Гравел велосипед что это
Гравийный велосипед или циклокросс?
Что такое гревел байк?
Гравел-байк — велосипед не только для гравия
Gravel <гравэл>— гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.
Фото 1. Гравел-байк в деле
В чем новизна гравийного байка?
Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:
В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.
Фото 2. Гравийный велосипед на природе
Основные приметы породы “гравел-байка”:
Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.
Отличие гравел-байка от циклокросса
Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье
И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.
Соответственно, при таком стиле:
Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.
Фото 4. Резина для велосипедов
Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.
Особенности гравийного велосипеда
Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.
В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.
Фото 5. Гравел-байк для любой дороги
Производители и ТОП-10 гравел-байков
Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.
Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.
Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.
Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.
Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.
Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.
Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.
Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.
Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.
Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.
Как выбрать велосипед? Что такое гравел и почему он такой классный
Как мы выбираем: чтобы ехал побыстрее, при этом оставался экономичным (требовал меньше энергозатрат), иногда в приоритете повышенная проходимость, иногда — вместительный багажник. В общем, чтобы был на все случаи жизни, но при этом оставался каким-то особенным. Погодите-ка, мы все еще о велосипедах? Ну разумеется! Среди всего многообразия предложений Каталога мы стремимся указать на ту модель, которая подойдет лучше всего именно вам. И сегодня в программе нечто особенное: гравел-байки — пожалуй, одно из самых модных веяний на сегодняшний день. Причем, что необычно, вполне заслуженно. Не пугайтесь названия, речь пойдет об очень классных велосипедах.
Выбираем гравел
Напоминаем, как устроен наш путеводитель. Каталог — это настоящая пещера Аладдина, полная сокровищ. Где-то там, среди всех прочих чудес, находится то, что вам нужно. Осталось это найти, не остановившись ненароком на полпути. Чтобы облегчить задачу, воспользуемся системой фильтров. Ничего сложного: выбираем то, что подходит именно нам, отбрасывая все прочее в сторону. Осталось определиться с тем, что же конкретно выбрать — и как раз с этим мы поможем.
Класс
Сейчас к экранам должны прильнуть все те, кто вполне обоснованно утверждает, что горный велосипед — это не универсальный солдат, и большинству для покатушек он не подходит. Давайте разделим весь рынок на несколько сегментов: классические городские велики (сюда отнесем и дедушкин «взрослик», и всякие там круизеры); шоссейные велосипеды (к ним же отнесем разделочные и триатлонные байки — все это, как ни крути, в первую очередь спортивные снаряды); горники (найнеры / не найнеры — все они на один профиль). Остается расширяющийся сегмент так называемых гибридов и прочих турингов, и вот тут велопромышленность внезапно вбросила в массы новинку.
Они там пока решают, как это все назвать правильно да единообразно, но на нашем рынке такие велосипеды относят к разряду гравелов. Со стороны их можно нечаянно перепутать с шоссейниками (и действительно, некоторые достоинства этого класса переняты), но гравел — это самостоятельная единица. Он медленнее шоссейника, так как не обладает настолько спортивной геометрией, однако именно это позволяет чувствовать себя на нем более комфортно. Профи могут терпеть в седле в неудобной позе по семь часов кряду, но вам, возможно, это ни к чему. К тому же гравелы оснащаются более универсальной резиной: широкой (обычно до 38 мм или даже больше), с вменяемым протектором. Такие шины достойно катят по асфальту, при этом легко проглатывают любое неэкстремальное бездорожье.
Говоря проще, гравел — велик на все случаи жизни, просто еще не все об этом знают.
Материал рамы
Другое дело — цена. Гравел наверняка будет дороже соперников в одном классе. Его стоимость стремится к стоимости шоссейного велосипеда, что вполне объяснимо с учетом схожести комплектующих.
Начнем с рамы. На рынке можно встретить различные варианты, но выбирать, скорее всего, придется из алюминия и карбона. Дело в том, что сталь хоть и любима ценителями классического велосипедного образа, однако постепенно отходит в тень и все чаще используется разве что бутиковыми брендами. Бутиковый бренд — это когда совершенно не понятно, почему продукт столько стоит. Адепты возразят: все дело в том, что в производстве используются только самые дорогие материалы. Но это не отменяет вопроса — зачем? Мы же все еще говорим о велосипедах, верно?
Примерно туда же приходится задвигать титановые рамы. Они всем хороши: титан легок и при этом прочен (его трудно даже поцарапать), не подвержен коррозии. Но он редкий, дорогой, часто эксклюзивный. Короче, если хотите титановую раму — наше вам уважение. Ну а если острой потребности нет, возможно, имеет смысл выбрать что-то подоступнее.
В этом смысле самый доступный материал — это алюминий. И правда в том, что он всем хорош: легкий, прочный, износостойкий. Не ржавеет и почти не устаревает. Алюминий хорош для производства самолетов, и, поверьте, он хорош для производства велосипедов. Но он доступный и недорогой, поэтому маркетологи часто воротят нос — не слушайте их.
Второй вариант, без сомнения популярный (можно сказать, выбор профессионалов) — это карбон. Мы уже рассказывали о том, что он бывает хорошим и плохим, дорогим и не очень дорогим. Главное достоинство карбона — жесткость при одновременной способности поглощать вибрации. Жесткость велосипеда — это трансформация ваших усилий в движение: чем велосипед жестче, тем меньше энергии уходит впустую. Но нужен и комфорт, иначе дорожное покрытие вытрясет из вас всю душу. Карбон даст больше комфорта по сравнению с алюминием.
Но есть и минусы. Во-первых, достоинства дешевого карбона остаются предметом споров. Правильное плетение волокон, число слоев, используемое сырье — все это достаточно сложная наука. Досадно переплатить и ничего за это в действительности не получить. К примеру, рама из никудышного карбона не будет легче хорошей алюминиевой, но точно продастся маркетологами куда дороже. Во-вторых, карбон — материал хоть и надежный, но не вполне стойкий к ударным нагрузкам. Он выдержит ездока и почти наверняка не сломается даже на сложном рельефе, однако неудачно отскочивший камушек с дороги может запросто оставить заметный скол. А гравел, мы понимаем, велосипед не для паркета.
В общем, раму выбирать нужно с оглядкой на бюджет. В любом случае мы вправе рассчитывать, что наш гравел будет весить в районе 10 кг, а то и меньше, что очень даже неплохо для велосипеда такой проходимости. Вес и скорость, мы помним, достались ему в наследство от шоссейника.
Зачем гнутый руль?
Что еще гравел унаследовал от шоссейного велосипеда, так это руль-баран. Некоторые смотрят на него скептически, отдавая предпочтение прямому флэтбару или райзеру. И совершенно напрасно. У шоссейного руля есть неоспоримые преимущества. Как минимум он правильной ширины: рули по 70 см имеют смысл на сложных трейлах, где рулежка решает, но при менее специфичных покатушках вам будет куда удобнее ехать с руками, расставленными на ширине плеч, а не так, будто вы пытаетесь охватить фитбол в спортзале. Но самое главное преимущество «барана» — вариация хватов. Переместить кисти рук, взяться за руль снизу, сверху, за ручки — все это возможность разгрузить мышцы, не допустить болезненных ощущений при долгих поездках. В общем, попробуйте обязательно: войдете во вкус — за уши будет не оттащить, это точно.
Еще один важный момент — вынос, а именно его длина и высота. Не бойтесь экспериментировать с этим: рулевая колонка велосипеда сделана таким образом, что вынос можно переставлять выше или ниже, к тому же не проблема найти модель подлиннее или покороче. Также подкорректируйте положение седла, найдите оптимальную для себя посадку, и долгие велопоездки перестанут быть проблемой.
Тормоза
Когда речь заходит о байках, которые предполагается использовать на бездорожье, дисковые тормоза по умолчанию считаются наилучшим выбором. В случае с гравелами есть и еще один нюанс. Навесное оборудование этому типу велосипедов во многом досталось от шоссейной ветки велосипедного строительства. Не так давно производители, в частности Shimano и Campagnolo, выпустили специфичные классы оборудования: GRX и Ekar соответственно. Но шоссейные калиперы на гравелах использовать невозможно — слишком широкая резина. Кантилеверные тормоза решали вопрос, но не получили должного технического развития. Так что на вашем гравеле будут дисковые тормоза, и точка, никакой альтернативы. Ну и ладно, в данном случае диски действительно органично вписываются в общую концепцию велосипеда.
Другое дело, какие тормоза выбрать. Варианта два. Первый, бюджетный — это дисковая механика. То есть тормозные колодки приводятся в движение металлическим тросом. Такой механизм очень прост в обслуживании и настройке, в меру надежен и, как правило, недорог в эксплуатации. Есть и нюансы: в некоторых моделях, к примеру, движется только одна колодка, прижимая диск к другой. В любом случае тормозить велосипед будет, но от идеала такой механизм далек, экстренных ситуаций лучше избегать.
Дисковые гидравлические тормоза — это нечто, пришедшее в велоспорт от других, тяжелых видов транспорта. Такая система торможения считается наиболее современной, технически сложной, дорогой, но при этом эффективной. Колодки сжимаются под воздействием гидравлической жидкости. Не нужно бояться, что в неподходящий момент гидролиния порвется — все это страшилки для любителей такого жанра. Ничего с гидравликой не случится, скорее колодку заклинит, если тормоза не обслуживать хотя бы время от времени, но это риск для любой технологии. Поэтому выбор для многих очевиден, все опять же сводится к возможностям бюджета.
Если сравнивать с другими классами велосипедов, то в любых горных моделях диски прижились уже очень давно, а шоссейный велоспорт буквально за два-три года также почти полностью перешел на эту сторону. И если в случае с шоссейниками все не так однозначно (никуда не исчезла проблема перегрева, отвратительного визжания, да и в целом многие считают эту технологию избыточной для шоссе), то для гравелов диски — это плоть от плоти. Для бездорожья надежнее дисков еще ничего не придумали, а вопросов с перегревом и прочими «болячками», выявленными на скоростных шоссейных спусках, просто не существует в другом жанре — не те скорости.
Количество звезд
Еще одно ноу-хау, которое маркетологи безуспешно пытались продать шоссейному велоспорту, — одна звезда спереди, то есть односкоростная система. Не пошло: скоростной диапазон слишком широк и слишком разнится в зависимости от рельефа. Зато для гравела все совсем иначе. Иметь одну звезду спереди — значит в какой-то мере сузить свой выбор. Но он все равно останется достаточным: трудно представить ситуацию, когда набора из 42 или даже 44 спереди и 11—42 сзади будет мало как начинающему, так и продвинутому велолюбителю. К тому же простота конструкции вас однозначно порадует: сэкономите на переднем переключателе.
Если же намерены гонятся не на шутку, меняя тип покрытия с асфальта на бездорожье, то можно обратить внимание и на велосипеды с двухскоростными системами. Традиционно в таких моделях спереди устанавливают звезды на 46—36, что закрывает вопрос с передаточным соотношением на любом рельефе.
Хотя общая тенденция для вида — меньше звезд спереди и больше звезд сзади. 13-скоростные кассеты уже не редкость, но, в отличие от разных видов систем, число звезд сзади никак не отражается на оснастке велосипеда.
Родство с циклокроссом
Массы так не хотят, массы так не поедут. Поэтому в гравелах геометрия рамы укороченная, что позволяет сидеть прямее и выше, то есть удобнее.
Производители в этом смысле оказались на перепутье. Мало кто с нуля стал разрабатывать гравел для собственного модельного ряда. Создание велосипеда — процесс непростой, а результат всегда неопределенен: зайдет новинка или не зайдет, какими в принципе будут тренды в этом направлении. Понимая это, индустрия пошла другим путем. У кого чего удачного в линейке было, тот это и попытался адаптировать. К примеру, берет именитый велобренд удачную модель шоссейного велосипеда. Укорачивает раму и расширяет зазоры для того, чтобы помещались широкие колеса, — гравел. У другого был хороший циклокросс. Путем легких переработок из циклокросса получается все тот же гравел — удобно же. Главное, название придумать, чтобы про adventure и endurance.
Кстати, пару слов о циклокроссах. Кто поопытнее, наверняка с самого начала беседы критически вскинул бровь, заметив некоторое явное сходство между двумя типами велосипедов. Расслабьтесь, гравел — он попроще, подоступнее. Циклокросс, как и шоссейник, остается узкоспециализированным спортивным снарядом с соответствующими безжалостными требованиями к спортсмену в плане подготовки (в том числе это касается посадки). Но если за плечами есть некоторый опыт, можно присмотреться и к циклокроссам — сходств и правда немало.
Типы велосипедов гравел – что выбираем
Многочисленные типы велосипедов гравел усложняют выбор велосипеда. Первично нужно определиться именно с интересным вам типом или типами гравийников. Далее уже изучать что доступно на рынке. Даже в рамках одного типа гравелов предложения фирм сильно отличаются. Для того чтобы вы поняли что существует в принципе, в этом материале постараюсь описать основные типы гравел велосипедов.
Как уже было упомянуто, классификации велосипедов условны. Гравел слово придуманное маркетологами и его суть все трактуют по разному. Можно выделить несколько характерных типов велосипедов гравел. Речь идет о классификации по назначению — типы велосипедов определяются планируемым использованием.
Типы велосипедов — между чем выбираем, крайности
Проще всего задать диапазон возможных вариантов использования гравелов. Одна крайность рассматриваемого типа велосипедов это гравел, как заменитель шоссейника, гравел-эндуранс. С другой стороны использования велосипедов две крайности:
Типы велосипедов гравел — как классифицируем
Главный параметр классификации — для каких дорожных условий предназначен велосипед, речь идет о качестве дорожного покрытия, рельефов, дистанции. Второй параметр классификации — цели поездки. С учетом этого можно выделить до 10 типов гравел велосипедов.
Типы велосипедов — классификация по типам дорог
Начну классификацию гравийников с самого очевидного подхода, когда тип велосипеда определяется планируемыми маршрутами. Как влияет маршрут на особенности велосипеда подробно разобрано в материале.
Эндуранс-гравел, как замена шоссейника
Гравелы стали развитием подхода впервые предложенного в шоссейниках эндуранс. Эндуранс это адаптация гоночного шоссейника для повседневного использования. Гравел во многом развил концепцию эндуранс. Основное отличие гравел от эндуранс — более широкие покрышки до 37-40мм.
Если вы планируете ездить в основном по асфальту такой велосипед будет отличным выбором. Подобные велосипеды доступны в нижнем для гравелов ценовом сегменте.
Тип велосипедов — гравелы для гравийных дорог
Гравийные дороги сильно отличаются, их также можно разделить на три-четыре типа. Для более тяжелых дорог нужны более широкие покрышки, в случае гравел речь идет о покрышках толщиной до 2”. Выделю две подгруппы гравийников для дорог, первая группа с возможность установки резины до 42-45 мм, вторая группа — до 50-55 мм (2″-2.2″). С этих велосипедов началась история гравелов в 2012-2013 годах.
Гравел для путешествия в горах и предгорьях
Наряду с равнинными предлагаются и гравелы ориентированные на горы. Они адаптированы для движения по горным тропинкам. В качестве примера можно привести Kona Sutra LTD и Kona Sutra ULTD, который уже имеет дроппер (регулируемый подседельный штырь) для опускания седла, функцию актуальную только в горах.
Типы велосипедов — Kona Sutra ULTD — гравел для гор
Велосипеды для бездорожья
Подобные велосипеды уже не относятся к классу гравелов, они близки по концепции к горным велосипедам и фэтбайкам. Пройти мимо них было бы методически неправильно, нужно понимать границы выбора велосипедов для путешествий. Как правило уже не используется руль баран. Примеры — Trek 1120 (29″×3″) обзор по ссылке — велосипед для сложных условий в пересеченной местности. Или уже фактически фэтбайк Surly Pugsley (резина — 26″x4.3″) обзор по ссылке — велосипед для путешествий по песку или снегу.
Подробно гравелы для тяжелых условий — монстер гравел, монстеркроссы разобраны в отдельном материале:
Типы велосипедов по целям использования
Гравел для дальних поездок
Геометрия таких велосипедов предполагает комфортную посадку. Также обычно они имеют систему с двум или тремя передними звездами. Cистема с одной передней звездой не позволит подстроиться под условия длинной поездки. Дополнительно имеется множество креплений для багажа.
Гравел для отдыха на природе
Этот тип гравелов заточен на средние условия, обычно речь идет о недорогих велосипедах.
Утилитарный городской гравел
Раньше в таких целях очень часто использовали велосипеды для велокросса. Городские гравелы имеют заметно большую гибкость чем велосипеды для велокросса, например, им не нужна высокоподнятая, для преодоления препятствий, каретка.
Гравел-туринг
В концепция турингов, велосипедах для путешествий, речь идет о велосипедах для легкого туризма, таких как Salsa Journeyman. Велосипед позиционируется производителем, как ALL-ROAD / GRAVEL / LIGHT TOURING. Интересно, что велосипед доступен в двух варианты, на колесах 700с и на колесах 650B.
Второй пример гравел-туринга, это российский хромолевый Shulz Wanderer, при создании которого рулила экономика, то есть с одной стороны это гравел, но используются переключатели баренд. Классификация турингов приведена в отдельном материале, ссылка на него ниже.
Типы велосипедов — гравелы для соревнований
Гравелы первого поколения, такие как Salsa Warbird 2013 года проектировались и обкатывались именно в гравел гонках. По состоянию на 2021 год нужно понимать, что гравелы для соревнований это велосипеды стоимостью несколько тысяч долларов, в которых используется все составляющие самого верхнего уровня.
Гравел для гравел гонок
Гонки это соревнования по гравел дорогам, подобные гоночные велосипеды отличаются от обычных дорожных гравелов весом и уровнем оборудования.
Гравел для гонок по МТБ маршрутов
Также популярны соревнования на гравелах по маршрутам типичным для МТБ велосипедов. Гоночные велосипеды имеют усиленный конструктив и широкую резину, обычно речь идет о покрышках 2″ и шире.
Гравелы для детей
Отдельно нельзя не упоминать что предлагаются и детские гравелы, например Salsa Journeyman 24 на колесах 24″.
Типы велосипедов — условность классификации
Классификацией в данном случае занимаются маркетологи и она очень условна. Нужно понимать что на одной и той же раме, даже незначительной сменной комплектующих можно легко сделать велосипед другого типа. Например, речь идет, о смене покрышек и переходом от системы без переднего переключателя к системе с двумя или тремя звездами спереди. Так что классификация типов велосипедов гравелов приведена исключительно для ориентира — помочь вам выбрать основные типы интересных вам велосипедов.
Туринги имеют ряд характерных особенностей, их типа рассмотрены в отдельном материале.
Опубликовано 2.08.2021, версия 1.2 от 12.08.2021
Ассортимент гравелов и турингов
С российским рынком гравелов и турингов можно познакомиться в разделе Гравел в России. Приведена структура рынка велосипедов, доступные в России бренды гравелов и турингов, их дистрибьюторы. Описан ассортимент основных велосипедных брендов — предлагаемые типы велосипедов, их особенности, например, какие материалы рамы используются.
Подробный материал описывает сезонность поставок велосипедов. Два материала про ценообразование — про стоимость гравелов и турингов в России — от примерно 50000 рублей и про более дешевые велосипеды для путешествий и велопоездок (20-40000 рублей).
Как выбрать гравел или туринг
Выбирая велосипед нужно ответить на несколько простых вопросов о том как вы планируете ездить. Вопросы и комментарии по возможным ответам расписаны в двух текстах на GRAVELO.
Ответы на эти вопросы смогут прояснить для вас очень важный момент – какой багаж вы планируете возить на велосипеде. Вес багажа в существенной степени определяет тип оптимального для вас велосипеда…
Ответив на вопросы выше вы сможете понять на велосипеды какого типа вам смотреть.
На что обращать внимание при выборе велосипеда можно познакомиться в серии материалов:
Велосипед состоит из несколько частей — фреймсет (рама и вилка), вилсет (колеса), группсет (оборудование), седла, руля и педалей. Каждый тип поездок предъявляет свои требования к оборудованию.
Геометрия и особенности рамы рассмотрены в нескольких текстах. Обзорный текст и несколько более подробных, про размер, геометрию и материалы рам велосипеда (факты и мифы). Про вилки также имеется несколько текстов — геометрия и материалы. Материал про колеса. По трансмиссии ключевые материалы на системе с каким количеством передних звезд остановиться — с одной или несколькими (нужен ли передний переключатель) и диапазоне и шаге велосипеда (таблице передач).
Посмотреть техническую информацию по выбору велосипеда и видео велопутешествий можно в подборке видео и профильных видеоканалов на ВЕЛО.ГРАВЕЛО
Проект находится в разработке, некоторые темы только обозначены, планируется углубление и детализация. Если есть комментарии и пожелания пишите. Буду благодарен за перепосты.