Говорят что вы в притонах по ночам поете танго
Александр Вертинский. Жёлтый ангел.
В вечерних ресторанах,
В парижских балаганах,
В дешёвом электрическом раю,
Всю ночь ломаю руки
От ярости и муки
И людям что-то жалобно пою.
Звенят, гудят джаз-банды,
И злые обезьяны
Мне скалят искалеченные рты.
А я, кривой и пьяный,
Зову их в океаны
И сыплю им в шампанское цветы.
А когда наступит утро, я бреду бульваром сонным,
Где в испуге даже дети убегают от меня.
Я усталый, старый клоун, я машу мечом картонным,
И в лучах моей короны умирает светоч дня.
Звенят, гудят джаз-банды,
Танцуют обезьяны
И бешенно встречают Рождество.
А я, кривой и пьяный,
Заснул у фортепьяно
Под этот дикий гул и торжество.
На башне бьют куранты,
Уходят музыканты,
И ёлка догорела до конца.
Лакеи тушат свечи,
Давно замолкли речи,
И я уж не могу поднять лица.
И тогда с потухшей ёлки тихо спрыгнул жёлтый Ангел
И сказал:»Маэстро, бедный, Вы устали, Вы больны.
Говорят, что Вы в притонах по ночам поёте танго?
Даже в нашем добром небе были все удивлены».
И закрыв лицо руками я внимал жестокой речи.
Утирая фраком слёзы, слёзы боли и стыда.
А высоко в синем небе догорали Божьи свечи.
И печальный жёлтый Ангел тихо таял без следа
Говорят что вы в притонах по ночам поете танго
И в хаосе этого страшного мира,
Под бешеный вихрь огня
Проносится огромный, истрепанный том Шекспира
И только маленький томик — меня…
Femme raffinee («Рафинированная» женщина)
Piccolo bambino (Маленький мальчик)
В синем и далеком океане
В степи молдаванской
«В этой жизни ничего не водится…»
Девочка с капризами
«И в хаосе этого страшного мира…»
«Каждый тонет — как желает…»
«Как жаль, что с годами уходит…»
«Какой ценой Вы победили…»
«Любовью болеют все на свете…»
Мадам, уже падают листья
«Пей, моя девочка, пей, моя милая…»
Песенка о моей жене
«По золотым степям, по голубым дорогам…»
«Сквозь чащу пошлости, дрожа от отвращенья…»
То, что я должен сказать
«У моих дочурок много есть игрушек…»
«Хорошо в этой „собственной“ даче…»
«Хорошо в этой маленькой даче…»
Я сегодня смеюсь над собой
«Я всегда был за тех, кому горше и хуже…»
Разве можно от женщины требовать многого?
Вы так мило танцуете, в Вас есть шик.
А от Вас и не ждут поведения строгого,
Никому не мешает Вас муж-старик.
Только не надо играть в загадочность
И делать из жизни «le vin triste».
Это тоже кокетливый фиговый лист.
Вы, несомненно, с большими данными
Три — четыре банкротства — приличный стаж.
Вас воспитали чуть-чуть по-странному,
Я б сказал, европейски — фокстрот и пляж!
Я Вас так понимаю, я так Вам сочувствую,
Я готов разорваться на сто частей.
Восемнадцатый раз я спокойно присутствую
При одной из обычных для Вас «смертей».
Я давно уже выучил все завещание
И могу повторить Вам в любой момент:
Фокстерьера Люлю отослать в Испанию,
Где живет Ваш любовник… один… студент.
Ваши шляпки и платья раздать учащимся.
А «dessous» сдать в музей прикладных искусств.
А потом я и муж, мы вдвоем потащимся
Покупать Вам на гроб сирени куст.
Разве можно от женщины требовать многого?
Там, где глупость божественна, ум — ничто!
Вечерело. Пели вьюги.
Провожали две подруги,
Две подруги — акробатки.
Шел и клоун. Плакал клоун,
Закрывал лицо перчаткой.
Он был другом Магдалины,
Только другом, не мужчиной,
Чистил ей трико бензином.
И смеялась Магдалина:
«Ну какой же ты мужчина?
Ты чудак, ты пахнешь псиной!»
Бедный piccolo bambino…
На кладбище снег был чище,
Вот зарыли Магдалину,
И ушли от смерти снова…
Вечерело. Город ник.
В темной сумеречной тени.
Поднял клоун воротник
И, упавши на колени,
Вдруг завыл в тоске звериной.
Он любил… Он был мужчиной,
Он не знал, что даже розы
От мороза пахнут псиной.
Бедный piccolo bambino!
Ах, вчера умерла моя девочка бедная,
Моя кукла балетная в рваном трико.
В керосиновом солнце закружилась, победная,
Точно бабочка бледная, — так смешно и легко!
Девятнадцать шутов с куплетистами
Отпевали невесту мою.
В куполах солнца луч расцветал аметистами.
Я не плачу! Ты видишь? Я тоже пою!
Я крещу твою ножку упрямую,
Я крещу твой атласный башмак.
И тебя, и не ту и ту самую,
И за гипсовой маской, спокойной и строгою,
Буду прятать тоску о твоих фуэте,
О полете шифонном… и многое, многое,
Что не знает никто. Даже братья Патэ!
Упокой меня. Господи, скомороха смешного,
Хоть в аду упокой, только дай мне забыть, что болит!
Высоко в куполах трепетало последнее слово
«Аллилуйя» — лиловая птица смертельных молитв.
В пыльный маленький город, где Вы жили ребенком,
Из Парижа весной к Вам пришел туалет.
В этом платье печальном Вы казались Орленком,
Бледным маленьким герцогом сказочных лет…
В этом городе сонном Вы вечно мечтали
О балах, о пажах, вереницах карет
И о том, как ночами в горящем Версале
С мертвым принцем танцуете Вы менуэт…
В этом городе сонном балов не бывало,
Даже не было просто приличных карет.
Шли года. Вы поблекли, и платье увяло,
Ваше дивное платье «Мэзон Лавалетт».
Но однажды сбылися мечты сумасшедшие.
Платье было надето. Фиалки цвели.
И какие-то люди, за Вами пришедшие,
В катафалке по городу Вас повезли.
На слепых лошадях колыхались плюмажики,
Старый попик любезно кадилом махал…
Так весной в бутафорском смешном экипажике
Вы поехали к Богу на бал.
Вы похожи на куклу в этом платьице аленьком,
Зачесанная по-детски и по-смешному.
И мне странно, что Вы, такая маленькая,
Принесли столько муки мне, такому большому.
Истерически злая, подчеркнуто пошлая,
За публичною стойкой — всегда в распродаже.
Говорят что вы в притонах по ночам поете танго
ЖЕЛТЫЙ АНГЕЛ
Слова и музыка Александра Вертинского
В вечерних ресторанах,
В парижских балаганах,
В дешевом электрическом раю
Всю ночь ломаю руки
От ярости и скуки
И людям что-то жалобно пою.
Звенят, гудят джаз-баны,
И злые обезьяны
Мне скалят искалеченные рты.
А я, кривой и пьяный,
Зову их в океаны
И сыплю им в шампанское цветы.
А когда настанет утро, я бреду бульваром сонным,
Где в испуге даже дети убегают от меня.
Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным,
И в лучах моей короны умирает светоч дня.
Звенят, гудят джаз-баны,
Танцуют обезьяны
И бешено встречают Рождество.
А я, кривой и пьяный,
Заснул у фортепьяно
Под этот дикий гул и торжество.
На башне бьют куранты,
Уходят музыканты,
И елка догорела до конца.
Лакеи тушат свечи,
Давно замолкли речи,
И я уж не могу поднять лица.
И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый Ангел
И сказал: «Маэстро бедный, вы устали, вы больны.
Говорят, что вы в притонах по ночам поете танго,
Даже в нашем добром небе были все удивлены».
И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи,
Утирая фраком слезы, слезы боли и стыда.
А высоко в синем небе догорали божьи свечи,
И печальный желтый Ангел тихо таял без следа.
Савченко Б. А. Кумиры забытой эстрады. – М.: Знание, 1992, стр. 39-40.
Песни и романсы А. Вертинского. Песенник. Сост. и обработка В. Моделя. Л., «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1991.
Александр Вертинский: прощание с Пьеро
Желтый ангел
В вечерних ресторанах,
В парижских балаганах,
В дешевом электрическом раю,
Всю ночь ломаю руки
И людям что-то жалобно пою.
Звенят, гудят джаз-банды,
Мне скалят искалеченные рты.
А я, кривой и пьяный,
И сыплю им в шампанское цветы.
А когда наступит утро, я бреду бульваром сонным,
Где в испуге даже дети убегают от меня.
Я усталый, старый клоун, я машу мечом картонным,
И в лучах моей короны умирает светоч дня.
Звенят, гудят джаз-банды,
И бешено встречают Рождество.
А я, кривой и пьяный,
Заснул у фортепьяно
Под этот дикий гул и торжество.
На башне бьют куранты,
И елка догорела до конца.
Давно замолкли речи,
И я уж не могу поднять лица.
И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый Ангел
И сказал: «Маэстро бедный, Вы устали, Вы больны.
Говорят, что Вы в притонах по ночам поете танго.
Даже в нашем добром небе были все удивлены».
И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи,
Утирая фраком слезы, слезы боли и стыда.
А высоко в синем небе догорали божьи свечи
И печальный желтый Ангел тихо таял без следа.
Чем это интересно
В современном восприятии Александр Вертинский ассоциируется, как правило, с образом эстрадного артиста. Однако это не вполне справедливо: Вертинский – прежде всего автор текстов, а уже потом – исполнитель. Подтверждение – в его автохарактеристике: «Я не могу причислить себя к артистической среде, а скорее к литературной богеме. К своему творчеству я подхожу не с точки зрения артиста, а с точки зрения поэта, меня привлекает не только исполнение, а подыскание соответствующих слов, которые зазвучат на мой собственный мотив».
Для начала надо попробовать ответить на вопрос: чем Вертинский «подкупил» публику? почему стал настолько известен (причем не только на родине, но и за рубежом)? Думается, этому есть несколько объяснений. Во-первых, это скрупулезная работа с мелодикой, звуковым рядом: все-таки текст для Вертинского первичен, а музыка лишь подчеркивает напевность и ритмы его поэзии. Во-вторых, переосмысление жанра: романсы зрителю порядком надоели, а поэт в своих композициях делал акцент не на типичных романсовых сюжетах, а на личной истории, широком диапазоне тем в авторской интерпретации. Иными словами, он «ликвидировал» романсовые клише и наполнил жанр новым содержанием. Неспроста в литературоведении существует целый ряд жанровых определений для произведений Вертинского: «медальон» («не поэма, не баллада», а «маленькое стихотворение»), «романсы-картинки», «песенки настроений» и др.
Из последнего логично вытекает третья причина – умение работать на широкую публику, при этом не потворствуя требованиям толпы, а воспитывая ее вкус. Похожая тенденция прослеживалась и в раннем творчестве Игоря Северянина – одного из любимых поэтов Вертинского. Возможно, сюжеты его романсов незатейливы, однако подход к их оформлению соответствует высоким требованиям поэтического мастерства.
Стихотворение «Желтый ангел» относится к периоду эмиграции. По мнению исследователей, этот этап можно считать расцветом творчества Вертинского. Тематика его лирики обновляется: появляется мотив тоски, ностальгии по Родине, а также автобиографические мотивы, связанные с переосмыслением творческого пути. В «Желтом ангеле» довольно прямо обозначена необходимость перемен: Пьеро уже стар и измучен, с этим образом пора попрощаться. Как, впрочем, и с традиционными для поэтики Вертинского темами: «А я, кривой и пьяный, / Зову их в океаны / И сыплю им в шампанское цветы».
Тем не менее речь в стихотворении идет лишь о ранней лирике. Известно, что за рубежом Вертинского ценили не только за амплуа Пьеро и мастерское воплощение эстетики декаданса. Творчество конца 1920-х – 1930-х годов также высоко ценилось публикой. Так что, возможно, Вертинский несколько гиперболизирует образ больного маэстро, вынужденного выступать в балаганах – ведь «лучи короны» до сих пор сияют.
Справка об авторе
Александр Николаевич Вертинский родился 9 (21) марта 1889 года в Киеве. Он рано лишился родителей и воспитывался одной из сестер матери. Уже в гимназические годы активно интересовался театром, играл в любительских спектаклях.
Первичным для Вертинского всегда было не сценическое, а поэтическое искусство. В Киеве он был членом литературного собрания Софьи Зелинской, в чьем доме собирались Михаил Кузмин, Марк Шагал, Казимир Малевич и др. Юный поэт пытается заявить о себе: пишет рецензии на выступления известных артистов, печатает в местных газетах свои рассказы. Однако «локальной» славы ему было недостаточно, поэтому в 1913 году он переезжает в Москву.
Поначалу Вертинский играл в небольших театральных студиях, а затем – в Театре миниатюр. Его режиссерским дебютом стала постановка пьесы Александра Блока «Балаганчик». Блок оказал на Вертинского, как и на многих других поэтов той эпохи, сильное влияние – это заметно по тем образам, которые впоследствии примеривал на себя артист. Его также вдохновляли «поэзоконцерты» Игоря Северянина, стихи Маяковского. В этом же году Вертинский играет свою первую небольшую роль в немом кино (экранизация романа Ивана Гончарова «Обрыв»).
После начала Первой мировой войны отправляется на фронт санитаром, но после ранения вынужден вернуться в Москву. После возвращения на Вертинского наконец-то обрушивается долгожданная слава: с 1915 года он начинает выступать на эстраде, и его номера пользуются огромной популярностью не только среди широкой аудитории, но и среди представителей богемы, критиков. Большую часть стихотворений для своих композиций Вертинский пишет сам: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Я сегодня смеюсь над собой» и т.д. К этому же периоду относится появление одного из самых запоминающихся образов Вертинского – Пьеро. Со временем артист переосмысляет образ этого героя дель-арте и создает черного Пьеро, отказавшегося от былой наивности и оттого ставшего «ироничнее и язвительнее прежнего».
В 1917 году, после Революции, Вертинский уезжает на гастроли, которые продлятся до 1920 года. Последним городом его маршрута стал Севастополь – и именно оттуда поэт эмигрирует в Константинополь, затем – в Германию, Францию. В эмиграции Вертинский активно гастролирует, выпускает сборники стихов, знакомится с известными людьми, среди которых были даже монаршие особы. К этому периоду творчества относятся композиции, которые не уступают (а возможно, даже в чем-то превосходят) ранним: «Испано-Сюиза», «Танго «Магнолия»», «Оловянное сердце» и др. Поэт постоянно переезжает: в разные годы жил в США, Китае. Однако в 1943 году, после долгих переговоров с правительством СССР наконец-то возвращается на Родину. Во время Великой отечественной войны выступает на фронте с патриотическими песнями.
После войны основной деятельностью Вертинского вновь стали гастроли. В отличие от западных стран, в СССР он смог исполнять лишь часть своего репертуара. Изредка снимается в кино. По выражению поэта, у него «нет ничего, кроме мирового имени». И тем не менее в Советском Союзе о былой славе сохранились лишь воспоминания.
Александр Вертинский умер 21 мая 1957 года, после концерта. Причиной стала острая сердечная недостаточность.
Андрей Макаревич Желтый ангел
Другие песни
Krolik.biz — музыкальный портал, который представляет собой огромную медиатеку, где можно слушать и качать музыку в формате mp3. На нашем ресурсе легко найти музыкальные произведения различных жанров и тематической направленности, включая драйвовый рок, изысканный джаз, мелодичное ретро, легкую классику и много чего другого! Все сборники и отдельные треки тщательно рассортированы по категориям, благодаря чему их поиск осуществляется максимально быстро. Отдельно в меню Вы сможете найти самые «горячие» музыкальные новинки и рейтинг топ-100 наиболее популярных композиций.
Поиск музыки
Чтобы найти и послушать или скачать музыку достаточно использовать поисковый фильтр. В этот фильтр можно ввести имя или псевдоним исполнителя, группы, а также название композиции, причем, как на русском, так и на английском языке.
Также можно использовать поиск музыки по жанру. Это не менее эффективный и удобный способ поиска необходимого музыкального материала.
Понравившиеся композиции можно добавить в плейлист, создав собственную музыкальную коллекцию.
Прослушивание музыки
На нашем ресурсе у Вас будет доступ к абсолютно любому музыкальному материалу всевозможных жанров и направлений. У нас можно слушать музыку онлайн бесплатно и без регистрации. Вам достаточно выбрать интересующую Вас песню и запустить ее через встроенный плеер.
В отличие от других ресурсов мы не ставим ограничения на прослушивание музыки и не предлагаем скачивать дополнительные программы на ПК. Также Вы не столкнетесь с необходимостью отправлять какие-либо смс или вводить многочисленные капчи.
Скачивание музыки
У нас Вы сможете скачать музыку бесплатно и без регистрации в неограниченном количестве — это может быть несколько треков любимого исполнителя.
Музыка на нашем портале представлена в формате mp3 — наиболее популярном и широко применимом для оценочного ознакомления формате хранения и передачи информации в цифровой форме. Данный формат поддерживается всеми ОС и современными моделями аудио- и DVD-плееров.
Согласно законодательству РФ весь музыкальный материал, представленный на этом ресурсе, предназначен только для персонального использования в ознакомительных целях. Права на упомянутые музыкальные файлы принадлежат их владельцам. После прослушивания загруженного аудиофайла Вы должны удалить его, либо же, приобрести лицензионный компакт-диск. В противном случае Вы нарушите закон об интеллектуальной собственности.