Грот мачта что это
Значение слова «грот-мачта»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. На четырёх- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме. Например, российский учебный четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту. Грот-мачта может быть и единственной (суда с парусным вооружением «шлюп», «тендер» и др.)
ГРОТ-МА’ЧТА, ы, ж. (мор.). Средняя, самая высокая мачта на парусных и гребных судах; см. [грот-].
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
грот-ма́чта
1. самая высокая мачта — сооружение на парусном судне ◆ Четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту.
2. рангоутное дерево, использованное как самая нижняя часть грот-мачты — сооружения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оседать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Грот-мачта
Грот-мачта — судовая мачта, обычно вторая мачта, считая от носа судна.
На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. На четырёх- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме. Например, российский учебный четырёхмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту. Грот-мачта может быть и единственной (суда с парусным вооружением «шлюп», «тендер» и др.)
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Грот-мачта» в других словарях:
ГРОТ-МАЧТА — (голланд.). Самая большая мачта на корабле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРОТ МАЧТА голл. Самая большая мачта на корабле. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык … Словарь иностранных слов русского языка
грот-мачта — ы; ж. Мор. Средняя (или вторая от носа) мачта на парусном судне, имеющем не менее трёх мачт. * * * грот мачта см. Мачта. * * * ГРОТ МАЧТА ГРОТ МАЧТА, см. в ст. Мачта (см. МАЧТА (в кораблестроении)) … Энциклопедический словарь
ГРОТ-МАЧТА — (Main mast) вторая мачта, считая от носа. См. также Мачта. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Грот Мачта вторая мачта, считая от носа корабля … Морской словарь
ГРОТ-МАЧТА — см. в ст. Мачта … Большой Энциклопедический словарь
грот-мачта — сущ., кол во синонимов: 1 • мачта (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
грот-мачта — грот мачта, грот мачты … Орфографический словарь-справочник
Грот-мачта — ж. Вторая от носа, самая высокая мачта на парусном судне. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
грот-мачта — грот ма/чта, грот ма/чты … Слитно. Раздельно. Через дефис.
грот-мачта — грот м ачта, ы … Русский орфографический словарь
Судовая мачта
Судовая мачта
Мачта (нидерл. mast ) — вертикально стоящая конструкция, обычно поддерживаемая растяжками.
Содержание
Корабельная мачта
На кораблях и судах поддерживает радиоантенны, световые приборы, посты наблюдения, на яхтах и парусниках — парусное вооружение.
Первоначально представляла собой цельный деревянный столб, укреплённый в гнезде палубы и поддерживаемый растяжками — поперечными вантами и продольными штагами, с увеличением числа парусов стала составной (см. стеньга), с переходом на тепловые двигатели обрела форму треногой, ажурной или пустотелой металлической башни. Нижняя часть мачты называется «шпор».
В связи с необходимостью прохода под мостами часто выполняется «заваливающейся».
Фок-мачта
Первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами.
Грот-мачта
Обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух- или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от ее местоположения. На четырех- и более мачтовых судах — вторая, третья и т. д. мачты между первой (фок-мачтой) и кормовой (бизань-мачтой). Во избежание путаницы при работе различаются порядковыми номерами («первая грот-мачта», «вторая грот-мачта» и т. д.), считая от носа к корме. Например, российский учебный четырехмачтовый барк «Крузенштерн» имеет фок-мачту, первую грот-мачту, вторую грот-мачту и бизань-мачту. Грот-мачта может быть и единственной (суда с парусным вооружением «шлюп», «тендер» и др.)
Бизань-мачта
Биза́нь-ма́чта (нидерл. bezaansmast ) — название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне. На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя, а все мачты между бизань-мачтой и фок-мачтой называются грот-мачтами и различаются порядковым номером. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна.
Приставка «крюйс» означает принадлежность элемента рангоута или такелажа к бизань-мачте, например, «крюйс-стеньга».
Мачты парусных судов
Мачты малых старинных судов обычно изготовляли из одного целого ствола дерева — мачты однодревки. Нижняя часть мачты, соединенная непосредственно с судном — нижняя мачта. Обычно для парусных судов изготовляли из пихты или других легких смолистых пород деревьев: пинии, американской смолистой сосны и т. пр.. Приблизительно до XIX века нижние мачты парусных судов и бушприт изготовляли из нескольких брусьев, сблоченных друг с другом и стянутых бандажами — вулингами (5-6 шлагов троса, положенного вокруг мачты), а с XVIII века — железными обручами — бугелями (могли быть и деревянными). Надевали их на мачту в горячем состоянии. Такой рангоут называли составным.
Техника изготовления
Вокруг нескольких главных брусьев — шпинделей, проходящих по всей длине мачты, накладывается ряд сегментов — фиш. Пустые пространства заполняли заделками — чиксами, а весь блок скрепляли при помощи бугелей. С XVIII века вначале в военном, а потом и в торговом флоте мачты стали подкреплять дополнительными наделками — шкало, также скрепленными с мачтой вулингами.
Строительная мачта
В сухопутном строительстве мачтой называют высокий столб с оттяжками — в отличие от башни, являющейся самонесущей конструкцией.
Паруса, рангоут, такелаж и дельные вещи | |
---|---|
Паруса | Апсель · Бизань · Блупер · Брамсель · Генуя · Генакер · Грот · Кливер · Лисель · Марсель · Мунсель · Ричер · Спанкер · Спинакер · Стаксель ·Топсель · Трисель · Фок |
Рангоут | Бушприт · Выстрел · Гафель · Гик · Краспица · Лисель-спирт · Лонга-салинг · Марс · Мачта · Рей · Салинг · Стеньга · Спинакер-гик · Утлегарь · Эзельгофт · Фок-мачта · Грот-мачта · Бизань-мачта |
Стоячий такелаж | Ахтерштаг · Бакштаг · Ванты · Вант-путенс · Перты · Фордуны · Штаг |
Бегучий такелаж | Брас · Галс · Гитов · Гордень · Дирик-фал · Нирал · Топенант · Фал · Шкот |
Дельные вещи | Битенг · Блок · Вертлюг · Иллюминатор · Карабин · Клюз · Кнехты · Коуш ·Лебедка · Леерное устройство · Люверс · Мочка · Погон · Рым · Стопор · Талреп · Трап · Утка · Шпигат |
Полезное
Смотреть что такое «Судовая мачта» в других словарях:
МАЧТА — судовая вертик. металлич. или дерев. конструкция, возвышающаяся над верх. палубой и устанавливаемая в продольной плоскости симметрии судна (см. рис.). К М. крепят грузовые стрелы и антенны, на М. устанавливают наблюдат. площадки и навигационные… … Большой энциклопедический политехнический словарь
мачта — ы; ж. [от голл. mast] 1. Высокий столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения, сигнализации, боевого управления и т.п. Носовая, кормовая м. Корабельная м. Поднять флаг на мачте. 2. Техн. Вертикальная высотная… … Энциклопедический словарь
МАЧТА — (от голландского mast), 1) судовая вертикальная металлическая или деревянная конструкция на верхней палубе. К мачте крепят антенны, средства сигнализации и др. На парусных судах мачты служат для постановки парусов; носовая мачта называется фок… … Современная энциклопедия
МАЧТА — (от нидерл. mast) судовая вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. К мачте крепят грузовые стрелы, судовые огни и т. д. На парусных судах мачты основа всего рангоута служат для постановки парусов; носовая мачта называется… … Большой Энциклопедический словарь
МАЧТА (в кораблестроении) — МАЧТА (от нидерл. mast) судовая, вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе. К мачте крепят грузовые стрелы, судовые огни и т. д. На парусных судах мачты основа всего рангоута служат для постановки парусов; носовая мачта… … Энциклопедический словарь
Мачта — (от голландского mast), 1) судовая вертикальная металлическая или деревянная конструкция на верхней палубе. К мачте крепят антенны, средства сигнализации и др. На парусных судах мачты служат для постановки парусов; носовая мачта называется фок… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Мачта судовая — Мачты фрегата Grand Turk Мачта (нидерл. mast) вертикально стоящая конструкция, обычно поддерживаемая растяжками. Содержание 1 Корабельная мачта 1.1 Фок мачта … Википедия
Мачта — 1) судовая М. вертикальная металлическая или деревянная конструкция, возвышающаяся над верхней палубой корабля (судна). На парусных кораблях М. служат для постановки парусов. 1 я М. от носа корабля называется фок М., 2 я грот М., 3 я (кормовая)… … Словарь военных терминов
Мачта судовая — вертикальное металлическое или деревянное сооружение (рангоутное дерево), устанавливаемое на палубе в продольной плоскости симметрии судна и служащее для крепления парусов, грузовых стрел, радиоантенн, световых, флажных и других сигналов … Большая советская энциклопедия
Грот-мачта — Грот мачта судовая мачта, обычно вторая мачта, считая от носа судна. На двух или трехмачтовых судах наиболее высокая мачта вне зависимости от её местоположения. На четырёх и более мачтовых судах вторая, третья и т. д. мачты… … Википедия
Рангоут парусника – его гордость
Как и большинство терминов парусного флота, это слово ввел в русский язык Петр I. Он учился морскому делу в Голландии и там узнал, что тамошние моряки так называют все мачты и реи судна. В переводе с голландского языка Rondhout – просто «круглое дерево».
Большинство отечественных яхтсменов еще в детстве впервые узнали, что такое рангоут из прекрасной повести «История капитана Врунгеля».
Книжка детская, но определение совершенно исчерпывающее, прямо из словаря морских терминов. Последние годы расширили его новыми материалами. Современный рангоут изготавливают еще из алюминиевых труб. А совсем недавно в обиход спортсменов вошли мачты из углепластика. Они существенно облегчают яхту, что позволяет ускорить ее ход и выиграть регату.
Из чего состоит рангоут парусного судна
Основное предназначение рангоута – несение парусов. Они столетиями были единственным движителем судов, за это время парусное вооружение довели до совершенства, а вместе с ним и рангоут. Его основные части:
Познакомимся с ним поближе.
Мачты
Это установленные вертикально главные элементы рангоута. К ним крепятся прочие его части. Нижний конец мачты, так называемый шпор, закреплен не на палубе, а проходит сквозь нее и вставлен в степс-гнездо на киле судна.
Мачты имеют собственные имена. Первая со стороны форштевня – фок-мачта, вторая, самая высокая, – грот-мачта, третья – бизань-мачта. Такова классическая схема рангоута, продержавшаяся несколько столетий. Только в середине 19 века построили грузовые парусники с большим числом мачт. Рекорд принадлежит семимачтовой шхуне «Томас У. Лоусон», спущенной на воду в 1902 году. Если мачт больше трех, то остальные называют «вторая грот-мачта», «третья грот-мачта» и так далее. Бизань сохраняет свое наименование.
Стеньги
Мачты больших кораблей изготавливали из нескольких деревьев. Нижнее, самое мощное, назвали колонной или просто мачтой, а верхние – стеньгами. В переводе с голландского steng – это «штанга» или просто «шест». В единое целое их сочленяли эзельгофтами, то есть «ослиными головами». Эта деталь рангоута действительно ее напоминает. В местах соединения устанавливали салинги, площадки с креплениями для вант. Это тросы, крепящие мачты и стеньги к бортам судна. Нижний салинг называется марсом.
В точках соединения стеньг к мачтам крепятся горизонтальные реи. Данный элемент рангоута служит для закрепления и растягивания верхней и нижней шкаторины парусов. В середине они соединяются к мачтам подвижным соединением. Благодаря этому реи можно поворачивать, поднимать и опускать ради самой выгодной постановки парусов.
В эпоху скоростных клиперов изобрели лисель-спирты, дополнительные реи. Их выдвигали с концов основных рей и крепили к ним дополнительные паруса – лиселя.
Гик и гафель
Для постановки косых парусов служат реи особой конструкции – гик и гафель. Они закреплены на мачте одним концом посредством подвижного соединения. По гику растягивают нижнюю, а по гафелю – верхнюю шкаторину паруса. По ветру его устанавливают, подтягивая и ослабляя гика-шкот. На яхтах гафеля чаще всего нет, верхний угол треугольного паруса закреплен на топе мачты.
Бушприт
Наклонная мачта, выступающая вперед над ахтерштевнем. Изначально он служил для постановки прямых парусов – блиндов. Но впоследствии бушприт удлинили, его продолжение называют утлегарем. Он нужен для установки носовых треугольных парусов: стакселей и кливеров. Их верхний угол крепится на фок-мачту.
Названия элементов рангоута
От наименований частей рангоута так и веет морским свежим ветром. Бом-бом-грот-стеньга – звучит как музыка. Но для матроса парусника эти слова несут точную информацию о местоположении каждого элемента рангоута. Что означают эти приставки?
Итак, что означает термин «бом-бом-брамс-грот-рея»? Четвертая снизу рея грот мачты. Все просто и понятно. Почему не называть их по-русски? Не стоит ломать традиции парусного флота, введенные Петром I.
До недавнего времени полноценный рангоут сегодня можно увидеть только на учебных парусниках. Там обязательно проходили морскую практику курсанты морских училищ. В России эту роль играют фрегат «Паллада», барки «Седов» и «Крузенштерн». В новом веке начался бум морских круизов на парусных судах. Путешествия на «Крузенштерне» пользуются огромной популярностью.
Уже строятся специальные парусные суда для круизов. Самый яркий пример – Royal Clipper, единственный в мире пятимачтовый клипер, спущенный на воду в 2000 году. Пассажиры обеспечены полным комфортом, плюс необыкновенное ощущение плавания под парусами. Море зовет новых романтиков.
Грот мачта что это
Мачта (нидерл. mast ) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая растяжками, т. н. вантами, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.
Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
Мачта – состоит из двух или трех составных по длине частей: собственно мачты, стеньги и брам-стеньги. У мест соединения расположены площадки: нижняя – марс, верхняя – салинг.
В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, – бизань-мачтой.
Если мачт меньше трех, то грот-мачта – всегда самая высокая и ближе к корме судна, если у корабля одна мачта – то это как раз-таки грот.
Если у судна больше трех мачт – то первая мачта будет фок-мачтой, последняя бизань-мачтой, а все остальные будут по порядку именоваться – первый грот, второй грот и тд.
В XV—XVI вв, на судах имелась еще и четвертая мачта, которую англичане называли бонавентур-мачтой (bonaventure mast), а итальянцы — пало (palo).
До того, как мачты получили свои традиционные названия, их называли по местоположению на судне: носовая, средняя и задняя. На галионах носовая, или фок-мачта, стояла впереди бака.
Бушприт – это тоже мачта, просто сильно наклоненная в горизонтальной плоскости Угол, который он образует с горизонтальной плоскостью, на современных парусных судах близок 20°, а на старинных судах и галионах — примерно 36°.
Мачты для небольших судов изготовляли из цельного дерева, это так называемые мачты-однодеревки. Для большинства остальных, так же как и для новых судов, их выполняют из трех частей, соединенных друг с другом, которые при необходимости можно разъединить.
Устройство мачты
Устройство мачты
1 – Нижняя мачта (колонна); 2 – цапфа; 3 – железные бугели; 4 – чиксы; 5 – лонг-салинги; 6 – краспицы; 7 – эзельгофт; 8 – стеньга; 9 – брам-стеньга; 10 – бом-брам-стеньга; 11 – флагшток; 12 – клотик; 13 – вулинг; 14 – деревянный бугель; 15 – шкало; 16 – крепление шкало; 17 – вязка вулинга.
Слово “фор”, прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки.
Слово “грот”, прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к грот-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки.
Слово “крюйс”, прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к бизань-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки.
“Брам” – слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу.
“Бом” – указывает на принадлежность к четвертому колену снизу.
Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами – тросовыми вулингами. Нижний конец мачты – шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс – гнездо, находящееся на кильсоне.
Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой.
Таким образом, грот-мачта состоит из нижней грот-мачты, грот-стеньги и грот-брам-стеньги. В последней различают две части: нижнюю — собственно грот-брам-стеньгу и верхнюю – грот-бом-брам-стеньгу.
Аналогично фок-мачта состоит из нижней фок-мачты, фор-стеньги и фор-брам-стеньги.
Бизань-мачта состоит из нижней бизань-мачты: крюйс-стеньги и крюйс-брам-стеньги; последняя разделяется на две части: нижнюю — собственно крюйс-брам-стеньгу и верхнюю — крюйс-бом-брам-стеньгу.
Бушприт состоит из собственно бушприта, утлегаря и бом-утлегаря. На деревянных судах утлегарь и бом-утлегарь часто не разделяли, а изготовляли из одной штуки. На старинных судах бушприт состоял из собственно бушприта и утлегаря.
С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним – два продольных бруса – лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.