Графический портрет что это
Портрет в графике
«ПОРТРЕТ В ГРАФИКЕ»
В данной презентации Вы сможете найти ответы на следующие вопросы:
Надеюсь, данная презентация будет полезна.
Просмотр содержимого документа
«Портрет в графике»
Черных Татьяна Валерьевна
Определение портрета как произведения искусства включает 3 пункта:
Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. Этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.
Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью.
Портрет можно рисовать с натуры и по фотографии
Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал:
Средствами художественной выразительности в графике являются:
Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.
Этапы рисования портрета в графике:
1. Выполнение компоновки на листе.
2. Наметка отдельных частей изображения в общих чертах.
3. Нахождение поворота и оси построения.
4. Выстраивание формы.
На всех предыдущих этапах необходимо тщательно сравнивать изображение с натурой, проверять пропорциональные соотношения формы и перспективные сокращения.
5. Штриховка. После того как построение завершено, необходимо начать накладывать штрих, делать это нужно аккуратно и не спеша разделяя рисунок на теневую и освещенную части. Кладем штрих по форме, тем самым придаем объем портрету, но не стоит забывать об общности и зацикливаться на какой-то одной детали.
Виды графических портретов
Испанский художник-график Pablo Jurado Ruiz работает в потрясающей технике точечного рисунка. Не смотря на то, что картины он рисует в основном монохромные, получаются они очень реалистичные в виду того, что каждая точка словно пиксель в фотографии, а когда их сотни и тысячи, то перед нами уже полноценное изображение.
В картинах Pablo есть какая-то загадочность, а все потому, что создавая каждый портрет, художник задумывал небольшую историю для героя.
Художник из Малайзии Винс Лоу (Vince Low) рисует портреты знаменитостей ручкой на бумаге, «не отрывая руки от листа» — как утверждают некоторые. Иллюстратор смог с невероятной точностью передать выражения лиц и эмоции звезд Голливуда, певцов, ученых и киногероев. Свою серию картин Винс Лоу назвал незамысловато — Faces.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Графический портрет и выразительность образа человека
Графика (от лат. Grapho — рисую). Искусство графики представляет собой изображение на плоскости чего-либо контурными линиями и штрихами. Рисунок — это вид уникальной графики, поскольку каждый рисунок — единственный и неповторимый в своем роде. Графический рисунок наносится на лист бумаги с помощью карандаша, туши, фломастера, пастели, угля, восковых мелков. Достоинства графики выражаются в емкости образов, лаконичности, строгом отборе выразительных средств (линии, штриха, контура, пятна, тона). Даже быстрые наброски и зарисовки с натуры, а также эскизы будущих произведений имеют собственную художественную ценность. Искусству графического портрета присущи аналитическое изучение натуры, постижение конкретно-индивидуальных особенностей портретируемого. Начиная с эпохи Ренессанса рисунок рассматривался как основа изобразительного искусства. Считалось, что любой художник, будь то живописец, скульптор или архитектор, должен уметь рисовать, поскольку чувство формы, формируемое рисунком, универсально.
Графические работы Леонардо да Винчи — это подготовительные картоны и рисунки. Они выполнены серебряным штифтом или сепией, отражающие работу мастера с натуры и по воображению. Иногда эти два метода пересекаются, так как художник часто стремится изобретать собственные образы, составленные из отдельных характерных деталей, подсмотренных в натуре.
Рисунки художник выполнял в основном сангиной, чтобы показать заказчику, как будет выглядеть тот или иной фрагмент картины. Так же Рубенс делал рисунки своих картин с детальной прорисовкой, и отдавал граверам, в качестве образцов для оттисков.
Из двух разновидностей графического портрета, сложившихся в творчестве Репина — большие станковые портреты и малая портретная графика — наиболее жизнеспособным в его искусстве оказался тип небольшого натурного портрета. Исполненные карандашом или пером, портреты, как правило, обладают и крепкой формой и верной, точной характеристикой модели.
Серов известен в первую очередь как портретист. Каждый портрет Серова — рассказ о личности человека и редко мы увидим у Серова осуждение того, кого он рисует. Серов замечателен как график. Для него графика не является сугубо вспомогательной или второстепенной сферой. Серов уходит от характерной для передвижников социальной остроты, лишь стремится «показывать отрадное в жизни» как он сам писал.
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной световой насыщенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен — от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка.
Изобразительное искусство. 6 класс
Конспект урока
Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Графический портретный рисунок – портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью).
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,2019. – 176 с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
1. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2012. — 159 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Графический портретный рисунок – это портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью).
Графический портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете, потому что он даёт нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека, его индивидуальность, одухотворенность, движение его души.
Особенность графического портретного рисунка в том, что он передаёт нам образ человека, таким, каким тот предстаёт в непосредственном общении.
В отличие от графического рисунка живописный портрет создает более сложный композиционно построенный образ, который позволяет выявить сложность внутреннего мира личности и раскрывает человека в большей степени в его связях с миром.
В отличие от живописи особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Благодаря условности и лаконичности графического языка художники при работе над графическим портретом могут выявить самое главное и ярко характерное.
Чтобы убедиться, что выразительные возможности графики неисчерпаемы, можно рассмотреть графические портретные рисунки великих мастеров разных эпох.
Основными средствами выражения в графике являются линия и пятно (в том числе штриховое). Ритмичные движения штриха, образующие затемненное пятно, могут переходить в линию и снова в штрих. Линии штриха могут перекрывать друг друга слоями, но в разном направлении, создавая более темный тон.
Резкими штрихами и контрастными тональными отношениями можно изображать образ человека решительного и твердого. Для изображения мягкого и вдумчивого человека резкие штрихи и сильные контрасты не подойдут.
Основной способ использования карандаша при штриховке: водить карандашом взад и вперед. Этот вид штриховки является самым простым, он, безусловно, подойдет всем. Для более жесткой штриховки в конце каждой линии, мы слегка отрываем карандаш от бумаги. Можно наносить штрихи движениями по кругу. При использовании таких движений можно придать рисунку некую беспорядочность.
При работе над графическим портретом художник должен всматриваться даже в знакомого человека так, как будто видит его впервые.
Говоря о графическом портретном рисунке невозможно обойти вниманием такую разновидность этого жанра как карикатура.
Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором из-за преувеличения и заострения характерных черт, неожиданных сопоставлений и уподоблений создаётся комический эффект. Особенности мастерства художников-карикатуристов заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка.
Таким образом, главным приёмом художника-карикатуриста является приём художественного преувеличения.
Сатирический рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть и даже усилить особые качества натуры. Такие подчёркивания усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Но при этом нельзя забывать о чувстве меры и чувстве правды. Художник усиливает черты не произвольно, а выделяя характерное именно для этого человека. Прежде всего, это приём преувеличения реальных пропорций, когда длинное становится ещё длиннее, широкое – ещё шире, острое – ещё острее, а круглое, вообще, становится шаром. Как видно из примеров, для карикатуры самое неправдоподобное и резкое преувеличение черт героев оказывается уместным и даже необходимым.
Сатирический рисунок имеет свои традиции, начиная со времен Возрождения. Леонардо да Винчи, делая сатирические рисунки, руководствовался исследовательскими целями. Он изучал возможности убедительного изображения эмоций человека.
Французский художник-сатирик Оноре Домье с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства – и в живописи, и в скульптуре, и в графике.
В прошлом веке все любили рассматривать весёлые сатирические рисунки Жана Эйфеля и Херлуфа Бидструпа.
В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.
Теоретический материал для углубленного изучения
В России известными карикатуристами были художники Кукрыниксы.
Кукрыниксы – творческий коллектив русских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова.
Известные работы Кукрыниксов – это гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серия «Транспорт»), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Установление соответствий между элементами двух множеств
Соедините каждый сатирический рисунок с его названием.
Х. Бидструп. Сатирические рисунки.
В. Н. Горяев. Иллюстрации
к повести М. Твена «Приключение Гекльберри Финна».
Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова.
Леонардо да Винчи. «Скарамуччья».
О. Домье Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
О. Домье «Адвокат и его клиентка». ХIХ век.
П. Пикассо «Портрет идальго». ХХ век.
А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет.
Стратегия выполнения задания:
1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.
2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.
3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.
4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.
5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.
Леонардо да Винчи. «Скарамуччья».
О. Домье Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
О. Домье «Адвокат и его клиентка» ХIХ век.
П. Пикассо «Портрет идальго». ХХ век.
А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет.
Х. Бидструп. Сатирические рисунки.
Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова.
2. Подчёркивания / зачёркивания элементов
Зачеркните фамилию художника, который не относился к творческому коллективу «Кукрыниксы».
Стратегия выполнения задания:
Мастер-класс на тему: «Графический портретный рисунок»
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации МР Илишевский район
МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево
« Графический портретный рисунок »
учителя изобразительного искусства
Саттарова Рустема Фаритовича
Тема: «Графический портретный рисунок».
Дать понятия, что такое графика, графический рисунок, портрет, пропорции головы;
Формировать умение работать простым карандашом, изображать портрет человека, соблюдая правила построения;
Воспитывать художественный вкус, познавательный интерес к изобразительному искусству.
— предметные: научиться изображать графический портретный рисунок
— метапредметные : регулятивные – понимать и уметь объяснить, что особенности графического рисунка дают возможность выявить самое главное, характерное в портрете;
— познавательные – раскрывать в себе способность видеть по новому, в обычном необычное, неожиданное. Осваивать навыки работы графическими материалами;
— коммуникативные – проявлять активность в решении творческих задач;
— личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость на прекрасное;
1. Организационная часть.
3. Изучение нового материала.
4. Постановка творческой задачи.
5. Выполнение творческой работы.
8. Домашнее задание.
1. Организационная часть.
— Назовите жанры живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, батальный).
Учащиеся вспоминают пропорции головы и лица человека, полученные на прошлом уроке – (на доске ученик рисует схему головы человека с учётом изученных пропорций, располагая глаза, нос, губы, уши, шею, причёску правильно).
Портрет (фр. portrait,— «воспроизводить что-либо черта в черту — изображение или какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация
Портрет человека один из сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных жанров искусства. Многие художники оставили нам портреты своих современников, образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. Работы мастеров отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств изображаемых людей. Обратите внимание на применяемые при этом авторами разные выразительные средства. Тщательно продуманы, поза, поворот головы, взгляд и жест человека, используются различные приемы письма и светотеневых контрастов, большое значение придается деталям костюма и интерьера
Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Слайд 1
Существуют различные классификации портрета:
В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
Слайд 2
Слайд 5
Слайд 7
Преподаватель наглядно показывает пропорции лица на экране пректора
1. единицей измерения в пропорции головы является глаз. Глаз помещается семь раз по высоте лица и пять раз – по ширине.
2. лицо делиться пополам горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия проходит на уровне глаз, вертикальная – по линии середины лица.
3. по обе стороны от линии середины линии середины лица намечаются парные формы: глаза, уши, ноздри, уголки губ.
4. расстояние между глазами равно длине одного глаза, расстояние от линии глаза до кончика носа – длине одного с половиной глаза (зрачок должен быть на 1\3 прикрыт верхним веком, а около нижнего мы должны видеть хорошую окружность). Расстояние от носа до губ – длине половине глаза, ширина кончика носа должна быть равна длине одного глаза. Определяем характер брови. Как и глаз, она должна иметь трапециевидную форму с двумя изломами. Прорисовываем нос, помня о том, что он имеет форму прямоугольника. Затем прорисовываем спинку носа: в середине длинны носа – это самая широкая часть спинки носа.
Переходим к прорисовке губ. Более заметно прорисовываем среднюю линию рта, она может повторять линию верней губы, менее заметно прорисовываем верхнюю губу, а нижнюю губу прорисовываем только в середине нижней губы, не доводя линию до уголков рта. Сейчас мы определим место ушам и шее. Уши располагаются на уровне бровей и кончика носа. От мочек ушей проводим две вертикальные линии вниз – это наша шея. Прорисовываем подбородок. Теперь можно нарисовать прическу, которая тоже должна вписаться в какую – нибудь геометрическую форму. Особое внимание уделяем линиям в прическе. Поскольку мы рисуем прическу, необходимо прорисовать волосы и помнить, что линии – это рисунок на поверхности и в прическе не должно быть прямых линий. Они все должны быть изогнутыми, тогда рисунок выглядит живым.
Части лица не только должны «стать на свои места», но и быть похожими по форме и размеру.
1. Встали дети, вышли из дома (из-за парты).
2. Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).
3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).
4. Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).
6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).
7. Улыбнулись друг другу.
Открывается слайд 10
Учащиеся рассматривают репродукции рисунков художников, определяя:
* поворот головы, овал лица,
*расположение глаз, характерные черты лица – нос, рот, подбородок,
*как выполнена работа: линия, штрих, пятно,
*какой материал использовал автор в работе.
4. Постановка творческой задачи.
5. Выполнение творческой работы.
В ходе урока учитель направляет деятельность учащихся на самостоятельное выполнение задания: расположение листа (вертикально или горизонтально), расположение на бумаге изображения головы ( по середине листа), выполнение рисунка линией, штрихом, пятном, каким художественным материалом изобразить портрет ( простой карандаш или уголёк).
1. А теперь ребята, попробуйте самостоятельно схематично нарисовать на альбомном листе лицо человека, согласно таблице. (10 мин)
2. Затем, добавляя в рисунок характерные детали, определяем женское или мужское лицо (женские лица – подбородок уже, черты лица мягче, брови тоньше; мужское – широкие скулы, квадратный подбородок, широкие брови). (5 мин)
3. Теперь давайте добавим в рисунок лица, какие – нибудь эмоции (преподаватель показывает наглядность с изображением радостных и грустных эмоций на лице человека). (5 мин)
4. Далее получившийся рисунок, нужно решить в тоне, добавляя, где нужно тени (на веках, под скулами, на верхнюю губу). (10 мин.)
— грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;
— наметить основные формы и пропорции лица человека;
— создать художественный образ, соответствующий замыслу;
— выполнить карандашом линейный рисунок, используя вспомогательные линии и способы изображения симметричных элементов;
8. Домашнее задание.
Найти и рассмотреть портреты (репродукции) художников, выполненные в цвете, принести на урок.