Гридница это историзм или архаизм что
Архаизмы и историзмы: в чем разница и что общего, примеры, краткие выводы
Язык, словно живая система, чувствует время. Он пластичный. Постоянно меняется, появляются новые слова, но какие-то слова уходят из употребления. Давайте проанализируем, что собой представляют устаревшие слова. Узнаем, чем архаизмы отличаются от историзмов, и что их объединяет. Дадим на все это краткий ответ.
Архаизмы
Архаизмы все изучали в школьное время, но многие подзабыли, что именно они собой представляют.
Определение
Архаизмы — это слова, которые обозначают существующие и сейчас предметы, явления, процессы, но по каким-то причинам перестали активно употребляться в языке или совсем исчезли из его словаря, поскольку были заменены другими словами.
Особенности
Когда в речи или тексте присутствуют архаизмы, от нас требуется особое интеллектуальное напряжение, вследствие чего сама информация воспринимается на более высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. Например, в качестве комплимента может употребляться слово «очи». Те же «Очи черные» Владимира Высоцкого. Таким образом осуществляется контакт с непривычным или с привычным, как бы увиденным иными глазами.
В зависимости от того, каким именно образом заменено слово на более современный аналог, происходит классификация на несколько типов архаизмов:
Имеется и другой вариант деления на типы: лексические, семантические, фонетические, словообразовательные.
Примеры
Благодаря письменным памяткам и литературе к нам дошло достаточное количество устаревших слов. Приведем примеры:
Обычному носителю языка, далекому от филологии, эти различия между типами архаизмов достаточно тяжело определить.
Историзмы
Меняется время — меняется речь. Какие-то понятия уходят из современной жизни.
Определение
К историзмам относят названия предметов и понятий, которые вышли из употребления. Просто поменялись реалии действительности и исчезли многие понятия и, соответственно, ушли слова, их обозначающие.
Особенности
Говоря об особенностях устаревших слов, надо ответить на вопрос: «Для чего нужны историзмы?»
Они обозначают те предметы, которые ушли из современного мира либо не находят применение, так как не отвечают реалиям жизни. Помогают изучить историю, воссоздают в воображении прошлое. Ушли в разряд историзмов, но остались в памяти старшего поколения советские понятия «комсомолец», «совхоз».
Тематические группы слов и примеры
Историзмы представляют собой очень разные группы слов:
Можно еще разделить историзмы и на другие тематические группы.
Чем отличаются?
Архаизмы отличаются от историзмов тем, что сохранились понятия, которые архаизмы словесно обозначали. Устаревшие слова ушли, но появились новые слова — синонимы, которые заменили уже пассивную лексику.
Различие же историзмов в том, что утратились сами понятия, исчезли предметы. Соответственно и тем словам в нынешней реальности, уже нечего обозначать. Мы не носим кафтаны, не платим подати и не меряем аршинами. У историзмов в современном русском языке нет синонимов.
Но в активном словаре может сохраниться одно из значений, обозначающее историзм. Например, понятие «собор» ныне не употребляется в значении «собрание светских и духовных чинов для совета», но осталось в значении «главный храм города или монастыря».
Перешло в разряд историзмов слово «дружина» в понимании «княжеское войско»; а в современной лексике его значение — «добровольное сообщество людей, образованное с определенной целью» — народная дружина.
«Приказ» мы сейчас понимаем, как «команду на выполнение», раньше же это был «орган управления отдельными отраслями».
И совсем недавняя история. Остались в прошлом сельскохозяйственные предприятия — колхозы, осталось в обиходе пренебрежительное понятие «колхоз».
Говоря об отличиях устаревших слов в произведениях, повествующих о событиях прошлого, следует подчеркнуть, что архаизмы несут чисто стилистическую нагрузку. Историзмы, помимо того, являются единственно возможными обозначениями тех вещей, о которых пишет автор.
Что объединяет?
Архаизмы и историзмы объединяет то, что они исчезли из активного словарного запаса и теперь принадлежат к пассивной лексике. То есть, встречаются в литературе, или очень редко употребляются. Мы не слышим в современной речи «азъ есмь…» — буквально «я есть…», мы можем прочитать это только в старославянских памятках или прослушать цитатно.
Роль в современном языке
Роль устаревших слов в русском языке разнообразна. С их помощью расширяется словарный запас, они придают повседневной речи оригинальности.
Часто употребляются в качестве цитат – «ты пошто барыню обидел, смерд?!» — из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», в народном творчестве — русская пословица «глас народа — глас божий», или пародийно – «ты ведешь себя как приказчик», в значении лебезить, угодничать.
Говоря о функции историзмов и архаизмов в современном языке, можно сказать, что они иногда употребляются для создания иронии, даже в бытовой речи встречается «что-что ты глаголешь», «давеча (недавно) случилось», «какая лепота (красота)».
Придают торжественное, патетическое звучание речи — «ходить, как царица», «ее уста» — и передают определенный колорит отдаленных времен, если речь идет об истории – «когда мы были пионерами».
Роль в литературе
В литературных произведениях на исторические темы историзмы и архаизмы воссоздают колорит эпохи и являются средством речевой характеристики персонажей. Историзмы помогают передать дух эпохи и описывают понятия, у которых просто-напросто нет синонимов.
Много исторических слов можно встретить в произведениях Пушкина. Поэт в «Капитанской дочке», в целях создания колорита старины, намеренно вводит в текст забытые слова из 18 века: капрал, душегрейка.
Во время написания повести, в начале следующего века, автор употребляет обычную в тот исторический период лексику: ямщик, секундант. К нашему времени они уже устарели. Создают торжественность стиля в поэзии.
Приводя примеры из художественной литературы, обратимся к роману Ю. Тынянова «Кюхля». Процитируем фрагмент письма директора Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардта: «Кюхельбекер живет как сыр в масле; он преподает русскую словесность в меньших классах вновь учрежденного благородного пансиона при Педагогическом институте и читает благородным детям свои гекзаметры; притом исправляет он должность гувернера… ».
Без толкового словаря иногда очень сложно читать художественные произведения, относящиеся к той или иной эпохе.
Историзмы в специальной научной литературе используются для наиболее точного описания эпохи. Без знания значения историзмов невозможно понять исторические события.
Культурная ценность
Употребление архаизмов и историзмов расширяет представление о русской культуре и истории, делает человека образованнее. Образование формирует полноценного человека, разностороннюю личность, который знакомится с миром при помощи языка.
Если человек широко мыслит, духовно и нравственно крепкий, эстетически воспитанный, то он уважает и любит истинные ценности, представленные в языке и литературе, в том числе ценит и устаревшую лексику.
Краткие выводы
В статье рассмотрено, что такое архаизмы и историзмы. Проанализировано, чем они отличаются и что их объединяет. Если подытожить кратко:
Надеемся, что наша статья освежила у вас некоторые школьные знания по русскому языку, литературе и истории.
Если вы прочитали статью, и разбираетесь в литературе и истории, предлагаем пройти тест. Надо определить, к архаизмам (А) или историзмам (И) относятся следующие понятия:
Вы ответили на вопросы, теперь можете себя проверить.
Ответы
Готовы узнать, насколько вы образованный человек?
Урок русского языка на тему «Устаревшие слова». 6-й класс
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: учиться находить в тексте устаревшие слова и уметь различать понятия архаизмы и историзмы.
Формирование:
а) представления об устаревших словах: архаизмах и историзмах;
б) способности к уместному написанию устаревших слов.
Развитие:
орфографической зоркости;
мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Планируемые достижения урока:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; проявление способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: принимать и сохранять цели учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат (Р); (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях (П); использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя; правильно,свободно излагать свои мысли. (К)
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь различать понятия архаизмы и историзмы, общеупотребительные, устаревшие слова, иметь представление об их роли в художественной литературе, лексикологии, лексикографии; уместно использовать внеязыковые средства; понимать взаимосвязи уровней языка и единиц.
Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки.
Ресурсы:
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, я рада видеть вас в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок.
– Сегодня на уроке мы будем открывать новое, совершенствовать свои знания, тянуться к знаниям, будем писать аккуратно, оценивать работу друг друга по критериям.
Учитель: Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
Ученик: Лексику.
Учитель: Ребята, мы продолжаем работать по данному разделу. Вспомните, что мы изучили на предыдущих уроках.
Ученик: Общеупотребительные слова, диалектизмы, исконно-русские слова, заимствованные слова, неологизмы
Учитель: Вы хотите расширить свои знания о лексике?
Ученики: Да.
Учитель: Зачем нам нужны новые знания?
Ученики:
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Помним: в течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
С чего начнем наше познание нового?
Ученик: С повторения того, что знаем по теме «Лексика».
Учитель: Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
Задание. Заполните таблицу.
Что знаем по лексике | Пример | Что хотим узнать |
Общеупотребительные слова | Тетрадь, книга, ручка, страна, плакат | |
профессионализмы | Октава, гамма, мольберт, холст, вокализ | |
диалектизмы | Баз – двор, сиверко – ветер, петушки – щавель, прямушка – тропинка, бурак – свекла; кочет – петух, махотка – горшок, паз – узкая щель. | |
Исконно-русские слова | Шимпанзе – русское, кукла – русское, облако – русское, парус – греч., парашют – русское |
Учитель: Проверим себя.
Учитель. Нет ли ошибок в моей таблице?
Ученики:
Учитель: Исправьте, пожалуйста, свои записи
Запись в таблице исправляется.
Учитель: Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Лексика»?
Ученики: Материал усвоен на достаточном уровне.
Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Учитель демонстрирует иллюстрации с изображением предметов (подсвечник, терем, кросна, латы, полати, ухват, лучина, меч, карета).
Учитель: назовите те предметы, которые вы знаете?
Ученики: (Ответы свободные). Возможно, назовут некоторые из предметов.
Учитель: Скажите, есть ли среди изображённых предметов те, которые активно используются и сейчас в повседневной жизни?
Ученики: Подсвечник.
Учитель: А вы знаете старинное название этого предмета?
Ученики: Нет.
Учитель: В старину его называли шандалом.
Вы сказали, что другие предметы не встречаются нам в повседневной жизни.
Где они могут вам встретиться?
Ученики: в музее, в книгах, в исторических фильмах.
Давайте запишем их в тетрадях.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ученики:
Учитель: Давайте порассуждаем на тему, почему названные мной слова перестали употребляться в речи современного человека?
Ученики:
Учитель: Выслушав варианты ответов учащихся –
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называют устаревшими, или архаизмами.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Все ли названные слова вам знакомы?
Ученики: Ответы произвольные.
Учитель: Почему вы не можете объяснить? В чем заключается затруднение?
Ученики: Отсутствие знаний об устаревших словах.
Учитель: Сделаем запись в таблице, о чём бы мы хотели узнать сегодня на уроке.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик: Устаревшие слова.
Учитель: Знакомство с теоретическими сведениями.
Работа с учебником: самостоятельное чтение статьи, беседа.
Учитель. Что нового вы узнали? Попробуйте дать определение историзмам и архаизмам. Выслушивает варианты ответов учащихся.
Ученики:
Учитель: Что объединяет историзмы и архаизмы?
Ученик: Исчезли из активной лексики.
Учитель: Чем отличаются друг от друга?
Ученик: Архаизмы имеют синонимы.
Учитель: Где можно встретить устаревшие слова?
Ученик: В книгах, в фильмах
Учитель: В сказках, былинах, народных песнях.
Составляем алгоритм: «да – нет»:
На слайде таблица – эталон
Историзмы (не существуют уже такие предметы, явления) – крепостной, барщина, оброк, кафтан
Архаизмы (не существуют слова, но есть синонимы) – перст (палец); дюжина (двенадцать)
Учитель: Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик: Уметь находить в упражнениях устаревшие слова и определять их значение.
Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?
Ученик: Обычно мы использовали самый простой– метод наблюдения.
Учитель: Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?
Ученики: Упражнения учебника, карточки, творческие задания.
1. Выполните задание. Найдите устаревшие слова, выпишите их
2. Фронтальная работа. Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и определите их значение. Развивается умение опознавать устаревшие слова в тексте, определять их вид, аргументировать свой выбор.
Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости учитель помогает объяснить значение слова).
3. Работа в парах с раздаточным материалом (наличие толкового словаря или этимологического словаря обязательно).
Найдите среди данных слов устаревшие, по какой причине они устарели?
Алтын, ендова, грош, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть, лавочник, поручик, купец, урядник, гувернатка, дворник, князь, лакей, министр, солдат, фельдмаршал.
Учитель: Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?
Ученики: Значение устаревших слов мы можем узнать в толковых словарях.
Учитель: Какие еще наблюдения вы провели?
Ученик: Изучая устаревшие слова, можно узнать происхождение слов.
Учитель: Теперь мы можем объяснить значение устаревших слов, которые вызывали в начале урока затруднение?
Ученик: Да. Для этого нужно заглянуть в толковый словарь.
Учитель: Какой вывод можно сделать по употреблению устаревших слов?
Ученик: Устаревшие слова используются в основном в художественной литературе.
4. Учитель. Выполним следующее задание. (Задание на доске – развивается умение характеризовать и группировать устаревшие слова).
Длань, десница, рамена, выя, кибитка, перст, сей, зерцало, зело, харатья, светец, приказный, барыня, подъячий, подорожная, ассигнации, камердинер, корнет.
Выполняется письменно по вариантам: I вариант – историзмы, II – архаизмы.
Самопроверка по эталону:
историзмы | архаизмы |
кибитка, | длань |
харатья | рамена |
подорожная | выя |
камердинер | перст |
барыня | сей |
корнет | зерцало |
светец | зело |
приказный | ассигнации |
подъячий | десница |
Устно объясняется значение историзмов, подбираются современные синонимы к архаизмам.
Учитель: Выполните тестовые задания (устно):
А1. Какое из устаревших слов является историзмом?
А2. Какое из устаревших слов является историзмом?
А3. Какое из устаревших слов является архаизмом?
А4. Какое из этих слов является историзмом?
А5. Какое из этих слов является архаизмом?
5. Учитель. Выполним упражнение № 286 из учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу.
Учитель: Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученики: Нет. Мы с ним легко справились.
6. Учитель. А сейчас мы совершим путешествие в одну из замечательных сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Перед учениками тексты сказки.)
Учитель: Вспомните, о чем эта сказка, кто ее герои? (свободные ответы).
Учитель: В выделенных отрывках найдите устаревшие слова.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась
Делать нечего,
Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
на съедение волкам.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
И царица налетела
на Чернавку: »Как ты смела
Обмануть меня и в чем!
Та призналася во всем:
Так и так, царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить…
пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
отгоняя пса.
Ученики: чернавка, сенная, горница, рогатка, полати, черница. (объясняют значение слов, относят их к архаизмам или историзмам.
7. Перед вами карточки с предложениями, взятыми из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Сделайте разбор предложений, выпишите устаревшие слова, объясните их значение по словарю.
VII. Самоконтроль с самопроверкой
Учитель: Вы уверены в своих умениях?
Ученики: Да.
Учитель: Как проверить, что устаревшее слово является архаизмом или историзмом?
Ученики: (Обращаясь к алгоритму). Если к слову можно подобрать синоним в современном русском языке, то это архаизм. Если нет предмета, то и слова, его обозначавшего, тоже нет. Это историзм.
Учитель: Поработаем самостоятельно. Задание для всех: упр. № 287из « Дидактических материалов к учебнику». Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями.
Учитель: Ваши следующие действия?
Ученики: Проведем самопроверку.
Учитель: Кто допустил ошибки? Как поступить?
Ученики: Исправить ошибки самостоятельно.
Учитель: Сверьте свою работу с эталоном. (На слайде правильные ответы).
Учитель: Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
хусточка, кудель, острог, холоп, линейка, яство, тяжба, псарь, шпанские мухи, штаб-лекарь, лытать, око, бельведер, кокурочка, кармазин, криница, лытать, бурлак
Учитель: Выпишите слова в два столбика: «историзмы», «архаизмы».
Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Мы познакомились с устаревшими словами).
Учитель: На какие две группы делятся устаревшие слова?
Ученик: Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.
Учитель: Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему?
Ученик: Мал объем практического применения нового знания.
Учитель: Тогда работаем над следующим заданием: (СВЯЗЬ СО СЛЕДУЮЩИМ УРОКОМ).
Найдите «третий лишний»:
Учитель: Проверим по эталону. Аргументируйте, почему именно эти слова?
На слайде паркет, крокет, кольцо
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Учитель: Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Учитель: Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Учитель: Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Учитель: Чему был посвящен урок?
Ученик: Устаревшим словам.
Учитель: Что такое устаревшие слова?
Учитель: Для создания каких эффектов архаизмы и историзмы могут применяться в тексте?
Учитель: Какие затруднения мы испытали?
Ученики: Не всегда правильно определяли значение устаревших слов.
Учитель: Что помогло нам их преодолеть?
Ученики: Значение устаревших слов мы смотрели в толковых словарях.
Домашнее задание:
Учитель: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
Мы недавно познакомились с романом А.С. Пушкина «Дубровский». Помните, как много там встретилось устаревших слов?
Составьте свой словарь устаревших слов
Учитель: Оцените учебную деятельность класса.