Гротеск для чего нужен
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Художественная литература успешно пользуется приёмами и средствами, зародившимися в недрах других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры.
Одним из таких приёмов можно считать гротеск, широко используемый как литераторами прошлого, так и писателями-современниками.
Что такое гротеск и история этого термина
Гротеск – это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска – контраст.
Конфликт (что это?) нескольких противоположных начал порождает любопытные формы и представления, как, например, образы говорящих кукол или маленьких уродцев, вроде Крошки Цахеса в сказках Э. Т. Гофмана.
В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами.
Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» («причудливый, смешной»). Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» («пещера»).
В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента. Подобные декоративные фрагменты были обнаружены в римских катакомбах. Предполагают, что по времени создания они относятся к эпохе правления императора Нерона.
Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, – это типичные образы гротескного искусства.
Гротеск в литературе – это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением.
В отличие от гиперболы (что это?), которая тоже склонна к преувеличениям, гротеск доводит ситуацию до крайности, делая сюжет абсурдным. В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа.
Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя.
Примеры гротеска в литературе
Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха.
В комедии «Лягушки», принадлежащей великому греческому драматургу, высмеиваются вещи серьёзные: судьба души после смерти, политика, стихосложение, общественные нравы. Персонажи попадают в царство мёртвых, где наблюдают спор между великими афинскими трагиками: Софоклом и недавно умершим Еврипидом.
Поэты ругают друг друга, критикуя старый и новый способ сложения стихов, а заодно и пороки современников. Вместо классического античного хора, который обычно сопровождал реплики героев, у Аристофана появляется хор лягушек, чьё кваканье звучит как смех.
Яркий пример гротеска – повесть Н. В. Гоголя «Нос». Орган обоняния отделяется от своего хозяина и начинает самостоятельную жизнь: отправляется на службу, в собор, гуляет по Невскому проспекту.
Самое интересное, что Нос воспринимается окружающими как вполне серьёзный господин, а вот покинутый им майор Ковалёв не может выйти из дому. Получается, что обществу важен не человек, а его атрибуты: чин, статус, облик. Гротескный образ разгулявшегося носа
На гротеске построены сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Например, герой одноимённого произведения Карась-идеалист олицетворяет философствующего интеллигента, оторванного от реальной жизни. Карась проповедует всеобщую любовь и равенство, тогда как хищные рыбы продолжают глотать мелкую рыбёшку.
Думая отговорить щуку от поедания себе подобных, идеалист гибнет. Его попытка пойти против законов природы комична, но за ней скрывается глубокая печаль от осознания этой истины.
Однако не все исследователи считают гротеск исключительно комическим приёмом. В произведениях М. А. Булгакова сталкиваются столь мощные и фантастические образы, что смеяться над ними вряд ли придёт кому-то в голову.
Повести (что это?) «Роковые яйца» и «Собачье сердце» посвящены экспериментам человека над природой. Во всё ли нам дозволено вмешиваться? Какими могут быть последствия научных опытов? Эти вопросы всё более актуальны в эпоху клонирования и креоники. Гротески Булгакова пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминая гравюры Гойи.
Гротеск в зарубежной литературе
Кроме уже упомянутых Аристофана и Гофмана, среди зарубежных писателей приёмом столкновения высокого и низкого пользовались Ф. Рабле, С. Брандт, Дж. Свифт. В ХХ веке непревзойдённым мастером гротеска стал немецкоязычный писатель Ф. Кафка.
Герой новеллы «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что стал огромным насекомым. Попробовав перевернуться на другой бок, он понимает, что больше этого не может.
Любящий сын и брат, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, а теперь он оказывается ненужным. Близкие относятся к гигантской сороконожке с отвращением. Они не заходят в комнату Грегора, только сестра изредка приносит ему еду.
Постепенно отвращение к странному существу возрастает. Никто не догадывается, как «оно» страдает, слыша, как мать и отец обсуждают по вечерам возникшие проблемы. Однажды вечером сестра предлагает сыграть на пианино новым жильцам. Привлечённый звуками музыки из гостиной, герой выползает из своего убежища. Весёлая компания шокирована, выходит скандал.
Мучимый голодом, ранами и одиночеством, Грегор медленно умирает. Семья облегчённо выбрасывает из комнаты высохшее тельце насекомого. Родители замечают, что, несмотря на все невзгоды, сестра хорошеет.
Фантасмагорическая выдумка Кафки продолжает идею Гоголя о том, насколько мало значит человек, лишаясь своих социальных функций, как мало любви остаётся даже в самых близких людях.
Разговор о гротеске уводит в заветные глубины художественной образности. Этот приём удаётся лишь тем художникам, создания которых порождены долгими годами обдумывания. Вот почему гротеск в литературном произведении неизменно поражает и на всю жизнь остаётся в памяти.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хоть с помощью гротеска можно усилить эффект от прочтения произведения, лучше пользоваться другими приемами, которые вызывают меньше негативных эмоций.
История термина
Лексическое значение слова гротеск восходит к французскому языку. Слово grotesque, как и итальянское grottesco, переводится как «причудливый», но буквальный перевод французского слова grotesque — «гротовый», «относящийся к гроту» или «находящийся в гроте», от grotte — «грот» (то есть пещера или впадина). Это слово, в свою очередь, также восходит к латинскому crypta — «подземная», «скрытая», «подземелье».
Термин вошёл в распространение в XV веке, когда в результате археологических раскопок в подземных помещениях был найден Золотой дом Нерона — незавершённый дворцовый комплекс, который был основан императором после серьёзного пожара в 64 году н. э. Обладая большой фантазией и тонким художественным вкусом, Нерон приказал украсить стены комнат и коридоров необычными узорами, росписями с изображениями несуществующих животных и причудливых видов природы. Впоследствии дворец был разрушен императором Трояном.
Так как руины дворцового комплекса были обнаружены в эпоху Возрождения, гротескные мотивы быстро вошли в культуру той эпохи. Живопись подземных помещений зародила моду на создание необычных узоров и изображений в убранстве домов, отделке мебели, посуды, украшений и причудливых фигурок. Дракон с виноградной лозой в зубах, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, тело которого перевито плющом, — всё это типичные примеры гротеска в искусстве.
Лексическое значение
Гротеск — средство художественной выразительности, в основе которого лежит резкий контраст. Он причудливым образом сочетает в одном предмете, казалось бы, совершенно не сочетаемые понятия — в равном соотношении простое и сложное, реализм и фантастику, комичное и трагичное, уродливое и смешное, безобразное и прекрасное, карикатура и правдоподобие.
Гротеск в литературе — это комический приём, используемый для подчёркивания абсурдности и для того, чтобы указать читателю на что-то важное, скрывающееся за забавным, на первый взгляд, событием. Абсурдность играет важную роль: в ней и кроется секрет понимания идеи произведения. Именно с помощью гротеска можно воззвать ко многим серьёзным философским и остросоциальным темам.
Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание невозможно увидеть или до него дотронуться, но можно представить. Поэтому гротеск делает ударение на то, чтобы удивить и тем самым разбудить воображение читателя своими нетипичными образами. Помимо прочего, этот стиль противостоит обыденности, расширяет границы мировоззрения человека и позволяет авторам в полной мере продемонстрировать свой неограниченный талант.
Синонимами к слову гротеск как к литературному понятию могут стать: карикатура, шарж, пародия, ирония, сатира, гипербола. С некоторыми из этих терминов его можно спутать. Но от иронии он отличается тем, что в нём забавное и смешное граничит со страшным и зловещим, а образы в нём, как правило, имеют трагический смысл. Юмор и ужас здесь — две стороны одной медали. В отличие от гиперболы — чрезмерного преувеличения, гротеск доводит ситуацию до крайности, до абсурда.
В советской литературе считалось, что гротеск — форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает, а значит, эти понятия практически одинаковые. Но впоследствии эту точку зрения опровергли в своих статьях многие исследователи.
Отличительные черты
Таким образом, можно выделить основные отличительные черты стиля гротеск. Их проще понять на литературных примерах:
Примеры в литературе
Изначально гротеск использовался в мифах, легендах, былинах и сказках. Химеры, кентавры — всё это гротескные образы: к примеру, кентавр сочетает в себе черты человека и животного. Также мотивы гротеска прослеживаются в изображениях некоторых древних богов.
Другой яркий гротескный образ — Кощей Бессмертный, в котором человеческое сочетается с неведомыми потусторонними силами и мистическими возможностями. Образ Бабы-Яги также сочетает в себе и безобразное, и пугающее, но и забавное.
Гротеск присущ художественному мышлению таких авторов, как:
Можно кратко перечислить некоторые известные примеры гротеска в литературных произведениях:
Иногда целые романы являются набором причудливых образов: в них очень много различных деталей и эпизодов, которые можно отнести к гротеску. К ним относятся: «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Замок» Кафки, «Мёртвые души» Гоголя. В поэзии гротеск особенно характерен для творчества Маяковского.
Граждане, послушайте меня! Гротеск это не цирк, это серьёзно. Это как последняя граната, когда патроны уже кончились, а в штыки на пулемёты не попрёшь. Или как молитва. Или детские стихи: не будешь же детям сразу читать Кафку.
Вот я всё забываю попросить у читателей прощения за мои «бедные» рифмы и простенькие сюжеты. Для высокой поэзии они, конечно, не годятся. Но у меня чаще всё-таки песни, а не стихи, или, точнее, пародии на тот «гротеск», который другие поэты и литераторы сами допускают. Или допускали в давние времена, и не стеснялись этого. Я прочитал бесконечное количество русских стихов, чтобы выбрать из них лучшие, и там, к своему удивлению и удовольствию, нашёл этот самый стиль или художественный приём (способ создания образа, который ни на что другое не похож). Оказывается, и тогда гротеск был для чего-то нужен! Теперь привожу такие стихи в эпиграфах.
Скажете, слабовато? Куда уж мне до рифм и всяких тропов с синекдохами. Дай Бог, как Гомеру, смысл эпохи успеть передать)). Или, вы считаете, «мальчик передаст»? Не уверен…. Вот, В. Высоцкий, например, использовал изящные рифмы и отточенный стиль, самые интеллигентные, даже если частично народные, фразы и обороты речи. И обижался, почему его не публикуют. А смысл эпохи передал?
У греков катарсисом назвали очищение души с помощью переживания трагедии (то есть, катастрофы) или эстетического воздействия искусства.
В психоанализе катарсис означает разрядку патогенных аффектов, то есть неравномерно накапливаемой, «зажатой» энергии влечений. Посредством её вербализации или телесной экспрессии. Цель – лучшее понимание себя и других.
Ну, что бы ещё этакое важное, но всем понятное, заявить? Отличается ли гротеск от постмодернизма? Да, ибо он не заменяет разум интуицией и не уходит от традиционных ценностей. Гротеск как раз и может ответить на вопрос, как далеко способен постмодернизм завести человека и общество.
Ещё хотел бы сказать о некоторых понятиях, которые я использовал, но которые ещё не попали в словари и научные работы. Это «экзистенциальное время» и «экзистенциальное пространство», впервые о них написала в своей диссертации в Шеффилде М. Ушакова, мой музыкальный продюсер. Вот она, кстати, имеет степень магистра по психоанализу, после восьми лет обучения в Англии и практической работы там же.
Правда, анализ русских пациентов ей не интересен. Да он и не возможен. Кто не верит, пусть прочтёт работу Фрейда «Из истории одного детского невроза». И несколько томов комментариев к ней. Наши комментаторы почему-то больше обращают внимание на кастрированного волка, мысли мальчика о том, умел ли какать Иисус, или на неспособность Фрейда правильно интерпретировать русское выражение «Ё* вашу мать». А вот западные считают многолетнюю совместную работу австрийского аналитика и русского пациента уникальным терапевтическим опытом.
Конечно, слово экзистенция считается у нас почти ругательным. Это от того, что в Париже одной известной даме наступили на ногу, и она грязно выругалась при всем честном народе. Публика остолбенела, а дама с улыбкой сказала: «Вот видите, я тоже стала экзистенциалисткой». После чего Сартру пришлось написать целую книгу, чтобы оправдать свою философию. Но об этом потом. Если руки дойдут)).
Многие думают, что человек живёт в четырёх или даже шести измерениях: три пространственных и три временных (настоящее, прошлое и будущее, которые никуда не исчезают, а просто проходят перед нашим Я). Но тогда мир для каждого наблюдается свой, сугубо индивидуальный, со своим собственным временем, и таких миров столько же, сколько самих наблюдателей. Всё это довольно условно и мало изучено.
В каком пространстве существуют элементарные частицы? А Вселенная? А бессознательное, или та таинственная и грозная сила, которая из него исходит, и которую часто путают с господом Богом? Значит и протяжённостей тоже много, вплоть до параллельных миров. А русский Вася Пупкин, итальянский signorPincoPallino или латиноамериканский JuanPerez, в каких измерениях живут, что пьют и о чём думают?
Наверное, мы можем с уверенностью говорить только о некоторых значимых для человека видах упорядоченного экзистенциального пространства, дающего возможность возникнуть и существовать абстрактной человеческой психосоме. Которая, как многие утверждают, способна не только на механическое отражение бытия, но и свободу воли.
По-моему, это и есть глубинная суть гротеска. А иначе вы бы до этого места просто не дочитали. Сами через это проходили. А сколько ещё надо успеть сказать!
У Фрейда, как вы помните, есть понятие «психической реальности», это «особая форма существования», которая может иметь для человека такие же последствия, как и «материальная реальность». Она, предположительно, существует во времени и пространстве, которые тоже можно назвать экзистенциальными.
Гротеск имеет свои корни именно в этих измерениях. То есть, он индивидуален. Как следствие – может нравиться или рождать отрицательные эмоции, вплоть до отторжения (Спиноза говорил «омерзения»). Причём в разное время, или в разной обстановке, по-разному. Например, один и тот же клип с песенкой способен собрать миллионы восхищённых слушателей в сети, а через год от него будет уже всех тошнить.
То же касается книг, сериалов, прогнозов экономистов, анекдотов, выборов или разговоров об инновациях и инвестициях, улучшении образования и гигиене девочек-подростков.
Если, конечно, это не выраженный гротеск.
Итак, мы пришли к выводу, что гротеск объективно существует, и может быть описан, прежде всего, как феномен психической жизни и бессознательного символизма, и, далее, как художественный жанр, использующий специфические средства для быстрого раскрытия темы.
По правде говоря, сидя за компьютером, представить себе всё многообразие гротеска сложно. Вот те, кто сидят в лагерях, например его, часто видят воочию. И даже делают себе на коже «партачки» (татуировки).
Russian criminal tattoos. («Russian Criminal Tattoo Encyclopaedia Volume 1», Murray & Sorrell FUEL, London, 2009)
Как и они, мы с детства и до самой смерти зависимы, беспомощны, подавлены, обречены на иллюзии. Иногда только чрезвычайные обстоятельства (а среди них и гротеск) помогают человеку осмелиться начать мыслить, начать освобождаться от власти ложных авторитетов, правильно использовать свой разум, понимать свою роль в мире и брать на себя ответственность за свою судьбу.
Если задача психологии и философии научить человека правильно жить и быть счастливым, то гротеск учит видеть мир таким, какой он есть, а заодно с миром видеть самого себя и других. И только после такого «прозрения» можно сделать простой выбор: служить власти или разуму. Повиновение сильной власти, сверхъестественным силам или «высшему существу» даст чувство защищённости и благоговения. Повиновение разуму – может принести с собой познание истины, братскую любовь, стойкое перенесение любых страданий и независимость. Но часто приходится познать и одиночество, и наказание, и зависть с презрением со стороны всех окружающих.
А психоанализ (я говорю с уважением) что говорит на этот счёт? Да то же самое. Гротеск и психоанализ имеют одну и ту же цель: научить отличать истину от лжи в самом себе. И уже она должна сделать нас свободными (З. Фрейд). Или, как учит Евангелие: «Царствие божье внутри вас есть» (Лк. 7-4).
Парень умоляет: «Эй, Макарена, “daleatucuerpoalegriaycosabuena”! (дай своему телу радость, дай то хорошее, ради чего оно было создано)». А она мечтает о шмотках из магазина модной одежды. Вот настоящий гротеск! Поэтому эта песня обречена на вечную популярность.
Для меня лично этого длинного списка феноменов, которые человечество давно и безуспешно пытается понять, разгадать и описать без такого мощного понятия, как гротеск, достаточно. Теперь посмотрим, что можно сделать, используя это понятие. Во всяком случае, в поэзии. Я подобрал много примеров и буду пытаться их вам показывать, с Божьей помощью, конечно.
Многие художники, без всякого сомнения, давно работают в этом направлении, хотя могут и не понимать, что именно означает гротеск. Можем и о художниках поговорить.
Немного о музыке, ритме, размере. В гротеске они должны как-то присутствовать или ощущаться, без этого ничего не получится. Как говорила В. Керчинская, которая писала музыку на мои стихи, «без музыки всё это венчики-бубенчики». Ещё существует мелодия, ведь она присутствует везде, где есть жизнь, и в стихах тоже. Может возникнуть хорошая тема для большой дискуссии.
И, наконец, о нравственности! Многие думают, что гротеск циничен и неэтичен, ибо в нем часто есть табуированная лексика, он не боится говорить о физиологии человека и других некрасивых вещах. Но помилуйте, это происходит потому, что гротеск по определению антитезис реальности, в которой полно красивых слов, понятий и событий! Каким же ему надо быть? Или уж лучше от него совсем отказаться.
А я приведу пример такого, почти безнравственного, гротеска, в виде песни «Каждый носит на себе…».
Кто это? Конечно, вы догадались. Ведь есть ёмкое русское слово. Хотя ясно, что это не один человек, а их много.
Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором
Гротеск в изобразительном искусстве (от итальянского grottesco — «причудливый») — это разновидность живописного или скульптурного декора, для которого характерно сочетание реальных и вымышленных, красивых и уродливых, а также комических и трагических образов. Гротеск — это своеобразный стиль в искусстве и литературе, искажающий общепринятые нормы и наполненный безобидным мягким юмором.
Особенности гротеска
Гротеск — это искусство неожиданных контрастов и несоответствий. По мнению историков, изначально необходимость создания уродливых изображений объяснялась чисто практическими соображениями. Художнику не хватало места на небольшом участке стены, чтобы сделать правильный рисунок. На выручку приходила фантазия: человеческие формы тесно переплетались с животными, растительные элементы с мифологическими. Так появлялись причудливые гибридные изображения.
Гротеск в архитектуре никогда не был основным стилем оформления интерьера. Напротив, его всегда использовали во вспомогательных целях, для заполнения небольших пространств вокруг каркасов архитектурных конструкций или в качестве оригинального орнамента вокруг основного сюжета росписи.
Причудливые изображения на стенах зданий производят разное впечатление на людей. Гротески могут нравиться либо вызывать чувства отвращения, жалости или дискомфорта, но они неизменно привлекают внимание своей необычной формой и содержанием.
История гротеска
История гротеска берет свое начало в античной культуре. До наших дней сохранились немногочисленные уникальные образцы причудливых росписей домов знати Древнего Рима, обнаруженные в ходе археологических раскопок.
После падения Римской империи в V веке искусство гротеска было утрачено на тысячу лет. Только в 1481 году группа итальянских художников, приглашенных папой Сикстом IV для росписи храмов в Ватикане, случайно обнаружила в ходе строительства церкви руины дворца римского императора Нерона. На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников.
Найденные гротески вдохновили многих выдающихся мастеров Ренессанса на создание оригинальных фресок с элементами гибридных художественных образов. В частности, так поступили:
В начале XVI века гротескные мотивы при росписи ватиканских галерей вместе со своими учениками использовал гениальный Рафаэль Санти (Raffaello Santi). Чуть позже флорентийские мастера научились делать шпалеры, а затем и знаменитую керамическую майолику с причудливыми оригинальными орнаментами.
До конца XVI века сфера применения гротеска распространилась на другие виды искусства:
Особое влияние гротеск оказал на литературу. В ней он со временем оформился в качестве отдельного жанра. В качестве примеров всемирно известных литературных произведений в этой манере можно отметить:
В живописи и архитектуре гротеск не утрачивал популярности на протяжении нескольких эпох (маньеризма, барокко, рококо, романтизма), вплоть до середины XIX века. А в ХХ столетии причудливые мотивы в произведениях изобразительного искусства отчетливо проявились в сюрреализме и экспрессионизме.
Начало ХХ века также ознаменовалось появлением Театра Гротеска, который спустя 50 лет обрел новую жизнь в форме Театра Абсурда. А в конце прошлого столетия гротескные художественные образы прочно укрепились в современном кинематографе и поп-культуре.
В наши дни гротеск в живописи и архитектуре используется художниками крайне редко. Но никто не мешает ценителям искусства наслаждаться своеобразной красотой уникальных произведений мастеров былых эпох.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести гротескные шедевры антиквариата. Здесь же можно купить картины напрямую у современных художников.