Грота шкот что это

Морская практика для новичков. Яхтенные термины

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Парус

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоПарус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоМачта — это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Вооружение гика : 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

Гик – это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.

Ванты

Ванты — это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Грот (парус)

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Яхта идет курсом бейдевинд.

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Генакер

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, генакер может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Шкот (нидерл. schoot ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Хотя фалы и предназначены для подъема парусов, иногда на них неплохо и поразвлекаться.)

Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать ) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Концы

Коне́ц (концы́) — название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.

Кранцы

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Кра́нец — подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоНаветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Issuing the grog ration, c 1900.

Адмиральский час — предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.

Источник

Главный парус на яхте. Настройка грота.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоЕсть четыре основных параметра настройки главного паруса, которые требуют контроля и, если необходимо, должны корректироваться непрерывно.

Основные настроечные операции:
-настройте твист натяжением оттяжки гика;
-настройте глубину главного паруса натяжением грота-шкота и изгибом мачты;
-настройте положение «пуза» главного паруса натяжением грота-фала;
-настройте баланс руля положением каретки гика-шкота;

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоРегулировка твиста главного паруса натяжением гика-шкота.

При яхтинге в средний ветер на гладкой воде можно перебрать шкот, сместив верхнюю лату немного на ветер. Тогда яхта пойдет острее, сохраняя хорошую скорость. Такой прием используют на лодках с топовым вооружением, где передняя шкаторина генуи заканчивается около вершины мачты, искривляя поток воздуха, обтекающий подветренную сторону грота, вследствие чего вершина главного паруса не тормозится. В тихий ветер и/или на волне разумнее будет ослабить шкот, отклонив верхнюю лату немного под ветер. Твист увеличится, шкаторина в верхней части паруса откроется и вершина паруса не будет тормозиться.

По окончании регулировки твиста устанавливается угол главного паруса к ДП лодки.

Не забывайте, что существует взаимосвязь между натяжением шкота и положением каретки гика, и эта взаимосвязь влияет на твист грота, за исключением курсов галфвинд или бакштаг, на которых только оттяжка гика контролирует твист.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоНастройка глубины главного паруса.

Следует отметить, что при яхтинге в очень слабый ветер можно использовать плоский главный парус с большим твистом. Смысл в том, что в таких условиях поток воздуха не в состоянии полностью обогнуть подветренную сторону глубокого паруса. Такой прием срабатывает, хотя и несколько противоречит тому, что было сказано в предыдущих статьях. Однако тяга, созданная таким плоским главным парусом, может оказаться недостаточной, чтобы двигать тяжелую лодку.

Настройка положения пуза главного паруса.

Завершив регулировку глубины главного паруса, нужно установить «пузо» в правильное положение. Наиболее универсальным в яхтинге для различных погодных условий является положение «пуза» 45-50%.
Перемещать «пузо» можно, меняя натяжение фала или оттяжки Каннингхема. Чем сильнее набиваете фал или оттяжку Каннингхема, тем дальше вперед переместится «пузо». Если паруса изношены, фал или оттяжку надо набивать туже, чем обычно, так как у старых, растянутых парусов «пузо» смещено назад.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоНастройка баланса руля с помощью изменения положения каретки гика-шкота.

Вообще, при усилении ветра каретку нужно перемещать от ДП к подветренному борту до начала незначительного заполаскивания грота вдоль мачты. В легкий ветер каретку перемещают в наветренную сторону, не допуская пересечения гиком ДП лодки. Следите за колдунчиками, особенно за верхним! Они должны гладко «струиться» и не загибаться вокруг шкаторины. В противном случае главный парус затормозится.

В зависимости от положения каретки гика рулевой баланс яхты может быть наветренным, подветренным или нейтральным. Тенденция лодки приводиться к ветру уменьшится, если при усилении ветра каретка была перемещена в подветренную сторону. Потребуется меньший угол перекладки руля на ветер, чтобы держать курс, будет легче управлять яхтой, скорость увеличится. Помните, что если угол перекладки руля больше 5° — лодка идет «на ручном тормозе». Поэтому переместите каретку к подветренному борту, но не допускайте сильного заполаскивания грота.

Если не можете или не хотите зарифить главный парус, кратковременное и незначительное заполаскивание грота в яхтинге допустимо. Сильного заполаскивания следует избегать. Главный парус быстро изнашивается и может быть поврежден.

Источник

Проектирование и изготовление парусов

Парусная мастерская

Санкт-Петербург, Уральская ул., д.2, БЦ «Смоленский»
8 (812) 643-14-86, +7 (921) 797-30-11

Настройка грота

Фал и галс-оттяжка (натяжение передней шкаторины)

Натяжение паруса по передней шкаторине зависит от скорости вымпельного ветра. Чем больше ветра, тем большее нужно натяжение, и наоборот. Это означает также, что следует менять натяжение при смене курса к ветру. Когда вы идете острым курсом, вам нужно большее натяжение, чем когда идете полным.

Поднимайте парус с минимальным (вручную) натяжением фала. Подберите шкот в соответствии с курсом (см. раздел о натяжении шкота). Теперь, при работающем парусе, натяжение должно быть ровно таким, чтобы удалить горизонтальные морщины, идущие от передней шкаторины. (Морщины идут под прямым углом к передней шкаторине). При малой скорости вымпельного ветра вы можете даже оставить от морщин легкую рябь. С ростом скорости морщины появляются вновь, и понадобится дополнительное натяжение фала. Избегайте излишнего натяжения. Вертикальная морщина или ложбина вдоль передней шкаторины — признак слишком сильного натяжения фала.

Потравите шкот и оттяжку гика перед тем, как добивать фал. Нет никакого смысл в борьбе с полностью загруженным парусом.

Если вы настраиваете гоночный грот, не поднимайте фаловый угол выше черной марки на топе мачты, которая указывает максимальную разрешенную высоту. При необходимости получить большее натяжение по передней шкаторине используйте галс-оттяжку. Фал и галс-оттяжка играют ту же роль, обеспечивая натяжение передней шкаторины, хотя и тянут в противоположных направлениях.

Если ваша мачта способна изгибаться, больший изгиб потребует большего натяжения передней шкаторины, и наоборот. Добирайте фал или галс-оттяжку при увеличении изгиба мачты, уменьшайте натяжение при выпрямлении мачты.
Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это
Набейте фал или галс-оттяжку так, чтобы в нижней трети паруса остался лишь намек на горизонтальные морщины

Пузо (Тяга)

Чем больше пузо (полнота) паруса, то есть чем более криволинейна его форма, тем большую тягу он развивает. При вымпельном ветре от слабого до умеренного, когда яхта не слишком кренится, дополнительное пузо желательно. Если ветра слишком много для паруса, слишком велик крен, и особенно на острых курсах — лучше более плоская форма паруса.

Грот становится полнее, если задняя и передняя шкаторины приближаются друг к другу, и более плоским — если шкаторины удаляются друг от друга. Представьте, что сдвигаете или раздвигаете противоположные края листа бумаги.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Грота-шкот

Грота-шкот контролирует полноту нижней трети грота. Травление его увеличивает пузо и тягу, набивка уплощает и облегчает парус. Если крен слишком велик (так, что создает наветренный руль), добейте грота-шкот. На острых курсах грот, как правило, должен быть более плоским, чем на полных, так что лучше набить грота-шкот. Травление грота-шкота добавляет полноты нижней части задней шкаторины и помогает улучшить лавировочные качества на гладкой воде при ветрах от слабого до умеренного. Грота-шкот обычно просто полностью стравливают (примерно 100мм от крайнего положения), когда идут под ветер.

При слабых и средних ветрах, когда вам нужна тяга и управляемость, потравите грота-шкот так, чтобы шкотовый угол был в 50-75мм от крайней точки, а полочка грота слегка расслаблена. С усилением ветра постепенно увеличивайте его натяжение.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Изгиб мачты

Изгиб мачты вызывается натяжением ахтерштага на топовом вооружении и суммарным натяжением задних штагов (ахтер- и/или бакштагов) на дробном рангоуте. При изгибе середина мачты выдвигается вперед, отдаляя переднюю шкаторину от задней и уплощая парус. Изгиб мачты контролирует полноту верхних двух третей паруса. При настройке используются те же правила, что и для грота-шкота. Более плоская форма грота (больший изгиб мачты), уменьшает крен, уменьшает наветренный руль и улучшает управляемость. Такая форма паруса лучше на острых курсах. При слабых и умеренных ветрах, особенно на полных курсах, лучше работает более пузатый парус (более прямая мачта).

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Многие гоночные и быстроходные яхты, имеют нижние (контрольные) бакштаги (checkstays), соединенные с мачтой ниже обычных (обычно на 45-60 % длины передней шкаторины). Они позволяют настройщику добить ахтерштаг (чтобы набить штаг) без излишнего изгиба мачты. Если изгиб мачты превышает допустимый для данной кривизны передней шкаторины, на гроте образуются «изгибные морщины», расходящиеся из шкотового угла к передней шкаторине.

Гика-шкот

Натяжение шкота воздействует на все характеристики паруса. Больше чем любое другое средство управления, натяжение шкота последовательно меняется при изменениях скорости ветра и состояния моря.
На курсах вблизи галфвинда действует золотое правило — «сомневаешься — потрави». Травите до начала заполаскивания (трепетания или обратного выгибания ткани вблизи мачты) и чуть подберите, чтобы его прекратить. Грот следует травить больше, чем вы думаете. Не бойтесь травить парус до вант и краспиц (удостоверитесь только, что оттяжка гика достаточно набита).

Для совершенной настройки на курсах вблизи галфвинда травите при каждом порывчике. И наоборот, парус скорее всего потребуется подобрать при ослаблении ветра. Если паруса перегружены (крен слишком велик) на порыве, шкот можно потравить, позволив парусу заполоскать и сбросить избыток давления.

На полных курсах шкот просто перемещает парус из яхты и в яхту, меняя угол постановки паруса к ветру.

В бейдевинд, когда парус расположен вблизи диаметральной плоскости яхты, шкот начинает тянуть гик вниз, влияя тем самым на скручивание. Скручивание — это изменение угла атаки крыла-паруса по высоте. Оно определяет, насколько раскрыта верхняя часть паруса по сравнению с его нижней частью. Натяжение гика-шкота натягивает заднюю шкаторину паруса (уменьшает «скручивание»), увеличивает полноту задней части паруса, вынуждая яхту идти круче и улучшая лавировочные качества паруса. Ослабление шкота открывает заднюю шкаторину (стимулирует «скручивание»), ускоряет поток ветра поперек паруса, способствуя уваливанию и увеличению скорости яхты.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоГрота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоНасколько сильно может быть выбран гика-шкот, чтобы помочь яхте выходить на ветер наиболее эффективно, зависит от скорости яхты и скорости ветра. При большей скорости ветра гика-шкот может быть выбит сильнее без потери скорости яхты, и лавировочные качества улучшатся. При меньшей скорости ветра не следует перебирать гика-шкот, иначе яхта не сможет разгоняться. Помните еще одно фундаментальное правило настройки паруса, «сначала разгонись, а потом накручивай». Начинайте с относительно потравленным гика-шкотом и постепенно набивайте его по мере разгона яхты.

Начните с таким натяжением гика-шкота, чтобы верхняя лата была примерно параллельна гику (смотрела в том же направлении). Верхний колдунчик должен быть на грани отрыва потока (исчезновения за задней шкаториной паруса). При слабом ветре нужна более открытая задняя шкаторина. Шкот следует потравить от среднего положения (так, чтобы верхняя лата смотрела на 5-10 градусов подветреннее).

Наконец, гика-шкот — главный предохранительный клапан избыточного давления, когда яхта слишком кренится. Потравите его и дайте парусу заполоскать, чтобы позволить яхте вернуться к нормальному крену. Травите всякий раз, когда крен превышает 25 градусов на большинстве однокорпусников, или всякий раз, когда появляется избыток наветренного руля на любом типе яхты.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Ползун гика-шкота имеет две функции. Он определяет, вместе с гика-шкотом, угол постановки гика к ветру, а также контролирует центровку и крен яхты при порывах и ослаблениях ветра.

Установите нужное скручивание грота гика-шкотом, а затем с помощью ползуна поставьте гик в диаметральную плоскость (ДП) яхты для максимальной тяги и крутизны, при условии, что центровка и крен под контролем. Это означает, что при слабом ветре, когда гика-шкот достаточно растравлен для обеспечения набора скорости, ползун гика-шкота следует сдвинуть к наветренному борту, чтобы гик встал в ДП. То есть важно положение относительно ДП гика, а не самого ползуна. С усилением ветра и увеличением натяжения шкота, ползун будет постепенно травят к подветренному борту, чтобы удержать гик в ДП и уменьшить давление на парус.

Ползун очень много значит для центровки яхты по мере роста скорости. Травите при наветренном руле и излишнем крене. В гонках для контроля за центровкой яхты на порывах и ослаблениях ветра работайте с ползуном постоянно. В крейсерском плавании найдите золотую середину, которая обеспечивает хороший уровень комфорта и предохраняет яхту от излишнего крена.

Оттяжка гика

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что этоГрота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Оттяжка гика тянет вниз шкотовый угол гика и контролирует скручивание, когда гика-шкот растравлен на полных курсах.

Для контроля скручивания рекомендуется то же правило, что и на острых курсах — натяжение должно быть таким, чтобы держать верхнюю лату (или ее заднюю часть) параллельной гику.

При слабых и средних ветрах оттяжка не используется и просто держится без провисания. При свежем ветре на бейдевинде она может использоваться, чтобы помочь гика-шкоту оттягивать вниз гик для поддержания натяжения задней шкаторины.

Выбейте оттяжку, и вы сможете быстро травить гика-шкот на сильных порывах для предотвращения излишнего крена без ослабления задней шкаторины. В англоязычной литературе эта техника называется «vang sheeting»- работа оттяжкой, как шкотом.

Источник

ГРОТА-ШКОТ

Смотреть что такое «ГРОТА-ШКОТ» в других словарях:

ГРОТА-ШКОТ — (Main sheet) см. Шкот. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

грота-шкот — сущ., кол во синонимов: 1 • шкот (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

шкот — трос, снасть Словарь русских синонимов. шкот сущ., кол во синонимов: 10 • бизань шкот (1) • … Словарь синонимов

Шкот — бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении. Принимает название паруса, за который заложен (например, фока шкот, грота шкот) EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010… … Морской словарь

ШКОТ, ШХОТ — (Sheet of a sail) снасть, которой растягиваются нижние углы парусов. Принимает название того паруса, к которому она прикрепляется. Фока шкот и грота шкот снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса фок и грот соответственно. Эти снасти… … Морской словарь

ШКОТ — Происхождение: гол. schoot 1. Снасть бегучего такелажа, с помощью которой нижние шкотовые углы парусов растягиваются порею или гику либо оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый Шкот получает дополнительное наименование по… … Морской энциклопедический справочник

ГРОТА-ТОПЕНАНТ — (голланд.). Топенант (см. это сл.) у грота реи (см. это сл.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРОТА ТОПЕНАНТ гол. Шкот у грота. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… … Словарь иностранных слов русского языка

Шкот — У этого термина существуют и другие значения, см. Шкот (значения). Шкот (нидерл. schoot) снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягиван … Википедия

ГРОТ — муж. пещера, вертеп, выход, подвал, подземелье, копаное и украшенное или природное. Гротный вход. II. ГРОТ муж., мор. на парусных судах, большой прямой парус, на нижнем рее средней мачты; косой или штормовой грот, треугольный парус внизу этой же… … Толковый словарь Даля

ГРОТ — муж. пещера, вертеп, выход, подвал, подземелье, копаное и украшенное или природное. Гротный вход. II. ГРОТ муж., мор. на парусных судах, большой прямой парус, на нижнем рее средней мачты; косой или штормовой грот, треугольный парус внизу этой же… … Толковый словарь Даля

Источник

Грота шкот что это

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Конечно, будут правы те, кто скажут, что генуя «главнее», и что именно она обеспечивает основное тяговое усилие, движущее лодку вперёд. Но будут правы и те, кто напомнит о серьёзной роли грота, как в обеспечении правильного обтекания стакселя воздушным потоком, так и в рулевом балансе яхты.

И вообще, не стоит забывать о том, что существуют типы парусных лодок, которые вооружены только гротом и больше ничем.

Если вы хотите, чтобы стаксель работал правильно, чтобы яхта имела сбалансированный руль, чтобы её ход был ровным и стабильным, необходимо научиться правильно настраивать грот.

Как добиться эффективной работы грота? Что нужно сделать для его грамотной настройки?

Наверно, излишне напоминать основные параметры настройки грота. Они такие же, как и у стакселя – это угол установки паруса к ветру и форма паруса (твист, пузо и его положение). Но вот инструменты для настройки этих параметров у грота отличаются: и каретка, и шкоты служат для настройки иных параметров паруса, чем в случае со стакселем.

Начинаем смотреть, каким арсеналом настроечных средств мы располагаем.

Основные инструменты для настройки грота это:

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Грота-шкот (main sheet) контролирует глубину в нижней части грота. Чем больше набит грота-шкот, тем более плоской становится нижняя треть грота. И наоборот: для того, чтобы «запузатить» грот в нижней части нужно грота-шкот потравить.

2. Гика-шкот (boom-sheet)

Гика-шкот (2) совместно с кареткой (3) (traveler) управляет углом установки гика к ДП яхты, но в большей степени управляет твистом (twist) грота. Набивая гика-шкот, мы уменьшаем твист («закрываем парус»), а потравливая гика-шкот, мы твист грота увеличиваем («открываем парус»).

3. Каретка гика-шкота (её положение на погоне)

Каретка управляет углом установки гика к ДП яхты. К сожалению яхты не имеют совершенного погона (длинная дуга), он прямой и короткий. Поэтому кареткой можно устанавливать угол паруса только до галфвинда. На бакштаге и более полных курсах угол установки грота регулируется только гика-шкотом.

4. Оттяжка гика (степень её натяжения)

Оттяжка гика (boom vang) на полных курсах контролирует твист, управляя положением гика в вертикальной плоскости. На полных курсах для установки нужного угла паруса к ДП мы вынуждены травить гика-шкот. В результате, нок гика задирается наверх, натяжение задней шкаторины ослабевает и, как следствие, грот получает излишний твист, сбрасывая ветер с верхней части паруса. Для того, чтобы устранить этот ненужный и вредный эффект и применяют оттяжку гика. Оттягивая гик вниз, она уменьшает твист грота.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

С помощью этих двух инструментов настраивают «пузо» паруса и его положение.

Ахтерштаг (back stay), изгибая верхнюю часть мачты, отвечает в большей степени за размер «пуза» в верхней и средней части грота.

Натяжение грота-фала (halyard) влияет на положение «пуза» (draft) паруса. Чем сильнее набит фал, тем больше «пузо» перемещается вперёд.

Вот и все основные секреты. Можно начинать настройку грота.

Но прежде вернёмся на несколько шагов назад и посмотрим, что произошло до этого момента. После того, как грот был поднят, мы установили его под примерным углом к ДП (плюс-минус два лаптя). Этот примерный угол принимается, исходя из того, что, чем острее курс, тем меньше угол, а чем полнее, тем угол больше. Ясно, что на гоночном бейдевинде грот будет стоять почти в ДП. Есть, как-то поставили. После чего ставим и настраиваем стаксель. А вот после настройки стакселя приходит пора заниматься гротом. И заниматься мы будем всё тем же, чем и на стакселе: установкой угла грота к ветру и приданием ему оптимальной формы.

Основные настроечные операции для грота:

1. Придаём гроту нужный твист с помощью гика-шкота и оттяжки гика;

2. Настраиваем глубину паруса (пузо) с помощью грота-шкота и изгиба мачты;

3. Передвигаем пузо паруса в нужное положение изменяя натяжение грота-фала и (или)

применяя оттяжку Каннингхэма;

4. Настраиваем баланс руля положением каретки гика-шкота.

Грот оказывает большое влияние на рулевой баланс яхты. Настраивая этот парус для получения оптимального баланса руля, особое внимание нужно обратить на заднюю шкаторину.

Закрытая (натянутая) задняя шкаторина увеличивает тенденцию лодки приводиться к ветру.

Открытая (ослабленная) задняя шкаторина уменьшает тенденцию лодки приводиться к ветру.

Но если шкаторина излишне открыта (избыточный твист), то уменьшается сила тяги и острота курса. Замечу, что положение каретки гика-шкота никак не влияет на натяжение задней шкаторины (на твист).

Настройка твиста грота

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Положение каретки гика-шкота на погоне практически не влияет на твист грота. И хорошо, что это так: ведь уже выставленный твист при перемещении каретки (для установки угла грота) не меняется. А это значит, что устанавливая необходимый угол грота к ветру, мы не изменяем настроек твиста.

Твист уменьшается натяжением гика-шкота и оттяжки гика.

Твист увеличивается потравливанием гика-шкота и оттяжки гика.

Увеличенный твист часто используют при очень сильных ветрах для того, чтобы «выпустить» в верхней части паруса лишний ветер, не зарифливая при этом паруса.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Для уменьшения твиста грота на большинстве яхт применяют оттяжку гика, препятствующую задиранию нока вверх. Свидетельством правильной регулировки натяжения оттяжки гика может служить одновременное (по всей высоте) заполаскивание паруса у передней шкаторины при потравливании шкота.

Регулировка твиста на острых курсах

Базовая настройка твиста заключается в следующем. Потравите гика-шкот. Как только вы ослабите шкот, твист увеличится, и вершина паруса отклонится в подветренную сторону. Чтобы уменьшить твист, шкот нужно выбрать. До какого момента?

Лучшим индикатором настройки твиста является задняя шкаторина. Практика показывает, что нужно набивать шкот, пока верхняя лата грота (либо её задняя часть, 50 см ) не окажется параллельна гику.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

В качестве эксперимента попробуйте и дальше выбирать шкот. Очень быстро вы увидите, что верхняя лата окажется направленной в наветренную сторону, верхняя часть шкаторины закроется и парус затормозится. Если на гроте будут колдунчики, вы увидите, что верхний колдунчик изогнулся в подветренную сторону. Вы перетянули шкот и твист слишком мал. Поток воздуха не может обтекать грот без завихрений.

Для того, чтобы исправить ситуацию, потравите шкот до того момента, когда колдунчик выпрямится горизонтально. Ветер будет обтекать парус равномерно, без турбулентности. По окончании регулировки твиста устанавливается угол паруса к ДП с помощью каретки.

Регулировка твиста на полных курсах

В галфвинд или бакштаг для регулировки твиста применяют оттяжку гика. На бакштаге твист должен быть минимальный.

Глубина (пузо) грота

Глубина (пузо) грота настраивается двумя инструментами. Причём каждый из них отвечает за свою часть паруса.

Пузо в верхней части грота регулируют небольшим изгибом мачты, используя ахтерштаг. Изгиб мачты отодвигает заднюю шкаторину от передней, растягивая ткань и уплощая парус.

Уплощенный за счет изгиба мачты грот меньше кренит яхту и не так сильно приводит ее на ветер, особенно на острых курсах.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

При слабом ветре и полных курсах мачту, наоборот, стараются держать более прямой, ослабляя ахтерштаг и бакштаги.

Уплощение верхней части паруса оправдано, если:

· вы идёте в хороший ветер, но на спокойной воде;

· вы хотите идти как можно более остро;

· яхта имеет тенденцию к приводу (наветренный руль), а с рифлением вы решили подождать.

Посмотрите, как это делается.

Мы идём бейдевиндом, пузо несколько великовато для ветра в 15-17 узлов. Уплощаем грот, изгибая мачту ахтерштагом. Парус уплостился, но при этом пузо ушло назад. А нам нужно, чтобы оно было ближе к середине, ведь ветер усилился. Для этого выбираем грота-фал: пузо уменьшилось и сместилось вперёд.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Пузо в нижней части грота обеспечивают изменением натяжения грота-шкота. Чем более выбран грота-шкот, тем более плоским будет парус в нижней части. На волнении нужно увеличить тягу грота и обеспечить широкий курсовой сектор. Для этого грота-шкот потравливают, делая нижнюю часть паруса поглубже.

Если вы не в гонке, то для регулировки пуза чаще всего будете пользоваться именно грота-шкотом.

На полных курсах и при слабом ветре нижнюю шкаторину ослабляют, т.к. в этом случае появление большого пуза дает парусу возможность развивать большую тягу.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Если яхта сильно кренится и вдобавок заметно приводится, значит у вас паруса или излишне пузаты, или недостаточно уплощены (а).

После того, как мы подобьём грота-шкот и натянем нижнюю шкаторину как можно более туго, парус заметно уплостится (б).

На острых курсах грот тоже должен быть уплощён — это помогает лавироваться, поэтому грота-шкот должен быть туго набит.

Общее правило для регулировки пуза грота такое же, как и для стакселя:

А если и ветер сильный, и волну раскатало? Однозначно ответить невозможно. Настройка парусов — это не таблица умножения. Это искусство компромисса. Да, есть определённые правила, но комплекс настроечных операций не является догмой. В этом и заключается искусство яхтсмена, которое во многом приобретается с годами практических походов в море.

Экспериментируйте с формой паруса, наблюдайте за результатами. Используя общие правила и ваш опыт, пытайтесь создать «индпошив». Для каждой лодки, для каждого вида паруса, для конкретных волновых и ветровых условий существует одна-единственная оптимальная форма паруса. И то, что было хорошо для маленьких яхт, окажется не здорово на больших. А, когда вы пытаетесь настроить грот на закрутке, используя свой опыт работы с лейзи-джеком, вдруг оказывается, что тут есть своя специфика. Беря лодку в чартер на неделю, вы каждый раз будете заново привыкать к особенностям неизвестной вам яхты. Но это и интересно!

Но давайте закончим с пузом. Теперь займёмся его положением.

Положение пуза паруса

Настройка пуза не ограничивается регулировкой его величины.

Но «таблица умножения» говорит, что общей рекомендацией для положения пуза будет:

В слабый ветер — пузо ближе к корме (55-60%)

В средний ветер — пузо посередине (45-50%)

В сильный ветер — пузо ближе к мачте (40%)

Перемещают «пузо», используя грота-фал или оттяжку Каннингхэма (downhaul or Cunningham). Чем сильнее будет выбрана та или другая снасть, тем дальше вперёд сместится «пузо».

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Именно грота-фал и оттяжка Каннингхэма отвечают за положение пуза грота. Выбирая их, мы перемещаем пузо вперёд, а потравливая — назад. Но оттяжка Каннингхэма даёт больший эффект, чем натяжение фала.

Открытая задняя шкаторина правильно настроенного паруса позволяет яхте стабильно придерживается курса.

После обтягивания передней шкаторины каннингхэмом полоса грота вдоль гика приобретает некоторую мешковатость, а от люверса к гику собирается пара складок. На это можно не обращать внимание: на качество «скоростных заездов» это не влияет.

Имейте в виду, если паруса изношены фал (или оттяжку) нужно набивать сильнее, чем обычно, так как у старых растянутых парусов пузо всегда смещено назад.

Или другой случай. Решив уплостить верхнюю часть грота, мы изогнули мачту назад. Пузо стало меньше, но переместилось к корме. Нужно сдвинуть «пузо» в первоначальное положение. Для этого необходимо набить грота-фал или оттяжку Каннингхэма. После этого парус будет уплощён, «пузо» возвращено в правильное положение, задняя шкаторина открыта.

Под занавес следует немного потравить гика-шкот, чтобы сохранить прежний твист.

Баланс руля или «Каретку мне, каретку!»

Операции по настройке грота завершает регулировка баланса руля. Регулировка баланса руля на гроте позволяет избавить яхту от излишнего приведения или уваливания.

Фактически — это установка нужного угла грота к ДП (или угла к ветру), без изменения при этом установленного твиста паруса.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Устанавливают угол паруса к ДП яхты, перемещая каретку шкота. Угол установки грота к ДП яхты и к ветру зависит от натяжения шкота и положения каретки на погоне.

Зависимость между положением каретки и натяжением гика-шкота достаточно сложна. Но мы попробуем. Просто представьте себе, что погон является частью окружности с центром, расположенным в мачте. В этом случае вы набиваете (или потравливаете) шкот, придавая парусу определённый твист, а затем можете выставлять угол паруса к ДП, перемещая каретку по погону. Твист не будет меняться, пока вы не измените натяжение шкота.

На большинстве крейсерских яхт устанавливается короткий и прямой погон, что усложняет настройку. В итоге на настройку паруса влияет и положение каретки, и натяжение шкота. А в галфвинд и в бакштаг — ещё и натяжение оттяжки гика.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

В зависимости от силы ветра для острых курсов существуют три положения каретки гика-шкота:

1. Слабый и свежий ветер — каретку смещают в сторону наветренного борта. Почему? На слабом ветру необходим сильный твист: разница по векторам вымпельного ветра вверху и внизу значительна. Поэтому мы (при отданной оттяжке гика) травим гика-шкот, позволяя ноку гика уйти вверх создавая необходимый твист.

2. Ветер средней силы (4-5 баллов) — каретку держат посредине погона. Твист должен быть поменьше: мы подобрали гика-шкот и, возможно, оттяжку гика.

3. При дальнейшем усилении ветра нам потребуется плоский парус с минимальным твистом. Поэтому, не отдавая гика-шкота, каретку смещают под ветер. При этом задняя шкаторина освобождается от избыточного давления; яхта теряет способность идти очень остро к ветру, но её крен уменьшается и, соответственно увеличивается скорость выхода на ветер.

Обратите внимание: все манипуляции выполняются с использованием и каретки, и гика-шкота, и оттяжки гика. Но можно утверждать, что угол установки грота к ветру на острых курсах обеспечивается с помощью каретки.

Изменяя угол с помощью каретки, мы сохраняем важный (и уже установленный!) параметр профиля паруса — твист.

На острых курсах оттяжка гика практически не нужна и, как правило, потравлена.

Краткий обзор настроек грота

Можно подводить черту под настройками грота. Коротко повторим всё, что мы сделали.

· При выставленной в ДП каретке гика-шкотов выставляем нужный твист (гика-шкотом)

· Регулируем пузо грота. Чтобы изменить пузо в нижней трети грота используем грота-шкот. Для регулировки пуза в верхней части применяем ахтерштаг: изгибая мачту назад – уплощаем парус, выпрямляя её (ослабляя ахтерштаг), делаем верхнюю и среднюю часть грота более полной

· После чего регулируем положение пуза грота-фалом и оттяжкой Каннингхэма

· Затем кареткой гика-шкотов устанавливаем необходимый угол грота. В бейдевинд — перемещаем каретку, чтобы установить угол грота к ДП. В бакштаг — сдвигаем каретку в подветренную сторону до упора; для дальнейшего увеличения угла установки грота травим гика-шкот; затем набиваем оттяжку гика для того, чтобы восстановить нужный твист паруса.

Грота шкот что это. Смотреть фото Грота шкот что это. Смотреть картинку Грота шкот что это. Картинка про Грота шкот что это. Фото Грота шкот что это

Чтобы на полных курсах грот работал правильно, оттяжка должна прижимать гик вниз, уменьшая твист. Если оттяжка гика будет выбрана недостаточно, то парус в своей верхней части будет «выпускать ветер». Правило параллельности верхней латы гику (при установке твиста) никто не отменял и на полных курсах. Если вы набили оттяжку гика правильно, то верхние латы будут параллельны гику даже при потравленном гика-шкоте как на острых, так и на полных курсах.

Следите за колдунчиками (если они есть), особенно за верхним! Колдунчики должны гладко струиться и не загибаться вокруг шкаторины. Не допускайте закрытия задней шкаторины, это сразу же усиливает тенденцию яхты к приведению.

Тенденция лодки приводиться к ветру уменьшится, если при усилении ветра каретку переместить в подветренную сторону. Вам потребуется меньший угол перекладки руля, легче станет управлять лодкой, скорость увеличится.

Начало разговора о настройках парусов см.:

При подготовке статьи были использованы материалы учебника «Школа яхтинга», Андрей Иваничкин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *