Говоря о многообразии социальных групп можно утверждать что
Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?
На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с 279):
• социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы и т.п.;
•
статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре
зультате социального разделения труда, институализации
социальных связей, т.е. группы, образованные на основа
нии сходства социального положения, позиций в обще
стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес
кие работники, учительство, чиновничество, предприни
матели и т.д.;
• целевые группы (организации), т.е. группы, организованные
для решения тех или иных задач — хозяйственных, науч
но-исследовательских, политических, просветительских
и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива
ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма
лизованной системы взаимных прав и обязательств участ
ников группы, контроля за выполнением этих обязательств,
наличие официальной структуры, разделения функций,
статусов и ролей работников организации, наличие лиде
ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах
высокоинституализированы, что повышает надежность
получения групповых эффектов.
Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.
В то же время существует и другая классификация групп — на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы — непосредственно или опосредованно.
Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях — их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».
Большие группы — это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабочих, национально-культурная община и др.).
Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные.подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности.
Роль малых групп ъ жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.
Как и всякая социальная группа, малая группа — это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.
Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на которые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.
Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей
ствие, хорошее знакомство партнеров друг с^другом. >
Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) — от 2—3 до 20—25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10—15 человек, а оптимальная — 7— 9 человек.
Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе:
• они носят персонифицированный характер;
• у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо
«Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы
легко соотносит себя с ней;
• в малой группе эффективно может осуществляться груп
повой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на
виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре
акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до
стоверные ожидания относительно возможной реакции
каждого партнера;
• структура малой группы, выработанные в ней статусно-
ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор
мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова
ны, т.е. адекватны конкретному составу участников, их
психологическим, нравственным, профессиональным осо
бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы,
и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых
группах групповые нормы и стандарты поведения в зна
чительной части формируются методом проб и ошибок,
«подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).
Связь «личность — общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.
Способность малой группы выступать посредником во взаимоотношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологических исследований*.
Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентификация рядовых работников с компанией зависит от степени уважения и общности между доверенными лицами компании и малой группой.
Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отношению к товарищам: он не должен подводить своих парней.
Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп.
Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-
* См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология.
Перспективы, проблемы, методы. — М., 1972.
* См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.:
Кравченко А.И. Основы социологии. — М., 1997, с. 261—265.
рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумовство, интриги и т.д.?
Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).
Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции**.
Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны? Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выдвигая в качестве признака первичных отношений наличие непосредственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интимные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректору, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет подчеркнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заискивания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «первичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.
Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.
Вследствие этого первичная группа характеризуется:
• эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;
Вопросы по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов Параграф 12
Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?
Как известно, общество делится на три класса: высший, средний, низший. Средний класс- обычные работяги. А вот высший- это класс «элиты». У них есть возможность не работать, т.к. их капитал работает, вложенный куда-либо. Добиться высшей ступени можно получив огромное наследство, неустанно работая, вложив деньги в акции и проч. Социальное положение зависит в основном от положения в классах. А положение в классах, в свою очередь, зависит от заработка.
Вопросы и задания к документу
1. О каких видах социального расслоения говорит автор?
2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?
3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?
1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
Разделения на социальные группы в обществе вызвано такими признаками как: Положение в системе разделения труда; Родственные отношения; Решение производственных проблем; Место проживания; Этническая и национальная принадлежность; Половозрастные характеристики индивидов; Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи; Морфофизиологические и физические особенности и т.д.
2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
4. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?
Понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно неустранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам.
5. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?
6. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
Примеров социальной мобильности в истории много. Отечественная история говорит нам о Меньшикове, который был не только сподвижником Петра Первого, но также начинал с продажи пирожков. Много позже крестьянин Михаил Сперанский стал правой рукой императора. Ломоносов из сибирской деревщины стал ученым. Кроме того, крестоносцами могли стать кто угодно, даже раб, а в народное собрание Афин иногда выбирали представителей демоса.
7. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
Каналы социальной мобильности:
Статус семьи в обществе;
Вступление в брак;
Армия;
Ведение бизнеса, предпринимательство;
Владение собственностью, имуществом;
Продвижение по карьерной лестнице;
Политическая карьера, активное участие в политической жизни страны;
СМИ;
Искусство;
Церковь;
Образование, полученное в высших учебных учреждениях.
В настоящее время, особую важную роль в современном информационном обществе имеет образование. Например, чтобы быть востребованным специалистом в какой-либо сфере необходимы определённые знания и навыки.
8. В чём причины возникновения конфликтов?
Причина возникновения конфликта — неудовлетворенные потребности личности или группы, оскорбление личных или групповых интересов, ограничение деятельности, активности, развития субъекта. Основные причины конфликта:
Субъективные, или психологические особенности мышления и мировоззрения участников
Объективные: недостаток информации, ограниченный объем ресурсов, изъяны в законах
Организационно-управленческие: проблемы, связанные со структурой, составом, функциональностью группы
Социально-психологические: разное понимание социальных ролей, неадекватное представление о себе и оппоненте, о ситуации, неблагоприятный психологический климат, барьеры в общении
9. Что способствует разрешению конфликтов?
1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?
Планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры нужно начинать для того, чтобы выявить интересы и потребности тех социальных групп, которые представлены в том или ином районе. Например, в одном районе проживает больше пенсионеров, это значит, что мы должны учитывать их интересы в наибольшей (но не абсолютно подавляющей) массе. Так, мы будем выступать за повышение пенсий, за расширение льгот, за снижение коммунальных услуг, за реформы здравоохранения и так далее в зависимости от социальной группы, которая проживает на данной территории.
Полученные данные о положении различных социальных группы в округе могут значительно улучшить избирательную кампанию, потому что мы будем иметь высокую возможность набрать большее количество голосов в этом округе. Поэтому для каждого округа у нас должны быть свои предложения. Мы не можем пропагандировать националистские лозунге нигде, и особенно в округах, где проживает наибольшее количество приезжих, эмигрантов. Вообще, чем более толерантной будет кампания, тем больше у нас будет шансов победить.
2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной системы общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.
Стратификация это разделение общества по определенным критериям. Таким образом, в зависимости от критерия, можно по-разному разделить.
3. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?
Данное явление иллюстрирует продвижение по «социальной лестнице» или переход из одного класса в обществе в другой. Основные социальные слои это: чиновничество, предприниматели (крупный бизнес, средний и мелкий), интеллигенция (люди умственного труда), средний класс и др. В современном мире данное явление достаточно распространенное, в отличие от предыдущих исторических этапов, где продвижение по социальной лестнице и изменения слоя было либо невозможно, либо крайне затруднительно.
4. Как вы относитесь к следующему высказыванию социолога: «В конечном счёте причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей»? Обоснуйте свою позицию.
Я думаю, что это верно
Объективности можно сказать и нет вовсе, так как существуют люди. А у каждого человека свое мнение на что-либо. Из-за этого каждый истолковывает ситуацию по разному, а потом рождается конфликт
Урок по обществознанию на тему » Социальные группы и их классификация»
Урок итогового повторения курса «Обществознание» 11 класс.
Тема «Социальные группы и их классификация»
Аннотация. Методическая разработка урока повторения, обобщения и закрепления учебного материала курса «Обществознание» по теме «Социальные группы и их классификация». Урок в форме лабораторно-практического занятия. Основная цель урока – формирование навыков выполнения заданий части А, В, С Единого государственного экзамена. В ходе урока учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам, закрепляют навыки работы с учебным текстом , ответы в тестовых заданиях сверяют по методу взаимопроверки.
Цели:
Образовательная : повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом; формировать навыки выполнения задания ЕГЭ
Развивающая : сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью
Воспитательная : привить культуру межличностных отношений
Понятия: социальная группа, большие и малые группы, вторичные и первичные группы, формальные и неформальные группы, люмпены, маргиналы
понимать смысл основных понятий
применять понятия в контексте обществоведческого знания и свободно конструируемом фрагменте текста
выделять признаки основных понятий, явлений
анализировать оригинальные тексты, ученых-обществоведов, писателей
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок — консультация (лабораторно-практическое занятие)
Оборудование: учебник «Обществознание, 11 класс» под ред. А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой или под ред. Л.Н.Боголюбова. Н.И.Городецкой, карточки с заданием
Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):
общий разбор заданий с классом
выполнение заданий индивидуально и в парах, причем у каждой из них – задания разные, затем проверка их выполнения друг у друга, обсуждение выполненного
работа в группах (3 группы), технология «Аквариум»,
Учащиеся самостоятельно работают с карточками 10 минут. Затем у доски с двумя учениками выполнение задания проверяется.
1. Запишите словосочетание, пропущенное в следующем предложении:
«По оценкам специалистов, количество _______ в 2—3 раза превышает количество людей, проживающих на планете. Это обусловлено тем, что почти каждый человек в среднем состоит в 5—6 ________ одновременно (член семьи, профессиональной группы, спортивного общества, дружеской компании, национального сообщества, клуба избирателей и т. д.)».
2. Заполните схему, указав социально значимые критерии, лежащие в основе деления общества на социальные группы.
Рис. 1
(ответ: пол, возраст, культура, религия, экономический и политический статус, уровень образования, семейное положение, национальность, язык, раса, профессия)
1. Запишите слова, пропущенные в схеме.
2. Вставьте слово вместо пропуска:
(ответ: формальная группа (официальная)
III . Контрольное выполнение заданий
1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
2. Для определения социальной структуры современного общества существенным признаком является
1) политические взгляды
2) культурные интересы
3) личный авторитет
4) размер получаемого дохода
3. Социальная общность , положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами, называется
К восходящей социальной мобильности относится переход (переезд)
гражданской службы на военную
рядовой работы на руководящую должность
государственного предприятия на частное
сельской местности в город
5. Найди в приведенном ниже списке социальные группы, выделенные на основе единого критерия, и обведи цифры, под которыми они указаны
Обведенные цифры запиши в порядке возрастания.
6. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.
верны оба суждения
оба суждения неверны
Любой социальной группе присуща (-и)
неформальный контроль за поведением
общность социального статуса
2. К статусным группам относятся
3. К малым группам относится (-ятся)
выпускники всех университетов страны
делегация на международном конгрессе
преподаватели высших учебных заведений страны
4. Малой социальной группой являются
5. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на формальные и неформальные.
Б. Формальные группы имеют четко определенную структуру.
верны оба суждения
оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. В формальных группах могут складываться отношения, характерные для неформальных групп.
Б. Социальные группы всегда возникают объективно, независимо от сознания людей.
верны оба суждения
оба суждения неверны
(ответ: единство)
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие « неформальная группа »:
общность интересов, дружба, правовой статус, взаимные симпатии, роль
Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и характеризующий другое понятие. (ответ: правовой статус )
1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.
2.Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.
Назовите три основные черты, формирующие социальные группы в обществе.
1. Используя схематическое изображение классификации социальных групп, охарактеризуйте различия между расой и племенем.
2. Приведите примеры ценностей, вокруг которых объединяются сословия.
Рис. 3
1. Техника «Аквариум»
Вопросы для обсуждения;
Какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Почему и каким образом происходят структурные изменения в обществе, которые мы называем «социальными революциями»?
Как они связаны с поведением социальных групп?
Все ли группы в этом процессе сходную роль?
Составьте «лист аргументов»
2. «Распаковка кластера»
Назовите группы со специфическим статусом.
Рис. 4
Рис. 5
4. Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Социальная структура современного российского общества
Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.
. Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также. «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой. К нему относятся элитные. группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним. Пока этот слой слишком малочислен. Это мелкие предприниматели. менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные. специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус. интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.
Вопросы и задания к тексту:
На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.
Опираясь на данный фрагмент, расскажите о социальном положении трех-четырех поколений вашей семьи – определите его, проследите изменения
Творческое задание:
К какой социальной группе вы относите себя и свою семью?
Домашнее задание
Проанализируйте данное высказывание и напишите эссе, высказав свою точку зрения : « Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением . Р.Дарендорф »