Гризайль что это такое
Гризайль — уникальное монохромное искусство с потрясающими возможностями
Гризайль (от французского gris — «серый») — это вид искусства, в котором художник создает произведение (картину, роспись или рисунок) с использованием различных оттенков серого или другого нейтрального цвета. Гризайль идеально подходит для имитации на плоской поверхности скульптурного рельефа с помощью разнообразных техник живописи и графики.
Гризайль традиционно применяют живописцы в качестве подмалевка (для нанесения предварительного рисунка на холст или бумагу) для дальнейшей работы над картиной в технике лессировки. Кроме того, эта разновидность искусства востребована в художественных школах. С ее помощью начинающие художники учатся тонко различать и использовать на практике мельчайшие оттенки цветов.
Особенности гризайли
Гризайль нельзя назвать техникой или разновидностью живописи (графики). Это — именно отдельный вид изобразительного искусства. Визуально, картина, выполненная художником, больше напоминает рисунок углем, сангиной или пастелью, хотя при ее создании автор обычно использует масляные или акварельные краски, которые наносит кистью.
Изначально, гризайлью называли только картины, выполненные в серых оттенках. Для обозначения аналогичных произведений искусства, созданных в коричневых тонах, существовал термин «брунайль», а в зеленых — «вердайль». Но сегодня такого разделения нет. Название гризайль стало общепринятым для всех монохромных цветов и широко используется в художественной среде.
История гризайли
История гризайли по самым скромным подсчетам насчитывает более 700 лет. Хотя люди научились создавать монохромные изображения еще в античную эпоху, вплоть до начала эпохи Возрождения этот вид искусства был практически неизвестен.
Первые из сохранившихся до наших дней образцы гризайлей датируются началом XIV века. Их можно обнаружить в нижних фрагментах фресок Джотто (Giotto di Bondone) в часовне Скровеньи в Падуе. Чуть позже монохромные картины начали использовать архитекторы и скульпторы Раннего Ренессанса для презентации предварительных проектов заказчикам.
Столетие спустя для гризайли нашлось новое, весьма достойное применение. Однотонными изображениями художники стали украшать наружные створки расписных алтарей (триптихов и полиптихов). В ту далекую эпоху в католических храмах существовали строгие правила. Открытыми алтари были только во время праздничных богослужений, а в остальные дни их створки были плотно закрыты.
Картины, выполненные на внешних стенках, искусно имитировали скульптурные изображения и гармонично вписывались в интерьер собора или церкви. Создание гризайли также было выгодно по финансовым соображениям, так как обходилось гораздо дешевле, чем написание красочной разноцветной картины.
Изготовлением гризайлей для алтарей в те времена занимались многие выдающиеся мастера изобразительного искусства, в том числе:
К середине XVI века художники начали использовать гризайль и в станковой живописи. До наших дней сохранились шедевры Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude) «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии» (1565), Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) «Поклонение волхвов» и многие другие знаменитые монохромные картины.
С XVII века художественная роспись стен гризайлью нашла широкое применение в архитектуре. Искусной имитацией скульптурных композиций до сих пор украшены интерьеры многих величественных зданий, построенных в стиле барокко, неоклассицизма и ампира.
Несмотря на появление новых техник живописи и графики, на протяжении всех последующих столетий гризайль оставалась востребованным видом искусства. Даже великий Пабло Пикассо (Pablo Picasso) использовал монохромные цвета при написании знаменитого шедевра «Герника» в 1937 году.
И в наши дни гризайль не утратила популярности в среде живописцев разных стилей и жанров. Напротив, благодаря огромному разнообразию современных художественных материалов, создавать монохромные картины стало намного легче как опытным профессионалам, так и ученикам специализированных школ и курсов живописи.
Техника гризайль в живописи
К расивое французское Grisaille всего лишь обозначает слово «серый». А в изобразительном искусстве так называют особый вид живописи. С его помощью художественные картины создаются градациями тона только одного цвета. Раньше это была гамма серого, коричневого или черного. В современном искусстве таких ограничений уже нет. Работы в технике гризайль могут выполняться в любом цвете.
Гризайль в истории живописи
В Средние века Grisaille широко использовался при создании декора интерьеров. Во многих дворцах и усадьбах того времени применяли гризайль для имитации отделки интерьера камнем. Особенным шиком было изображение объёмных узоров и даже скульптурных групп. Художники настолько точно имитировали рельеф, что даже придирчивые ценители не могли с первого раза распознать: живопись это или барельеф.
Чуть позже эта художественная техника начала применяться и в станковой живописи. Сначала это был только уровень эскизов. Интересно, что многие из них выглядят, как совершенно самостоятельные произведения искусств. Глядя на эти работы современному зрителю даже трудно предположить, что перед ним всего лишь эскиз.
Позже художники стали использовать гризайль как технику рисования перед нанесением цвета. Они делали на холсте сначала композиционный рисунок, далее отрабатывали объём и рельеф сепией или охрой, подчёркивали освещенные части объектов белилами и только после этого начали работу цветом. Постепенно гризайль превратился в самодостаточный вид живописи.
Картины в технике гризайль
В среде французских художников многохромная живопись получила большое распространение. Многие мастера использовали возможности гризайли в своих подготовительных рисунках, миниатюрах, витражах, а позже — в живописи.
Очень популярна гризайль была в мастерской живописца Андре Бове. Пользовался этой техникой и знаменитый Ян ван Эйк. В творчестве Босха и Брейгеля гризайль также занимала значимое место. Они превратили её в настоящий живописный приём, которым стали пользоваться многие художники того времени, в том числе ван Туллен, Рубенс, Ван Дейк и др. Известнейший пример применения техники гризайль — картина испанского художника Пабло Пикассо «Герника» (1937 г.). Эта работа, выполненная в манере кубизма, посвящена бомбардировке одноименного города Страны Басков.
Пикассо написал картину маслом, но при этом исключительно в чёрно-белом тоне, с применением техники гризайль. Именно это позволило художнику так пронзительно передать ужас войны, её трагизм, масштаб. Несмотря на то, что сначала картина подвергалась критике, в конце концов она стала самым известным антивоенным произведением, наглядным и открытым обвинением фашизма.
Гризайль: техника рисования
Одноцветность — это самый главный принцип Grisaille. Традиционно — серо-белый или коричнево-белый. Но можно использовать любой другой цвет, который покажется обоснованным для передачи основной идеи произведения. Материалы для работы в этой технике могут быть любые: сепия, масло, гуашь, акрил, темпера, акварель. Начинать освоение гризайли лучше с простых форм. Это может быть любая геометрическая фигура, ваза или фрукты. Этапы работы следующие:
Техника гризайль для начинающих — это возможность прочувствовать тональность, оттенки в пределах одного цвета. Видеть не просто однобокий красный или синий, а то богатое многообразие тонов, которое помогает профессиональному художнику передать на холсте объём и натуралистичность изображаемых объектов. Попробуйте самостоятельно освоить технику гризайль. Для начала нарисуйте 12 тонов одного цвета. Сложно? А для нас нет! Приходите к нам! Мы вас научим!
Читайте также:
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Художественная техника гризайль в истории мирового искусства
История возникновения. Западные школы
Истоки гризайли лежат в раннем Средневековье. Художники-иконописцы часто использовали приемы монохромного изображения из-за скудной цветовой палитры и строгих религиозных канонов
Пик ее популярности в Эпоху Возрождения пришелся на XIV век. Скульпторы в подготовительных эскизах к работам использовали светотень, чтобы передать ощущение рельефа на плоскости. Одним из первых, кто применил этот прием в живописи, был французский скульптор и художник Андре Бове.
Монохромные изображения встречаются в таких памятниках искусства, как резные обрамления «Псалтыря» Жана Беррийского, роспись на алтарном покрывале «Нарбоннская пелена», миниатюры в рукописном «Часослове» Жанны д’Эврё (авторства Жана Пюселя).
полное изображение «Нарбоннской пелены», Париж, Лувр.
Македонская икона Иоанна Крестителя.
Однотонные элементы также есть в знаменитом «Алтаре Геллера» («Алтаре Вознесения Марии»), выполненном в начале XVI века немецкими мастерами Альбрехтом Дюрером и Маттиасом Грюневальдом.
Отличительной чертой работ голландской школы являлся свет, словно струящийся с полотен Яна ван Эйка, Яна Вермеера, Рембрандта. Он передается скупой палитрой неярких камерных красок.
«Поклонение волхвов», Рембрандт, 1632
Гризайль использовалась в мастерских художников для граверных эскизов, написания глубоких портретных фонов, складок одежды и драпировки.
«Портрет Мартина Риккарта», Антонис ван Дейк, 30-е г XVII века
Иероним Босх использовал монохромность для создания дополнительного эмоционального эффекта. В некоторых его картинах на преобладающем «сером» фоне тревожно взблескивают яркие пятна контрастных цветов.
«Взятие Христа под стражу», часть триптиха «Искушение Святого Антония», Иероним Босх
Утонченная и выверенная до малейших деталей школа китайской каллиграфии опиралась на единство графики и живописи.
Классическими примерами восточного минимализма были картины, написанные тушью на шелке, бамбуковых пластинах или тонкой рисовой бумаге.
В отличие от монументальных масляных картин Ренессанса, дошедшие до нашего времени китайские произведения искусства поражают своей хрупкостью и эфемерностью.
«Знатная дама с драконом и фениксом», автор неизвестен
В Японии существовал стиль монохромной живописи – суми-э. В его основу лег огромный пласт жизненной философии японского народа. Основными инструментами были кисти, тушь и бумажные свитки.
Мастера добивались акварельной размытости, воздушности и легкости, часто используя всего лишь один цвет – черный.
«Утки в пруду с лотосами», Товарая Сотацу
Художникам не требовались мастерские и различные приспособления для создания шедевров: весь их скарб умещался в заплечном мешке. Поэтому «дорожные зарисовки» были популярной темой для большинства картин.
«Созерцание водопада», Гэйами, 1478г.
Часто рисунок и текст дополняли друг друга, создавая неповторимое творческое единство слова и изображения.
«Чтение в бамбуковой хижине», Сюбун
Искусство XIX – ХХ веков.
В викторианскую эпоху многие художники использовали элементы гризайли для иллюстрирования книг. Волшебные сюжеты ничуть не теряли в красочности и объемности, приобретая «потусторонние» черты.
Такие признанные мастера сказочной викторианской живописи, как Артур Рэкхем, Эдмунд Дюлак и Генри Джастис Форд, кроме стандартной сепии добавили в гризайль вариации голубого, зеленого и сиреневого цветов.
А. Рэкхем, иллюстрация
Позже идея монохрома легла в создание знаменитого полотна «Герника», написанного в 1937 году. Переосмыслив художественную подачу Босха, Пикассо в своем непередаваемом стиле показал ужасы испанской революции и гражданской войны.
Мало кто знает, но у знаменитого американского иллюстратора Нормана Роквелла также есть работы, выполненные в технике гризайль. Его живые сюжетные картины, несмотря на однотонную гамму, полностью передают игру света и тени и больше всего напоминают фотографии.
«Проныра Финнеган», Н.Роквелл, 1916
Светопись как элемент обучения.
Постепенно гризайль вошла в основы обучения живописному мастерству. Она необходима, чтобы освоить передачу формы, объема, передать глубину изображения, уловить рассеянный свет. Чаще всего для учебных рисунков используется акварель или тушь.
Профессиональные современные художники в своих работах часто используют данную технику, переосмысливая творческое наследие как западной, так и восточной культур.
Техника гризайль в живописи
Что такое гризайль в живописи? Гризайль — это вид живописи, в которой картины выполняются оттенками одного цвета, как правило, серого или приближенного к нему. В этой статье – все про необычную технику.
Особенности живописи в технике гризайль
Гризайль – в переводе с французского означает серый. Это техника в живописи, при которой картину пишут в одном тоне, градиентами – серыми оттенками и близкими к нему цветами.
Такую технику нередко используют при создании барельефов, архитектурных декоративных элементов. В традиционной, классической живописи картины выполнялись в основном в серых, коричневых и черных тонах. В современной же живописи таких строгих рамок нет, поэтому можно использовать любые цвета, даже самые яркие.
Давайте подробнее рассмотрим историю техники гризайль в живописи.
История техники
Повсеместно художники стали использовать технику гризайль в средние века. Ее использовали по причинам, характерным для того времени. Во-первых, был очень скудный ассортимент красок, палитра цветовая не особо прельщала выбором цвета. А во-вторых, церковь и ее религиозные каноны накладывали определенные правила на живопись.
Еще, гризайль, как техника, служила своего рода имитацией настоящим предметам, например, камни в интерьере дома, имитация барельефа и фигур. Гризальная техника достигла своей популярности в XV веке. В эскизах скульпторы использовали приемы светотени, с помощью которой и имитировался барельеф на плоском изображении. Первопроходцем в этом приеме был француз, художник и скульптор – Андре Бове.
Монохромные изображения встречаются в таких памятниках искусства, как резные обрамления «Псалтыря» Жана Беррийского, роспись в технике гризайль на алтарном покрывале «Нарбоннская пелена», миниатюры в рукописном «Часослове» Жанны д’Эврё (авторства Жана Пюселя).
Помимо картин, гризайль использовали и в иконописи. Монохром также встречается в «Алтаре Геллера», созданным в начале XVI века.
Если вы присмотритесь к живописи голландской школы, то увидите, что одна из особенностей школы – использование света, который можно передать с помощью небольшой палитры приглушенных красок.
Художники, помимо эскизов, использовали гризальную технику для написания портретов в живописи маслом, а также для передачи драпировки и складок одежды.
Чтобы добавить своим и без того эмоциональным картинам еще больше драматичности, Иероним Босх использовал гризайль с добавлением ярких цветовых пятен на сером фоне, чтобы усилить контраст мрачности изображаемых объектов.
В восточной культуре тоже использовали эту технику. Так, в Китае, в графических работах был представлен гризайль, который отличался своей утонченностью и аккуратностью.
В Японии, например, существовал свой вид монохромной живописи – суми-э, который очень близок к технике гризайль, так как также используются оттенки одного цвета в работе, предпочтительно черного.
Эта техника нравилась художникам, а потому и прижилась, и распространилась, еще и потому, что для нее не требовалось много материалом и инструментов. Всего 1-2 цвета, кисть и холст – все это могло запросто уместиться в походный мешок.
Художники XIX века использовали технику гризайль для иллюстраций книг и журналов. Они разбавляли серый цвет голубым, зеленым, сиреневым.
В XX кубисты выбирали монохром, и Пабло Пикассо, в одном из своих творческих периодов, тоже использовал эту технику.
Современные художники, учитывая весь опыт предыдущих поколений, тоже использует гризайль в своих работах, но по-своему, на современный лад.
Таким образом, со временем, техника гризайль закрепилась в живописи. Ее стали изучать в художественных школах, чтобы лучше понять и передавать объем, форму, глубину изображаемого предмета. В большинстве случаев, новички использовали акварель, либо тушь для пробных работ.
В конце статьи вы найдете примеры картин известных и не очень художников, которые работали в технике гризайль.
Какие материалы используются
Так как гризайль, это монохромная техника в живописи, то материалы можно использовать как сухие, например, уголь, сангину, пастель, так и более традиционные – масло, тушь, акварель, а также работать гуашью.
Этапы создания картин
Работа одним цветом – вот основной принцип, на котором строится вся техника гризайль в живописи, будь то портреты, пейзажи или наброски. Обычно, рисунки в стиле гризайль выполняются серыми или коричневыми красками, но, как мы уже писали выше, сегодня можно использовать абсолютно любые цвета, с помощью которых вы сможете воплотить свои творческие замыслы. Для начинающих художников мы бы советовали начать с рисунков простых форм, например, простого натюрморта в технике гризайль.
Как и у любой другой техники, у гризайль есть свои основные этапы работы: