Гринмейл что это простыми словами
Что такое гринмейл. Объясняем простыми словами
Гринмейл — комплекс корпоративных действий, которые совершает миноритарный акционер (участник общества), чтобы вынудить общество или его основных акционеров приобрести акции, принадлежавшие этому миноритарию, по цене, которая значительно превышает рыночную.
Проще говоря, гринмейл — это разновидность весьма высокодоходного бизнеса, которую зачастую именуют корпоративным шантажом или высокоинтеллектуальным вымогательством. Иными словами, речь идёт о злоупотреблении правом со стороны акционера ради повышения стоимости выкупа принадлежащих ему акций. Эта цель достигается самыми разными методами, которые не отличаются этичностью, но при этом не выходят за рамки закона.
Нередко гринмейлерами становятся вполне добросовестные миноритарии, интересы которых последовательно не замечают в компании, и потому они вынуждены бороться за свои права. Недостаток влияния вынуждает таких акционеров пользоваться правами, которые могут существенно осложнить деятельность всего предприятия.
В отличие от лиц, практикующих классическое вымогательство, гринмейлера крайне сложно привлечь к ответственности. Он использует свои права по отношению к компании, коллекционирует допущенные нарушения и оборачивает в свою пользу любой промах предприятия.
Схема действия гринмейлера, как правило, не отличается разнообразием. Сначала он приобретает небольшой пакет акций, потом по заранее разработанному сценарию начинает брать компанию «на измор», ведя борьбу до тех пор, пока не получит предложение о продаже своих акций по более высокой цене.
В противном случае гринмейлер начинает препятствовать работе организации, изводя её необоснованными требованиями и вынуждая руководство выкупить у назойливого акционера его бумаги по любой цене, лишь бы шантажист перестал досаждать и вставлять палки в колёса. При этом предприятию бывает непросто выдержать такой прессинг. Силы компании тратятся на необходимость отбиваться от многочисленных запросов, жалоб, исков и т. п.
Пример употребления на «Секрете»
«Встречное нападение — хорошая стратегия борьбы. Например, если против вас ведёт кампанию миноритарный акционер, добейтесь принятия мер по обеспечению иска, найдите основания и возможности для банкротства гринмейлера».
(Представитель МКА «Клишин и партнёры» Дмитрий Васильченко — о том, что делать, если рейдеры заваливают компанию исками.)
Происхождение термина
Своё название гринмейл получил от английского blackmail («шантаж») и green («зелёный») в значении «деньги». Cам термин стали активно употреблять в 80-х годах XX века.
Ошибки в употреблении
Гринмейл похож на корпоративное рейдерство. Однако цель рейдера — противоправный захват фирмы, тогда как цель гринмейлера — получение платежей, что по всем признакам не нарушает законодательных норм. При этом речь идёт об увеличении вложений в несколько раз за короткий временной промежуток, что, в свою очередь, может нанести внушительный ущерб интересам акционерного общества.
Нюансы
В арсенале гринмейлера могут быть различные способы давления:
Эти довольно простые по механике действия корыстны, но при этом легальны и ненаказуемы. Внешне такая деятельность выглядит как защита миноритарием своих прав.
Наибольшую опасность для компаний представляют не мелкие миноритарные акционеры, а крупные гринмейлеры. В этом случае зачастую корпоративный шантаж уже граничит с рейдерством. Как правило, крупный гринмейлер при любом раскладе остаётся в выигрыше. Он либо получает в собственность целое предприятие, либо, в случае неудавшейся попытке захвата, солидные отступные за приобретённый ранее пакет акций.
Гринмейл на Западе
Наибольшее распространение гринмейл получил на Западе в 80-е года XX века. Тот период ассоциируется с такими представителями этого направления, как Карл Айкан (участвовал в схватках за Trans World Airlines, Viacom, Western Union и т. д.) и наследник владельца крупной фирмы по производству одноразовой посуды Кеннет Дарт, которому было под силу шантажировать не только корпорации, но и целые страны. В частности, он единолично заблокировал правительственный план реструктуризации государственного долга Бразилии.
Убытки крупнейших корпораций, подвергавшихся атакам шантажистов, исчислялись миллиардами долларов, поэтому гринмейл получил негативную оценку со стороны западного бизнес-сообщества. В результате в конце 1980-х в США приняли закон, «конфискующий» в доход государства 80% прибыли от подобных финансовых операций, после чего Кеннет Дарт отказался от американского гражданства.
Гринмейл в России
В законодательстве РФ понятие «гринмейл» отсутствует, как и чёткое определение «злоупотребления правом».
К особенностям российского гринмейла можно отнести его использование не только для того, чтобы заставить компанию выкупить ценные бумаги. Зачастую корпоративный шантаж применяется одной компанией при недружественном поглощении другой. На практике бывает сложно разобраться, что происходит на самом деле: предприятие стало объектом нападок шантажиста или на него началась атака с целью поглощения.
Среди наиболее ярких представителей бизнеса, кто использовали инструменты гринмейла в России, обычно выделяют фонд Hermitage Уильяма Браудера. Организация, пользуясь своим положением миноритария, не только подавала иски в суды или жалобы в различные организации, но и регулярно публиковала данные о внутреннем устройстве госкорпораций, например «Газпрома».
«Это очень простой подход, который заключается в том, что вы, обнаружив какое-либо зло, скажем, факты корпоративной коррупции, стараетесь его расследовать, понять, как оно работает, кто получает выгоду, — вы публикуете это, и под давлением общественного мнения зло прекращается», — объяснял Уильям Браудер.
Мнение
В Центре политической информации (ЦПИ) считают, что в России давно пора создать такие условия, чтобы заниматься гринмейлом стало просто невыгодно.
«Элементарным средством борьбы с гринмейлерами в России было бы определение того, что такое гринмейл в законодательстве. Как только оно появляется, сразу понятно, с кем мы боремся и как. И мне кажется, бороться действительно лучше всего налогами», — заявил аналитик ЦПИ Иван Пятибратов.
Эксперты организации полагают, что вполне жизнеспособным в этом отношении оказался американский механизм налогового ограничения гринмейлеров и, в частности, высокий налог на такие доходы.
«Ключевой негатив именно нашего законодательства не в том, что оно где-то недожимает или не борется с достаточной силой, а в том, что оно как будто бы борется вообще со всеми миноритариями, чего быть, конечно, не должно», — указал Пятибратов.
Что такое гринмейл (Greenmail)
Этот термин иногда называют высокоинтеллектуальным вымогательством. Если в двух словах, то суть гринмейла состоит в том чтобы продать свои акции руководству компании по цене значительно превышающей рыночную. Эта цель достигается самыми разнообразными методами (большинство из которых опирается на законы о защите прав миноритарных акционеров) которые хотя не отличаются этичностью, тем не менее, не выходят за рамки закона.
Первые случаи такого рода деятельности, были зафиксированы ещё в XIX веке в Великобритании. А наибольшее распространение гринмейл получил в 80-е года прошлого столетия. Этот «золотой век» гринмейла ассоциируется с такими основными его фигурами как Карл Икон и Кеннет Дарт.
Кто такие миноритарные акционеры
Для начала поговорим о тех, кого в мире финансов, брокеров и бирж, принято называть миноритарными акционерами. Этот термин происходит от латинского слова minor, в переводе означающего – меньший.
Миноритарными акционерами принято называть таких владельцев акций, доля которых очень мала и потому не позволяет им оказывать сколь-нибудь существенного влияния на управление компанией.
Недостаток влияния на решения принимаемые советом директоров компании, миноритарным акционерам отчасти компенсирует законодательство. Закон наделяет миноритариев целым рядом прав, использование которых может существенно осложнить деятельность всей крупной компании (хотя изначально они создавались исключительно для защиты их прав).
В данном случае, миноритарий, наделённый определёнными правами, подобен Давиду, выступающему с пращёй против Голиафа в лице крупной корпорации. Например, по российскому законодательству, достаточно владеть 1% акций компании, может подать иск к руководству компании от имени акционеров.
Корпоративный шантаж в действии
Ещё один синоним слова гринмейл, это корпоративный шантаж. Приобретая определённый пакет акций по определённой рыночной цене, гринмейлер тут же приступает к действиям направленным на то, чтобы вынудить руководство компании выкупить у него этот пакет по цене намного превышающей рыночную.
Он подаёт судебные иски, направленные на обжалования принятых решений в управлении компании, инициирует различные проверки в отношении деятельности компаний и в отношении отдельных её руководителей и т.п. Цель всей этой «мышиной возни» состоит в том, чтобы достать руководство компании, подведя его к мысли о том, что куда легче выкупить у назойливого акционера его бумаги по любой цене, лишь бы он перестал уже досаждать и вставлять палки в колёса.
Самое интересное состоит в том, что многие крупные компании сами подкидывают гринмейлерам массу поводов для такого рода шантажа. В погоне за чёрным налом и в стремлении заплатить как можно меньше налогов, многие современные акционерные компании совершают множество таких действий, которые противоречат действующим нормам закона, а потому могут активно использоваться (и используются) для корпоративного шантажа.
Ярким примером такого рода деятельности является довольно распространённый в нашей стране заработок на сдаче в аренду площадей (торговых, производственных, складских и т.д.). В ходе приХватизации 90-х годов, все стремились отхватить как можно больший кусок пирога. И многие его отхватили, но вот справиться с вновь обретённым имуществом и заставить его работать в полную силу многие не сумели. Ну и для того, чтобы хоть как-то заработать на неиспользуемых мощностях, их просто сдают в аренду.
В чём же здесь нарушение? Ну, сдаёт организация в аренду ряд площадей, так она имеет на это полное право. Только вот цена, прописанная в договоре аренды, почему-то оказывается в несколько раз (а то и в несколько десятков раз) ниже реальной рыночной. И все знают о том, что разница между рыночной ценой и ценой прописанной в договоре перекочевала в карманы руководства компании, знают, но помалкивают.
А вот гринмейлер молчать не будет. Перед ним сразу открываются широкие перспективы для оказания давления на руководство. Он может подать иск в суд о возмещении убытков, которые принесли акционерному обществу его руководители. А может запросто написать заявление в ОБЭП, сам факт которого уже может послужить поводом для разного рода проверок и даже для ареста соответствующих лиц (или их долей в управлении компании).
Это только один из вариантов, а на деле таких множество. Взять хотя бы заработную плату в конвертах или откаты за тендеры. Непаханое поле…
Причём формально (с юридической точки зрения) гринмейлер прав, он ведь действует под эгидой борьбы за права акционеров компании, хотя на деле его, конечно, заботит лишь полнота собственного кармана. Да и с морально-этической точки зрения тоже ещё не совсем понятно кто честнее, гринмейлер или руководство компании, ворующее у своих акционеров или у государства (в случае манипуляций с налогами).
Основные признаки гринмейла
В арсенале любого уважающего себя гринмейлера есть целый ряд приёмов. Для одних излюбленным методом шантажа будет ежедневное проведение внеочередных собраний акционеров, другие очень любят инициировать арест активов компании накануне важных сделок. Другими словами, методов масса.
В целом, к основным признакам корпоративного шантажа можно отнести следующее:
Крупные гринмейлеры
Но наибольшую опасность для акционерных компаний, представляют не досаждающие им мелкие миноритарные акционеры, а крупные гринмейлеры. Здесь зачастую корпоративный шантаж граничит с рейдерством и часто одно перетекает в другое.
Крупные игроки обладают, куда большими возможностями по сравнению с их мелкими собратьями. Такие акулы способны запросто оттяпать всю компанию целиком у её предыдущих владельцев.
Здесь есть два основных сценария:
Как правило, крупный гринмейлер всегда остаётся в выигрыше. Он либо получает в собственность целое предприятие, либо, при неудавшейся попытке захвата, получает солидные отступные за приобретённый ранее пакет акций, методом банального шантажа.
Основные схемы гринмейла и методы защиты от него
Когда конечной целью является не захват контроля над предприятием, а лишь выгодная продажа собственного пакета акций (по цене гораздо выше рыночной), то основным способом шантажистов является так называемое «взятие на измор». Это и инициация внеочередных собраний, и бесконечные жалобы в различные контролирующие инстанции (после которых следуют соответствующие проверки).
В тех случаях, когда гринмейл является первой фазой планируемого захвата контроля над компанией, он может включать в себя:
Для того, чтобы максимально обезопасить компанию от попыток корпоративного шантажа следует принять ряд мер направленных на ужесточение доступа к документации, усовершенствование кадровой политики с целью минимизировать вероятность инсайдерского слива информации и консолидацию контрольного пакета акций в руках узкого круга руководства (топ-менеджмента) компании.
Практика показывает, что наиболее эффективными мерами в этом плане будут:
Что такое гринмейл простыми словами
Гринмейл (Greenmail) что это? Это слово напрямую связанное с трейдингом.
Популярные темы:
Что такое гринмейл простыми словами
Если вы владелец крупной компании то можете столкнуться с рядом неприятностей. Одна из них — корпоративный шантаж. Такой вид деятельности как корпоративной шантаж начал свое начало в 1980 году.
Что такое гринмейл простыми словами — это шантаж руководства компании, в чем его смысл. Группа лиц по предварительному сговору скупает внушительную часть акций компании. Далее предлагает выкупить акции у его руководства по цене в 2-3 раза дороже рыночной. Если владелец компании отказывается, то начинается давление на компанию. Это могут быть суды, нежелательные заявления перед крупными сделками, бесконечные собрания акционеров и прочее. Основная цель, не дать спокойно жить директору компании.
Давайте рассмотрим основные схемы гринмейл которые можно встретить на рынке. Самые распространенные методы корпоративного шантажа гринмейл существуют разных типов. Как правило, давление на компанию идет с разных сторон. С внешней стороны могут быть: проверки компании на чистоту, суды. С внутренней — на собрании акционеров, пересмотри каждого решения по 10 раз.
Так же основные признаки гринмейл — это каждодневные собрания акционеров, а так же арест активов перед важными мероприятиями.
Гринмейл может быть разных видов. Виды гринмейл по масштабу: крупные и мелкие.
Как и в любой сфере, игроки бывают разных уровней. Вам могут попасть простые гринмейлеры, а могут попасться профессионалы с огромными возможностями. Вторые способны полностью поглотить компанию, можно сказать сделать рейдерский захват.
Какие бывают методы защиты от гринмейла. Как вы уже поняли гринмейл — это шантаж основанный на косяках компании. Первое что нужно сделать — разобраться с чистотой компании. Если ваша компания будет идеальна, то попытки насолить будут меньше. Если компания работает в грязную, то поводом для гринмейла будет больше. Контрольный пакет акций должен быть у проверенных людей, это узкий круг, например топ менеджеры компании. Вы должны регулировать все денежные движения, а так же вести реестр акционеров.
Гринмейл: русская версия
Практически любая компания может стать жертвой корпоративного шантажа. Однако есть некоторые «правила поведения», зная которые руководство может защитить себя и свою корпорацию.
Безусловно, действия гринмейлера являются по своей сути злоупотреблением правом. Однако в российском законодательстве четкое определение понятия «злоупотребления правом» отсутствует. По этой причине статья 10 Гражданского кодекса «Пределы осуществления гражданских прав» практического применения не находит.
Классическая схема корпоративного шантажа
Корпоративный шантаж начинается с того, что миноритарный акционер возбуждает иск о нанесении ему убытков действиями мажоритарных акционеров. При этом он требует применить в качестве меры обеспечения иска не только арест акций крупного владельца, но и запрет участвовать ему в работе общих собраний акционеров. Причем повод, для того чтобы возбудить иск, здесь не существенен. Это может быть и признание недействительным ненормативного акта Общества, и имущественный иск.
После этого проводится общее собрание акционеров, где у нападающей стороны уже большинство голосов, избирается новый состав совета директоров и новый генеральный директор. Новое руководство быстро распродает активы акционерного общества. Впоследствии первоначальный иск рассыпается, однако имущества уже нет и вернуть его достаточно трудно.
Иные способы корпоративного шантажа
Схема 1. Любопытной представляется тактика взятия измором. Мелкий акционер засыпает компанию требованиями о проведении внеочередных общих собраний акционеров. Так как акций нападающего не хватит для принятия необходимого решения, здесь он рассчитывает на процедурные ошибки со стороны эмитента или крупного акционера, зацепившись за которые, можно достигнуть желаемого результата. Например, на очередном собрании акционеров, посвященном перевыборам его членов, кандидат может указать не все данные в анкете. Таким образом, на основании этого можно принять решение о том, что кандидата приняли с нарушением закона и опровергнуть назначение.
Возможны бесконечные требования акционера о проведении внеочередных аудиторских проверок, о предоставлении различной информации по хозяйственной деятельности компании и составу акционеров, иски и жалобы «в инстанции» по процедурным вопросам и т.д.
Схема 3. Имеют место и вооруженные захваты предприятий, и применение мер административного давления на менеджмент, и блокирование судом по требованию акционеров производственной деятельности предприятий. Так, широкую известность получила история о том, как миноритарный акционер «Лукойла» в судебном порядке на три дня заблокировал экспорт нефти компании.
О вреде конфликтов
Как защититься от гринмейла
На протяжении многих лет крупные и средние промышленные предприятия России сталкивались с проблемой криминального рейдерства, которое, зачастую, заканчивалось не просто продажей предприятия или передачей прав на него третьим лицам, но и физической смертью владельцев. Сейчас, по словам экспертов, лицо рейдерства изменилось – на смену ему пришел «гринмейл». О том, что это за явление, и как с ним борются отдельные предприятия – в материале регионального делового издания.
В начале 90-х годов вместе с переходом страны на рельсы рыночной экономики в России появилось такое направление как гринмейл. Оно очень быстро пришло к нам с Запада и адаптировалось к реалиям нашего государства. По сути гринмейл – это вид корпоративного финансового шантажа, который осуществляет миноритарный акционер по отношению к Обществу или контролирующему акционеру и нацелен на получение миноритариями либо очень значительной материальной выгоды, либо и вовсе на поглощение компании. Если дословно перевести термин «гринмейл», то получится «зеленая почта». Имеется несколько версий толкования этого понятия: от рассылки на Западе досудебных претензий в зеленых почтовых конвертах до цвета американских денежных купюр – зелень. Но все версии сводятся к единому: «гринмейл» – это финансовый шантаж.
В России наиболее активно «гринмейл» стал развиваться в 2000-ые годы. А в последнее время масштаб проблем от действий гринмейлеров стал настолько велик, что о нем заговорили на государственном уровне. Дело в том, что деятельность корпоративных шантажистов проникла даже в стратегические для нашего государства сектора экономики – такие, как нефтегазовая сфера, электроэнергетическая, металлургия, агропромышленный комплекс, автопром, химическая промышленность и другие. Под ударом шантажистов оказались такие всем известные компании, как Лукойл, Газпром, НЛМК, Сургутнефтегаз, Татнефть, Красноярскнефтепродукт, ГАЗ и многие другие.
К сожалению крупные компании Центрально-Черноземного региона России не стали исключением и оказались под пристальным вниманием и активными действиями со стороны корпоративных шантажистов. Об этом расскажем далее, а пока…
Кто же такие гринмейлеры? Что конкретно они делают и каков результат? Почему в России этот вид бизнеса развивается?
Итак, некое заинтересованное лицо покупает незначительный пакет акций крупной компании. Через некоторое время миноритарный акционер предлагает выкупить этот пакет по завышенным ценам, многократно превышающим стоимость их покупки. Если основной акционер не соглашается с условиями миноритарного акционера, то, на вполне законных основаниях, последний начинает препятствовать успешной деятельности организации. Начинается массированная атака на всех фронтах. Происходящее можно смело назвать адом для предприятия, и выглядит это так: миноритарий заваливает жалобами суды, Банк России, запрашивает огромное количество документов, касающихся различного вида деятельности компании с абсолютно неясной целью запросов, забрасывает письмами правоохранительные органы (прокуратура, следственный комитет, МВД), органы надзора (Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роскомнадзор) с целью усложнения работы предприятия, использует информационные атаки, распространяя в СМИ публикации, порочащие честь и достоинство мажоритарного акционера и топ-менеджмент организации. Миноритарий, действия которого схожи с действиями гринмейлера, настолько уверен в себе, что не гнушается обращаться с жалобами и в Администрацию Президента России.
Еще раз обратим внимание на то, что подобные действия миноритариев, как правило, корыстны, но при этом легальны и не наказуемы. Этакий шантаж на законных основаниях получается.
Дело в том, что в России на сегодняшний день нет в законодательстве такого понятия и определения как «гринмейл». А вышеописанные действия корпоративных шантажистов на основе действующего законодательства расцениваются как «злоупотребление правом». Ведь именно под предлогом защиты прав миноритарных акционеров и действуют гринмейлеры. Безусловно, пресечь деятельность недобросовестных акционеров и противостоять им на основе лишь понятия злоупотребления правом в России невозможно. Именно поэтому мы наблюдаем «победоносное шествие» гринимейлеров в нашей стране, масштабы которого сегодня просто огромны. Потери экономики России от действий корпоративных шантажистов исчисляются миллиардами рублей, а самое главное – угрожают благополучию и развитию ключевых отраслей отечественной экономики.
Надо отметить, что акционер компании – это лицо или группа лиц, которые должны быть заинтересованы в ее развитии. Именно так и поступают добросовестные миноритарные и мажоритарные акционеры. И очень странно выглядят действия миноритарного акционера, который вместо созидательных действий во благо компании занимается только тем, что направляет немыслимые жалобы во все контролирующие и регулирующие органы нашего государства. То есть, девиз такого миноритарного акционера – чем хуже компании, тем лучше для меня! Ну, что тут скажешь – гринмейл чистой воды. Есть еще один важный момент – такого типа акционеры, которые ведут себя в точности как гринмейлеры и угрожают благополучию компании, бросают тень недоверия на добропорядочных миноритарных акционеров. А это уже, в свою очередь, ударяет по инвестиционной привлекательности наших отечественных компаний.
Мировая практика гринмейла. А как у них?
Напомним, что гринмейл к нам пришел с Запада. В отличии от России зарубежные страны имеют системные решения для эффективной борьбы с корпоративными шантажистами, закрепленные на законодательном уровне. Так, например, в Америке действует закон, который заключается в 50%-ном налоге на доходы от гринмейла. В результате деструктивные действия недобросовестных акционеров становятся просто экономически невыгодными для них. К тому же, в этой стране существует узаконенное понятие «оговорки против гринмейла», которое запрещает компании выкупать собственные акции в случае угрозы поглощения, выплачивать дополнительные премии конкретному акционеру без одобрения других акционеров. Эти и другие меры становятся экономически невыгодными для действий гринмейлеров. Благодаря этому закону в США проявление гринмейла стало явлением редким.
В Великобритании практически отсутствует гринмейл, по причине регулирования рынка государством. В этой стране законодательно регулируются вопросы слияния и поглощения компаний. Закон обязует обеспечивать интересы всех акционеров и имеет четкие рамки, в которых может проходить процесс поглощения. Контролирует деятельность миноритарных акционеров в этой стране и Закон о компаниях от 2006 года. В итоге заниматься гринмейлом в Великобритании практически невозможно, т.к. менеджмент компании законодательно ограничен в своих действиях и не имеет возможности заплатить шантажисту, даже если очень сильно захочет это сделать.
В странах Азии, подобно Великобритании, используется Закон о компаниях, базирующийся на принципах Британского права. В частности, в Японии в силу национальных особенностей гринмейла разработан комплекс мер, направленный на борьбу с корпоративными шантажистами. Среди этих мер предусмотрен запрет менеджменту японских компаний предлагать различные выплаты гринмейлерам. Невозможно даже предлагать выплаты в ответ на незаконные требования со стороны акционеров!
Вернемся в реалии России
Необходимо отметить, что на территории России основную угрозу крупным отечественным компаниям как государственным, так и частным, составляют именно иностранные компании- инвесторы. Ведь с учетом приведенных примеров существующего законодательства в мире, отечественное законодательство пока является питательной средой для развития деятельности гринмейлеров. Нельзя не отметить, что сегодня в России предприняты попытки на государственном уровне ужесточить законодательно права миноритарных акционеров. Видно, что гринмейл в стране заметили на самом высоком уровне. Но это только начало пути. По- прежнему отсутствует юридическое понятие «гринмейла», нет законов, препятствующих действиям гринмейлеров. Одним из последних действий со стороны государства было принятие закона, направленного на защиту интересов компаний с целью минимизации возможностей корпоративного шантажа и попыток рейдерства. Речь идет о вступившем в силу с 1 августа 2017 года федеральном законе №233-ФЗ. Данный документ затруднил оспаривание нелегитимных решений и сделок, ограничил доступ акционеров к документам публичных компаний, снизил прозрачность рынка их акций, ввел понятие «деловая цель».
Особо стоит отметить, что указанный законодательный акт стал результатом неоднократных обращений крупнейших отечественных предприятий в адрес руководящих органов страны. Эти компании неоднократно становились заложниками действий корпоративных шантажистов и были вынуждены обратиться непосредственно в адрес Президента России. Мы уже упоминали эти компании в своей статье, среди которых Лукойл, Татнефть, Роснефть, Сургутнефтегаз и т.д. И если уж такие гиганты экономики страны подвергаются атакам гринмейлеров, то как себя чувствуют компании более скромного масштаба?
Как устоять в корпоративной войне и возможно ли сопротивление гринмейлу? Опыт предприятий ЦЧР
Наиболее известные в России гринмейлеры так или иначе связаны с западными компаниями и бизнесменами.
На примере одной из копаний Черноземья – тамбовского ПАО «Пигмент» – мы расскажем о проявлении гринмейла в чистом виде. Кратко напомним читателям, что «Пигмент» является ярким представителем производства малотоннажной химии в России, входит в «Рейтинг крупнейших компаний Черноземья «Абирег» ТОП-100». Компания уже 2 года борется с корпоративным шантажом.
Миноритарным акционером указанного предприятия сегодня является ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED – кипрская офшорная компания, владеющая менее 10% акций ПАО «Пигмент».
За комментариями мы обратились к генеральному директору Андрею Утробину.
—– Андрей Николаевич, прокомментируйте отношения с ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED.
– В 2016 году менеджменту ПАО «Пигмент» предъявляется ультиматум владельцем компании ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED господином В. Гершковичем (является управляющим инвестиционной компании ООО «Мириад Рус», позиционирующей себя как борца за права миноритариев – примечание редакции). Он ставит перед выбором – либо руководство ПАО «Пигмент» выплачивает некую сумму, либо пускает представителя миноритария в финансовые потоки предприятия, либо развязывает корпоративную войну. Выкупить принадлежащие миноритарию акции предприятия он предложил по цене, во много раз превышающие их рыночную стоимость. На что все это похоже? Правильно, на гринмейлерство! Менеджмент ПАО «Пигмент» отказывается рассматривать это предложение, т.к. значительную часть прибыли, руководство направляет на модернизацию и техническое развитие предприятия. В результате со стороны ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED и ООО «МИРИАД РУС» осуществляются действия по развязыванию корпоративного конфликта. Цель понятна – дестабилизировать работу успешного предприятия, в т.ч. регулярными судебными разбирательствами расшатать экономическое благополучие ПАО «Пигмент». А чтоб предприятию было еще хуже, миноритарный акционер направляет «разъяснительные» письма нашим потребителям. Это приводит к тому, что нарабатываемые годами партнерские отношения, огромный кредит доверия наших клиентов к ПАО «Пигмент» становится слабее, а вместе с тем снижается и финансовый результат деятельности компании.
Обратите внимание на название компании «МИРИАД РУС» – если одну заглавную букву в названии поменять на прописную, получается «МИРиАД», возможно, это не случайно, и господин В. Гершкович намекает на мирное отношение к покладистым акционерам и возможность устроить ад непокорным акционерам и обществам?!
– В открытых источниках говорится о более чем 20-ти разбирательствах, инициированных миноритарием. Это так?
– Да, все верно. Всего компанией ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED в отношении «Пигмент» было инициировано более 25 административных разбирательств в Банке России. Все Решения были вынесены в пользу ПАО «Пигмент». В рамках рассмотрения одного из административных дел Тамбовским отделением ГУ ЦБ РФ действия компании «АДЕПТ ОППОРТЬЮНИТИ КОМПАНИ ЛИМИТЕД» в отношении ПАО «Пигмент» квалифицированы как злоупотребление правом с выводом о том, что действия акционера могут быть направлены на дестабилизацию работы общества.
В одном из своих интервью для средств массовой информации Тамбовской области я подробно описал действия нашего миноритарного акционера, в том числе в отношении ПАО «Пигмент» и сравнил их с действиями профессиональных гринмейлеров. Хочу заметить, что в данном материале абсолютно честно было рассказано о наших отношениях с компанией ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED, а также приведены примеры их действий по отношению к другим предприятиям на основании информации, представленной в открытых источниках СМИ.
Среди «коллег» по несчастью оказались компании: ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», ОАО «ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ», ОАО «ОМСКОБЛГАЗ», ОАО «ОМСКШИНА», ОАО «Красноярскнефтепродукт», ОАО «НК «Роснефть» – «Смоленскнефтепродукт», ПАО «ВНИПИгаздобыча». Все они, как и мы, состояли в «акционерных отношениях» с компаниями, руководство которыми осуществлялось Владиславом Владимировичем Гершковичем.
Летом 2017 года мы разместили на официальном сайте предприятия статью «Новая победа ПАО «Пигмент» в корпоративном конфликте, развязанном акционерами», которая привела к очередному судебному разбирательству. Компания ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED обратилась в суд с иском в наш адрес о признании содержащейся в указанной статье информации несоответствующей действительности и порочащей деловую репутацию акционера. При рассмотрении спора суды первой и второй инстанций отказали миноритарному акционеру в признании информации, содержащейся в статье, несоответствующей действительности и порочащей его деловую репутацию.
– Андрей Николаевич, каковы ваши прогнозы на будущее? Удастся ли решить полыхающий сегодня громкий конфликт с миноритарным акционером?
– Наш миноритарный акционер продолжит свои действия, которые как уже видно приводят к дестабилизации работы предприятия. Нас продолжают вынуждать к выкупу акций по выгодной для миноритарного акционера стоимости. Если проанализировать представленную сегодня в СМИ информацию о нас, то мы увидим, что действия компании и его руководство просто смешали с грязью, по-другому и не скажешь. Вспомним схему действия гринмейлеров – одно из их тактических орудий – активная атака в СМИ.
Со своей стороны, еще раз выражу личную позицию и позицию Совета директоров ПАО «Пигмент», которую я озвучивал ранее, – мы не планируем уступать миноритарному акционеру Общества – компании ADEPT OPPORTUNITY COMPANY LIMITED в их цели дестабилизировать работу предприятия и приумножить их состояние за счет выкупа акций по серьезно завышенной стоимости. Хочу подчеркнуть тот факт, что судебная система сегодня стала внимательно относится к спорам между мажоритарным и миноритарным акционерами, и есть все основания надеяться, что факты злоупотребления правом миноритарными акционерами и необоснованность их притязаний будут получать должную оценку в суде. В подтверждение этому скажу, что все инициированные нашим акционером разбирательства, рассмотренные судом, закончились для них поражением. Но многое еще впереди и хотелось, чтобы как можно быстрее совершенствовалась законодательная база нашего государства в отношении нечестных акционеров. Еще раз отмечу – зарабатываемые нелегким трудом деньги мы максимально хотим направлять именно на развитие ПАО «Пигмент».
ПАО «Пигмент» – не единственная структура в Центральной России, которая в своей деятельности столкнулась с не всегда добросовестными миноритариями. С подобной проблемой столкнулись и другие предприятия.
За комментарием по данному вопросу мы обратились к доктору политических наук, профессору Дмитрию НЕЧАЕВУ:
– С феноменом гринмейла стакивались даже те предприятия в ЦФО, которые не только имеют финансовую и производственную устойчивость, но и являющиеся стратегическими в масштабах страны. К примеру, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» на протяжении нескольких лет было объектом претензий и искусственного давления со стороны миноритариев. Структура давления выглядит следующим образом: часть миноритариев, которые являются юристами, досконально изучают всю процедуру продажи акций и владеют всеми инструментами финансового давления на головную компанию. Например, превращая заседания Советов директоров в балаган и разжигая определенные склоки между его участниками.
Подобное публичное давление осуществлялось как для того чтобы усилить свое влияние в компании, так и для того чтобы подороже продать имеющиеся в их распоряжении пакеты акций, по завышенной цене. Но весь комплекс шагов миноритариям ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» не помог в достижении указанных целей, поскольку руководство компании сделало достаточно логичный ход и перевели дискуссию в публичное русло. Тем самым, они сразу показали интересы миноритариев, но и те технологии давления, которые использовались и интересы, которые имелись у оппонентов. Как только компания аргументировано высказала свою позицию в ряде СМИ, общественное мнение однозначно встало на сторону ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», поскольку перед отраслевым предприятием стоят не только задачи получения прибыли, но и развития региона в целом. Поскольку ряд СМИ четко передал в публичную плоскость позицию предприятия, давление и шантаж со стороны миноритариев на ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» прекратились.
«В России давно пора вводить законодательные ограничения для продажи акций»
В ноябре 2017 года Центр политической информации посветил проблеме гринмейла в России подробный доклад «Гринмейл в Российских реалиях». При подготовке данной статьи наша редакция использовала компетентное мнение этой организации и представленную ими в рамках доклада информацию. И мы, и наши собеседники поддерживают представителей Центра политической информации, которые предложили законодательно защитить бизнес от гринмейла, а именно: «по словам аналитика ЦПИ Ивана Пятибратова, в России давно пора ввести законодательные ограничения для продажи акций, либо создавать такие условия, чтобы это стало просто невыгодно. Нам нужен свой механизм, который будет действовать и на уровне корпораций, и на уровне государственном. Но все же в первую очередь влияние должно быть на уровне государственном. И ключевой негатив именно нашего законодательства – не в том, что оно где-то не дожимает или не борется с достаточной силой, а в том, что оно как будто бы борется вообще со всеми миноритариями, чего быть, конечно, не должно», – указал Иван Пятибратов.
Эксперты полагают, что вполне жизнеспособным в этом отношении является американский механизм налогового ограничения гринмейлеров и, в частности, высокий налог на такие доходы.
«Здесь просто нужно четко определить, что такое гринмейл, когда он начинается, и на самом- то деле элементарным средством борьбы с гринмейлерами в России было бы определение того, что такое гринмейл в законодательстве. Как только оно появляется, сразу понятно, с кем мы боремся и как. И мне кажется, бороться действительно лучшего всего налогами», – полагает Иван Пятибратов. Что тут можно добавить? Остается только ждать дальнейших действенных шагов со стороны государства по защите акционеров в сочетании с сохранением привлекательности отечественного бизнеса для порядочных инвесторов.