Гранатовый браслет в чем трагедия

«Гранатовый браслет» Куприна: соната настоящей любви

Одно из самых известных произведений А.И.Куприна – «Гранатовый браслет». В повести довольно необычно подана вечная тема любви. Чтобы понять все смыслы, заложенные в рассказе «Гранатовый браслет» нужно более детально рассмотреть сюжет книги. При подробном анализе повести «Гранатовый браслет» смысл произведения раскрывается намного полнее.

Краткое содержание

Начинается «Гранатовый браслет» с эпиграфа, смысл которого становится понятен к концу произведения. Композиционно повесть представляет собой последовательное изложение событий, пришедших к логическому завершению.

Интересно! Толчком к написанию повести послужила реальная история друзей Куприна – семьи губернатора Любимова, жена которого стала прототипом главной героини.

В книге Гранатовый браслет смысл проще понять, имея представление о персонажах и развитии сюжетной линии.

Персонажи

Место действия – Ялта. Время действия – сентябрь.

Сюжетная линия

К концу летнего сезона погода на побережье испортилась, вынудив дачников разъезжаться по домам. Поэтому на именинах Веры Шеин присутствовали только самые близкие, чему княгиня была даже рада.

В разгар приема горничная передала княгине пакет, принесенный посыльным. Внутри посылки находился браслет с приложенной к нему запиской. Браслет был изготовлен из золота и украшен гранатовыми камнями.

Кинув взгляд на письмо, княгиня догадалась, что оно от давнего тайного поклонника. Неизвестный обожатель обращался с просьбой принять в дар фамильное украшение.

Во время застолья князь Шеин поведал гостям о тайном поклоннике жены, присылающем ей письма на протяжении нескольких лет. Услышав рассказы князя, генерал Аносов обратил внимание на то, что возможно это и есть та самая настоящая любовь – мечта многих женщин.

После ухода гостей княгиня показывает мужу и брату подарок и письмо. Мужчины решают прекратить назойливое преследование, компрометирующее их семью.

Князь Василий и Николай отправляются к обожателю княгини – Желткову. Они возвращают ему подарок, требуя оставить княгиню в покое. Желтков соглашается и просит передать любимой женщине последнее послание.

Наутро Вера узнает из газет о самоубийстве Желткова и решается сходить посмотреть в первый и последний раз на любившего ее человека. На квартире покойного героиня застает квартирную хозяйку, которая передает княгине последнюю просьбу Желткова – послушать сонату № 2 Бетховена.

Вернувшись домой, Вера Николаевна просит Рейтер сыграть для нее сонату, во время исполнения которой по лицу княгини катятся слезы.

Объяснение сюжета

Своему произведению Куприн дал название украшения, присланного главной героине. Название не только дает представление о содержании рассказа Гранатовый браслет, но и указывает на глубокий смысл повести. Ведь недаром автор так подробно описывает драгоценность.

Основа браслета – низкопробное золото, инкрустированное дорогими камнями граната. Таким образом, автор хотел показать, что с виду непримечательный человек, каким являлся Желтков, может испытывать сильные, искренние чувства.

Любовь стала основной идейной мыслью, выраженной в повести. Автор показывает разные варианта этого чувства:

На примере Георгия Куприн показывает важность чувств в жизни любого человека. Любовь Желткова в «Гранатовом браслете» была настолько велика, что без нее он не видел смысла в жизни и решился на самоубийство.

Но в книге Гранатовый браслет смысл произведения заключается не только в показе чистой, жертвенной любви.

Проблематика, затронутая в повести довольно обширна. Наряду с неразделенной любовью, автор поднимает темы:

Повесть Куприна наполнена глубоким нравственно-философским содержанием. Любовь Желткова обречена не только из-за неразделенности чувств. Герои относились к разным социальным слоям. Их сближение в те времена было невозможно.

Желтков прекрасно понимал это, поэтому не ждал ничего взамен. Гранатовый браслет – это не просто подарок, это символ безусловной любви, являющейся смыслом жизни героя.

В чем суть концовки

Заканчивается повесть прослушиванием Верой Николаевной сонаты № 2 Бетховена, в которой выражен смысл финала «Гранатового браслета». Соната символизирует несчастную, но вечную любовь.

Музыка олицетворяет все недосказанное словами. Именно соната стала символом пробуждения души героини.

Интересно! Творчество Бетховена было чувственно близко Куприну. Возможно, поэтому музыкальный фрагмент сонаты великого композитора стал определяющим при написании повести.

Музыка является связующим звеном между Желтковым и Верой, придавая сонате в «Гранатовом браслете» особый смысл. Слушая мелодию и размышляя над прошедшими событиями, героиня внезапно осознает, что мимо нее прошло большое и редкое чувство, которое вряд ли повторится в ее жизни.

Несмотря на то, что история кажется завершенной, дальнейшая жизнь героини остается под вопросом. Конечно, она не уйдет от мужа. Но как сложатся их дальнейшие отношения – неизвестно.

Несмотря на трагический финал, повесть вселяет надежду на всепобеждающую силу любви, возвышающую человека над всем ничтожным и мелким.

«Гранатовый браслет» заставляет читателя задуматься о смысле жизни, долге, чести, о редко встречающейся истинной любви. Автор как бы предупреждает – нужно уметь вовремя распознать ее, чтобы позже не жалеть об упущенном шансе, которого возможно больше не будет.

Источник

Почему любовь должна быть трагедией, или мысли о рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Почему любовь должна быть трагедией, или мысли о рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

«Любовь юная, поэтическая, уносящая в мир грёз — на земле только она одна может дать счастье!» — эти слова Антона Павловича Чехова как нельзя лучше характеризуют ту любовь, о которой говорится в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Это прекрасное чувство, которое делает жизнь человека ярче и красивее, многократно изображалось разными писателями на страницах своих произведений. И каждый из этих писателей высказывал свою точку зрения на этот счёт. Давайте же вспомним о том, что думает об этом чувстве Александр Иванович Куприн.

«Вот и всё. Ещё один рассказ завершается смертью героя, и снова на почве любви», — так думается мне после прочтения произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Как-то странно. Раньше казалось, что любовь – это доброе и прекрасное чувство, и не может оно ассоциироваться с грустью или трагедией. Однако именно трагически заканчиваются многие любовные произведения русских классиков. Их герои либо страдают, либо и вовсе уходят из жизни, некоторые даже добровольно. Так произошло и в этом рассказе. Так зачем же Александр Иванович рассказывает нам эту историю? И почему эта история заканчивается так печально?

«Почём знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», — эти слова генерал Аносов сказал не зря. Он действительно знал, о чём говорит. Он смотрит на эту ситуацию через призму собственного жизненного опыта. И он понимает, что здесь речь идёт о «другой» любви: возвышенной, великой, божественной; той, которая бывает только раз… и навсегда. Вот что испытал Желтков, и вот что давало ему счастье! Возможность видеть её… Наблюдать за ней… Держать в руках вещи, которые держала она… Радоваться мысли о том, что она, возможно, примет его подарок… Эта любовь, пусть и безответная, есть теперь смысл его жизни. А если лишить жизнь человека смысла, то… Собственно, что человеку остаётся делать на этом свете? И вот уже печальный конец рассказа не кажется таким уж нелогичным…

А что могла сделать Вера? Продолжать верить в то, что этот тайный почитатель – всего лишь пустяк, а её собственная личная жизнь её вполне устраивает? Так-то оно так, но вот в том, что она не совсем счастлива, нет никаких сомнений. И хуже всего ей становится, когда она понимает, что вместе с Желтковым ушла и великолепная возможность стать действительно счастливой. Мысль о неиспользованной возможности – что может быть ужаснее.

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться», — устами дедушки говорит сам Куприн. И доказывает свою теорию наглядным примером в лице Желткова. Александр Иванович хочет сказать нам, что без любви нет жизни. Не знаю, бывает ли такая «прелестная, поэтическая» любовь на самом деле. Скорее всего, нет… Однако спустя несколько лет моё мнение на этот счёт, наверное, поменяется.

Сочинение на тему «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире»

Повесть наполнена тем прекрасным чувством, которое невозможно купить, для него не существует таких понятий как «богатый » или «бедный », существует лишь «влюбленный» и «не влюблённый», ради искренности которого можно даже отдать жизнь. Сегодня в мире очень сложно найти того человека, который был бы одержим этим высоким чувством — любовью. Все больше происходит семей так сказать «по расчету». Куприн устами Аносова говорит о любви, как о самой великой тайне в мире, она всегда должна быть трагедией.

Никакие компромиссы, удобства или расчеты не могут вмешиваться в любовь. Вера (Княгиня) говорит, что её любовь к мужу уже давно превратилась в чувство верной дружбы. Поэтому, она уже не имеет желания менять это чувство покоя и уверенности в завтрашнем дне на пылкую страсть, ведь, возможно, она не имеет продолжения.

Но ведь любовь является той страстью, испытывая которую думать возможно лишь о любимом человеке, больше ни о чём, это именно то чувство, которое «поглощает» человека без остатка. Но есть и другое мнение об этом: то, что человек, любя, теряет голову, не думая о том, что будет завтра — это хорошо. К сожалению, она не спасает от повседневных проблем.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

О любви можно говорить без усталости, приводить примеры или истории из жизни. Но она столь многогранна, что полностью понять влюбленных вы не сможете никогда… Это возможно будет лишь тогда, когда Вы полюбите сами, хотя это будет не похожим ни на одну другую любовь…

Сам Куприн считал, что ничего более целомудренного, чем «Гранатовый браслет» он не писал. Согласитесь, его замечание правдиво, ведь у него так много превосходных рассказов о чистой любви. Но они не сравнимы с «Гранатовым браслетом». Куприн благословлял любовь всему: вечной женской красоте, людям, небесам, земле, воде и даже цветам.

Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

Похожие материалы:

«Любовь должна быть трагедией!»

Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет»

Р Ассуждая об идейно-художественном своеобразии небольшого литературного произведения на экзамене, выпускнику очень важно найти удачный стержень для своего Сочинения — иначе все наблюдения над текстом будут рассыпаться как кусочки мозаики. Чтобы этого избежать, нужно, на наш взгляд, не ставить перед собой глобальную задачу целостного анализа, а ограничить себя поисками в какой-то одной сфере — и тогда, возможно, пройдя по найденной
узенькой «тропиночке» внутрь произведения, мы сумеем по пути увидеть гораздо больше того, что могли бы поначалу ожидать.

должна бы новеллизм разрушать, так как нацелена на более спокойное повествование, не чуждое описаний и замедления действия. Спросим учеников: можно ли увидеть элементы новеллы в «Гранатовом браслете»? Чувствуется ли, что Куприн умеет строить сюжет и держать читателя в напряжении?

Как формируется в повести, задолго до трагического финала, ощущение тревоги? Можно ли сказать, что автор не перестает интриговать читателя по ходу развития действия? Интересно ли читать эту повесть, динамична ли она?

Есть ли в ней что-то необычное, странное, на первый взгляд немотивированное, но объясняющееся потом?

Нам важно выслушать все ответы учеников. Обычно они достаточно кратки, поэтому этот момент урока не займет много времени — зато мы сумеем коллективно вспомнить все острые моменты повести, увидеть, что автор с самых первых строк начинает формировать в читателе ощущение тревоги, «подсовывать» ему разные неожиданности и загадки, которые будут разогревать читательский интерес. То Анна посреди веселого разговора с сестрой внезапно вскрикнет в ужасе и побледнеет — ее испугает высота обрыва, на котором она стоит; то вдруг гостей на именинах окажется тринадцать — и Вера с тревогой про себя это отметит; то неожиданно вспыхнут гранаты на браслете «алыми, кровавыми огнями».

А может быть, это откровенный эпатаж?

Правда, и сам генерал признается, что такой любви уже не застал, что самому ему известно лишь несколько случаев, отдаленно напоминающих эту любовь. Эти его слова как бы отодвигают существование настоящей любви в еще более давнее, совсем уже невозвратимое прошлое: «…Люди в настоящее время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!»; «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?

Та, про которую сказано — «сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость»; «Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники?»

Но Василий Львович или не расслышал ее слов, или не придал им настоящего значения». Герои повести не «придают настоящего значения» любви, не могут понять и принять всей ее серьезности и трагичности.

И наконец перейдем к центральной части фразы. Императивность ее тона не оставляет сомнений — путь героев повести «пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Чудо, давно подспудно ожидаемое Верой, происходит. Мотив Ожидания чуда заявлен в самом начале повести: «…сегодня был день ее именин — семнадцатое сентября. По милым, отдаленным воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного».

Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, неизменности, она преображает Веру, лишая покоя, волнуя — она дает жизнь.

И как бы потом ни сложилась его жизнь со всеми ее падениями и удачами… он всегда, даже в старости, — он, позабывший имена и лица, — благодарно и счастливо улыбнется, вспомнив фиалки, приколотые к груди принцессы из сказки. Потому что на его долю выпало редкое счастие испытать хоть на мгновение ту истинную любовь, в которой заключено все: целомудрие, поэзия, красота и молодость».

Источник

Трагедия любви в произведении А. Н. Куприна «Гранатовый браслет»

Крайне полна, богата, разнообразна была жизнь Александра Ивановича. Все, что он видел и пережил в своей жизни, рано или поздно отразилось в его произведениях.

В 1905 году вышел первый тираж «Поединка». Он разошелся в один месяц и принес автору всероссийскую славу. Вокруг повести кипела ожесточенная литературно-критическая полемика. В сентябре Куприн уезжает в Балаклаву. На студенческом вечере читает отрывки из повести «Поединок». 11-15 ноября происходило восстание на крейсере «Очаков». Куприн каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь, чтобы быть свидетелем событий. 15 ноября становится очевидцем расстрела крейсера, помогает укрыть в окрестностях Балаклавы нескольких матросов, спасшихся с «Очакова». Воспоминания об этих событиях и этом городе легли в основу сюжета цикла очерков «Листригоны» (1907-1911) и «Гусеница» (1918).

В марте 1907 года Куприн расстается с первой женой, Марией Карловной Куприной. Его второй женой становится Елизавета Морицовна Гейнрих, дальняя родственница Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. 21 апреля 1908 года у Александра Ивановича и Елизаветы Морицовны родилась дочь Ксения. В 1909 году выходит сборник «Земля» с текстом первой части романа «Яма». 13 сентября Куприн совершает полет на воздушном шаре, которым управляет давний друг писателя, знаменитый авиатор Сергей Исаевич Уточкин. 28 октября Куприн в водолазном скафандре опускается на морское дно, а в декабре пишет очерк «Водолазы» для цикла «Листригоны». В 1912 году Куприн с семьей уезжает за границу, посещает юг Франции, Италию, Испанию. В 1913 году на материале путешествия будет написан цикл очерков «Лазурные берега». В конце сентября 1914 года Куприн совершает поездку по прифронтовым городам Западного края (Двинск, Вильно, Ровно). Писатель сотрудничает с газетами и журналами: «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Современные записки» (парижский журнал).

Только летом 1937 года Куприн со своей женой покидают Францию. В Москве писатель тепло встречен новым поколением читателей. Однако Куприн тяжело болен, и его состояние явно ухудшается. В середине декабря Куприны получают квартиру в Ленинграде и уезжают. С начале 1938 года писателя преследует обострение болезни пищевода. В конце июня на машине «скорой помощи» Куприна перевозят в ленинградскую больницу, где он переносит тяжелую онкологическую операцию. 25 августа Александр Иванович Куприн умирает. 27 августа писатель был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Отличительные черты творчества Куприна

Война, любовь, болезнь, семейная жизнь, рождение детей, бремя славы – все это он пережил. Я считаю, переосмыслив все, что встречал на своем жизненном пути, Куприн понял, что главная ценность – человек, человеческие взаимоотношения, любовь и, наконец-таки, сама жизнь. Львов-Рогачевский в своей критической статье «Художник-жизнелюб» писал: «Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: «Да здравствует жизнь!» Он чужд толстовству, он родной жизнелюбу Толстому. Он чужд вересаевской вдумчивости, горьковской революционности, толстовскому пристрастью к неразрешимым вопросам. Он затронул в своих рассказах новые темы». Как человек с большим жизненным опытом, мне кажется, Куприн познал, что счастье – сама жизнь, муки и радости ее переживаний. Также и герои его произведений проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами мучительно страдают от нее.

У каждого писателя можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна – тема любви. Любовь в его произведениях мучительна, приносит страдания, конец таких рассказов трагичен (как в «Суламифи», «Гранатовом браслете») или печален (как в «Олесе»). Куприн возвышает чувство любви, описывает как нечто удивительное, непосягаемое. Автор подчеркивает, что настоящая любовь встречается, не так уж часто, что право на испытание этого чувства доступно только избранным. Таким человеком в « Гранатовом браслете» стал Желтков. Его неразделенная, невознагражденная, но большая и сильная любовь не находит отклика в душе Веры Шеиной. Да он и не надеется, что княгиня «снизойдет» до мелкого чиновника. Самое знание того, что ОНА читала его письма, приняла подарок, радует его. Чувство Желткова, несмотря на отсутствие ответной реакции со стороны Веры, не слабеет, а все крепнет. Он продолжает любить ее. Как мне кажется, о такой любви больше никто не писал. Даже если вспомнить «Олесю» Куприна, мы найдем там сильную симпатию, желание быть друг с другом двух молодых людей, трепетную страсть, но не настоящую любовь.

История создания «Гранатового браслета»

Впервые «Гранатовый браслет» был напечатан в альманахе «Земля» в 1911 году.

Куприн работал над рассказом в Одессе. «Гранатовый браслет» был начат в сентябре, окончен – в начале декабря 1910 года. Сюжет рассказа опирается на реальный эпизод семейной хроники Любимовых, добрых знакомых Куприна. Дмитрий Николаевич Любимов, член Государственного совета, а в 1906-1913 годах губернатор в Вильно, и его жена Людмила Ивановна стали прототипами князя и княгини Шеиных.

М Горький, прочитав «Гранатовый браслет», отозвался о нем в письме Е. К. Малиновской в марте 1911 года: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна. Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!» Это признание особенно ценно, если вспомнить, что на рубеже 1910-х годов отношения Куприна и Горького значительно осложнились, творческая и духовная близость эпохи «Поединка» осталась в прошлом.

Лидия Арсеньева, прозаик, литературный критик, мемуарист, вспоминала, что даже из-за «Гранатового браслета» чуть не произошла дуэль Куприна с Антонином Петровичем Ладинским, поэтом, прозаиком, автором многочисленных исторических романов. Однажды Куприн, А. Ладинский, Лидия Арсеньева и ее муж возвращались в такси из какого-то загородного ресторана около Парижа. Говорили о литературе. В разговоре Ладинский сказал, что считает «Поединок» лучшим рассказом Куприна.

— «Поединок»? – удивился Куприн. – А по-моему, «Гранатовый браслет».

Ладинский настаивал на своем мнении. Куприн горячо доказывал, что в «Гранатовом браслете» есть высокие «драгоценные чувства людей» (выражение Куприна). Слово за слово, и Ладинский сказал, что он не понимает «Гранатовый браслет», так как фабула «неправдоподобна».

— А что в жизни правдоподобно? – с гневом ответил Куприн. – Только еда да питье, да все, что примитивно. Все, что не имеет поэзии, не имеет Духа.

На эту фразу Ладинский обиделся, говоря, что в непонимании или в нелюбви к поэзии его упрекнуть нельзя. Спор разгорался и делался все более резким. Перебить этот спор ни Лидии Арсеньевой, ни ее мужу не удавалось

В пылу спора Ладинский не замечал того главного, что со стороны Арсеньевой и ее мужу было ясно видно: какое-то дорогое воспоминание, какое-то «драгоценное» чувство было связано у Куприна с «Гранатовым браслетом». Ладинский повторял:

— Я уже сказал, что не могу оспаривать вашего мнения, но я его не разделяю и остаюсь при своем мнении.

И вдруг только что сильно разгорячившийся Куприн очень тихо сказал, отчеканивая слова:

Лидия Арсеньева заметила: «К чести Ладинского я должна сказать, что, понимая разницу лет и любовь Куприна, он попробовал было успокоить Александра Ивановича.

— От дуэли порядочные люди не отказываются. Я принимаю ваш вызов».

Далее в воспоминаниях Л. Арсеньевой рассказывается, как объединенными усилиями мемуаристки и ее мужа дуэль из-за «Гранатового браслета» была предотвращена. «Прощаясь около дома, Куприн повторил:

Работа над «Гранатовым браслетом» была напряженной, с перерывами. В своем письме Батюшкову Куприн жаловался на то, что ему трудно дается написание «Гранатового браслета: « но труднои почему-то в охотку не пишется». Это очень трогательное, очень сильное произведение. Сам Куприн выделял его среди всех своих творений. Это была особо милая, особо нежная для него вещь: «не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю- плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе- плачу. Скажу одно. Что ничего более целомудренного я еще не писал».

5. «Гранатовый браслет» и реально происходившие события

«Гранатовый браслет» основан на реальных событиях. Героиня произведения княгиня Вера Шеина – Людмила Ивановна Любимова. Ее муж, с которым Куприн был в приятельских отношениях, послужил прототипом Василия Львовича Шеина. Сначала анонимный влюбленный не назвал себя, подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. Но позже выяснилось, что письма Любимовой посылал некто Желтый (в рассказе – Желтков), служащий на телеграфе. У Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист. В одном письме Желтый сообщал, что под видом полотера проник в квартиру Людмилы Ивановны, и описывал обстановку. В «Гранатовом браслете» Шеин опять в шутку рассказывает, как Желтков, «переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры». Такая односторонняя переписка продолжалась в течение двух-трех лет, письма приходили чуть ли не каждый день, таким образом, надоели Любимовой, и вскоре она перестала их читать.

В рассказе генерал Аносов говорит о нем: «Быть может, это просто ненормальный малый, маньяк, а почем знать, может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». В семье Любимовых полностью разделялось первое предположение.

Также в реальности существовал домашний юмористический альбом с рисунками и сатирическими заметками Любимова и хранился в семье в особом бархатном футляре. Желтому и его письмам было отведено в нем много места: вырезки из них фигурировали в качестве подписей к иллюстрациям. Куприн очень точно воспроизвел их содержание, но, щадя, очевидно, своего героя, не упоминает об его авторстве и адресует приводимые строки вымышленному лицу, сестре Шеина. Желтый называл Людмилу Ивановну Любимову уменьшительно Лимой. В одном из своих посланий он в самом деле описывал, как ему представляется ее детство. Фраза «Ребенок рос, его звали Лимой» имелась в этом письме и была вклеена в альбом под рисунком, нарочито наивный характер которого абсолютно точно передан Куприным. Желтому же принадлежат и приведенные в «Гранатовом браслете» стихотворные строки о ноге, причем изображение ноги тоже фигурировало в альбоме. Все это – подлинное творчество безвестного телеграфиста, воспетого и прославленного Куприным.

Однако, «Гранатовый браслет» не является точным воспроизведением этого события. В купринском рассказе использованы и другие наблюдения писателя. Желтый прислал Людмиле Ивановне не гранатовый браслет, а браслет в виде толстой позолоченной дутой цепочки, и к ней было подвешено маленькое красное эмалевое яичко с выгравированными словами: «Христос Воскресе, дорогая Лима. П. П. Ж. ». В рассказе же описывается браслет, подаренный Куприным своей первой жене Марии Карловне Куприной-Иорданской. Браслет был покрыт мелкими гранатами, а посередине – несколько крупных камней. Это украшение очень нравилось Александру Ивановичу.

Также с княгиней Верой Шеиной Людмилу Ивановну Любимову роднит лишь то, что они обе красивы, да разве еще «покатость плеч, какую можно видеть на старинных картинах». Шеина – скорее замкнутая в себе женщина: такой образ, очевидно, казался Куприну более подходящим для объекта беззаветной страсти, разгоревшейся без всякого поощрения. Любимова же до самого конца своей жизни была необычайно деятельной, жизнерадостной, подвижной и в Париже (где она скончалась в 1960 году) всецело посвящала себя помощи нуждающимся эмигрантам. В Первую Мировую войну она отправилась на фронт в качестве сестры милосердия, организовала и возглавила санитарный поезд и два отряда Красного Креста, работала в окопах во время боев и была награждена (очень редкий случай для женщины) георгиевскими медалями всех четырех степеней.

6. Трагедия любви в «Гранатовом браслете»

Мне кажется, что Вера была излишне холодной, неискренней, даже черствой. После получения браслета и письма от Желткова она раздумывала над тем показать или не показать подарок Василию. Вера пришла к выводу, что лучше показать позже – «теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним» таким образом, ее нисколько не взволновало содержание письма, нисколько не затронул тот факт, что, так как когда-то этот браслет принадлежал прабабке Желткова, это очень важная вещь для него самого. Можно сказать, что самое дорогое, что было в жизни, он подарил ей. Кажется, что Вера не обратила внимания на письмо, а больше увлеклась рассматриванием браслета. «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Когда Вера повернула случайно браслет перед светом лампочки, в них загорелись «прелестные густо-красные живые огни».

Впервые Желтков увидел Веру восемь лет назад в цирке. Он сразу понял, что любит ее, любит как никого на свете. Первое время Желтков писал страстные любовные письма, каким бы неприличным это ни казалось. Настолько его чувство было сильным. Трудно предположить, надеялся ли он на взаимность. По моему мнению, все-таки в Желткове была надежда на некую взаимность, хотя бы на встречу, пусть даже это была бы первая и последняя встреча для выяснения отношений. Теперь же, спустя семь лет, он в чем-то разочаровался, в чем-то повзрослел. На смену когда-то смелым письмам и порывам пришло осознание реальности, « пропасти» между своим и Вериным социальным положением. В герое осталось лишь безропотное поклонение, благоговение и преданность.

Если обратиться к творчеству Куприна, то можно заметить, что его герои, как правило, имеют мало общего с сильными, энергичными личностями. В персонажах автора есть что-то «живое», то есть это не вечные оптимисты или жизнелюбы. Герои Куприна – люди, которые умеют чувствовать, умеют радоваться и огорчаться. Итак, Желтков болезненно переживает любую несправедливость. Для героя характерны такие черты, как душевная чистота, мечтательность, человеколюбие, соединенные с полнейшей непрактичностью и безволием. Да, он простой телеграфист, он даже не пытается быть кем-то больше, но это лишь внешняя сторона дела. Человека, живущего чувствами и умеющего любить по настоящему, не интересуют материальные ценности. В любви герою чужды разврат и цинизм.

Накануне смерти телеграфисту нанесли визит Николай Николаевич и Василий Львович. Желтков, возможно впервые за много лет, поделился своими переживаниями с другими. Сначала ему было неловко, ведь перед ним был муж его возлюбленной. Но потом, почувствовав искренность со стороны Василия Львовича, он признался в своей любви. Князь поверил каждому слову, понял все, что хотел ему сказать Желтков, но плохо, еле подбирая слова, выразил. Последним, но решительным ударом для Желткова стал их разговор по телефону с Верой. Слово Веры Николаевны было решающим. Ее желание было не видеть и не слышать о нем больше никогда. Желтков вернулся в комнату после разговора. «Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами». До самого последнего момента у него к Вере остались самые лучшие, самые светлые чувства. Для него всегда любовь была громадным счастьем, лучшим, что дал ему Бог. Он очень хотел быть полезен Вере. Но от него требовалось только одно – удалиться, и он ушел, ушел, чтобы Вере жилось лучше и счастливее. До конца своей жизни он боготворил свою любимую и это святое чувство – любовь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *