Граффити кленовый лист что значит
КОСТЯ АВГУСТ
КОСТЯ АВГУСТ
Костя Август (Kostya August) — художник граффити из Москвы с 20-летним опытом работы. Август занимается росписью стен, созданием картин и холстов, чтением лекций и показом мастер-классов.
Начиная с 1998 года, в поисках авторского стиля Костя Август прошел путь от классического бомбинга, рисования шрифтов, персонажей до изображения узнаваемых всеми желтых листьев. Это основной элемент, который принес ему наибольшую известность. Листья символизируют осень, любимое время года.
Кто рисует желтые листы на улице?
Художник создал своё собственное направление в искусстве «Ощущение пространства / Sense of space». Листы, нарисованные на улице, это не просто отдельные изображения. Разрозненные листочки являются составной частью цельной работы «Присутствие в пространстве», которое он хочет передать другим людям, увидевших их.
Костя Август
На сегодняшний день Костя Август является одним из востребованных уличных художников. Его работы выставляются в галереях и экспозициях, частных коллекциях и музеях разных стран. Костя много путешествует по миру в поисках новых образов, экспериментирует с техниками, развивает и совершенствует свой фирменный стиль.
Эффект присутствия: кто оставил загадочные рисунки кленового листа на зданиях Еревана?
ЕРЕВАН, 19 янв — Sputnik, Нана Мартиросян. На протяжении уже нескольких месяцев я встречаю здесь и там в Ереване изображения желтых, очень похожих на кленовые, листьев. Каждый раз, проходя мимо, невольно задумывалась над тем, кто же их рисует. После долгих попыток разыскать художника стало ясно – листья интересуют не только меня, но и многих жителей Еревана.
A post shared by Kostya August / Костя Август (@kostyaaugust) on Oct 21, 2018 at 12:40am PDT
Как оказалось, их автором является граффити-райтер и путешественник Костя Август. Он побывал в Армении в октябре и был впечатлен природой вокруг озера Севан, горными пейзажами, кухней и доброжелательностью местных жителей. Как и в других 22 странах, в Армении также он оставил напоминающий о нем след.
«Я открываю карту мира и смотрю, где еще не бывал и куда интересно бы поехать. Только на месте становится понятно, где возможно будет рисовать. Каждый лист сам по себе ничего не значит, а вот все вместе должны создавать эффект моего присутствия. Ты идешь, встречаешь новый лист, и если ты его уже знаешь, то он тебе как старый друг. Ты где-то его уже видел. И с каждым новым листиком ты начинаешь представлять, как художник его рисовал в этом месте, как передвигался по городу, залезал на крышу, чтобы нарисовать и т.д.», – рассказал он корреспонденту Sputnik Армения.
Костя начал заниматься классическим граффити в 1998 году. В основном рисовал шрифты (надписи), на которые большинство людей не особо обращало внимания. Идея рисовать именно листья возникла в 2005 году. Он ехал в трамвае через парк, и поскольку его псевдоним Август (от месяца его рождения), то лист показался идеальным логотипом. С выбором цвета все было проще – ему гораздо сильнее нравится желтый, чем зеленый. Хотя иногда если в какой-то стране проблематично купить желтый цвет, он рисует зелёным или бежевыми. Проблемы бывают не только с красками, но и с правоохранителями: приблизительно раз в год его задерживает полиция той или иной страны.
«Неделю назад это произошло в Мексике, я недолго пробыл в наручниках: после того как дал взятку, меня отпустили. Летом со мною приключилась и другая интересная история. Лез через чердак на крышу, когда на меня вдруг напали голуби. Я привык, что они боятся людей, и даже не думал, что такое возможно. Но чердак — это их территория. Они налетали на голову, бросались под ноги, а я отмахивался. Одному голубю даже удалось когтями или клювом расцарапать мне ногу. Я потом немного переживал — не занёс ли он инфекцию», – сказал Костя.
Ему часто присылают трогательные истории ребята, которые встречают изображения листьев в разных городах. Есть и такие, кто рассказывает, что встречали рисунки на пути в школу, а теперь видят их уже по дороге на работу. Потом отправляются в путешествие и встречают листья в совсем неожиданных местах, и для них эти изображения становятся тайными символами, с особым смыслом.
A post shared by Kostya August / Костя Август (@kostyaaugust) on Oct 16, 2018 at 12:57am PDT
Художнику запомнилась история девушки, которая ездила на дачу на электричке и много лет видела изображение листика из окна вагона, а потом сделала татуировку с таким изображением на ноге.
A post shared by Kostya August / Костя Август (@kostyaaugust) on Oct 13, 2018 at 2:26am PDT
В странах, где и без него все разрисовано, никого изображениями листьев не удивишь, и местные редко интересуются художником. Никто не задается вопросом, кто и зачем все это рисует. В основном спрашивают только коллеги или граффити-хантеры, которые фотографируют и документируют рисунки. А в странах, где не так развито искусство граффити, каждый новый листик вызывает большой интерес, как это случилось в Армении.
A post shared by Kostya August / Костя Август (@kostyaaugust) on Oct 13, 2018 at 6:53pm PDT
Граффити как стиль жизни.
Костя Август
Уличное искусство с момента своего появления стало объектом нападок и непонимания со стороны властей и общества. Одни считали рисование на фасадах домов неприемлемым и диким, другие равнодушно сосуществовали с ним, третьи же и были творцами.
Со многими из уличных художников мы все знакомы давно. Каждый внимательный житель не раз обращал внимание на повторяющиеся в разных уголках столицы рисунки и надписи. Примелькавшиеся желтые листочки, например, сами представили своего автора: Костя Август.
Корреспондент Artifex Хельга Щетинина встретилась с художником, чтобы поговорить о его творческом становлении и стрит-арте.
Artifex: Что послужило для тебя мотивацией к рисованию на стенах?
Повлияли путешествия за границу с родителями. В Европе я видел множество рисунков и тэгов. Особенно я уважал тех, кто в том или ином городе встречался на каждом углу. И, наверное, моей настоящей мотивацией тогда стала идея, что за счёт граффити я подниму себе самооценку и получу признание, если так же буду рисовать в Москве на каждом углу. Сейчас я хорошо понимаю и могу сформулировать этот мотив, но тогда, в 1998 – 2000, рисование на улице мне казалось каким-то своеобразным таинством. Я нашёл что-то выделяющее и возвышающее меня над другими людьми. Мне нравилось, когда одноклассники говорили, что видели мои надписи. Нравилось приезжать в магазин на Тимирязевской за краской, где, оказывается, почти все встречаемые там граффитчики были знакомы с моими художествами. Это придавало мне стимул рисовать ещё больше. Но если дело было бы только в признании через граффити, то сегодня я точно занимался бы чем-нибудь другим.
Artifex: У тебя, как и у многих известных райтеров, есть отличительный знак — кленовый лист, который ты добавил к своей подписи August. Почему ты выбрал именно такой символ для себя?
Самый честный ответ, наверное: «Не знаю, так вышло». Но я помню, как это было. В мае 2005 года я ехал в трамвае и думал о том, как этим летом проведу несколько месяцев на юге. Представлял, как найду тупик с поездом, где можно будет рисовать днём. И если в этом месте будет достаточно опасно, то можно сделать что-то простое. Я задумался о картинке, которая будет относиться к моему имени. В это время мы проезжали парк. За окном отовсюду торчали ветки, и я решил взять лист за основу. Я испробовал разные формы, но быстро пришёл к той, которая осталась и по сей день. Мне показалось, что имя «Август» идеально сочетается с таким логотипом. Многие считают, что лист кленовый. Но это не так. Я не знаю, есть ли у растений идентичные формы, но отдалённо он напоминает виноградный. Возможно, на меня повлияла работа на виноградниках.
Artifex: На твоих рисунках виден отточенный стиль, по которому тебя и узнают. Было ли это чьё-то влияние, или же твой стиль — компиляция, собранная за годы райтерства?
Технику я считаю полностью своей, сложившейся за годы. У меня было много ошибок: например, первые шрифты я сначала контурил, а потом заливал. Но, поняв, что так запыляется контур, стал делать наоборот. Говоря о каких-то идеях и формах – конечно, я воровал из чужих рисунков, но моему Эго обязательно важно было трансформировать это во что-то своё.
Artifex: Ты всегда работал один или есть опыт работы в команде?
Для меня в первую очередь важно доверие и активность участников. Я был в нескольких командах. Первые коллективы нет смысла даже называть, они просуществовали недолго, и толком ничего путного из них не вышло. В 2008 году я пришёл в INFLUX. Некоторое время мы много рисовали вместе, но довольно скоро наши дороги разошлись. В 2009 году мы с другом создали команду SLUT. Мы быстро себя зарекомендовали и в общем архиве имеем большое количество стен и поездов. На сегодня как командный игрок я не активен. В последние года два наши взгляды начали расходиться: например, я перестал рисовать на поездах и скептически стал относиться к классическим шрифтам, но мы продолжаем общаться и временами все же рисуем вместе.
Artifex: Какие видишь преимущества в командной работе?
Безусловно, команда многое может дать, она может даже стать второй семьёй. Если брать только рисование, то тут много преимуществ. У группы людей всегда больше идей. Вместе можно быстрее нарисовать. Кто-нибудь может постоять на карауле или поснимать. Команда общается с большим количеством людей и нарисует суммарно больше, чем один человек. У участников может быть разный взгляд и разносторонний подход, разная техника. Всё это отлично дополняет друг друга.
Artifex: Некоторые твои рисунки имеют политический намёк: вскрывают двуличность общественности и обнажают непристойные стороны государства. Почему для тебя это так важно?
Наверное, потому что я с этим сталкиваюсь ежедневно. Например, в квитанции за квартиру каждый месяц теперь почти 1000 руб. уходит в счёт капитального ремонта. В моём доме 216 квартир, то есть за год можно собрать около 2,5 миллиона с дома. Имея такую сумму, вполне можно было бы выложить все подъезды гранитом. Но на деле у меня обычный подъезд с запахом от мусоропровода, пустыми бутылками на этажах и ремонтом многолетней давности. И бесит меня то, что я обязан отдавать эту тысячу в месяц.
И, знаете, я прекрасно понимаю, в какой стране я живу, и как у нас всё происходит. Рисунки мало что изменят, но через них выходят мои чувства. Поэтому на социальные темы рисунки простые, в основном двухцветные, мне просто важна их идея.
Artifex: Любое дело для создателя несёт какую-то важность, некий сакральный смысл. Что считаешь особенно ценным в своём деле?
Есть один очень-очень важный момент для меня, который остался с детства. Так как я уличный художник, для меня важно ощущение того, что я есть в том или ином месте благодаря рисункам, которые там оставил. Это именно чувство, чувство присутствия.
И, конечно, я очень ценю время, проведённое в городе ночью. Лучше всего быть одному: мало машин, почти нет людей, чувство спокойствия и свободы. Этого нет днём, при свете и суете всё довольно поверхностно, всё время что-то отвлекает. Только ночью можно почувствовать настоящую глубину и суть.
Artifex: Как можешь охарактеризовать развитие граффити-культуры в Москве и России в целом?
Если говорить о Москве и представить себя сторонним наблюдателем, то можно подумать, что граффити практически нет. Только зайдя в какой-нибудь глухой двор, можно найти рисунки. Или прокатившись по железной дороге, но даже там с ними достаточно активно стараются бороться. В последние годы всё очень быстро закрашивают. Несколько лет назад такого не было. При этом рисующих огромное количество, и их появляется всё больше. Есть достаточно молодые художники с интересными идеями. Ещё важный пункт: с того момента, как я начал рисовать, два поколения художников точно сменилось, а это значит, что у московской граффити-культуры есть уже своя сложившаяся история. Кстати, как и во многих крупных городах России. Если говорить о развитии страны в целом, то по уровню мы догоняем страны, в которые граффити пришло на много-много лет раньше.
Artifex: Как ты считаешь, что способствует этому развитию, или что могло бы способствовать?
Artifex: Берлин для тебя является топовым городом по развитию культуры стрит-арта. Почему именно он?
Я бы так не сказал. Когда только начинал рисовать, и появился интернет, как-то так сложилось, что я стал интересоваться именно Берлином. Я знал несколько сайтов с огромным количеством поездов и стен оттуда, и мне они очень нравились. Ещё нравился Париж: на это повлияло то, что сестра моего друга уехала жить во Францию, и мне перепадали оттуда печатные граффити-издания. У этих городов есть собственные стили.
Помню, как я покупал первую кассету с граффити-видео. Это было наискучнейшее видео FX-crew: известные американцы рисуют на легальных стенках вымученные продакшены с вайлдами (стиль граффити — прим. редакции) и о чём-то болтают. У меня до сих пор есть ощущение, что в Америке только считанные единицы художников как-то прогрессируют. Остальные погасли, оставшись на уровне вайлдов на товарняках, продакшенах с теми же вайлдами и с бесконечным количеством флопов (также стиль граффити), в которых формы букв одни на всех. Увидев европейские стили, я посчитал, что будущее за ними.
Сегодня в каждой развитой стране из общей массы уличных художников можно выделить лишь небольшой процент по-настоящему интересных, придумывающих что-то новое, развивающихся. Остальные делают пародии на других или просто создают массовость граффити в городе. Не скажу, что мне не нравится визуально, но с точки зрения развития я считаю это тупиковым путём. Исходя из этого, у меня нет топового города, но есть художники, которые нравятся.
Artifex: Посещали когда-нибудь мысли уехать из страны на время или вообще на ПМЖ?
Я терпеть не могу зиму, в прошлом году уезжал на 4 месяца в Азию и остался в восторге. В этом году собираюсь опять, и с удовольствием делал бы так каждый год. Говоря о ПМЖ: не знаю, всё равно я бы хотел находиться какое-то время в России. Мне есть чем заниматься здесь, у меня живут тут родные. Но я мечтаю иметь ещё какое-нибудь жильё в тёплых краях. Родители с детства говорили, что в России может в любой момент произойти всё что угодно. Я подрос и стал полностью согласен: нужно быть готовым и к тому, что может понадобиться срочно уезжать. И лучше, чтоб было куда.
Artifex: Очевидно, что стрит-арт стал твоим делом жизни, хотя у тебя было множество различных увлечений. Что-нибудь ещё осталось в списке хобби на настоящий момент?
Мне нравится путешествовать, но это плотно сопряжено с рисованием, назвать это отдельным хобби было бы нечестно. Есть вещи, которые просто доставляют удовольствие: чтение, езда на машине, пешие прогулки.
Artifex: Поведай о планах на ближайшее время.
Уехать в Азию на зиму. На ближайшее время у меня нет в планах каких-то конкретных мероприятий, поэтому за зиму будет время поискать события, в которых интересно было бы принять участие в следующем году. Есть несколько идей по самореализации, но о них не хотел бы пока говорить.
Artifex: Что способно заставить тебя улыбаться, когда грустно?
Жена умеет рассмешить и смешные картинки из пабликов.
Artifex: Костя, спасибо огромное за интересное интеревью!
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.
Уличное искусство, или Искусство на улице
Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.
Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «Kilroy was here», «Bird lives» и «L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «сотрудничать» с культурой хип-хопа.
Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.
Виды граффити
Writing — «это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.
Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.
Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.
Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «холстами».
Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.
Стили граффити
Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.
Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.
Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.
Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.
3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.
Творить по кодексу
Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.
Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.
Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.
Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.
А как ты сам относишься к граффити?