Громкое заявление лукашенко о пенсиях что ждет белорусов
Громкое заявление Лукашенко о пенсиях: что ждет белорусов
Касаясь вопроса возможности дополнительного повышения пенсионного возраста, Александр Лукашенко заявил, что новых решений по пенсионному возрасту в Беларуси не планируется. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.
«Все решения приняты. В этом направлении будем действовать», – подчеркнул Лукашенко.
Александр Лукашенко также отметил, что можно было бы сделать пенсионный возраст и, например, с 50 лет: «Но только вы не забывайте, что после 50 лет нас с вами будут содержать наши дети». Соответственно, возросла бы нагрузка, взносы в пенсионный фонд.
«Вы меня поймите. Я из простых людей, простой семьи. У меня мать была дояркой, и я знаю, что такое эта жизнь. И сам 10 лет коров доил. Но мы не должны свои проблемы перекладывать на детей. Кто его знает, как еще сложится жизнь наших детей. Вот в чем проблема, а не потому, что мы хотим с вас там сорвать какие-то деньги», – отметил он.
«Мы приняли все решения (по пенсионному возрасту). Я сам скоро буду пенсионером вместе с вами. Что ж я буду до 80 лет работать, а с 80 на пенсию пойду? На самолет буду взбираться, еще упаду на этих ступеньках», – заметил Александр Лукашенко.
О каких именно решениях идет речь, в сообщении пресс-службы не уточняется. Напомним, в Беларуси повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года – до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение происходит постепенно, прибавляя к возрасту выхода на пенсию по 6 месяцев. Реформа должна завершиться к 1 января 2022.
Громкое заявление Лукашенко о пенсиях: что ждет белорусов
Касаясь вопроса возможности дополнительного повышения пенсионного возраста, Александр Лукашенко заявил, что новых решений по пенсионному возрасту в Беларуси не планируется. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.
«Все решения приняты. В этом направлении будем действовать», – подчеркнул Лукашенко.
Александр Лукашенко также отметил, что можно было бы сделать пенсионный возраст и, например, с 50 лет: «Но только вы не забывайте, что после 50 лет нас с вами будут содержать наши дети». Соответственно, возросла бы нагрузка, взносы в пенсионный фонд.
«Вы меня поймите. Я из простых людей, простой семьи. У меня мать была дояркой, и я знаю, что такое эта жизнь. И сам 10 лет коров доил. Но мы не должны свои проблемы перекладывать на детей. Кто его знает, как еще сложится жизнь наших детей. Вот в чем проблема, а не потому, что мы хотим с вас там сорвать какие-то деньги», – отметил он.
«Мы приняли все решения (по пенсионному возрасту). Я сам скоро буду пенсионером вместе с вами. Что ж я буду до 80 лет работать, а с 80 на пенсию пойду? На самолет буду взбираться, еще упаду на этих ступеньках», – заметил Александр Лукашенко.
О каких именно решениях идет речь, в сообщении пресс-службы не уточняется. Напомним, в Беларуси повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года – до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение происходит постепенно, прибавляя к возрасту выхода на пенсию по 6 месяцев. Реформа должна завершиться к 1 января 2022.
Российская пенсионная реформа напугала белорусов
Объединения России с Белоруссией не будет: в соседней стране хотят сохранить социальное государство
Никаких изменений относительно пенсионного возраста в Белоруссии не планируется. Об этом, как сообщает БЕЛТА, заверил президент страны Александр Лукашенко, выступая 23 марта перед трудовым коллективом Минского кожевенного объединения. «Все решения приняты. В этом направлении и будем действовать», — подчеркнул он, отвечая на вопрос одной из работниц завода.
По словам Лукашенко, у государства нет возможности установить низкий пенсионный возраст, однако выше 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин он повышаться не будет. «Можно было бы ввести пенсионный возраст и, например, с пятидесяти лет. Но только вы не забывайте, что затем нас с вами будут содержать наши дети», — отметил он. Возросла бы нагрузка, взносы в пенсионный фонд. «Но ни одна мать, ни один отец никогда не скажет: пусть за меня платят мои дочка или сын. Скажут: да я лучше поработаю 3−5 лет».
Лукашенко напомнил, что сам является выходцем из простой семьи.
«У меня мать была дояркой, и сам десять лет коров доил. Но мы не должны свои проблемы перекладывать на детей. Вот в чем проблема», — рассказал он, добавив едкую шпильку в адрес американского президента Байдена: «Я сам скоро буду пенсионером. Что ж, я буду до 80 лет работать, а с 80 на пенсию пойду? На самолет буду взбираться, еще упаду на этих ступеньках».
Очевидно, Лукашенко таким образом пытался успокоить тех, кто боится, что в Белоруссии может произойти то же, что в России — повышение пенсионного возраста? Но есть ли к этому предпосылки, ведь все годы независимости, несмотря на все санкции и экономические кризисы, Минску удавалось держать планку социального государства в отличие от той же Москвы.
Кстати, многие считают, что социальность Белоруссии может снизиться в случае объединения с Россией в одно государство, ведь тогда придется уравнять стандарты. Очевидно, что и эти страхи Лукашенко стремится развеять. Он также заявил, что не является сторонником вхождения страны в любое другое государство.
«Всегда у нас были и хорошие времена, и плохие времена. Независимость, я вам говорил, стоит дорого. Но продаться, вступить внутрь какого-то государства, наверное, ни один из вас не захочет. А я больше всех не хочу», — заявил Лукашенко, отказав в такой возможности своей стране.
«СП»: — России пришлось пойти на пенсионную реформу, а за счет чего держится Белоруссия?
— В Белоруссии тоже была пенсионная реформа. Еще раньше, чем в России. До 2017 года выход на пенсию был 55 лет для женщин и 60 — для мужчин, но с тех пор каждый год пенсионный возраст в республике увеличивается на полгода. Завершиться она должна в 2022 году — тогда пенсионный возраст для женщин составит 58 лет, а для мужчин 63 года.
Да, это немного ниже, чем в России (60 и 65 лет), но пока реализуется пенсионная реформа в России, в Белоруссии ситуация тоже может измениться в сторону большего увеличения пенсионного возраста.
«СП»: — Считается, что Белоруссия более социальное государство, чем Россия. Так ли это?
— В некоторых сферах в Белоруссии социальная поддержка действительно выше — например, в республике три года платят неплохое пособие по уходу за ребенком, в том числе и безработным женщинам. Но в остальных сферах социальные «ништяки» постепенно урезаются, например, гораздо меньше льгот стало у пенсионеров, чем было раньше.
Но несмотря на более высокую социальную поддержку в среднем белорусы живут беднее, чем россияне — в России выше средняя заработная плата, легче открыть и вести бизнес, больше крупных проектов, меньше бюрократии. Многие белорусы ездят на заработки в Россию, а не наоборот.
«СП»: — При этом объединение в одно государство с Россией подразумевало бы, что будут приняты российские стандарты, и Белоруссии придется в том числе пойти на повышение пенсионного возраста. Не поэтому ли Лукашенко так выступает против объединения?
— Не думаю, что по этой причине. Я думаю, что против объединения белорусская власть выступает в первую очередь потому, что в таком случае она утратит полный контроль над республикой, а Белоруссия в свою очередь утратит суверенитет.
«СП»: — Батька в очередной раз заявил, что никакого объединения не будет. Это очередной сигнал Москве? О чем?
— Я думаю, что это сигнал не столько Москве, сколько обществу. В белорусском информационном пространстве широко распространена точка зрения, что в условиях ухудшения отношений Минска с Западом, Москва может воспользоваться ситуацией и принудить Белоруссию к объединению. Во многом эти тезисы использует оппозиция, чтобы побудить молодежь активнее протестовать против власти — всё-таки меньшая часть белорусского общества хочет объединения с Россией в одно государство.
«СП»: — А как можно оценить пассаж про падение на трапе? Выпад в сторону Запада и лично Байдена?
— И то, и другое. Многие страны Запада не признали Лукашенко легитимным президентом Белоруссии, открыто поддерживают оппозицию. А Байден наверняка займет более жесткую позицию по отношению к Белоруссии, чем Трамп. Стороны в сложившемся конфликте обмениваются колкостями.
— Опасения в обществе существуют и небезосновательные, — уверен преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис. — В Белоруссии в 2022 году окончательно завершится нынешняя пенсионная реформа, по которой пенсионный возраст уже был повышен. Учитывая не самую простую ситуацию в экономике, дальнейшее повышение как минимум до российского уровня не выглядит фантастическим. В тоже время ждать его в ближайшие несколько лет вряд ли стоит. Но, на мой взгляд, заявление Лукашенко не является ответом на эти опасения, скорее, он хочет еще раз показать «заботу» о народе и подчеркнуть, что Белоруссия при нем была и будет социальным государством.
«СВ» — Но так ли на самом деле?
— Несмотря на громкие заявления Лукашенко о сохраняющихся и даже растущих социальных гарантиях со стороны государства, Белоруссия начала повышать пенсионный возраст даже раньше, чем РФ, — уже с 1 января 2017 года. Повышение это оказалось чуть меньшим, чем в РФ. Однако, стоит обратить внимание, что в Белоруссии выше суммарный уровень отчислений в фонды 35%, против 30% в РФ. Средний же размер пенсий в странах Союзного государства в целом сопоставим.
«СП»: — Объединение в одно государство предполагает внедрение российских стандартов, включая пенсионную реформу?
— О каком-либо объединений в одно государства, в частности вхождении Белоруссии в состав России речь сейчас не ведется. Идет лишь диалог о реализации положений соглашения о Союзном государстве. Но даже в этом случае унификация законодательства, в том числе в пенсионной сфере, была бы очень желательна. У нас существует множество расхождений в трудовом, гражданском и других отраслях права. Кроме того, не стоит забывать о существовании Единого экономического пространства (ЕАЭС), которое требует от участников плодотворной работы по гармонизации законодательства.
«СП»: — А насколько вообще возможно единое государство двух столь разных экономик?
— Даже глубокая интеграция двух этих принципиально разных экономических систем возможна только в случае постепенного перехода белорусской экономики на рыночные рельсы и проведения приватизации, что невозможно при президентстве Лукашенко. В нынешних же реалиях мы близки к максимуму возможной экономической интеграции и скорее всего мы его достигнем после запуска общего рынка энергоносителей. Создание же валютного союза или проведение единой экономической политики, на мой взгляд невозможно.
«СП»: — При этом Лукашенко в очередной раз заявил, что никакого объединения не будет. Что и кому он хочет донести?
— Такие заявления Лукашенко уже стали традицией, и относится к ним особенно серьезно не стоит. Лукашенко не хочет глубокой интеграции, которая будет затрагивать его фактически неограниченную власть в республике. Поэтому даже в самый разгар нынешнего политического кризиса ждать, что президент Белоруссии в обмен на поддержку со стороны Москвы пойдет на подписание всех пунктов «дорожной карты» по союзной интеграции, было как минимум наивно, а уж тем более ждать полного вхождения в состав России. В современной ситуации есть лишь одна особенность, отличающая ее от докризисной. Тогда эти заявления были ориентированы еще и на внутреннюю аудиторию с целью получить лояльность со стороны умеренных националистов. Сейчас же раскол в обществе на сторонников и противников президента стал гораздо более серьезным и получить их симпатию уже не получится даже при помощи такого рода заявлений.
«СП»: — Что тут больше пугает противников объединения? Необходимость выстраивать экономику под российскую модель? Политическое подчинение Москве?
— Президента безусловно волнует вопрос утери личной власти. Очевидно, ему гораздо приятнее чувствовать себя в кресле президента, нежели стать одним из российских губернаторов. И этот фактор, на мой взгляд, его волнует существенно больше, нежели вопрос белорусского суверенитета. Позиция Лукашенко поддерживается и большинством представителей бизнес — элиты, которые осознают, что в случае создания равных условий (отмена господдержки) многие белорусские компании и предприятия не выдержат конкуренцию с российскими, что чревато их банкротством или поглощением.
На государство надейся, а сам не плошай. Как и зачем белорусам предлагают копить на дополнительную пенсию
22 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Работникам в Беларуси предложат новый выгодный механизм для добровольного накопительного страхования пенсий. Как сообщалось БЕЛТА, соответствующий проект указа обсуждался накануне на совещании у главы государства Александра Лукашенко.
Как обстоят дела в этом вопросе сейчас?
Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич рассказала, что в Беларуси люди пользуются преимущественно солидарной пенсионной системой. Однако есть и те, кто уже участвует в программах добровольного накопительного страхования пенсий.
Ирина Костевич подчеркнула: солидарная пенсионная система в стране сохраняется. По ней только в этом году около Br15 млрд будет направлено на выплату пенсий, государство сохраняет свои гарантии по пенсионному обеспечению.
В чем суть планируемых нововведений?
Что касается пенсионных взносов, то сейчас все наемные работники в Беларуси уплачивают в Фонд социальной защиты населения только 1% от своего заработка из положенных 29%. Оставшиеся 28% за него выплачивает наниматель.
Проект указа предусматривает, что теперь работникам предложат добровольно уплачивать дополнительный взнос (помимо обязательного сейчас взноса в 1%) на накопительную пенсию в размере до 10% заработка. Точный размер каждый выбирает самостоятельно, но он не может превышать 10%.
При этом работодатель уже в обязательном порядке должен будет добавить к этим процентам еще до 3%. Механизм следующий: если человек выбирает взнос 1%, 2% или 3%, то наниматель добавляет такой же процент. Если выбирает 4% и выше (но не более 10%), то наниматель все равно добавляет только 3%.
Получается, что максимальный процент от заработка, который можно будет направить на накопление дополнительной пенсии, составит 13%.
Не съест ли накопления инфляция и не пропадут ли деньги?
Журналисты поинтересовались, как средства накопительной пенсионной системы будут защищены от обесценивания. Ирина Костевич признала, что определенные риски существуют. Поэтому в Минтруда и не рассчитывают, что системой добровольного пенсионного страхования воспользуются все работники.
По словам министра, важно, что отложенная по этой системе сумма будет наследоваться и капитализироваться, то есть деньги будут не просто накапливаться, а работать на экономику, вкладываться в инвестиционные проекты с высокой доходностью.
Более предметно об условиях предлагаемой программы можно будет судить уже после подписания и обнародования норм президентского указа.-0-
Лукашенко подписал указ, касающийся пенсий: какие изменения ждут белорусов
Президентом Беларуси Александром Лукашенко подписан указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».
Согласно указу, с 1 октября следующего года работникам предоставляется право уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию в размере до 10 % заработка в дополнение к обязательному страховому взносу в ФСЗН в размере 1 % зарплаты.
Об этом 27 сентября проинформировала президентская пресс-служба.
Одновременно работодатели будут обязаны делать доплаты, соразмерные взносам сотрудников (но не более 3 %), на накопительные пенсии из средств на уплату обязательного 28-процентного взноса в ФСЗН.
Фото: пресс-служба президента Республики Беларусь
Принять участие в новой системе страхования могут работающие граждане, которым остается не менее 3 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Накопленные средства будут выплачиваться ежемесячно равными долями на протяжении 5 либо 10 лет.
Страховые резервы будут размещаться на банковских счетах и вкладываться в объекты инвестиций (в общеустановленном для страховых организаций порядке).
Отчисления в гарантийные фонды составят 0,5 % от суммы страховых взносов и будут перечисляться страховщиком в госбюджет ежемесячно.
Заниматься добровольным пенсионным страхованием будет республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита».