Готово выборный аккордеон что это

Мини-словарь баяниста

Готово выборный аккордеон что это. Смотреть фото Готово выборный аккордеон что это. Смотреть картинку Готово выборный аккордеон что это. Картинка про Готово выборный аккордеон что это. Фото Готово выборный аккордеон что этоПовседневная практика показывает, что за долгий период развития баяна, ккордеона, гармони специалисты так и не пришли к общему мнению по поводу толкования и применения отдельных «народных» терминов, определений и дефиниций. Далее мы попытаемся внести ясность в некоторые довольно спорные вопросы, изложив уже существующие, но не всегда известные точки зрения.

Аккорд – «в классическом учении о гармонии под аккордом подразумевается сочетание 3 – 5 звуков, которые можно расположить по терциям» /5, стр. 22/. (Согласно нашему антинаучному мнению – это будут сочетание из 3 и более звуков. А кроме терций в аккордах могут встречаться секунды, кварты, квинты, сексты, септимы. Особенно это заметно, если звуки аккорда следуют друг за другом в так называемом широком расположении. )
Доминантсептаккорд – аккорд, построенный от пятой ступени лада, которая называется доминантой. Данная разновидность аккорда состоит из мажорного трезвучия и малой терции, расположенной сверху. Также в этом аккорде теоретики находят интервал септиму, который придаёт аккорду определённую особенность звучания. В отечественной баянной литературе в партии левой руки доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7.
Мажор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют мажорный аккорд (мажорное трезвучие, большое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки мажорные аккорды (мажоры) обозначаются буквой Б.
Минор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют минорный аккорд (минорное трезвучие, малое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки минорные аккорды (миноры) обозначаются буквой М.

Аккордеон – общее название ручных язычковых клавишно-пневматических гармоник, в которых при нажатии одной клавиши в левой клавиатуре звучит целый аккорд. Автором этого названия является Кирилл Демиан. Также в современной терминологии можно встретить упоминание «аккордеон с готовым аккомпанементом», а, исходя из этого, – «готовый аккордеон».

Аккордеон с органно-фортепианной клавиатурой – разновидность аккордеона, имеющая правую клавиатуру, аналогичную строению клавиатуры органа или фортепиано и позволяющую исполнять произведения во всех возможных тональностях. В некоторых справочных изданиях подобная система клавиш именуется стандартной клавиатурой. Левая клавиатура данной конструкции музыкальных инструментов аналогична баянной, которая может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться аккордеоном с готовым аккомпанементом или – готовым аккордеоном, аккордеоном с выборным аккомпанементом или – выборным аккордеоном, аккордеоном с готово-выборным аккомпанементом или – готово-выборным аккордеоном.

Аппликатура – порядок следования пальцев при исполнении музыкального произведения, а также запись этого порядка в нотах.

Баян – это разновидность аккордеона, имеющая в правой клавиатуре клавиши круглой формы (форму кнопок) и предназначенная для исполнения произведений во всех возможных тональностях. Конструктивно баян отличается от всех видов, в том числе и хроматических, гармоней тем, что хроматическому звукоряду правой клавиатуры соответствует полный набор хроматического басового и аккордового аккомпанемента в левой. В Западной Европе первый подобный инструмент был изготовлен в Италии мастером Паоло Сопрани в 1897 году. В России первый баян был продемонстрирован тульским мастером и исполнителем Чулковым Павлом Леонтьевичем на кустарно-промышленной выставке, которая проходила в городе Туле в том же 1897 году. /Несколько подробнее познакомиться с историей развития отечественного баяна можно на странице Тула баянная /.

Выборный баян, выборный аккордеон – в основу названия аккордеон положено свойство музыкального инструмента, заключающееся в том, что при нажатии одной клавиши левой клавиатуры звучит целый аккорд. Однако несколько позже появились инструменты, на которых конструкция левой клавиатуры позволяла извлекать единичные звуки, как это происходит при нажатии клавиши правой клавиатуры. В России первоначально такое строение клавиатуры называли «левая по правой». Впоследствии инструмент, имеющие такие свойства, стали именовать выборным баяном или выборным аккордеоном. В итоге левая клавиатура современного баяна (аккордеона) может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться баяном с готовым аккомпанементом или готовым баяном, баяном с выборным аккомпанементом или выборным баяном, баяном с готово-выборным аккомпанементом или готово-выборным баяном (выборно-готовым баяном). Инструмент с готово-выборным аккомпанементом имеет переключатель, который позволяет менять свойства левой клавиатуры с выборной на готовую и наоборот. Строение левой клавиатуры выборного аккордеона полностью идентично строению клавиатуры выборного баяна.
(Смотреть также определение понятия клавиатура).

Интервал – «соотношение двух музыкальных звуков по их высоте» /5, стр. 213/.
Прима – «(латинское prima – первая) один из простых интервалов, в котором основание и вершина совпадают по высоте» /2, 228/.
Секунда – «(латинское secunda – вторая) один из простых интервалов, вершина которого является соседней ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 254/.
Терция – «(латинское tertia – третья) один из простых интервалов, вершина которого является третьей ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 288/.
Кварта – «(латинское quarta – четвёртый) один из простых интервалов, вершина которого является IV ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 126/.
Квинта – «(латинское quinta – пятый) один из простых интервалов, вершина которого является V ступенью по отношению к его основанию» /2, стр. 128/.
Секста – «(латинское sexsta – шестая) один из простых интервалов, вершина которого является VI ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 253/.
Септима – «(латинское septima – седьмая) один из простых интервалов, вершина которого является VII ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 255/.

Клавиша – «пластина, приводящая в действие рычажковый механизм или электронное управление для извлечения звуков различной высоты на клавишных инструментах различного типа… Клавиши бывают в форме кнопок (пуговиц) или лопаточек» /5, стр. 252/.

Клавиатура – «система расположенных в определённом порядке клавиш» /5, стр. 252/.
Выборная клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой система расположения клавиш аналогична системе их расположения в правой клавиатуре баяна. При исполнении аккорда на выборной клавиатуре необходимо нажимать (набирать) все клавиши соответствующие звукам данного аккорда. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются баян или аккордеон с выборным аккомпанементом. В разговорной речи: выборный баян или выборный аккордеон.
Готовая клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой при нажатии одной клавиши звучит соответствующий аккорд. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готовым аккомпанементом. В разговорной речи: готовый баян или готовый аккордеон.
Готово-выборная клавиатура баяна или аккордеона – это система из двух клавиатур, которые предназначены для игры левой рукой и которые используются поочередно по мере необходимости. Переключение с одной клавиатуры на другую происходит при помощи приспособления, которое мастера называют регистром, клавишей, переключателем. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готово-выборным аккомпанементом. В разговорной речи: готово-выборный баян или готово-выборный аккордеон.

Пневматический – «(греческое pneumatos – воздушный) основанный на действии сжатого воздуха» /1, с. 518/.

Полутон – кратчайшее расстояние между двумя звуками в европейской музыкальной системе. Определение полутона «музыкальный интервал, наименьший в диатонических и хроматических звукорядах» некорректно, так как наименьшим музыкальным интервалом является секунда или даже прима. А так называемая целотонная гамма – всего лишь элемент европейской музыкальной системы.

Хроматический звукоряд (хроматическая гамма) – восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам.

Литература

Источник

Что такое аккордеон и с чем его едят.

Корпус. Для изготовления корпуса использовали и используют чаще всего древесину бука, клёна, ольхи, берёзы. А вот аккордеоны с дубовым корпусом являются чрезвычайно редкими и делаются только на заказ. А вот листы алюминия необходимы для изготовления решётки. Снаружи корпус оклеивают целлулоидом.

Гриф. На грифе размещаются клавиши мелодии, крепится он к правой половине корпуса. И изготовляется он из того же материала, что и корпус.

Мех. Для изготовления меха картон обклеивают тканью, герметически скрепляют с правым и левым полукорпусами. Состоит из 13 и более складок, создающих при сжимании-разжимании циркуляцию воздуха, заставляющую инструмент «петь”.

Кстати, вот такой вот лайфхак: следует обклеить меховые складки скотчем или изолентой во избежание слишком быстрого изнашивания крев меха в точках соприкосновения с грудной клеткой исполнителя.

Резонаторы. Необходимой частью звукоизвлечения являются резонаторы с голосовыми планками.

Система регистров. Изготавливают из алюминия и латуни. Используются для смены тембра.

Устройство. Две клавиатуры соединены мехом для нагнетания воздуха в клавишно-пневматический механизм. Устройство воздушных клапанов аккордеона:

Готово выборный аккордеон что это. Смотреть фото Готово выборный аккордеон что это. Смотреть картинку Готово выборный аккордеон что это. Картинка про Готово выборный аккордеон что это. Фото Готово выборный аккордеон что это

Существует несколько разновидностей аккордеонов: обычный и готово-выборный.

В обычном в басах (левая рука) играет как и положено по схеме ряда:

Готово выборный аккордеон что это. Смотреть фото Готово выборный аккордеон что это. Смотреть картинку Готово выборный аккордеон что это. Картинка про Готово выборный аккордеон что это. Фото Готово выборный аккордеон что это

На картинке вы видите схему обычной левой клавиатуры в зеркальном виде (Б – мажор, М – минор, 7 – септаккорд, Ум – уменьшенный аккорд).

А вот в готово-выборном существует переключатель с вышеприведенной схемы на совершенно другую. Посредством переключателя аккордеон переходит в режим смены всей левой клавиатуры только на басы (ноты). То есть, там где в обычном аккорды, в выборной клавиатуре – ноты.

Готово выборный аккордеон что это. Смотреть фото Готово выборный аккордеон что это. Смотреть картинку Готово выборный аккордеон что это. Картинка про Готово выборный аккордеон что это. Фото Готово выборный аккордеон что это

Левая клавиатура в выборке – зеркальная правая клавиатура на баяне.

Источник

Какие бывают баяны

Баян по своему звучанию – это практически музыкальный оркестр. На правой клавиатуре инструмента извлекаются ноты солирующей мелодии, всевозможные вариации, левая же предназначена партии баса и готовых аккомпанирующих аккордов. Нажатием одной кнопки на левой клавиатуре можно проиграть мажорные, минорные, а также септаккорды.

Готово выборный аккордеон что это. Смотреть фото Готово выборный аккордеон что это. Смотреть картинку Готово выборный аккордеон что это. Картинка про Готово выборный аккордеон что это. Фото Готово выборный аккордеон что это

Моделей баянов существует достаточно много. Ну, и стоимость их, естественно, различна. Наиболее дорогостоящие инструменты изготавливаются мастерами высокого класса по индивидуальному заказу для профессиональных баянистов, занимающихся активной концертной деятельностью. Они имеют многорядную, правую и левую кнопочную клавиатуру, всевозможные переключатели-регистры, которые позволяют добиваться многозвучия инструмента. Обычно такие баяны называют концертными, а за рубежом кнопочными аккордеонами.

Довольно популярными в настоящее время стали готово-выборные баяны, тоже ориентированные на музыкантов-профессионалов. Их отличие от обычных заключается в том, что левая клавиатура может переключаться в режим правой голосовой клавиатуры и работать точно также как она. Такое устройство баяна дает возможность играть одновременно две сольные партии музыкального произведения. Конечно же, это требует от музыканта специальных технических навыков для управления преобразованной клавиатурой.

Для баянистов — любителей, для тех, кто только учится играть на баяне, выпускаются баяны проще и, естественно, дешевле. Они отличаются друг от друга количеством кнопок на правой и левой клавиатуре. Наиболее простые из них – полубаяны. У них имеется минимальное количество октав на правой клавиатуре и минимальное число рядов с готовыми аккордами на левой клавиатуре. Вес и размеры таких инструментов также значительно уменьшены.

Внешне они похожи на гармонь, и их легко носить с собой в специальном футляре или на ремнях через плечо. Такие баяны превосходно адаптированы для веселья и имеют звонкий с переливами голос, схожий со звуком гармони или аккордеона. Такое специфическое гармошечное звучание достигается небольшой расстройкой язычков голосовых планок. В результате и получается вибрирующий и переливчатый звук.

За границей не делят музыкальные инструменты на народные и не народные. В мире нет и такого понятия, как баян. Все инструменты такого рода называются аккордеоном. Существует кнопочный аккордеон (с подачи россиян у нас он называется баяном) и клавишный аккордеон.

Нельзя говорить, что тот или иной аккордеон хуже или лучше. Каждый имеет свои особенности звучания. Однако кнопочный аккордеон более перспективен, так как имеет широкий диапазон звучания. Баянист может выполнить на своем инструменте почти все произведения, предназначенные для других инструментов. В то время как к клавишному аккордеону их пришлось бы приспосабливать.

Свои коррективы они внесли в первую очередь в музыкальные инструменты. Теперь и баян, и аккордеон совсем другого качества, чем в недалеком прошлом. Они насыщены различными модификациями и системами, которые помогают исполнителю достичь высоких результатов. Раньше таких инструментов не было. Я помню, как люди стояли по два, три года в очереди, чтобы приобрести хороший баян или аккордеон. Сейчас такой проблемы нет, были бы только деньги.

Существуют и частные мастера, которые справляются с этой задачей. Многие музыканты имеют средства, чтобы приобрести музыкальный инструмент за рубежом. Популярностью пользуются итальянские баяны и аккордеоны. Готово выборный аккордеон что это. Смотреть фото Готово выборный аккордеон что это. Смотреть картинку Готово выборный аккордеон что это. Картинка про Готово выборный аккордеон что это. Фото Готово выборный аккордеон что это

Источник

Готово выборный аккордеон что это

Освоение выборной системы в ДМШ и ДШИ по классу баяна.

