Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Значение слова «грамматика»

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

1. Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и соответственно этому состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Сравнительная грамматика. Историческая грамматика.

2. Совокупность норм изменений слов и сочетаний их в предложении, присущая какому-л. языку. || Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-л. языка. Школьная грамматика.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Говоря о грамматике как науке, выделяют:

историческую грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в развитии через сравнение различных этапов истории языка;

синхронную грамматику — науку, изучающую строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане (в XIX веке эта дисциплина именовалась описательной грамматикой).

ГРАММА’ТИКА [ама], и, ж. [греч. grammatikē]. Учение о строении какого-н. языка или группы языков (лингв.). Французская г. Историческая г. Сравнительная г. славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-н. языка. Я купил себе грамматику.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

грамма́тика

1. лингв. формальный строй языка, система его морфологических и синтаксических категорий и форм

2. наука о таком строе ◆ Языкознание же всё-таки рядом с грамматикой, а грамматика по трудности всегда казалась Сталину рядом с математикой. Александр Солженицын, «В круге первом», 1968 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ)

3. книга или иное пособие с описанием такого строя

Делаем Карту слов лучше вместе

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 классПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рогожа (существительное):

Источник

Что такое грамматика: понятие, состав, направления

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем нам известен термин “грамматика” как нечто из области языкознания. Однако, что кроется под этим определением, не так очевидно.

Мы чаще обращаемся к производному понятию: грамотной называем правильную речь, грамотным — образованного человека.

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Сегодня же разберемся в том, что такое грамматика как раздел лингвистики, поговорим о её составляющих, направлениях исследования, связи с другими дисциплинами, а также о синхронии и диахронии.

Грамматика — это.

Слово “грамматика”, как и названия большинства разделов лингвистики, восходит к древнегреческому языку. Вообще античное γραμματική (грамматикЭ) восходит к лексеме γράμμα (грамма), что в свою очередь буквально переводится на русский язык как “буква”, “написание”.

То есть изначально термин соотносился с правильной письменной речью. Профессор и академик РАН Н.Ю.Шведова в статье для энциклопедии “Русский язык” дает сразу три определения для данного термина. Первое и основное таково:

Грамматика — это формальный строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов словопроизводства.

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Проще говоря, грамматика как раздел языкознания объединяет три других раздела: словообразование, морфологию и синтаксис.

Многие упускают её из виду именно потому, что на упоминание грамматической науки как таковой уделяется несколько минут, а далее учителя подробно останавливаются на её составляющих.

Второе определение более касается самой структуры лингвистики:

Грамматика — это раздел языковеденья, который изучает формальный строй языка, его организацию и категориальное строение.

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Словом, структурный раздел науки о языке, изучающий всё то, что изложено в первом определении.

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Наконец, под грамматикой также понимают и функционал отдельных категорий лингвосистемы, поэтому можно встретить такие словосочетания, как грамматика существительного, глагола, предлога, падежа и т.д.

Два подхода к исследованиям

Грамматика русского языка изучается в синхронии и диахронии.

У каждого из этих направлений в исследовании есть своё определение:

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Важно понимать, что синхронную грамматику не обязательно интересует только современная картина. Этот языковой “срез” может быть сделан как для нашего времени, так и для, к примеру, второй половины XVIII века.

Задача ученого в таком случае только описать грамматический строй в определенный период, но не сравнивать его с оным в другое время. Поэтому синхронная грамматика в XIX веке также называлась описательной.

Структура и основные единицы грамматики

Грамматика может быть разложена на три основных направления в зависимости от научных интересов:

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Практически весь школьный курс русского языка — это изучение грамматики.

Именно она рассматривает части речи, падежи, формы глагола, члены предложения и т.д.

Соответственно основными единицами грамматики называет морфему, слово, словосочетание, предложение.

Внутренняя классификация

Внутри науки о грамматическом строе выделяется несколько важных направлений. Итак, грамматика бывает:

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Существует также классификация на основе предмета изучения:

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

О делении грамматики на синхронную и историческую мы писали выше, но это также можно рассматривать как внутреннюю классификацию науки.

Связь грамматики с другими дисциплинами

Грамматика — одна из основ лингвистики как таковой. Она тесно связана с другими разделами языкознания, среди которых важнейшие места занимают:

Таким образом, грамматика тесно вписана в структуру языкознания. И сегодня мы рассмотрели вопрос о том, что это такое, изучили внутреннюю структуру и основные направления. Довольно доступно об этом вопросе рассказывают также в этом видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Странно, я думал, что все со школы знают, что такое грамматика) Хотя встречаются уникумы, которые пишут это слово «граматика»))) И им по 35-40 лет, дети, хорошая работа и так далее))

На самом деле познавательно все это вспомнить, что в статье, но я думал, что любой человек, который говорит на русском языке, знает, что такое грамматика. Хотя вспоминая этого моего знакомого, нужно ему ссылку на статью выслать, пусть вспоминает)

Источник

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Что такое грамматика?

Пришла пора подводить итоги. Чем же завершается наш первый учебный год в средней школе? Чему мы научились, насколько стали умнее и образованнее? Давайте немного повторим то, с чем знакомились весь учебный год.

Итак, мы изучали грамматику. Вспомним, что это очень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова грамма, то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным.

В России первую научную грамматику составил М. В. Ломоносов. Эта же грамматика была и школьной. М. В. Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики. Он писал: «Российская грамматика есть знание, как говорить и писать чисто российским языком по лучшему, рассудительному его употреблению».

«Все науки, – разъяснял Ломоносов, – в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Что же такое грамматика? Грамматика – это совокупность правил об изменении слов и сочетании слов в предложении; это основной закон языка. Без нее все слова были бы мертвым капиталом. Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. Без знания грамматики этого сделать нельзя!

Маленький ребенок, научившись говорить, строит предложения по всем правилам грамматики, еще не зная (не понимая), что такие правила существуют. Он говорит более или менее правильно, если его родители и другие люди, которые учат его говорить, сами владеют хорошей русской речью.

Но такого человека легко сбить с толку. Он может незаметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не знает, что правильно и что неправильно. Да и речь его довольно бедна: склонять, спрягать, соединять отдельные слова

в предложения он научился бессознательно, как научился ходить. Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, – вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка, то есть грамматики.

Играть на любом музыкальном инструменте можно и без нот – по слуху. Но тот, кто занимается серьезной музыкой, а не подбирает одним пальцем «Чижика», никогда не довольствуется игрой по слуху.

Конечно, нас учит правильно говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живой речи. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать грубые ошибки.

Ученик 9-го класса писал сочинение по произведению А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В небольшом абзаце он употребил шесть раз слово был (что может свидетельствовать о скудном запасе слов): «Крестьянская изба была очень грязная. Стены и потолок были покрыты сажей. Печь была без трубы, пол был на вершок покрыт грязью. На окнах были натянуты пузыри, которые чуть-чуть пропускали свет. Детишки были раздетые».

Измените это описание, употребив слово был не более двух-трех раз.

В нашем языке есть слова удивительные: не то глаголы, не то существительные – течь, печь, сечь, стать. Например, в предложении: Беда, коль пироги начнет печи (печь) сапожник, а сапоги тачать пирожник – слово печь – это глагол. А в предложении: Доменная печь была построена досрочно – слово печь – это существительное.

Придумайте предложения, в которых слова печь, течь, сечь, стать были бы глаголами и существительными.

Вы наверняка замечали, что словарь некоторых ребят беден, однообразен. Особенно режет слух частое употребление слова сказал. А ведь русский язык богат синонимами. Так, например, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь. Вот наиболее характерные из них:

говорить, заговорить, проговорить, говаривать

сказать, сказывать, высказать

произнести, промычать, вымолвить, изречь

выражаться, растягивать свою речь, вставить свое слово

начать, продолжать, подхватить, повторить, вспомнить, твердить

шепнуть, прошептать, слышался шепот

закричать, кликнуть, воскликнуть, возопить, завопить

броситься с криком, загреметь (голосом), затрещать (голосом)

фыркнуть в ответ, ругаться, жаловаться

процедить сквозь зубы, промычать, проворчать

бормотать, пробормотать, пролепетать, залепетать

спросить, переспросить, осведомиться, обратиться

отвечать, ответствовать, отзываться, отозваться

вмешиваться, вмешаться, перебить

согласиться, поддакнуть, подтвердить, договариваться

возразить, поспорить, опровергать, уверять, внушить

рассказывать, рассуждать, пуститься толковать, растолковать

докладывать, доложить, сообщить, распространиться

рассыпаться, объясниться, объяснить, объявить

беседовать, потолковать, поболтать упоминать,

упомянуть, намекнуть, заметить

прибавить, подсказать, советовать

распорядиться, велеть, величать, осудить и др.

Если обратиться к рукописям других писателей (Л. Н. Толстого, А. И. Лескова, Н. С. Куприна, А. П. Чехова, М. Горького), то мы увидим, какой титанический труд лежит за простыми, ясными строчками, которые всех нас восхищают. От редакции к редакции писатель добивается точности, выразительности слова, его полной согласованности со всем строем речи, стремится освободиться от ненужных разговорно-фамильярных элементов языка, от стилистически неоправданных книжных элементов, от нехарактерных иностранных и диалектных слов, от излишних определений.

Из всего этого следует вывод, что необходимо серьезно, вдумчиво относиться к речи – как устной, так и письменной. Речь можно сравнить с драгоценным камнем: чем большей обработке подвергается, тем лучше становится.

1. Подберите к следующим словам по два слова: одно – совпадающее по значению (синоним), другое – с противоположным значением (антоним).

быстрый, найти, ненависть, работа, скука, смелый

2. Замените одним словом следующие выражения.

б) оставить с носом

в) зарубить на носy

г) не в бровь, а в глаз

е) душа в пятки ушла (у него)

г) метко, точно (о словах)

д) приуныть, загрустить

3. Распределите слова по родственным корням.

поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носить, заносы, носящий

4. Что означают следующие словосочетания?

5. С помощью какого суффикса топор легко «превратить» в его рукоятку, а ножи и ноги «сделать» ужасными и неразличимыми?

С помощью суффикса – ищ-.

6. От каких различных корней могут быть образованы глаголы вожу, лечу?

возить – вожу лечить – лечу

водить – вожу лететь – лечу

7. Как правильно сказать: Я кушаю или Я ем?

Правильно – я ем, так как глагол кушать в 1-м лице не употребляется.

С буквой т я спутник всех предметов

И всегда борюсь со светом.

С д – полсуток весь мой срок.

С л – большой людской порок.

9. Исправьте предложение. Учитель одел очки и стал читать.

Учитель надел очки.

Задание на дом. Составьте по 5 предложений со словами одеть и надеть.

Приобрести тренировочные варианты егэ по русскому языку 2022 можно на сайте издательства Легион.

Источник

Грамматика русского языка

Содержание

Части речи

В русском языке традиционно выделяются 10 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Первые 6 из них — знаменательные; предлоги, союзы и частицы — служебные; междометия не относятся ни к одному из этих классов. Иногда особыми частями речи считают причастие и деепричастие. Некоторые грамматисты выделяют также категорию состояния.

Части речи выделяются как по морфологическим (особенности словообразования и словоизменения) и синтаксическим (особенности роли в предложении), так и по семантическим признакам. В различных категориях преобладают различные критерии. Так, существительные, прилагательные и глаголы имеют чёткие морфологические признаки, отделяющие их от других частей речи. В то же время, например, местоимения разделяются на несколько классов, морфологически близких к существительным, прилагательным и наречиям, поэтому выделяются за счёт особенностей своей семантики.

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Имя существительное

Имя существительное обозначает предмет, в предложении может быть подлежащим, дополнением, сказуемым.

В 1-м и втором склонениях различаются мягкий и твердый типы в зависимости от характера последнего согласного основы.

Кроме того, выделяют ряд существительных, не подпадающих под эти типы (10 существительных среднего рода на -мя и слово путь); многие иностранные существительные с нестандартными для русского языка окончаниями (и, у и др.) не склоняются.

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Имя прилагательное

Имя прилагательное изменяется по падежам, числа и родам. Род, падеж и число прилагательного выражаются его окончанием.

Склонение прилагательных

В отличие от существительных прилагательные изменяются в целом по одному образцу, различаются только мягкий и твердый типы склонения.

Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Смотреть картинку Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Картинка про Грамматика что это такое в русском языке 5 класс. Фото Грамматика что это такое в русском языке 5 класс

Глагол

Грамматические категории русского глагола

Глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Категория вида относится по различным причинам к словообразовательным, но в ряде случаев влияет на словоизменение глагола.

Традиционно выделяется три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. (Кроме того, инфинитив, причастие и деепричастие характеристики наклонения не имеют).

В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам. В настоящем и будущем времени глагол изменяется по числам и лицам, а в прошедшем по числам и родам.

Две основы глагола

Формы глагола образуются от двух основ. Первой является основа инфинитива (от нее образуются собственно инфинитив, прошедшее время и сослагательное наклонение, причастие и деепричастие прошедшего времени), а второй — основа настоящего времени (от нее образуются настоящее время, повелительное наклонение, причастие и деепричастие настоящего времени).

Чтобы найти основу инфинитива, надо от формы единственного числа женского рода прошедшего времени отнять конечное -ла.

Чтобы найти основу настоящего времени, надо от формы 3-го лица множественного числа настоящего времени отнять окончание -ат или -ут (окончаний -ят и -ют не существует — это чисто графические варианты: их наличие после гласной говорит, что основа настоящего времени оканчивается на суффикс -j-, после согласной — о том, что основа оканчивается на мягкий согласный).

Например, кидать: кидала — основа инфинитива кид-а-, кидают (= кид-а-j-ут) — основа настоящего времени кид-а-j-; водить: водила — основа инфинитива вод-и-, водят — основа настоящего времени вод’- (но в первом лице единственного числа основа вож-), назвать: назвала — основа инфинитива на-зв-а-, назовут — основа настоящего времени на-зов-

Соотношение этих основ очень сложно. Выделяется более 20 типов образования основы настоящего времени от основы инфинитива, хотя новые глаголы образуются только по пяти из них. В результате дать какие-либо правила определения одной по другой невозможно.

Формы, образуемые от основы инфинитива

Собственно инфинитив образуется от основы инфинитива при помощи суффикса -ть.

Сочетание инфинитива с вспомогательным глаголом быть образует будущее время глаголов несовершенного вида.

Форма прошедшего времени образуется от основы прошедшего времени при помощи суффикса -л- и окончаний, указывающих на род и число. -0 для мужского рода единственного числа, — для женского рода единственного числа, — для среднего рода единственного числа, — для множественного числа.

При помощи присоединения к форме прошедшего времени частицы бы образуется форма сослагательного наклонения.

От основы прошедшего времени при помощи суффикса -вш- и окончаний прилагательного образуется причастие прошедшего времени действительного залога, при помощи суффикса -ан(н)- — причастие страдательного залога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *