использовал этот термин только для обоснования необходимости, связанной с созданием флота, а отнюдь не в споре об учении о спасении, краеугольном у православных христиан. И до этого, и в дальнейшем он будет неоднократно употреблять данный термин «предведение» именно с точки зрения необходимости флота для государства.
Это имя должно было поддерживать именно с этой, пропагандистской, точки зрения и необходимость огромной, тяжёлой работы при строительстве флота. Уяснив смысл такого наименования, становится понятным, каким образом мотивировал Пётр I необходимость создания флота в России, и на чём базировалась его твёрдая уверенность в правильности намеченного дела и пользе его для страны. Гораздо позже, в предисловии к «Уставу морскому», опубликованному в 1720 году, Пётр напишет: «…ныне с помощью Божию приступаем к морскому (уставу. — Ю.П.), которое (морское дело. – Ю.П.) також прежде всего начинаемо было: а имянно, при блаженной и вечнодостойной памяти Его Величества Государя Нашего, для мореплавания на Каспийском море; но тогда чему ради тому не исполнитися, и на НАС сие бремя воля вышняго Правителя (разрядка наша. – Ю.П.) возложить изволила, оное оставляем непостижимым судьбам его».
«Воля вышняго Правителя» – это и есть Предведение Божие. Именно с этих слов начинается стихотворение на гравюре, предваряющей «Устав», где изображен ботик, идущий под парусом, руль которого, согласно воле Всевышнего, вручается ребёнку, под которым подразумевается царь Пётр. Стихотворение, объясняющее суть происходящего, достойно того, чтобы привести его полностью:
Предведение Божие нам открывает,
еже время по воли его исполняет,
Ни ким чаенное бывает,
еже промысл божий содевает:
Понеже мысли и пути его так от нас отдаленны,
яко разстоянием от земли, до небес суть сравненны.
Рисунок подчеркивает, что заведение флота в России произошло не по царскому желанию, а по повеленью Божьему, и что претворение в жизнь его замысла было предначертано Петру ещё в детстве. Из этого следует, что уже в юные годы Пётр понимал всю ответственность стоящей перед ним задачи. Как не понимавших, для чего флот нужен стране, так и недовольных его строительством было очень много. И чтобы объяснить всем, что флот создаётся для пользы Государства, а значит и народа, и что жертвы, на которое оно идёт, вызваны не произволом царя, а необходимостью, Пётр был вынужден постоянно, на протяжении многих лет, подчеркивать, что главная причина этого – воля Господа, т.е. Предведение Божие, которое не дано никому предугадать, ни оспорить, а сам он является только исполнителем предначертаний свыше, т.е. эта задача ему была заранее предопределена. Именуя так корабль, Пётр приводил всё тот же веский аргумент для сомневающихся. Корабль с этим именем стал воплощённым в дереве обоснованием необходимости заведения флота в России.
Но уже в те давние времена началась путаница с его именем. Рисунок этого корабля после его постройки, в трёх видах был выполнен А.Шхонебеком. Однако, по словам видного историка флота XIX века С.И.Елагина, «ошибка в подписи (подпись с одной стороны латинская, с другой – русская), сделанной на картине художником, и изображение на корме корабля коленопреклонённой человеческой фигуры (может быть представляющей Апостола Петра), присвоили этому кораблю название «молящегося св. Апостола Петра», тогда как все остальныя данныя показывают, что это «Предестинация». И эта ошибка появилась сразу же, во время спуска корабля. В секретном письме голландского резидента Ван-дер-Гульста к Генеральным штатам Соединенных Нидерланд сказано: «Будучи в Воронеже мы там видели спуск корабля. сооружен Его Ц.В. русскими работниками без содействия немецких мастеров. он 60-ти пушечный и наименован Явление Петра (Реtrus Vегsсhуning)». Но к сказанному необходимо добавить следующее. Присутствие на кормовом рисунке изображения ещё одного персонажа – голубя, с зеленой ветвью в клюве, указывает на известную библейскую историю о потопе (Бытие, 6-9). А молящийся коленопреклонённый человек – это ветхозаветный Апостол Ной (Образ Ноя был близок Петру, а сама история о потопе вызывала у него множество ассоциаций с современностью, что нашло впоследствии отражение в медали, посвящённой окончанию Северной войны). И виноват в появлении ошибки, конечно же, не художник, а бытовавшая в то время практика имяобразования кораблей, которая приводила к путанице и ошибкам. А в этой практике было принято устное наименование по названию сюжета или эмблемы, украшавших корабли. Имя могло не вырезаться на корме, в отличие от девизов, т.е. эталон звучания его отсутствовал. А это приводило к вольностям в обращении с ним, порождало многовариантность имени. Но и тогда, и сегодня, главным, настоящим именем корабля остаётся только «Гото Предестинация» – Предведение Божие!
Корабль-музей Гото Предестинация Воронеж
История создания
В конце XVII века Российская империя находилась на пороге войны с Османской империей. Из-за этого Азовский флот нуждался в усилении многопушечными кораблями, способными к длительным плаваниям и ведению боя на воде. В 1698 Петр I приехал в Воронеж, в том числе за тем, чтобы наблюдать за работами на верфях местного адмиралтейства. Здесь же император принял решение заложить 58-пушечный линейный корабль, проект которого он привез из Англии и лично доработал. Поначалу Петр даже сам руководил некоторыми строительными работами. Император решил дать ему имя «Гото Предестинация» или «Божье Предвидение» (от немецкого Gott – «Бог» и латинского praedestinatio – «предопределение»). Дальнейшее возведение возглавил знаменитый корабельный мастер той эпохи Федосей Скляев. В 1700 году его впервые спустили на воду. Членами экипажа стали 253 человека.
Основные характеристики и строение
Воронежская «Гото Предестинация» стала первым судном в российском флоте, созданным исключительно русскими мастерами без малейшего участия иностранцев. Кроме того, это был первый двухпалубный линкор в нашем флоте. Длина парусника составляла 38 м, а высота – около 40 м. На судне, оснащенном 58 пушками, использовали шесть якорей.
Создание нового линкора потребовало больших вложений, и император Петр I не жалел средств на свое детище. Его корпус был цвета охры с двумя голубыми полосами по бокам. Крышки пушечных портов с внешней стороны были украшены золотыми венками, а внутри – покрашены в красный цвет. Весь корабль украсили пышной резьбой и декоративными барельефами в стиле барокко. На корме разместился шикарный полукруглый гакаборт – масштабная композиция с апостолом Петром, за которым по морю следовали суда, а по небу летел голубь с ветвью мирта. Вокруг щита расположились фигурки маленьких мальчиков с крылышками – путти, которые играли с дельфинами. Среди других украшений «Божьего Предвидения» были фигуры амуров, резные тритоны, венецианские маски, балкончик с балясинами и даже миниатюрные сцены из греческой мифологии. Внутри было отделано орешником.
При воссоздании современной копии делать его настолько же нарядным не стали. Из исторических декоративных элементов на судне оставили позолоченные венки вокруг отверстий для пушек, а на носу – фигуру золотого льва с короной на голове в окружении дюжины ангелов.
Интересные факты о музее
Идея о создании в Воронеже копии впервые была озвучена в 2009 году, после чего начались поиски архивных документов и чертежей, которые позволили бы воспроизвести судно детально. Эти поиски растянулись на много лет, так как большинство письменных свидетельств о строительстве парусника оказались утраченными. В итоге реплику создавали по запискам из государственного архива, а также картинам, акварельным рисункам и гравюрам XVIII века.
Металлический корпус изготовили на судостроительном заводе в Павловске Воронежской области. Деревянную обшивку сделали мастера карельской верфи «Варяг», специализирующейся на создании исторических кораблей. Работа над двумя основными частями заняла около двух лет. В 2013 металлическое основание судна буксировали из Павловска вверх по течению Дона до Воронежа. На Адмиралтейской площади оно встало на якорь для достраивания. Монтаж деревянного корпуса «Божьего Предвидения» продолжался несколько месяцев. Главное отличие современной реплики парусника от оригинала – в том, что для изготовления использовали карельскую сосну, когда настоящий был выполнен из корабельного дуба. Но благодаря современным средствам защиты – в том числе специальным противопожарным пропиткам, сосна по своему качеству не уступает старинным дубам. Кстати, музейную версию можно называть линкором, лишь в память о ее предке. Фактически – это пассажирский теплоход.
Также на копии судна петровской эпохи используются навигация GPS/ГЛОНАСС, современные системы жизнеобеспечения и пожаротушения, дизельные двигатели. Кроме того, корабль-музей оснащен меньшим количеством орудий, чем его прародитель: всего 14 пушек. Остальное место освобождено для более удобного размещения выставочных залов. Сами пушки – исторически точные муляжи. Бутафорские орудия отлили на воронежском заводе «Рудгормаш».
Воронежцы впервые познакомились с ним на праздновании Дня города, в сентябре в 2013. Но тогда на борт никого не пускали, потому что на нем продолжались отделочные работы. Лишь спустя год корабль «Гото Предестинация» в Воронеже, наконец, открыл двери для посещений и фото.
Экскурсии по кораблю
«Гото Предестинация» является одним из отделов Воронежского областного краеведческого музея. Внутри посетители могут осмотреть три палубы, капитанскую каюту, отделение с пушками и пороховыми бочками, диораму воронежской верфи. Кроме того, с палубы можно сделать уникальные фото с видом на гладь водохранилища и левый берег Воронежа.
Компания от 10 человек может заказать в Воронеже экскурсию на корабль-музей «Гото Предестинация» по телефону 8-903-853-61-60. Для отдельных посетителей запись не требуется.
Также все желающие могут виртуально посетить судно на официальном сайте краеведческого музея. Таким образом можно ознакомиться с частью экспонатов, рассмотреть убранство, оценить, как смотрится копия петровского линкора на фоне современного города. А на официальном сайте можно посмотреть фотографии и видео, снятые на корабле.
Стоимость билетов и режим работы
В 2018 цена билета экскурсии на корабль-музей «Гото Предестинации» в Воронеже оставляла 200 рублей для взрослого, а для школьников и пенсионеров – 100 рублей. Туристы, не являющиеся гражданами России, должны будут заплатить за билет 300 рублей.
Право бесплатного входа имеют дети до 6 лет, инвалиды, члены многодетных семей, дети-сироты, сотрудники любых музеев России и члены Союза художников. Дети до 18 лет могут бесплатно побывать на судне в последнее воскресенье каждого месяца. О других категориях граждан, которые могут попасть на «Божье Предвидение», не оплачивая билет, можно узнать на сайте.
Музей на воде работает ежедневно со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник – выходные дни. Расписание экскурсий на корабль «Гото Предестинация» в Воронеже может меняться в государственные праздники. Точный режим можно уточнить по телефону 8 (903) 853-61-60.
Как добраться?
Судно стоит на якоре в воронежском водохранилище в районе Адмиралтейской площади. От остановки «ВГУ» до линкора можно дойти, спустившись вниз по улице Декабристов. От остановки «Чернавский мост» можно прогуляться вдоль Петровской набережной, заодно полюбовавшись панорамным видом на левый берег водохранилища. В обоих случаях прогулка займет не больше 10-15 минут. Точного адреса у «Гото Предестинации» нет.