Графоманство что это такое
14 способов отличить графомана от наст. писателя
1. Графоман очень болезненно переносит критику и как правило принимает ее в штыки. Он ассоциирует критику с личным унижением и оскорблением, а не с возможностью исправить ошибки и извлечь уроки. Собственно критика ему не нужна, это пустая трата сил и времени. Зачастую такие люди не находя контраргументов, переходят на личность критикуемого, таким образом пытаясь заставить его замолчать и оставить последнее слово за собой.
3. Истинный писатель подвержен сомнениям, он склонен самым тщательным образом переписывать и обновлять свое творение, графоман же уверен, что шедевр создастся его гением, без особого труда. Для этого ему достаточно лишь взять в руки ручку или сесть за компьютер.
5. Графоман зачастую заносчив, крикливо одет, любит употреблять словосочетание «мое творчество» и называть себя при случае и без случая, писателем. Ему нравится похвалиться знакомствами с «Великими мира сего», «вхожестью» в тусовки. В обществе такого, необходимо слушать только его.
7. Истинный труженик слова ставит на первое место качество написанного, и он в этом беспощаден, вплоть до того, что сжигает или уничтожает уже полностью написанную вещь. (Гоголь). Для графомана важно количество в ущерб качеству.
8. В талантливом произведении вы обязательно найдете интересные мысли; графоман же склонен сыпать цитатами известных людей или литературными штампами, самобытность в его творчестве отсутствует или представлена в ничтожных количествах.
9. Инженеры человеческих душ стремятся сделать мир чище, лучше посредством своего творчества, главная же задача графомана – собственное тщеславие, красочные обложки, хлесткие названия, тиражи, появление в СМИ.
11. Писателю не столько важны слава и деньги, как возможность быть понятым, услышанным, а денег лишь бы хватало на самое необходимое, на то, что бы не отвлекаться от главной цели – творчества.
12. Настоящих литераторов отличает всемерная помощь молодым талантам, чего не скажешь про графоманов, которые видят в них конкурентов, которые могут их обойти, отодвинуть на периферию.
13. Писателя отличает обостренное чувство справедливости, нежелание сотрудничать с властями. денежными мешками и зашторенными редакторами, они не хотят развивать модные темы, смаковать жареные факты и копаться в чужом нижнем белье. Графоман ради тиража, призрачной славы перешагнет через все.
14. Писателями не рождаются, у многих людей есть задатки, генетическая предрасположенность к творчеству. Только упорный каждодневный и многолетний труд, оттачивание мастерства, беспощадная критика к себе, рождают поистине великих мастеров слова и знатоков человеческих душ.
Здесь выделив и вставив в адресную строку, вы можете найти полный текст книги «Графоманы и писатели»: https://ridero.ru/books/grafomany_i_pisateli/
Вот информация по справочникам. Кое что интересное на мой взгляд по теме.
Графоманство
Графома́ния (от греч. γραφο — писать и греч. μανία — безумие, исступление) — болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству. Графоманы стремятся опубликовать свои произведения. Так, не имея литературных способностей, они пытаются издать свои художественные произведения, а графоманы, не имеющие научных знаний, стремятся опубликовать свои псевдонаучные трактаты. Графоманские тенденции достаточно часто встречаются у сутяжных психопатов.
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Графоманство» в других словарях:
графоманство — графомания, рифмоплетство, борзописание, бумагомарание, щелкоперство, стихоплетство, ремесленничество, рифмачество, строчкогонство, виршеплетство Словарь русских синонимов. графоманство сущ., кол во синонимов: 11 • борзописание … Словарь синонимов
графоманство — графом анство, а … Русский орфографический словарь
графоманство — графома/нство, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
графоманство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови
борзописание — кропательство, графоманство, стихоплетство, виршеплетство, бумагомарание, щелкоперство Словарь русских синонимов. борзописание сущ., кол во синонимов: 9 • брахиграфия (7) • … Словарь синонимов
бумагомарание — писанина, бумаготворчество, рифмачество, рифмоплетство, графоманство, борзописание, версификаторство, стихоплетство, бумагосочинительство, щелкоперство, написание, графомания, писание, ремесленничество Словарь русских синонимов. бумагомарание см … Словарь синонимов
виршеплетство — версификаторство, графоманство, ремесленничество, стихоплетство, борзописание, рифмоплетство, рифмачество, щелкоперство Словарь русских синонимов. виршеплетство сущ. • стихоплетство • рифмоплетство Словарь русских синонимов. Контекст 5.0… … Словарь синонимов
ремесленничество — рифмачество, виршеплетство, бумагомарание, кустарщина, графомания, рифмоплетство, графоманство Словарь русских синонимов. ремесленничество сущ., кол во синонимов: 8 • бумагомарание (15) … Словарь синонимов
рифмачество — виршеплетство, графомания, поэзия, ремесленничество, бумагомарание, рифмоплетство, версификаторство, графоманство, стихоплетство, щелкоперство Словарь русских синонимов. рифмачество см. стихоплётство Словарь синонимов русско … Словарь синонимов
стихоплетство — рифмачество, рифморлетство, виршеплетство; версификаторство, щелкоперство, графоманство, поэзия, стихосложение, борзописание, бумагомарание, бесталанность, рифмоплетство, графомания Словарь русских синонимов. стихоплётство (разг.);… … Словарь синонимов
«Болезненное пристрастие к сочинительству»: кто такой графоман?
Наталия Киеня
Прозвище «графоман» — это всегда обидно. Создателей некачественных текстов терпеть не могут редакторы и читатели, журналисты и коллеги по писательскому делу. Что же такое графомания? Что делать, если вам приписывают этот недостаток? T&P попытались выяснить, как из графомана превратиться в автора книги.
Для человека книга всегда несла в себе сакральный смысл: ее хранили бережно и долго, читали аккуратно, — и гордились своим авторством, если что-нибудь удавалось написать самостоятельно. Вот почему стремление излагать свои мысли на бумаге присуще множеству, если не большинству людей. Тех, кто пишет обильно и плохо, сегодня называют графоманами.
Словари определяют графоманию как «болезненное пристрастие к сочинительству у бездарного в литературном отношении человека». Однако в современной культуре этот термин давно стал намного шире и превратился в своего рода клеймо, обидное слово, которое то и дело бросают пользователи в социальных сетях, авторы на различных библиотечных ресурсах, редакторы в СМИ, издатели и другие люди, так или иначе соприкасающиеся с текстом.
Простое желание писать у человека, который не занимается этим профессионально, конечно, еще не означает графоманию. Такая оценка применима, только если он пишет по-настоящему дурно, — и все же, даже она может стать толчком к развитию способности создавать хорошие тексты вместо плохих. Проще говоря, если у вас есть привычка учиться и адекватная самооценка, вы можете постепенно перестать быть графоманом и, в конце концов, издать свою книгу, которая многим понравится.
© Burnt Toast Creative
В современном мире писатель — это уже не элитарная роль, которой недостоин простой смертный. Между двумя полюсами: «графоман» и «хороший писатель» — сегодня существует третья точка: «хороший автор». Это человек, который не зарабатывает на жизнь писательским трудом, но при этом успел «издаться». Зачастую его работы — это не романы и не проза, а произведения в жанре non-fiction. Для создания таких текстов нужно хорошо разбираться в своей профессии, быть способным рассказать что-то новое и сделать это хорошо. Иногда самостоятельно, иногда — с помощью редактора.
Чтобы обнаружить у себя графоманию, необходимо прислушиваться к словам других людей, в особенности профессионалов. Если вам отказали четвертый раз подряд, вероятно, что-то не так с главой, которую вы присылали издателям. В такой ситуации имеет смысл попросить редактора объяснить причину отказа и попытаться (хотя бы просто ради эксперимента) исправить в тексте все, что он посчитает неправильным.
Важно понимать и то, что если, получив обидное прозвище графомана, вы всерьез задумались, хорошо ли написан ваш текст, вы уже имеете шансы перестать им быть. В таком случае можно обнаружить, что вы слишком многословный, чересчур зацикленный на себе или не очень умелый, но при этом готовый учиться автор. А это повод просто поработать над собой и сделать все как следует.
«Человек словно пишет для себя, а не для других»
Юлия Потемкина
ведущий редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер»
На практике графомания в «МИФе» отсеивается по очень простому критерию (рецепт Анастасии Креневой, руководителя направления развивающих книг для детей; тот же принцип работает и со взрослыми книгами): при ознакомлении с рукописью читается выборочно несколько абзацев или страниц. Если читать дальше не хочется, если нет ни свежих идей, ни оригинального взгляда на привычные вещи, ни даже хорошего образного языка, никакой изюминки, то рукопись к изданию не принимается. А таких рукописей 90%.
Что до меня лично, то я в отборе книг «МИФа» не участвую, но, как всякий редактор, нередко сталкиваюсь с просьбами «оценить книжку». Обычные ощущения от графоманских текстов таковы:
— человек пишет словно для себя, а не для других: не оставляет чувство, что он любуется собой в роли писателя;
— в тексте нет внутреннего стержня, это просто нагромождение слов и мыслей;
— все написанное как-то безлико и вторично;
— попытки «написать красиво» выглядят натужными, потому что в лучшем случае совсем не затрагивают читательских эмоций, а в худшем просто не читаются;
— наконец, бывают вещи, написанные просто психически нездоровыми людьми.
Писательство — это разновидность коммуникации, причем в идеале коммуникации между целыми поколениями. Но чтобы вас издавали и читали, нужно писать интересно.
«Главный критерий — способность рефлексировать»
Ольга Соломатина
журналист и автор учебных программ по писательскому мастерству
— Я думаю, что графоманы читать этот материал не будут. Ведь если брать классическое определение графомании — это получение удовольствия от самого процесса писанины, вне зависимости от результата. Графоману даже все равно, опубликуют его или не опубликуют. Бывают, конечно, случаи, когда человек претендует на то, чтобы его публиковали разные издательства, но это клинические проявления.
Еще одно важное различие — если графоман получает удовольствие от письма, то профессиональные авторы или те, кто может ими стать, обычно мучаются над текстами. Кроме того, графоман не воспринимает критику, никогда не спросит, что можно улучшить.
Люди, склонные рефлексировать, могут себя постоянно спрашивать: «А могу ли я, а есть ли у меня талант, а не графоман ли я?». Но если человек задает себе такой вопрос, он уже не графоман. Для меня главные критерии — адекватность человека и его обучаемость, способность развиваться.
Графоман всегда пишет только про себя, весь сюжет книги или поста фокусируется только на нем. Есть еще такая примета, как незаконченная логика. Каждое последующее предложение опровергает предыдущее, например. Но для меня вообще писательство начинается с того момента, когда человек снимает фокус внимания с себя, и обращает его на окружающих.
Над материалом работали: Дарья Варламова, Наталия Киеня
Графомания
Графомания – это термин в психиатрии, который подразумевает под собой патологическое стремление, болезненное влечение или страсть к бесплодному писанию, к написанию текстов, не представляющих из себя культурной ценности, бесполезное сочинительство.
Графомания в психологии – это не поддающаяся контролю тяга писать, результатом которой обычно получается полная бессмыслица. Поэтому произведения графоманов часто не представляют никакого интереса для критиков и читателей. Графомания, как и любое аналогичное заболевание, может иметь и более тяжелые проявления и формы. Подобно другим диагнозам в такой области, мания к бесполезной и никому ненужной писанине не появляется на пустом месте.
Графомания в психологии – это патологическое стремление, непреодолимая страсть личности к сочинительству при отсутствии соответствующих способностей.
Графомания причины
Причинами графомании могут выступать неуверенность, стремление к мудрствованию, отчужденность, обособленность, отстраненность и пр. Так, например, одинокий асоциальный индивид с низкой самооценкой не может найти ни с кем общий язык и выливает свои переживания, мысли на листок бумаги.
Графомания – это своеобразная попытка излить душу на бумаге. Творения графомана представляют собой часть его одинокого и болезненного мира. Психологи выявили следующую закономерность: чем больше человек, страдающий графоманией, сочиняет, тем меньше он перестает нуждаться в реальном, живом общении. Он просто перестает к нему стремиться.
Графоман с помощью написания текстов компенсирует свою потребность в общении. Однако произведения индивида, склонного к графомании, чаще вызывают недоумение, а сам индивид – чувство жалости. Только для самого графомана его творения являются гениальными. Он искренне верит в свою гениальность. По причине нарушения психики человек не может дать адекватную оценку своему состоянию и, поэтому, довольно болезненно реагирует на критические высказывания в свой адрес.
Большинство талантливых писателей учитывают мнение читателей, и это является для них своеобразным позитивным стимулом для дальнейшего профессионального роста. А графоманы этого лишены, следовательно, они не могут профессионально совершенствоваться и развиваться. Именно поэтому их сочинительство не имеет никакой литературной и духовной ценности. Их писанина однообразна и неоригинальна. По прошествии некоторого времени все реальное общение сводится только к демонстрации своих произведений.
Внешний мир, по причине навязывания ему своих творений, начинает сторониться и избегать графомана, однако, это в более тяжелых проявлениях. В более легком проявлении, появление графомании может быть вследствие наступления каких-то временных обстоятельств, например, любимый человек уехал на время, а писательство является лучшей возможностью отвлечься от переживаний, связанных с такими обстоятельствами. Когда любимый человек возвращается, писательство прекращается и «графоман» становится прежним.
Также к причинам графомании относят: чрезмерно живой темперамент, патологическое повышение половых инстинктов, наследственность, отсутствие моральности, праздность и лень.
Графомания признаки
К основным признакам графомании относят необучаемость, неумение работать над собой, неспособность идти прогрессивным путем. Также признаками графомании считают навязчивое повторение образов, нарушение синтаксиса, стилистики, лексики, связанности текста, увлеченность заурядными образами, нетерпимость к критике своих сочинений, неприязнь к печатающимся авторам. Все сочинения графоманов довольно шаблонны и скучны.
Графоманам обычно нравится абсолютно все, что он пишет. Они просто в восторге от своих произведений. Также они получают удовольствие и удовлетворение от процесса написания текстов. Так могут вести себя и настоящие писатели, но у них такое состояние редкость, а у графоманов – обычное состояние.
Люди, страдающие данной манией, очень много пишут. Они постоянно находятся в процессах сочинительства. Графоманы очень навязчиво предлагают окружающим оценить их творчество. Могут рассылать свои опусы, как знакомым людям, так и незнакомым.
Графоманы характеризуются постоянным стремлением быть опубликованными. Чаще всего, люди страдающие графоманией, пишут о себе. Так как для того чтобы писать о чем-то другом у них просто не хватает ни опыта, ни знаний. При этом, изображая себя, они подсознательно описывают себя такими, какими, по их мнению, они должны восприниматься окружающими.
Все графоманы достаточно серьезно относятся ко всей своей деятельности. У них полностью отсутствует чувство юмора. А шуточные высказывания в направлении их творчества просто недопустимы. У них отсутствует самоирония. Также, люди, страдающие болезненной тягой к сочинительству, нередко берут себе звучный и громкий псевдоним.
Совсем необязательно, что все перечисленные признаки должны присутствовать в комплексе. Однако существует один классический признак графомании – очень серьезное отношение к своему писательству.
Графомания лечение
Лечение мании зависит от тяжести проявлений заболевания. Так, начинающему графоману помочь может увлечение каким-нибудь новым хобби, появлением новых интересов. Т.е. если графомания у индивида выражена в слабой форме, то его нужно просто отвлечь от бесполезного бумагомарательства, заинтересовав чем-то другим. А вот человеку с тяжелой формой заболевания требуется специализированное психотерапевтическое и медикаментозное лечение. Медикаментозная терапия заключается в приеме психотропных препаратов или средств нейролептического действия.
Среди терапевтических методов довольно хорошо зарекомендовали себя: семейная психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия.
Когнитивно-поведенческая терапия направлена на избавление от робости, неуверенности, отчужденности, повышение самооценки, выработку смелости у пациента. Особенно важным в лечении графомании является поддержка близких и общение с ними. Близкие люди должны окружить графомана заботой и теплотой. Они могут помочь тактичным, ненавязчивым общением с графоманом. Человек, склонный к графомании, должен понять, что есть люди, которым он искренне интересен таким, каким он есть, что он для них является значимой личностью. Только совместно направленные на излечение усилия врача и родных людей помогут графоману отойти от бессмысленного сочинительства.
В некоторых источниках в качестве успешного метода излечения от графомании упоминается лоботомия, т.е. иссечение лобных долей мозга. Однако далеко не все графоманы соглашаются на данную операцию.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Графоманство Графоман
Зараза писать не у всех излечима.
Графомания — это безответная любовь к таланту.
Графоман пишет по внутренней необходимости, настоящий художник — ради денег.
Графоман пишет как попало о прекрасных вещах, талант пишет прекрасно о чем попало.
Творческий кризис у графомана означает, что он выздоровел.
Фазиль Искандер
Графоманство как качество личности – склонность проявлять болезненное влечение и гипертрофированное пристрастие к бездарному, бесплодному писанию, к многословному, пустому и бесполезному сочинительству.
Семья графоманов в магазине: — Милый, возьми упаковку писчей бумаги и на меня, скоро выходные и я собираюсь написать пару глав своего очередного шедевра. Конечно, родная. Я сейчас, только выберу папку для своего портфолио. — А мне бумаги?- Чуть ли не выпрыгивает из штанов маленький сын. — Я тут такое приключение придумал — закачаешься!… Папа, а можно я стану мультипликатором? Я тогда сразу буду и свои книги писать, и мультики по ним рисовать. Так же интереснее! Приходят домой: — Родная, ты не видела запасные ключи от моего кабинета? Ну… задумалась мама-графоман, — Скорее нет. А что? — Просто я дал свою связку поиграть нашему сыну, а теперь тот самостоятельно закрылся в кабинете, захватив все стратегические запасы бумаги!
Графоман убежден, что каждая его фраза и так отточена. Кому не нравится, тот мерзкий завистник, интриган и критикан. Графоман крайне болезненно реагирует на критику. Не требовательный и не строгий к себе, он воспринимает критику, как неприкрытую агрессию со стороны врагов и недоброжелателей. Нужно обладать духовной слепотой, — думает графоман, — чтобы не видеть в моих произведениях совершенства.
Михаил Веллер, касаясь темы графоманства, пишет: «Графоман — это страстный, бескорыстный писатель, который лишен способности к самокритике, к сторонней оценке того, что он делает, и не обладает даром сравнения своего продукта с продуктами других. Такая небольшая интеллектуальная патология».
Признаком графоманства зачастую является скорострельность и плодовитость написанного. Но далеко не всегда. История мировой литературы знает примеры, когда количество и качество написанного не вступали в противоречие. Лопе де Вега (1562-1635) — испанский писатель, поэт и драматург написал более 2000 пьес (425 сохранилось до наших дней). Исследователи творчества Александра Дюма подсчитали, что его плодовитость нашла выражение в шестистах томах. Столько обыкновенному человеку не под силу прочесть за всю жизнь. А с учетом того, что многие представители нынешнего поколения едва умеют читать, результат Дюма может их шокировать, нанести непоправимый вред нервной системе.
Графоманство – это следы невежества на писательской ниве. Большой писатель, прежде чем взяться за перо, кропотливо и упорно будет собирать и анализировать необходимую информацию. Если его героями являются врачи, он не поленится и глубоко изучит жизнь врачей, постарается постичь, хотя бы азы их специальности. Словом, доскональное знание объекта изображения – это визитная карточка настоящего писателя.
Известный мастер пера – Артур Хейли в ходе работы над «Менялами» сумел получить разрешение от двух крупных банков на изучение практически всего механизма работы финансовых институтов — ему даже было позволено присутствовать на совещаниях советов директоров. Работая над черновиком «Вечерних новостей», Хейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в Англии специальный курс противодействия терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживания, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении. После этого он почти год составлял план книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. И еще год ушел у него на процесс работы над текстом.
Работая над романом «Детектив», Хейли по привычке досконально изучил материалы: провел несколько недель в рейдах с полицейскими Флориды и получил доступ к архивам. В результате получилось классическое остросюжетное произведение с захватывающим началом и динамично развивающимися событиями.
Графоман самодоволен, самонадеян и необычайно тщеславен. Жажда славы, известности и почестей становится чуть ли не главной мотивацией его существования. Где воцаряется самодовольство, там умирает творческая составляющая разума. Графоман проявляет устойчивое нежелание личностного роста, чурается саморазвития. В жизни нельзя оставаться на одном и том же уровне сознания. Человек либо прогрессирует, либо деградирует. Графоман, в своем ярко проявленном самодовольстве, раз взявшись за перо, затем выезжает на старом багаже знаний. Следствием нехватки знаний графомана, становится недостоверный, примитивный текст с бесконечным числом ляпов и нелепиц. Имея смутное представление об изображаемом объекте, графоман то и дело «садится в лужу».
Когда уровень сознания человека растет, у него меняются вкусы. То, что ранее доставляло удовольствие, сейчас не вызывает никаких эмоций. Большой писатель постоянно самосовершенствуется. Его уровень сознания неуклонно идет вверх. Тем не менее, он самокритичен. Прочитывая свои давние опусы, он может остаться недовольным написанным. Исправить ничего уже нельзя, и это обстоятельство его сильно огорчает.
Графоман – антиперфекционист в литературе. Прочитав свои юношеские стишки, он останется в полном восторге от собственной гениальности. Ему невдомек, почему лауреат Нобелевской премии по литературе, продолжает упорно работать над уровнем своего писательского мастерства. Графоман – это мыльный пузырь на литературном поприще. Раздутое самомнение – ярко проявленное качество его личности. Графоман постоянно обеспокоен, как бы кто-то не присвоил авторство его опусам. Страх перед плагиатом лишает его сна и покоя.
Среди графоманов есть свои мега звезды. Такой звездой был граф Дмитрий Иванович Хвостов — герой бесчисленного множества эпиграмм и анекдотов, признанный еще при жизни настоящим «королем графоманов»:
Д. И. Хвостов «Ивану Ивановичу Дмитриеву»:
«То изломаю ямб, то рифму зацеплю,
То ровно пополам стиха не разделю,
То, за отборными гоняяся словами,
Покрою мысль мою густыми облаками;
Однако муз люблю на лире величать;
Люблю писать стихи и отдавать в печать!»
Для графоманства порой нужно быть состоятельным человеком. Нужно иметь хороший достаток, чтобы самому выкупать свои книги. Хвостов издал семитомное собрание своих сочинений. При этом они выдержали при жизни автора три издания!
Хвостов был по современным понятиям хорошим маркетологом. Обязательными получателями рассылке были архиереи и митрополиты, такие государственные деятели, как Аракчеев и Паскевич, и даже сам прусский король. Однако наиболее лакомым кусочком для графомана были учреждения – здесь он мог поистине развернуться. Так, Академия наук получила от него «в дар» 900 экземпляров трагедии «Андромаха». Мало того: убежденный в своем «призвании» граф рассылал не только стихи, но и свои… бюсты! О том, что он был, к тому же, навязчивым чтецом своих творений, и говорить не стоит.
В литературных кругах бытовал один характерный анекдот. Однажды в Петербурге граф Хвостов долго мучил у себя на дому племянника своего Ф.Ф. Кокошкина (известного писателя) чтением ему вслух бесчисленного множества своих виршей. Наконец, Кокошкин не вытерпел и сказал ему: – Извините, дядюшка, я дал слово обедать, мне пора! Боюсь, что опоздаю, а я пешком! – Что же ты мне давно не сказал, любезный! – отвечал граф Хвостов. – У меня всегда готова карета, я тебя подвезу! Но только что они сели в карету, граф Хвостов выглянул в окно и закричал кучеру: «Ступай шагом!», а сам поднял стекло кареты, вынул из кармана тетрадь и принялся снова душить чтением несчастного запертого Кокошкина.
Из книги Ю. Тынянова «Пушкин»: «Граф Хвостов был замечательное лицо в литературной войне. Среди друзей Карамзина, особенно молодых, были люди, которые как бы состояли при Хвостове, только им и жили, и с утра до вечера ездили по гостиным рассказывать новости о Хвостове… В стихах своих граф был не только бездарен, но и смел беспредельно. Он был убежден, что он единственный русский стихотворец с талантом, а все прочие заблуждаются… У него была одна страсть – честолюбие, и он бескорыстно, разоряясь, ей служил. Говорили, что на почтовых станциях он, в ожидании лошадей, читал станционным смотрителям свои стихи, и они тотчас давали ему лошадей. Многие, уходя из гостей, где бывал граф Хвостов, находили в карманах сочинения графа, сунутые им или его лакеем. Он щедро оплачивал хвалебные о себе статьи. Он забрасывал все журналы и альманахи своими стихами, и у литераторов выработался особый язык с ним, не эзоповский, а прямо хвостовский – вежливый до издевательства. Карамзин, которому Хвостов каждый месяц присылал стихи для журнала, не помещал их, но вежливо ему отвечал: «Ваше сиятельство, милостивый государь! Ваше письмо с приложением получил» и т. д. «Приложением» называл он стихи графа. В морском собрании в Петербурге стоял бюст графа. Бюст был несколько приукрашен: у графа было длинное лицо с мясистым носом, у бюста же были черты прямо античные. Слава его докатилась до провинции. Лубочная карикатура, изображающая стихотворца, читающего стихи черту, причем черт пытается бежать, а стихотворец удерживает его за хвост, висела во многих почтовых станциях».