Грехи вольные и невольные что это значит

О грехах вольных и невольных

Священник Владимир Хайров рассказал «Главному», почему зачастую неправильно понимают смысл покаяния и каким грехам больше всего подвержено современное общество.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о покаянии не только как об исповеди в храме перед Причастием. На греческом языке, из которого пришло к нам слово «покаяние», оно звучит как «метанойя» и имеет более глубокий смысл. Это изменение ума, перемена образа мыслей, всеобъемлющее изменение в жизни, которое поворачивает человека к Богу.

Однако очень часто «покаяние» в современном мире понимается неправильно. Существует расхожее мнение о том, что человек может покаяться, потом согрешить и опять каяться — и так по кругу. При таком подходе покаяние становится лишь формальностью и не приносит никакой пользы кающемуся. Но если мы говорим о метанойе — мы говорим об изменении своего ума, вектора жизненного движения и всей причинно-следственной связи, которая связывает человека с его страстями. То есть, искренне покаявшийся уже не может совершать осознанно оставленные грехи. Если же он снова возвращается к прежнему греху — значит он не покаялся в полном смысле этого слова.

Каков же истинный смысл слова «покаяться»? Покаяние — это не просто слова «Господи, прости». Это слова «Господи, я ненавижу свой грех, оставляю его и очень хочу измениться». Святой Иоанн Златоуст говорит, что «Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех и ревностнее к добродетели».
Покаянием нужно бороться с парализацией воли и направлять ее в сторону света. Ведь когда бесовские силы парализуют волю человека, он идет у них на поводу, даже если это приносит ему боль. Зачастую человек не может оставить какой-либо грех по причине гордости и самолюбия.

Грех в Православной Церкви всегда понимался не как вина, а как болезнь. В наше время, как и во все века, страсти одинаковы. Мы больны многими грехами: раздражительностью, унынием, многостяжанием, блудной страстью, гордостью. Поэтому когда говорим об избавлении от греха — это скорее не прощение, а исцеление. Господь учит, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). То есть, человеку, желающему покаяться, необходимо признать свою болезнь. При таком понимании священник-духовник выступает как врач, который непрестанно и регулярно наблюдает человека. Ведь многие болезни требуют длительного лечения, поэтому и исповедь должна быть достаточно регулярной, чтобы исцелиться от греха. В Русской Церкви существует традиция, по возможности, не менять своего духовника; ведь каждый врач может прописать разные рецепты.

Меня многие спрашивают — как правильно каяться на исповеди? Знаете, часто человек приходит на исповедь и начинает просто перечислять страсти: «Каюсь в том, что я раздражителен, грешен сребролюбием, унынием, маловерием. » А я отвечаю: «Знаете, у меня все то же самое». Будет лучше, если человек скажет, какими именно вольными грехами он грешен (болен), какие проявления греховных помыслов имеют дальнейшее развитие в его душе и в его поступках. Но нельзя говорить о том, что покаяние возможно лишь на исповеди. Потому что покаяние — это вся жизнь человеческая; человек призван изменяться не только в момент исповеди, а на протяжении всего своего жизненного пути.

Когда человек начинает вести духовную жизнь, это помогает ему измениться — потому что он начинает читать Писание, святых отцов, ходит на церковные службы и творит молитвы. Эти добродетели обнажают его жизненную неправду и все его духовные болезни. Почему мы зачастую боимся приходить на исповедь? Потому что это обличает многие наши грехи. Но после исповеди и Причастия Господь может действовать в каждом из нас через благодать Святого Духа. И человек становится способен достичь состояния, когда он может не грешить. Святые же достигали состояния более высокого — когда человек в Духе Святом уже не может грешить.

Многие люди боятся обвинять и осуждать себя. А христианство проповедует, что самоосуждение и самообвинение — спасительно, если человек стоит на правильном христианском пути. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение, и в обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует».

Источник

Смертные грехи в православии

С чем всю жизнь борются православные? С грехами — от мелких повседневных до самых страшных. Какие грехи являются смертными и все ли грехи нам простит Бог — рассказываем в этой статье.

Представьте: вы только что переступили порог православия – и сразу оказались на распутье. Перед вами, как в русской сказке, камень. На камне том надпись: «направо пойдёшь – согрешишь, налево пойдёшь – согрешишь, прямо пойдёшь – согрешишь». Странное какое-то место. Но назад повернуть тоже нельзя – грешно это.

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитСмертные грехи в православии

В чём вы меня обвиняете?

Слово «грех» в Библии встречается 497 раз. Почти на каждой странице. Поэтому так важно знать, что же это такое на самом деле. Шестой Вселенский Собор (680–681 гг.) определяет нам это понятие как «болезнь души». И если Бог творил человека как подобного Себе, то грех – это то, что отделяет нас от Бога. Это рана, которую себе наносит человек. Повреждение, после которого «как было» уже не будет. Это может быть не только поступок, но даже мысль.

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитсмертные грехи в православии

Все ли грехи одинаковы?

У каждого проступка есть тяжесть. Если малыш разбил мамину вазу – это нехорошо. А вот если, к тому же, свалил вину на другого – это ещё хуже. Не все грехи одинаковые – есть вольные грехи и невольные. Конечно, промах, совершённый по незнанию, – не то же самое, что тот, который ты как бы «готовишься» совершить, знаешь, что это плохо, но всё равно делаешь. «Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47–48).

Есть прегрешения к смерти и не к смерти души – как это понимать? Душа тем больше умирает, чем дальше она от своего Создателя, поэтому к смертным грехам относят сознательное отпадение от веры, от ближнего, отрицание Бога и борьбу с Ним, нелюбовь к людям. «Не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14).

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитсмертные грехи в православии

Страшным, смертным является грех против Святого Духа. Он не прощается. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32). Сам Христос говорит, что есть ошибки, которые ведут душу к гибели.

Но даже если мы не совершаем грехов к смерти, от нашего проступка всегда кому-то бывает больно. Поэтому разделяют ещё проступки против Бога, против ближнего и против самого себя.

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитсмертные грехи в православии

Грехи «разного уровня»

Редко человек сразу «сваливается» в осознанный смертный грех. Но даже неосознанный, он всегда будет следствием целой системы «безобидных» и «лёгких» шажков. Того, что и промахом-то нам не кажется. Православная аскетика говорит нам о целой системе развития греха: от рождения мысли (прилог) до приведения ее в действие. А дальше, если грех входит в привычку, цепляя за собой ещё парочку, он уже перерастает в страсть. Страсть же в свою очередь – это «сильное желание чего-либо запрещенного», т. е. желание совершать грех (Полный церковно-славянского словарь). Это замкнутый круг.

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитсмертные грехи в православии

Бегая по этому кругу, человек незаметно для себя оказывается в плену у многих согрешений, в том числе тяжких, которые повреждают душу бесповоротно. И душа наша становится похожа на разбитую старую чашку: даже если ее склеить – трещина всё равно будет видна. Да и вода из неё будет выливаться. Вот и благодать в такой душе удержать сложно.

Поэтому не стоит недооценивать врага. Нужно с вниманием относиться даже к коварным помыслам, ведь разорвать порочный круг гораздо сложнее, чем в него не входить. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). И в таком состоянии может помочь только один врач – Спаситель: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1).

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитсмертные грехи в православии

«И приходящего ко Мне не изгоню вон»

Но здесь возникает препятствие – страх. А вдруг меня не простят? Найду ли я силы исправиться? А может, нет мне спасения и ходить уже никуда и не надо? Может, пора уже лапки сложить и ко дну пойти? Но мы же с вами помним, что в той самой сказке было две лягушки. И только нам выбирать, какой из них мы хотим быть. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23), не только телесную, но и духовную. Вспомните то чувство силы, которое бывает после Причастия, не разрушительной, а созидающей, задающей вектор в нужном направлении – на борьбу, на излечение.

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитсмертные грехи в православии

И вот, только переступив порог православия, мы проваливаемся в океан размышлений. О грехе, как мы видим, можно говорить веками. Ясно одно – пути Господни неисповедимы. Как навигатор, прокладывает Он нам путь в Царствие Небесное. И иногда маршрут приходится перестраивать: трястись по ухабам, кочкам, выпадать на обочину жизни. Но надежда выбраться есть всегда, и Пасха неизбежна. Ведь даже самого отца лжи Господь готов простить, если он скажет: «прости и помилуй». Вот только говорить он этого не хочет…

АВТОР: Анастасия Куркова

Источник

О вольных и невольных грехах

Слово о покаянии и прощении грехов. Часть 2

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значит

(Окончание. Начало см.: Сила прощения)

Мы молим Бога простить нам всякое прегрешение, вольное и невольное.

Ты сейчас скажешь, как говорили древние греки:

– Никто не совершает грехов по собственной воле.

Действительно, наша душа не хочет грешить, ведь она создана Богом, сотворена по образу Божию и не хочет греха. Но после грехопадения все эти дарования, данные нам Богом, разъединились и наша душа смешалась со страстями. И часто, говоря в уме: «Я не хочу грешить!» – мы видим, что сердце наше увлекается грехом и всё наше существо оказывается в плену. Так, значит, я всё же говорил: «Хочу согрешить»? Хочу, не хочу, а грех совершаю! Может, и не хочу, но, видимо, и хочу, коль скоро совершаю.

Поэтому вольное и невольное прегрешение означает те обстоятельства, которые мы понимаем, и те, которых не понимаем, потому что есть много такого, что мы делаем, не понимая, что это вредит нашей душе.

Может, у нас есть и плохие привычки, как, например, привычка иронизировать, насмехаться над другими, которая очень дурна и является порождением нашего эгоизма, плодом ряда наших комплексов и свидетельствует о нашей агрессивной настроенности к другому человеку. Ведь одно дело – отпустить шутку, хоть и это опасно, но ирония – это уже нечто совсем ужасное. Иронизировать над другим и так относиться к нему – это следствие самохвальства и эгоизма. Мы часто иронизируем над другими и не понимаем, что таким образом вредим собственной душе.

Даже люди духовные, подвизающиеся, могут проявлять черты, неполезные для них, – то ли оттого, что еще не локализовали [1] их, то ли потому, что Бог попускает им иметь кое-какие естественные недостатки, чтобы они смирялись и не думали, будто они непогрешимы и совершенны. Ведь даже самый великий, совершенный человек несовершенен пред Богом.

У всех нас в уме есть такое, чего мы, может, не локализовали. И сделать это нам помогают те, кто нас осуждает и обвиняет. В этом смысле они – наши великие благодетели, единственные, кто скажет нам прямо в лицо:

– Ты над другими смеешься, а сам такой-то и такой-то.

Кто любит нас, наши друзья, те никогда не скажут такого, они нам говорят только хорошее. А тот, кому ты несимпатичен, кто тебя не выносит, тот откроет рот и скажет тебе такие слова, которые тебя огорчат. Но эти слова чрезвычайно полезны, потому что показывают нам, что в нашем характере есть много такого, чего мы и не ощущаем. Может, это кажется нам чем-то невинным, и мы даже не подозреваем, что это может уязвить нашего брата, но, тем не менее, оно его уязвляет и вызывает у него в душе страшное состояние, которое выводит его из равновесия, а у тебя и понятия об этом не было.

Мы иногда и не подозреваем, что наши слова и поступки могут уязвить ближнего, – а они его очень мучают

И как я уже говорил в другой раз, сатана проделывает тут очень тонкую работу. То есть когда человек поверит, что у другого, его брата, есть на него зуб, что другой его и видеть не хочет, отвращается от него или ему завидует, то сатана делает так, что все его помыслы подтверждаются, тогда как у другого и мыслей об этом не было. Но, тем не менее, он действительно делает то, что подтверждает подозрения первого. Приведу вам пример из своей жизни.

Один брат поверил в то, что я не желаю, чтобы он находился рядом со мной. Однажды ночью я увидел его в храме, и он был очень расстроен:

– Я не могу больше, я устал, ты всё время от меня отворачиваешься, ты не проявляешь ко мне уважения.

Я реально как с небес на землю свалился: я и понятия об этом не имел, даже не помышлял об этом.

– Но как же ты понятия не имел? – и привел десяток примеров, и все десять оказались подлинными!

Но только всё было не так, как ему показалось. Я делал всё это просто потому, что не подумал, или оно само так вышло.

Привел мне один пример:

– Вот вчера ты говорил с отцами и, как только я пришел, тут же замолчал и ушел.

Действительно, так оно и было. Я говорил с некоторыми отцами, мы празднословили, смеялись, и я искал повода, чтобы уйти. Поэтому, как только пришел этот брат, я счел это хорошей возможностью. И ушел. Да, но как же быть с братом, истолковавшим всё по-своему?

Был еще случай. Мы поехали вместе в один монастырь. Гостиничник спросил меня:

– Сколько с тобой человек?

Я имел в виду, что их трое и я четвертый. А гостиничник подумал, что нас всего трое, и брат остался один, без нас.

– Мы поехали в монастырь Дионисиат, гостиничник спросил тебя: «Сколько вас?» – и ты ответил ему: «Трое», – а нас было четверо. И ты взял с собой трех отцов, а меня оставили одного на улице.

Действительно, нас троих поселили в одну комнату, где были три кровати, а его в другую.

– Потом я сказал тебе, что пойду ловить рыбу, а ты говоришь: «Не надо, теперь не ходи, в другой раз пойдешь». А сам пошел.

Действительно, так и было. Потому что у него тогда кружилась голова, а была буря, и, чтобы с ним не случилось чего-нибудь, я сказал ему:

– Да ничего страшного, отче, в другой раз пойдешь!

А что сейчас буря, не сказал, потому что он это сам видел. А я пошел, потому что у меня не кружилась голова. Но оказался виноват.

То есть это была целая вереница подобных случаев, и все они были истинными, но в то же время и ложными.

Знаю одного человека, который пришел ко мне исповедоваться и ушел потрясенным, говоря:

– Пошел исповедоваться, а он надо мной издевается!

– Я над ним издевался?

И как же я над ним издевался? У меня была плохая привычка – не знаю, делаю ли я это еще, но иногда, когда бываю озадачен, не знаю, что со мной происходит, но я улыбаюсь. Он говорил:

– Я называю свои грехи, а он надо мной смеется и издевается.

Другая госпожа пришла и сказала, что из-за меня стала иеговисткой. Из-за меня? Из-за меня. Почему же?

– Я три раза приходила, чтобы с тобой встретиться, а тебя не нашла!

Хорошо, ну а я знал, что ты придешь? Я ведь не стою на пороге митрополии в ожидании, когда придет кто-нибудь, чтобы с ним встретиться. Позвони мне по телефону, скажи, что придешь!

– Он нас видел, но не стал с нами разговаривать.

Действительно, недавно было одно мероприятие, и я очень устал, выглядел мрачным, насупленным.

– Ты посмотри на него! Только увидел нас, тут же нахмурился! Только что говорил и смеялся! А как увидел нас, сразу же помрачнел.

Действительно, потом я увидел фотографию, которую тогда сделали, и у меня было такое лицо, что я подумал: ну что это за физиономия! Но тогда я был так измучен, было жарко, я думал о всяких проблемах, и лицо у меня действительно было хмурым. Но только не из-за того, что я увидел этих людей, а потому, что думал о проблемах. Но ведь человек этого не знает и говорит:

– Ты видишь? Как только встретил меня, тут же нахмурился. А когда пришел тот-то, ты ему сразу заулыбался, потому что он тебе друг, ты его любишь, потому что… – уйма всего!

Поэтому, как бы смешно это ни выглядело, но мы вольно или невольно совершаем грехи, которыми уязвляем брата своего. И еще больше у нас грехов, которыми мы уязвляем свою душу и повреждаем нашу связь с Богом – своим Отцом.

Вопросы митрополиту Афанасию

– Вы сказали, что мы можем согрешать и не подозревать об этом. А как это можно обнаружить? Может, об этом нам скажет духовник?

– Если почувствует, скажет.

– А если не почувствует?

– Если не почувствует, тогда тебе об этом скажет соседка, не волнуйся! Скажет соседка, коллега, супруг, подруга, друзья. Нам скажут об этом те, кто рядом с нами. В какой-то момент они скажут нам так: «Я тебя терпеть больше не могу! Ты тяжелый человек, вечно чем-то недоволен, с приветом».

Скажешь, они говорят это по злобе? Хорошо, я и не говорю, что по любви, но когда они говорят нам всё, что говорят, мы должны посмотреть: а не правда ли это? Не таково ли впечатление, которое я произвожу? Может, на сердце у меня ничего такого нет, но, как я сказал, одно дело – что говорит мое сердце, и другое – что говорит физиономия. Человек видит мою физиономию, а не сердце, он же не сердцеведец, чтобы читать в моем сердце. Может, сердце у меня прекрасно, как райский сад, я питаю к человеку огромную любовь и не желаю ему ничего плохого, но мое выражение лица будет отвратительным. И говоришь себе: «Э, дитя мое, а ну-ка смени это выражение! Что это за физиономия!»

Может, сердце у тебя прекрасно, но физиономия кислая, и другой видит твое лицо, а не сердце. Так смени физиономию!

Наш блаженно почивший старец, когда видел кого-нибудь с таким лицом, говорил:

– Ну что это за физиономия, а? Смени физиономию!

Ведь другой не видит нашего сердца, будем помнить об этом.

– Да со мной ничего, это всего на минутку, у меня это пройдет.

Да, на минутку – и у тебя это пройдет, но у другого выходит не на минутку, когда ты убиваешь его своими словами. А теперь попробуй сядь и убеди его, что это было на минутку.

Если о нас судят неверно – это нам на пользу. Подумай-ка: а вдруг он прав?

– Но что я ему такого сказал? Всего-то какое-то слово.

Если о нас судят неверно – ничего страшного. Какая-нибудь польза из этого да выйдет, ведь другой не полный безумец, он что-то да видел. Поэтому думаю, что такие люди нам всегда помогают. Смотри, даже если кто-нибудь судит о нас ошибочно, то, по меньшей мере, ты понимаешь, что он не прав: «Да ладно, пусть говорит себе, это же не так! Но если у него создалось такое представление обо мне, значит, я в этом виноват!»

Источник

Протоиерей Александр Ильяшенко: Перед первой исповедью

Что происходит на исповеди? В каких грехах нужно каяться? Почему в жизни многое получается по принципу «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», и что с этим делать? Комментирует протоиерей Александр Ильяшенко.


Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значитКогда человек собирается пойти на исповедь, он проявляет мужество. Очень трудно говорить другому (а священник такой же человек, как все) о самом плохом, что ты сделал, подумал, раскрыть ему такие мрачные закоулки своей души, в которые сам боишься заглянуть. То, что кто-то решается на мужественный поступок, вызывает глубочайшее уважение.

Нужно понимать, что грех сам по себе, конечно, страшен, но испугать каким-то особенным грехом священника практически невозможно. Столько людей приходится исповедовать, и большинство кается примерно в одних и тех же грехах. Так что не нужно бояться рассказать о чем-то нехорошем священнику. Повторяю, удивить его грехом трудно.

Но самое главное, что нужно понимать — человек кается не перед священником, а перед Богом. Священник лишь свидетель покаяния, а принимает исповедь Сам Господь наш Иисус Христос, о чем и говорится в молитве: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Церковь относится к взрослому человеку, приступающему к исповеди, ласково и бережно, как к ребенку, потому что ему очень трудно. Он чадо Божье. Христос незримо присутствует, чтобы принять его исповедь.

А что значит принять? Это значит снять с души человека тот греховный груз, который он, может быть, по злобе, а чаще просто по глупости сам на свою душу навалил, запятнал ее духовной нечистотой. Снять этот груз, очистить духовную нечистоту может только Господь, потому Он и присутствует на таинстве и совершает его. Больше никто совершить таинство не может. Не перед священником исповедуется кающийся, а перед Самим Христом, поэтому не двое стоят у аналоя, а трое. Один из них — незримый, и Он — самый главный. Всемилостивый, премудрый, бесконечно любящий, благой, сострадающий грешнику. Ведь грешник — несчастный человек.

Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть фото Грехи вольные и невольные что это значит. Смотреть картинку Грехи вольные и невольные что это значит. Картинка про Грехи вольные и невольные что это значит. Фото Грехи вольные и невольные что это значит

Теперь нужно немного поговорить о грехах. Перечислять их я не буду — на эту тему написано много книг, они всем доступны. Но я хочу обратить внимание на одну очень важную, на мой взгляд, вещь. Мы каемся в грехах вольных и невольных, и тут происходит путаница. Если человек совершил что-то нарочно, он считает это грехом, а вот если его спровоцировали на грех, говорит: «Меня спровоцировали, он виноват, это моя ответная реакция».

Такие грехи, может быть, преодолеть еще труднее. Невольный грех — все равно грех. Тебя спровоцировали? А почему ты поддался на провокацию, попался на удочку, среагировал так, а не иначе? Почему ответил на несправедливость несправедливостью, на грубость грубостью? Потому что очень легко поддаться на эту провокацию. Действительно, если с тобой говорят тихо, ты тоже говоришь тихо, а если говорят громко, то и ты говоришь громко. С тобой говорят доброжелательно, и ты доброжелателен, но стоит кому-то на тебя негативно «наехать», отвечаешь тем же. Почему?

Если борешься с грехом, должен бороться с любым, в том числе и невольным. Как правило, невольных бывает больше. Разве кто-то хочет чего-то плохого? Отомстить кому-то? Да единицы хотят. А вот устал, плохое настроение, тут кто-то что-то сказал тебе, и ты сорвался. Не хотел, но сорвался. Это же грех. Надо очень четко понимать, что если даже грех невольный, он не перестает быть грехом.

Может быть, спрос за него меньше, но какой смысл взвешивать грехи на весах? Только Господь ведает. Чувствуешь, что согрешил — вот и кайся. Если осознал, что твой поступок греховен, радуйся, от всей души благодари Бога. Это такое великое дело — увидеть свои грехи. Это необходимо, потому что проповедь Евангелия началась со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф., 3, 2).

Не ужасайся, если Господь открывает тебе твои грехи. Неправильно говорить: «Ах, какие я грехи совершил, не могу себе их простить». Кто ты такой, чтобы прощать грехи? Ты перед Богом согрешил, и только Господь может тебе простить. Господь в центре Вселенной. А когда человек ставит туда себя и начинает все мерить на свой аршин, происходит страшная подмена. Есть заповеди, которые Господь даровал нам в Священном Писании, открыл через святых отцов и открывает в таинствах Церкви. Господь — мера всех вещей, а не человек. Если ты согрешил, моли, чтобы Господь простил твои грехи.

Еще о невольных грехах. Несколько лет назад один политик произнес фразу, ставшую крылатой: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Это очень характерно для нас — хотим, как лучше, но получается почему-то не так, как хотим, а плохо. Потому что поступать хорошо очень трудно. Нужно напряженно работать, размышлять, изучать, что такое хорошо. А хорошо то, что Богу угодно — Он открыл это в Священном Писании и в Предании.

Часто люди думают, что они могут решить свои проблемы самостоятельно. Ты же большой, с людьми общался, много учился, читал художественную литературу, смотрел фильмы. Обо многих проблемах говорится в разных произведениях искусства, вот ты и думаешь, что должен сам разбираться.

В русском языке под словом «грех» подразумевается дурной поступок, а в греческом это слово — «амартиа» — означает промах. Ты хотел, как лучше, но промахнулся, как тот охотник. Он хотел попасть, не хотел умирать от голода. И ты хотел, как лучше, но промахнулся. Чтобы попадать в цель, надо тщательно тренироваться. Мы очень легкомысленны, нам кажется, что если хотим, как лучше, должно быть, как лучше. Ничего подобного. Хотеть недостаточно. Надо знать, как этого лучшего достичь. Поэтому ты должен понимать, что, может быть, ошибаешься, и твоя цель тебе только кажется хорошей.

«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Господь хочет, чтобы мы жили. От твоего правильного выбора зависит жизнь самых близких тебе людей. А пророк Исаия говорит: «Перестаньте делать зло; Научитесь делать добро» (Ис., 1, 16–17). То есть зло можно прекратить делать, резко прекратить, а добру надо учиться так же, как любой профессии. Делать добро — это, наверное, самая трудная профессия.

«Ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис., 1, 17). Про сироту понятно — сиротинку каждому жалко. И, как видите, в очах Божьих женщина, оставшаяся одна, приравнивается к сироте. Тогда это была вдова, сейчас, конечно, люди погибают, но все-таки войн нет, и большинство таких — брошенные женщины. Муж был, он где-то есть и сейчас, но бросил, предал. Господь понимает, как трудно одинокой женщине жить на белом свете.

«Защищайте сироту: вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь» (Ис., 1, 17–18). Что же это за суд? Следующие слова из книги пророка Исаии, на мой взгляд, есть доказательство бытия Божия, потому что человек такого придумать не может: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны как пурпур, — как волну убелю» (Ис., 1, 18).

Вот каков Суд Божий! Господь хочет вернуть душе ее первозданную чистоту, чтобы она сияла, как снег на солнышке. Вот чего хочет Господь от нас, даруя нам таинство покаяния, которое Он Сам совершает. Всем, кто приступает к таинству исповеди, я от всей души желаю, чтобы это таинство состоялось, совершилось во всей полноте, которую Господь ожидает от нас. Всем нам помощи Божьей!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *