Грамматическое значение слова что это 2 класс
Что такое грамматическое значение слова? Приведите примеры пожалуйста
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Грамматическое значение — часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
1. В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания (флексии): кот — коты (число), кота — котом (падеж), иду — идешь (лицо) и т. п.
2. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть — назвать (категория вида), бежите — бегите (категория наклонения).
3. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать — разрезать (значение вида).
4. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек — люди (категория числа), я — меня (категория падежа).
5. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый (превосходная степень прилагательного).
6. Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать (значение будущего времени), я читал бы (значение сослагательного наклонения).
7. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол (субъектно-объектные отношения оформляются подлежащим и дополнением).
8. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел. Он пришел?
Лексическое грамматическое значение слова 2 класс
Урок-исследование. Русский язык 2 класс. Три значения слова: лексическое, грамматическое (морфологическое), синтаксическое.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс
«Три значения в русском языке: лексическое, грамматическое, синтаксическое »
Проведем опыты со словами, с предложениями.
Поучимся составлять модель по предложению и предложения по модели.
Понаблюдаем за взаимосвязью между грамматическим значением слов и их синтаксической ролью в предложении.
Обобщим знания о трех значениях слова. Выводы.
В русском языке у слова есть 3 вида значения:
Лексическое значение слова
– это смысл, понятие слова.
– это принадлежность слова к какой-то части речи :
— местоимению и другим.
– это связь слов в предложении и их роль :
Давайте понаблюдаем, как проявляются эти значения при составлении предложений. Проведем опыт:
Понаблюдаем, как меняются слова при составлении предложений.
— Определим лексическое значение каждого слова.
— Теперь определим грамматическое значение слов: какие это части речи?
-Имеет ли смысл этот набор слов?
— Составьте предложение, расположив части речи в таком порядке:
— Запишем предложение в тетрадь
— Что изменилось в словах в предложении? Что не изменилось?
— Как вы думаете, почему появился смысл?
— Определим грамматическую основу предложения (главные члены):
найдем подлежащее и сказуемое, подчеркнем.
— Задайте вопрос ко второстепенному члену предложения (определению).
— Подчеркнем синтаксическую роль каждого слова: подлеж., сказуемое, определ.
Мы получили МОДЕЛЬ нашего предложения:
Придумайте свои предложения по этой модели.
Запишем полученные предложения и определим синтаксическую роль слов в предложении.
Сияют
далёкие
звезды.
Летят
перелетные
птицы.
Ль ют
си ль ные
дожди.
Жу ча т
весе нн ие
ру чь и.
— Назовите все подлежащие ( ) в наших предложениях.
-Какой частью речи выражены?
-Какой частью речи выражены?
— Какой частью речи выражены? Вывод_____
Вернемся к нашей первой таблице:
Слова в русском языке имеют 3 вида значения:
Лексическое значение слова
Грамматическое значение – части речи:
— местоимение и другие.
– это связь слов в предложении и их роль :
— После того, как мы составили предложение, какое появляется значение у слов?
Что изучает СИНТАКСИС?
Синтаксис – это главные и второстепенные члены предложения.
Синтаксис – это различные модели предложений.
Что нового узнали на уроке:
— Какие 3 вида значений есть у слова в предложении?
— Что меняется у слов при составлении предложений?
-Что изучает синтаксис?
-Какое значение (или роль) появляется у слов в предложении?
-Какими частями речи являются слова в нашем предложении?
— Лексическое значение, грамматическое и синтаксическое;
— порядок слов в предложении, роль каждого слова в предложении;
— определенные модели предложений и словосочетаний;
— синтаксическая роль: подлежащее или сказуемое, или определение, или другие;
— существительное, прилагательное, глагол и другими
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Эт от урок Русского языка был подготовлен в качестве урока-исследования. Детям в рамках урока было предложено стать учеными-исследователями в области языкознания и получить «нобелевскую» премию в виде отличных оценок. Физкульт. минутка в конспекте урока не значится, но она проводилась в середине урока (это обязательное условие урока).
Зачастую дети путают синтаксическую роль в предложении и грамматическое значение слова, плохо представляют, что такое форма слова. Данный урок был удачным экспериментом.
Цели урока: исследовать слово с 3-х сторон: лексическое значение, грамматическое (части речи) и синтаксическое (роль в предложении). Закрепить понятие формы слова. Провести эксперимент — анализ модели предложения, где раскрывается все 3 значения слова. Показать взаимосвязь грамматического значения, лексического и формы слова.
Тема урока: Три значения слова: лексическое, грамматическое и синтаксическое.
Тип урока: урок-исследование: знакомство с новыми знаниями посредством эксперимента, наблюдения, сравнения и анализа.
Методы и приемы: практический метод, беседа, учебный диалог, анализ, сравнение, обобщение, синтез.
Обучающие: дать целостное понятие о 3-х значениях слова, научить детей различать части речи и синтаксическую функцию, показать взаимосвязь грамматического значения и синтаксической роли слова, закрепить понятие формы слова, научиться составлять модель предложения и предложение по модели.
Развивающие: развивать логического мышления, учить анализировать, обобщать и делать выводы
Воспитательные: воспитание чувства гордости за столь многогранный русский язык, который может раскрываться по-новому на каждом уроке.
Оборудование: проектор, экран, тетради, ручки.
Что такое лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Урок русского языка «Что такое лексическое значение слова»
план-конспект урока (2 класс)
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: — способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
— создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
— способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-Б классе
Учитель Банашко Е.В.
Тема : «Что такое лексическое значение слова»
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: — способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
— создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
— способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Личностные : расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные : научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
1. Организационный момент.
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
Спинку ровненько держу,
Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!
– Ребята, посмотрите на экран. Покажите мне какое у вас настроение.
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.
Я хочу вам пожелать:
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки
и ваших радостных глаз.
Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? ( составить предложение)
Снег,деревья, пушистый, накрыл
— Составьте предложение из слов, запишите его.
Пушистый снег накрыл деревья.
– Найти знакомые орфограммы ( пушистый-
ШИ с буквой И; снег– парный согласный на конце слова; деревья- разделительный мягкий знак.
1 вариант – найти и подчеркните основу предложения,
2 вариант выписать пары слов.
4.Изучение учебного материала.
— Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.
Успехов вам! Мудрая сова.
— У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово.