Графические материалы в изобразительном искусстве 6 класс что это
Конспект. Художественные материалы (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 муниципального образования город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Василия Ильича Хряева
Учитель ИЗО: Любовь Петровна Табачная
Тема: Художественные материалы.
Цели и задачи
Цель: Повторение художественных материалов в построении художественного образа.
иметь представления и понимание о роли художественного материала в построении художественного образа.
знаем, научимся, сможем
роль изобразительных искусств в разных сферах жизни человека;
выделять роль художественного материала в построении художественного образа;
называть основные графические и живописные материалы и давать им характеристики.
Художники используют специальные художественные материалы : живописные, графические и скульптурные.
Скульптурные материалы – это глина, гипс, дерево, металл, различные виды камней.
Графические материалы – это карандаши, разнообразные мелки, уголь, сангина, пастель, тушь.
Живописные материалы – темпера, акварель, гуашь, масло. Художественные техники – это способы работы тем или иным материалом.
Любой художник хочет завоевать расположение зрителя. Зритель является полноправным участником творческого процесса.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Какие материалы относятся к живописным?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1438319
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по ИЗО «Графические материалы»6 класс
ИЗО 6класс Конспект урока
Предметные : познакомятся с творческими задачами рисунка; овладеют техникой рисования карандашом, фломастером; практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
Метапредметные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации, словесные; наглядные:
Для учащихся: листы бумаги А4.
Подготовка учащихся к работе
Сообщение новых знаний
Рефлексия учебной деятельности
Сообщение домашнего задания
2. Подготовка учащихся к работе
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. ( Карандаш)
Для меня резинка, братцы,
Лютый враг,
Не могу я столковаться
С ней никак.
Красота!
Нет кота!
С ней хорошую картинку
Не создашь!
Так вовсю ругал резинку. ( Карандаш)
Нарисует он картину
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Яркий тоненький… ( Фломастер)
Вы простым карандашом
Нарисуйте школу, дом,
А цветным карандашом
Свой листок раскрасьте.
Чтоб подправить все потом,
Пригодится… ( Ластик)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкой этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. ( Карандаш
Сообщение новых знаний
С давних времен установился взгляд на рисунок как на основу изобразительного искусства. Например, великий мастер эпохи Возрождения Микеланджело говорил: «Рисунок – это источник и душа всех видов изображения.»
400 лет спустя профессор Петербургской Академии художеств Чистяков утверждал, что рисунок – это основа всего, фундамент.
Тема нашего урока: «Графические материалы».
Слово «графика» с греческого переводится, как черчу, пишу, рисую. С графикой, в отличие от живописи, мы встречаемся везде и повсюду. Иллюстрации в книге, зарисовки, плакаты на улице – всё это произведения художников-графиков.
Графическими художественными материалами являются сангина, уголь, тушь, цветные карандаши, но первый и наиболее распространенный – это обыкновенный графитный карандаш.
Держат карандаш при рисовании особым способом, не так как при письме.
Посмотрите, как правильно держать карандаш при рисовании. Попробуем взять правильно в руки карандаш ( педагог помогает тем, у кого не получается ). Рассмотрите свои карандаши, какие они?
Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с ранних лет каждому.
Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный карандаш и из сплава олова и свинца. След от таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, поэтому их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывались пером или кистью.
В конце 13 века в Европе появилась бумага. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по прошествии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку. Серебряным карандашом пользовались великие мастера – Боттичелли, Рафаэль и другие.
Такие карандаши не могли получить широкого распространения. На смену металлическим карандашам пришли графитные – более тёмные и дешёвые. Первые месторождения графита были открыты в 1654 году в Англии, в графстве Камберленд. Но и они имели крупные недостатки – пачкались, не очень хорошо держались на бумаге, легко ломались.
И только в конце 18 века французский механик Жак-Николя Конте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрёл тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь.
Характерной особенностью графитного карандаша является лёгкий металлический блеск его штрихов.
Графитный карандаш. Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты. Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления. В настоящее время карандаши различают по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша. Обычно работу начинают карандашом средней мягкости – ТМ или М – и затем переходят к более мягким номерам – 2М и 3М.
Выбор определенной мягкости или твердости карандаша зависит от задачи, стоящей перед рисующим. Например, очень мягкими карандашами типа 5М и более, удобнее выполнять быстрые наброски.
Во время рисования карандаш держат на значительном расстоянии от заточенного кончика грифеля двумя пальцами – большим и указательным, опираясь при этом на лист бумаги мизинцем. Когда требуется более детальная проработка рисунка, карандаш держат тремя пальцами. Необходимо помнить, что на начальном и конечном этапах работы не следует держать карандаш тремя пальцами, так как при таком варианте, ребро ладони опирается на лист и пачкает рисунок. Лучше держать карандаш двумя пальцами и опираться на лист бумаги мизинцем, тем более, что при таком варианте удобнее проводить длинные, легкие линии и штрихи. Карандаш довольно легко стирается резинкой.
Рисовальный уголь приготавливается из высушенных, очищенных от коры древесных прутиков ивы или березы путем обжига без доступа кислорода. Уголь для рисования обладает теплым черным цветом, легко ложится на поверхность бумаги. Его можно растушевывать, получая при этом оттенки от черного до светло-серого цвета.
Уголь обладает большими изобразительными возможностями. При его помощи можно использовать и линию, и пятно, закрывая большие поверхности бумаги, работая то острым кончиком угля, то его широкой боковой поверхностью, держа кусочек палочки плашмя. Также углем работают в штриховой технике, как карандашом. Очень выразительны графические работы выполненные углем на тонированной бумаге. Бумагу выбирают шероховатую, так как на гладкую поверхность уголь плохо ложится и осыпается. Иногда уголь используется и для линейного рисунка с небольшой тональной проработкой.
Соус представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон. Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть и развести вожжой до желаемой консистенции. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей. Отличительная особенность соуса заключается в том, что после его нанесения кистью на бумагу и, дав ему высохнуть, изображение можно моделировать резинкой, стирая соус в нужных местах до белой бумаги.
Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые. Работы, выполненные при помощи туши и кисти, приближаются к акварели. Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов. Таким образом, на первое место выступает не контур, определяющий границы форм, а тональность, создаваемая сочетанием темных и светлых пятен. Тушь является несмываемым материалом поэтому, требует большой аккуратности в работе. Перовой рисунок дает возможность выполнения разнообразных по толщине штрихов и линий, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали.
5. Практическая работа.
— Давайте попробуем сделать рисунок фломастером на свободную тему.
Дети начинают самостоятельную работу. Преподаватель индивидуально подходит к ученикам поправляет, направляет, советует.
Рефлексия учебной деятельности
— Что вам запомнилось больше всего?
— Какой их материалов понравился больше всего?
— О каком виде изобразительного искусства мы говорили?
— Для кого из вас эта работа оказалась сложной? (ответы детей)
Сообщение домашнего задания
Подобрать работы, выполненные при помощи различных художественных графических материалов.
Обзор графических художественных материалов
Обзор графических художественных материалов.
В данной статье мною рассмотрены виды и особенности основных графических художественных материалов. Все они служат для создания художественных работ в технике «Графика» и передают определенное настроение, интонацию в работе. Но каждый из инструментов имеет свои отличительные особенности и обладает своей собственной художественной выразительностью. Так, зная и учитывая особенности применения каждого графического материала или инструмента рисования– можно добиться большей выразительности художественного произведения.
Слово «графика» происходит от греческого слова «grapho» – пишу. Предназначение графики противоположно предназначению чертежа, в котором все без исключения линии четкие и однообразные. В графическом рисунке, напротив, линии живые, раскрывающие характер изображаемого. Графика – это и беглые наброски, эскизы, этюды, и тщательно разработанные композиции: изобразительные, декоративные, шрифтовые.
Карандаш.
Обычные карандаши называются графитными. Графитные карандаши бывают твердые и мягкие, а также различаются составом грифеля, который зависит от способа его приготовления.
Обыкновенные чернографитные карандаши имеют деревянную оправу. Но в графике используются также: графитные палочки, графитный порошок, грифельные карандаши в деревянной оправе и грифельные стержни для автоматических карандашей. Это, так называемые, цанговые грифельные карандаши.
Материалом для использования карандаша традиционно служит бумага – белая или цветная, плотный картон или тонкая полупрозрачная бумага.
Тушь.
Тушь – это краска, приготовленная из сажи. Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.
Бывает тушь жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская. Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.
Для работы с тушью используются различные инструменты: стальные и тростниковые перья, авторучки, кисточки, технические перья. Материалом для работы с тушью служит различная бумага, обычно более плотная, чем при работе карандашом.
Пастель.
Пастель – цветные мелки без оправы из стертых в мельчайший порошок разноцветных пигментов. Пастель создает нежные «пастельные» сочетания. Для работы с пастелью надо использовать шероховатую бумагу. Пастель сильно размазывается при работе, но это и достоинство – можно получить мягкие переходы цвета, и недостаток – эскиз может получиться неаккуратным. Поэтому работа с пастелью требует внимания и тренировки. Пастельный эскиз прорисовывается затем цветными карандашами или пером для более четкого выделения формы. Пастелью создаются произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита.
Существует огромное количество оттенков пастели – и все они в большинстве своем светлых чистых оттенков. Пастель бывает в виде отдельных палочек с номером цвета или названием, и бывает в наборах подобранных цветов. Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке. Поверх масляной пастели можно наносить слой акварельной краски.
Акварель.
Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы. Существует множество видов бумаги, предназначенной для использования акварели. Такая бумага имеет шероховатую неровную поверхность, способную впитать большее количество пигмента.
Уголь.
Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение в работе.
Уголь изготавливается из древесины нескольких видов и выпускается в разнообразных формах. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.
Работу, выполненную углем, необходимо закреплять на бумаге так же, как пастель. Например, лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.
Сангина и сепия.
Сангина и сепия – материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина – так называемый красный мел. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден. В настоящие сепия и сангина изготовляются из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ.
Соус.
Соус – разновидность пастели. Этот художественный материал имеет широкую гамму цветов, его можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Внешне соус представляет собой жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром от 8 до 10 мм, обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы. Палочки соус изготовлены из спрессованного порошка сажи или угля с добавлением клея. Соусом можно создавать изображения из линий, штрихов, рисовать пятнами с применением растирки (сухой соус).
Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, свежим молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.
Богатство технических приемов работы соусом отличают приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом. В целом, соус – великолепный материал для рисунка, его технические достаточно широкие и выразительные.
Среди множества разновидностей графических материалов, сложно выделить любимый материал, тот, который наиболее подходит для выражения эмоции и творческих замыслов определенного художника. Но это выбор можно сделать, только попробовав все доступные материалы в работе, поняв и ощутив способы их применения и особенности в передаче образов. Тогда работу, выполненную графическими материалами можно назвать произведением.
Презентация «Знакомство с видами графики и графическими материалами» 6 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
И для скульптора, и для живописца, и для архитектора рисунок необходим как в процессе обучения, так и в процессе создания произведения.
Все художественные рисунки- это графические произведения
Самые первые графические рисунки:
Наскальный рисунок в Каповой пещере
Рисунок- основа изобразительного
Тема урока: Знакомство с видами графики
и графическими материалами
Что же такое графика?
ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительного искусства.
Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте)
Гравюра – вырезанный на гладкой поверхности рисунок и его отпечаток.
Линогравюра – отпечаток рисунка, выполненного на линолеуме.
Офорт – отпечаток рисунка, выполненного на металле.
Галерея Гонзаго в Павловске.
Тетерева на дереве.
Вопросы по горизонтали:
1. Твердый материал черного цвета, оставляет бархатистый след.
2. Оттиск с какой-либо поверхности.
Вопросы по вертикали:
1. Англичане называют его искусством «белого и черного».
2. Оттиск с металлической поверхности.
л и т о г р а ф и я
Выполнить практическое задание в технике «печатная графика».
Обзор графических художественных материалов
Обзор графических художественных материалов.
В данной статье мною рассмотрены виды и особенности основных графических художественных материалов. Все они служат для создания художественных работ в технике «Графика» и передают определенное настроение, интонацию в работе. Но каждый из инструментов имеет свои отличительные особенности и обладает своей собственной художественной выразительностью. Так, зная и учитывая особенности применения каждого графического материала или инструмента рисования– можно добиться большей выразительности художественного произведения.
Слово «графика» происходит от греческого слова «grapho» – пишу. Предназначение графики противоположно предназначению чертежа, в котором все без исключения линии четкие и однообразные. В графическом рисунке, напротив, линии живые, раскрывающие характер изображаемого. Графика – это и беглые наброски, эскизы, этюды, и тщательно разработанные композиции: изобразительные, декоративные, шрифтовые.
Карандаш.
Обычные карандаши называются графитными. Графитные карандаши бывают твердые и мягкие, а также различаются составом грифеля, который зависит от способа его приготовления.
Обыкновенные чернографитные карандаши имеют деревянную оправу. Но в графике используются также: графитные палочки, графитный порошок, грифельные карандаши в деревянной оправе и грифельные стержни для автоматических карандашей. Это, так называемые, цанговые грифельные карандаши.
Материалом для использования карандаша традиционно служит бумага – белая или цветная, плотный картон или тонкая полупрозрачная бумага.
Тушь.
Тушь – это краска, приготовленная из сажи. Чёрная тушь высокого качества имеет густой чёрный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.
Бывает тушь жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская. Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.
Для работы с тушью используются различные инструменты: стальные и тростниковые перья, авторучки, кисточки, технические перья. Материалом для работы с тушью служит различная бумага, обычно более плотная, чем при работе карандашом.
Пастель.
Пастель – цветные мелки без оправы из стертых в мельчайший порошок разноцветных пигментов. Пастель создает нежные «пастельные» сочетания. Для работы с пастелью надо использовать шероховатую бумагу. Пастель сильно размазывается при работе, но это и достоинство – можно получить мягкие переходы цвета, и недостаток – эскиз может получиться неаккуратным. Поэтому работа с пастелью требует внимания и тренировки. Пастельный эскиз прорисовывается затем цветными карандашами или пером для более четкого выделения формы. Пастелью создаются произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита.
Существует огромное количество оттенков пастели – и все они в большинстве своем светлых чистых оттенков. Пастель бывает в виде отдельных палочек с номером цвета или названием, и бывает в наборах подобранных цветов. Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке. Поверх масляной пастели можно наносить слой акварельной краски.
Акварель.
Акварель – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы. Существует множество видов бумаги, предназначенной для использования акварели. Такая бумага имеет шероховатую неровную поверхность, способную впитать большее количество пигмента.
Уголь.
Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение в работе.
Уголь изготавливается из древесины нескольких видов и выпускается в разнообразных формах. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.
Работу, выполненную углем, необходимо закреплять на бумаге так же, как пастель. Например, лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.
Сангина и сепия.
Сангина и сепия – материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина – так называемый красный мел. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден. В настоящие сепия и сангина изготовляются из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ.
Соус.
Соус – разновидность пастели. Этот художественный материал имеет широкую гамму цветов, его можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Внешне соус представляет собой жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром от 8 до 10 мм, обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы. Палочки соус изготовлены из спрессованного порошка сажи или угля с добавлением клея. Соусом можно создавать изображения из линий, штрихов, рисовать пятнами с применением растирки (сухой соус).
Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, свежим молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.
Богатство технических приемов работы соусом отличают приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом. В целом, соус – великолепный материал для рисунка, его технические достаточно широкие и выразительные.
Среди множества разновидностей графических материалов, сложно выделить любимый материал, тот, который наиболее подходит для выражения эмоции и творческих замыслов определенного художника. Но это выбор можно сделать, только попробовав все доступные материалы в работе, поняв и ощутив способы их применения и особенности в передаче образов. Тогда работу, выполненную графическими материалами можно назвать произведением.