Разновидности баяна

Баян как сольный инструмент гораздо моложе инструментов симфонического оркестра, фортепиано или органа. Инструмент со своей первоначальной конструкции (гармоника) получил распространение во многих странах мира, становясь в них национальным инструментом. Обладая такими преимуществами как богатство звучания, несложная конструкция для первоначального освоения, мобильность, стойкость к смене температуры, баян стал истинно народным инструментом. Пройдя бурный этап развития в 20 веке, этот музыкальный инструмент с каждым днем занимает все более прочное место в современном мире.

Постепенно совершенствуясь, баян становится полноправным концертным инструментом.
Усовершенствованные концертные баяны имеют несколько более широкий диапазон, а также дополнительную строку кнопок левой руки для игры уменьшенных септаккордов.

В «Современной школе игры на баяне» ведущего исполнителя композитора и педагога В. Семенова хочется выделить следующие моменты: коснуться методики начального обучения: приемам звукоизвлечения и оригинального дополнительного приспособления, изобретенного опытным педагогом-новатором.

Игра на баяне требует определенных физических усилий. В процессе звукообразования на баяне важную роль принадлежит меху. Но при этом важно сохранить ощущение свободы. Усилия, которые требуются при работе мехом, могут вызвать зажатость отдельных групп мышц или всего корпуса. Наибольшую сложность представляет вертикальное перемещение левой руки вдоль клавиатуры. Семенов советует сделать небольшое приспособление, которое представляет собой мягкий щиток из металлической основы с добавлением тонкого слоя поролона, обтянутый тканью или кожей. Приспособление крепиться к крышке левого полукорпуса. Это позволяет приподнять руку над левой клавиатурой и тем самым обеспечить кисти большую свободу движения. Кроме этого педагог рекомендует прикрепить два небольших деревянных порожка между ремнем и корпусом баяна в верхней и нижней части, чтобы дать свободу передвижения левой руке.

Роль звукоизвлечения на баяне невероятна высока. Многие баянисты, увлекаясь техническими упражнениями, игнорируют это средство художественной выразительности. Однако именно чуткое, бережное отношение к звуку необходимо прививать учащимся с первых шагов обучения. Хороший педагог и исполнитель должен хорошо знать преимущества и недостатки своего инструмента и умело ими распоряжаться. Если пианист теряет власть над гаснущим звуком, а органист не может придать живость тянущемуся звуку, то баянист имеет возможность управлять звуком по своему усмотрению. Особое значение это имеет при игре протяжных пьес, где необходимо вести и развивать звук. При работе с начинающими В.А. рекомендует следующие упражнения: Учитель и ученик изображают небольшую сценку, где варьируются ритм, динамика и тесситура. Весь способ построен на импровизации на небольшое упражнение. Для развития координации движений Семенов рекомендует упражнение «Эхо». Одни и те же звуки играют поочередно на правой и левой клавиатурах. Педагог должен обратить внимание на начало продолжение и окончание звука. Особо выделяет В.А и приемы работы с большим пальцем правой руки. Игра пяти пальцами правой руки – новый прием в процессе обучения на баяне. Подготовка этого пальца необходима для успешного освоения позиционной техникой игры, т.к. он отличается и формой и положением. Семенов рекомендует начать с освоения легкого удара по клавише во второй и третьей позиции. Потребуется немало времени для того, чтобы появились ловкость и автоматизм движений первого пальца.

Остальные пальцы, не участвующие в работе должны оставаться над клавиатурой.

В методике И. Пурица важно отметить, что обучение проходит на готово-выборном баяне с тремя рядами в правой и левой руке. Занятия на таком инструменте имеют свои преимущества. Так, например трехрядный баян намного легче пятирядных инструментов, что позволяет снять лишнюю нагрузку на корпус, сделать движения рук свободными. Три ряда для правой и левой рук позволяют ребенку быстрее начать ориентироваться в клавиатуре, способствует пропорциональному развитию техники обеих рук. Ну и конечно занятия в классе на готово-выборном инструменте позволяют расширить репертуар начинающего баяниста, обогатить его музыкой композиторов классиков. Как и в школе В.А.Семенова занятия с ребенком начинаются без изучения нотной грамоты, т.н. «донотный» период длится у Пурица в отличие от Семенова от одного до нескольких месяцев. Очень интересен метод от «целого к частному». На первом уроке ребенка не сажают за инструмент, ученик должен визуально познакомиться с баяном. Увидеть вертикальные и диагональные ряды, которые по виду напоминают горки. Сравнить, как чередуются на инструменте черные и белые клавиши. После этого ученика подводят к инструменту и предлагают провести подушечкой второго пальца по вертикали и по диагональным рядам, которые мы называем «хроматическими горками». Это расположение кнопок баяна и есть хроматическая гамма, которая является алфавитом баянной клавиатуры.

Пока ученик не будет уверенно ориентироваться на клавиатуре, подбирать по слуху несложные мелодии и транспонировать их, не рекомендовано переходить на игру по нотам. Постепенно ребенок обучается основным навыкам взаимосвязи движения и слуха. И здесь очень важно, чтобы приобретенные фактурные навыки (формулы-рисунки) находили свое применение в художественном материале.

Необходимо сказать, что, как и во всех современных методиках обучения на инструменте, в школе И.Пурица широко применяются творческие формы работы. Например, движение под музыку, транспонирование. Особенности строения инструмента заставляют искать нестандартные методики для освоения клавиатур. Начинают обучение с небольших упражнений в 2-3 ноты, которые потом служат основой для небольших пьесок. Именно эти пьесы потом подбирают на слух и транспонируют, используя метод от частного к целому.

Стоит отметить, что в отличие от школы Семенова в методике Иосифа Пурица большой палец правой руки в течение двух-трех недель остается за грифом. Это позволяет создать дополнительную точку опоры при движении руки по грифу. Пятипальцевую систему на начальном этапе применяют позднее.

Изучив представленные методики преподавания баяна в школе, можно сделать вывод, что современные преподаватели баянного искусства шагают в ногу с инновационными образовательными стандартами. В основе всех трех методик лежит принцип наглядности и доступности. Акцент в своей работе педагоги делают не на освоении инструментом, а на повышении общей мотивации учащихся посредством раскрытия их творческого потенциала, что достигается различными приемами, но служит достижению единой цели. Воспитание творчески активной личности, которая сможет реализовать себя в быстро развивающемся информационном мире.

Начальный этап освоения готово-выборной системы на баяне.

В настоящее время интенсивное развитие инструментального исполнительства на баяне, создание оригинальных произведений большой сложности для баяна потребовали создание нового типа этого инструмента — готово-выборного баяна. Его характерной особенностью является наличие в левой клавиатуре двух звукорядов: готового с кварто-квинтовым расположением басов и готовыми аккордами, а так же выборного, который построен по принципу правой клавиатуры: его звуки расположены в хроматической последовательности на трёх рядах готовых аккордов. Выборный звукоряд звучит в унисон, без какого-либо удвоения. Только самые низкие звуки имеют октавное удвоение, что соответствует звучанию басов основного и вспомогательного рядов. Переключение звучания в левой клавиатуре с готового на выборный звукоряд и наоборот осуществляется с помощью специального механизма нажатием на рычаг переключение. Для обозначения готового и выборного звукоряда и их переключения выработана особая запись в нотном тексте. Так В — обозначает выборную клавиатуру, Г — басы и готовые аккорды, О — в некоторых изданиях, Б — басы основного и вспомогательного рядов при включении выборной механике. В современной педагогической и исполнительской практике получили распространение и признание несколько различных конструкций готово-выборных баянов:

Необходимо отметить, что в конструкциях баянов «Ясная Поляна», «Тула 412», «Юпитер», «Россия» существует шестой ряд в левой клавиатуре, что способствовало появлению дополнительного ряда выборной клавиатуры дублирующего третий ряд основного выборного звукоряда [1, с. 6].

С появлением готово-выборного баяна значительно расширились его выразительные и технические возможности, а конструктивное сходство двух клавиатур дало возможность одновременно использовать различные виды техники. На выборной клавиатуре удобно в использовании гаммообразное движение, в том числе и хроматическое, короткие арпеджио, репетиционная техника в звучании созвучий и аккордов, интервалы: примы, терции, сексты, октавы в умеренном движении и небольшом диапазоне. Однако стоит учитывать то, что возможности левой руки ограниченны, её положение статично, ограничено в больших скачках, а также на выборной клавиатуре невозможна пяти пальцевая аппликатура как система. Поэтому многие виды техники, широко применяемые на правой клавиатуре, не могут в той же мере использоваться при игре на выборной клавиатуре. К таким видам техники, которые представляют значительные трудности, относятся: терции, сексты, октавы, исполняемые в подвижном темпе и в широком диапазоне, различными штрихами, а также «скачки» связанные со значительным перемещением левой руки. Поэтому данные технические особенности выборной клавиатуры необходимо учитывать при подборе репертуара и переложении музыкальных произведений.

Положение левой руки при игре на выборной клавиатуре имеет свои особенности. Главной из них является иной принцип расположения по сравнению с правой. Если на правой клавиатуре низкие звуки вверху, а высокие снизу, то на выборной клавиатуре всё с точностью наоборот. Эта особенность предопределяет специфику игры [2, с. 8].

Во-первых, кисть исполнителя предельно направлена со стороны левой линии мизинцем и безымянным пальцами внутрь клавиатуры, к меху. Такая позиция руки достигается с помощью более низкого, чем при игре на готовой левой клавиатуре, положения локтевого сустава.

Во-вторых, на выборной клавиатуре пальцы левой руки по сравнению с готовой клавиатурой совершают более гибкие и разнообразные движения, которые связаны с исполнением гаммообразных аккордов и арпеджированных последовательностей. Каждому из этих основных видов техники соответствует определённое положение руки.

На начальном этапе освоения выборной клавиатуры следует усвоить два основных положения руки. В первой позиции естественное положение руки, которое подходит для исполнения хроматических гамм и других гаммообразных последовательностей. Первый палец и ребро ладони составляют опору руки во время игры. Вторая позиция предназначена для свободного исполнения арпеджио и аккордов. Здесь ладонь левой руки плотно не прижимается, а прилегает к ней свободно. Кисти и запястье расположены на одном уровне по отношению к клавиатуре.

Быстрая ориентация на левой клавиатуре у баянистов представляет на начальном этапе обучения значительную трудность, так как на инструменте исключена возможность визуального контроля над действиями левой руки (в отличии, например от пианистов). Тем не менее, уверенное и точное исполнение немыслимо без свободной ориентировки, которая связана с развитием интервального ощущения. В первую очередь необходимо научиться точно находить любую клавишу до извлечения звука. Существует несколько способов для выполнения поставленной цели:

Расстояние между клавишами Ля бемоль-До-Ми-Соль основного звукоряда соответствует интервалу октавы выборной клавиатуры. Вместе с этим следует учитывать закономерность соотношения басов и выборной клавиатуры — повторение одинаковых нот в основном басовом и первом выборном рядах через каждые две клавиши.

Первоначальное знакомство с левой клавиатурой можно начинать при отсутствия выборного баяна. Для этого необходимо перевернуть инструмент и начать играть на правой клавиатуре левой рукой. Именно такое расположение будет на выборной клавиатуре. При первом знакомстве с новым типом клавиатуры целесообразно начать с изучения расположения клавиш и можно начать это делать с игры хроматической гаммы, которая способствует выработки устойчивого положения руки и быстрому освоению клавиатуры. В качестве упражнений можно использовать небольшие мелодические построения, которые основаны на движении 2, 3, 4 пальца по соответствующим рядам клавиатуры. Такие упражнения исполняются в умеренном темпе и обязательно с соблюдением указанной аппликатуры. При исполнении на legato следует следить за одинаковым нажимом пальцев на клавиши и плавным переходом от звука к звуку. Движение меха должно быть плавным, ровным, без толчков. Только после закрепления таких упражнений и выработке навыков игры необходимо переходить к исполнению музыкального произведения двумя руками. Основной цель этой работы необходимо определить развитие у учащихся координации движений правой и левой руки. Педагогу необходимо наметить план работы, который должен придерживаться принципа последовательности обучения с постепенным усложнением материала [3, с. 4].

Первый этап такой работы должен начинаться с разучивания пьес, в которых тематический материал проводится поочерёдно в партиях правой и левой рукой. В процессе работы над таким произведением у учащегося появляется возможность тщательно подготовить каждое мелодическое построение, уточнить аппликатуру, уяснить ритмический рисунок. Во время исполнения он может контролировать работу пальцев правой и левой руки и таким образом добиваться правильного и чёткого звучания. Задача педагога на данном этапе освоения инструмента заключается в том, чтобы помочь учащемуся добиться смыслового единства тематического материала музыкального произведения.

Вторым этапом освоения выборной клавиатуры является исполнение произведений, в которых музыкальный материал изложен в партиях обеих рук. Приступая к работе над пьесой, учащейся должен внимательно разобрать партию каждой руки, уяснить их ритмическое строение и уточнить аппликатуру. Вместе с этим необходимо выяснить темп и понять характер музыкального произведения. После предварительной подготовки пьеса исполняется двумя руками. Теперь задача учащегося состоит в том, чтобы добиться чёткой координации движения пальцев правой и левой руки. Педагог должен продолжить работу над развитием слухового контроля учащегося и контролирует выразительное исполнение произведения.

На третьем этапе освоения в программу включаются произведения в которых в партии левой руки существуют мелодические обороты арпеджированного характера и различные созвучия. Для дальнейшей свободы исполнения пьес с новым фактурным изложением учащемуся необходимо усвоить 2-ю позицию левой руки. Педагог, познакомив учащегося с таким положением руки, должен сравнить его с 1-ой позицией и на конкретном музыкальном материале выявить характерные особенности второй позиции.

Последним этапом освоения выборной клавиатуры является развитие координации пальцев при разнообразных приёмах звукоизвлечения. Теперь учащемуся предлагается произведение, в котором поставлены более сложные исполнительские задачи. Игру двумя руками следует начинать только после уточнения характера штрихов. Особенно внимательно следует прорабатывать штрихи в партии левой руки.

Таким образом, начальный этап игры на готово-выборном баяне является базовым для дальнейшего музыкального и технического развития музыканта и позволяется расширить репертуар и его исполнительские возможности. Поэтому педагогу необходимо уделять должное внимание обучению учеников своего класса навыкам игры на готово-выборном баяне в старших классах музыкальной школы.
Рабочая образовательная программа «Специальность: баян, аккордеон (готово-выборные)» составлена для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» на основе федеральных государственных требований.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по специальности баян, аккордеон и направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики (сольной), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Отличительная особенность программы

Особое внимание следует уделять формированию у учащихся исполнительского аппарата. В программе представлены технические комплексы, содержание которых направлено на формирование и совершенствование технических умений и навыков, различных игровых (меховых, мехопальцевых и т.д.) приемов. Освоение выборной клавиатуры предполагает ознакомление учащихся со спецификой игры на готово-выборном баяне (аккордеоне). Объем инструктивного материала (освоение выборной клавиатуры, меховых приемов) для учащегося учитель определяет сам, исходя из его индивидуальных возможностей.

Следует отметить, что профессионально ориентированным учащимся технический комплекс рекомендуется осваивать в полном объеме как для готового, так и для готово-выборного баяна, аккордеона. Контроль над уровнем технической подготовки учащихся осуществляется учителем (вместе с руководителем методического объединения) в классе на контрольных уроках технического мастерства с обязательной фиксацией результатов в индивидуальном плане.

На протяжении всего периода обучения ученик должен изучить (в том числе в ансамбле) произведения различных музыкальных стилей, направлений, жанров. В программе должна быть представлена русская и якутская музыка: старинная, народная, современных композиторов; музыка эпохи барокко и классицизма; музыка композиторов-романтиков (русских, западноевропейских, якутских); современная музыка для баяна, аккордеона; джазовая и популярная музыка; народная музыка разных стран.

Учащиеся в процессе обучения могут освоить навыки игры не только на готовом, но и на готово-выборном баяне (аккордеоне по возможности), так как он обладает большими исполнительскими возможностями, соответствует современным стандартам. Его освоение обогащает содержание подготовки учащегося, поэтому изучаемую программу (пьесы отмечены *) на готово-выборном инструменте (объем и степень ее сложности) учитель определяет в зависимости от индивидуальных способностей учащегося, перспективы его развития, профессиональной ориентации.

Технические задачи, заложенные в освоение выборной системы ученик должен совершенствовать со второго класса. Я приведу ряд технических требований для выборного баяна по классам ( кроме освоения упражнений, гамм и этюдов для готовой клавиатуры)

Освоение выборной клавиатуры.

2 класс

3 класс

4 класс.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

Главная задача современной методики обучения на баяне состоит в том, чтобы ввести начинающего музыканта в мир современного баянного исполнительства, привить ему тонкий музыкальный вкус, помочь в овладении выразительными средствами современного баяна, воспитать инициативную творческую личность.

Ожидаемые результаты

К концу обучения ученик должен овладеть необходимым комплексом музыкально-теоретических знаний, а также навыками игры на баяне в соответствии с программными требованиями.

Учащийся должен овладеть следующими навыками:

Учащийся должен уметь:

Работа над полифонией на начальном этапе

Репертуар баянистов за последние десятилетия обогатился новыми оригинальными талантливыми сочинениями, в которых сложный композиторский язык служит средством выражения глубокого содержания. Это, в свою очередь, потребовало и от баянистов поиска адекватных исполнительских средств. Многотембровый готово- выборный баян располагает богатыми художественными и техническими возможностями и позволяет исполнить такой музыкальный жанр как полифония.

Начальное обучение является самым главным, самым основным в общем, музыкальном развитии ребенка, поэтому третья глава полностью посвящена этой теме. Здесь я рассматриваю первое знакомство с полифонией, начальные шаги ее изучения, а также как правильно преподнести новый и довольно сложный материал ученику, увлечь его и не допустить ошибок в исполнении полифонии.

Изучение многоголосной (в широком смысле) музыки — стало основой воспитания и обучения баяниста. Это положение давно получило всеобщее признание. В музыкальной литературе для учащихся-баянистов, созданной композиторами нашего века, полифония, а также музыка с элементами многоголосия стала занимать значительное место. После кратковременной работы над одноголосными линиями юные баянисты приступают к изучению двухголосия в простейшей его форме.

Двухголосно ставит перед учеником двойную задачу: слышание и проведение обоих голосов. Ученикам, хорошо знакомым с хоровым пением, а тем более участвующим в хоре, сравнительно легко удается первая из этих задач. И наоборот, малоразвитые музыкально ученики, даже в том случае, когда их руки как будто благополучно справляются с двумя голосами, ясно слышат только лишь верхний голос, средние же голоса проигрывают весьма смутно и приблизительно. С этой целью полезно сыграть ему первые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их вместе с учеником (один голос исполняет ученик, другой педагог). Если имеется два инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно на двух баянах – это придает каждой линии большую рельефность.

Для того, чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к образным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Не только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений, необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого начала возможно лучше услышал требуемое полифоническое сочетание. Заметно, что слуховое внимание ученика переключается с одного голоса на другой, выделяя лишь отдельные, наиболее выразительные моменты. Разрыв между слышанием и двигательным воплощением отрицательно влияет на музыкальное развитие ученика. Нередко он обнаруживается и у подвинутых учеников при исполнении сложной полифонии. Для предотвращения этой опасности необходимо воспитывать полифоническое слышание с первых шагов обучения, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности, и неуклонно учить пользованию простыми и рациональными способами работы над полифонией.

При соединении голосов целесообразно играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь к наиболее трудным местам. Весьма эффектный способ работы для подвинутых учеников – пропевание какого-либо голоса, в то время как другие исполняются на баяне.

В дальнейшем, когда вся ткань полифонического произведения будет разучена, необходимо, чтобы он время от времени проигрывал отдельные голоса и наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания.

Опытным педагогам хорошо известна антипатия многих учащихся и не только начинающих к полифонии. Причина этого—восприятие ими полифонических пьес только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада; поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные по музыкальной образности полифонические пьесы. Именно в этом проявится искусство педагога. Добавлю к этому, что помимо тщательного изучения немногих характерных полифонических пьес очень важно, чтобы ученик знакомился в общих чертах с разнообразными по складу пьесами, включающими отдельные моменты многоголосия.

Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три группы. Первая из них — народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй голос (или несколько голосов) не является самостоятельным: он поддерживает, обогащает основной напев. Вторую группу образуют пьесы с двумя контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее, значительная линия баса (контрастная полифония). Наиболее трудны для восприятия и исполнения сочинения имитационного склада. Композиторы нашего века, сознавая исключительную важность и одновременно трудность для учащихся имитационной полифонии, создали множество простых и лаконичных пьес, вводящих ученика в этот музыкальный стиль. Первым в ряду этих композиторов, конечно, нужно назвать Б. Бартока.

Значительное место в репертуаре начинающих баянистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой, без каких-либо усилий исполнителя тембровый контраст между ними. При исполнении же этих пьес на баяне необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую отдельные моменты имитации. Пьесы такого рода часто исполняются с различной артикуляцией двух голосов.

Рекомендуемые способы изучения пьесы: исполнение поочередно отрывков каждого из голосов с обязательным сохранением контраста между ними; вступление сначала одного голоса, а затем «на ходу» присоединение к нему другого.

Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес подготовит ученика к более сложной и развернутой полифонии.

Заключение.

Подводя итоги работы, я хотела бы заострить внимание на особую важность включения полифонии в баянный репертуар.

Перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени подготовленности, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над полифоническим произведением. Полифонический способ изложения, художественные образы полифонических произведений, их музыкальный язык должны стать для учащегося привычными и понятными.

Овладение полифонией много дает учащимся не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для музыкально-исполнительской подготовки в целом. Особенно значительна роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести мелодическую линию. Бесспорную пользу приносит работа над полифоническими произведениями в области технического мастерства; они вырабатывают точность, чеканность звучания, воспитывают внимание к ведению меха.

Развитие полноценного восприятия полифонии немыслимо без музыки Баха, которая сочетает в себе черты как полифонического, так и гомофонно-гармонического мышления. Наиболее яркий тематизм и четкая логика Баха послужит отправной точкой знакомства детей с полифонией.

Я считаю, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, и осваивать ее следует с начального этапа обучения игры на современном выборном баяне. Причем современные, тембровые, выборные баяны имеют все необходимые качества для полноценного исполнения полифонии.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *