Гроза что такое гроза по мнению дикого
Образ грозы в пьесе Островского Гроза
Гроза — это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.
Значения образа начинают раскрываться с 1-ого действия: слышится гром, на небе видна молния. Это явление будет присутствовать до 4-ого действия. Причем гроза непостоянна, она то набирает силу, то затихает. И даже в светлый день герои с тревогой в сердце ждут ее прихода.
Катерина очень боится грозы, стихия не гармонирует с ее натурой. Она провинилась и не желает оставить этот мир с нечистой душой. В этом случае это явление предстает как сила потустороннего мира.
В заключительной части пьесы гроза находится в своем апогеи. При этом затишье перед предстоящей бурей обманчиво, те люди, что гуляли по городу, хотят побыстрее укрыться под крышей дома.
Гроза отражается в жизни каждого героя. Катерина смогла сознаться в измене как раз когда стихия разбушевалась, сделала она это от страха солгать. Это меняет дальнейшую судьбу Кабановых.
В грозе есть и положительные черты. После нее выходит радуга, и есть надежда на преображение Калинова и то, что люди смогут поступить так, как считают нужным. Первым нарушителем правил стал Тихон.
Даже в названии произведения имеется символ этого явления. И оно здесь не только природное, но и иносказательное, оно обозначает отношения и связи поколений, зависимость и власть. Тихон радуется возможности хотя бы на время покинуть ненавистный дом, где ему приказывает мать.
Но многие люди видят в ней божью кару. Отношение к этому явлению характеризует натуру героев. Суеверие прочно засело в народных массах. Это можно увидеть в рассуждениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Однако и Дикой, а также Кабаниха и прочие персонажи не очень переживают по поводу грозы. Кабаниха уверена, что грозу посылает бог как знак гнева, но она убеждает себя в том, что ее образ жизни соответствует канонам божьим.
Варвара и Кулигин говорят, что не испытывают страха перед грозой. Варвара смотрит в будущее, она намерена сбежать из дома, а Катерину держит страх прошлого.
2 вариант
Гроза — это природный феномен. Но Островский, в собственном произведении дал ему объяснение. При этом своеобразную фигуру грозы мы обнаруживаем одновременно во многих интерпретациях.
Смысл представления начинает описываться с 1-ого события: раздается гром, на небосводе замечена молния. Этот феномен будет фигурировать до 4-ого события. При этом гроза изменчива, она то организует стихию, то замолкает. Даже в тихое и солнечное время персонажи с волнением в душе ожидают ее появления.
Опасаются ее все, только вот не Кулигин. У него нет сложностей с моральной ответственностью, в связи с чем он не боится наказания господа. Он воспринимает грозу как обыкновенное событие, не видит в ней мистицизма. Он сообщает, что гроза не может навредить. Дикой не соглашается с такой позицией, он думает, что грозу отправляет Всевышний, чтобы напомнить народу о будущем суде. В этом заключается дикий ужас.
Катерина сильно пугается грозы, природа не сочетается с ее нравом. Она совершила проступок и не стремится покинуть окружающий мир грешницей. В такой ситуации — это феномен появляется как сила мира иного.
В последней части произведения гроза пребывает в своем пике. При этом тишина перед грядущем вихрем лжива, те люди, что прогуливались по городу, желают как можно быстрее спрятаться под защитой дома.
Гроза изменила мир каждого персонажа. Катерина сумела признаться в неверности только когда природа разгулялась, совершила она это от боязни соврать. Это изменяет в корне будущую жизнь Кабановых.
Даже в наименовании литературной работы имеется символика данного феномена. И оно в этом месте не только естественное, но и аллегорическое, оно символизирует связи и отношения людей, зависимость и самодержавие. Тихон рад шансу хоть временно оставить неприятное жилище, где им командует мать.
Но почти весь народ воспринимает в ней божественный гнев. Позиция к подобному феномену показывает души персонажей. Предрассудки крепко застряли в обществе. Это можно встретить в размышлениях Дикого: «Гроза-то нам в наказание…». Но в то же время и Дикой, да и Кабаниха и оставшиеся действующие лица не очень беспокоятся из-за грозы. Кабаниха убеждена, что грозу отправляет Всевышний как признак злости, но она утишает себя в том, что ее жизнь подходит условиям небесным.
В произведении символична не только гроза, но и действующие лица. Гроза — это также возмущение и деспотическое правление, это обобщенная фигура — деспотии, естества, связей людей. В грозе кроются душевные терзания героев.
В пьесе символично не только явление грозы, но и персонажи. Гроза это также гнев и тираническая власть, это собирательный образ – тирании, природы, отношений людей. В грозе скрывается также внутренний конфликт.
Характеристика Дикого
Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является богатый провинциальный купец Дикой, ставший в произведении символом грубости, жадности, глупости и невежества. Будучи ярким представителем людей дикого и жестокого нрава, он в полной мере принадлежит «тёмному царству». Характеристика Дикого имеет большое значение для понимания той части общества, что тянуло Россию на самое дно. Люди, подобные Дикому, отвергали прогресс и просвещение, счастье они видели в незыблемости традиций, какими бы ужасными они ни были.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Савел Прокофьич Дикой.
Возраст — не указан, мужчина около 50–60 лет.
Род занятий — купец.
Семья — большая семья, есть дети.
Социальное положение — купец.
Происхождение — родом из богатого купеческого семейства.
Воспитание — отсутствует, не имеет никакого представления о культуре поведения.
Образование — отсутствует, малограмотный, невежественный человек.
Внешность — не указано.
Характер — деспотичный, грубый, невежественный, трусливый, жадный, подлый, расчётливый, настойчивый.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — агрессивный, грубый, человек настроения, очень жадный, способен уважать только грубую силу, трусливый.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Дикого с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Дикого основан на том, что он является крайне агрессивным, раздражительным человеком и имеет славу первого «ругателя» в родном городе.
«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!»
Источник: Действие первое, явление 1
Дикой — семейный человек, у него есть жена и несовершеннолетние дочери.
Источник: Действие первое, явление 3
«…дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет…»
Источник: Действие первое, явление 1
«…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
Портретная характеристика Дикого основана на том, что он занимает не последнее место в городе: это богатый и очень влиятельный человек, имеющий большой вес.
«…может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Черты характера и поступки
Дикой жить не может без того, чтобы постоянно кого-то не ругать. При этом он никого не стесняется и готов унижать людей где угодно. Особенно сильно страдает от тяжёлого нрава племянник Дикого, Борис, который оказался в полной зависимости от тирана.
Дикой имеет славу первого «ругателя» в родном городе.
«Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт».
Источник: Действие первое, явление 1
Источник: Действие первое, явление 1
«…а этот как с цепи сорвался!»
Источник: Действие первое, явление 1
«Как не ругать! Он без этого дышать не может».
Источник: Действие первое, явление 1
Никто в городе не в состоянии повлиять на Дикого, смирить его крутой нрав.
«Унять-то его некому, вот он и воюет!»
Источник: Действие первое, явление 1
Дикой — жадный и несправедливый человек. Он не готов выполнить завещание своей матери и выплатить долю наследства племяннику Борису. Он хочет оставить все деньги в своей семье.
«Борис. Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!”»
Источник: Действие первое, явление 3
Ради собственной выгоды Дикой готов ругаться до последнего вздоха. Он обманывает всех, кого может обмануть.
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся».
Источник: Действие первое, явление 3
«Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путём не разочтет. Городничий и стал ему говорить: “Послушай,- говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!
Источник: Действие первое, явление 3
«Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!»
Источник: Действие первое, явление 3
Особенно сильно разжигают злость в душе Дикого разговоры о деньгах.
«Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2
У Дикого настолько тяжёлый, своевольный характер, что никто не может ему угодить, даже собственная семья.
«На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»
Источник: Действие первое, явление 3
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?»
Источник: Действие первое, явление 3
«А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Источник: Действие первое, явление 3
Дикой совершенно не ценит свою семью. Он постоянно ругается с близкими и даже намеренно распаляет свою злость, чтобы уже в таком заведённом состоянии общаться по деловым вопросам.
Дикой — большой трус, он обижает только тех, кто слабее его. Если он сам становится объектом ругательства, то впоследствии вымещает всю злость и ярость на близких.
Дикого не любят даже члены его семьи. Его длительное отсутствие становится большим облегчением.
«Послали из дому узнать, где он. А коли у вас, так пусть сидит: кому его нужно. Дома-то рады-радёхоньки, что ушёл».
Источник: Действие третье, сцена 1, явление 3
Дикой — высокомерный человек, не способный уважительно относиться к другим людям, особенно к тем, кто ниже его по статусу.
«Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
«Отчёт, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю… Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Воспитание
Дикой — глубоко невежественный, тёмный человек, который не принимает просвещение.
«Дикой (топнув ногой) Какое ещё там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?»
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Дикой — невоспитанный, глубоко невежественный человек.
«Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»
Источник: Действие первое, явление 3
Характеристика Дикого другими героями
Кудряш
Кудряш, как и все в городе, знает, что Дикой — человек агрессивный, без нравственных принципов и представлений о чести.
«Как не ругать! Он без этого дышать не может».
Источник: Действие первое, явление 1
Кудряш замечает, что главным поводом для ругательства со стороны Дикого являются деньги — ни одна сделка у него не проходит без страшной ругани.
«Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
Источник: Действие первое, явление 3
По мнению Кудряша, Дикой — человек ограниченный, невоспитанный, который не имеет ни малейшего представления о культуре поведения.
«Кудряш. Уж само собой. Нешто они обращение понимают!»
Источник: Действие первое, явление 3
Борис
Борис отмечает жадность своего дяди, который не намерен отдавать ему положенную часть наследства.
«Уж он и теперь поговаривает иногда: “У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!”»
Источник: Действие первое, явление 3
Борис понимает всю тщётность как-то угодить вечно всем недовольному и раздражённому Дикому.
«В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне?»
Источник: Действие первое, явление 3
Жизнь под одной крышей с дядей открывает глаза Борису на его манеру общения с близкими, которых он совершенно не ценит. Дикой привык при каждом удобном случае срывать своё раздражение на членах семьи.
Кабаниха
Кабанова удивляется, что никому из домашних Дикого не удаётся угодить ему: настолько капризным и раздражительным является он.
Кабанова замечает, что перед тем, как с кем-то переговорить по делу, Дикой намеренно ругается со своими близкими, чтобы уже в сердитом расположении духа вести дальнейшие переговоры. При этом Дикому совершенно не жаль понапрасну ругаться с членами семьи.
Кулигин
Честный и порядочный Кулигин глубоко возмущён отношением Дикого к людям, которых он постоянно обманывает, обсчитывает, и таким образом приумножает своё состояние.
Кулигин признаёт в Диком человека не только богатого, но и влиятельного в городе. Он обращается к нему в надежде, что тот расщедрится и сделает что-то полезное для горожан.
«…говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».
Источник: Действие четвёртое, явление 2
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Дикого вместе!
Речевая характеристика Дикого
Речь Дикого, его манера разговаривать с людьми, общая интонация наглядно демонстрирует все негативные качества персонажа: жадность, глупость, невежество, полное отсутствие культуры и уважения к собеседнику.
Язык Дикого отличается грубостью, он насыщен бранными, оскорбительными словами и выражениями: «дурак», «дармоед», «проклятый», «червяк». Будучи представителем богатого купечества, Дикой считает себя гораздо выше и «именитее» окружающих его людей. Он уверен, что все вокруг должны пресмыкаться перед ним, и каждый раз при общении намеренно унижает людей: «Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашёл важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».
Дикой — человек тёмный, невежественный, и его необразованность постоянно проскальзывает в разговоре. Это особенно заметно при использовании иностранных слов, которые он искажает: «елестричество», «езуит».
Речевая характеристика Дикого красноречиво свидетельствует о том, что герой является глупым, бескультурным, невежественным человеком.
Биография
Савел Прокофьич Дикой — богатый и влиятельный купец, проживающий в вымышленном русском городе Калинове. У него большая семья: жена и несовершеннолетние дочери.
Дикой — успешный делец, который смог сколотить немалый капитал не столько благодаря своим качествам, сколько за счёт обмана крестьян и работающих на него мужиков.
Савел Прокофьич является родным дядей Бориса, чей отец ушёл из семьи из-за любви к девушке из «благородных». Согласно условию завещания бабушки Бориса, тот сможет получить часть наследства, если будет почтителен к дядюшке. Дикой берёт племянника к себе на работу, но денег не платит и всячески издевается над Борисом, чтобы тот в какой-то момент сорвался и нарушил условие завещания. Самым страшным ударом для него является потеря денег.
Дикой — человек необразованный, который пренебрежительно относится к науке, просвещению, культуре, политике.
Образ Дикого
Савел Прокофьич Дикой является ярким отрицательным персонажем, представителем «тёмного царства». Основными его качествами являются грубость, жадность и невежество.
Дикой недаром получает прозвище главного «ругателя» в городе: он ругается с утра и до вечера, со всеми, кто подвернётся ему под руку. Особенно сильно достаётся тем, кто вынужден решать с Диким финансовые вопросы. Герою очень тяжело расставаться с деньгами, и он старается всячески обмануть или запугать людей, чтобы в итоге оставить их в дураках. Каждый, кто приходит к Савелу Прокофьичу за платой, неизменно будет унижен и оскорблён.
При этом сам Дикой — трусливый человек. Когда приходится вступать в конфликт с человеком, который по статусу является равным или даже выше, Дикой тушуется, утрачивает всю свою привычную злость и резкость. Но он обязательно отыгрывается на более слабых и зависимых, чаще всего достаётся членам его семьи.
Всё, что интересует Дикого, — это деньги. Живя потребительски, он ничем не интересуется, у него нет каких-либо целей, желаний, хотя с его финансовыми возможностями он мог бы сделать много чего по-настоящему полезного.
Дикой является глупым, необразованным человеком, привыкшим жить в плену суеверий и предрассудков. Он не открыт знаниям, прогрессу, всё новое настораживает его. Глупость героя порождает его агрессивность, раздражительность. Изменить его способна лишь сила, ещё более грубая, чем он сам, однако никто не может найти на Дикого управу.
Смысл названия и образная символика драмы Гроза А.Н. Островского
В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем – Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своём роде. Драма не повторяет многих законов жанра.
«Гроза» была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы «Гроза» Островского.
Смотреть галерею
Первый образ грозы
Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.
Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.
В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.
Смотреть галерею
«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»
Второй образ грозы
Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:
Смотреть галерею
В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.
В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.
М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)
Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»
Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.
Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.
Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.
Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь – зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.
Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов – это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.
Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.
Сочинения
Драма Островского Гроза была впервые поставлена на сцене в 1859 году. Свою работу писатель писал в эпоху реализма, когда все явления и предметы наделялись символическим смыслом. Не стала исключением и драма. Давайте же определимся, в чем смысл и символика названия пьесы Островского.
Смысл названия драмы Гроза
Читаешь пьесу драматурга, невольно выделяешь главную героиню Катерину. Вот только писатель называет произведение не в честь Катерины, он выбирает символическое название Гроза, и не просто так.
В пьесе гроза представлена как природное явление, где разные события сопровождаются частой непогодой, и жители Калинова живут в предвкушении стихии. Но не только гроза выступает как явление природы, здесь она является и действующим лицом. Она стала вызовом установленным порядкам, где писатель обличает тиранию в быту и показывает протест, что должен был возникнуть.
Гроза является и характеристикой отдельных героев драмы. Так мы видим Кабаниху, чей характер подобен раскатам грома. Ее все боятся и не смеют перечить. Она же является представителем старых порядков.
Символика пьесы Гроза Островского
Знакомясь с драмой Островского, мы можем заметить разную символику, которую использует писатель в своей работе. Прежде всего это гроза, которая является как символом божьей кары и наказанием за грехи, так и символом перемен, бунта. Она же является и символом нового, грядущего.
Часто Катерина вспоминает птиц и мечтает стать одной из них. Здесь птицы символизируют свободу, независимость, легкость, которую мечтала получить героиня, освободившись из топкого болота жизни.
Еще символично писатель использует в своем произведении реку. Она — как граница между двумя жизнями. По одну сторону Калинов, где старые устои и темное царство. По другую сторону — идеальная жизнь. Для всех она своя, но она особенная, такая в которой бы каждый хотел оказаться. Одновременно с этим Волга становится и символом смерти, хоть это и странно звучит. Ведь вода по своей сути — это жизнь. Но с другой стороны, прыгнув в реку, Катерина обрела ту самую свободу, о которой так мечтала. Она освободилась от темного царства.
Смысл названия и символика в драме «Гроза» Островского
А какую оценку поставите вы?
Образ реки
Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».
Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры – жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.
Сочинение: Образная символика в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
(443 слова) Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского начинается с песни «Среди долины ровныя…», которую исполняет самый мудрый и добрый герой Кулигин. Его слова принадлежат поэту Алексею Мерзлякову. Автор раскрывает такие темы, как бессмысленность богатства, невозможность жить без любви, отсутствие гармонии с окружающим миром. Такие же мотивы развивает в пьесе русский драматург. На протяжении всего произведения читатель воспринимает детали, которые формируют образы-символы. А.Н. Островский показывает разные стороны общественного уклада того времени через обычные предметы и явления.
Перед читателем возникает точная и типичная картина консервативных, патриархальных, закрытых семей. Их образом-символом является купеческий дом. Так описывает его Кулигин в беседе с приезжим Борисом: «ворота, сударь, заперты и собаки спущены»; «слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых»; «семья, говорит, дело тайное, секретное». На первый взгляд подобные семьи могут показаться идеалом сплоченности, благородства, нравственности. На самом деле суть таких домов – застой, страх, тирания. В нем правят лицемерные и злые люди. Кабанова считает, что «в доме старшие есть, ими дом-то и держится». Молодое поколение вынужденно ищет выход из угнетающей и давящей обстановки. Варвара говорит: «У нас ведь дом на том (на обмане) держится». История частной семьи отражает мрачную атмосферу всего Калинова. Борис чувствует себя «лишним», называет поволжский город «эта трущоба». Кулигин о; «бульвар сделали, а не гуляют»; «вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Калинов – изолированное место, где власть принадлежит самодурам.
Вместе с темными образами драматург использует светлые символы. Кабанова запирает дверь калитки, а ключ прячет. Варвара крадет и подменяет его, отдает Катерине. Сначала девушка боится. Видит в ключе воплощение греха, измены. Главная героиня не может жить без любви, а потому принимает предложение. В подобной жизненной ситуации обмануть мужа и сбежать из дома – стремление к свободе и человечности. Борис для Катерины – немного свежего воздуха в окружающей духоте. Название пьесы, гроза – образ очищения, которого правильно боятся деспоты и напрасно страшатся некоторые их жертвы. Дорога в пьесе является символом воли. Тихон и Борис покидают Калинов, но даже на расстоянии не чувствуют себя до конца свободными. Один пьет, другой прозябает в Сибири по воле Дикого. Катерина же никогда не сможет уехать из этого страшного места. Аллегоричными считаются попытки Кулигина создать общественное благо: поставить громоотводы или установить солнечные часы. Дикой противится развитию и просвещению. Отчетливый образ воли – птица. Катерина раздумывает: «Отчего люди не летают?», — мечтает о независимости. Борис считает себя «вольной птицей», но это неправда, потому что мужчина не соглашается бежать вместе с Катериной, как Варвара и Кудряш. Самоубийство – выход, одно из решений проблемы, которую обозначил драматург. Волга олицетворяет возможность освободиться. Полусумасшедшая барыня пророчит: «Вот красота-то куда ведет». Красота искренней, эмпатичной, способной любить натуры среди людей Калинова ведет к смерти.
А.Н. Островский доказал, что языком драматургии, с помощью символов возможно отображать и обсуждать общественные проблемы.