Гринмейл что это простыми словами

Что такое гринмейл. Объясняем простыми словами

Гринмейл — комплекс корпоративных действий, которые совершает миноритарный акционер (участник общества), чтобы вынудить общество или его основных акционеров приобрести акции, принадлежавшие этому миноритарию, по цене, которая значительно превышает рыночную.

Проще говоря, гринмейл — это разновидность весьма высокодоходного бизнеса, которую зачастую именуют корпоративным шантажом или высокоинтеллектуальным вымогательством. Иными словами, речь идёт о злоупотреблении правом со стороны акционера ради повышения стоимости выкупа принадлежащих ему акций. Эта цель достигается самыми разными методами, которые не отличаются этичностью, но при этом не выходят за рамки закона.

Нередко гринмейлерами становятся вполне добросовестные миноритарии, интересы которых последовательно не замечают в компании, и потому они вынуждены бороться за свои права. Недостаток влияния вынуждает таких акционеров пользоваться правами, которые могут существенно осложнить деятельность всего предприятия.

В отличие от лиц, практикующих классическое вымогательство, гринмейлера крайне сложно привлечь к ответственности. Он использует свои права по отношению к компании, коллекционирует допущенные нарушения и оборачивает в свою пользу любой промах предприятия.

Схема действия гринмейлера, как правило, не отличается разнообразием. Сначала он приобретает небольшой пакет акций, потом по заранее разработанному сценарию начинает брать компанию «на измор», ведя борьбу до тех пор, пока не получит предложение о продаже своих акций по более высокой цене.

В противном случае гринмейлер на­чинает препятствовать работе организации, изводя её необоснованными требованиями и вынуждая руководство выкупить у назойливого акционера его бумаги по любой цене, лишь бы шантажист перестал досаждать и вставлять палки в колёса. При этом предприятию бывает непросто выдержать такой прессинг. Силы компании тратятся на необходимость отбиваться от многочисленных запросов, жалоб, исков и т. п.

Пример употребления на «Секрете»

«Встречное нападение — хорошая стратегия борьбы. Например, если против вас ведёт кампанию миноритарный акционер, добейтесь принятия мер по обеспечению иска, найдите основания и возможности для банкротства гринмейлера».

(Представитель МКА «Клишин и партнёры» Дмитрий Васильченко — о том, что делать, если рейдеры заваливают компанию исками.)

Происхождение термина

Своё название гринмейл получил от английского blackmail («шантаж») и green («зелёный») в значении «деньги». Cам термин стали активно употреблять в 80-х годах XX века.

Ошибки в употреблении

Гринмейл похож на корпоративное рейдерство. Однако цель рейдера — противоправный захват фирмы, тогда как цель гринмейлера — получение платежей, что по всем признакам не нарушает законодательных норм. При этом речь идёт об увеличении вложений в несколько раз за короткий временной промежуток, что, в свою очередь, может нанести внушительный ущерб интересам акционерного общества.

Нюансы

В арсенале гринмейлера могут быть различные способы давления:

Эти довольно простые по механике действия корыстны, но при этом легальны и ненаказу­емы. Внешне такая деятельность выглядит как защита миноритарием своих прав.

Наибольшую опасность для компаний представляют не мелкие миноритарные акционеры, а крупные гринмейлеры. В этом случае зачастую корпоративный шантаж уже граничит с рейдерством. Как правило, крупный гринмейлер при любом раскладе остаётся в выигрыше. Он либо получает в собственность целое предприятие, либо, в случае неудавшейся попытке захвата, солидные отступные за приобретённый ранее пакет акций.

Гринмейл на Западе

Наибольшее распространение гринмейл получил на Западе в 80-е года XX века. Тот период ассоциируется с такими представителями этого направления, как Карл Айкан (участвовал в схватках за Trans World Airlines, Viacom, Western Union и т. д.) и наследник владельца крупной фирмы по производству одноразовой посуды Кеннет Дарт, которому было под силу шантажировать не только корпорации, но и целые страны. В частности, он единолично заблокировал правительственный план реструктуризации государственного долга Бразилии.

Убытки крупнейших корпораций, подвергавшихся атакам шантажистов, исчислялись миллиардами долларов, поэтому гринмейл получил негативную оценку со стороны западного бизнес-сообщества. В результате в конце 1980-х в США приняли закон, «конфискующий» в доход государства 80% прибыли от подобных финансовых операций, после чего Кеннет Дарт отказался от американского гражданства.

Гринмейл в России

В законо­дательстве РФ понятие «гринмейл» отсутствует, как и чёткое определение «злоупотребления правом».

К особенностям российского гринмейла можно отнести его использование не только для того, чтобы заставить компанию выкупить ценные бумаги. Зачастую корпоративный шантаж применяется одной компанией при недружественном поглощении другой. На практике бывает сложно разобраться, что происходит на самом деле: предприятие стало объектом нападок шантажиста или на него началась атака с целью поглощения.

Среди наиболее ярких представителей бизнеса, кто использовали инструменты гринмейла в России, обычно выделяют фонд Hermitage Уильяма Браудера. Организация, пользуясь своим положением миноритария, не только подавала иски в суды или жалобы в различные организации, но и регулярно публиковала данные о внутреннем устройстве госкорпораций, например «Газпрома».

«Это очень простой подход, который заключается в том, что вы, обнаружив какое-либо зло, скажем, факты корпоративной коррупции, стараетесь его расследовать, понять, как оно работает, кто получает выгоду, — вы публикуете это, и под давлением общественного мнения зло прекращается», — объяснял Уильям Браудер.

Мнение

В Центре политической информации (ЦПИ) считают, что в России давно по­ра создать такие условия, что­бы заниматься гринмейлом стало просто невыгодно.

«Элементарным средством борьбы с гринмейлерами в России было бы определение того, что та­кое гринмейл в законодательстве. Как только оно появляется, сразу понятно, с кем мы боремся и как. И мне кажется, бороться действи­тельно лучше всего налогами», — заявил аналитик ЦПИ Иван Пятибратов.

Эксперты организации полагают, что вполне жизнеспособным в этом отноше­нии оказался американский ме­ханизм налогового ограничения гринмейлеров и, в частности, вы­сокий налог на такие доходы.

«Клю­чевой негатив именно нашего за­конодательства не в том, что оно где-то недожимает или не борет­ся с достаточной силой, а в том, что оно как будто бы борется во­обще со всеми миноритариями, чего быть, конечно, не должно», — указал Пя­тибратов.

Источник

Что такое гринмейл (Greenmail)

Гринмейл что это простыми словами. Смотреть фото Гринмейл что это простыми словами. Смотреть картинку Гринмейл что это простыми словами. Картинка про Гринмейл что это простыми словами. Фото Гринмейл что это простыми словами

Этот термин иногда называют высокоинтеллектуальным вымогательством. Если в двух словах, то суть гринмейла состоит в том чтобы продать свои акции руководству компании по цене значительно превышающей рыночную. Эта цель достигается самыми разнообразными методами (большинство из которых опирается на законы о защите прав миноритарных акционеров) которые хотя не отличаются этичностью, тем не менее, не выходят за рамки закона.

Гринмейл что это простыми словами. Смотреть фото Гринмейл что это простыми словами. Смотреть картинку Гринмейл что это простыми словами. Картинка про Гринмейл что это простыми словами. Фото Гринмейл что это простыми словами

Первые случаи такого рода деятельности, были зафиксированы ещё в XIX веке в Великобритании. А наибольшее распространение гринмейл получил в 80-е года прошлого столетия. Этот «золотой век» гринмейла ассоциируется с такими основными его фигурами как Карл Икон и Кеннет Дарт.

Кто такие миноритарные акционеры

Для начала поговорим о тех, кого в мире финансов, брокеров и бирж, принято называть миноритарными акционерами. Этот термин происходит от латинского слова minor, в переводе означающего – меньший.

Миноритарными акционерами принято называть таких владельцев акций, доля которых очень мала и потому не позволяет им оказывать сколь-нибудь существенного влияния на управление компанией.

Недостаток влияния на решения принимаемые советом директоров компании, миноритарным акционерам отчасти компенсирует законодательство. Закон наделяет миноритариев целым рядом прав, использование которых может существенно осложнить деятельность всей крупной компании (хотя изначально они создавались исключительно для защиты их прав).

В данном случае, миноритарий, наделённый определёнными правами, подобен Давиду, выступающему с пращёй против Голиафа в лице крупной корпорации. Например, по российскому законодательству, достаточно владеть 1% акций компании, может подать иск к руководству компании от имени акционеров.

Корпоративный шантаж в действии

Ещё один синоним слова гринмейл, это корпоративный шантаж. Приобретая определённый пакет акций по определённой рыночной цене, гринмейлер тут же приступает к действиям направленным на то, чтобы вынудить руководство компании выкупить у него этот пакет по цене намного превышающей рыночную.

Он подаёт судебные иски, направленные на обжалования принятых решений в управлении компании, инициирует различные проверки в отношении деятельности компаний и в отношении отдельных её руководителей и т.п. Цель всей этой «мышиной возни» состоит в том, чтобы достать руководство компании, подведя его к мысли о том, что куда легче выкупить у назойливого акционера его бумаги по любой цене, лишь бы он перестал уже досаждать и вставлять палки в колёса.

Самое интересное состоит в том, что многие крупные компании сами подкидывают гринмейлерам массу поводов для такого рода шантажа. В погоне за чёрным налом и в стремлении заплатить как можно меньше налогов, многие современные акционерные компании совершают множество таких действий, которые противоречат действующим нормам закона, а потому могут активно использоваться (и используются) для корпоративного шантажа.

Ярким примером такого рода деятельности является довольно распространённый в нашей стране заработок на сдаче в аренду площадей (торговых, производственных, складских и т.д.). В ходе приХватизации 90-х годов, все стремились отхватить как можно больший кусок пирога. И многие его отхватили, но вот справиться с вновь обретённым имуществом и заставить его работать в полную силу многие не сумели. Ну и для того, чтобы хоть как-то заработать на неиспользуемых мощностях, их просто сдают в аренду.

В чём же здесь нарушение? Ну, сдаёт организация в аренду ряд площадей, так она имеет на это полное право. Только вот цена, прописанная в договоре аренды, почему-то оказывается в несколько раз (а то и в несколько десятков раз) ниже реальной рыночной. И все знают о том, что разница между рыночной ценой и ценой прописанной в договоре перекочевала в карманы руководства компании, знают, но помалкивают.

А вот гринмейлер молчать не будет. Перед ним сразу открываются широкие перспективы для оказания давления на руководство. Он может подать иск в суд о возмещении убытков, которые принесли акционерному обществу его руководители. А может запросто написать заявление в ОБЭП, сам факт которого уже может послужить поводом для разного рода проверок и даже для ареста соответствующих лиц (или их долей в управлении компании).

Это только один из вариантов, а на деле таких множество. Взять хотя бы заработную плату в конвертах или откаты за тендеры. Непаханое поле…

Причём формально (с юридической точки зрения) гринмейлер прав, он ведь действует под эгидой борьбы за права акционеров компании, хотя на деле его, конечно, заботит лишь полнота собственного кармана. Да и с морально-этической точки зрения тоже ещё не совсем понятно кто честнее, гринмейлер или руководство компании, ворующее у своих акционеров или у государства (в случае манипуляций с налогами).

Основные признаки гринмейла

В арсенале любого уважающего себя гринмейлера есть целый ряд приёмов. Для одних излюбленным методом шантажа будет ежедневное проведение внеочередных собраний акционеров, другие очень любят инициировать арест активов компании накануне важных сделок. Другими словами, методов масса.

В целом, к основным признакам корпоративного шантажа можно отнести следующее:

Крупные гринмейлеры

Но наибольшую опасность для акционерных компаний, представляют не досаждающие им мелкие миноритарные акционеры, а крупные гринмейлеры. Здесь зачастую корпоративный шантаж граничит с рейдерством и часто одно перетекает в другое.

Крупные игроки обладают, куда большими возможностями по сравнению с их мелкими собратьями. Такие акулы способны запросто оттяпать всю компанию целиком у её предыдущих владельцев.

Здесь есть два основных сценария:

Как правило, крупный гринмейлер всегда остаётся в выигрыше. Он либо получает в собственность целое предприятие, либо, при неудавшейся попытке захвата, получает солидные отступные за приобретённый ранее пакет акций, методом банального шантажа.

Основные схемы гринмейла и методы защиты от него

Когда конечной целью является не захват контроля над предприятием, а лишь выгодная продажа собственного пакета акций (по цене гораздо выше рыночной), то основным способом шантажистов является так называемое «взятие на измор». Это и инициация внеочередных собраний, и бесконечные жалобы в различные контролирующие инстанции (после которых следуют соответствующие проверки).

В тех случаях, когда гринмейл является первой фазой планируемого захвата контроля над компанией, он может включать в себя:

Для того, чтобы максимально обезопасить компанию от попыток корпоративного шантажа следует принять ряд мер направленных на ужесточение доступа к документации, усовершенствование кадровой политики с целью минимизировать вероятность инсайдерского слива информации и консолидацию контрольного пакета акций в руках узкого круга руководства (топ-менеджмента) компании.

Практика показывает, что наиболее эффективными мерами в этом плане будут:

Источник

Что такое гринмейл простыми словами

Гринмейл (Greenmail) что это? Это слово напрямую связанное с трейдингом.

Популярные темы:

Что такое гринмейл простыми словами

Если вы владелец крупной компании то можете столкнуться с рядом неприятностей. Одна из них — корпоративный шантаж. Такой вид деятельности как корпоративной шантаж начал свое начало в 1980 году.

Что такое гринмейл простыми словами — это шантаж руководства компании, в чем его смысл. Группа лиц по предварительному сговору скупает внушительную часть акций компании. Далее предлагает выкупить акции у его руководства по цене в 2-3 раза дороже рыночной. Если владелец компании отказывается, то начинается давление на компанию. Это могут быть суды, нежелательные заявления перед крупными сделками, бесконечные собрания акционеров и прочее. Основная цель, не дать спокойно жить директору компании.

Гринмейл что это простыми словами. Смотреть фото Гринмейл что это простыми словами. Смотреть картинку Гринмейл что это простыми словами. Картинка про Гринмейл что это простыми словами. Фото Гринмейл что это простыми словами

Давайте рассмотрим основные схемы гринмейл которые можно встретить на рынке. Самые распространенные методы корпоративного шантажа гринмейл существуют разных типов. Как правило, давление на компанию идет с разных сторон. С внешней стороны могут быть: проверки компании на чистоту, суды. С внутренней — на собрании акционеров, пересмотри каждого решения по 10 раз.

Так же основные признаки гринмейл — это каждодневные собрания акционеров, а так же арест активов перед важными мероприятиями.

Гринмейл может быть разных видов. Виды гринмейл по масштабу: крупные и мелкие.

Как и в любой сфере, игроки бывают разных уровней. Вам могут попасть простые гринмейлеры, а могут попасться профессионалы с огромными возможностями. Вторые способны полностью поглотить компанию, можно сказать сделать рейдерский захват.

Какие бывают методы защиты от гринмейла. Как вы уже поняли гринмейл — это шантаж основанный на косяках компании. Первое что нужно сделать — разобраться с чистотой компании. Если ваша компания будет идеальна, то попытки насолить будут меньше. Если компания работает в грязную, то поводом для гринмейла будет больше. Контрольный пакет акций должен быть у проверенных людей, это узкий круг, например топ менеджеры компании. Вы должны регулировать все денежные движения, а так же вести реестр акционеров.

Источник

Гринмейл: русская версия

Практически любая компания может стать жертвой корпоративного шантажа. Однако есть некоторые «правила поведения», зная которые руководство может защитить себя и свою корпорацию.

Безусловно, действия гринмейлера являются по своей сути злоупотреблением правом. Однако в российском законодательстве четкое определение понятия «злоупотребления правом» отсутствует. По этой причине статья 10 Гражданского кодекса «Пределы осуществления гражданских прав» практического применения не находит.

Классическая схема корпоративного шантажа

Корпоративный шантаж начинается с того, что миноритарный акционер возбуждает иск о нанесении ему убытков действиями мажоритарных акционеров. При этом он требует применить в качестве меры обеспечения иска не только арест акций крупного владельца, но и запрет участвовать ему в работе общих собраний акционеров. Причем повод, для того чтобы возбудить иск, здесь не существенен. Это может быть и признание недействительным ненормативного акта Общества, и имущественный иск.

После этого проводится общее собрание акционеров, где у нападающей стороны уже большинство голосов, избирается новый состав совета директоров и новый генеральный директор. Новое руководство быстро распродает активы акционерного общества. Впоследствии первоначальный иск рассыпается, однако имущества уже нет и вернуть его достаточно трудно.

Иные способы корпоративного шантажа

Схема 1. Любопытной представляется тактика взятия измором. Мелкий акционер засыпает компанию требованиями о проведении внеочередных общих собраний акционеров. Так как акций нападающего не хватит для принятия необходимого решения, здесь он рассчитывает на процедурные ошибки со стороны эмитента или крупного акционера, зацепившись за которые, можно достигнуть желаемого результата. Например, на очередном собрании акционеров, посвященном перевыборам его членов, кандидат может указать не все данные в анкете. Таким образом, на основании этого можно принять решение о том, что кандидата приняли с нарушением закона и опровергнуть назначение.

Возможны бесконечные требования акционера о проведении внеочередных аудиторских проверок, о предоставлении различной информации по хозяйственной деятельности компании и составу акционеров, иски и жалобы «в инстанции» по процедурным вопросам и т.д.

Схема 3. Имеют место и вооруженные захваты предприятий, и применение мер административного давления на менеджмент, и блокирование судом по требованию акционеров производственной деятельности предприятий. Так, широкую известность получила история о том, как миноритарный акционер «Лукойла» в судебном порядке на три дня заблокировал экспорт нефти компании.

О вреде конфликтов

Как защититься от гринмейла

Источник

Гринмейл что это простыми словами. Смотреть фото Гринмейл что это простыми словами. Смотреть картинку Гринмейл что это простыми словами. Картинка про Гринмейл что это простыми словами. Фото Гринмейл что это простыми словами

На протяжении многих лет крупные и средние про­мышленные предприя­тия России сталкивались с проблемой криминаль­ного рейдерства, кото­рое, зачастую, заканчива­лось не просто продажей предприятия или переда­чей прав на него третьим лицам, но и физической смертью владельцев. Сей­час, по словам экспертов, лицо рейдерства измени­лось – на смену ему при­шел «гринмейл». О том, что это за явление, и как с ним борются отдельные предприятия – в материа­ле регионального делово­го издания.

В начале 90-х годов вместе с переходом страны на рельсы рыночной экономики в России появилось такое направление как гринмейл. Оно очень бы­стро пришло к нам с Запада и адаптировалось к реалиям на­шего государства. По сути грин­мейл – это вид корпоративно­го финансового шантажа, кото­рый осуществляет миноритар­ный акционер по отношению к Обществу или контролирую­щему акционеру и нацелен на получение миноритариями ли­бо очень значительной мате­риальной выгоды, либо и вовсе на поглощение компании. Ес­ли дословно перевести термин «гринмейл», то получится «зеле­ная почта». Имеется несколько версий толкования этого поня­тия: от рассылки на Западе до­судебных претензий в зеленых почтовых конвертах до цвета американских денежных купюр – зелень. Но все версии сводят­ся к единому: «гринмейл» – это финансовый шантаж.

В России наиболее актив­но «гринмейл» стал разви­ваться в 2000-ые годы. А в по­следнее время масштаб про­блем от действий гринмейле­ров стал настолько велик, что о нем заговорили на государ­ственном уровне. Дело в том, что деятельность корпоратив­ных шантажистов проникла да­же в стратегические для наше­го государства сектора эконо­мики – такие, как нефтегазовая сфера, электроэнергетическая, металлургия, агропромышлен­ный комплекс, автопром, хими­ческая промышленность и дру­гие. Под ударом шантажистов оказались такие всем извест­ные компании, как Лукойл, Газ­пром, НЛМК, Сургутнефтегаз, Татнефть, Красноярскнефте­продукт, ГАЗ и многие другие.

К сожалению крупные компа­нии Центрально-Черноземного региона России не стали исклю­чением и оказались под при­стальным вниманием и актив­ными действиями со стороны корпоративных шантажистов. Об этом расскажем далее, а пока…

Кто же такие гринмейлеры? Что конкретно они делают и каков результат? Почему в России этот вид бизнеса развивается?

Итак, некое заинтересованное лицо покупает незначительный пакет акций крупной компании. Через некоторое время минори­тарный акционер предлагает вы­купить этот пакет по завышенным ценам, многократно превышаю­щим стоимость их покупки. Если основной акционер не соглаша­ется с условиями миноритарного акционера, то, на вполне закон­ных основаниях, последний на­чинает препятствовать успешной деятельности организации. Начинается массированная атака на всех фронтах. Про­исходящее можно смело на­звать адом для предприя­тия, и выглядит это так: ми­норитарий заваливает жало­бами суды, Банк России, за­прашивает огромное количе­ство документов, касающих­ся различного вида деятельно­сти компании с абсолютно неяс­ной целью запросов, забрасыва­ет письмами правоохранительные органы (прокуратура, следствен­ный комитет, МВД), органы над­зора (Росприроднадзор, Ростех­надзор, Роскомнадзор) с целью усложнения работы предприятия, использует информационные ата­ки, распространяя в СМИ публи­кации, порочащие честь и досто­инство мажоритарного акционе­ра и топ-менеджмент организа­ции. Миноритарий, действия ко­торого схожи с действиями грин­мейлера, настолько уверен в се­бе, что не гнушается обращаться с жалобами и в Администрацию Президента России.

Еще раз обратим внимание на то, что подобные действия мино­ритариев, как правило, корыстны, но при этом легальны и не наказу­емы. Этакий шантаж на законных основаниях получается.

Дело в том, что в России на сегодняшний день нет в законо­дательстве та­кого понятия и определения как «гринмейл». А вышеописанные действия корпоративных шанта­жистов на основе действующего законодательства расценивают­ся как «злоупотребление правом». Ведь именно под предлогом за­щиты прав миноритарных акци­онеров и действуют гринмейле­ры. Безусловно, пресечь деятель­ность недобросовестных акционе­ров и противостоять им на осно­ве лишь понятия злоупотребле­ния правом в России невозмож­но. Именно поэтому мы наблюда­ем «победоносное шествие» гри­нимейлеров в нашей стране, мас­штабы которого сегодня просто огромны. Потери экономики Рос­сии от действий корпоративных шантажистов исчисляются мил­лиардами рублей, а самое глав­ное – угрожают благополучию и развитию ключевых отраслей от­ечественной экономики.

Надо отметить, что акционер компании – это лицо или группа лиц, которые должны быть заин­тересованы в ее развитии. Имен­но так и поступают добро­совестные миноритарные и мажоритарные акционе­ры. И очень странно выгля­дят действия миноритар­ного акционера, который вместо созидательных действий во благо ком­пании занимается только тем, что направляет немыс­лимые жалобы во все контролиру­ющие и регулирующие органы на­шего государства. То есть, девиз такого миноритарного акционе­ра – чем хуже компании, тем луч­ше для меня! Ну, что тут скажешь – гринмейл чистой воды. Есть еще один важный момент – такого ти­па акционеры, которые ведут се­бя в точности как гринмейлеры и угрожают благополучию компа­нии, бросают тень недоверия на добропорядочных миноритарных акционеров. А это уже, в свою оче­редь, ударяет по инвестиционной привлекательности наших отече­ственных компаний.

Мировая практика гринмейла. А как у них?

Напомним, что гринмейл к нам пришел с Запада. В отличии от России зарубежные страны име­ют системные решения для эф­фективной борьбы с корпоратив­ными шантажистами, закреплен­ные на законодательном уров­не. Так, например, в Америке дей­ствует закон, который заключает­ся в 50%-ном налоге на доходы от гринмейла. В результате деструк­тивные действия недобросовест­ных акционеров становятся про­сто экономически невыгодными для них. К тому же, в этой стране существует узаконенное понятие «оговорки против гринмейла», ко­торое запрещает компании выку­пать собственные акции в случае угрозы поглощения, выплачивать дополнительные премии конкрет­ному акционеру без одобрения других акционеров. Эти и другие меры становятся экономически невыгодными для действий грин­мейлеров. Благодаря этому зако­ну в США проявление гринмейла стало явлением редким.

В Великобритании практически отсутствует гринмейл, по причи­не регулирования рынка государ­ством. В этой стране законода­тельно регулируются вопросы сли­яния и поглощения компаний. За­кон обязует обеспечивать интере­сы всех акционеров и имеет четкие рамки, в которых может проходить процесс поглощения. Контролирует деятельность миноритарных акцио­неров в этой стране и Закон о ком­паниях от 2006 года. В итоге зани­маться гринмейлом в Великобри­тании практически невозможно, т.к. менеджмент компании законода­тельно ограничен в своих действи­ях и не имеет возможности запла­тить шантажисту, даже если очень сильно захочет это сделать.

В странах Азии, подобно Ве­ликобритании, используется За­кон о компаниях, базирующийся на принципах Британского права. В частности, в Японии в силу на­циональных особенностей грин­мейла разработан комплекс мер, направленный на борьбу с корпо­ративными шантажистами. Сре­ди этих мер предусмотрен запрет менеджменту японских компаний предлагать различные выплаты гринмейлерам. Невозможно да­же предлагать выплаты в ответ на незаконные требования со сторо­ны акционеров!

Вернемся в реалии России

Необходимо отметить, что на территории России основную угрозу крупным отечественным компаниям как государствен­ным, так и частным, составляют именно иностранные компании- инвесторы. Ведь с учетом при­веденных примеров существую­щего законодательства в мире, отечественное законодатель­ство пока является питательной средой для развития деятель­ности гринмейлеров. Нельзя не отметить, что сегодня в России предприняты попытки на госу­дарственном уровне ужесто­чить законодательно права ми­норитарных акционеров. Видно, что гринмейл в стране замети­ли на самом высоком уровне. Но это только начало пути. По- прежнему отсутствует юриди­ческое понятие «гринмейла», нет законов, препятствующих действиям гринмейлеров. Од­ним из последних действий со стороны государства было при­нятие закона, направленного на защиту интересов компаний с целью минимизации возможно­стей корпоративного шантажа и попыток рейдерства. Речь идет о вступившем в силу с 1 авгу­ста 2017 года федеральном за­коне №233-ФЗ. Данный доку­мент затруднил оспаривание нелегитимных решений и сде­лок, ограничил доступ акцио­неров к документам публичных компаний, снизил прозрачность рынка их акций, ввел понятие «деловая цель».

Особо стоит отметить, что указанный законодательный акт стал результатом неодно­кратных обращений крупней­ших отечественных предприя­тий в адрес руководящих орга­нов страны. Эти компании не­однократно становились за­ложниками действий корпо­ративных шантажистов и бы­ли вынуждены обратиться не­посредственно в адрес Прези­дента России. Мы уже упоми­нали эти компании в своей ста­тье, среди которых Лукойл, Тат­нефть, Роснефть, Сургутнефте­газ и т.д. И если уж такие гиган­ты экономики страны подвер­гаются атакам гринмейлеров, то как себя чувствуют компании более скромного масштаба?

Как устоять в корпоративной войне и возможно ли сопротивление гринмейлу? Опыт предприятий ЦЧР

Наиболее известные в России гринмейлеры так или иначе связа­ны с западными компаниями и бизнесменами.

На примере одной из копаний Черноземья – тамбовского ПАО «Пиг­мент» – мы расскажем о проявлении гринмейла в чистом виде. Крат­ко напомним читателям, что «Пигмент» является ярким представите­лем производства малотоннажной химии в России, входит в «Рейтинг крупнейших компаний Черноземья «Абирег» ТОП-100». Компания уже 2 года борется с корпоративным шантажом.

Миноритарным акционером указанного предприятия сегодня яв­ляется ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED – кипрская офшорная компания, владеющая менее 10% акций ПАО «Пигмент».

За комментариями мы обра­тились к генеральному директо­ру Андрею Утробину.

Гринмейл что это простыми словами. Смотреть фото Гринмейл что это простыми словами. Смотреть картинку Гринмейл что это простыми словами. Картинка про Гринмейл что это простыми словами. Фото Гринмейл что это простыми словами

– Андрей Николаевич, про­комментируйте отношения с ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED.

– В 2016 году менеджмен­ту ПАО «Пигмент» предъявляет­ся ультиматум владельцем ком­пании ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED господином В. Гершковичем (является управ­ляющим инвестиционной компа­нии ООО «Мириад Рус», позицио­нирующей себя как борца за пра­ва миноритариев – примечание редакции). Он ставит перед вы­бором – либо руководство ПАО «Пигмент» выплачивает некую сумму, либо пускает представи­теля миноритария в финансовые потоки предприятия, либо раз­вязывает корпоративную войну. Выкупить принадлежащие мино­ритарию акции предприятия он предложил по цене, во много раз превышающие их рыночную сто­имость. На что все это похоже? Правильно, на гринмейлерство! Менеджмент ПАО «Пигмент» от­казывается рассматривать это предложение, т.к. значительную часть прибыли, руководство на­правляет на модернизацию и тех­ническое развитие предприятия. В результате со стороны ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED и ООО «МИРИАД РУС» осущест­вляются действия по развязыва­нию корпоративного конфликта. Цель понятна – дестабилизиро­вать работу успешного предпри­ятия, в т.ч. регулярными судеб­ными разбирательствами расша­тать экономическое благопо­лучие ПАО «Пигмент». А чтоб предприятию было еще хуже, ми­норитарный акционер направляет «разъяс­нительные» письма на­шим потребителям. Это приводит к тому, что на­рабатываемые годами партнер­ские отношения, огромный кре­дит доверия наших клиентов к ПАО «Пигмент» становится сла­бее, а вместе с тем снижается и финансовый результат деятель­ности компании.

Обратите внимание на назва­ние компании «МИРИАД РУС» – если одну заглавную букву в на­звании поменять на прописную, получается «МИРиАД», возмож­но, это не случайно, и господин В. Гершкович намекает на мирное отношение к покладистым акцио­нерам и возможность устроить ад непокорным акционерам и обще­ствам?!

– В открытых источниках го­ворится о более чем 20-ти раз­бирательствах, инициирован­ных миноритарием. Это так?

– Да, все верно. Всего ком­панией ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED в отношении «Пигмент» было инициировано более 25 административных раз­бирательств в Банке России. Все Решения были вынесены в поль­зу ПАО «Пигмент». В рамках рас­смотрения одного из администра­тивных дел Тамбовским отделени­ем ГУ ЦБ РФ действия компании «АДЕПТ ОППОРТЬЮНИТИ КОМ­ПАНИ ЛИМИТЕД» в отношении ПАО «Пигмент» квалифицирова­ны как злоупотребление правом с выводом о том, что действия ак­ционера могут быть направлены на дестабилизацию работы об­щества.

В одном из своих интервью для средств массовой информации Тамбовской области я подробно описал действия нашего мино­ритарного акционера, в том чис­ле в отношении ПАО «Пигмент» и сравнил их с действиями про­фессиональных гринмейлеров. Хочу заметить, что в данном ма­териале абсолютно честно было рассказано о наших отношениях с компанией ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED, а также приве­дены примеры их действий по от­ношению к другим предприятиям на основании информации, пред­ставленной в открытых источни­ках СМИ.

Гринмейл что это простыми словами. Смотреть фото Гринмейл что это простыми словами. Смотреть картинку Гринмейл что это простыми словами. Картинка про Гринмейл что это простыми словами. Фото Гринмейл что это простыми словами

Среди «коллег» по несчастью оказались компании: ПАО «Газ­пром газораспределение Нижний Новгород», ОАО «ГАЗПРОМ ГАЗО­РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ», ОАО «ОМСКОБЛГАЗ», ОАО «ОМ­СКШИНА», ОАО «Красноярскнеф­тепродукт», ОАО «НК «Роснефть» – «Смоленскнефтепродукт», ПАО «ВНИПИгаздобыча». Все они, как и мы, состояли в «акционерных отношениях» с компаниями, ру­ководство которыми осуществля­лось Владиславом Владимирови­чем Гершковичем.

Летом 2017 года мы размести­ли на официальном сайте пред­приятия статью «Новая победа ПАО «Пигмент» в корпоративном конфликте, развязанном акционе­рами», которая привела к очеред­ному судебному разбирательству. Компания ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED обратилась в суд с иском в наш адрес о при­знании содержащейся в указанной статье инфор­мации несоответствую­щей действительности и порочащей деловую ре­путацию акционера. При рассмотрении спора суды первой и второй инстан­ций отказали миноритар­ному акционеру в признании ин­формации, содержащейся в ста­тье, несоответствующей действи­тельности и порочащей его дело­вую репутацию.

– Андрей Николаевич, ка­ковы ваши прогнозы на буду­щее? Удастся ли решить полы­хающий сегодня громкий кон­фликт с миноритарным акцио­нером?

– Наш миноритарный акционер продолжит свои действия, кото­рые как уже видно приводят к де­стабилизации работы предприя­тия. Нас продолжают вынуждать к выкупу акций по выгодной для миноритарного акционера сто­имости. Если проанализировать представленную сегодня в СМИ информацию о нас, то мы уви­дим, что действия компании и его руководство просто смеша­ли с грязью, по-другому и не ска­жешь. Вспомним схему действия гринмейлеров – одно из их так­тических орудий – активная ата­ка в СМИ.

Со своей стороны, еще раз вы­ражу личную позицию и позицию Совета директоров ПАО «Пиг­мент», которую я озвучивал ранее, – мы не планируем уступать мино­ритарному акционеру Общества – компании ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED в их цели де­стабилизировать работу пред­приятия и приумножить их состо­яние за счет выкупа акций по се­рьезно завышенной стоимости. Хочу подчеркнуть тот факт, что судебная система сегодня стала внимательно относится к спорам между мажоритарным и минори­тарным акционерами, и есть все основания надеяться, что факты злоупотребления правом мино­ритарными акционерами и необо­снованность их притязаний будут получать должную оценку в суде. В подтверждение этому скажу, что все инициированные нашим ак­ционером разбирательства, рас­смотренные судом, закончились для них поражением. Но многое еще впереди и хотелось, чтобы как можно быстрее совершен­ствовалась законодательная ба­за нашего государства в отноше­нии нечестных акционеров. Еще раз отмечу – зарабатываемые не­легким трудом деньги мы макси­мально хотим направлять именно на развитие ПАО «Пигмент».

ПАО «Пигмент» – не един­ственная структура в Цен­тральной России, которая в своей деятельности стол­кнулась с не всегда добро­совестными миноритария­ми. С подобной проблемой столкнулись и другие пред­приятия.

За комментарием по дан­ному вопросу мы обратились к доктору политических наук, профессору Дмитрию НЕЧА­ЕВУ:

– С феноменом гринмей­ла стакивались даже те пред­приятия в ЦФО, которые не только имеют финансовую и производственную устой­чивость, но и являющиеся стратегическими в масшта­бах страны. К примеру, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» на протяжении не­скольких лет было объектом претензий и искусственно­го давления со стороны ми­норитариев. Структура дав­ления выглядит следующим образом: часть миноритари­ев, которые являются юри­стами, досконально изучают всю процедуру продажи ак­ций и владеют всеми инстру­ментами финансового давле­ния на головную компанию. Например, превращая засе­дания Советов директоров в балаган и разжигая опре­деленные склоки между его участниками.

Подобное публичное дав­ление осуществлялось как для того чтобы усилить свое влияние в компании, так и для того чтобы подороже продать имеющиеся в их распоряже­нии пакеты акций, по завы­шенной цене. Но весь ком­плекс шагов миноритариям ОАО «Газпром газораспре­деление Воронеж» не помог в достижении указанных це­лей, поскольку руководство компании сделало достаточ­но логичный ход и перевели дискуссию в публичное рус­ло. Тем самым, они сразу по­казали интересы минорита­риев, но и те технологии дав­ления, которые использова­лись и интересы, которые имелись у оппонентов. Как только компания аргументи­ровано высказала свою пози­цию в ряде СМИ, обществен­ное мнение однозначно вста­ло на сторону ОАО «Газпром газораспределение Воро­неж», поскольку перед отрас­левым предприятием стоят не только задачи получения прибыли, но и развития ре­гиона в целом. Поскольку ряд СМИ четко передал в публич­ную плоскость позицию пред­приятия, давление и шантаж со стороны миноритариев на ОАО «Газпром газораспре­деление Воронеж» прекра­тились.

«В России давно пора вводить законодательные ограничения для продажи акций»

В ноябре 2017 года Центр по­литической информации посве­тил проблеме гринмейла в Рос­сии подробный доклад «Гринмейл в Российских реалиях». При под­готовке данной статьи наша ре­дакция использовала компетент­ное мнение этой организации и представленную ими в рамках до­клада информацию. И мы, и наши собеседники поддерживают пред­ставителей Центра политической информации, которые предложи­ли законодательно защитить биз­нес от гринмейла, а именно: «по словам аналитика ЦПИ Ивана Пя­тибратова, в России давно по­ра ввести законодательные огра­ничения для продажи акций, ли­бо создавать такие условия, что­бы это стало просто невыгодно. Нам нужен свой механизм, кото­рый будет действовать и на уров­не корпораций, и на уровне госу­дарственном. Но все же в первую очередь влияние должно быть на уровне государственном. И клю­чевой негатив именно нашего за­конодательства – не в том, что оно где-то не дожимает или не борет­ся с достаточной силой, а в том, что оно как будто бы борется во­обще со всеми миноритариями, чего быть, конечно, не должно», – указал Иван Пятибратов.

Эксперты полагают, что вполне жизнеспособным в этом отноше­нии является американский ме­ханизм налогового ограничения гринмейлеров и, в частности, вы­сокий налог на такие доходы.

«Здесь просто нужно четко определить, что такое гринмейл, когда он начинается, и на самом- то деле элементарным средством борьбы с гринмейлерами в России было бы определение того, что та­кое гринмейл в законодательстве. Как только оно появляется, сразу понятно, с кем мы боремся и как. И мне кажется, бороться действи­тельно лучшего всего налогами», – полагает Иван Пятибратов. Что тут можно добавить? Остается толь­ко ждать дальнейших действенных шагов со стороны государства по защите акционеров в сочетании с сохранением привлекательности отечественного бизнеса для поря­дочных инвесторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *