Гранаты кабошоны что это
Что такое кабошон? Свойства и применение кабошонов
Их называют каменными леденцами. Речь о минералах огранки кабошон. Ее линии плавные, округлые. Получаются гладкие « бусины », овалы.
Учитывая яркую окраску многих самоцветов, поделочных камней, они напоминают конфеты.
Только вот сладости эти из глубокой древности. Поэтому, знакомство с кабошонами логично начать с их истории.
История кабошонов
То есть, определенной формы у первых кабошонов не было. Но, за счет скашивания углов, все они, так или иначе, напоминали овалы, круги.
Поэтому и придумали название caboche. Слово французское, переводится как «голова». Изобретение кабошонов тоже приписывают французам, точнее, одному из них – кардиналу Жулю Мазарену.
Все крупные, без сторонних включений. Владельцу хотелось подчеркнуть прозрачность камней, но не срезать с них десятки карат ради граней. Вот и появились кабошоны из натуральных камней.
Однако, такова история европейских кабошонов. За пределами Старого Света огранка без граней существовала тысячи лет.
Достаточно вспомнить кольца со скарабеями из Древнего Египта. Тельца жуков делали, как правило, каменными.
Чтобы воссоздать формы священного насекомого, минералы полировали, закругляли.
Есть свидетельства, что в Европу первые кабошоны завезли еще до Жуля Мазарена, в 16 веке. Камни поставили из Индии.
Однако, популярности они не приобрели. «Раскручиваться» бренд стал именно после бытности Мазарена.
Пик популярности пришелся на 19-ый век. К этому времени кабошон-камень был у каждой модницы и модника.
В 20-ом столетии огранка стала восприниматься, как моветон, приданье старины глубокой. Кулон-кабошон могла носить древняя старушка, но никак не молодая девушка, идущая в ногу со временем.
Популярность к округлым вставкам вернулась лишь в 21-ом веке, когда подиумы «захватил» стиль ретро.
Дополнять свои украшения кабошонами стали такие именитые дизайнеры, как Эмилио Пуччи, Оскар де Ла Рента, Фрида.
Виды кабошонов
Наиболее популярен простой кабошон. Вид огранки предполагает лишь одну выпуклую поверхность. Вторая – плоская.
Если в украшении кристалл просматривается с двух сторон, и кабошон делается двухсторонним. Третий вид огранки – полый.
В этом случае камень кабошон выпуклый снаружи и вогнутый изнутри. Обработка позволяет сэкономить минерал, а значит, снизить стоимость изделия с ним.
Кабошон натуральный бывает и низковыпуклым. Выглядит он, как минеральный наплыв на ровной поверхности. Композиция напоминает застывшую каплю.
Хотя, приемлемы и другие округлые формы, к примеру, сердцевидная. Главное условие – отсутствие граней.
Если придать ему форму двойного, или выпуклого кабошона, цвет минерала будет почти черным. Уйдет искристость, будет не хватать огненных всполохов.
Поэтому, альмандины делают полыми. А вот сапфиры с эффектом астеризма выигрышно смотрятся в двойных кабошонах.
Фото камней с астеризмом запечатляют на них звезды. Они светлее основного тона минералов, сформированы из световых лучей.
Эффект просматривается под определенным углом и только на полностью округлых кабошонах.
Ювелиры давно составили список самоцветов, которые стоит полировать, избегая граней. В перечень входят и ненатуральные материалы.
Это стеклянные кабошоны и бусины из пластика. Но, следующая глава для ценителей природных камней.
Минералы, обрабатываемые в форме кабошонов
Прозрачный кабошон – редкость. Просвечивающие камни искряться. Способность отражать свет лучше подчеркивает фасетная огранка.
В современности прозрачные бусины, как правило, — стекло-кабошон. Из натуральных минералов огранка рекомендована лишь для слегка просвечивающих, или вовсе матовых.
Первый синевато-серый, служит символом независимости. Хризопраз изумрудно-зеленый, признан знаком удачи.
Минерал фиолетовый, с темными вкраплениями, эффектно смотрится исключительно в огранке кабошон.
Радужными являются и некоторые разновидности корундов. Оксидами алюминия, выделяются твердостью, лишь на бал уступая 10-бальным алмазам.
Оплетение кабошона из опала – еще один стандарт ювелирного мастерства. Гидрид диоксида кремния так переливается, что, как говориться, грех гранить.
Красоту опала способен подчеркнуть лишь кабошон. Еще один камень, обрабатываемый исключительно в округлых формах – лунный.
Его научное название – адуляр. Он относится к группе полевых шпатов, довольно редок. Голубые переливы на поверхности минерала – не что иное, как иризация.
С ней камни похожи не столько на леденцы, сколько на магические кристаллы. Кажется, что в них сокрыта тайна и особая энергия волшебства.
Что такое кабошон
Слово кабошон (cabochon) родилось во Франции, и дословно оно означает «гвоздик со шляпкой». Им называют как специальную технику обработки натуральных камней (в том числе драгоценных и полудрагоценных), стекла или кораллов, так и сами эти камни.
Кабошон – это техника огранки,которая существует уже множество веков.
Что такое кабошон?
Кабошон – это камни, у которых одна сторона идеально ровная и плоская, а другая выпуклая, округлая. Ранее этим словом обозначали такой способ огранки,при котором у камня вообще не было граней, а только выпуклые поверхности. Сейчас к кабошонам относят и округлые камни, и овальные, и прямоугольные с квадратными. Кабошоны изготавливают в качестве основного или дополнительного элемента украшений, поэтому их форма ограничена лишь фантазией мастера – вплоть до сердечка или креста.
На выбор формы огранки влияют и физические свойства камня. К примеру, овальная форма предпочтительна для минералов, у которых легко расслаиваются сколы. Камни, обладающие световым эффектом астеризма, делают в виде высокого выпуклого круга, что позволяет максимально раскрыть этот эффект.
На форму влияет и назначение украшения, в которое будет закреплен кабошон. Кабошоны квадратной и прямоугольной формы больше подходят для мужских колец, а овальные и округлые – для женских кулонов и сережек.
Виды кабошонов
Кабошон различают по используемому материалу, по форме и по способу огранки. Есть 4 основных способа огранки:
Материал для изготовления и обработка
При ответе на вопрос «Что такое кабошон?» на ум приходят гладкие камешки из натурального или искусственного материала. Для получения нужной поверхности природные камни подвергаются шлифовке, а стекло,искусственные или полудрагоценные камни – огранке. Для шлифовки используют не очень яркие камни, но непременно с красивой текстурой. Натуральные камни сложно сделать блестящими, так как они не имеют граней для хорошего преломления света.
Кабошоны из стекла делают в самых разнообразных оттенках, в том числе полупрозрачных. Часто на них наносят ювелирную декоративную роспись, и они идеально выглядят с черным бархатом и в сочетании с матовым бисером. Каменные кабошоны ценятся необычными сочетаниями цветом и красивыми оптическими эффектами – иризацией и астеризмом. Особо ценятся кабошоны такого цвета и текстуры,которые редко встречаются в природе.
На кабошоны иногда наносят изображения растений, животных и даже портреты людей, но ценится и естественный рисунок. Иногда используют даже необработанный камень – кристаллические минералы и минералы с глянцевой поверхностью.
Для создания кабошонов используют драгоценные и полудрагоценные камни – звездчатые сапфиры и рубины, лунный камень, бирюза,кошачий глаз,хризоберилл и оликоглаз. Не меньшим спросом пользуются украшения из поделочных камней – опала, тигрового глаза, лазурита и нефрита,бирюзы и волосатика, агата и горного хрусталя.
Стандарты качества
При огранке или шлифовке камней для изготовления кабошонов применяется ряд обязательных стандартов. Для каждой формы кабошона и материала существуют свои стандарты размера, высоты, глубины выпуклости. Высота камня зависит от того, какая кривизна у обрабатываемой поверхности. Из прочных камней делают кресты, сердца или квадраты, более мягкие материалы лучше облекать в округлые или овальные формы.
Где используют кабошоны
Кабошоны широко используются при создании колец, кулонов, сережек, брошей и браслетов, для декорирования кошельков и сумок. Создать украшение из кабошона можно и в домашних условиях – для этого в продаже есть специальные металлические заготовки, в которые и вставляются камни. Сделать это проще, если использовать специальные ювелирные инструменты.
Создать брошь, кольцо или сережки не сложно, если подобрать к заготовке кабошон правильного размера, цвета и формы. После закрепления такого правильного кабошона на металлическом основании, в готовое украшение можно внести дополнительные элементы – рисунок,бисер, стразы или полимерные цветы. Из стеклянных кабошонов создают медальоны с портретами близких и любимых людей. Стекло также легко покрывается акриловыми красками.
Если сочетать кабошон с бисером, то можно сделать красивое и оригинальное колье, которое изготавливают на прочной тканевой основе. Сначала по ткани вышивают узор бисером, а затем в некоторые его элементы вставляют кабошоны. Чтобы такие кабошоны прочно сидели в бисерных гнездах, используется прочная нить (например, шелковая). Леска и любая синтетика может быстро растянуться, и кабошон будет выпадать.
Если использовать качественный бисер, в котором все элементы одинакового размера и формы, то украшения из бисера и кабошона будут служить долго и выглядеть дорого. Крепить камни можно не только в колье, но и в серьги и даже кольца.
Теперь вы знаете, что такое кабошоны. Большое разнообразие материалов, которые сейчас есть в продаже, практически не ограничивает фантазию при работе с ними. Творите, экспериментируйте и создавайте уникальные украшения!
Кабошоны: камни, которые всегда «на стиле»
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни»
(А.И.Куприн, «Гранатовый браслет», 1910 год)
Кабошоны правильной огранки выглядят потрясающе и ценятся очень высоко – особенно, если таким видом огранки создаются драгоценные и полудрагоценные камни. Очевидно, центральные гранатовые кабошоны в «браслете Куприна» были огранены должным образом, иначе бы не вызвали такого восхищения от глубины и прелести их цвета.
Древнейшая форма огранки
Астеризм – способность камня преломлять свет в виде многолучевой звезды. Рубины, сапфиры, бериллы, шпинели – все эти минералы могут иметь такую способность, и, если их огранить именно кабошоном, они станут поистине уникальными.
Идеальный кабошон
Идеально огранённый кабошон, какой он? Наверное, правильнее говорить не ограненный, а отшлифованный, ведь «кабошон» называют огранкой лишь условно, так как грани на поверхности камня отсутствуют.
Кабошоном хорошо создавать те минералы, которые не имеют кристаллической решетки – например, опал, в котором мягкая кабошонная обработка только подчеркивает красоту ценного минерала. А если этот минерал еще и с опалесценцией (оптический эффект, заключающийся в особом виде свечения камня), то в форме кабошона он будет просто находкой.
Высота правильного кабошона равна радиусу круглого камня. Если кабошон овальный, то половине его наименьшего диаметра. Эти соотношения считаются идеальными и раскрывают все достоинства камня.
Формы кабошонов
Капля, круг, сердце, крест, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – кабошоны могут быть всех этих форм. Однако, какой она, форма, будет, зависит от качества камня.
Зарождение моды на кабошоны
Кабошоны – древнейшая форма камней, так, в Древнем Египте она была одной их самых популярных, и кабошоны были инкрустированными практически во все ювелирные украшения.
До Европы эта форма дошла лишь в 16 веке, считается, что первый камень-кабошон приплыл туда на торговом судне из Индии.
А до России кабошоны дошли еще позднее, лишь в веке 19, и практически 100 лет находились на пике популярности. После чего, вышли из моды, но вернулись в нее снова в 2013 году, благодаря таким крупным брендам, как Oscar de la Renta и Gucci. И сходить с топовых позиций кабошоны больше не собираются.
Как же создают камни кабошонного типа?
Создание кабошона
«Голова всегда бывает обманута сердцем»
Франсуа де Ларошфуко
Кстати, «кабошон» с французского переводится именно как «голова». И нашу голову легко затуманить тем, от чего так сильно бьется сердце. А бьется оно от всего прекрасного, что составляет наши жизни, и часть этого прекрасного – в ювелирных украшениях.
Описание, применение и особенности огранки кабошон
Что такое кабошон — это вопрос, волнующий большинство девушек, которые любят украшения. Это слово совершенно не является разновидностью минерала, а только способом огранки самоцвета и придания ему интересного внешнего вида. Термин «кабошон» активно используется в ювелирном деле, потому что такая огранка актуальна до сих пор.
Камни, ограненные кабошоном
Обозначение произошло с французского языка, и с ним связана определенная история. В переводе слово «кабошон» означает «голова», это объясняется внешним сходством и формой огранки. Впервые термин появился с легкой руки кардинала Жуля Мазарена: он в XVII веке был первым министром Франции и любил хвастаться своими бриллиантами.
Коллекция состояла из 18 камней лучшего качества. Бриллианты были круглыми, без включений и видимых дефектов, поэтому кардинал приказал обработать камни таким способом. Он потерял много сырья и врезал большое количество граней, зато добился идеальной чистоты минералов. Прозрачность таких бриллиантов восхищала, а способ огранки появился и распространился как раз в то время.
Но за пределами Европы огранка кабошон уже давно была известна. Камни обрабатывали таким способом в Древнем Египте. Например, минералы старались делать похожими на скарабеев — жуков круглой формы, поэтому камни при полировке закругляли. Даже в XVI веке в Европу завезли камни из Индии такой же формы, но тогда огранка не стала популярной. Именно после коллекции Мазарена кабошон вошел в моду.
Пик популярности наступил в XIX веке. Тогда у каждого аристократа или модника был камень с такой огранкой. А вот уже в ХХ веке обработка минерала таким способом вышла из моды и стала считаться моветоном. Она напоминала о старом стиле, считалось, что украшения такого плана носят только старики.
Фасетная обработка кристаллов стала популярной, в отличие от огранки кабошон. Острые углы вошли в моду, и камень с двенадцатью или 57 гранями считался иконой стиля, а вот кабошон — признаком вульгарности.
Так продолжалось до XХI века, пока в моду не вошел стиль ретро. Первыми возрождать камни в форме кабошона стали звезды и дизайнеры, такие, как Пуччи, Оскар де Ля Рента, Фрида. Поэтому огранка актуальна и сегодня, на красных дорожках и в повседневной жизни можно встретить человека с такими минералами.
Для чего используют метод?
Итак, кабошоном принято называть все круглые камни или минералы в виде полукруга, не имеющие острых углов. Поверхность такого экземпляра становится гладкой, а сам камень визуально увеличивается в размере.
Кроме традиционных форм, кабошон может быть представлен в виде сердечка или креста. Это зависит от характеристик минерала и насколько он легко скалывается в тонких местах. Форма камня полностью зависит от возможностей минерала и мастерства ювелира. В виде высокого круга отделываются камни, которые обладают эффектом астеризма, поскольку именно такая огранка разрешает раскрыться этому качеству.
Выбирая обработку кабошон, ювелир обращает внимание на предназначение минерала. Если владельцем украшения будет мужчина, то камень следует сделать квадратным и оставить несколько углов, придать объем. Для сережек подойдет овальная форма огранки, которая также не предусматривает углы.
Самая интересная и сложная форма — огранка фасетами. Поверхность камня визуально округлая, но на самом деле состоит из множества граней. В таком случае лучи солнца попадают на минерал и отражаются от граней снизу. Изменение спектра способствует получению лучей нового оттенка, поэтому такой камень действительно играет на свету.
В способе огранки кабошон оттенок не играет большой роли, поскольку нижняя часть самоцвета чаще всего шлифуется и приобретает плоскую форму. Огранка существует не один век, ювелиры пытаются ее разнообразить, поэтому выделяют несколько видов огранки кабошон:
Виды огранки кабошон
Каким камням придают такую огранку?
Для этого вида обработки подходит большинство материалов. Но все дело в том, что кабошон — затратная методика с точки зрения экономии сырья. Чаще всего так обрабатывают камни с красивым оптическим эффектом или приятным оттенком. Но эти минералы не обладают блеском при огранке.
Кабошон — это такая методика обработки, которая разрешает скрыть недостатки материала. Особенно стараются убрать таким способом примеси, то есть дефекты структуры. Но после придания формы недостатки могут быть хорошими светофильтрами и создавать дополнительные эффекты. В качестве примера можно привести астеризм, который появляется у разновидностей сапфира после огранки кабошоном.
Обработка подчеркивает текстуру таких камней, как агат, яшма, хризоколла. Камень гранат приобретает более насыщенный оттенок. А вот для голубого аквамарина с формой халцедона такая огранка является единственно возможной. Самые красивые экземпляры получаются после обработки:
Такие минералы, как лазурит, нефрит, змеевик также ограняют кабошоном и оправляют в бижутерию. Иногда кабошон может получиться из простого стекла. Такой способ используется для изготовления страз и объемных аксессуаров, которые пришиваются к одежде. Красиво выглядит кабошон в комбинации с декупажем.
В ювелирных магазинах кабошон встречается в составе перстней, сережек или кулонов. Иногда можно увидеть минералы такой формы на браслетах или брошках. Используемому способу уже не один век, но аксессуары и украшения с кабошоном по-прежнему актуальны.
Кабошон
Один из самых древних способов огранки, который заключается в придании камню округлой формы.
Этот вид огранки подходит практически для всех ювелирных камней, и особенно для камней с оптическими эффектами – астеризмом, «кошачьим глазом».
Огранку кабошоном используют для непрозрачных, густо окрашенных камней: бирюзы, лунного камня, яшмы, малахита, лазурита, опалы и др.
Так же обрабатывают изумруды, сапфиры и рубины пониженного качества (непрозрачные) или астериксы (камни со звездой).
Правильные кабошоны ценятся наиболее высоко. Особенно сильно это сказывается на огранке кабошоном драгоценных камней: янтаря, опалов, прозрачных лунных камней (адуляров), изумрудов, звездчатых рубинов и сапфиров. Наиболее выразительны в правильных кабошонах улексит и глазковые кварцы (кошачий, тигровый и соколиный глаза). Правильными кабошонами идеально гранить иризирующие, прозрачные, полупрозрачные и просвечивающие камни всех размеров.
Плоскими кабошонами рекомендуется гранить только абсолютно непрозрачные неиризирующие камни, например рисунчатые и пейзажные яшмы, пейзажные родониты, малахиты, лазуриты и т.п.
Наименее интересны плоские кабошоны, которые напоминают тонкие срезы камня. Они наиболее экономичны с точки зрения использования сырья. Самыми недорогими и наименее выразительными являются именно плоские тонкие кабошоны. Заметно теряют свои достоинства при плоской огранке чароиты, амазониты, серафиниты, обсидианы. Совершенно недопустимо гранить плоскими кабошонами астериксы и все прозрачные камни, такие как топаз, цитрин, аметист, изумруд, аквамарин, гелиодор, горный хрусталь, гранаты и т.п.
Высокими кабошонами рекомендуется гранить мелкие ценные цветные камни или чрезмерно узкие овальные кабошоны (вытянутые стрелой). За счет увеличения высоты рундиста улучшается закрепка мелкого камня в изделии и полнее демонстрируются его достоинства. Мелкого размера плоские кабошоны плохо пригодны для ювелирных нужд. Прозрачные и полупрозрачные камни небольшого размера проявят свои достоинства и оттенки цвета только в правильном и высоком кабошоне. Высокие кабошоны большого размера в украшениях не функциональны.
На лицевой поверхности вставок не допускаются сколы и раковины, трещины, угрожающие целостности камня, блеклая невыразительная окраска. Лицевая поверхность камня должна быть зеркально блестящей, равномерно прополированной, без видимых невооруженным глазом царапин и следов обработки.