Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Что такое грамматическая основа простого предложения

Понятие «грам­ма­ти­че­ская осно­ва» нераз­рыв­но свя­за­но с пред­ло­же­ни­ем — одной из основ­ных син­так­си­че­ских еди­ниц рус­ско­го язы­ка. Выясним, что же явля­ет­ся ядром пред­ло­же­ния.

Предложение — это наи­мень­шая еди­ни­ца обще­ния. При помо­щи пред­ло­же­ний мы выра­жа­ем свои мыс­ли и чув­ства, обра­ща­ем­ся друг к дру­гу с вопро­са­ми, сове­та­ми, прось­ба­ми, поже­ла­ни­я­ми и при­ка­за­ни­я­ми.

Предложением назы­ва­ет­ся сло­во или несколь­ко слов, в кото­рых заклю­че­но сооб­ще­ние, вопрос, или побуж­де­ние (при­каз, совет, прось­ба).

Каждое пред­ло­же­ние име­ет свое ядро, вокруг кото­ро­го груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные его чле­ны. Это грам­ма­ти­че­ское ядро состо­ит из глав­ных чле­нов — под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии или толь­ко под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го в одно­со­став­ном, напри­мер:

Уже рас­хо­ди­лись хоро­во­ды ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыба­чий (А.С.Пушкин).

Что такое грамматическая основа предложения

Грамматическая осно­ва пред­ло­же­ния — это основ­ная часть пред­ло­же­ния, кото­рая состо­ит из его глав­ных чле­нов: под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го.
Можно дать и такое опре­де­ле­ние:
Грамматическая осно­ва — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, вклю­ча­ет в себя глав­ные чле­ны в дву­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях и один глав­ный член в одно­со­став­ных.

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го пред­ло­же­ния.

Мы что дела­ли? плы­ли — ска­зу­е­мое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская осно­ва.

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Метель (суще­стви­тель­ное) надви­ну­лась сра­зу (Н.Островский).

Я (место­име­ние) ехал вече­ром один на бего­вых дрож­ках (И.С. Тургенев)

Кто (место­име­ние) не рабо­та­ет, тот не ест.

Трое (чис­ли­тель­ное) неза­мет­но про­скольз­ну­ли во двор.

Умный (при­ла­га­тель­ное) гово­рит за себя сво­и­ми дела­ми.

Наконец насту­пи­ло дол­го­ждан­ное после­зав­тра (наре­чие).

Прибывшие (при­ча­стие) шум­но рас­са­жи­ва­лись за сто­ла­ми.

Громкое ура (меж­до­ме­тие) про­ка­ти­лась по пло­ща­ди.

Охранять (инфи­ни­тив) при­ро­ду — зна­чит охра­нять Родину.

Узы друж­бы (сло­во­со­че­та­ние) свя­зы­ва­ли их с дет­ства.

Несколько детей (чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное) окру­жи­ли её с выра­же­ни­ем вос­тор­га на лицах.

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, напри­мер:

Мой друг не будет рас­ска­зы­вать об этом.

Мы не будем гово­рить о про­шлом.

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфи­ни­ти­ва.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный гла­гол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие при­ла­га­тель­ные:

рад, готов, дол­жен, обя­зан, вынуж­ден, наме­рен.

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным зна­че­ни­ем:

Узнаем более подроб­но о состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом.

Примеры составного глагольного сказуемого

Лектор про­дол­жал при­во­дить инте­рес­ные фак­ты из жиз­ни насе­ко­мых.

Кто велел тебе рвать цве­ты в моём саду?

Ты дол­жен рас­ска­зать мне об этом слу­чае.

Отец с мате­рью реши­ли ехать в дерев­ню на сле­ду­ю­щий день.

Лесничий не мог отка­зать гостям и повел их на озе­ро, где жили лебе­ди.

Собравшиеся хоте­ли услы­шать ста­рин­ную пес­ню.

Я не имел пра­ва рис­ко­вать и поэто­му шел по боло­ту осто­рож­но.

Девушка име­ла наме­ре­ние подой­ти бли­же и рас­смот­реть этот экзо­ти­че­ский цве­ток более тща­тель­но.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское зна­че­ние.

Узнаем более подроб­но о состав­ном имен­ном ска­зу­е­мом.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связ­ке.

Аллея из мож­же­вель­ни­ка будет как тро­пин­ка в лесу.

Порядок выделения грамматических основ

Представленная ниже схе­ма помо­жет научить­ся пра­виль­но выде­лять грам­ма­ти­че­ские осно­вы пред­ло­же­ния.

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»


Источник

Грамматическая основа предложения с примерами

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова. Прочитав эту статью 5-ege.ru, вы сможете легко её найти в любом предложении.

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.2) конструкциями:

— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно. Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Грамматическая основа предложения с примерами

Источник

Грамматическая основа предложения в русском языке

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Основные понятия

Предложение представляет собой языковую единицу, грамматически организованное объединение слов. Оно должно иметь интонационную и смысловую законченность. Все слова в нём называются членами предложения. Они делятся на:

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Узнать, что такое грамматическая основа в русском языке, несложно — это подлежащее и/или сказуемое. Ее также называют предикативным ядром или основой. Такое название связано с тем, что члены предложения связаны между собой при помощи предикативной связи, то есть связи между подлежащим и сказуемым. Несложно и понять, как подчеркивается грамматическая основа, — это одна прямая линия для подлежащего и две — для сказуемого.

Важно помнить, что грамматическая основа может состоять только из одного члена — подлежащего или сказуемого. Второй член подразумевается, но опускается. Пример грамматической основы из одного слова: «Иду к вам» (Подлежащее «я» опущено), «Это береза» (сказуемое «есть» отсутствует).

Также фраза может не иметь главных членов вообще. Пример: «Когда ты поедешь в деревню?» — «Завтра» (отвечает на вопрос «Когда?» и не может являться подлежащим или сказуемым).

Виды предложений

Все предложения делятся на несколько типов, которые связаны с количеством и составом грамматической основы. По строению и структуре они бывают следующими:

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Также предложение может иметь однородные подлежащие или сказуемые, если их несколько.

При синтаксическом разборе предложения в классе или онлайн необходимо указать в начале каждую характеристику.

Главное слово

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. При разборе его выделение производится подчеркиванием одной чертой. Подлежащее может быть выражено практически любым словом:

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Найти подлежащее в предложении нетрудно — это главное слово, о котором идет речь. Чаще всего оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?». При способе нахождения через сказуемое вопрос правится на «Делает кто/что?». Пример: «Книга лежала на самом краю стола». О чем идет речь в предложении? — О книге. Что книга делала? — Лежала. Второй вариант: Что делают в предложении? — Лежат. Что лежит? — Книга.

Действия подлежащего

Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами. Сказуемое может быть выражено:

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Важно отличать сказуемое, состоящее из глагола и прилагательного, от сказуемого и определения. Поскольку вопрос к определению может идти только от подлежащего, словосочетания, в которых прилагательное относится к сказуемому, являются целым сказуемым.

Пример: «Маша лежала больной». «Лежала больной» — лежала (какой?) больной — сказуемое, состоящее из 2 слов. Но «Больная Маша лежала» — Маша (какая?) больная (что делала?) лежала — сказуемое «лежала».

Сказуемое может быть простым (состоит из одного глагола) и составным (из двух и более слов). Составной глагол делится на разные виды в зависимости от конструкции:

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Также может встречаться осложненное сказуемое. Оно состоит из нескольких глаголов или глаголов и именных частей, чаще всего из трёх и более слов. Примеры: «Я хочу начать учиться», «Я хотел бы стать врачом».

Дополнительные члены

Если предложение состоит только из главных членов, оно является нераспространенным. Наличие любого второстепенного члена делает его распространенным. Второстепенными могут быть:

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

При выполнении задания или упражнения по разбору предложения сперва необходимо понять, какие члены предложения распространяют грамматическую основу, затем найти по порядку второстепенные.

Подлежащее и сказуемое — это ядро предложения. Фраза может состоять только из одного главного члена, но не иметь ни одного она не может, так как в них заключен смысл. При синтаксическом разборе ядро находится в первую очередь, от него затем ищутся второстепенные члены.

Источник

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий.

Завтра обязательно наступит.

Далече грянуло ура.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

Смотрите также:

Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Смотреть картинку Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Картинка про Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры. Фото Грамматическая основа предложения 2 класс русский язык что это примеры

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *