Гробовщик пушкин о чем рассказ
Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)
Автор: Guru · 20.09.2018
Творчество Александра Сергеевича Пушкина поистине бесценно и наследие его огромно, и поэтому сегодня наш разговор пойдет об одном из знаковых произведений великого русского писателя — повести «Гробовщик». Данная книга была написана первой и открывала собой цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений. Попробуем проанализировать ее и открыть для вас кое-что новое о данной работе.
История создания
Повесть «Гробовщик» была создана А. С. Пушкиным 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино (во время Болдинской осени, наиболее продуктивного периода в творчестве писателя). Остальные четыре книги были созданы вскоре вслед за первой.
Образ гробовщика имеет реального прототипа – напротив дома, в котором жила невеста Пушкина, находилась лавка гробовщика Адриана.
Жанр, направление
Жанр данного произведения определяется как повесть, то есть средний жанр, где повествование хроникально, а события даны в их естественной последовательности.
Стоит отметить, однако, что по утверждению Б. Эйхенбаума, в «Гробовщике» наблюдается игра с фабулой при помощи ложного движения: развязка возвращает читателя к тому моменту, с которого началась фабула, и уничтожает ее, превращая рассказ в пародию.
Направление «Повестей Белкина» в целом определяется как реализм. В них изображены житейские ситуации, которые могли произойти в реальной жизни.
Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.
Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).
Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.
Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.
Главные герои и их характеристика
Среди главных героев мы можем выделить собственно гробовщика Адрияна Прохорова, сапожника Готлиба Шульца, купчиху Трюхину (находящуюся при смерти). Остальные персонажи могут быть охарактеризованы как второстепенные (дочери гробовщика — Акулина и Дарья, дочь Шульца Лотхен и его жена, будочник Юрко, работница Аксинья).
Мы видим, что Адриян Прохоров олицетворяет собой ремесленника, который стремится всеми силами получить для себя максимальную выгоду, обслуживая бедняков и богачей, и часто не скупится обирать тех, кто оказался в тяжелом положении. Зависть и злость Адрияна на более удачливых коллег — «басурман» заставляют его позвать на пир своих «клиентов», и только купчиха Трюхина предстает своеобразным мерилом совести данного героя.
Ему противопоставлен Готлиб Шульц, который, как можно судить, честно работает и зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью. Раз он в состоянии устроить обед для своих друзей, то Готлиба Шульца вполне можно назвать обеспеченным человеком. Это добрый, гостеприимный и приветливый мужчина.
Темы и проблемы
Основная тема данного произведения – деградация человеческой натуры. Из-за рутины многие люди забывают о духовной жизни и сосредотачивают все свои силы на накопительстве. Им важно заработать любой ценой, поэтому они не скупятся лишь на обман своих клиентов. Главный герой настолько погряз в скопидомстве, что перестал придавать значение жизни и смерти. Он желал человеку гибели, дабы нажиться на его похоронах. Так автор показывает крайнюю степень разложения человеческой души, поэтому к гробовщику приходят именно мертвецы. Его душа мертва.
Проблематика повести весьма разнообразна. Проблемы, которые поднимаются в данном произведении – это совесть, зависть, цинизм человека, его отношение к смерти, а также рабская зависимость от денег. Автор указывает на недостатки людей, которые всю свою жизнь посвящают заработку денег.
Главная мысль
Основная идея повести – каждый из нас должен стараться не умереть духовно, став грубым и черствым человеком, каким стал Адриян Прохоров. Цинизм мертвой души автор показывает через ее общение с миром усопших. Герой своим поведением отделяет себя от людей: они хотят жить, а он хочет, чтобы они умерли. Поэтому его спутниками могут быть только мертвецы, которые являются источником заработка. Но сам скупец не рад такой компании и наутро понимает, что в своем стремлении к наживе слишком далеко зашел. Сребролюбие никого никогда не доводило до добра, не довело оно и гробовщика.
Сон, явленный герою – это всего лишь предупреждение, намек на то, чтобы герой исправился, стал честно работать и брать за свой труд назначенную плату, не требуя себе ничего лишнего. Это спасет его душу от разложения, он перестанет желать смерти ради собственного обогащения. Смысл авторского посыла прост: жить и трудиться нужно ради людей, а не ради денег.
Чему учит?
Кратко «Гробовщик» А. С. Пушкин
⭐⭐⭐⭐⭐ «Гробовщик» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ повести «Гробовщик»
Адриян Прохоров гробовщик. Он переезжает в новый дом. С визитом к нему является сапожник Шульц и между мужчинами рождается дружба. Вскоре Адрияна приглашают на празднование серебряного юбилея свадьбы. Среди приглашенных было много немцев, а на столе — пенного пива.
Хозяин много раз предлагал выпить за семью, а булочник предложил поднять тост за здравие клиентов, которые приносят им деньги. Все поддержали, а гробовщик, имевший дело с мертвецами, оскорбился. Ему показалось, что это был намеренный сарказм и он всердцах решил, что на новоселье позовёт исключительно мёртвых, от которых обид не будет.
Ночью после решения вопросов по умершей купчихе Прохор вернулся в дом и обнаружил открытую калитку. В доме его ждали его клиенты. Один из мертвецов даже бросился обниматься. Гробовщик пришёл в ужас, потерял сознание, а очнувшись понял, что всё это ему лишь приснилось.
Ниже приведен перечень главных и второстепенных персонажей, с которыми знакомится читатель на протяжении повести.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание повести «Гробовщик» подробно
Адриян Прохоров вместе с семьей перебирается на новое место в приятный домик. Но переезд вовсе не радует его. Недовольный тем, что ему пришлось сменить полюбившуюся лачужку на дом, в котором царит хаос, он обрушивает свой гнев на двух дочерей и работницу. Однако вскоре семье удается создать уют в доме, и над воротами нового жилища устанавливается вывеска, оповещающая прохожих об услугах гробовщика.
В гости к Адрияну заглядывает ремесленник Готлиб Шульц, который называет себя сапожником. Шульц, живущий через улицу от домика гробовщика, приглашает Адрияна к себе в гости на следующий день – отмечать серебряную свадьбу. Гробовщик с удовольствием соглашается, после чего предлагает соседу выпить чаю. Так новые знакомые быстро становятся друзьями.
На следующий день гробовщик с двумя дочерьми направляется в дом нового друга. Там он встречает знакомых Шульца – немцев-ремесленников, которые пришли вместе со своими женами. Хозяин провозглашает тосты за здоровье жены и гостей.
Начинается шумное застолье, во время которого один из гостей сапожника, будочник Юрко, предлагает выпить за здоровье тех, на кого работают все присутствующие. Гости начинают кланяться друг другу. Разгоряченный Юрко также предлагает гробовщику выпить за здоровье его мертвецов, но тот не оценивает шутки.
По возвращении домой Адриян долго думает о жестокой насмешке будочника. Ему кажется, что он не заслуживает такого обращения – ведь та работа, которую он выполняет, не каждому под силу, и немцы должны уважать его.
Сгоряча Адриян заявляет, что пригласит на новоселье вместо неблагодарных немцев своих клиентов, то есть мертвецов. Слышавшая это домработница предлагает гробовщику перекреститься, но сам Адриян доволен своей идеей.
Посреди ночи Адрияна будят из-за внезапной кончины купчихи Трюхиной. Адриян направляется в дом к умершей, чтобы договориться с родственниками о доставке похоронных принадлежностей. Завершив работу, Адриян возвращается поздней ночью домой.
Войдя в свое жилище, гробовщик сталкивается с мертвецами, которые когда-то были его клиентами. Испуганный Адриян едва ли может пошевелиться – с ужасом он смотрит на сгрудившихся вокруг него людей. Среди мертвецов поднимается всеобщий вой, и гробовщик падает без чувств.
Только утром Адриян приходит в себя. Работница сообщает гробовщику, что соседи волновались о нем. Памятуя о событиях прошлой ночи, Адриян спрашивает у работницы о родственниках Трюхиной: не приходили ли они к нему? Но удивленная вопросом гробовщика работница отвечает, что Трюхина вовсе не умерла, а сам Адриян вчера вернулся домой от сапожника пьяным и тут же заснул. В этот момент гробовщик осознает: все уж
О произведении:
Проза и лирика Пушкина занимают особое место в русской и мировой литературе. Его произведениями зачитываются как дети, так и взрослые. Нельзя назвать хоть одного писателя, который был бы столь популярен в России во все времена. Александр Сергеевич Пушкин по праву считается гением литературы, сделавшим огромный вклад в развитие русского языка и культуры.
Здесь вы найдите краткий пересказ повестей Пушкина, которые как и «Гробовщик», входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
«Гробовщик» читательский дневник
Всего получено оценок: 187.
Всего получено оценок: 187.
«Гробовщик» – одна из пяти повестей А. С. Пушкина из его знаменитого цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Это история о том, как к угрюмому и не честному на руку гробовщику ночью пожаловали все его клиенты и тем самым чуть не довели его до смерти.
Краткое содержание «Гробовщик» для читательского дневника
Название: Гробовщик
Число страниц: 9. Пушкин Александр Сергеевич. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Издательство «Литера». 2017 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1830 год
Время и место
Действие повести происходит в начале XIX века в Москве, на Никитской улице, куда переехал главный герой с дочерьми.
Главные герои
Адриан Прохоров – гробовщик, неприветливый, угрюмый мужчина преклонных лет.
Готлиб Шульц – сосед Адриана, ремесленник, весёлый и общительный немец.
Дочери Прохорова – молодые девушки на выданье, его помощницы в похоронной лавке.
Мертвецы – бывшие клиенты Прохорова, при обслуживании которых он не всегда был честен.
Сюжет
Гробовщик Адриан Прохоров, скопив денег, переехал с двумя дочерьми с Басманной улицы на Никитскую в домик, который давно уже присмотрел для себя. Однако он не почувствовал радости, так как по природе своей обладал мрачным, подозрительным нравом, и его пугала новизна.
На новом месте Прохоров открыл похоронную лавку, и дочери принялись обустраивать её. Вскоре к нему пожаловал сосед немец из дома напротив, сапожник по имени Готлиб Шульц. Он пригласил Адриана с дочерьми в гости по случаю празднования своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, гробовщик предложил соседу чаю, они разговорились и быстро нашли общий язык.
На следующий день Прохоров с дочерьми переступили порог Шульца, в доме которого собрались все его друзья – немцы-ремесленники с супругами. Первым тостом хозяин провозгласил здоровье своей любимой жены Луизы, и началось застолье. С каждым бокалом выпитого вина и пива гости становились всё более разговорчивыми, раскрепощёнными. Дошло до того, что один из гостей предложил присутствующим выпить за здоровье своих клиентов. Гости принялись друг другу кланяться, поскольку все пользовались услугами друг друга: портного, булочника, сапожника… Когда Адриану предложили выпить за здоровье своих мертвецов, он очень обиделся. Он решил, что на своё новоселье пригласит только тех, на кого он работает.
Прохоров никак не мог прийти в себя: ему всё казалось, что это была насмешка над его ремеслом, которое было ничуть не хуже других. Придя домой, он уснул, но вскоре его разбудили, чтобы подготовить похороны богатой купчихи.
Вернувшись домой поздно ночью, он заметил у калитки мужчину, который намеревался войти в дом. Поначалу он подумал, что это вор, но лицо его показалось знакомым, и он предложил мужчине войти. Дом был полон людей, в которых Адриан с ужасом узнал мертвецов – своих бывших клиентов. Покойники были рады видеть гробовщика, и один из них даже хотел обнять его. Прохоров оттолкнул от себя скелет, и тот рассыпался. Тогда возмущённые мертвецы принялись укорять его. Они обступали его со всех сторон, припоминая, как гробовщик наживался на их похоронах. В страхе Адриан упал и лишился чувств.
Утром, открыв глаза, Прохоров стал вспоминать минувшие события. Служанка успокоила его, сказав, что в дом никто не приходил, и хозяин всю ночь спал беспробудным сном. Тут только Адриан понял, что вся история с мертвецами ему приснилась, и с облегчением вздохнул.
Вывод и своё мнение
В своём произведении автор хотел показать, что абсолютно все профессии равны между собой и заслуживают уважения в обществе. Значение имеет только то, чтобы человек честно и добросовестно выполнял своё дело, не обманывал своих клиентов.
Главная мысль
Рано или поздно за все дурные поступки придётся отвечать, если не перед людьми, то перед своей совестью.
Авторские афоризмы
«…нищий мертвец и даром берёт себе гроб…»
«…Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов…»
«…разве гробовщик брат палачу. »
«…Созывать мёртвых на новоселие! Экая страсть. »
Толкование непонятных слов
Дроги – погребальная повозка, колесница для перевозки умерших.
Лачужка – бедная хижина, небольшой и дряхлый дом.
Кивот – особый украшенный шкафчик или застеклённая полка для икон.
Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща, ниспадающего до земли, носимая поверх другого платья.
Чепец – женский головной убор.
Купчиха – жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.
Самовар – металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.
Новые слова
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Новоселье – праздник в честь переезда в новое жилое помещение.
Подрядчик – человек, обязующийся по договору выполнить определённый вид работ.
Ботфорты – сапоги с удлинённым голенищем.
«Гробовщик»: «театр абсурда» или возвращение смысла? (Повести Белкина)
Сюжет
Все начинается с того, что Адриан Прохоров вместе со своими дочерьми переезжает с Басманной улицы на Никитскую, в домик, который давно уже присматривал. На новом месте он открывает похоронную лавку, где ему помогают дочери. Позже к нему приходит познакомиться сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает его на свою серебряную свадьбу. Главный герой принимает приглашение. На следующий день Адриан вместе с дочерьми приходят в дом Шульца, куда были приглашены все его друзья немцы-ремесленники со своими супругами и подмастерья. Во время разговора, Гробовщик жалуется на то как трудно ему живется и что его дело приносит только убытки.
Гости распивают и пьют за тех, на кого работают. Адриану говорят « Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Прохорова это очень разлило и он объявляет, что приглашает на новоселье тех, кого хоронил. Празднование закончилось, и гробовщик ушел спать. Ночью Прохорова разбудили с известиями о том, что скончалась купчиха Трюхина. Адриан наскоро оделся и приехал на место. Встретив племянника Трюхиной, герой договаривается о том, что обеспечит гроб, свечи и все необходимое, после чего уезжает.
Вернувшись домой, гробовщик чуть не упал с ног, комната была наполнена мертвецами. Адриан с ужасом узнал в них людей погребенных его стараниями. Мертвецы приняли его приглашение и поднялись на новоселье. Один из мертвецов, похороненный Адрианом самым первым, поздоровался с героем, напомнив ему о обмане (некогда гробовщик продал сосновый гроб, выдав его за дубовый) и распахнул свои костлявые объятия, но гробовщик оттолкнул его, и тот рассыпался. Мертвецы пришли в негодование, Прохоров уже ждал смерти, как свет солнца разбудил его. Становится понятно, что это был просто сон и Трюхина жива, что очень обрадовало главного героя.
История создания, направление, стиль
Повесть «Гробовщик» — одна из пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных в 1830 г. в так называемую Болдинскую осень. Пушкин издал их анонимно, потому что они очень отличались от привычных романтических повестей и знаменовали начало нового направления – реализма. Первой была написана повесть «Гробовщик». Готовя повести к изданию, Пушкин сделал «Гробовщика» третьим по счёту. Писатель вводит образ повествователя Белкина, не тождественного личности самого Пушкина. В каждой повести тридцатилетний Пушкин ищет смысл человеческого существования.
Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме
— жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.
В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику
положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).
Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.
цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь — то, чему учит цикл «Повести Белкина».
Главная мысль произведения
Чтобы понять главную мысль, нужно полностью читать рассказ «Гробовщик» Пушкина. Краткое содержание произведения дает возможность осознать, что каждый человек должен нести ответственность за сказанные слова, даже если они были необдуманны.
Сон Адриана является предупреждением о том, что дела следует вести без обмана, не пытаясь нажиться на чужом горе. Только тогда совесть будет спокойна и чиста.
Небольшое произведение поднимает очень важную проблему деградации человека. Гробовщик забыл о духовном. Его мысли заняты только получением прибыли. Целью его жизни стало накопительство и стремление заработать любой ценой. Скупость стерла границы между жизнью и смертью. Разложение души становится заметно, когда главный герой ожидает смерти богатой женщины, чтобы нажиться на ее похоронах. Душа Прохорова умерла, именно поэтому в гости в новый дом гробовщика приходят не живые люди, а мертвецы.
Гробовщик
Пушкинский маленький человек — это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.
Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.
Биография писателя
О рождении Александра Сергеевича Пушкина 26 мая (по старому стилю) 1799 года сделана запись в метрической книге Богоявленской церкви в Москве. Ныне это кафедральный собор в Басманном районе столицы. В детстве летние месяцы Саша проводит у бабушки в имении Захарово. Полученные впечатления проявились в первых поэтических созданиях мальчика.
С 1811 г. по 1817 г. — время учёбы в Царскосельском лицее. Здесь завязывается дружба с И. В. Малиновским, И. И. Пущиным и А. А. Дельвигом, которая продлится всю жизнь поэта. После окончания лицея молодой человек определён на службу в Коллегию иностранных дел. Пушкину присвоен чин коллежского секретаря, что соответствует 10 классу Табели о рангах.
В начале 1820 года Александра направляют служить в канцелярию русского наместника Бессарабской области генерала И. Н. Инзова. В действительности это была ссылка в южные губернии. Причиной изгнания стали едкие эпиграммы на архимандрита Фотия, военного министра А. А. Аракчеева и государя Александра I. В 1824 году Пушкина увольняют со службы. Поэт водворяется в селе Михайловском, которое ему запрещено покидать.
В сентябре 1826 года недавно коронованный Николай I разрешает изгнаннику вернуться в Санкт-Петербург. На одном из светских приёмов Пушкин встречает Н. Н. Гончарову, которая ему понравилась. В 1830 году молодой человек делает красавице предложение, которое принимается.
До свадьбы жених едет осенью в родовое имение в деревне Большое Болдино, чтобы уладить семейные дела. После свадьбы молодые живут сначала в Москве, потом переезжают в столицу. В 1833 году поэт совершает поездку по Волге и Уралу, после чего следует возвращение в Санкт-Петербург.
В конце 1836 года Дантес затевает интригу, которая бросала тень на репутацию Гончаровой. Следует вызов на дуэль. Поэт тяжело ранен, и 29 января по старому стилю умирает от перитонита.
Литературное наследие А. С. Пушкина составляют:
Отзывы читателей
Эта повесть мне запомнилась еще со школьных лет. Это произведение завораживает своим сюжетом. Ключевым моментом мне кажется является сон главного героя.
Я в школе читала это произведение и составляла цитатный план. Из слов главного героя можно понять, что дороже денег для него ничего не существует. Такое качество характеризует его как отрицательного персонажа.
Мне понравилась суть этого произведения. Пушкин посредством этой истории говорит, что горе не может быть чужим. Когда случается беда, настоящий человек будет сопереживать, а не радоваться и создавать на этом прибыльное дело.
Мария
Введение.
При прочтении повести можно увидеть в Адриане Прохорове мёртвую душу, «не способную на сочувствие», человека, думающего «только о своём благе (за счёт других), о количестве заказов» и наживе, и обвинили его в желании «смерти другим ради собственной выгоды, в бездушии, в обмане клиентов, в знакомстве ради выгоды».
В самом деле, «исправительных работ» заслуживает каждый из нас, если мы думаем о прожитых днях и годах, даём отчёт своим мыслям и поступкам. Пушкин-христианин, несомненно, знал о Страшном суде и верил, что за всё содеянное душа человеческая будет держать на Нём ответ. Память об этом и заставляет человека осмысливать и оценивать сделанное, сожалеть о своих проступках, раскаиваться в них и изживать их, то есть до последнего часа работать над собою.
Герои повести
Гробовщик Адриян – главный герой повести. Несмотря на новоселье в давно желанном жёлтом домике, гробовщику грустно. Вся его жизнь – сплошное беспокойство. Он волнуется, не позовут ли наследники умирающей купчихи Трюхиной другого гробовщика. А прибыль его нечестная, о чём говорят его сны. В первом сне гробовщику привиделось, что купчиха Трюхина всё-таки умерла. Гробовщик обещал обо всём похлопотать и не брать лишнего, но при этом он многозначительным взглядом обменялся с приказчиком, то есть как раз собирался взять лишнее.
У героя две дочери, воспитанные в строгости, которые ничуть не страдают от зловещей профессии отца. В повести много эпизодических персонажей: сапожник Шульц, пригласивший в гости гробовщика с семьёй, чухонец будочник Юрко, предлагавший гробовщику в гостях выпить за здоровье мертвецов, скелет отставного сержанта Курилкина. Последние два героя подталкивают гробовщика к пробуждению совести, но результат остаётся неизвестным.
Действующие лица
История гробовщика учит читателей жить и зарабатывать честно. Автор призывает к тому, что ни в коем случае нельзя радоваться чужому горю. Чтобы донести эту мысль, Пушкин использовал следующие образы:
Все эти образы являются основой всех происходящих действий. Каждый из них способствует развитию событий.
Выстрел
Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.
Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.
Композиция
Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.
Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.
К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.
В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.
Метель
Своеобразная пьеса ситуаций. Роковые и счастливые случайности, которым отводится отводится в повести немаловажная роль. Романтическая героиня повести Марья Гавриловна соглашается на тайный брак с Владимиром, отверженным её родителями. В результате роковой случайности, точнее из-за сильной метели, героиня венчается с неизвестным гусаром. Владимир уходит на войну с Наполеоном и погибает. В результате цепи счастливых случайностей, повесть приходит к счастливой развязке.
В характеристике главной героини, автор сразу отмечает, что она воспитана на французских романах, потому и влюблена. Возможно, что ей нравился Владимир от того, что начиталась романов. Это уже свидетельствует о легкомысленности её характера, как, впрочем, и о её романтизме. Владимир нисколько не отстаёт от Марии. Такоё же романтик. Он склонен мечтать о тайном венчании, после которого, по его мнению, родители растрогаются и дадут им своё благословение. Его рассуждения чем-то напоминают одного из гоголевских героев, Манилова. Когда же обстоятельства требуют действий, он, по большому счёту, оказывается ни к чему не способен.
Автор не скрывает своего ироничного отношения к героям с их увлечением романтической модой. Но, когда в действие вклинивается война, многое меняется. Любая война открывает души людей, оставляя только истинное. Романтик Владимир героически гибнет, становится героем. Бурмин, шутки ради, обвенчавшийся с неизвестной девушкой, теперь смотрит на это иначе и разыскивает свою неведомую жену, чтобы жениться на любимой. Лучшие страницы повести — описание метели, самой главной героини повести,сыгравшей роковую роль для Владимира и счастливую для Марьи Гавриловны и Бурмина.