Графическая работа по русскому языку что это
Что являет собой графика? Как она выражается в русском языке?
Содержание:
Графика — система начертаний для передачи устной речи на письме.
Язык, существовавший в устной форме, получил свойства хранения, обработки и передачи информации с возникновением письменности. Письменная форма языка с помощью передачи звуков через буквы формирует понятие языковой нормы.
Что такое графика в русском языке?
Графика в русском языке представлена измененными начертаниями букв старославянского алфавита, называемого кириллицей. Братья Кирилл и Мефодий для создания азбуки использовали греческие написания и некоторые другие алфавиты, в частности древнееврейский.
Звуковая сторона русской речи богаче, чем ее буквенное отражение. Поэтому многие буквы многозначны, то есть обозначают в разных условиях неодинаковые звуки, например, буква С: сделать [З], сесть — [С`], стол —[С].
Русская графика основана на слоговом принципе — единицей отражения звучащей речи является слог (силлабема). Вместо специальных символов, обозначающих мягкость, например, используются уже существующие буквы И, Е, Ю, Я — это делает кириллическое письмо экономнее.
Что представляет собой данный раздел языкознания? Что он устанавливает?
Графика — это в русском языке еще и раздел лингвистики, объект которого — соотношение букв и фонем. Данный раздел определяет общие правила употребления всех букв алфавита.
Единица письма — графема. Она не тождественна букве. С одной стороны, в составе единицы письма может быть несколько букв, как, например, в английском дифтонге. С другой — существует понятие нулевой графемы, в случае, например, отсутствия обозначения твердого согласного в противовес мягкому.
Кроме того, есть небуквенные графемы: пунктуационные знаки, пробелы между словами, цифры, дефис, апостроф, сокращения (т. д., mrs.), значок ударения.
Графика — это в русском языкознании структурирование алфавитных символов по соотношению с обозначаемыми фонемами:
Какие ее виды существуют? Узнайте интересующую вас информацию
Слоговой (или позиционный) принцип русской графики нивелирует недостаток второго принципа — фонематического. В русском языке фонемы преобладают над письменными знаками, благодаря позиционному принципу экономится буквенный ресурс:
Отступления от основного принципа могут быть двух видов:
Графический разбор
ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы, а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема — это звукотип, это общее, реально произносимый звук — частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами: ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].
Позиционный (его также называют слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.
Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.
Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:
Схема графического анализа слова
Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.
Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:
Образец графического анализа
3-4.
Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.
Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
Образец графического анализа:
Съёжиться
с – [с] – буква обозначает тот же звук,
ъ – [Ø] – буква не обозначает звука,
ё – [ĵо] – буква обозначает два звука,
ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,
и – [ы] – буква обозначает другой звук,
т – [ц] – буква обозначает другой звук,
ь – [Ø] – буква не обозначает звука,
с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),
а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.
В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.
В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:
1) буква с не смягчается перед йотом,
2) буква ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].
Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.
III и IV варианты отличаются лишь тем, что в III-ем не обозначена стрелками связь между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV-у варианту.
Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.
Использование графических диктантов на уроках русского языка
Использование графических диктантов на уроках русского языка
Елпанова М.В., учитель Майковской
ООШ – филиала МКОУ «Пивкинская СОШ» Щучанского района
Графические диктанты – диктанты с графическим изображением диктуемого.
Такой вид работы позволяет отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогает провести первичный контроль, закрепить учебный материал на практике, а также повторить ранее пройденный материал.
Быстрота проверки (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем)
Развитие интереса у обучающихся
В зависимости от графического изображения такие диктанты делятся на буквенные, цифровые, диктанты с графическим обозначением.
Буквенный диктант (с «буквенным кодом»). Материал для него выбирается на один вид орфограммы (Например: правописание приставок пре- и при-).
Каждому слову присваивается порядковый номер.
Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают не слова целиком, а только нужные в них буквы.
В результате получается определённый буквенный код, который легко и быстро проверить.
1. присесть 2. пришкольный 3. прервать 4. премилый 5. прибежать 6. привязать 7. привезти
Вариант 2. На доске учитель запишет условные графические обозначения: какой буквой обозначается конкретное языковое явление.
Например. Определите разряд продиктованных имен прилагательных, обозначив каждое из них определенной буквой: качественное – К, относительное – О, притяжательное – П.
1. загадочный, 2. обеденный, 3. девичий, 4. летний, 5. щучий, 6. медленный, 7. отцовский и т.д.
КЛЮЧ К О П О П К П
Цифровой диктант (с «цифровым кодом»)
Методика проведения цифрового диктанта
Каждому слову (словосочетанию, предложению) присваивается порядковый номер.
Учитель диктует слова, а обучающиеся записывают в нужные строки (графы) только цифры.
В результате получается определённый цифровой код, который легко и быстро проверить.
1. Дерево узнаётся по плодам.
2. У неуживчивого человека не бывает друзей.
3. От разговоров о воде мельница не заработает.
4. Торопливым людям не хватает мудрости.
5. Под лежачий камень вода не течёт.
Диктанты с графическим обозначением (схемы, условные обозначения)
1. Графический диктант – «Волна».
Учащиеся рисуют «верхнюю волну» или «нижнюю волну» в зависимости от выбора ответа (в данном случае орфограммы)
КЛЮЧ 1+ 2- 3- 4+ 5- 6+ 7+ 8+ 9- 10+ 11+
4. Диктант с использованием условных графических обозначений (схем) .
1. Обычно диктуется не связный текст, а отдельные предложения или словосочетания.
2. Материал прочитывается учителем дважды. При первом прочтении учащиеся, внимательно прослушав предложение, должны осознать его синтаксические или пунктуационные особенности.
3. При втором прочтении учащиеся вычерчивают его синтаксическую или пунктуационную схему. Задания по синтаксису и пунктуации могут быть многочисленны и разнообразны.
Например. Используя синтаксические схемы, покажите место придаточного предложения по отношению к главному.
1) Над нами чистое и удивительно прозрачное небо, какое бывает после первого снегопада. 2) Как только мы перевезли свое имущество, дождь перестал. 3) Вдруг надо мной что-то зашумело, будто невидимая птица задела крылом вершины деревьев. 4) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. 5) Луна, посеребренная лучами восходящего солнца, была такой ясной, точно она вымылась и приготовилась к празднику.
1) По всему водоему расходились ленивые волны и с тихим плеском лизали берег. 2) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык. 3) Ветер, становясь сильнее, быстрее катил к берегу темно-серые волны и вздымал их вверх. 4) Он зажег несколько свечей, и теперь можно было разглядеть комнату. 5) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы.
Т.к. у учащихся по-разному развиты восприятия (у одних преобладает слуховое, у других – зрительное), то слова не только диктую, но и даю возможность их увидеть, используя ММП.
Цифровой диктант представляет собой простой и удобный способ закрепления и контроля знаний обучающихся по той или иной теме.
Составить такой диктант может любой преподаватель, используя предлагаемую схему и имеющийся дидактический материал. К работе как по составлению, так и проверке таких диктантов могут быть привлечены и сами учащиеся. Они делают это с удовольствием.
Этот вид работы можно использовать сколько угодно раз, он не надоедает обучающимся, делает занятие более динамичным и интересным.
Статья «Графика и орфография»
Понятие о графике. Графика и орфография.
Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи.
Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело разные формы и виды, и по-разному соотносилось со звуковым языком.
Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, то есть письма рисунками. Это древнейший вид письменности. Его особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова – он выражает его смысл. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать. Например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви».
На следующем этапе развития письма – в идеографии (пространственная, цветовая и геометрическая символика) – рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак – иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (дорожные знаки как идеограммы: зигзаг – «поворот», крест – «перекресток», восклицательный знак – «осторожно!» и т. п.)
Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертанием и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков – букв.
Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической, так и орфографической системой языка.
Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.
В результате длительного развития письмо, постепенно приспосабливаясь к языковому строю, сложилось в определенную систему, функционирующую в виде графики и орфографии, которые находятся в тесном взаимодействии.
Для письменного обозначения недостаточно располагать одной графикой. Пользуясь только графической системой, пишущий может передать на письме звуковую оболочку, например, слово поход по-разному: « поход », « пахот », « похот ». Из этих четырех графических вариантов общепринятым, орфографически правильным, является только первый – поход.
Звуковая система всегда значительно сложнее графической системы (звуков речи значительно больше, чем букв в алфавите). Вследствие чего между первой и второй нет и не может быть полного соответствия. Между звуковой системой языка и графикой существуют своеобразные взаимоотношения, которые регулируются правилами, обязательными для всех, пользующихся письмом на данном языке.
Система правил о написании слов и их значимых частей. О слитных, раздельных и дефисных написаниях. Об употреблении прописных букв и переносе слов называется орфографией (греч. о rthos – прямой, правильный и grapho – пишу), или правописанием.
Практическая роль орфографии – служить средством письменного языкового общения – делает орфографию социально значимой.
Основной целью обучения орфографии в школе является вооружение учащихся твердыми навыками орфографически правильного письма, основывающимися на сознательном усвоении и применении на практике системы орфографических правил и на систематически проводимых разнообразных тренировочных упражнениях, имеющих целью автоматизацию навыков орфографически правильного письма.
Образование прочных правописных навыков – процесс длительный и сложный, не ограничивающийся каким-либо отдельным актом или усилием со стороны ученика или учителя, требует и значительного труда, и большого количества времени.
Таким образом, письмо зародилось в форме пиктографии (письмо рисунками), затем следует этап идеографии (пространственная, цветовая и геометрическая символика), и, в конечном итоге, письмо становится звуковым (фонография).
Письменная форма речи обусловлена как графической, так и орфографической системами языка. Графика представляет как бы инвентарь, которым пользуются при письме. Орфография регулирует средства графики при письменной передаче речи.
Основная цель обучения орфографии в школе – вооружение учащихся твердыми навыками орфографически правильного письма.
Конкина Ю. А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. 2004. № 7.
Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003.
Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13.
Черкасова Г.А. Русский сопоставительный ассоциативный словарь. – М.: ИЯз РАН, 2008.
Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов. Р-на-Д.: Феникс, 2002.
Статья. Графическое комментирование орфограмм
Графическое комментирование орфограмм
Из всего многообразия графических обозначений, которые употребляются при обучении русскому языку, непосредственно с изучением орфографии связан довольно небольшой набор. Условно делим его на две группы.
Первая состоит из унифицированных значков, с помощью которых любая орфограмма отмечается графически одинаково, без соотнесения условного обозначения с какими-либо правилом, например, читаешь, командир, рассеянный.
Такое подчеркивание указывает на присутствие в слове орфограммы. К этой же группе относится и обозначение паузы для обдумывания из диктанта с точкой. Суть его в том, что перед орфограммами ставят между буквами точку на уровне середины строки. Таким способом обеспечен орфографический комментарий, например, ра*ссматрива*еш*ь, *нескошеш*е*нные луга.
Вторая группа включает в себя такие обозначения, когда каждому грамматическому явлению предписан свой значок: приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Рас (приставка) – сказ (корень) – ыва (суффикс) – ешь (окончание)
Обе группы имеют свои цели, задачи, границы применения.
Задание: определить орфограмму
Пом*ирить поссорившихся, зам*ереть от восторга, примерять костюм.
Если нужно провести анализ, сравнение, сопоставление орфограмм, то используем дифференцирующий вид комментария:
По- мир(корень) – Ить поссорившихся, за- мер (клорень) – еть от восторга.
Для минимального количества наиболее распространенных для обозначения орфограмм ввести следует значки. Они должны отвечать трем основным требованиям. 1. Легко запоминаться. 2. Одному правилу – один значок. 3. Название орфограммы и знак должны быть похожи.
Ударные (значки придумаем сами).
Безударные гласные, проверяемые ударением (черточка в дуге – это ударение из проверочного слова):
водА – вОды, леснОй – лЕс.
Безударные гласные, не проверяемые ударением:
кАпИтан, в дерЕвне, вЕющего, вИдишь.
Упражнение: придумай значки и введи в задание
Выпадают затяжные осенние дожди, начала ласкать ребенка, объединились молодые столяры и маляры, справедливый директор, водяное охлаждение.
рАссказ – рОсказни, слАгаемое – слОжение.
Изучая эту орфограмму, мы сравниваем ее с предыдущим материалом, идет закрепление.
загОреть, загОрать, гОра, зОри, зАрево, зАря.
Расстилать постель, стилистический анализ, собираешься примерять костюм, разбирать предложение, медвежья берлога, расти, росток, роскошный цветок.
Беглые гласные (стрелка удобно подчеркивает особенность этого чередования
комсомолЕц – комсомольца, сОбрать – сбор, звоночЕк – звоночка.
Соединительные гласные: землЕтрясение, носОрог, водОпровод, сорОконожка.
Непроизносимые согласные (крестик +) – как бы подчеркиваем букву, которая не обозначает звук: серДце, соЛнце.
Нет непроизносимой согласной:
Пример упражнения со знаками: расставить знаки для обозначения.
Низкая березка, редкий тростник, на близком пастбище, участвовать в молотьбе, узкая скобка, интересные вырезки, безвкусная обстановка, робкий взгляд, раскланяться с присутствующими.
Син?ими, о развивающ?емся флаге, наш?его.
В вопросе, относящемся к глаголу, есть Ь или отсутствует: занимат?ся, интересует?ся.
Причинно-следственные связи указываем стрелкой
Рассказ, объявление, перекрашенный.
Примеры работы. Практикум. Диктант.
Мы выходим из палатки. Пора уже! Утренняя прохлада все еще бодрит, однако скоро красиво взойдет солнце. Потом сразу же везде потеплеет. Вот уже громко запели наши птицы: вскоре застучали и дятлы. Мы взяли топоры и пошли в лес, все выше и выше. Но только надо уже возвращаться, разводить костер, и готовить на завтрак еду.
Прохлада. Утреннее солнце еще не бодрит, но скоро оно взойдет выше. Везде потеплеет. На полянке прямо у палатки красиво запели птицы. Потом мы взяли наши топоры и сразу же пошли в лес. Они застучали, как дятлы, но только громче. Однако пора уже возвращаться, разводить костер и готовить еду. И вот мы вскоре уже выходим на завтрак.
Знаки – это своеобразный тренажер по пути усвоения тем по орфографии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.