Грех сладострастия что это в православии

Сладострастие

Сладостра́стие — 1) вид гре­хов­ной стра­сти, порока; похоть, вожде­ле­ние; чрез­мер­ное, про­ти­во­есте­ствен­ное вле­че­ние к чув­ствен­ным удо­воль­ствиям сек­су­аль­ного харак­тера; 2) чрез­мер­ное вле­че­ние к гре­хов­ным чув­ствен­ным удо­воль­ствиям; 3) чрез­мер­ное стрем­ле­ние к гре­хов­ным удо­воль­ствиям вообще.

Почему, если поло­вое вле­че­ние есте­ствен­ным обра­зом свя­зано с Боже­ствен­ной запо­ве­дью «пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь» ( Быт.1:28 ), чрез­мер­ное поло­вое стрем­ле­ние оце­ни­ва­ется как гре­хов­ная страсть?

Многие про­ти­во­есте­ствен­ные стра­сти фор­ми­ру­ются и раз­ви­ва­ются в чело­веке на основе есте­ствен­ных свойств и вле­че­ний.

Так, напри­мер, пита­ние необ­хо­димо людям для под­дер­жа­ния жиз­нен­ной энер­гии, жиз­нен­ных сил. В этом отно­ше­нии потреб­ле­ние пищи не только не декла­ри­ру­ется как грех, но и опре­де­ля­ется как обя­за­тель­ное усло­вие суще­ство­ва­ния.

Не секрет, что свое­вре­менно потреб­ляя вкус­ные и полез­ные про­дукты пита­ния, чело­век может испы­ты­вать удо­воль­ствие. Однако в случае, если он начи­нает отно­ситься к еде именно как к пред­мету (источ­нику, сред­ству) удо­воль­ствия, такая при­вычка может пагубно отоб­ра­зиться на его физи­че­ском и духов­ном здо­ро­вье, при­ве­сти к обжор­ству, гур­ман­ству, обра­титься в про­ти­во­есте­ствен­ную гре­хов­ную страсть чре­во­уго­дия.

Ана­ло­гич­ная мета­мор­фоза может про­ис­хо­дить и с вле­че­нием, обу­слов­лен­ным поло­вым чув­ством. Это тот самый случай, когда есте­ствен­ное стрем­ле­ние пред­ста­ви­теля одного пола к дру­гому пре­вос­хо­дит допу­сти­мые гра­ницы, ста­но­вится про­ти­во­есте­ствен­ным и пре­вра­ща­ется в пле­ни­тель­ную страсть.

Чело­век, объ­ятый стра­стью вообще и сла­до­стра­стием в част­но­сти, отде­ляет себя от Бога, ведь пред­мет его стра­сти (в рас­смат­ри­ва­е­мом случае — чув­ствен­ные удо­воль­ствия) запол­няет в душе то самое место, кото­рое, в соот­вет­ствии с чело­ве­че­ским пред­на­зна­че­нием, должно отво­диться Богу.

В этом смысле пред­мет стра­сти фак­ти­че­ски пре­вра­ща­ется в идола, слу­же­нию кото­рому чело­век посвя­щает все силы. Гос­подь же отсу­пает для него на второй или более отда­лен­ный план.

Разу­ме­ется, удо­воль­ствие от супру­же­ской жизни могут полу­чать и законно соеди­нен­ные в браке супруги ( Евр.13:4 ). Это не значит, что все они — апри­ори сла­до­страстны.

Таин­ство брака уста­нов­лено Гос­по­дом ( Мф.19:5 ). Хри­сти­ан­ские браки, и в том числе интим­ные супру­же­ские отно­ше­ния, освя­ща­ются Самим Богом. Однако и для вза­имно любя­щих супру­гов уместна бла­го­ра­зум­ная уме­рен­ность. В про­тив­ном случае даже и освя­щен­ное Богом супру­же­ство может при­ве­сти к сла­до­стра­стию (см. подроб­нее: Брак и вне­брач­ная связь; Любовь или страсть?).

Источник

Три искушения в браке

Грех сладострастия что это в православии. Смотреть фото Грех сладострастия что это в православии. Смотреть картинку Грех сладострастия что это в православии. Картинка про Грех сладострастия что это в православии. Фото Грех сладострастия что это в православии

Мы уже говорили о том, что Бог сотворил человека и поселил его в раю, где он существовал естественно, будучи в здравых взаимоотношениях со своей женой Евой. Их целью было не рождение детей, а познание совершенства, постижение совершенной Божией любви, что и является главной целью брака. Поэтому каждое Таинство Церкви, включая брак, совершается для прощения грехов и стяжания вечной жизни. Поэтому брак есть Таинство, харизма, которую Бог благословляет и подает нам в Церкви. Поэтому Церковь благословляет брак и считает семью таким местом, куда человек направляется, чтобы раскрылось его предназначение.

В конечном счете целью брака является преодоление его самого – преодолеть брак, а не превращать его в идол, смотреть на него как на средство, призванное привести тебя к Богу. Любовь в браке не отменяется, потому что Божия любовь не отменяет любви к людям и нашей любви друг к другу, не отменяет ни супружеской любви, ни любви к детям, а напротив, делает человеческую любовь крепче, сильнее, чище, здоровее, делает ее поистине совершенной.

Сегодня мы будем говорить о некоторых более практических вопросах, касающихся проблем, с которыми человек сталкивается в браке. Мы знаем, что страстей, с которыми мы призваны бороться, – основных, тех, что борют человека и из которых рождаются остальные страсти, – три: славолюбие, то есть эгоизм, сребролюбие и сластолюбие. Почему мы так считаем?

Из учения отцов Церкви и из их опыта, а главное – из святой жизни Христа, описанной в Евангелии, с очевидностью явствует, что диавол воевал против Христа с помощью этих трех искушений. Первое — это искушение эгоизма, славолюбие, самомнение и гордость: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, – говорит он Ему (Лк. 4: 9). Второй помысел – помысел сластолюбия – мы видим, когда диавол предлагает Христу превратить камни в хлеб. И третье искушение – сребролюбием, когда искуситель предлагает Ему богатства всего мира. Разумеется, Христос отверг все эти три искушения и таким образом победил диавола. Эти же три искушения возникают и перед каждым человеком – эгоизм, из которого рождаются все прочие страсти, а также сребролюбие и сластолюбие.

С другой стороны, у нас имеются и три харизмы, три высшие добродетели Святого Духа, а именно вера, надежда и любовь – они идут вместе. Вера – это основа, на которой зиждутся надежда и любовь, так же как и эгоизм есть основа, из которой рождаются все остальные страсти – сребролюбие и сластолюбие. Так и семейный человек, стремящийся к совершенству во Христе, должен будет бороться – как и всякий подвизающийся христианин, будь то монах или мирянин, – с этими тремя большими и главными страстями.

Первая страсть, как мы сказали, это эгоизм. Как же он проявляется на деле? Что он означает? Само слово дает нам ответ – «эгоизм», то есть все вращается вокруг нашего «эго»: «Только я и никто другой! Я так думаю, я так считаю, я так хочу, мне так нравится, я хочу, чтобы было так!» Всё это, естественным образом проистекающее из эгоистической настроенности человека, не позволяет эгоистичному человеку полюбить сильно, не дает возлюбить. Причина в том, что он не может превозмочь себя, он замкнут в своем эгоизме, в своем индивидуализме. Эгоистичный человек не может ни возлюбить, ни смириться. И как же он смирится, когда он эгоист, – он даже не может признать своих ошибок, потому что всегда и во всем оправдывает себя.

Грех сладострастия что это в православии. Смотреть фото Грех сладострастия что это в православии. Смотреть картинку Грех сладострастия что это в православии. Картинка про Грех сладострастия что это в православии. Фото Грех сладострастия что это в православии

Эгоист не может общаться, он не способен на это, потому что для того, чтобы общаться с другим человеком, надо выйти за пределы самого себя, надо услышать другого. Но чтобы услышать другого – и услышать в точности то, что он сказал, – прежде всего надо, чтобы замолчал ты сам, чтобы у тебя не было своих мыслей, помыслов, чтобы у тебя не было предрассудков, чтобы ты заранее не был предрасположен к чему-то, чтобы ты мог затем с легкостью поставить себя на место другого человека.

Недавно я услышал одну американскую пословицу, которая гласит: «Если хочешь понять другого, пройди пару верст в его ботинках, и ты поймешь его». То есть, чтобы понять человека, надо спуститься туда, где находится он. Или подняться, если он стоит высоко. Надо понять другого человека, увидеть, как он рос – его возраст также имеет значение, и даже разница полов: мужчина и женщина – не одно и то же: одна психология у него и другая у нее, одна биология у него и другая у нее. Возраст также играет роль. Одно дело – человек в 20 лет, и другое – в 30, 40, 50. Человек, который рос в одной среде, отличается от выросшего в другой. Даже место, из которого мы происходим, имеет значение. Да, это было подмечено тысячи раз. Имеет значение и место, в котором человек вырос: в каком городе, в каком селе, при каких обстоятельствах.

Чтобы можно было общаться с другим, надо его понять, поставить себя на его место, стать одним целым с ним. Доказательство тому — Христос. Христос мог спасти нас, будучи на небе. Он мог спасти нас, прислав сюда Евангелие или еще каким-нибудь иным способом. Для Христа нет ничего трудного. Он, однако, этого не сделал. Он абсолютно, полностью стал Человеком, подобным нам, чтобы – именно после того, как мы оказались бессильны, – смочь спасти нас. Чтобы мы могли соединиться с Ним и чтобы показать нам истинный способ общения. Он стал Человеком ради нас.

Чтобы общаться со своей женой, муж должен понять, как думает жена, – если он этого не сделает, ему никогда не удастся общаться с ней и он всегда будет думать о жене по-своему. Также и жена, если ей не удастся научиться тому, как думает мужчина, понять, чего хочет мужчина, чего он ждет от жены, как он хочет, чтобы жена относилась к нему, – ей никогда не удастся общаться с ним. То же самое относится и к детям и нашим родителям.

Эгоизм – один из самых существенных факторов, разрушающих брак, и это мы каждый день видим вокруг себя. Эгоизм разрывает всякую связь человека: и с Богом, и с самим собой, и с людьми вокруг него, и тем более с его спутником, спутницей по жизни и с детьми.

Как бороться с эгоизмом? Смирением. В монашеской жизни смирение прививается через послушание, а в браке – через отсечение собственной воли. С этого начинает человек – отсечь свою волю. Идешь сделать что-то – жертвуешь тем, чего хочешь сам, делаешь то, что говорит тебе другой человек. Садишься, чтобы его послушать, уделяешь ему время, чтобы он рассказал тебе то, что ему хочется высказать, и даже если это кажется тебе смешным и незначительным, его нельзя считать смешным – ты должен смотреть на это всерьез, поскольку для другого это серьезно.

Если ты не научишься смиренно принимать аргументы и реалии другого человека, тогда ты, конечно, прервешь всякую возможность коммуникации с ним. Отсечение воли – и в самом малом, например сделать какую-нибудь работу по дому, исполнить свои обязанности, поступиться своим удобством в тот миг, преодолеть все эти «я так думаю», «я хочу, чтобы было так».

Вчера мне задали вопрос: что происходит с воспитанием ребенка, когда один из родителей говорит одно, а другой другое. Ну что происходит? У нас налицо два родителя-эгоиста, которые в конце концов испортят своего ребенка, потому что никто из них не смиряется, чтобы сказать: «У моего мужа тоже есть право воспитывать ребенка!», «У моей жены тоже есть право воспитывать ребенка. Не я один знаю, как и что надо». Например, мать сказала что-то по поводу ребенка. Супруг не должен сразу же опровергать это и любой ценой требовать, чтобы жена согласилась с ним.

Как мы уже сказали, иначе держится отец, и иное поведение и место у матери в детской психике. Когда ты не соглашаешься с другим человеком и думаешь, что только ты знаешь все и только ты один можешь высказываться по поводу воспитания ребенка, тогда ты, несомненно, унижаешь своего партнера. И другой или замолчит, или, если это муж, возьмет газету и скажет: «Воспитывай его сама! Если хочешь, чтобы я его искупал, позови меня!»

А может, они станут кричать, ругаться и т. д., и в доме начнется хаос…

Вслед за эгоизмом мы сталкиваемся со сребролюбием. Услышав это слово, мы думаем, что речь идет о любви к деньгам. Однако сребролюбие – это не только это.

Почему же сребролюбие – грех? Ведь у всех у нас имеются деньги — и у вас есть деньги, и у меня есть деньги, и у Церкви есть деньги, и у монастырей есть деньги, и у Христа были деньги. Проблема не в деньгах. Деньги сами по себе не что-то плохое. Плохо сребролюбие. Что же оно собой представляет?

Напоминаю вам, какая добродетель является второй, – надежда. Первой является вера, и в связи с ней мы сказали, что эгоист не может уверовать, потому что он верит только в себя. Верит в себя – только он один, и никто другой! Эгоист, в сущности, является неверующим. Он нераскаян, замкнут в себе самом, эгоизм не позволяет ему сделать ничего.

Грех сладострастия что это в православии. Смотреть фото Грех сладострастия что это в православии. Смотреть картинку Грех сладострастия что это в православии. Картинка про Грех сладострастия что это в православии. Фото Грех сладострастия что это в православии

У сребролюбца же нет надежды на Бога, которая является второй добродетелью после веры. Потому что он надеется на свои деньги. «Я должен чувствовать карман полным». Есть старые люди, лет эдак под сто, у которых полно денег в банке и которые дрожат над ними, потому что берегут их «на старость». Сами стоят на пороге смерти в буквальном смысле слова, а хранят в банке тысячи лир. Для сребролюбца немыслимо потерять их, потому что у него нет надежды на Бога, он надеется на деньги – в этом суть греха.

И не только на деньги, но и на наши знания: «Я полагаюсь на свои знания, на свои силы, я представляю собой нечто, у меня есть власть, есть положение, есть образование, финансовое благополучие». Грех – надеяться не на Бога, а на свои силы, на свои деньги, на свое состояние, на свое знание, на свои способности, на свою красоту и все прочее, потому что это похищает сердце твое у Бога и прилепляет его к чему-то иному. Ты надеешься, что ты так красив или так красива, что тебе и нужды нет взглянуть на кого-нибудь вокруг. Уйма молодых людей желает видеть тебя своей женой, но ты всех отвергаешь, потому что думаешь, что придет сказочный принц и попросит твоей руки. Вы много таких сказок читали, помните?

Как это мешает в браке? Мешает, потому что каждый замыкается на своих делах. Вы видите сегодня, что в каждой второй семье супруги тратят деньги по отдельности, и каждый месяц они садятся вместе и подводят итоги. Я советую им нанять бухгалтера, чтобы разобраться во всем этом и не ругаться, кто из них потратил больше… Один платит за воду, другой за электричество, этот за бензин, они всё подсчитывают и так платят. Мало людей переступают через это – чтобы распоряжались деньгами все и при этом не испытывать боязни перед другим человеком. Идут покупать дом и боятся:

– Полдома запишешь на меня!

Чтобы завтра они, паче чаяния, не развелись и другой не забрал весь дом себе. Как будто проблема в этом и заключается — кому достанется дом, когда они разведутся…

Этот менталитет — «мои вещи», «мое время», «пойду со своими друзьями», «у меня тоже есть друг», «у меня свои планы». Именно это мое и есть то, что привязывает меня к разным вещам. В монашестве это преодолевается через нестяжание: у тебя нет ничего, тебе не позволено иметь абсолютно ничего, даже десять лир.

Вы видите, что общая собственность была отличительной чертой ранней христианской Церкви, потому что у людей тогда была надежда на Бога и они не надеялись на нечто другое. У нас нет надежды на Бога, мы надеемся на свои силы: «Я должен сделать всё, я должен всюду успеть, я должен добиться всего, я должен это сделать». Часто слышишь:

«Как я могу со всем справиться? Сколько мне еще разрываться? Всё должен я!»

Наш старец-игумен рассказывал нам об одной женщине из его села, которая говорила:

« У меня еще столько дел не сделано, и я еще не обошла село!»

Как исчезает упование на Бога? Когда мы думаем, что всё должны сделать мы, все придумать, организовать, чтобы все было безупречно, а внутри нас гложет помысел, что от нас зависит все.

Успокойся, предоставь это Богу! Сделай, что можешь, и имей упование на Бога!

Вырвись из этого, освободись от этой подозрительности, которая возникает из-за отсутствия надежды. Ты начинаешь строить свой брак, и вместо того, чтобы строить его в надежде на успех, начинаешь обдумывать вероятности неудачи. Однако это уже ошибка, это уже неудача. Ты кладешь начало, но не учишься тому, что в браке у тебя нет своего: нет ни своего пространства, ни своего времени, и ты сам тоже не принадлежишь себе, а другому человеку.

Даже в отношении к своему ребенку. Мать говорит:

Твой сын, твоя дочь, а не наш ребенок, и в особенности если ее сын женится, то тогда начинается! Невестка слышит это: «Мой сын!», — и начинает звереть.

Он тоже говорит: «Моя мама!»

Невестка это слышит, и начинается война. Потому что это ее муж, то есть даже она не преодолела чувство собственности: «Да это мой муж, а значит, не твой сын! Поэтому она не твоя мать!»

И следует еще уйма подобных обидных слов.

Итак, эта приверженность к моему, твоему и чьему бы то ни было — поистине большое искушение в браке, это разрушительный фактор, и преодолевается это через общую собственность, через общее пользование вещами с преодолением нашей привязанности к тому, что мы считаем своим, — месту, времени, мнению. Я знаю супругов, которые ругаются из-за футбольной команды. Да. Ругаются из-за партии, из-за уймы других вещей, и один не соглашается с другим. Всё это — проявления сребролюбия, этой страсти, всеобъемлющей страсти, которая отсекает надежду. Кто отсекает свою надежду на Бога, того охватывает стресс, тот изнуряет себя, переутомляется.

Далее следует сластолюбие. Разумеется, в монашестве с ним борются путем девства и целомудрия, полного воздержания в отношении плоти. В браке с ним тоже надо бороться – семейный человек не может быть сластолюбивым, потому что сластолюбие разрушает брак. Почему? Потому что сластолюбивый человек смотрит на другого как на объект, а не как на личность. Да, имеется благословение на известную плотскую связь с другим человеком, имеется у нее и определенная цель – рождение детей, но не одно оно. То есть эта связь имеет Божие благословение и благословение Церкви, данное в Таинстве брака.

Но сластолюбие не может быть целью брака. Почему? Потому что в данный момент этот сластолюбивый порыв не может быть удовлетворен в той степени, в какой кто-то рисует его в своем воображении. Потому что другой человек, безусловно, тоже человек, и у него не всегда может быть такое же расположение, как у первого: он может заболеть, устать, у него может быть другое настроение в данный момент. В браке имеются разные периоды – период беременности или отсутствия одного из супругов, период, когда человек болеет или переживает душевный перелом, когда у него нет такого расположения, да и сам возраст тоже сказывается. Это все так, не правда ли? Человек взрослеет, и многое меняется. И если человек не научится превозмогать свое сластолюбие, уважать другого человека и смотреть на него как на личность, как на образ Божий, как на Божественный сосуд, как на храм Святого Духа, тогда он будет унижать своего спутника, считать его ненужным, и брачная связь распадется.

Наше предание свидетельствует, насколько это почиталось раньше. Мы видим, как люди были внимательны к тому, чтобы приступать к таинству брака чистыми и непорочными, у них была, так сказать, известная философия чистоты до брака. Их связь носила священный характер. Сегодня люди опустились до того, что смотрят фильмы с развратными сценами, самыми порочными сценами, копируют их и унижают и себя, и другого человека, находящегося рядом с собой. Это упраздняет священную связь, которую Бог благословил в браке, уничтожает и основу, на которой должно развиваться истинное общение между двумя людьми.

Те из вас, кто состоит в браке и имеет опыт, знают, что в этом союзе человек, в сущности, стремится сохранить себя как личность и не может согласиться на то, чтобы превратиться в объект, не выносит этого. Связь должна быть следствием любви между двумя людьми. Связь не самоцель. Блуд потому и является грехом, что в нем нет личностной связи с другим, другой здесь – просто объект, объект для утоления страсти, и больше ничего. Это не что иное, как унижение образа Божия, потому что хотя другой человек делает это и получает вознаграждение, хотя он и делает это, потому что хочет, но он не перестает быть образом Божиим. И ты не должен оскорблять и унижать образ Божий, даже если другой этого не понимает.

Я сказал одним образованным молодым людям, которые, к сожалению, ходили по всяким ночным притонам, где есть танцующие девушки и еще невесть что творят:

Эта девушка может быть какой угодно, – это неважно, какая она. Каков тут ты? Неужели ты не смотришь на этого человека как на икону Божию, как на человека, чья жизнь превратилась в ад, коль он дошел до того, что вытворяет такие вещи, работая в этом кабаре? Неужели ты не задумываешься хотя бы на миг: что с ним происходит, в каком состоянии душа этого человека, если он дошел до такого?

Отцы Церкви видели таких людей и рыдали, понимая, в каком затруднении находились такие девушки. Имеется множество примеров и рассказов о том, как подвижники и преподобные шли в такие притоны, чтобы вывести этих девушек оттуда, потому что не могли смотреть на то, как икона Божия превращается в отребье в руках диавола.

Есть потрясающие рассказы. Так, святой Иоанн Колов пошел в одно такое место и заплатил, чтобы его впустили, сел на ложе блудницы и заплакал, а она его спросила:

– Почему ты плачешь, авва?

Итак, если ты доходишь до того, что не видишь в другом образ Божий, а смотришь на него как на предмет вожделения, тогда ты потерпел поражение. Браки разрушаются именно из-за этого. Почему? Потому что мы вступаем в брак, наученные смотреть на другого не как на личность, а как на пол: «мужчина», «женщина», «красивый мужчина», «красивая женщина», и масса всего прочего. Но сколько лет этот мужчина и эта женщина будут вместе? Ну, пусть лет 10–15, а потом? Хорошей станет соседка, хорошей станет, не знаю там, сотрудница или коллега. Потому что твоей целью изначально было наслаждение, сластолюбие, – это было целью твоего брака. Сейчас ты уже привык к другому лицу, для тебя в нем уже нет той прелести и красоты, какими оно обладало раньше. Если так, тогда ты уже пал. Ты не научился воспринимать другого человека как личность, и поэтому многие люди в браке в данный момент доходят до того, что ссорятся, выгоняют и ненавидят друг друга.

Из того опыта, который у меня есть как у духовного наставника, я говорю вам, что видел супружеские пары, а в особенности жен, которые буквально ненавидят своих мужей, потому что считают их насильниками, животными, поскольку те так смотрят на своих жен. Конечно, жены тоже виноваты, так как вначале позволили смотреть на себя таким образом. Надо было сначала поставить его на место и научить его относиться к тебе правильно. Но когда человек молод, его отношение ко всему поверхностно и ему нелегко поступать зрело. Однако ты не можешь всю жизнь оставаться сосудом и вещью другого человека, наступит момент, когда твое «я» восстанет и оттолкнет другого.

Так возникают многие проблемы в отношениях между людьми. В то время, как напротив, если человек целомудрен и смотрит на другого человека, на свою супругу, на свою спутницу, как на икону Божию, как на соработницу Божию, как на храм Святого Духа, тогда он понимает, что и эта связь, супружеская связь, сексуальная связь – благословение, и она – радость, пристань, которую Бог дал, чтобы у него была известная утеха в трудные минуты на семейном пути. Но если ты останешься в пристани и превратишь сексуальную связь в идол, тогда ты погубил свой брак.

Это доказывает, что человек не может ограничить свою связь и любовь сластолюбием. Поэтому он должен научиться целомудрию и воздержанию даже в браке. Разумеется, есть периоды, когда люди должны воздерживаться: когда жена беременна, она не может иметь супружеских отношений, когда кто-нибудь болен или у него имеются другие причины, по которым он не может иметь интимную связь. И тут Церковь нас воспитывает: есть период поста, воздержания, когда существует запрет на все это, период, предшествующий браку, цель которого – принимать другого как личность, а не как плоть. И всё это учит тебя жить и воспринимать другого человека целомудренно.

Когда мы начинаем свой путь с целомудрия и воздержания, мы продвигаемся вперед, поскольку наша связь с другим человеком правильная. Тогда любовь Божия поддерживает нашу жизнь, и наши отношения и дела получают священный характер.

Источник

О развращении

«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор. 7:2). Не сказал: для деторождения. И затем «будьте вместе» (1 Кор. 7:5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? «чтобы не искушал», говорит, «вас сатана». И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1 Кор. 7:9).
В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства» (свт.Иоанн Златоуст, «Книга о девстве»).
————————————

О сладострастии, блуде и приятности по естеству

Аноним: Сладострастие и блуд – это одно и то же или нет? Расскажите о сладострастии?

О.Серафим: Сладострастие и блуд – это не одно и тоже. Сладострастие телесное вмещает в себя различные проявления. Блудная страсть это одно из его проявлений. Чревоугодие или гортанобесие и блуд – это не одно и тоже. А это различные проявления телесного сладострастия. Сладострастие – это общее слово для всех проявлений в различных частях тела или чувствах души. Оно разделяется – на сладострастие душевное и телесное. Телесное сладострастие разделяется на чревоугодие, гортанобесие, блудную страсть, искание телесного покоя и т.п. И назвать блудною страстью, к примеру, чревоугодие – это совсем неверно, ибо это не одно и то же. Сладострастие может переливаться из одной страсти в другую, но страсти, по их проявлениям, при этом различествуют.

Сладострастием мы называем приятность и усладительность, которая примешивается к нашим чувствам, становясь самоцелью.

Но здесь необходимо различать: приятность по естеству и сладострастие.
1).Приятность по естеству – она не греховна, ибо вложена Богом в человека, при сотворении человека. Она есть во всех душевных симпатических чувствах. А так же присутствует и в телесных чувствах. К примеру, когда человек замерзает, то от этого неприятность, которая является от раздражения плоти. Но разве грех в том, что человек согреется в тепле, чтобы ему не замерзнуть? Разве грех в том, что младенца одевают, чтобы он не замерз, когда холодно?

Так ревность не по разуму, когда увидит, что существует сладострастие, и что оно греховно, то, не различая, – где сладострастие, а где естественная приятность, – всякую приятность, в том числе и естественную, называет сладострастием. Отсюда иной может по отношению к другим поступать жестоко, немилосердно, но при этом говорит, что таким образом искореняется, мол, сладострастие. Но на самом деле – это самомнение и дух самоуверенности, которые закрывают духовные очи, и начинается ревность не по разуму, – не к месту, не к времени.

2).Сладострастие – это та же самая естественная приятность, но проявляющаяся не к месту, не к времени, переходящая меру. То есть, естественная приятность становится сладострастием, а отсюда и грехом, только тогда, когда она не к месту, не к времени или без меры.

«Удовольствия бывают душевные и телесные. Душевные удовольствия – те, которые принадлежат только душе самой по себе; таковы, например, удовольствия, доставляемые знанием и созерцанием. Телесные удовольствия те, в которых участвуют и душа, и тело и которые отсюда получают свое название; таковы, например, удовольствия, доставляемые пищею, плотским совокуплением и т. п. Удовольствий же, свойственных одному телу, нельзя указать.
С другой стороны, одни удовольствия – истинные, другие – ложные. Те удовольствия, которые принадлежат одному разуму, проистекают от познания и созерцания; те же удовольствия, в которых участвует тело, имеют свой источник в чувстве. При этом, из удовольствий, в которых участвует тело, одни естественные и в то же время необходимые, без которых невозможно жить, каковы: пища и необходимая одежда; другие – естественные, но лишенные свойства необходимости, каковы: половые сношения, естественные или законные, ибо хотя половые сношения и способствуют продолжению человеческого рода в целом, однако можно жить и без них – в девстве; третьи удовольствия – ни необходимые, ни естественные, каковы: пьянство, сладострастие, пресыщение. Эти удовольствия не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода и даже наоборот – вредят. Поэтому тот, кто живет в согласии с волей Божией, должен искать удовольствий необходимых и, вместе, естественных; а на втором месте полагать удовольствия естественные, но не необходимые, допуская их в приличное время, приличным образом и в приличной мере. Прочих же удовольствий следует всячески избегать.
Добрыми удовольствиями надлежит признавать те, которые не связаны с неудовольствием, не оставляют по себе повода к раскаянию, не производят какого-либо другого вреда, не выходят из границ умеренности, не слишком отвлекают от важных дел и не порабощают себе» (преп.Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», кн.2, гл.XIII (27), «Об удовольствиях»).

Под удовольствиями истинными здесь преп.Иоанн Дамаскин имеет ввиду приятность по естеству, а под удовольствиями ложными сладострастие или сластолюбие. К естественной приятности он относит и «половые сношения, естественные или законные», то есть в супружестве. И что их необходимо допускать, в семейной жизни, «в приличное время, приличным образом и в приличной мере».

Грех есть все то, что неестественно человеку, что не в согласии с его естеством, каким сотворил его Бог. Грех неестественен человеку, поэтому естество страдает и мучается от греха и не имеет покоя. Страсти – грех, перешедший в навык, в привычку. – Они и являются адским состоянием в душе человека. Они и будут мучить человека в вечности, ибо он сам развил их в себе, а они ему противоестественны. И человеческое естество никогда не примирится со страстями, а потому и будет вечно мучиться и страдать. То есть, через развитие в себе страстей, человек сам воспитывает в своей душе адское состояние, которое и будет мучить его в вечности.

Итак, сладострастие или сластолюбие – это когда у человека чувство приятности становится самоцелью, и он ищет его через посредство всех тех чувств, в которых есть оттенок приятности. Но здесь, как я уже сказал, необходимо различать – естественную приятность, которая не греховна, от сластолюбия или сладострастия, которое есть та же самая естественная приятность, проявляемая не в меру. – Это самость примешанная к нашим симпатическим чувствам, через грехопадение. Познание этого приобретается опытным путем.

Ибо теоретическое понятие отстоит от понятия, рождающегося опытным путем, как небо от земли. Путем рассудочным, умовым, дойти до понятия, рождающегося опытным путем, невозможно. – Кто пытается умовым, рассудочным путем постичь понятия, рождающиеся только из опыта правильно-проходимой внутренней духовной жизни, тот впадает в ересь гностицизма, основателем которой считается Симон-волхв, упоминаемый в Деяниях Апостольских.

Кто не научится, в чувстве, различать естественную приятность от неестественной, тот неизбежно заходит в ложный аскетизм. Все эти понятия рождаются из правильно-проходимой внутренней духовной жизни, опытным путем. Другого пути к приобретению этих понятий – нет.

Об извращенчестве, гомосексуализме.

Аноним: Я гомосексуалист и нацист. И рад бы быть истинным христианином, но из-за своей природы не могу, как мне быть?

О.Серафим: Это ты сам себе или тебе – внушили это неверное и ложное понятие. Гомосексуализм – это не природа, а страсть. Ибо Бог не сотворил таким человека. Бог, сотворивши человека, вложил в его телесную, грубую физическую природу только лишь стремление к противоположному полу – это естественно человеку. И для разрешения этого желания Бог благословил человеку законный официальный брак, внешняя сторона которого зависит от эпохи, времен и обстоятельств.

Бог, сотворивши Адама и Еву, благословил на брак только мужа и жену: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28).Это первое Таинство брака сотворенное самим Богом. С этого момента всякое законное вступление в супружеские отношения между мужем и женой и стали продолжением того Божьего благословения – браком, среди всех народов и религий.

Этим Своим благословением Бог засвидетельствовал природу естества человеческого, – каким Он сотворил человека. То есть, проявление влечения или похоти, в человеке, заложены Богом в естество человеческое, только лишь к противоположному полу: мужа к жене и наоборот. – В этом закон естества. Это свидетельство Самого Бога, – каким Он сотворил естество человеческое, – и ответ на все вопросы, по данной теме.

Постоянное же проявление греховного желания, в мысли и чувстве, переходит в навык, привычку – это есть страсть. Первородный грех и страсти – неестественны природе естества человеческого, поэтому они и являются грехом. Первородный грех – это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией, которое проявляется в душе или теле человека, в противность естеству. Ибо грех противен природе естества человеческого – поэтому, ища удовлетворения его, человек никогда не может окончательно получить удовлетворения. По этой причине все человечество страдает и мучается.

Преп. Нил Мироточивый говорит о том, что «Хотя бесам и свойственно соблазнять естество человеческое в страсть мужеложственную, но когда эта треклятая грязь мужеложства начинает совершаться между людьми, тогда и бесы трепещут, ибо бесов ужасает страшная мука, которая уготована за сие деяние, бесы боятся, как бы за соблазнение в сей грех не заключили и их туда» («Посмертные вещания», ч.3, гл.26). Этого греха «трепещут бесы, имея страх того нестерпимого пламени огненного», куда будут ввергнуты содомиты-мужеложники… «Земля трепещет, когда глядит на сие треклятое деяние мужеложственное» («Посмертные вещания», ч.3, гл.26).

Вот пророчество о будущем человечества, во времена антихристовы: «Обратятся ко злу злою погибелью погибающих, так что не будут распознавать, что есть брат и что сестра, что отец с матерью, и что мать с сыном ее, не будут признавать и брачного венца. Будут иметь только одну погибель, одно общее падение в погибель, как Содом и Гоморра, т. е. и пяти праведников не найдется… И будет брат иметь сестру, как жену, мать иметь сына, как мужа, будет умерщвлять сын отца и прелюбодействовать с материю; и иные тьмы зол войдут в обычай. Поскольку же станут к людям прививаться злые дела, постольку будут находить на них и бедствия.
Нынешний золотой будет тогда ходить, как теперешняя фола (меньше полушки). Люди же, чем больше будет на них находить бедствий, тем больше будут возделывать зла, т. е. вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. Злодеяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех будет разговор только о зле, намерения только злые, соизволение злое, сотоварищество только на зло, деяния у всех только злые, всеобщее злое хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление; всеобщее злое разъединение. При всем этом будут думать, что и делатель зла спасается»
(преп.Нил Мироточивый, «Посмертные вещания», ч.1, гл.28).
«Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищею антихриста» (преп.Нил Мироточивый, «Посмертные вещания», ч.1, гл.31).

Нужно положить начало борьбы со страстью гомосексуализма, с извращением природы:
1). Для души: Необходимо повергать свою немощь пред Богом и вопить к Нему о помощи, чтобы Он помог избавиться от этой страсти, внушенной бесом и возгретой самим человеком, через возгревание этого желания. Вопль из сердца, в ощущении немощи и уповании и надежде на милость Божию – это самое важное в борьбе с любой страстью. Ибо от страсти исцеляет только Сам Бог, остальное все – это средства. При этом, от действия неудовлетворяемой страсти будет являться скорбь, – надо понуждать себя радоваться скорби, ибо через посредство ее Бог будет исцелять от страсти. Так, когда рану прижигают или вычищают от гноя, то от этого тоже скорбь, но человек терпит ее, ибо знает что это необходимо для выздоровления. Точно так же и здесь.

2). Для тела: Надо учиться жить с женщиною-женою. Для этого необходимо пожениться. И приучать себя к тому, чтобы желание находило свое разрешение естественным путем, в согласии с природою естества человеческого. – Как благословил Бог, благословивши Адама и Еву, мужа и жену.
Ибо простое воздержание перед лицом современных соблазнов ничего не даст, а то и будет хуже, так как “живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов” (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).
Поэтому и необходимо иметь жену. Так как «у вступивших в брак больше спокойствия… потому, что если у них когда-нибудь высоко поднимется пламень (похоти), то последующее совокупление скоро погашает его» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).
«Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

Помоги тебе Господи, встать на путь борьбы с этою страстью и, при помощи Божией, одержать победу над сыном Хамовым – над страстью, в тебе. Это будет самая великая победа, в твоей жизни.

Аноним: А я стараюсь на девушек не заглядываться, особенно на тех, которые слишком вульгарно одеты; а то ещё и в блудниках окажусь. Но вот беда: иногда бывает так, что глаза магнитом прилипают к молодым лицам мужского пола. Тут же закрываю глаза и стараюсь уходить. Как мне быть?

О.Серафим: То, что не заглядываться на девушек, – это правильно, при естественном положении дел. Но если глаза магнитом прилипают к мужскому полу, и в этом блудная страсть, то это еще хуже, чем, если бы это было по отношению к женщинам.
«Часто диавол все усилие, старание, ухищрение, коварство и все свои козни устремляет к тому, чтобы проходящие монашеское житие и подвизающиеся на сем поприще, исполненном искушений, были боримы противоестественными страстьми. Посему часто находясь в одном месте с женским полом, и не будучи боримы плотскою похотью, или помыслами, некоторые ублажают себя; а того не разумеют несчастные, что где большая пагуба, там в меньшей нет нужды» (Лествица, сл.15, п.29).

Грех блуда это только один грех, – грех невоздержания, блуд вне брака. Но он – не противоестественный.
А грехи противоестественные, к которым относится и мужеложество – это два греха: блудный и против естества. Это гораздо тяжелейший грех. Вот почему я и говорю о законном браке, в особенности, перед лицом соблазнов.

Но бывает, что Господь может отнимать блудную брань, на какой-то момент времени, так сказать авансом дает, а впоследствии попускает, чтобы человек не вменил этого себе. Ибо вменение этого себе – это гораздо хуже. Это из человека превратиться в гордого демона, который, по причине того, что не имеет плоти, не может совершать этот грех, но сидит на духе самости и гордыни. Это тот же самый дух, что и у индусских йогов. – Это погибель души.

Лучше, если у тебя будет брань не по отношению к мужскому полу, а по отношению к женщинам. Без брани никто не может придти к опытному познанию своей немощи, а значит и к смиренному и сокрушенному духу. А без такого настроя духа, не может быть подан дар спасения. Вот почему, в Евангелии, грешник-мытарь, имевший такой настрой духа, был помилован; а праведник-фарисей, не имевший такого настроя духа, был осужден.

Воспитывай чувство отвращения ко греху мужеложества, так как это в согласии с нашим естеством, ибо этот грех противен естеству. Тогда, возможно, явится похоть по отношению к женщинам. Но не надо этим смущаться, ибо это уже лучше, так как это естественно человеку. Ибо от этого, никто из обычных и физически полноценных людей не свободен: «кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти – осквернения плоти своей?» (Лествица, сл.15, п.31).

Надо просто учиться вести брань, борьбу, повергая свою немощь пред Господом, имея в намерении: вступить в брак, по причине сознания своей немощи, пред лицом соблазнов. Господь же видя твое намерение, – и что в нем присутствует ощущение своей немощи, смиренный настрой духа, и стремление к сохранению верности, своей будущей супруге, – будет тебе в этой борьбе помогать.

Ибо в таком случае, ты будешь ограждать себя смирением: 1). По причине сознания своей немощи, перед лицом соблазнов, — намерением вступить в брак. 2). В моменты искушений повергать свою немощь пред Господом, вопия к Нему о помощи, — ради сохранения верности, своей будущей супруге.

А как говорит Св.Писание, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Об этом и сказал Господь, что «сила Моя», т.е. действие Божией благодати, связующее страсть, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).

О рукоблудии (онанизме).

Аноним: Я впадаю в грех рукоблудия. Как Вы думаете, что мне нужно предпринять, чтобы выйти из этого состояния?

О.Серафим: Надо встать на путь борьбы со страстью. Причина того, что человек ее не может одолеть, это есть навык, привычка. А главное, самомнение, дух самоуверенности и гордыни. Ибо Бог попускает эти падения, для того, чтобы смирить наше самомнение и высокоумие. Надо начать познавать свою немощь, в этой борьбе, и всякий раз, как только возникает желание, — падать пред Богом, внешне или в душе, и вопить к Нему о помощи, пока не пройдет желание. И так всякий раз. А так же, утром или вечером, просить Бога об избавлении от этой страсти. А если пал, то не замедлять в этом душевном состоянии, а тут же возгревать чувство сокрушения, доводить себя до решимости и воодушевления вновь на борьбу. И, повергая свою немощь пред Богом, просить у Него помощи, чтобы он не оставил в этой брани.

Человек должен находиться в состоянии борьбы со своими страстями. Через эту брань и падения, посреди соблазнов, он должен не оправдания для своего грехопадения искать, ссылаясь на обстоятельства, а приходить к познанию своей немощи, и теплее и горячее припадать к Богу, взывая к Нему о помощи.

А особенно в те моменты, когда восстает страсть, надо повергать свою немощь пред Богом и усиленно, с чувством упования и надежды, вопиять к Нему о помощи. Для этого можно куда-то уединиться в эти моменты, чтобы припасть на колени и просить Бога и вопить к Нему, пока страстное желание не пройдет. А если некуда удалиться, то стараться делать то же самое внутри, в чувствах и ощущениях, стараясь обращать их к Богу. Для этого достаточно обращать чувства, дух, к Богу, жаждая от Него избавления. В этом деле, главное: чувства и жаждание духа, обращенные к Богу.

И если неженатый, то надо жениться. А если такое у женатого, то надо всегда, когда борьба с этой страстью становится невмоготу, то тут же совокупляться со своей женой.

Об этом говорится еще здесь.

Обличение пропаганды извращенчества и каким развращенным будет общество под конец времен.

Аноним: «Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание…» Все пороки уже побеждены, пора взяться за геев?

О.Серафим: Речь идет о грехе погибельном для душ человеческих, так как в современном обществе идет его пропаганда. Поэтому он и обличается. Если бы не было его пропаганды, то и не было бы нужды в его обличении и предостережении людей, общества от этой заразы, насаждаемой властью и СМИ. — «15 причин, почему общество не должно легализировать гомосексуальные “браки”».
Иначе получается, что нельзя обличать и педофилию, так как все пороки еще не побеждены. Но это абсурд.

Когда общество стало против того, что естественно человеку по природе, то оно не остановится. Ведь рамки свободы можно отодвигать кому как захочется, до уничтожения человечества.
Это война дьявола против Бога и его творений. И те кто начинают воевать с природой естества человеческого, каким его сотворил Бог, идут против Бога, природы и законов вселенной, установленных Творцом и Создателем, Богом. А этот путь приведет всех к погибели и самоуничтожению.

И если люди идут по пути, который ведет в яму погибели и самоуничтожению, то надо об этом предупредить людей, общество. В этом любовь и милосердие к людям.

Педофилия

Аноним: Объясните пожалуйста, в чем заключается суть греха педофилии с точки зрения законов естества? Какие природные законы человеческого естества при этом нарушаются? Сам себе я привожу следующие доводы: детям не свойственно жить половой жизнью в силу «неполноценности» своей природы, незрелости её как в психическом, так и в физическом плане, поэтому и противоестественно иметь влечение к ним. Но я не понимаю какие изменения претерпевает природа человека, как ребенка, так и согрешающего, в чём самая суть греха, его зловредность, если за этот грех согрешающий достоин смерти?

О.Серафим: Половая жизнь может начинаться только после полового созревания. Иметь половую жизнь до полового созревания неестественно по природе. Само половое созревание и является свидетельством природы о способности начала половой жизни.

Поэтому ведение половой жизни с ребенком до его полового созревания является извращенчеством, действием против природы естества человеческого.

«Кто служит Богу и ищет Его от всего сердца своего, тот действует сообразно со своею природою; а кто делает какой грех, тот достоин порицания и наказания, потому что это чуждо его природе» (преп.Антоний Великий, Добротолюбие,т.1,гл.36).

То есть, по мысли преп.Антония, первородный грех чужд природе нашего естества, закону совести. И потому, наше естество, через посредство закона совести, все время противится проявлениям первородного греха и неудовлетворенно тем, что человек ищет удовлетворения духа самости, через посредство своих страстей. По этой-то причине, человек из-за этого все время мучается и страдает, и не может обрести постоянный мир и истинный покой в душе своей, так как это чуждо природе его естества, каким сотворил его Бог, чуждо закону совести. Поэтому-то, непреходящий мир и истинный покой в душе человек может обрести только через удовлетворение своей совести, ибо она всегда хочет того же самого, чего хочет Бог, воля Божия.

Таким сотворил Бог человеческое естество, что оно никогда не согласится с первородным грехом, с духом самости, так как они неестественны человеку. В этом и заключается причина мучений и страданий человека. Ибо когда он ищет удовлетворения первородного греха, духа самости, то он идет против своего естества, против закона совести. Поэтому-то мучается и страдает.

Вот почему необходимо научиться различать в себе голос совести и всегда следовать ему, в своей жизни. Для этого, как говорит преп.авва Дорофей, и «сделался нужен закон написанный, стали нужны святые Пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей». — Такова воля Божия, чтобы человек действовал «сообразно со своею природою», со своею совестью, ибо она хочет того же, чего хочет и Бог. Так, через примирение со своею совестью, человек примиряется с Богом и входит в общение с Ним, по дару Божественной искупительной благодати, дарованной миру через Христа.

Блуд с ребенком – это очень тяжкий, смертный грех. Это нравственное растление тела и души ребенка. Ребенку очень сложно это преодолеть, на душевном уровне. И он от этого может страдать всю последующую жизнь.

Для того, чтобы совершить такой грех человек должен в сравнении с обычным блудом, изнасилованием, педерастией, еще более погрузиться в пучину зла, еще более ожесточиться в душе своей.

Ибо сотворить такой грех против слабого, невинного, беззащитного и доверчивого ребенка – это и является инициацией, посвящением в демоническую иерархию.

Недаром убийство младенца является еще большей инициацией погружения во зло, еще более глубоким посвящением в демоническую иерархию. И среди злодеев это считается еще большим погружением в стихию зла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *